Конфискация имущества понятие правовая природа

Рубрикатор

Конфискация имущества: понятие, юридическая природа, особенности применения

Согласно ст. 104 УК конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора суда следующего имущества:

°денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных ч. 2-4 ст. 105 УК (убийство при квалифицирующих признаках), ч. 2 ст. 111 УК (причинение тяжкого вреда здоровью при квалифицирующих признаках), ч. 2 ст. 126 УК (похищение человека), ст. 1271 УК (торговля людьми), ст. 205 УК (терроризм), ст. 206 УК (захват заложника), ст. 209 УК (бандитизм), ст. 278 УК (насильственный захват власти) и другими статьями УК, или являющихся предметом незаконного перемещения через таможенную фаницу РФ, ответственность за которое установлена ст. 188 УК, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;

°денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных указанными в п. «а» статьями, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

°денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

°орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому (ч. 1 ст. 1041 УК).

Такая мера подлежит применению только в случаях совершения перечисленных видов преступлений и при условии доказанности связи соответствующих денег, ценностей и иного имущества с совершением преступления.

Если имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от этого имущества были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов от него (ч. 2 ст. 1041 УК).

Имущество, указанное в ч. 1 и 2 ст. 104 УК, переданное осужденным другому лицу (организации), также подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий (ч. 3 ст. 104УК).

Если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, указанное в ст. 104′ УК, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета (ст. 104 УК).

При решении вопроса о конфискации имущества в соответствии со ст. 1041 и 1042 УК в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении вреда, причиненного законному владельцу (ч. 1 ст. 1043 УК).

При отсутствии у виновного иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, кроме указанного в ч. 1 и 2 ст. 1041 УК, из его стоимости возмещается вред, причиненный законному владельцу, а оставшаяся часть обращается в доход государства (ч. 2 ст. 1043 УК).

Положения ст. 104′ УК, касающиеся конфискации доходов от использования имущества, полученного в результате совершения преступления, применяются только к правоотношениям, возникшим после 1 января 2007 г. Это связано с правилами применения обратной силы уголовного закона (ст. 54 Конституции РФ, ст. 10 УК).

Уголовно-правовая природа конфискации имущества

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 153[1] «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федераль­ного закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» внес существенные изменения и дополнения в уголовное законодательство, имеющие конечной целью создание эффективного механизма противодействия различного рода преступлениям связанных с экономической деятельностью, терроризмом, организованной преступностью и т.д. Законодатель снова вернулся к давно известному нам уголовно-правовому институту конфискации имущества. Однако в этот раз данная норма отнесена в новый раздел УК РФ, иные меры уголовно-правового характера.

На наш взгляд стоит подробнее рассмотреть данный институт, а также выявить произошедшие в нем изменения. Подробнее хотелось бы остановиться на уголовно-правовой природе конфискации имущества и целях ее применения.

Отметим, что до декабря 2003 г. конфискация имущества представляла собой дополнительное наказание, заключающийся в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества являющегося собственностью осужденного (ч.1, ст. 52 УК РФ)[2]. Теперь согласно ч. 1 ст. 104.1 УК РФ[3] конфискация имущества определяется как принудительное, безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства имущества, определенного уголовным законом. При этом конфискация имущества рассматривается не как уголовное наказание, а как иная мера уголовно-правового характера.

Первое, что бросается в глаза, это изменение в содержании нормы, в данном случае имеется ввиду замена законодателем слов «изъятие в собственность» на «обращение по решению суда в собственность», что по своей сути не меняет сущности данного понятия, так как «изъятие имущества — это отторжение имущества у его владельца в случае обращения взыскания на это имущество по решению суда[4]» соответственно «обращение на имущество — юридический термин, означающий выявление, арест, продажу имущества не вернувшего долг должника с целью передачи вырученных от продажи средств пострадавшему кредитору, предъявившему иск».

По нашему мнению, несмотря на все изменения, которые претерпела конфискация имущества, она сохранила основные признаки присущие ей в качестве уголовного наказания, таковыми являются:

— конфискация имущества, бесспорно, остается мерой государственного принуждения, так же, как любой вид наказания и любая мера уголовно-правового характера;

— назначается приговором суда;

— конфискация применяется к лицу, признанному виновному в совершении преступления;

— конфискация по своей карательной сущности есть лишение и (или) ограничение осужденного в его имущественных правах.

