Пункт 8 статья 145 нк

Статья 145 НК РФ — Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписка из книги продаж;

выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

абзац утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

Освобождение от НДС: как работая на общем режиме не платить НДС

Вы работаете бухгалтером в организации (у предпринимателя), применяющей общий режим налогообложения, обороты у фирмы небольшие (до 2 млн руб. в квартал), а среди контрагентов в основном спецрежимники? Но при этом перейти на упрощенку вы по каким-то причинам не можете, например потому, что доля участия других компаний в вашей организации составляет более 25% (Подпункт 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ)?
У вас есть вполне законный способ избавиться от НДС как минимум на год — получить освобождение от него (Статья 145 НК РФ). Об этой возможности знают многие, но когда дело доходит до применения освобождения, неизбежно возникают различные вопросы.

В чем прелесть освобождения?

В течение 12 календарных месяцев (они начинают течь с того месяца, в котором вы уведомили свою ИФНС о желании получить освобождение) вам не придется:
— начислять и уплачивать НДС по операциям на внутреннем российском рынке. А «входной» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) включается в их стоимость;
— выставлять авансовые счета-фактуры и те счета-фактуры, которые вы выписываете для себя в одном экземпляре (например, при выполнении СМР);
— представлять налоговые декларации (Решение ВАС РФ от 13.02.2003 N 10462/02; Письмо УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 N 16-15/120379).

От чего освобождение не спасет?

Вам придется платить НДС:
— при импорте товаров (Пункт 3 ст. 145, пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ);
— при исполнении обязанностей налогового агента по НДС (к примеру, при аренде государственного или муниципального имущества) (Статья 161 НК РФ).
Кроме того, невзирая на освобождение, вы должны будете:
— выставлять покупателям отгрузочные счета-фактуры, в которых НДС не выделяется и делается пометка «Без налога (НДС)» (Пункт 5 ст. 168 НК РФ). Игнорирование этого требования хотя бы в одном квартале чревато штрафом от инспекции 10 000 руб. А если счета-фактуры не выставлялись в течение двух и более кварталов — то 30 000 руб. (Статья 120 НК РФ);
— вести книги покупок и продаж, а также журналы полученных и выставленных счетов-фактур. Ведь освобожденные от НДС не перестают быть его плательщиками (Пункт 3 ст. 169 НК РФ), они просто получают временную льготу по налогу. Кроме того, книга продаж и журнал понадобятся потом для того, чтобы подтвердить соблюдение лимита выручки за период применения освобождения, а также для продления освобождения.
Вам также придется представить в инспекцию декларации по НДС за те кварталы, в которых вы (Пункт 3 Порядка, утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н):
(или) будучи освобожденным от НДС, все-таки выставили счет-фактуру с выделенной суммой налога (Письмо Минфина России от 16.07.2009 N 03-07-14/69). Предъявленный НДС придется уплатить в бюджет, но право на освобождение от НДС при этом вы не утрачиваете (Письмо Минфина России от 31.05.2007 N 03-07-14/16);
(или) исполняли обязанности налогового агента по НДС (Пункт 1 Порядка, утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н);
(или) уплатили НДС при ввозе товаров из Беларуси или Казахстана (Пункт 3 ст. 145, пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ; Приказ Минфина России от 07.07.2010 N 69н).

У кого есть право на освобождение?

Вы можете получить освобождение от НДС, если (Пункты 1, 2 ст. 145 НК РФ):
— ваша выручка без учета НДС за 3 месяца, предшествующих месяцу, с которого вы намерены применять освобождение, не превысила 2 млн руб.;
— вы не продаете подакцизные товары (к примеру, алкоголь, табак, бензин (Статья 181 НК РФ)) либо ведете раздельный учет операций по продаже подакцизных и неподакцизных товаров (Пункт 3 мотивировочной части Определения КС РФ от 10.11.2002 N 313-О);
— ваша компания не является участником проекта «Сколково».
Некоторые думают, что наличие недоимки по НДС или по другим налогам является помехой для получения освобождения. Это не так, что и подтвердил нам специалист Минфина.

