Правовая защита беженцев

Лекция 9. Международное право и права человека

9.4. Правовой статус беженцев и перемещенных лиц

Международно-правовой статус беженцев определяется в соответствии с Конвенцией от 28 июля 1951 г. о статусе беженцев и Протоколом, касающимся статуса беженцев. Центральными элементами международно-правового статуса беженцев являются права, свободы и обязанности, хотя для международно-правового статуса беженцев имеют значение и такие элементы правового статуса, как гражданство и гарантии реализации статуса. Для раскрытия содержания международно-правового статуса беженцев необходимо дать характеристику указанных элементов статуса.

Права и свободы беженцев, как центральный элемент международно-правового статуса беженцев, складывается из:

— прав и свобод беженцев, предоставляемых наравне с гражданами государства прибытия беженца; прав и свобод беженцев, предоставляемых в режиме более благоприятном или, по крайней мере, не менее благоприятном, чем предоставляются иностранцам;

— прав и свобод, предоставляемых исключительно беженцу;

— прав и свобод беженцев, вытекающих из их личного статуса и семейных отношений. Права и свободы беженцев, предоставляемые наравне с гражданами государства прибывания, по Конвенции 1951 года следующие:

1) свобода религиозного убеждения (ст. 4 Конвенции);

2) право на изобретение, чертежи и модели, торговые марки, названия фирм и права на литературные и художественные произведения (ст. 14);

3) право на обращение в суд (ст. 16);

4) право на получение пайков, если они предусмотрены законодательством принимающего государства (ст. 20);

5) право на начальное образование (ч.1 ст. 22);

6) право на правительственную помощь (ст. 23);

7) право на вознаграждение за труд, включая пособия на семью, продолжительность рабочего дня, оплачиваемых отпусков, минимального возраста при приеме на работу, труда женщин и подростков, коллективных договоров, социального обеспечения, право на компенсацию за смерть беженца, являющуюся результатом несчастного случая на работе (ст. 24).

Права и свободы беженцев, предоставляемые в режиме более благоприятном или, по крайней мере, не менее благоприятном, чем иностранцам:

1) право ассоциаций (ст. 15);

2) право работы по найму (ст. 17);

3) право на работу в собственном предприятии (<"?. 18);

4) право заниматься свободными профессиями (ст. 19);

5) жилищные права (ст. 21);

6) право на другие виды образования, кроме начального (ч.2 ст. 22);

7) право на свободу передвижения (ст. 26);

Права и свободы, исключительно предоставляемые беженцам:

1) право на административное содействие (ст. 25);

2) право на получение удостоверения личности (ст. 27);

3) право на получение проездных документов (ст. 28);

4) право на вывоз имущества беженца, привезенного с собой, при выезде на поселение в другое государство (ст. 30);

5) право на ускоренный порядок натурализации (ст. 34). Права беженцев, вытекающие из его личного статуса, закреплены в ст. 12 Конвенции.

В комплекс личных прав беженцев входят права, закрепленные в Пакте о гражданских и политических правах 1966 года, которые приобретены беженцем в стране своего гражданства (домицилия) и постоянного места жительства (для лиц без гражданства). Часть 2 ст. 12 Конвенции закрепляет положение о том, что права, вытекающие из личного статуса беженца (в том числе из брака), признаются государством прибытия беженца при условии, если они признаны законами данного государства.

Среди конвенционных обязанностей беженца необходимо выделить:

1) обязанность соблюдать законы и распоряжения, в стране пребывания (ст. 2);

2) обязанность платить налоги наравне с гражданами государства пребывания (ст. 29).