Что касается основания применения конфискации имущества, то ранее согласно ч. 2 ст. 52 УК РФ конфискация имущества применялась только за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и могла назначаться судом только в случаях, когда санкция статьи Особенной части УК РФ предусматривала данный вид наказания. Анализ прежних положений уголовного законодательства показывает, что конфискация была достаточно распространенным видом наказания. К примеру, до изменений УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. №162-ФЗ[5] в гл. 21 УК РФ «Преступления против собственности» из 32 основных и квалифицированных составов возможность назначения конфискации имущества предусматривалась в 11 случаях (санкциях), в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» — в 17 санкциях[6].

Важным вопросом остается перечень имущества подлежащего конфискации, ранее согласно ч.1, ст. 52 УК РФ конфискации подлежало все или часть имущества, являющегося собственностью осужденного. Однако при этом существовали специальные ограничения относительно имущества подлежащего конфискации, которые закреплены в перечне имущества, не подлежащего конфискации по решению суда[7]. Новая редакция конфискации имущества определяет пять категорий имущества подлежащего конфискации:

а) деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступлений, исчерпывающий перечень которых дан в п. «а» ч. 1 комментируемой статьи. При определении понятия «имущество» следует исходить из положений гражданского законодательства (например, доля в общей собственности, уставном каптале коммерческой организации, ценные бумаги, в том числе находящиеся во вкладах или на хранении в финансово-кредитных организациях, доверительном управлении и т.д.);

б) доходы от вышеназванного имущества, за исключением имущества и доходов, подлежащих возвращению законному владельцу;

в) деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от него были частично или полностью превращены или преобразованы (например, акции предприятий, производственные компании, недвижимость, в том числе за рубежом, счета в банках и т.д.);

г) деньги, ценности и иное имущество, используемое или предназначенное для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации). В этом случае указанное имущество либо использовалось, либо предназначалось для обеспечения указанных целей (снабжение денежными средствами террористических организаций для вооружения, вербовки и обучения террористов, платы за участие в террористических актах и т. д.). Понятие организованной группы и преступного сообщества дано в ч. 3 и 4 ст. 35 УК, незаконного вооруженного формирований; — в ст. 208 УК;

д) орудия, оборудование или иные средства совершения преступления. Орудия — это предметы материального мира, приспособления, применяемые для усиления физических возможностей лица, совершающего преступление; оборудование — совокупность механизмов, машин, устройств, приборов, необходимых для совершения преступления. Соглас­но учению об объективной стороне преступления оборудование может признаваться орудием или средством совершения деяния. Средства в смысле комментируемой статьи — предметы и вещества, при помощи которых совершаются преступления, т. е. это понятие уже, чем признак объективной стороны преступления, что объясняется целями данной нормы.

Орудия, оборудование или иные средства совершения преступление должны принадлежать обвиняемому[8].

Не обращается взыскание на имущество, подлежащее возвращению законному владельцу. Также в том случае, если имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от этого имущества были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов от него. Имущество, указанное в ч.1 и ч.2 ст.104¹, переданное осужденным другому лицу (организации), подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий. На наш взгляд законодатель не совсем четко определил перечень имущества подлежащего конфискации, мы полагаем, что в данной норме следует обозначить перечень имущества конфискация которого должна быть запрещена, поскольку данной нормой могут быть нарушены права третьих лиц.

Также хотелось бы обратить внимание, на то что, согласно ч.2 ст.52 УК РФ «Конфискация имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса». Анализ уголовно правовых норм обновленного уголовного закона свидетельствует, о том, что степень и характер общественной опасности уголовно-правовых норм, закрепленных в п. «а» ч. 1 ст. 104¹ УК РФ, разрешает применение конфискации имущества не только за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, но и за преступления небольшой и средней тяжести[9].

Следует отметить, что до вступления в силу ФЗ от 8 декабря 2003 г. №162-ФЗ[10], в соответствии с принципом законности, конфискация как наказание могла быть применена лишь в случае установления ее в санкции статьи Особенной части, то сейчас дело обстоит иначе. Не санкции, а специальная норма предусматривает случаи применения конфискации имущества. Также конфискация имущества могла быть применена как в обязательном, так и в альтернативном порядке. Ныне существующая конфискация имущества применяется в зависимости от усмотрения суда, решение которого, должно быть обусловлено совокупностью доказательств о криминальном происхождении имущества субъекта преступления.