Из авторитетных источников
Вихляева Елена Николаевна, советник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
«Статья 145 НК РФ не связывает применение освобождения от НДС с отсутствием у налогоплательщика недоимки по данному налогу либо иным налогам».

Какую выручку нужно учитывать при проверке права на освобождение, а какую — нет?

Ответа на этот вопрос Налоговый кодекс не дает. Если читать буквально ст. 145 НК, то получается, что нужно учитывать абсолютно всю выручку, даже ту, которая НДС не облагается. Разъяснений на эту тему не было уже давно. Поэтому мы обратились к специалисту Минфина.

Из авторитетных источников
Вихляева Е.Н., Минфин России
«При расчете выручки для целей освобождения от НДС нужно учитывать всю выручку от реализации товаров (в том числе подакцизных), работ, услуг (без учета налога), включая выручку:
— от операций, не облагаемых НДС (Статья 149, п. 2 ст. 156 НК РФ);
— от операций, не признаваемых объектом обложения НДС (Пункт 2 ст. 146 НК РФ);
— от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), местом реализации которых не признается территория РФ (Статьи 147, 148 НК РФ).
Вместе с тем в выручку не должны включаться суммы, полученные от розничной торговли, облагаемой ЕНВД, если плательщик НДС совмещает общий режим налогообложения с уплатой «вмененного» налога».

Заметим: некоторые суды считают, что для целей освобождения от НДС не нужно включать в выручку суммы, полученные от операций, не облагаемых НДС либо не образующих объекта по этому налогу (Постановления ФАС ЗСО от 20.03.2012 по делу N А45-11287/2011; ФАС ВСО от 18.01.2011 по делу N А19-9447/10; ФАС СКО от 10.06.2011 по делу N А01-1343/2010). Но есть и те, кто разделяет позицию налоговиков (Постановления 12 ААС от 06.03.2012 по делу N А06-1876/2011; ФАС ПО от 10.11.2011 по делу N А06-1875/2011; ФАС СЗО от 30.11.2010 по делу N А66-3032/2010).

А если выручки нет, освобождение применить можно?

Если выручка за предыдущие 3 месяца до применения освобождения отсутствовала, значит, она равнялась нулю. Ноль, как вы понимаете, меньше 2 млн руб. Посему вроде бы ничего не препятствует применять освобождение. Такую же точку зрения высказывали (правда, давно) московские налоговики (Письмо УФНС России по г. Москве от 04.09.2006 N 19-11/077487). Однако вскоре после этого Минфин выпустил Письмо с противоположной позицией (Письмо Минфина России от 28.03.2007 N 03-07-14/11). Да и сейчас специалисты финансового ведомства против освобождения.

Из авторитетных источников
Вихляева Е.Н., Минфин России
«Если в течение 3 последовательных календарных месяцев, предшествующих месяцу, с которого налогоплательщик хотел бы применять освобождение от НДС, у него отсутствовала выручка от реализации товаров, работ, услуг, то оснований для использования освобождения не имеется».

Как получить освобождение?

Нужно подать в инспекцию по месту учета уведомление об использовании права на освобождение по утвержденной форме (Утверждена Приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342), а также определенные документы (Пункты 3, 6 ст. 145 НК РФ).

Ситуация на момент подачи
документов на освобождение

Перечень подаваемых документов

Вы находитесь на общем режиме

— выписка из бухгалтерского баланса (для
организаций) или из книги учета доходов и
расходов и хозяйственных операций (для
предпринимателей);
— выписка из книги продаж;
— копия журнала полученных и выставленных
счетов-фактур

Вы переходите на общий режим:

Выписка из соответствующей книги учета
доходов и расходов

(или) с УСНО или ЕСХН

Выписка из бухгалтерского баланса (для
организаций) или из книги учета доходов и
расходов и хозяйственных операций (для
предпринимателей-вмененщиков, которые
ведут учет)

Выписку из баланса нужно сделать на 1-е число месяца, с которого вы начали применять освобождение, а выписки из книг и журнала — за 3 месяца, предшествующие освобождению.
Все выписки можно представить в ИФНС в произвольной форме. А можно в качестве выписки подать и обычные ксерокопии листов баланса, книг учета доходов и расходов, книги продаж, заверив их подписью руководителя (предпринимателя) и печатью.

