Формы возмещения вреда за экологические правонарушения

Электронная библиотека

В соответствии со статьей 78 закона «Об охране окружающей среды» возмещение вреда, причиненного природной среде в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Выяснение обстоятельств дела об экологическом правонарушении и выявление его последствий производится органами государственного экологического контроля. Первичным документом, которым оформляется факт экологического правонарушения, является протокол об экологическом правонарушении. Рассмотрев дело об экологическом правонарушении, должностное лицо (комиссия по делам об экологических правонарушениях) государственного органа выносит постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде.

— наименование должностного лица (комиссии), вынесшего постановление;

— дату рассмотрения дела;

— сведения о лице, в отношении рассматривается дело;

— изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;

— указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное экологическое правонарушение;

— принятое по делу решение;

— срок и порядок возмещения причиненного вреда.

Полученные данные о причиненных убытках, включая упущенную выгоду, оформляются актом о размерах причиненных убытков, который прилагается к постановлению. Копия постановления вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. Таким образом, правонарушителю предлагается добровольно возместить причиненный вред. При неисполнении нарушителем постановления органы государственного экологического контроля могут предъявлять в суд или арбитражный суд иск о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде.

При возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, применяются обычные формы возмещения вреда: натуральная и стоимостная. К натуральным формам возмещения можно отнести:

— меры по восстановлению природного ресурса до исходного состояния на момент нанесения вреда;

— предоставление равноценного природного ресурса взамен утраченного или выведенного из хозяйственного оборота;

— строительство и передачу истцу сооружений по воспроизводству и восстановлению утраченного.

Однако согласно статье 78 закона «Об охране окружающей среды» возмещение вреда в натуре возможно только с согласия сторон, участвующих в деле. В случае возмещения вреда правонарушителем в добровольном порядке в натуральной форме заключаются соответствующие договоры и (или) соглашения, регламентирующие порядок, условия, сроки и объемы возмещения причиненного вреда.

К стоимостным формам возмещения вреда можно отнести:

— предоставление финансовых средств для восстановления состояния окружающей среды до исходного к моменту причинения вреда;

— финансирование мероприятий по воспроизводству природных ресурсов;

— возмещение истцу иных убытков, включая упущенную выгоду.

Возможен смешанный вариант, при котором в пользу потерпевшего часть средств компенсируется в денежной форме, а часть – путем выполнения восстановительных работ. Если ответчик уклоняется от выполнения возложенных судом обязанностей, суд, арбитражный суд по иску потерпевшей стороны принимает решение о взыскании ущерба в денежной форме, включая убытки, вызванные неисполнением решения суда.

Как уже было сказано, исчисление вреда, причиненного природной среде в силу ряда причин сопряжено со значительными трудностями. Отсюда возникает необходимость разработки и применения специальных способов подсчета причиненного вреда.

В соответствии со статьей 78 закона РФ «Об охране окружающей среды» возмещение причиненного окружающей среде вреда в результате экологического правонарушения производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами, а также с методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Иногда размер причиненного вреда исчисляется в смешанном порядке, т.е. используется комбинация способов.

Такса – это условная единица исчисления причиненного вреда, представляющая собой заранее исчисленный и зафиксированный в твердой сумме размер ущерба. Таксы как инструмент исчисления вреда применяются не по всем видам ресурсов, а лишь по тем, которые обладают признаком делимости. К ним относятся: лесные ресурсы, животный и растительный мир. Такса устанавливается за каждый экземпляр уничтоженного или незаконно добытого дерева, животного, а размер взысканий в соответствии с установленными таксами определяется по количеству поврежденных или уничтоженных объектов природы.

Для определения размера возмещения убытков, причиненных недрам, земельным и водным ресурсам, атмосферному воздуху, действующим законодательством предусмотрено применение специальных методик.

Следует отметить, что применение такс и методик для расчета размера причиненного вреда не всегда обеспечивает реализацию принципа полного возмещения вреда, в особенности при причинении крупномасштабного вреда, поскольку стоимость работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей природной среды может значительно превышать размер взыскания, исчисленный по таксам и методикам.

Из содержания статьи 78 закона «Об охране окружающей среды» следует, что иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, могут предъявляться специально уполномоченными органами государства в области охраны окружающей природной среды, прокурором, потерпевшей стороной.

Денежные средства, взыскиваемые с причинителя вреда, направляются в бюджетные экологические фонды.