Конфискация имущества выполняет помимо основных целей которые присуще как мерам наказания так и иным мерам уголовно-правового характера, обладает рядом специфических задач имеющие конечной целью создание эффективного механизма противодействия преступлениям против личности, общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, преступлениям в сфере экономики и т.д. Своей целенаправленностью, способностью восстанавливать нарушенные преступлением общественные отношения, конфискация имущества, несомненно, выделяется среди мер уголовно-правового характера. Поэтому конфискация имущества на практике фактически следует применять как дополнительный вид наказания.

Следует согласиться с мнением авторов, которые определяют понятие иных мер уголовно-правового характера, как некарательное средство уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших преступление, а их сущность заключается в государственном осуждении (порицании) преступления и лица, его совершившего, выражающемся в правоограничениях некарательного характера. Социальный смысл этих мер заключается в том, чтобы поставить осуждённого в определённые рамки поведения и на основе менее значительных правоограничений обеспечить достижение целей уголовной ответственности. Они могут применяться либо в качестве альтернативы реальному наказанию, либо в виде вспомогательной и дополняющей наказание меры уголовно-правового воздействия. В процессе применения уголовного закона они вплетаются в ткань системы наказаний, усиливая её многообразие, расширяют возможности для индивидуализации уголовной ответственности, нейтрализуют недостатки системы наказаний и, тем самым, придают ей универсальный характер[11].

Также выявлены определенные отличия конфискации имущества в качестве иной меры уголовно-правового характера от остальных мер государственного принуждения относящихся к данной группе.

Конфискация имущества, характеризуется следующими специфическими признаками, отличающими её от остальных иных мер уголовно-правового характера: 1) она не является самостоятельной формой реализации уголовной ответственности; 2) не является и альтернативной наказанию мерой, а всегда сочетается с наказанием; 3) может сочетаться как с основным видом наказания, так и с совокупной мерой, то есть с основным и дополнительным видами наказаний; 4) может назначаться и при применении таких иных мер уголовно-правового характера, как условное осуждение, отсрочка отбывания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей; 5) объектом её воздействия являются имущество, полученное в результате преступления, имущество, используемое либо предназначенное для определённой в законе преступной деятельности, а также орудия и иные средства совершения преступления; 6) может выступать в качестве меры уголовно-правового характера, ограничивающей имущественные права осуждённого или третьих лиц (только в той части, которая касается конфискации находящегося в законном владении имущества).

Проведенный анализ главы 15.1 УК РФ показывает, что предложенная в уголовном законе нормативно-пра­вовая модель конфискации имущества как иной меры уголовно-правового характера недостаточно теоретически разработана и по целому ряду позиций не полностью соответствует практическим потребностям. Несмотря на это, следует приветствовать сам факт восстановления конфискации имущества в системе форм реализации уголовной ответственности. Также необходимо проводить изучение данного уголовно- правового института, выявлять проблемы, возникающие в практике применения иных мер уголовно-правового характера, обусловленных недостатками их регламентации, и разработка конкретных предложений по их совершенствованию.

Автор: Абраменко В.

[1] См.: Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3452.

[2] См. УК РФ. – М., 2003. – 152 с.

[3] См. «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

[5] См.: «Собрание законодательства РФ», 15.12.2003, N 50, ст. 4855.

[6] См.: Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2003.

[7] Собрание законодательства РФ», 13.01.1997, N 2, ст. 198.

[8] См.: Комментарий к УК РФ/ Ю.В. Грачева, Л.Д. Ермакова [и др.] А.И. Рарог. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007. С. 179.

[9] См. Пример ст.146, 147, УК РФ.

[10] См.: Собрание законодательства РФ. 15.12.2003. N 50. Ст. 4855.

[11] См.: Борченко Д.Ю. автореф. дис…к.ю.н. «Конфискация имущества как мера уголовно-правового характера: понятие, природа, социальное предназначение и порядок применения». — Казань, 2007.

Конфискация имущества

Конфискация имущества

Конфискация имущества как вид уголовного наказания известна истории всех уголовных законодательств с древнейших времен. В отечественном уголовном праве она встречается со времен Русской Правды. Весьма распространена была конфискация имущества в советском уголовном праве. Законодательство зарубежных буржуазных государств со времен Великой французской революции негативно относилось к использованию данной меры наказания, хотя, как и в России, периоды ее полного исключения из системы наказаний сменялись периодами признания се целесообразности и возвращения в систему наказаний в том или ином виде.