Предупреждаем руководителя
Если компания, будучи освобожденной от НДС, в угоду клиенту выставит ему счет с налогом, то, несмотря на освобождение, придется заплатить НДС в бюджет.

Эти документы нужно принести в инспекцию не позднее 20-го числа месяца, в котором вы начали применять освобождение (Пункт 3 ст. 145 НК РФ). Если вы будете отправлять их по почте, то сделайте это за 6 рабочих дней до 21-го числа указанного месяца (Пункт 6 ст. 6.1, п. 7 ст. 145 НК РФ), и лучше заказным письмом с описью вложения.
Допустим, вы хотели применять освобождение с мая 2012 г. Тогда уведомление нужно было подать не позднее 21 мая, так как 20 мая — это выходной (Пункт 7 ст. 6.1 НК РФ). Последний день, когда уведомление нужно было отправить по почте, — 14 мая.
Мы не советуем опаздывать с подачей документов, поскольку налоговики наверняка сочтут, что в этом случае освобождение от НДС вам не положено. Специалисты Минфина с ними солидарны.

Из авторитетных источников
Вихляева Е.Н., Минфин России
«Непредставление налоговому органу в установленный срок документов, необходимых для освобождения от НДС, означает, что налогоплательщик не вправе пользоваться данной льготой».

Соответственно, обнаружив, что вы пользуетесь освобождением, а документы отправили позже установленного срока, инспекторы наверняка не упустят случая:
— начислить вам НДС с того месяца, в котором вы начали пользоваться льготой, и пени;
— оштрафовать за неуплату налога и непредставление деклараций;
— заблокировать счет за непредставление декларации (Пункт 3 ст. 76 НК РФ; Постановление ФАС ВВО от 20.04.2011 по делу N А29-5471/2010).
Кстати, аналогичные проблемы вас ждут, если впоследствии налоговики выяснят, что в представленных вами документах фигурировали недостоверные сведения и на самом деле в двухмиллионный лимит выручки вы не укладывались (Пункт 5 ст. 145 НК РФ).

Примечание
Некоторые суды считают, что опоздание с подачей документов (Постановления ФАС ЗСО от 24.11.2011 по делу N А75-265/2011; ФАС СЗО от 07.12.2010 по делу N А42-2169/2010; ФАС ПО от 10.08.2010 по делу N А49-11485/2009), их подача до начала налоговой проверки или неподача вообще (Постановления ФАС УО от 21.02.2011 N Ф09-11622/10-С2, от 21.08.2009 N Ф09-5886/09-С2) не лишают налогоплательщика права на применение освобождения, если все остальные условия соблюдались. Но есть и те, кто считает иначе (Постановления ФАС ВВО от 09.06.2011 по делу N А29-5506/2010; 18 ААС от 04.07.2011 N 18АП-5721/2011; 3 ААС от 12.12.2011 по делу N А33-3048/2011). Поэтому нельзя гарантировать, что вы сможете через суд отбить доначисления и штрафы.

Уже с начала того месяца, в котором вы своевременно подали в инспекцию уведомление об освобождении со всеми подтверждающими документами, вы обязаны будете пользоваться льготой, так как отказаться от нее нельзя (Пункт 4 ст. 145 НК РФ). А это значит, что вы не вправе будете заявлять вычеты по НДС.
Вернуться к общему порядку исчисления и уплаты НДС вы сможете, только когда истекут 12 последовательных календарных месяцев с начала освобождения. При этом вам лучше подать в инспекцию уведомление об отказе от использования права на освобождение в произвольной форме (Письмо МНС России от 30.09.2002 N ВГ-6-03/[email protected]).

Внимание! Подав документы на освобождение от НДС, ждать какого-либо специального разрешения от налоговиков на применение льготы не нужно.

Что нужно сделать, прежде чем начать применять освобождение?

