Сообщение на тему правовые нормы

Сообщение на тему правовые нормы

10. Норма права: понятие, структура. Виды правовых норм.

1. Понятие нормы права.

Норма права (правовая норма) — формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права.

2. Признаки нормы права.

Правовые нормы имеют следующие признаки:


  1. Регулирование поведения — нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.
  2. Общий характер — неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.
  3. Общеобязательность — нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.
  4. Связь с государством — правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.
  5. Формальная определённость — нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

Первые два признака являются общими для всех социальных норм, остальные являются отличительными признаками именно правовых норм.

3. Структура, элементы правовых норм и способы их изложения.

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то — иначе»).

Гипотеза указывает на адресата нормы, на условия, при которых норма подлежит применению. В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные, причём сложная диспозиция, связывающая действие нормы права с одним из нескольких условий, называется альтернативной.

Диспозиция содержит само правило поведения, она является основным структурным элементом нормы права. По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

  • управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом);
  • обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определённые действия);
  • запрещающие (устанавливающие запрет совершать определённые действия).

Санкция указывают на правовые последствия нарушения нормы (как правило, неблагоприятные). По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые, относительно определённые и альтернативные (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативный правовых актов: прямой, бланкетный и отсылочный. При прямом способе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье. При отсылочном способе изложения в статье элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативный правового акта. При бланкетном способе изложения элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативный правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым).

Кроме того, многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Многие нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму. В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

4. Виды правовых норм.

По характеру содержащихся в них правил поведения (иначе говоря — по характеру диспозиции) правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие (см. предыдущий пункт).

Существуют и другие классификации правовых норм:


  1. По социальному назначению и функциям — на учредительные (основополагающие принципы), регулятивные (регулирующие общественные отношения) и охранительные (устанавливающие ответственность за правонарушения).
  2. По степени определённости предписаний (по методу правового регулирования) — на императивные (однозначно определяющие вариант поведения субъектов при соответствующих обстоятельствах), диспозитивные (предусматривающие возможность выбора варианта действий субъекта) и рекомендательные.
  3. По источнику — на конституционные, законодательные, подзаконные, договорные, обычные и др..
  4. По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) — на нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового, семейного права и иных отраслей права.

Особо выделяются правовые нормы, не содержащие правил поведения: декларативные (нормы-принципы), дефинитивные (нормы-определения) и оперативные нормы (нормы-изменения).

Конспекты юриста

Нормы права: понятие и виды

Норма права – это общеобязательное, формально-определенное правило поведение, созданное государством и подкрепленное мерами государственного принуждения.

Признаки нормы права:

  • 1. Государственно-волевой характер (интеллектуально-волевой характер);
  • 2. Нормативность;
  • 3. Формально-определена – точное определение обстоятельств, порождающие правовые последствия;
  • 4. Подкреплена мерами государственного принуждения;
  • 5. Общеобязательность — обязательны для любого, оказавшегося в сфере действия правовой нормы;
  • 6. Двусторонний характер;
  • 7. Микросистемность — хотя норма является первичным элементом права, она также имеет сложное строение, состоит из взаимосвязанных элементов;
  • 8. Иерархичность — каждая норма права занимает определённое место в иерархии норм и соответственно обладает определенной юридической силой.

Виды норм права

По предмету правового регулирования:

  • — уголовные;
  • — гражданские;
  • — административные;
  • — конституционные.

В зависимости от функции права:

1. Регулятивные (регулируют правомерное поведение). В зависимости от того, какое средство правового регулирования закрепляет данная норма, регулятивные нормы делятся:

  • — управомачивающая (предоставляющая субъекту возможность определенного поведения (право));
  • — обязывающая (накладывает на субъекта активную обязанность, т.е. обязанность что-либо совершить);
  • — запрещающая (накладывает на субъекта пассивную обязанность, т.е. обязанность воздержаться от определенного поведения).

2. Охранительные (регулируют противоправные, т.е. расцениваемые государством как вредное негативное поведение человека). Могут быть:

  • — карательные — предусматривают различные меры наказания, которые могут быть применены в связи с совершением определенных противоправных деяний;
  • — правовостановительные — предусматривают не меры наказания, а защиту и восстановление нарушенных прав (например, принудительное взыскание долга, принудительное взыскание алиментов и т.д.);

3. Специализированные (регулирующие действия других норм права, выступающие вспомогательным механизмом для действия других норм):

  • — нормы-принципы (учредительные) — закрепляют правовые принципы;
  • — оперативные — нормы, которые регулируют действия других норм права во времени, пространстве, по кругу лиц;
  • — коллизионные — правила разрешения коллизий (противоречий) между нормами права;
  • — дефинитивные — нормы, которые содержат определение какого-либо юридического термина (легальную дефиницию).