Конвенция так же закрепляет правовые гарантии реализации статуса беженцев, среди которых необходимо выделить:

1) запрет на какую-либо дискриминацию в отношении беженцев (ст. 3);

2) предоставление, по меньшей мере, столь же благоприятного положения, как и своим собственным гражданам, в отношении свободы исповедовать свою религию и свободы предоставлять своим детям религиозное воспитание (ст. 4);

3) возможность государств-участников предоставлять беженцам права и преимущества, независимо от положений Конвенции 1951 г. (ст. 5);

4) государства-участники должны предоставлять беженцам правовое положение, которым вообще пользуются иностранцы (ч.1 ст. 7);

5) государства-участники признают за беженцами права и преимущества, на которые он имел право в день вступления в силу Конвенции 1951 г. и обладал ими до признания его беженцем, т.е., личный статус (ч. 3 ст. 7, ст. 12);

6) государства-участники не будут применять исключительные меры к беженцам, являющимся гражданами государства, в отношении которых при обычных ситуациях применяются исключительные меры (меры взаимности) (ст. 8);

7) государства-участники в интересах государственной безопасности могут принимать необходимые меры к лицу, признаваемому беженцем (ст. 9);

8) признание личного статуса беженца (ст. 12);

9) не допускается высылка законно проживающих на территории государства беженцев, за исключением случаев угрозы с их стороны государственной безопасности и общественному порядку. Высылка допускается только в судебном порядке (ст. 32);

10) не допускается наложение взыскания на беженцев, незаконно находящихся на территории государства, если они незамедлительно явились к властям и дали соответствующие объяснения (ст. 31);

И запрещается высылка беженцев или их принудительное возвращение в страну, из которой они прибыли (ст. 33).

Перемещенные лица в МГП также пользуются защитой и покровительством. МГП предполагает, что даже во время войны гражданское население должно быть в состоянии вести как можно более нормальный образ жизни. Если, однако, гражданские лица вынуждены покинуть свои дома по причине серьезных нарушений МГП, они тем более подпадают под защиту этого права. Указанная международно-правовая защита предоставляется положениями МГП, как применяемыми в период международных вооруженных конфликтов, так и в период немеждународных вооруженных конфликтов, поскольку оба указанных типа конфликтов могут стать причиной перемещения населения в пределах своего государства. Что касается гражданских лиц, спасающихся бегством от немеждународного вооруженного конфликта, то они пользуются защитой, очень сходной с той, которая предоставляется во время международных вооруженных конфликтов. Эта защита основывается на ст. 3, общей для всех Женевских конвенций и Протокола П.

Прежде всего необходимо выделить те права, которыми обладают перемещенные лица, на основании ст. 3 общей для всех Женевских конвенций 1949 г. и Протокола II:

— право на уважение своей личности, чести, убеждений и своих религиозных обрядов;

— право на гуманное обращение;

— право на жизнь и физическую неприкосновенность;

— право получать продукты и другие предметы, необходимые для выживания;

— право на судебные гарантии в случае привлечения к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности;

— право на получение помощи. Международно-правовые гарантии реализации прав перемещенных лиц те же, что содержатся в четырех Женевских конвенциях, и распространяются не только на перемещенных лиц, но и на другие виды покровительствуемых лиц.

Для защиты перемещенных лиц широко используются нормы, относимые к международным вооруженным конфликтам: ст. 54, 75, 73 Протокола I, ст. 49, 23, 55, 59 IV Женевской конвенции, часть IV Протокола I и др.

Правовая защита беженцев

И беженцы, и перемещенные лица люди, которые были вынуждены покинуть свои родные места в результате неких чрезвычайных обстоятельств (войн, ситуаций насилия, преследований по политическим мотивам и т.д.). Но беженцы это люди, покинувшие свою страну в поисках убежища за границей, а перемещенные лица те, кто остались в пределах своей страны. Судьба этих людей схожа, но правовая защита обычно предоставляется им в соответствии с разными документами. А предоставление защиты и помощи этим категориям населения проблема чрезвычайно актуальная, учитывая, что в настоящее время в мире насчитывается свыше десяти миллионов беженцев и впятеро больше лиц, перемещенных в пределах своих стран.