6.2. Возмещение вреда окружающей среде

К юридическим средствам возмещения вреда окружающей среде относится гражданско- правовая ответственность (ГПО). Она наступает по факту правонарушения, т.е.

На требования о возмещении вреда природной среде распространяются общие основания ГПО, среди которых основополагающее значение имеют вина и противоправность поведения. Причинивший вред обязан его возместить, если не докажет, что вред причинен не по его вине. Вред природной среде с точки зрения последствий можно разделить на вред экономический и вред экологический.

Понятие экономического вреда. Причиняется экономическим интересам природопользователя. Он может выражаться в потерях товарной продукции природы, упущенной выгоде, вынужденных расходах на восстановление имущества и нарушенного состояния природной среды.

Вред экологический нарушает экологические интересы общества в здоровой, благоприятной для жизни, окружающей среде.

Материальным объектом причинения вреда является качество окружающей среды, состояние ее экологических систем, те обменные процессы, которые протекают в биосфере. Вред природной среде причиняется как в результате правомерной (т.е. разрешенной государством) деятельности, так и вследствие нарушения природоохранительного законодательства (экологического правонарушения). Соответственно этому ответственность причинителя вреда может быть эколого-экономической или эколого-правовой.

Эколого-экономическая ответственность причинителя вреда — это ответственность за правомерный, разрешенный, вынужденный по объективным обстоятельствам вред. Она наступает по самому факту причинения вреда независимо от наличия вины в действиях причинителя вреда. А юридическая ответственность наступает при нарушении природоохранительного законодательства. Ее основанием является факт совершения экологического вреда, а не факт возникновения вреда.

Экологический вред выражается в разрыве естественных связей в природе. Невозможно восполнить в денежном эквиваленте ущерб, причиненный окружающей среде (невосполнимый вред), а возмещение вреда в натуре возможно лишь частично, т. е. такое возмещение носит условный характер, поскольку объекты природы не имеют стоимости (относительно восполнимый вред). В денежной сумме оценивается лишь то, что, как правило, нельзя восполнить в натуре (фактический восполнимый вред).

Виды объектов экологического вреда: окружающая среда — антропогенный вред; здоровье человека — физиологический вред; будущее поколение человечества — генетический вред.

экологический вред: любые неблагоприятные последствия (материальные и

нематериальные), вызванные нарушением экологического законодательства;

ущерб (реальные и предполагаемые потери количества или качества окружающей среды); убытки (экономически невыгодные для природопользователя последствия потерь) в виде: расходов на восстановление прежнего состояния окружающей среды, утраты с/х продукции, рыбных запасов и т.д.; потери товарной продукции (имущества); упущенной выгоды, недополученных доходов.

Экологический вред проявляется в:

порче — нерациональном использовании, ведущем к потерям качественных и количественных характеристик природных объектов

загрязнении — любом изменении физико-химического состава любым способом и в любой степени

истощении — уменьшении полезных природных свойств

повреждении — частичном приведении в негодность по качеству и количеству уничтожении — полном качественном и количественном приведении в негодность.

Способы (случаи) возникновения вреда:

негативное воздействие последствий аварий и катастроф на объекты природной среды негативное воздействие загрязненных природных объектов с причинением вреда жизни и здоровью (нематериальным благам) физических лиц и имуществу юридических лиц.

В процедуры защиты прав лиц при причинении им экологического вреда входит: 1.

Страхование ответственности за вред, причиненный собственнику природного объекта загрязнением этого объекта (имущественное страхование) или здоровью и имущественным интересам физических и юридических лиц вследствие негативного воздействия загрязненных природных объектов (экологическое страхование). 2.

Обращение собственника природного объекта к предприятию-загрязнителю с требованием возместить вред, причиненный загрязнением природного объекта. 3.

Обращение физических и (или) юридических лиц к специально уполномоченным органам в области ООПС или природоохранную прокуратуру с просьбой о защите их нарушенных прав. 4.

Обращение в суд с иском к предприятию-загрязнителю или к собственнику природного ресурса. 5.

Обращение специально уполномоченных органов или органов природоохранных прокуратур в суд для защиты прав физических или юридических лиц. 6.2.1.