Конфискация имущества первоначально предусматривалась и УК РФ 1996 г. как дополнительное наказание, которое состояло в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного, и применялось только в случаях, предусмотренных санкциями статей Особенной части УК за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений (ст. 52 УК). Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ конфискация имущества как вид уголовного наказания была исключена из УК, что, по мнению многих специалистов, значительно снизило превентивную роль закона в борьбе с организованной преступностью, коррупцией, другими наиболее тяжкими видами преступлений, поскольку сделало практически невозможным изъятие доходов, полученных преступным путем, и воздействие на экономические основы преступности.

Сохраненная в уголовно-процессуальном законодательстве (п. 4 ч. 3 ст. 81 УПК), так называемая специальная конфискация «имущества, денег и иных ценностей, полученных в результате преступных действий либо нажитых преступным путем» проблемы не решает: чтобы добраться до указанного имущества, следствие должно доказать не только вину владельца, но и незаконное происхождение денег и ценностей.

Возможность конфискации преступно нажитого имущества предусмотрена законодательством многих стран, эта мера является одним из самых эффективных правовых инструментов противодействия преступности. В отношении ряда преступлений она предусмотрена соглашениями в рамках ООН, в некоторых из них участвует и Россия. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»» раздел VI УК назван «Иные меры уголовно-правового характера» и дополнен гл. 15 «Конфискация имущества». Новая глава включает три статьи (104 1 -104 3 ), нормы которых регулируют условия и порядок применения конфискации имущества как «иной меры уголовно-правового характера».

Согласно ст. 104 1 УК конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора суда следующего имущества:

  • денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных ч. 2-4 ст. 105 УК (убийство при квалифицирующих признаках), ч. 2 ст. 111 УК (причинение тяжкого вреда здоровью при квалифицирующих признаках), ч. 2 ст. 126 УК (похищение человека), ст. 127 1 УК (торговля людьми), ст. 205 УК (терроризм), ст. 206 УК (захват заложника), ст. 209 УК (бандитизм), ст. 278 УК (насильственный захват власти) и другими статьями УК, или являющихся предметом незаконного перемещения через таможенную фаницу РФ, ответственность за которое установлена ст. 188 УК, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;
  • денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных указанными в п. «а» статьями, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;
  • денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);
  • орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому (ч. 1 ст. 104 1 УК).

Такая мера подлежит применению только в случаях совершения перечисленных видов преступлений и при условии доказанности связи соответствующих денег, ценностей и иного имущества с совершением преступления.

Если имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от этого имущества были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов от него (ч. 2 ст. 104 1 УК).

Имущество, указанное в ч. 1 и 2 ст. 104 1 УК, переданное осужденным другому лицу (организации), также подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий (ч. 3 ст. 104 1 УК).

Если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, указанное в ст. 104′ УК, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета (ст. 104 2 УК).

При решении вопроса о конфискации имущества в соответствии со ст. 104 1 и 104 2 УК в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении вреда, причиненного законному владельцу (ч. 1 ст. 104 3 УК).

При отсутствии у виновного иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, кроме указанного в ч. 1 и 2 ст. 104 1 УК, из его стоимости возмещается вред, причиненный законному владельцу, а оставшаяся часть обращается в доход государства (ч. 2 ст. 104 3 УК).

Положения ст. 104′ УК, касающиеся конфискации доходов от использования имущества, полученного в результате совершения преступления, применяются только к правоотношениям, возникшим после 1 января 2007 г. Это связано с правилами применения обратной силы уголовного закона (ст. 54 Конституции РФ, ст. 10 УК).

Институт конфискации

Институт конфискации с уверенностью можно назвать одним из самых сложных и спорных не только в отечественной уголовно-правовой науке, но и в российском обществе в целом.

Конфискация имущества относится к числу древнейших наказаний. Она широко применялась уже в императорском Древнем Риме. В эпоху буржуазных революций в Европе сложилось резко критическое отношение к этой мерс как подрывающей «священность» и «неприкосновенность» права частной собственности. Во Франции конфискация была отменена в 1790 г., т. е. сразу же после победы первой буржуазной революции; при Наполеоне восстановлена, а в 1814 г. вновь отменена (последнее было подтверждено Хартией 1830 г. и Конституцией 1848 г.). В Пруссии конфискация имущества как мера уголовного наказания была отменена в 1850 г.