К перемещенным лицам, как правило, применяются положения международного гуманитарного права и, соответственно, эти люди подпадают под мандат Международного Комитета Красного Креста ведь именно этой организации государства поручили следить за точным применением МГП и обеспечивать покровительство и помощь жертвам вооруженных конфликтов. А перемещение людей внутри страны обычно и осуществляется в результате вооруженных конфликтов, чаще всего немеждународного характера. Нет необходимости снова перечислять те гарантии, которые предоставляет международное гуманитарное право гражданскому населению в период международных и внутренних вооруженных конфликтов (а перемещенные лица часть гражданского населения), равно как и многочисленные направления деятельности МККК. Хотя в период внутренних вооруженных конфликтов государства бывают вправе отказаться от услуг МККК, на практике, к счастью, это случается редко. Так, в Руанде МККК оказал помощь более чем миллиону гражданских лиц, большинство из которых являлись перемещенными лицами. В Чечне деятельность МККК позволила помочь сотням тысяч человек, многие из которых были перемещенными лицами. В этих двух конкретных случаях, как и вообще в целом, деятельность МККК не ограничивалась оказанием помощи только данной категории лиц, а представляла собой целый комплекс мер, принимаемых в интересах гражданского населения и других жертв конфликта.

Беженцы, как правило, находятся под защитой международного права беженцев (еще одна отрасль международного права наряду с МГП, правом прав человека и др.).

Источниками права беженцев являются, в частности, следующие международно-правовые документы:

-Конвенция ООН 1951 года о статусе беженцев;

-Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев;

-Конвенция Организации африканского единства (ОАЕ) 1969 г.;

-Картахенская декларация 1984 года о беженцах;

-Различные резолюции, в частности принятые Генеральной Ассамблеей ООН.

В соответствии со статьей 1 Конвенции 1951 года термин беженец применяется к любому лицу, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Конвенция ОАЕ и Картахенская декларация расширила рамки этого определения, включив лиц, которые спасаются бегством от событий, вызывающих серьезные нарушения общественного порядка, например вооруженных конфликтов и беспорядков.

Обязанность предоставлять защиту и помощь беженцам возложена, прежде всего, на Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ). Однако в некоторых случаях на беженцев распространяются нормы международного гуманитарного права, и тогда защита и помощь им предоставляется со стороны МККК.

Если в положениях права беженцев есть четкое определение беженца, то в гуманитарном праве содержатся весьма неопределенные формулировки и вообще сам термин беженец используется лишь в редких случаях. Однако это обстоятельство вовсе не означает, что гуманитарное право обходит беженцев своим вниманием: напротив, его защита распространяется на беженцев, оказавшихся во время конфликта во власти одной из сторон.

Во время международного вооруженного конфликта граждане одного из государств, спасающиеся бегством от последствий боевых действий и оказывающиеся на территории государства противника, пользуются защитой Четвертой Женевской конвенции как иностранцы на территории находящейся в конфликте стороны. Первый дополнительный протокол 1977 г. подкрепил это положение, упомянув также о защите апатридов. Беженцы, являющиеся гражданами нейтрального государства, пользуются защитой Четвертой Женевской конвенции в случае отсутствия дипломатических отношений между их государством и государством, участвующим в конфликте. Статья 73 Протокола I предусматривает сохранение этой защиты даже в тех случаях, когда дипломатические отношения установлены.

Кроме того, Четвертая Женевская конвенция гласит, что покровительствуемое лицо ни в коем случае не может быть передано в страну, в которой оно могло бы опасаться преследований в связи со своими политическими или религиозными убеждениями.

Граждане государства, которые, спасаясь от вооруженного конфликта, оказываются на территории государства, не участвующего в международном конфликте, не подпадают под защиту МГП за исключением тех случаев, когда это государство, в свою очередь, становится жертвой внутреннего вооруженного конфликта.

МККК считает, что он должен заниматься судьбой беженцев, которые, будучи гражданскими лицами, являются жертвами вооруженных конфликтов или беспорядков, то есть ситуаций, на которых распространяется действие его мандата. Действия МККК по оказанию помощи беженцам определяются, в частности, и тем, предоставляет ли им защиту международное гуманитарное право.

Когда речь идет о беженцах, пользующихся защитой международного гуманитарного права, роль МККК состоит в том, чтобы добиваться от участников конфликта соблюдения соответствующих положений Четвертой женевской конвенции и Дополнительных протоколов 1977 г. В оперативном плане МККК стремится получить доступ к этим беженцам и оказать им необходимую помощь.