По методу (типу) правового регулирования:

  • — императивные — воздействуют на субъекты преимущественно путём позитивного обязывания и запрета, предписывают жестко определенную линию поведения, отклониться от которой субъект не имеет возможности;
  • — диспозитивные — воздействуют на субъект путём управомачивания и позитивного обязывания, предписывает субъекту определенную линию поведения, но одновременно предоставляет возможность установить иное правило самостоятельно, однако если субъект этого не сделал, то будет действовать правило, установленное самой нормой.

Реферат: Правовые нормы: определение, признаки, виды (RTF)

Основу механизма правового регулирования составляют нормы права.
Нормативность права является одним из определяющих признаков, свойств
права. Право представляет собой, прежде всего систему его норм, то есть
общих правил, образцов, моделей правомерного поведения. Эти правила
распространяются на все случаи и на всех лиц, попавших в нормативно
регламентированную ситуацию

Нормативность права носит всеобщий характер, то есть общие правила
обращены к населению всей страны, всему обществу.

Характер всеобщности отличает право от других норм социального
регулирования (морали, религии и т.п.).

Нормативность права носит общеобязательный характер, что также выделяет
право из других норм социального поведения.

Право с помощью правовых норм реализует потребность общества в
утверждении нормативных начал во всех сферах общественной жизни.

Нормы права, по С.С. Алексееву:Это центральное, организующее ядро всей
системы средств правового регулирования.

Материю права, наряду с правовыми нормами и на их основе, образуют
права, обязанности субъектов права, индивидуальные акты, санкции,
правовостановительные меры и другие явления правовой действительности.
Но это не может принизить значение юридических норм, нормативности
права.

С.С. АлексеевПраво — это не только нормы, но без норм, без свойства
нормативности, нет права.

Определение юридической нормы

В. К. БабаевЮридическая норма (норма права) общеобязательное веление,
выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее
общественные отношения.

Представляется, что данное определение может создать впечатление об
ограничении источников права только нормативными правовыми актами,
исходящими от государства, и исключение других источников права
(правовых обычаев, нормативных договоров и т.д.). Поэтому представляется
более удачным определением определение авторов учебника «Общая теория
права и государства» под редакцией В.В. Лазарева:

«Норма права признаваемое и обеспечиваемое государством
общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности
участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать
донам правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

С.А. КомаровНорма права — это общеобязательное, установленное
(санкционированное) и охраняемое государством правило поведения,
выражающее определяемые материальными условиями жизни общества волю и
интересы народа (политических сил, стоящих у власти) активно
воздействующее на общественные отношения.

Данное определение также содержит указание на связь правовой нормы с
государством через его установление или его санкционирование, что
подразумевает не только нормативные правовые акты государства, но и
другие источники права, санкционированные государством.

Дефиницию нормы права можно сформулировать более кратко и емко, включив
в нее самые главные признаки:

Норма, права — это общеобязательное и охраняемое государством правила
поведения, регулирующее общественные отношения с целью их упорядочения в
интересах общества.

Признаки правовых норм

Юридические (правовые) нормы, обладая качествами норм социального
регулирования, имеют свои, специфические признаки, выделяющие их из
системы других социальных норм.

1. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения,
представляющие ценность для общества, его социальных групп, личности, и
выражающие идеи справедливости, свободы, равенства, гуманизма.

2. Нормы права закрепляют типичные, часто повторяющиеся социальные
процессы, имеющие ценность для общества.

3. Нормы права представляют собой модель идеального поведения субъектов
права, исходя из интересов всего общества.

4. Общеобязательный характер норм права означает неукоснительное их
соблюдение субъектами права, к которым норма права адресуется.

5. Охраняемость, обеспеченность нормы права со стороны государства,
включая и государственное принуждение.

Виды (классификация) правовых норм

Правовые нормы весьма разнообразны и их принято классифицировать, то
есть подразделять на различные виды по ряду оснований. Научная
обоснованная классификация дает возможность систематизировать огромный
массив правовых норм, построив стройную систему права. Правильность и
полнота классификации зависят от выбора ее оснований. Общепринято
выделять четыре основания классификации правовых норм. По функциям норм
в механизме правового регулирования выделяются:

Исходные нормы — отправные, первичные, учредительные. Они определяют
исходные начала правового регулирования общественных отношений: цепи,
задачи, принципы, пределы, направления, методы правового регулирования,
закрепляют правовые категории и понятия.