В России конфискация фигурировала уже в Русской Правде и в Уложении 1649 г. За политические преступления эта мера уголовного наказания предусматривалась позднее Сводом законов 1832 г. и Уложением о наказаниях 1845 г. В Уложении о наказаниях 1885 г. конфискация среди мер наказания уже не упоминалась. О ней вновь вспомнили после революции 1917 г. и уже не забывали во всех российских УК.

Отмененный в 2003 г. институт конфискации в очередной раз был введен Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ, в соответствии с которым УК дополнен гл. 15 1 «Конфискация имущества». Последняя, в свою очередь, вошла в разд. VI «Иные меры уголовно-правового характера» (прежде именовавшийся «Принудительные меры медицинского характера»).

Таким образом, российский законодатель фактически ввел так называемую двухколейную систему уголовно-правовых санкций, известную большинству европейских стран (наказания и меры безопасности).

В соответствии со ст. 104 1 УК конфискация имущества есть принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства следующего имущества:

  • денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных специально перечисленными статьями УК РФ, и любых доходов от этого имущества, за исключением подлежащих возврату потерпевшему;
  • денег, ценностей и иного имущества, в которые доходы от преступления были частично или полностью превращены или преобразованы;
  • денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной преступной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества или преступления;
  • орудий, оборудования или иных средств совершения преступления.

Такое решение вопроса о восстановлении института конфискации в российском уголовном законодательстве было выбрано не без влияния зарубежного опыта.

Нынешняя российская правовая система, включая уголовное и уголовно-процессуальное право, развивается в тесной связи с правовыми системами других государств. Зарубежное же законодательство о конфискации достаточно противоречиво и демонстрирует разнообразие моделей как на концептуальном, так и на технико-юридическом уровне. И уже хотя бы в силу этого представляется целесообразным дать краткий сравнительный обзор подходов к регулированию института уголовно-пра- вовой конфискации в современном мире.

В уголовном праве четко разграничиваются общая и специальная конфискации имущества. Под последней понимается безвозмездное изъятие не всего имущества, а только следующих его видов:

  • предметов, использованных для совершения или подготовки преступления;
  • предметов (имущества, денег), полученных в результате преступления;
  • предметов, запрещенных к свободному обороту.

По общему правилу в современных национальных законодательствах закрепляется либо общая, либо специальная конфискация. Лишь в отдельных странах уголовные кодексы предусматривают одновременно обе эти разновидности (Беларусь, Болгария, Кот-д’Ивуар, Куба, Лаос, Мадагаскар, Монголия, Судан).

Институт конфискации в международном праве

На сегодня конфискация, пожалуй, единственный вид правовой санкции, законодательное закрепление и применение которой прямо предписано международным правом как обязанность государств. Ее особое положение объясняется той ролью, которую отводит ей мировое сообщество в борьбе с такими видами транснациональной организованной преступности, как терроризм, наркоторговля, легализация преступных доходов и коррупция.

Возлагая на государства-участники обязанность предусмотреть в своих законодательствах рассматриваемую меру, международные конвенции тем не менее оставляют национальным законодателям широкий простор для самостоятельного определения ее юридического формата в соответствии с местными правовыми традициями.

Так, ст. 1 Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (заключена в г. Страсбурге 8 ноября 1990 г., ратифицирована Федеральным законом от 28 мая 2001 г. № 62-ФЗ и вступила в силу для Российской Федерации 1 декабря 2001 г.) установлено, что термин «конфискация» означает не только наказание, но и «меру, назначенную судом в результате судопроизводства по уголовному делу или уголовным делам и состоящую в лишении имущества» (п. 1).

Из текстов международно-правовых документов со всей определенностью вытекает, что обязанностью государств-участников являются закрепление и применение института специальной (а отнюдь не общей) конфискации. Приведем характерный пример: в соответствии со ст. 12 Конвенции против транснациональной организованной преступности (принята 15 ноября 2000 г. Генеральной Ассамблеей ООН и ратифицирована Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ) государства — участники этой Конвенции принимают в максимальной степени, возможной в рамках их внутренних правовых систем, такие меры, которые могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации как доходов от преступлений, так и имущества, оборудования или других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении преступлений (п. 1).

В том что касается уголовно-правовой конфискации, вышеприведенные формулировки международных конвенций весьма четко отражают реалии, сложившиеся в современных уголовно- правовых системах.