Как уже говорилось, часто складываются ситуации, когда беженцы не пользуются защитой гуманитарного права (например, когда страна, предоставившее им убежище, не участвует ни в каком вооруженном конфликте). В таких ситуациях эти люди подпадают только под действие права беженцев и оказываются в сфере деятельности УВКБ. МККК в этих ситуациях может выполнять лишь некоторые вспомогательные функции.

В то же время МККК не может оставить без внимания те случаи, когда в странах, предоставивших убежище, беженцы подвергаются серьезной опасности, особенно когда их лагеря, расположенные в приграничных зонах, становятся объектами насильственных действий или даже вооруженных нападений. В подобных случаях как нельзя более кстати оказывается присущий МККК статус нейтрального и независимого посредника, и тогда его полномочия осуществляются параллельно с полномочиями УВКБ. Понятно, что оказание эффективной помощи жертвам в данной ситуации возможно лишь при условии согласованных и скоординированных действий МККК и УВКБ.

Следует также отметить, что многие национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца осуществляют зачастую при поддержке со стороны МККК и Международной Федерации масштабные программы оказания помощи беженцам и перемещенным лицам.

По мнению представителей Международного Комитета Красного Креста, важнейшей и первостепенной задачей при решении проблемы беженцев и перемещенных лиц является принятие государствами превентивных мер и, в случае войны, — строгое соблюдение норм международного гуманитарного права. Ведь нормы МГП запрещают осуществлять насильственное перемещение населения за исключением случаев, когда это необходимо для его собственной безопасности или продиктовано соображениями настоятельной военной необходимости. Более того, защита, предоставляемая гуманитарным правом гражданскому населению, должна привести к ограничению перемещений. Положение людей, вынужденных покинуть свой родной дом, оказывается, как правило, очень тяжелым, даже при условии оказания им продовольственной, медицинской и иной помощи. Поэтому, по мнению МККК, важнее всего обеспечить гражданским лицам возможность жить в своих родных домах.

Беженцы это люди, покинувшие свою страну в поисках убежища за границей, а перемещенные лица те, кто остались в пределах своей страны. Судьба этих людей схожа, но правовая защита обычно предоставляется им в соответствии с разными документами.

К перемещенным лицам, как правило, применяются положения международного гуманитарного права и, соответственно, эти люди подпадают под мандат МККК.

Беженцы, как правило, находятся под защитой международного права беженцев. Обязанность предоставлять защиту и помощь беженцам возложена, прежде всего, на Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ). Однако в некоторых случаях на беженцев распространяются нормы международного гуманитарного права, и тогда защита и помощь им предоставляется со стороны МККК.

Многие национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца осуществляют зачастую при поддержке со стороны МККК и Международной Федерации масштабные программы оказания помощи беженцам и перемещенным лицам.