Они обладают высокой степенью абстрагирования и получают свое логическое
развитие и конкретизацию в иных нормах права. Однако они могут обладать
прямым действием и применяются при обосновании выбора правового акта, а
также для подтверждения решения и т.д.

Виды исходных норм.

Ц Нормы-начала это предписания, закрепляющие основы конституционного
строя государства, например, содержащиеся в гл. 1 Конституции РФ. Нормы
получают дальнейшее развитие в других исходных правовых нормах,
закрепляющих экономическую, социальную и другие направления
государственной политики, и, прежде всего в нормах-принципах.

Ц Нормы-принципы это правовые нормы, выражающие и закрепляющие
принципы права, например, принцип равенства в ст. 19 Конституции РФ.

Ц Определительно-установочные нормы это предписания, определяющие
цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, их предмет,
формы и средства правового регулирования.

Ц Нормы-дефиниции содержат определения правовых категорий, понятий,
например, хозяйственного преступления и наказания в уголовном праве,
трудового договора в трудовом, что вносит ясность в законодательство и
облегчает его применение.

Ц Нормы-правила поведения это нормы, непосредственно регулирующие
поведение людей, определяющие конкретные права, обязанности субъектов
права, условия, порядок их реализации, санкции за ненадлежащее
исполнение. Нормы-правила, в свою очередь, подразделяются на
регулятивные и охранительные, а также общие и специальные.

По отраслевой принадлежности, предмету правового регулирования нормы
принято делить на нормы конституционного, административного, трудового и
других отраслей права. По методу правового регулирования правовые нормы
принято разделять на:

Ц Императивные нормы, строго обязательны, не допускающие никаких
отступлений;

Ц Диспозитивные, предписывающие варианты поведения, предоставляющие
право выбора в пределах закона;

Ц Рекомендательные нормы, которые устанавливают желательные варианты
поведения, что широко применяется при заключении гражданско-правовых
актов, сделок.

По форме выражения предписания нормы принято делить на:

Ц Управомачивающие — нормы дозволения, предоставляющие субъектам право
на совершение определенных действии;

Ц Обязывающие нормы права закрепляют обязанность совершения
определенных действий субъектами права;

Ц Запрещающие нормы права предписывают не совершать определенные
действия, которые признаются законодателем правонарушением, поэтому за
их совершение устанавливается юридическая ответственность.

В научной литературе выделяются и другие основания классификации
правовых норм, например, по субъектам правотворчества, по сфере действия
правовых норм, кругу лиц, юридической силе. Представляется, что
указанные основания более целесообразно применять в классификации
нормативно- правовых актов, поэтому они рассмотрены нами в предыдущей
теме.

Структура правовых норм

Правовые нормы имеют свою внутреннюю структуру.

Структура нормы права — это способ внутренней взаимосвязи ее элементов:
гипотезы, диспозиции, санкции.

ГипотезаЭто часть правовой нормы, указывающая на условия, при наличии
которых действует данная правовая норма. Она может содержаться в
названии нормы права, раздела источника права и т.п.ДиспозицияЭто часть
правовой нормы, содержащая само правило поведения (дозволения,
обязывание, запреты).СанкцияЭто часть нормы права, предусматривающая вид
и меру наказания за несоблюдение диспозиции или поощрение за надлежащее
поведение. Она может содержаться в другой правовой норме.

Гипотеза по своему строению бывает простой, сложной, альтернативной.

Гипотеза простаяЕсли в ней указано одно обстоятельство, с наличием или
отсутствием которого связано действие данной нормы. Например, п. 1 ст.
105 УК РФ применяется при умышленном убийстве одного человека.Гипотеза
сложнаяЕсли действие нормы ставится в зависимость от двух и более
условии. Например, ст. 344 УК РФ устанавливает ответственность за
насильственные действия в отношении начальника, нанесение побоев или
иного насилия, совершенные во время исполнения им обязанностей военной
службы или в связи с исполнением этих обязанностей.Гипотеза
альтернативнаяСтавит действие юридической нормы в зависимость от одного
из нескольких факторов. Например, п. 1 ст. 357 УК РФ применяется при
самовольном оставлении части, места службы, а равно при неявке в срок
без уважительной причине на службу при увольнении из части, назначении и
т.п. продолжительностью свыше 2-х суток, но не более десяти.