Общая конфискация

Почти повсеместно применявшаяся еще в недавнем прошлом к настоящему моменту общая конфискация имущества исключена из уголовного законодательства подавляющего большинства государств мира. Во многих странах она прямо запрещена конституцией (Азербайджан, Аргентина, Барбадос, Бахрейн, Бельгия, Греция, Кипр, Колумбия, Коста-Рика, Ливан, Малайзия, Мальдивская Республика, Мексика, Никарагуа, ОАЭ, Парагвай, Румыния, Сирия, Турция, Чили и др.).

В Азербайджане и Грузии этот вид наказания был признан неконституционным.

В настоящее время общая конфискация имущества сохраняется в законодательстве относительно небольшого числа стран. Среди них Беларусь, Болгария, Вьетнам, Дания, Казахстан, КНР, КНДР, Конго, Кот-д’Ивуар, Куба, Лаос, Латвия, Мавритания, Мадагаскар, Монголия, Судан, Таджикистан, Того, Украина, Франция, Эфиопия.

Во Франции эта разновидность конфискации носит исключительный характер и предусматривается только за преступления против человечества, а также за незаконные производство, ввоз или вывоз наркотиков.

В Армении конфискация имущества сохранена в УК 2003 г. как вид наказания (ст. 55), однако с важной оговоркой: «Размер конфискуемого имущества не может превышать размера имущественного вреда, причиненного преступлением, или размера выгоды, полученной преступным путем».

В Германии в 1992 г. и по ее образцу в Парагвае (1998 г.) и Эстонии (2001 г.) в уголовное законодательство было введено так называемое имущественное наказание. Оно назначается в качестве дополнительного к лишению свободы наказания в виде денежной суммы, которая может достигать стоимости всего имущества осужденного. Считаясь формально разновидностью штрафа, «имущественное наказание» также по сути выступает как общая конфискация. В тех странах, где она сохранена, это только дополнительное наказание.

Признавая, что общая конфискация — весьма суровая кара не только для самого осужденного, но и для членов его семьи, современный законодатель стремится ограничить ее применение.

Прежде всего, общая конфискация может применяться в отношении достаточно узкого круга преступных деяний. Так, в Беларуси и Таджикистане она устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Только за корыстные преступления это наказание назначается и в Казахстане.

По УК Мавритании, Мадагаскара, Судана общая конфискация вообще носит исключительный характер и применяется в единичных случаях. Так, в Мадагаскаре обшая конфискация может применяться только в двух случаях: при совершении преступлений против безопасности государства во время войны и если виновные в любом преступлении скроются от правосудия за пределами территории страны. В Судане конфискации всего имущества (в дополнение к смертной казни или заключению) подвергается лишь лицо, совершающее действия в целях разрушения конституционного строя, существующего в стране, или в целях создания угрозы для ее независимости и целостности.

Другое важное ограничение применения общей конфискации — это установление перечня неотчуждаемого имущества. В странах, где общая конфискация имущества применяется, уголовные кодексы содержат специальную норму, согласно которой не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении: квартира или жилой дом, земельный участок, мебель, минимально необходимая одежда, детские товары и др.

Специальная конфискация

В отличие от обшей специальная конфискация предусматривается уголовным законодательством большинства стран мира. Однако в большинстве стран СНГ специальная конфискация признается институтом не уголовного, а уголовно-процессуального права.

Прежде всего, далеко не везде существует единое понятие (институт) специальной конфискации. Так, в уголовном праве Австрии, Англии, Боснии и Герцеговины, Германии, Парагвая, США, Швейцарии и ряда других стран четко различаются два вида этой меры: конфискация имущества (материальной выгоды, полученной в результате преступления) и конфискация (изъятие) средств и орудий преступления.

Далее, специальная конфискация в двух ее видах в большинстве стран (Австрия, Германия, Исландия, Испания, Литва, Марокко, Молдова, Парагвай, Румыния, Хорватия и др.) рассматривается не как наказание, а как иная (помимо наказания) мера уголовного воздействия. Однако юридическая природа таких мер различна. Например, по УК Боснии и Герцеговины, Сербии, Македонии и Хорватии конфискация орудий преступления рассматривается как мера безопасности, а нормы о конфискации преступных доходов вообще выделены в отдельную главу. По УК Испании, Мальты, Перу, Сальвадора специальная конфискация — «дополнительное последствие» наказания.

В качестве наказания (дополнительного) специальная конфискация признается в Азербайджане, Албании, Туркменистане, Филиппинах, Франции, Японии. Во Франции допускается также назначение специальной конфискации в качестве основного наказания.