Порядок возмещения экологического вреда (ущерба, оцениваемого в денежном выражении) имеет следующие формы:

судебный и внесудебный (в административном порядке, через страховые выплаты, единовременное экологическое пособие, экологические льготы населению); добровольно и принудительно;

установленным способом (по таксам, по методикам исчисления ущерба, по фактическим затратам на восстановление потерь в природной среде; в смешанном (комбинированном) порядке.

Понятие «вред природной среде» включает в себя прямой и косвенный ущерб, а также убыток.

Ущерб — это выражение в денежной форме результатов вредного воздействия на окружающую среду.

Убыток — материальные потери и финансовые издержки (прямые и косвенные) природопользователей (граждан, предприятий, учреждений и организаций), возникающие в результате:

ликвидации экологических последствий аварии и восстановления нарушенного состояния окружающей среды;

потери здоровья, порчи имущества и продукции природопользователей;

упущенной выгоды от изменения состояния ОС и природных ресурсов и т.

Вред, нанесенный ОС, оценивается на основе фактически установленного, инструментально измеренного и документально подтвержденного негативного воздействия на окружающую среду.

Величина компенсации ущерба, наносимого негативным воздействием на окружающую среду, определяется как сумма ущербов, причиненных различным природным ресурсам, но может быть определена и по одному из них.

Исчисление ущерба и убытков осуществляется на основании действующей нормативнометодической документации, кадастровой оценки природных ресурсов, а также такс для исчисления размера взыскания за ущерб растительному и животному миру.

Возмещение вреда потерпевшей стороне может осуществляться в натуральной и стоимостной формах за счет собственных средств виновника или средств страховых организаций, осуществляющих экологическое страхование.

К натуральным формам относятся меры: по восстановлению эквивалента утраченного количества и качества природного ресурса, предоставлению равноценного природного ресурса взамен утраченного, восстановлению природного ресурса до исходного состояния на момент нанесения вреда, выделению заменяющих объектов, материалов, технологий, оборудования. строительству сооружений и объектов по воспроизводству и восстановлению утраченного.

К стоимостным формам возмещения вреда относятся: предоставление финансовых средств для восстановления нарушенного состояния окружающей среды до исходного, финансирование мероприятий по воспроизводству природных ресурсов, финансовое обеспечение мер по возмещению вреда, включая упущенную выгоду, компенсация иных дополнительных затрат в связи с восстановлением природного ресурса.

Принципы основаны на ГПО. Это всеобщая обязанность причинителя возместить причиненный вред, это принцип полного возмещения, это принцип ответственности юридических лиц и граждан, принцип солидарной ответственности при совместном причинении вреда. 6.2.2.

Порядок возмещения вреда, причинённого здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Под неблагоприятным воздействием окружающей среды понимается антропогенное воздействие, т.е. воздействие, осуществляемое хозяйственной или иной деятельностью человека.

Компенсация ущерба населению, вызванного стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, регулируется другим законодательством.

Согласно законодательству вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме.

А в соответствии с нормами гражданского законодательства возмещению подлежит лишь та часть ущерба, которая оценивается в деньгах. Как правило, это экономический вред.

Экологический вред человеку (здоровье, смерть, дефекты генетического характера) не оцениваются и остается тем грузом, которое несет общество.

Право на предъявление иска к причинителю вреда о возмещении ущерба здоровью граждан имеют сами потерпевшие, или их законные представители. Иск может быть предъявлен в интересах граждан прокурором, органами МПР и экологии России, общественными объединениями граждан.

Вопросы и задания для самопроверки: 1.

Что означают понятия экологические правонарушения и юридическая

ответственность за них? 2.

Назовите виды ответственности за экологические правонарушения. 3.

Охарактеризуйте административную и уголовную ответственность за экологические правонарушения. 4.

Перечислите элементы состава экологического преступления и дайте их краткую

Что такое экологический вред? 6.

Перечислите виды и формы вреда. 7.

Каков порядок возмещения экологического вреда? 8.

Охарактеризуйте формы возмещения вреда.

Часть вторая. Особенная часть курса экологического права Тема 7. Правовая охрана окружающей среды в промышленности, энергетике, военной деятельности и в сельском хозяйстве. Эколого-правовые требования в городских и сельских поселениях

Основные проблемы окружающей среды в промышленности.

Экологические требования при размещении, проектировании и строительстве промышленных объектов. Экологические требования, предъявляемые в процессе эксплуатации промышленных объектов. Экологическая паспортизация промышленных предприятий. Правовое регулирование размещения промышленных отходов. Экологические требования к размещению и эксплуатации энергетических объектов. Экологические требования к военным и оборонным объектам.