Гипотезы по наличию или отсутствию фактов, с которыми увязывается
применение правовой нормы, бывают положительные или отрицательные.

Примером положительной гипотезы, которая указывает на наличие факта,
являются ст. 420 ГК РФ, которая признает договором наличие соглашения
двух или нескольких лиц.

Примером отрицательной гипотезы, указывающей на отсутствие фактов, может
быть гипотеза ст. 293 УК РФ об ответственности за халатность, то есть
невыполнение должностным лицом своих обязанностей.

Диспозиция правовой нормы бывает простой, описательной и ссылочной.

Диспозиция простаяНазывает вариант поведения, но не раскрывает его
содержания.Например, ст. 59 Конституции РФ гласит: «Защита ячества
является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации», но не
указывает, как ее осуществлять

Диспозиция описательнаяОписывает все существенные признаки правила
поведения.

Например, часть 2 ст-105 УК РФ содержит свыше десяти способов совершения
умышленного убийства при отягчающих обстоятельствах.

Диспозиция ссылочнаяНе излагает само правило поведения, а отсылает к
другой норме, содержащей данное правило.

Например, часть 2 ст. 59 Конституции РФ указывает, что гражданин РФ
несет военную службу в соответствии с федеральным законом, то есть,
ссылается на другой правовой акт.

Бланкетная диспозиция является разновидностью ссылочной диспозиции.
Бланкетная диспозиция отсылает к правилам, инструкциям, техническим
правилам и т.п.

Примером таких диспозиций являются диспозиции ст. 340, 341, 342, 344 УК
РФ, устанавливающих ответственность за нарушение правил несения боевого
дежурства, пограничной службы, караульной и внутренней служб.

Санкции подразделяются по форме изложения мер ответственности на
абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

Санкции абсолютно определенныеУказывают точно размер неблагоприятных
последствий за нарушение нормы права (только увольнение, только штраф и
т.д.)Санкции относительно определенныеУказывают границы неблагоприятных
последствий до максимального или от минимального до максимального
размера, например, лишение свободы до 5 лет предусмотрено за нарушение
правил несения пограничной службы, повлекшее тяжкие последствия.Санкции
альтернативныеНазывают несколько видов неблагоприятных последствий, из
которых правоприменитель выбирает одно, например, за нарушение правил
несения пограничной службы, не повлекшее тяжких последствий,
предусмотрены следующие виды наказаний: лишение свободы, ограничение по
службе, содержание в дисциплинарной части.

Санкции по своему характеру подразделяются на меры защиты нарушенных
прав, .меры ответственности и меры предупредительного воздействия.

Меры защитыНаправлены на восстановление нарушенных прав (возмещение
причиненного вреда, восстановление на работе, в прежней должности и
т.п.).Меры ответственностиНосят карательный или штрафной характер
(лишение свободы, лишение прав на определенную деятельность, денежный
штраф и т.п.).Меры предупредительного воздействияНаправлены на
пресечение правонарушения или обеспечение предполагаемого решения
(привод свидетеля, уклоняющегося от явки в суд, арест на имущество в
обеспечение ущерба, задержание подозреваемого и т.п.).

Санкции могут предусматривать и другие неблагоприятные последствия.

Соотношение текста правовой нормы с текстом закона или другого
нормативного акта

1. Норма права и статья закона совпадают в одной статье закона или
другого нормативного акта изложены все три ее элемента (гипотеза,
диспозиция, санкция) это наиболее распространенная форма для норм-правил
см. ст. 344 УК РФ об ответственности за нарушение уставных правил
несения внутренней службы и патрулирования..

2. В одну статью закона или другого нормативного акта включены
несколько правовых норм см. ст. 341 УК РФ об ответственности за
нарушение правил пограничной службы, содержащую три правовых нормы..

3. Одна правовая норма рассматривается в нескольких статьях закона или
другого нормативного акта. Например, ст. 1 КЗОТ РФ определяет, что
данный кодекс регулирует трудовые отношения всех работников, ст. 15
определяет стороны и основное содержание трудовых отношений, ст. 18
устанавливает порядок заключения трудового договора (контракта), а ст.
33 (п. п. 3,4,7,8) устанавливает основания увольнения работников, в том
числе и как наказание за нарушения трудовой дисциплины. Ст.127 КЗОТ
обязывает работника соблюдать трудовую дисциплину, а ст. 135
устанавливает санкции за ее нарушение.