Правовая защита беженцев

Вынужденная миграция является одной из сложнейших проблем, с которой столкнулось мировое сообщество на рубеже тысячелетий. Но ни в одном регионе мира развитие миграционных процессов не протекало в столь тяжелых и специфических формах, как на территории бывшего СССР. Крупнейшие изменения геополитической обстановки в мире, социальный и экономический кризис, нарушение прав некоренных национальностей и этнические конфликты стали причинами массовой миграции населения. Особенно остро проблема беженцев вынужденных переселенцев встала в России в 1990-х годах, когда начал распадаться на составные части некогда единый Советский Союз и миграционные потоки начали приобретать хаотичный, никем не контролируемый процесс. По данным Госкомстата РФ, миграционные потоки в Российской Федерации только за 1991-1999 годы (из региона в регион и из других стран) составили более 30 млн. человек прибывших и выбывших из разных регионов страны.[ ] Чтобы хоть как-то упорядочить права беженцев и вынужденных переселенцев в 1993 году срочно принимаются два основополагающих закона «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», которые и до настоящего времени являются основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими социально-правовую защиту беженцев и вынужденных переселенцев. Федеральный закон от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах»[ ] понятия «беженец» определяет так: «Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может, пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений». Существует еще одно определение понятия «беженец» — оно дано в Конвенции от 28 июля 1951 г. «О статусе беженцев»[ ]: «В настоящей Конвенции под термином «беженец» подразумевается лицо, которое: в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений». Однако поскольку в данной работе идет речь о беженцах и вынужденных переселенцах, находящихся на территории Российской Федерации, в рамках данной работы автор использует понятие «беженец» приведенное в Законе «О беженцах». Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»[ ] дает определение понятию «Вынужденный переселенец»: «Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка». Все принятые позже нормативные правовые акты о беженцах и о вынужденных переселенцах были приняты в развитие или в дополнение этих законов. Сложнейшей задачей является формирование прочного правового фундамента в сфере разрешения проблем беженцев и вынужденных переселенцев, где многие явления еще не привлекли внимание законодателей. Речь идет, в частности, о миграционном законодательстве, миграционной политике и о самих мигрантах как объекте правового регулирования и социальной политики государства. Эту проблему поднимают важнейшие международные документы, в частности: Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 г. и Протокол к ней 1967 г.[ ], подписанные Россией в 1992 г. и вступившие в силу после ратификации Верховным Советом РФ в мае 1993 г., Соглашение стран СНГ от 24 сентября1993 «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам». Общественные отношения по социально-правовой защите указанных категорий лиц регулируют множество внутригосударственных нормативных правовых актов, например: Закон «О беженцах», Закон «О вынужденных переселенцах», Федеральный закон от 10 декабря 1995 № 195-ФЗ; «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 07 июня 2001 №448 «О получении питания и пользовании коммунальными услугами в центре временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами», Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2001 № 275 «О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании» и др. Однако, необходимо отметить, что наличие большого спектра нерешенных задач в области социально-правовой защиты вынужденной миграции, и необходимость теоретического осмысления социально-правовых процессов, происходящих в современной системе социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев, динамичность развития права социального обеспечения, приводит, с одной стороны, к беспрецедентной «декодификации» законодательства, то есть резкому увеличению количества законодательных и иных нормативных правовых актов, а с другой – к длительному отсутствию таких жизненно важных законов, которые регулировали бы социально-правовую защиту беженцев и вынужденных переселенцев. Стихийные миграционные процессы создают одну из сложнейших государственных проблем в России. Сотни тысяч вынужденных мигрантов нуждаются в правовой, материальной и финансовой помощи, где объемы зачастую превышают социально-экономические возможности государства и отдельных регионов, а условия, в которых экономически активная часть переселенцев могла бы заняться самообеспечением, практически отсутствуют. Противоречия возникают и при выборе нового места жительства. Интересы вынужденных мигрантов, которые в основной массе стремятся поселиться в крупных городах таких как: Москва, Санкт- Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и др., и интересы государства в целом, регионов и местных органов власти часто не совпадают. Таким образом, необходимость теоретического осмысления социально- правовых процессов происходящих в современной системе социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев, а также наличие большого спектра нерешенных задач в области социально-правовой защиты вынужденной миграции, обусловили актуальность данного исследования Интерес к правовому положению беженцев и вынужденных переселенцев возник в ходе резкого обострения межнациональных отношений, вспыхнувших на территории бывшего Советского Союза. Этнические конфликты выдвинули