Основные направления охраны окружающей природной среды в сельском хозяйстве на современном этапе его развития.

Правовые меры охраны земель сельскохозяйственного назначения от загрязнения, истощения, нерационального использования. Понятие мелиорации и экологические требования при проведении мелиоративных работ. Правомочия землепользователей по проведению мелиоративных работ на их земельных участках.

Виды поселений по российскому законодательству. Эколого-правовые требования в градостроительстве.

Правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями

Понятие экономического и экологического вреда. В соответствии с гражданским законодательством, регулирующим экономические отношения, под вредом понимается определенный ущерб, убыток. Применительно к экологическому праву, регулирующему общественные отношения, возникающие при причинении вреда природной среде, вред может быть выражен в виде реальных и предполагаемых потерь в природной среде, а именно в виде ущерба — уничтожения лесных массивов, видов диких животных, птиц, выведения из хозяйственного оборота земли вследствие загрязнения и прочих убытков — расходов на восстановление нарушенных природных комплексов, отдельных видов природных объектов

Спецификой экологических правонарушений является то, что при их совершении вред причиняется объектам, имеющим как экологическую, так и экономическую ценность. Нередко при этом экологический вред обусловлен в определенной степени и экономическим (имущественным) вредом (ущербом). Так, экономический вред может быть весьма существенным от гибели природных ресурсов — леса (товарной лесной продукции), рыбы (рыбной продукции), земли (снижение урожая сельскохозяйственных культур, поголовья животных и др.). При нарушении правил пожарной безопасности в лесах, если следствием этого стала гибель леса, экономический вред включает в себя стоимость уничтоженной при пожаре товарной древесины, различных строений и сооружений, затраты на ликвидацию последствий пожара, расходы по возмещению ущерба, причиненного организациям и гражданам.

С экономическим вредом тесно связан и экологический вред Так, пожар в лесах загрязняет атмосферный воздух, выбрасывая огромные массы дыма, пыли и газов, при этом нарушается естественный гидрологический режим и состояние почвы, рек, водоемов, лесов, т.е. причиняется экологический вред. Экологический вред с точки зрения его комплексного проявления может быть обнаружен не сразу, а через довольно длительное время, нередко он бывает трудно восполнимым. Указанные особенности экологического вреда создают сложности при его определении и возмещении убытков. Исходя из этого усилия государственных природоохранных органов должны быть направлены в первую очередь на предупреждение наступления любого вреда. Не менее опасной разновидностью экологического вреда является антропогенный вред. Это вред, причиняемый здоровью человека, который выражается в ухудшении физиологического и генетического состояния человеческого рода.

Способами устранения экологического вреда являются: 1) восстановление имущества (погубленного, нарушенного) в натуре; 2) возмещение убытков природопользователю; 3) воспроизводство отдельных видов природных ресурсов, оздоровление окружающей среды.

В процессе природопользования вред, наносимый природе, является объективным фактором, как результат общественно необходимой человеческой деятельности. Природоохранный закон при этом выполняет роль важнейшего регулятора отношений человека и природы. Закон определяет рамки дозволенного воздействия на объекты природы, степень и нормы такого воздействия и в случае нарушения принятых правил воздействия на окружающую природу устанавливает ряд санкций.

Допустимое воздействие на природную среду (в процессе общественно полезной деятельности) связано с понятием нормального экологического риска, который включает следующие условия: неизбежность потерь в природной среде, их минимальный объем, наличие реальной возможности их восстановления; отсутствие вреда здоровью человека и необратимых изменений в природной среде; соразмерность экологического вреда и экономического эффекта. Допущение нормального экологического риска по воздействию на природную среду проверяется государственной экологической экспертизой в ходе разработки и утверждения технико-экономических обоснований проектов, их размещения, ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации.

Несоблюдение условий нормального экологического риска природопользователем влечет за собой ограничение или приостановление его деятельности. При этом причиненный природе экологический вред подлежит возмещению в исковом порядке, а виновные должностные лица могут быть привлечены к административной или уголовной (с учетом степени общественной опасности и объема ущерба) ответственности.