С того месяца, в котором вы начнете применять освобождение, «входной» НДС по приобретенным товарам, работам, услугам нужно будет учитывать в их стоимости (Подпункт 3 п. 2 ст. 170 НК РФ). Поэтому в квартале, предшествующем освобождению, вы должны восстановить и уплатить в бюджет «входной» НДС, ранее принятый к вычету, по всем оставшимся у вас МПЗ, ОС и НМА (Пункт 8 ст. 145 НК РФ). По ОС налог надо восстановить с их остаточной (балансовой) стоимости по данным бухучета (Подпункт 2 п. 3 ст. 170 НК РФ; Письмо Минфина России от 12.04.2007 N 03-07-11/106; Постановление ФАС ВВО от 14.04.2011 по делу N А43-14553/2010), при этом восстановленный налог включается в прочие расходы. Напомним, что по недвижимости действует свой особый порядок восстановления НДС, прописанный в п. 6 ст. 171 НК РФ.

Примечание
Отдельные суды считают, что по ОС и НМА восстанавливать НДС перед освобождением не нужно (Постановления ФАС ПО от 21.11.2011 по делу N А55-736/2011; ФАС ДВО от 01.06.2010 N Ф03-3642/2010).

Также, пока вы еще не стали «освобожденцем», вы можете принять к вычету налог, уплаченный с полученных авансов, но при условии, что (Пункт 5 ст. 171 НК РФ):
(или) вы расторгнете ранее заключенный договор и вернете обратно аванс;
(или) вы измените условие о цене договора и вернете лишь сумму авансового НДС.
Если же вы ничего возвращать покупателям не будете, то при отгрузке вычет НДС с аванса вы не заявляете, но и НДС со стоимости отгруженных товаров при этом начислять не нужно.

А можно «слететь» с освобождения?

Можно. Вы досрочно утратите право на льготу, если в периоде освобождения (Пункты 4, 5 ст. 145 НК РФ):
(или) ваша выручка за любые 3 последовательных месяца превысила 2 млн руб.;
(или) вы продавали только подакцизные товары либо подакцизные вместе с неподакцизными, не ведя при этом раздельный учет.
Право на освобождение утрачивается с 1-го числа месяца, в котором имел место один из этих случаев. Если вы лишь спустя какое-то время обнаружите, что потеряли право на освобождение, то во избежание штрафа за неуплату налога советуем вам задним числом начислить НДС за счет собственных средств сверх договорной цены товаров, работ, услуг (Письмо Минфина России от 06.05.2010 N 03-07-14/32) и уплатить пени.
Если в период освобождения вы купили ОС, которое после «слета» продолжаете использовать в налогооблагаемой деятельности, то НДС по этому основному средству принять к вычету вы не можете, поскольку ОС уже учтено по стоимости, включающей налог. По крайней мере, так считает Минфин (Письмо Минфина России от 06.09.2011 N 03-07-11/240), и эту точку зрения поддерживают некоторые суды (Постановление 20 ААС от 03.03.2011 по делу N А54-4089/2010). Но были те, кто считал иначе (Постановление ФАС УО от 17.01.2008 N Ф09-11173/07-С2).

Имейте в виду, продлевать освобождение еще на 12 месяцев можно неограниченное количество раз. Но независимо от того, собираетесь ли вы продлевать льготу или нет, вы должны по окончании периода освобождения документально подтвердить, что в течение всего 12-месячного срока освобождения ваша выручка за каждые 3 последовательных месяца (январь — февраль — март, февраль — март — апрель, март — апрель — май и т.д.) не превышала 2 млн руб. Пакет подтверждающих документов такой же, как и при уведомлении о начале применения льготы (Пункты 4, 6 ст. 145 НК РФ), и подать его нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за окончанием льготного периода.
Если при этом вы хотите остаться на освобождении, тогда к этим документам приложите уведомление о продлении использования этого права по той же форме, что при первичном обращении (Письмо МНС России от 30.09.2002 N ВГ-6-03/[email protected]).

Статья 145 НК РФ. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

СТ 145 НК РФ.

1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от
исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в
настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных
месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных
предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных
предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих
последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1
настоящего Кодекса.