в число актуальнейших государственных задач России правовое решение проблемы вынужденной миграции, приема миллионов людей, возвращающихся на историческую родину. Несмотря на большое количество работ, посвященных проблемам вынужденной миграции, появившихся в последнее время, тема социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев практически не исследована. Таким образом, теоретическое обоснование проблем социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев, обусловленных пробелами в российском законодательстве, заметно отстает от потребностей политической практики. Вопросы социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев в большей или меньшей степени освещались в работах отечественных ученых преимущественно в последние годы. Проблеме правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев в России посвящены работы таких исследователей как Л. В. Андриченко, Е. В. Белоусова, Н. А. Воронина, С. А. Ганушкина, В. И. Евтушенко, Г. И Литвинова, Н. А. Михалева, Е. Ю. Никитин, М. Д. Оздоев, Т. М. Регент, А. Е. Юрицин. Вопросы, связанные с социальной защитой беженцев и вынужденных переселенцев освещены в работах В. А. Иваненко, Е. И. Петровой, Н. Н. Синчиной, Е. С. Шуршаловой, С. В. Якимчук и др. История развития социального обеспечения и социальной защиты населения раскрыта в трудах таких теоретиков как И. В. Демидова, Е. Ю. Костина, В. Г. Краснова, Е. Г. Лозовская, В. П. Мельников, Д. Н. Наклонов, О. Н. Никифорова, Е. С. Новак, М. В. Фирсов, Е. И. Холостова и др Политологический аспект проблемы беженцев и вынужденных переселенцев нашел отражение в работах Л. Ф. Абазалова, Т. Н. Балашовой, Г. А. Бордюгова, А. В. Волоха, А. В. Гаджиева, Е. Ю. Заречкина, Е. К. Кирилловой, А. А. Мацнева, Л. Н. Симановича, Т. Я. Хабриевой. Нельзя не отметить и вклад социологов в изучение данного вопроса: в контексте проблемы социологии наций — Ю. В. Арутюнян, З. В. Сикевич, Г. Г. Силласте, с точки зрения социологии конфликта — А. Г. Здравомыслов, В. Н. Кудрявцев Анализ проблемы социально-правовой защиты беженцев, а именно: аспектов теории и практики международного права, особенностей национального характера и социальной стратификации, проблем миграционной политики, был бы неполным, без изучения работ зарубежных ученых: Гай С. Гудвин-Гилл, А. Инкельс, Д. Левинсон Д. Пападемиетриу Однако исследование вопросов связанных с социально-правовой защитой беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации является одним из важнейших направлений в современной науке и в необходимой мере сочетают в себе как научную, так и практическую составляющую. Значимость темы состоит в подробном освещении правовых и социальных проблем в сфере положения беженцев и вынужденных переселенцев, наличия пробелов миграционного законодательства, и последствий его слабой реализации. Следовательно, социально-правовая защита вынужденной миграции в Российской Федерации становится предметом особого внимания и особой ответственности российского государства. В данной работе исследуется правовое регулирование социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев на современном этапе, освещаются основные проблемные вопросы, возникающие в ходе осуществления социальной защиты данной категории граждан в Российской Федерации и намечаются возможные направления их решения. Объектом исследования стали общественные отношения по обеспечению социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации. Предметом исследования является механизм правового регулирования социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев. Цель исследования: определение мер по совершенствованию правового регулирования социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев. В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи: • исследовать генезис социально-правовой защиты населения в России и Российской Федерации с целью анализа этапов развития и определения путей ее дальнейшего совершенствования; • дать определение понятиям «социальная защита», «правовая защита», «социально-правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев»; • раскрыть функции, задачи и формы социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев; • исследовать механизм законодательного регулирования социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации путем изучения законодательства о беженцах; • дать оценку реализации законодательства о социально-правовой защите беженцев в реальном социально-политическом положении России и её регионов; • исследовать особенности регулирования социально-правовой защиты беженцев в России на региональном уровне; • показать основные проблемы, возникающие при осуществлении социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев в России, а также предложить собственные пути их разрешения. Научной основой дипломной работы стали общенаучные методы исследования: историзм, систематизация, а также сравнительно-правовой, статистический и др. При помощи диалектического метода проблемы механизма правового регулирования социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев рассмотрены критически, последовательно с учетом внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Коррелятивно-интегративный подход, — объединяющий морально- этический, психологический, социологический, общеисторический и правовой принципы анализа, — позволили детально проанализировать поднятую проблему с позиций перечисленных областей знания. Формально-юридический метод дал возможность детально проанализировать и обобщить существующие теоретические концепции, а также правовприменительную практику, что, в свою очередь, позволило обосновать авторскую позицию относительно совершенствования действующего отечественного законодательства. Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, официальные документы Организации Объединенных Наций (УВКБ ООН), Международной организации труда, Международной организации по Миграции, международные правовые акты в сфере миграции населения, прав человека, федеральные и региональные законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты Результаты данного исследования могут быть использованы в государственных органах и органах местного самоуправления, общественных объединениях, при разработке путей совершенствования социальной защиты как населения в целом, так и беженцев и вынужденных переселенцев, а также при разработке направлений дальнейшего развития правовой основы регулирования процессов их социальной защиты. Кроме того, данные материалы могут применяться в учебных заведениях при чтении лекций и при подготовке учебных пособий по дисциплинам, связанным с изучением права социального обеспечения, деятельности по социальной защите беженцев и вынужденных переселенцев. Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Проблема эффективности механизма юридической защиты социальных прав человека универсальна. Она затрагивает многогранные аспекты: материальные, процессуальные, международные нормы и принципы, а также нормативно-правовые акты. В области социально-правовой защиты беженцев особо стоит выделить международные соглашения и договоры. На защиту социальных благ человека направлена деятельность разнообразных социальных институтов гражданского общества, включая государство и его институты; международные правительственные и неправительственные, а также внутригосударственные неправительственные правозащитные организации. В результате исследования мы пришли к выводу, что не только государственные органы власти, но и общественные объединения должны оказывать посильную помощь в вопросах социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев. По нашему мнению, большую роль в вопросах скорейшей социальной адаптации на новом месте для вынужденных мигрантов могут играть и национальные формирования на территории Российской Федерации (диаспоры). В своем ежегодном послании Федеральному собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «В вопросах миграционной политики исключительно важна роль общественных институтов. В этой связи считаю правильным расширить возможности национально- культурных автономий, в том числе предоставлять им бюджетные гранты для реализации программ по правовой, социальной, культурной адаптации мигрантов. Кстати, во многих странах такой опыт показывает свою эффективность»[ ]. Слова Президента РФ полностью подтверждают выводы автора о необходимости дополнительного финансирования общественных объединений, осуществляющих социально-правовую защиту вынужденных мигрантов. На основе анализа определений «социальное обеспечение», «социальная защита», «социально-правовая защита» предлагается следующая дефиниция понятия социально-правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев. Социально-правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев – регламентированная и регулируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений по реализации законодательно закрепленных мер экономического, социального и правового характера, направленная на социальное обеспечение и поддержку беженцев, вынужденных переселенцев и членов их семей в целях преодоления ими трудной жизненной ситуации и скорейшей социальной адаптации на новом месте жительства. Рассмотрев генезис социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев, автор выделил основные этапы становления социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев. Проанализировав исторический опыт развития социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев автор полагает, что достойная социально-правовая защита населения является важнейшим фактором как улучшения социальной обстановки внутри страны, так и укрепления статуса Российской Федерации на международной арене как социального государства. В результате исследования основных этапов становления социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев стало очевидным, что необходимо и в дальнейшем совершенствовать правовое регулирование социально-правовой защиты вынужденных мигрантов. Одним из направлений совершенствования организационно- правовой деятельности по оказанию социально-правовой защиты вынужденным мигрантам может стать долгосрочная Федеральная целевая программа, и на ее основе разработанные региональные программы «Социально-правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев». В региональных программах должны быть конкретизированы вопросы социально-правовой защиты вынужденных мигрантов, определены меры необходимые для защиты вынужденных мигрантов, учтены вопросы предоставления необходимой правовой защиты беженцам и вынужденным переселенцам с учетом реальных возможностей регионов. Это позволит осуществлять дифференцированный подход к предоставлению социально- правовой защиты. В Российской Федерации и ее субъектах есть перспективы и мощный потенциал и в области обеспечения и защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев, который в настоящий момент в полном объеме еще не используется. На федеральном уровне необходимо разработать и принять единый нормативный правовой акт — Социальный кодекс Российской Федерации, который должен закреплять конкретные права различных категорий населения Российской Федерации, в том числе беженцев, вынужденных переселенцев и других категорий мигрантов, в области социальной защиты. Социальный кодекс