Поскольку в большинстве стран специальная конфискация не считается наказанием, для се назначения не требуется специального упоминания об этом в санкциях соответствующих статей Особенной части УК. Столь же свободно такая конфискация применяется в тех странах, где она не уголовный, а уголовно-процессуальный институт.

Особенностью специальной конфискации является то, что она может применяться и к третьим лицам, непосредственно не участвовавшим в совершении преступления, если они каким- либо образом получили доходы от преступной деятельности (например, в качестве правопреемников).

Так, согласно УК Австрии (п. 4 § 20) тот, кто обогатился в результате совершения другим лицом деяния, запрещенного под угрозой наказания, или непосредственно и незаконно обогатился за счет имущественной выгоды, полученной при совершении данного деяния, приговаривается к выплате денежной суммы в размере такого обогащения.

Аналогичные нормы имеются в УК Боснии и Герцеговины (ст. 111), Венгрии (ст. 63), Германии (§ 73), Дании (§ 76), Литвы (п. 3 ст. 72), Норвегии (ст. 34).

С другой стороны, предметы не могут быть конфискованы в пользу государства в том случае, если по закону они подлежат возврату потерпевшему или иному субъекту.

Специальная конфискация может также применяться к виновному и в том случае, когда ему не назначается уголовное наказание (например, по причине невменяемости лица или в силу малозначительности деяния).

Еще одной характерной чертой института специальной конфискации следует считать правило, согласно которому, если подлежащее конфискации имущество спрятано, израсходовано либо отсутствует по другим причинам, суд взыскивает с виновника, его сообщников или других лиц денежную сумму, соответствующую ценности подлежащего конфискации имущества. Это правило прямо закреплено в уголовном законодательстве Австрии, Германии, Литвы, Македонии, Нидерландов, Польши, Франции и некоторых других стран.

В отдельных случаях законодатель из гуманных соображений устанавливает ограничения в отношении специальной конфискации. Так, согласно УК Австрии (п. 3 § 20а) от изъятия незаконной выгоды можно отказаться, если выплата денежной суммы несоизмеримо осложнила бы или сделала бы несправедливо тяжелым финансовое положение обогатившегося лица, в особенности если на момент вынесения решения об изъятии выгоды ее уже не существовало; следует учитывать и другие неблагоприятные имущественные последствия, возникающие в связи с вынесением приговора. Аналогичные нормы есть в УК Германии, Швейцарии и некоторых других стран.

В целом сравнительный анализ современного законодательства позволяет говорить о наличии устойчивой тенденции: все больше государств отказываются от обшей конфискации имущества как вида наказания в пользу института специальной конфискации.

Что такое конфискация имущества в уголовном праве по статье 104.1 УК РФ

Конфискация — это изъятие имущества у физического или юридического лица в пользу государства за совершение определённых действий. В странах, где полная конфискация применима, процесс строго отрегулирован законодательно, определены причины и пределы конфискации. Касательного уголовного права используется как мера наказания в отношении лиц, совершивших определённые противоправные поступки.

Понятие и правовая природа понятия «конфискация»

В Российской теории права конфискация понимается как изъятие определённого имущества у лица, совершившего некоторые преступления. Фактически конфискация считается особым видом уголовного наказания, который предусматривает лишение лица права собственности на некоторые объекты и передача такого права государству.

При этом важно отличать конфискацию и изъятия имущества, добытого незаконным путём, а также изъятие с целью возмещение вреда, которое лицо нанесло в результате совершения преступления. Понятие имеют принципиально разную суть и только конфискация может предполагать передачу всего имущества, имеющегося у лица, государству.

Конфискация — это тип санкции, а возмещение ущерба носит иной характер и ближе к гражданско-правовой природе ввиду своего назначения. Изъятие незаконно добытых объектов — естественный момент, так как такая собственность не принадлежит лицу, а при конфискации изымаются принадлежащие ему, даже на законных основаниях, объекты.

Конфискация имущества в действующем отечественном законодательстве

Нынешнее законодательство также предполагает институт конфискации имущества. Вопросы применения данной меры указаны в главе 15 Уголовного кодекса РФ и предполагает принудительное изъятие и обращение в собственность государства на основании приговора некоторого имущества, которое включает:

  • Ценные вещи, а также деньги и иное имущество, которое было получено лицом в результате совершения преступления. Уголовный кодекс указывает на перечень статей, по которым может применяться данное основание.
  • Доходы от имущества, полученного в результате совершённых преступлений.
  • Любое имущество, которое могло быть использовано для финансирования преступной деятельности, в том числе террористических образований.
  • Предметы, с помощью которых совершались преступления.