Таким образом, нормы права, как модели, правила поведения субъектов
права, имеют всеобщий и обязательный характер, охраняются государством,
устанавливают определенные методы, способы правового регулирования,
составляя тем самым основу механизма правового регулирования
общественных отношении. Они имеют свою внутреннюю структуру и
классифицируются по различным основаниям.

Нормативно правовые акты и литература

1. Конституция Российской Федерации. 1993.

2. Гражданский, уголовный Кодексы РФ, Кодекс законов о труде РФ.

3. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом
государстве. М., 1966.

4. Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. М., 1981, 1982, т.1,
гл.17 с.288-303; т.2 гл.21-23.

5. Алексеев С.С. Теория права. М., Бек. 1995. Гл.4. с.87-98; гл.8.
с.209-239.

6. Архипов С.Н. Понятие и юридическая природа локальных норм права.
/Правоведение. 1987. №1.

7. Баранов В.М. Истинность норм советского права: Саратов. 1989

8. Бабай А.Н. Вязов А.Л. Карпенкин Ю.Б. Теория права в определениях и
схемах. Хабаровск, ВШ МВД, 1994.с.16-19,41-44.

9. Бессонов Ю.Н. Механизм правового регулирования. Правовая норма.
Хабаровск, ХВИ ФПС.1997.

10. Нормы советского права. Проблемы теории/ под ред. Байтин М.М. и
Бабаева В.К. Саратов, СГУ, 1987.

11. Кудрявцев В.Н. Юридические нормы и фактическое поведение// Сов.
гос. и право. 1980.№2.

12. . Кулаков В.Л. Рекомендательные нормы советского права. Саратов,
1987.

13. Общая теория права. Курс лекций./ под ред. Бабаева В.К.,
Н.-Новгород, ВШ МВД, 193. Лекция 12.

14. Общая теория права и государства. Учебник/под ред. В.В.Лазарева.
М.,1944,с.118-121.

15. Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., Наука, 1982.

16. . Язык закона/ под ред. Пиголкина А.С. М., 1990.

Правовые нормы

Главная > Реферат >Государство и право

СОДЕРЖАНИЕ:


Глава 1. Структура правовой нормы……………………………………………………………………………….4


Понятие структуры нормы права и ее элементы…………………………………………..4


Глава 2. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта …………………………………………………………………………………………………………………………..……….14


Глава 3. Виды правовых норм…………………………………………………. ……………..….16


Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………..……22


Библиография…………………………………………………………………………………………………………………………….………….………23

Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений. Изменения, происходящие в последнее время в жизни российского общества стимулируют изыскания в области государства и права. Сами по себе такие социальные явления, как государство и право представляют собой объект повышенного интереса с практической точки зрения. Они играют очень важную роль в жизни отдельного индивида и общества в целом. Правовые отношения в государственно-организованном обществе опосредуют едва ли не всю деятельность людей, а государство является довольно активным их участником.

На мой взгляд, «Нормы права» является одним из основополагающих и интересных в области теоретических познаний государства и права и поэтому я решила рассмотреть его в моей курсовой работе. Затрагиваемые в работе проблемы в известной мере традиционны и сравнительно изучены в российском правоведении, так как теория правовой нормы, отличается аргументированностью и стабильностью ее основных положений. В работе я опираюсь на труды российских ученых-юристов, которые не всегда сходятся во мнениях. И это правильно, поскольку «истина рождается в споре». Кроме того, будут приведены примеры из действующего российского законодательства в тех случаях, когда это будет необходимо для наглядности.

Глава 1. Структура правовой нормы

1.1 Понятие структуры нормы права и ее элементы

Представление о норме права будет не полным, если не рассмотреть ее структуру.

Структуры (а их несколько) у правовой нормы сложились исторически, постепенно, и тоже представляют большую социальную ценность. Их происхождение идет из глубокой древности, из обществ присваивающей экономики и даже с тех времен, когда человек еще как биологическое существо, научился связывать свое поведение с результатами этого поведения, реакции на те или иные условия жизнедеятельности закреплять в коллективном опыте, сознании по критериям «благоприятно — неблагоприятно».