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении
обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные
территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с
подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.
Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее
письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые
подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная
с которого эти лица используют право на освобождение.
Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством
финансов Российской Федерации.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган
уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут
отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за
исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом
5 настоящей статьи.
По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца
организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение,
представляют в налоговые органы:
документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки
от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без
учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала
два миллиона рублей;
уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12
календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели
используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета
налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей
либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики
начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась
реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на
освобождение.
Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо
осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья,
подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.
В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей
статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если
налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные
настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению
и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих
сумм налоговых санкций и пеней.

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право
на освобождение (продление срока освобождения), являются:
выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
выписка из книги продаж;
выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют
индивидуальные предприниматели).

Абзац утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы
налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на
освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных
предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения
с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение,
является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей,
применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый
сельскохозяйственный налог).

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе
направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае
днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного
письма.

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным
налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до
утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при
осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей
главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 145 Налогового кодекса

Статья 145 НК РФ дает право плательщикам НДС получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по этому налогу. Для этого необходимо выполнить условия, предусмотренные данной статьей.

Так, в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» указывается, что при толковании данной нормы судам необходимо исходить из того, что по ее смыслу налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать указанное право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены. При этом в силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения.

Поэтому лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов.

Прежде всего следует отметить, что при проведении расчетов для применения освобождения по статье 145 НК РФ выручка исчисляется не за квартал, а за любые три последовательных календарных месяца. Подобная позиция подтверждается как налоговыми органами, так и судебной практикой (см. письмо МНС России от 29.10.2003 N ШС-6-14/1129; Постановление ФАС Поволжского округа от 21.04.2011 N А65-17070/2010).

Кроме того, при применении освобождения по статье 145 НК РФ учитывается только выручка от реализации товаров (работ, услуг).

На сегодняшний день является спорным вопрос, должен ли налогоплательщик в целях применения освобождения от уплаты НДС включать в расчет выручки суммы, полученные от операций по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ. Официальные органы не пришли к единогласному решению по данному вопросу.

Согласно одной позиции такие суммы не включаются в расчет выручки в целях налогообложения НДС.

Так, в письме ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/[email protected] указывается, что нормами указанной статьи НК РФ не предусмотрено исключений из суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), операций, не подлежащих налогообложению НДС либо не признающихся объектом налогообложения по НДС. Размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений статьи 145 Кодекса следует рассчитывать только применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Согласно иной позиции, указанная выручка подлежит учету при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг), указанной в пункте 1 статьи 145 НК РФ.

Исходя из официальной позиции, учитывать при расчете выручки суммы, полученные от операций, не облагаемых НДС либо не образующих объекта по данному налогу, нужно. Так, например, исходя из письма Минфина России от 29.01.2013 N 03-07-11/1592 нормой пункта 1 статьи 145 НК РФ не предусмотрено исключений в отношении выручки, полученной от реализации услуг, местом реализации которых для целей налога на добавленную стоимость территория Российской Федерации не признается в соответствии со статьей 148 НК РФ. Таким образом, указанная выручка подлежит учету при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг), указанной в пункте 1 статьи 145 НК РФ.

Судебная практика по данному вопросу неоднозначна.

Часть арбитражных судов поддерживает занятую налоговыми органами позицию. Так, по обстоятельствам дела, рассмотренного в Постановлении ФАС Поволжского округа от 10.11.2011 N А06-1875/2011, в проверяемом периоде налогоплательщик осуществлял операции, как облагаемые НДС, так и операции, освобождаемые от налогообложения. В отношений операций, облагаемых НДС, налогоплательщик применял освобождение, предусмотренное статьей 145 НК РФ. В отношений операций, освобождаемых от налогообложения НДС, налогоплательщик применял льготу, предусмотренную подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ

В указанной ситуации суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налогоплательщик подтвердил право на освобождение его от обязанностей плательщика НДС в спорный период, в связи с чем обоснованно не учитывал в выручке от реализации товаров (работ, услуг) операции, освобожденные от налогообложения НДС, предусмотренные подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Данный вывод суд апелляционной инстанции признал несостоятельным ввиду того, что из правовых норм, содержащихся в статьях 39, 145, 146, 149, 153 НК РФ, следует, что при определении размера выручки, от которой зависит возможность предоставления права на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС, подлежат учету все доходы налогоплательщика, как облагаемые НДС, так и освобожденные от НДС.