Принципы возмещения вреда природной среде. Основные положения по возмещению вреда природной среде сформулированы в законодательстве, регулирующем природоохранные отношения (ст. ст. 75-79 Закона «Об охране окружающей среды», и ГКРФ (ст. 1064, 1082). Отношения по возмещению вреда, причиненного в результате экологического правонарушения, основаны на принципах гражданско-правовой ответственности, хотя эти отношения и не носят чисто имущественного характера. Среди этих принципов для экологии имеют значение следующие:

— всеобщая обязанность причинителя возместить причиненный вред (независимо от привлечения к иным видам юридической ответственности). Формы возмещения вреда могут быть разнообразными. Они могут устанавливаться сторонами при заключении договоров и предусматривать особенности возмещения причиненного ущерба ввиду особенностей реализации договоров по природопользованию (пени, неустойки и др.) либо предусматривать ограниченную, полную, повышенную материальную ответственность (при трудовых отношениях причинителя вреда);

— принцип полного возмещения причиненного вреда предполагает взыскание реального ущерба (ст. 126 Основ гражданского законодательства) и упущенной выгоды. Экологический вред подсчитывается с учетом реального ущерба и упущенной выгоды в объеме неполученного дохода. Этот неполученный доход должен быть обусловлен именно действием экологического вреда, связанного с конкретным фактом его наступления, продолжающегося во времени и пространстве;

— принцип ответственности юридических лиц и граждан за вред, причиненный их работниками (ст. 1068 ГК РФ). Указанный принцип вытекает из общеправового принципа неотвратимости ответственности за причиненный вред (ст. 1064 ГК), обеспечивающего надежные гарантии для взыскания вреда, особенно с причинителей, которые в силу различных обстоятельств являются неплатежеспособными. В таких случаях вред возмещает предприятие, организация, где работает причинитель вреда, а юридическое лицо вправе в регрессном порядке потребовать возмещения ущерба, нанесенного причинителем вреда — работником данного предприятия, организации;

— принцип солидарной ответственности при совместном причинении вреда. Практика показывает, что вред природной среде причиняется вследствие сочетания упущений и нарушений, допускаемых целым рядом организаций, разрабатывающих, осуществляющих строительство, ремонт, реконструкцию, производство; контролирующих реализацию народнохозяйственных, промышленных, строительных объектов, т.е. вред является результатом деятельности иных субъектов правоотношений, хотя экологическую ответственность в первую очередь за него несет непосредственный причинитель. В тех случаях, когда источниками причинения вреда природной среде являются нарушения, допускаемые различными организациями в результате совместной деятельности по осуществлению народнохозяйственных проектов, в качестве солидарных ответчиков могут привлекаться и другие организации, виновные в нарушениях, повлекших причинение ущерба (вреда). Например, изыскатели, допустившие неточности в своих анализах, повлекшие неточности в проекте; проектные организации, допустившие ошибки при проектировании объектов. В качестве соответчиков могут выступать и строители, некачественно выполнившие работы по строительству экологических очистных установок, сооружений и др. В подобных случаях арбитражный суд, территориальный суд обязаны при определении экологического вреда установить роль и степень участия каждого соответчика в причинении вреда и принять меры к его возмещению в соответствии с принципом солидарной ответственности (Ст. 1080 ГК);

— принцип возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности для окружающей природной среды.

Предприятия, учреждения, организации, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды, обязаны возместить причиненный ими вред окружающей природной среде и здоровью человека в соответствии со ст. 1079 ГК (ст. 77 Закона «Об охране окружающей среды») К источникам повышенной опасности относятся промышленные предприятия. В гражданско-правовом смысле источником повышенной опасности является деятельность (состояние), обладающая двумя признаками повышенной вероятностью причинения вреда и невозможностью полного контроля за данной деятельностью (состоянием). Под владельцами источников повышенной опасности понимаются юридические (организации) и физические лица (граждане), осуществляющие эксплуатацию источников повышенной опасности на основе права собственности, аренды, владения, пользования. Не признаются владельцами источников повышенной опасности лица, управляющие ими в силу трудовых или иных договорных отношений (машинист электропоезда, водитель автомобиля, тракторист, работающие по найму в соответствующих организациях), заключенных с владельцем данного источника

Наибольшую потенциальную опасность для окружающей природной среды представляют такие виды источников повышенной опасности, как транспортные средства, станки и оборудование предприятий химической и целлюлозно-бумажной промышленности, металлургической промышленности, особенно предприятий, перерабатывающих цветные металлы, объекты нефтегазового комплекса, предприятия, деятельность которых связана с использованием химических, биологических и радиоактивных веществ и материалов, обладающих свойствами и признаками источников повышенной опасности. Указанные виды источников повышенной опасности загрязняют природную среду, наносят особо ощутимый вред лесному хозяйству, земле, водным ресурсам, атмосферному воздуху, а также всему растительному и животному миру, здоровью человека.