При этом законодатель указывает, что если конфискованное имущество было приобщено к иному имуществу лица, то конфискации подлежит часть, соответствующая стоимости имущества, которая может быть конфискована.

Фактически, ни о какой полной передаче всего имущества виновного лица речь в законе не идёт.

Отличие нынешнего законодательства от действовавшего ранее

Ранее вопросы конфискации применялись несколько иначе. Речь идёт об объёме конфискуемого имущества и о некоторых других моментах:

Объекты, которые подлежат изъятию, прямо указаны в законе.

В чью пользу изымается имущество.

Совершение преступлений, ответственность за которые указана в п. «а» в ч. 1 ст. 104.1 УК.

Фактически, объём конфискации уменьшился. Если ранее в её рамках могло быть изъято практически всё имущество лица, то действующее законодательство позволяет изъятие лишь связанного с преступлением имущества.

Преступления, предполагающие конфискацию

Конфискация имущества может быть применена только при совершении некоторых преступлений, к которым относят:

  • Нанесение вреда физическому лицу и его здоровью.
  • Нарушение прав избирателя.
  • Преступления против интеллектуальной собственности.
  • Противоправные деяния относительно несовершеннолетних.
  • Некоторые преступления в сфере предпринимательской деятельности. Например, отмывание денежных средств и незаконная организация азартных игр.
  • Некоторые финансовые преступления, такие как оборот поддельных денежных средств или коммерческий подкуп.
  • Преступления террористической направленности.
  • Организация преступных групп и связанные с этим преступления.
  • Некоторые преступления в сфере наркотиков.
  • Организация проституции или оборот порнографических материалов.
  • Нарушение запрета на добычу редких животных.
  • Коррупционные преступления.
  • Преступления против государства типа измены.

Полный перечень преступлений указан в п. «а» в ч. 1 ст. 104.1 УК. Срок заключения или выбор иной санкции не имеет значения, конфискация не привязывается напрямую и основному наказанию.

Особенности применения конфискации

В теории права выделяют следующие особенности института конфискации:

  • В ситуации, когда применяемое для совершения преступления имущества по какой-то причине изъять невозможно (например, оно было утеряно), то изымается денежная сумма, аналогичная стоимости такого имущества.
  • Решение о применении конфискации принимается только судом. Порядок исполнения процедуры также описывается в акте.
  • Судебный акт должен перечислять всё имущество, подлежащее конфискации.
  • Предметы, с помощью которых совершались преступления, могут быть уничтожены или переданы на хранение государству.
  • Объекты, которые были добыты в процессе совершения противоправных деяний, должны быть переданы прошлым собственникам.

Основные моменты, связанные с конфискацией, определяются судебным актам, который не должен противоречить действующему законодательству.

При этом законодательство изменилось не только в отношении конфискации. Множество мер уголовного характера также несколько изменили свою структуру. Так, статья 104 УК РФ указывает на принудительные меры медицинского характера. Оговоренные в ст. 104 УК РФ процедуры всегда сопряжены с непосредственным исполнением наказания.

Имущество, не подлежащее конфискации

Закон выделяет некоторое имущество, которое невозможно конфисковать. К нему относят:

  • Жильё, если у лица нет иного, пригодного для проживания.
  • Участок земли, на котором расположен единственный жилой объект лица.
  • Личные предметы, такие как обувь и одежда.
  • Предметы домашнего обихода.
  • Предметы, используемые в профессиональной деятельности.
  • Домашние животные, кроме тех, что используются для ведения бизнеса и получения дохода.
  • Продукты питания.
  • Семена растений, предназначенные для посадки.
  • Топливо, используемое для обогрева помещений и приготовления пищи.
  • Объекты, необходимые инвалидам для жизнедеятельности.
  • Награды от государства.

Однако в некоторых случаях такое имущество может быть изъято. Например, если жилой объект приобретён за деньги, добытые противоправным способом.

Конфискация имущества в современном отечественном законодательстве присутствует, однако она приобрела несколько иной характер, отличный от существовавшего ранее. Конфискация служит не столько санкцией, сколько методом возврата имущества и восстановлением положения, существовавшего ранее, а также способствует изъятию имущества, добытого в результате совершения преступления.

Видео: Правила Конфискация имущества