То есть при определении размера выручки, от которого зависит возможность предоставления права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, учреждение обязано было учитывать все свои доходы, в том числе и освобожденные от обложения НДС.

По мнению ФАС Поволжского округа, суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что статья 149 НК РФ не регулирует вопросы, связанные с объектом налогообложения и освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщиков. В данной статье идет речь об освобождении от налогообложения отдельных операций и приводится их исчерпывающий перечень.

Однако существует и другая позиция по рассматриваемой проблеме.

Исходя из Постановления Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 N 10252/12 по смыслу нормы пункта 1 статьи 145 НК РФ институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые налогом на добавленную стоимость. В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым налогом на добавленную стоимость.

Изложенный подход о применении показателя выручки только в отношении операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, поскольку применительно только к ним и испрашивается соответствующее освобождение, как отметил Президиум ВАС РФ, корреспондирует с правовой позицией Президиума ВАС РФ, выраженной в Постановлении от 18.03.2003 N 9579/02, согласно которой при расчете указанной выручки не учитываются не облагаемые налогом на добавленную стоимость обороты по реализации товаров, совершенные в рамках деятельности, переведенной на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

В частности, оказание услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса в соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ не относится к операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость, в связи с чем выручка, полученная некоммерческой образовательной организацией от такой деятельности, правомерно не учитывалась образовательным учреждением при разрешении вопроса о наличии права на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Арбитражные суды разделяют приведенную правовую позицию ВАС РФ (см. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.2013 N А70-60/2012, ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2013 N А13-372/2012).

Из материалов дела, рассмотренного в Постановлении ФАС Поволжского округа от 13.10.2011 N А12-398/2011, усматривается, что налоговым органом при определении выручки в целях статьи 145 НК РФ учитывалась полученная выручка от реализации жилых помещений (квартир), тогда как в силу подпункта 22 пункта 3 статьи 149 НК РФ подобные операции налогообложению НДС не подлежат.

При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанции, с учетом положений пункта 1 статьи 154, пункта 2 статьи 162, пунктов 1 и 4 статьи 166, статьи 173 НК РФ, о том, что в целях определения суммы выручки для возможности предоставления права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, подлежит учету выручка только от тех операций, которые подлежат включению в налоговую базу, то есть являются основой для исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, является правомерным.

По вопросу определения организацией, уплачивающей в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности единый налог на вмененный доход, суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, Минфин России в письме от 26.03.2007 N 03-07-11/71 разъяснил следующее. Поскольку пунктом 4 статьи 346.26 НК РФ предусмотрено, что организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не признаются налогоплательщиками НДС в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ и осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, то в вышеуказанную сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) сумма выручки, полученная от реализации товаров (работ, услуг) в части деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход в соответствии с главой 26.3 НК РФ, не включается.

Данную точку зрения разделяют и арбитражные суды.

Так, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2012 N А56-53609/2011 отмечается, что организация могла признаваться плательщиком НДС в том значении, в котором это понятие используется в главе 21 НК РФ, вне зависимости от того, что она уплачивала ЕНВД от реализации товаров в розницу. Организация могла располагать и фактически располагала документами, установленными пунктом 6 статьи 145 НК РФ, вне зависимости от того, что уплачивала единый налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Суд отклонил вывод налогового органа о невозможности направления организацией вышеуказанного уведомления, в связи с нахождением ее на специальном режиме налогообложения.

Поскольку глава 21 НК РФ содержит такие понятия, как организации, лица и налогоплательщики, налоговые агенты, и при этом в силу статьи 145 НК РФ уведомление направляют организации (лица), намеревающиеся использовать право на освобождение, а не налогоплательщики, определяемые по правилам статьи 146 НК РФ, то вне зависимости от того, что организация уплачивала единый налог (ЕНВД), право на использование освобождения от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость она была вправе заявить.