В настоящее время не существует перечня источников повышенной опасности. В каждом конкретном случае рассмотрения дела о возмещении ущерба суд (арбитражный суд) отдельно решает вопрос об отнесении того или иного вида причинителя вреда к категории источника повышенной опасности. Для взыскания ущерба с владельца источника повышенной опасности не требуется наличия его вины. Ущерб возмещается в силу самого факта причинения вреда, если не будет установлено, что ущерб наступил в результате действия непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Непреодолимой силой считаются обстоятельства, связанные со стихийными природными явлениями (землетрясения, оползни, наводнения, извержения вулканов и т д), а также аварии и катастрофы. Такой ущерб компенсируется на основе специального законодательства, регулирующего имущественные отношения, возникшие вследствие стихийных бедствий и катастроф.

32. Механизм возмещения вреда окружающей среде.

Вред, причиняемый нарушением правовых экологических требований, называется в доктрине экологического права эколо­гическим или экогенным вредом.

Под экологическим вредом понимается любое ухудшение со­стояния окружающей среды, произошедшее вследствие наруше­ния правовых экологических требований. Он прежде всего прояв­ляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем.

Вследствие названных форм деградации природы может быть причинен вред здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Такой вред называется экогенным. Вред здоровью и имуще­ству граждан и юридических лиц неблагоприятным воздействием на окружающую среду не всегда связан с нарушением требований законодательства об окружающей среде. Он может причиняться вследствие стихийных бедствий — землетрясений, наводнений и т.п.

Подчеркнем, что экологический вред имеет и другие общест­венно значимые проявления. Они касаются, в частности, демогра­фической сферы: снижение продолжительности жизни, уменьше­ние прироста населения.

Экологический вред часто связан с упущением выгоды, т.е. не­получением природопользователем доходов, которые он мог полу­чить при обычных условиях. Например, фермер мог получить более высокий урожай сельскохозяйственных культур, если бы не была загрязнена окружающая среда.

Новым для российского экологического права элементом эко­логического вреда является моральный вред. Он может заклю­чаться в нравственных переживаниях в связи невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также с физической болью, связанной с повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравст­венных страданий. Так как природа удовлетворяет эстетические (духовные) потребности человека, уничтожение, к примеру, зеле­ных насаждений в городах также может рассматриваться как фактор причинения морального вреда и потому должно служить основанием для его возмещения. Такие иски могут предъявлять­ся в контексте нарушения права на благоприятную окружающую среду.

Законодательством предусматривается судебный и внесудеб­ный порядок возмещения экологического вреда. Соответствующая обязанность может быть исполнена по решению суда — общего или арбитражного. Внесудебный порядок возмещения реализует­ся рядом способов, включая добровольное возмещение, возмеще­ние посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке. Добровольный способ воз­мещения вреда, редко встречающийся на практике, имеет для причинителя некоторые преимущества, пока мало осознаваемые в российском обществе. Судебный порядок может создать мощ­ную антирекламу предприятию и иному причинителю вреда, в которой они никак не могут быть заинтересованными. При оче­видности ситуации, касающейся экологического вреда, в частнос­ти, когда налицо причинитель вреда и его жертвы, вред иногда «выгоднее» компенсировать добровольно.

Административный порядок возмещения нанесенного эколо­гического вреда применяется, как правило, при авариях и сти­хийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем принятия мер социально-экономической защиты пострадавшего населения. В качестве других форм возмещения такого вреда в административном порядке можно рассматривать оформление листка временной нетрудоспособности, инвалидности.

В Законе об охране окружающей среды устанавливается, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ре­сурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружаю­щей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответ­ствии с законодательством. Удовлетворяя требование о возме­щении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возмес­тить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причи­ненные убытки.

Общие основания ответственности за причинение вреда опре­делены в ГК РФ: противоправность действия (бездействия), при­чинная связь между действием (бездействием) и наступившим ре­зультатом (причинение вреда) и вина причинителя. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. Однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причи­нителя вреда — в частности, если вред причинен источником по­вышенной опасности.