РФ должен предусматривать конкретные меры по предоставлению социальной защиты и основные механизмы их реализации; регламентировать компетенцию федеральных и региональных уполномоченных государственных органов; регулировать деятельность государственных и муниципальных органов, организаций и учреждений, а также определять полномочия негосударственных образований различных форм собственности. Все ныне действующие законы и подзаконные акты внести в данный кодекс в виде отдельных разделов или глав по категориям лиц, которым действующими нормативными правовыми актами предоставляются те или иные виды социальной защиты. Необходимо изменить принципиальный подход к формам реализации мер социальной защиты беженцев, определяя их с учетом всех факторов: экономических, социальных, культурных, географических и национальных. Это одновременно позволит решить и многие проблемы в перенаселенных и трудоизбыточных регионах. Так проблемы трудоустройства и формирования фонда жилья для лиц, ходатайствующих о получении статуса беженца, или признанных таковыми, может быть решена путем предоставления дополнительных экономических и социальных гарантий при переезде в малозаселенные и трудодефицитные районы. Размер единовременного денежного пособия должен быть поставлен в зависимость от установленного прожиточного минимума. В ходе исследования нами были обнаружены серьезные пробелы в Российском законодательстве, касающиеся социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев, слабое нормативно-правовое обеспечение вопроса защиты прав вынужденных мигрантов. В связи с этим были предложены меры по совершенствованию правового регулирования социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев: Исследовав основные термины и понятия, применяемые в науке «Право социального обеспечения» а также исходя из того, что понятие «социальная защита» шире понятия «социальное обеспечение», предлагается ввести в научный оборот понятие «Право социальной защиты», которое в рамках одноименной комплексной отрасли права — должно будет включать в себя нормы нескольких отраслей права: права социального обеспечения, трудового права, гражданского права, жилищного права и других. Одновременно отмечается, что поскольку понятие «социальная защита» шире понятия «социальное обеспечение», то в рамках научной дисциплины «Право социального обеспечения» рассмотрение только одной части социальной защиты – социального обеспечения, некорректно. Видится возможным учебную и научную дисциплину «Право социального обеспечения» переименовать в «Право социальной защиты человека и гражданина». После чего рассмотрение всего комплекса мер социальной защиты человека осуществлять в рамках учебной дисциплины «Право социальной защиты человека и гражданина». Необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования социально-правовой защиты вынужденных мигрантов является важнейшим фактором как улучшения социальной обстановки внутри страны, так и укрепления статуса Российской Федерации на международной арене как социального государства. Наличие правового статуса беженца или вынужденного переселенца напрямую влияет на объем прав и обязанностей в области социальной защиты. Процессы правового регулирования предоставления того или иного статуса должны постоянно совершенствоваться, чтобы соответствовать реальной геополитической обстановке в мире. Видится целесообразным внести изменения в Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» дополнив его положением о том, что правовой статус вынужденных переселенцев может быть предоставлен и лицам, вынужденно покинувшим места постоянного жительства, в результате 190 техногенных аварий либо климатических катастроф. По своей сути они являются вынужденными мигрантами наравне с категориями, указанными в части 1 статьи 1 указанного закона. Назрела необходимость в разработке долгосрочной Федеральной целевой программы «Социально-правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев». Такая программа может стать одним из направлений совершенствования организационно-правовой деятельности по предоставлению социальной защиты вынужденным мигрантам. Разработка и принятие единого кодифицированного нормативного акта Социальный кодекс Российской Федерации, позволит упорядочить нормативную базу и привести к единообразию все существующие сегодня нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту и социальное обеспечение, как всего населения, так и вынужденных мигрантов. Необходимо изменить принципиальный подход к формам реализации мер социальной защиты беженцев, определяя их с учетом всех факторов: экономических, социальных, культурных, географических и национальных. Это одновременно позволит решить и многие проблемы в перенаселенных и трудоизбыочных регионах. Таким образом, для осуществления всесторонней помощи вынужденным мигрантам (и в частности наиболее эффективной их социально-правовой защиты) необходимо совершенствовать законодательство Российской федерации, касающееся правовой защиты вынужденных мигрантов. По нашему мнению, первым шагом на пути преодоления недостаточности законодательства в области социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев должна стать Федеральная целевая программа по социально-правовой защите беженцев и вынужденных переселенцев. Данная программа поможет консолидировать усилия всех заинтересованных сторон в достижении максимальных успехов в области социально-правовой защиты вынужденной миграции. В этом смысле дальнейшая разработка теоретических вопросов, касающихся социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев может оказаться весьма перспективной и практически значимой.