Причем в подтверждение своей позиции суд сослался на вышеуказанную позицию финансового ведомства.

Таким образом, поскольку организацией были представлены в налоговый орган уведомление и документы, подтверждающие право на освобождение от уплаты НДС, то начисление налоговым органом налога на добавленную стоимость является неправомерным.

Вновь созданная организация не вправе применять освобождение от уплаты НДС. Данный вывод подтверждается позицией налоговых органов в письме Управления МНС России по Московской области от 05.06.2002 N 08-03-2 «Ответы на вопросы по отдельным проблемам налогообложения».

Объясняется это тем, что по смыслу статьи 145 НК РФ налогоплательщик должен отработать три месяца и подтвердить свое право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, на следующий период.

Согласно пункту 5 статьи 174 НК РФ лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить декларации по НДС в случае неправомерного выделения ими в счете-фактуре сумм налога. Этой же нормой установлено, что налоговые агенты также должны представлять декларации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 169 НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

На основании пункта 5 статьи 168 НК РФ при освобождении налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

Соответственно, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие освобождение и в период данного освобождения не выставляющие покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога на добавленную стоимость, а также не исполняющие обязанности налогового агента по данному налогу, в налоговый орган по месту своего учета декларацию по налогу на добавленную стоимость не представляют. О данном праве организаций и индивидуальных предпринимателей, которые применяют освобождение, сообщает ФНС России в письме от 29.04.2013 N ЕД-4-3/[email protected]

Кроме того, исходя из названных официальных разъяснений следует, что поскольку согласно пунктам 3 и 6 статьи 145 НК РФ лица, использующие право на освобождение, должны представить в налоговый орган выписку из книги продаж, копию журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, налогоплательщики, применяющие в соответствии со статьей 145 НК РФ освобождение, выставляют счета-фактуры с надписью «Без НДС» и регистрируют их в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также в книге продаж в общеустановленном порядке. В то же время поскольку организации и индивидуальные предприниматели, применяющие освобождение, не имеют право на вычеты сумм НДС, то указанные лица вправе книгу покупок не вести.

На основании пункта 3 статьи 145 НК РФ лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 названной статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

В соответствии с пунктом 5 статьи 145 НК РФ в случае, если налогоплательщик не представил необходимые документы (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

В свою очередь, вопрос о применении освобождения при нарушении срока представления уведомления и подтверждающих документов является спорным и остается на усмотрение судов.

По мнению ряда арбитражных судов, предусмотренные нормой пункта 5 статьи 145 НК РФ негативные последствия наступают в случае непредставления налогоплательщиком вышеперечисленных документов, однако в случае представления документов с нарушением установленного срока негативные последствия не наступают, поскольку положения пункта 5 статьи 145 НК РФ не подлежат расширительному толкованию (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.07.2012 N А44-4183/2011).

В то же время исходя из позиции ФАС Волго-Вятского округа, выраженной в Постановлении от 27.11.2012 N А31-1179/2012, организация-налогоплательщик в установленный в пункте 3 статьи 145 НК РФ срок не представила пакет документов, необходимых для подтверждения использования права на освобождение, в связи с чем налогоплательщиком не соблюден порядок применения права на освобождение от уплаты налога на указанный период, таким образом, в соответствующем налоговом периоде налогоплательщик не был освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость.

Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает перечень документов, подтверждающих в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 145 НК РФ право на освобождение (продление срока освобождения).

Обращаем внимание, что абзац 5 пункта 6 комментируемой статьи утратил силу с 1 января 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 20.04.2014 N 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Соответственно, с указанной даты копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур не является документом, подтверждающим в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 145 НК РФ право на освобождение (продление срока освобождения).

В пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» разъясняется, что, поскольку названной статьей не установлено иное, источником сведений о выручке организации за соответствующие периоды являются регистры бухгалтерского учета. Следовательно, при исчислении размера выручки от реализации товаров, работ и услуг в целях применения статьи 145 НК РФ надлежит исходить из предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете правил ее признания и отражения в бухгалтерском учете.

Абзац 1 пункта 8 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данная редакция действует с 1 января 2015 года.