Возмещение вреда природной среде

Дела о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, рассматриваются по искам прокурора, государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов, граждан и юридических лиц, во владении и пользовании которых находятся природные ресурсы, администрации государственных заповедников и национальных природных парков.

ГК РФ предусматривает два способа возмещения вреда — в натуре (реальный) и в денежном выражении. Что касается ре­ального возмещения вреда в натуре, то при различных видах эко­логических правонарушений встает вопрос о пределах возмож­ностей такого возмещения. К примеру, применительно к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализовано по­средством восстановления прежнего состояния земли. Так, при неправомерном нарушении рельефа земельного участка — учас­ток покрыт траншеями, котлованами и т.п. *•- восстановление может заключаться в устранении этих недостатков. Восстановле­ние лесных массивов может быть осуществлено посредством новых посадок древесных культур.

Решение о восстановлении прежнего состояния земли, других природных ресурсов как способ реального возмещения вреда, причиненного нарушением правил рационального использования и охраны природных богатств, принимается в каждом конкрет­ном случае судом. Очевидно, такое требование может быть предъ­явлено к правонарушителю, если:

• восстановление объективно возможно и

• правонарушитель в силу своей специальной правосубъект­ности в состоянии в течение некоего оптимального срока провести необходимые работы.

При невозможности возмещения вреда в натуре решается во­прос о денежном возмещении.

Возмещение причиненного природной среде вреда в денежном выражении определяется рядом способов, предусмотренных зако­нодательством об окружающей среде. В соответствии с Законом об охране окружающей среды возмещение причиненного окру­жающей среде вреда в результате экологического правонаруше­ния производится: в соответствии с утвержденными в установлен­ном порядке таксами, а также методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на вос­становление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной вы­годы.

Иногда размер причиненного вреда исчисляется в смешанном порядке, т.е. используется комбинация способов.

Таксы, представляют собой условные единицы оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также с учетом необходимости наказа­ния виновного. Такса состоит как бы из двух частей: одна имеет целью возмещение затрат, другая — наказание виновного. При невысоких уровнях платы за пользование дикими животными по разрешениям, утвержденным распоряжением Правительства РФ, таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причинен­ный объектам животного мира, во много раз превосходят размеры платы.

Как инструмент исчисления вреда таксы применяются не по всем видам ресурсов. Они утверждены по лесному хозяйству. По охотничьим животным таксы установлены на отдельные виды животных, определена таксовая стоимость каждого незаконно уничтоженного животного. По рыбным запасам — также по от­дельным видам. Таксы устанавливаются уполномоченными госу­дарственными органами.

Методики подсчета ущерба применяются в случае возмеще­ния вреда, причиненного загрязнением вод, атмосферного возду­ха, почв.

По фактическим затратам возмещается ущерб, когда отсут­ствуют соответствующие таксы или методики подсчета. В част­ности, в таком порядке определяется ущерб, причиненный невы­полнением обязанностей по рекультивации земель и другими правонарушениями.

В смешанном порядке применяются все способы определения размера ущерба.

При рассмотрении дела суд может назначить экспертизу для оп­ределения подлинного размера ущерба. Однако отсутствие таксы или методик подсчета ущерба не должно служить основанием для отказа в рассмотрении иска в суде или арбитражном суде.

§ 7. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРАВОМЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Как отмечалось ранее, любая хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, в той или иной степени причиняет ей вред. Пределы разрешенного негативного воздействия определяются государством.

В законодательстве в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов можно выделить следующие правовые формы возмещения вреда, причиненного природной среде в результате правомерной деятельности:

• возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства;

• компенсационные выплаты за вредное воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания;

• компенсационные посадки и компенсационные выплаты стоимости удаляемых объектов растительного мира.

Возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства предусмотрено ст. 76 КоЗ, ст. 103 ЛК.

Потери сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, связанные с изъятием земельных участков из сельскохозяйственных земель, земель лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением сельского и (или) лесного хозяйства, а также связанные без изъятия земельных участков со строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом) подземных линейных сооружений, осуществляемым в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений в срок до полутора лет без вырубки древесно-кустарниковой растительности (насаждений), возмещаются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, в доход республиканского бюджета.

Потери сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства возмещаются лицами, которым предоставляются изымаемые земельные участки либо разрешается строительство (реконструкция, капитальный ремонт) линейных сооружений.

Средства, поступающие от возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, используются для освоения земель, не используемых в сельском хозяйстве, сохранения и повышения плодородия почв и иных полезных свойств земель, для землеустройства, а также для осуществления комплекса мероприятий, направленных на охрану, защиту и воспроизводство лесов. Порядок определения размеров потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства и их возмещения устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, строительная и иная деятельность которых оказывает вредное воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания или представляет потенциальную опасность для них, в соответствии со ст. 23 Закона Республики Беларусь «О животном мире» обязаны планировать и осуществлять мероприятия в целях предотвращения и (или) компенсации возможного вредного воздействия на объекты животного мира и (или) среду их обитания в соответствии с проектными решениями планируемой строительной и иной деятельности, прошедшими государственную экологическую экспертизу, а при их отсутствии — с соответствующими планами, согласованными с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

При размещении, проектировании, возведении, реконструкции, расширении, техническом переоснащении, модернизации, изменении профиля производства, демонтаже и (или) сносе объектов и комплексов, оказывающих вредное воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания или представляющих потенциальную опасность для них, в проектной документации должны предусматриваться, кроме прочего:

• мероприятия, обеспечивающие охрану объектов животного мира и (или) среды их обитания от вредного воздействия на них химических и радиоактивных веществ, отходов, физических и иных вредных воздействий;

• мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции и мест концентрации диких животных, в том числе путем строительства и ввода в эксплуатацию сооружений для прохода диких животных через транспортные коммуникации, плотины и иные препятствия на путях их миграции; зоопитомников и других объектов для разведения диких животных, а также иных сооружений, возводимых в целях предотвращения и (или) компенсации возможного вредного воздействия на объекты животного мира и (или) среду их обитания.

Мероприятия, осуществляемые в целях предотвращения и (или) компенсации возможного вредного воздействия на объекты животного мира и (или) среду их обитания, должны быть обеспечены гарантированными объемами и источниками финансирования, достаточными для предотвращения и (или) компенсации в полном объеме возможного вредного воздействия на объекты животного мира и (или) среду их обитания.

При осуществлении строительных, дноуглубительных или взрывных работ, добыче полезных ископаемых или водных растений, прокладке кабелей, трубопроводов или других коммуникаций, производстве иных работ на водных объектах, а также в случаях, когда не представляется возможным проведение вышеуказанных мероприятий, производятся компенсационные выплаты, величина которых определяется на основании Положения о порядке определения размера компенсационных выплат и их осуществления, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Компенсационные посадки и компенсационные выплаты стоимости удаляемых объектов растительного мира предусмотрены Законом Республики Беларусь «О растительном мире».

Компенсационные выплаты стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира — возмещение стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира на конкретном земельном участке с учетом их видового состава, качественного состояния и количественных параметров. Компенсационные посадки — комплекс мероприятий по созданию объектов растительного мира взамен удаляемых, пересаживаемых (ст. 1 Закона Республики Беларусь «О растительном мире»).

При планировании строительства в проектной документации, предусматривающей удаление, пересадку объектов растительного мира, должны быть определены места, сроки, количественные и качественные характеристики объектов растительного мира и иные условия проведения компенсационных посадок либо осуществления в местный бюджет компенсационных выплат стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Компенсационные посадки либо компенсационные выплаты стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира осуществляются также в случае удаления, пересадки объектов растительного мира, препятствующих эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, осуществляемой в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В то же время компенсационные посадки, компенсационные выплаты стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира не осуществляются в случае удаления, пересадки объектов растительного мира:

• препятствующих эксплуатации зданий, осуществляемой в соответствии с законодательством Республики Беларусь, при нарушении их инсоляции и освещенности;

• препятствующих использованию земельных участков по целевому назначению;

• находящихся в ненадлежащем, в том числе аварийном, состоянии;

• при осуществлении ликвидации чрезвычайной ситуации или ее последствий либо когда для обеспечения жизнедеятельности граждан или экономической деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимо выполнение неотложных работ, проведение которых невозможно без удаления, пересадки объектов растительного мира.

Порядок определения условий проведения компенсационных посадок либо осуществления компенсационных выплат стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Средства, поступающие в счет компенсационных выплат стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира, используются только на озеленение, воспроизводство объектов растительного мира, осуществление мероприятий, направленных на охрану и защиту объектов растительного мира.