Мононормы первобытного общества строились по этой схеме. Лишь в последствии «благоприятно — неблагоприятно» переросло в отношения по критериям: «можно — нельзя» (право), «хорошо — плохо», «добро — зло» (мораль). 1

Структура нормы права является формой ее внутреннего содержания. Норма права выполнит свою роль регулятора общественных отношений, если будет обладать способностью реагировать на условия реальной жизни, в Которых они формируются, учитывать их общественные свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно, в норме должно быть предусмотрено и принудительное осуществление предписания, иначе она будет не нормой нрава, а пожеланием. Поэтому структура юридической нормы представляет собой единство составляющих ее элементов, определенным образом связанных и расположенных. Определяется она строением регулируемых правом общественных отношений.

Структуре нормы права свойственна своя типовая схема (модель) связи образующих ее элементов. Главное в этой типовой схеме — нормативное построение интеллектуально-волевого и юридического содержания государственной воли. Это нормативное построение состоит в том, что содержание нормы не только выражается при помощи таких категорий, как права и обязанности, но и имеет характер общего правила, особенно в одновременно существующих нормах-предписаниях и логических нормах. 2

Структура нормы права — это ее смысловое построение, подчинение законам логики и закономерностям регулирования отношений между лицами, совокупность элементов. Теория структуры нормы права была разработана еще древнеримскими юристами. Они пришли к выводу, что норма права становится способной регулировать отношения только в том случае, если имеет определенную логику при формулировании предписания, которая позволяет применять данное предписание в жизни. Нормы права можно излагать при помощи различных речевых оборотов, но в любом случае при этом прослеживается формула: «Если. то. иначе. », включающая три элемента:

1) та часть нормы, в которой предусматриваются жизненные
обстоятельства, при наступлении которых в реальности возникает
определенное отношение, называется гипотезой (от греч. Hypothesis —
основание, предположение). Гипотезой обозначают ту часть нормы права, где
указаны условия (жизненные обстоятельства), наличие которых дает
возможность осуществлять правило поведения — исполнять, соблюдать,
использовать, применять это правило;

2) та часть нормы, в которой устанавливается отношение, возникающее
при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой, называется
диспозицией (от лат. disposition — расположение в определенном порядке друг
по отношению к другу). Диспозицией обозначают само правило поведения —
действие или бездействие, которое предписывает осуществлять норма права и
которому должны следовать адресаты нормы;

3) та часть нормы, в которой определяются меры ответственности субъектов права в случае совершения ими действий, которые противоречат отношениям, установленным диспозицией нормы, называется санкцией ( от лат. sanstio — строжайшее постановление). Санкцией обозначают обеспечивающий механизм нормы права — указание на те неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть у нарушителя правила поведения (диспозиции). 3

Теория права идет дальше, она углубляется в изучение каждого из элементов, которые также имеют свои характеристики, признаки.

Гипотеза не просто учитывает жизненные обстоятельства, при которых действует норма права, она тем самым придает этим жизненным обстоятельствам юридическое значение, превращает их в юридические факты. Например, юридические факты начинаются, если имеется взаимное согласие лиц, желающих вступить в брак, достигнут ими брачный возраст, отсутствуют родственные отношения, препятствующие браку, не имеется душевных болезней или слабоумия у брачующихся, отсутствует у брачующихся другой брак, то только тогда можно вступить в брак. Согласие, возраст и другие жизненные обстоятельства — это и есть условия действия нормы о заключении брака, это и есть юридически значимые факты, это и есть гипотеза нормы.

Современными теоретическими разработками (П.П. Востриков) используется классификация гипотез по форме изложения.

Абстрактная форма изложения предусматривает обобщающую формулировку. Например: п.1 ст. З Налогового кодекса РФ предусматривает, что «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы», при этом не обозначая какие конкретно. 4

Казуистической формой изложения детализированы, конкретно перечислены все обстоятельства, необходимые для реализации нормы. Статьей 15 Налогового кодекса РФ «Местные налоги и сборы» установлен точный исчерпывающий перечень местных налогов и сборов, подлежащих уплате в местные бюджеты на территории России.

По своему строению различают простую, сложную и альтернативную виды гипотез.

Если в гипотезе указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы, то такая гипотеза называется простой. Например: ст. 444 ГК РФ «Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту».

Если гипотеза действие нормы ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более признаков, то она называется сложной. Например: п.4. ст. 101 УК РФ «Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения».

Альтернативной называют гипотезу, ставящую действие юридической нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств. 5 Например: ст. 387 ГК РФ «Права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления одного из указанных в нем обстоятельств. », и дальше перечисляются все возможные обстоятельства. 6

Классификация диспозиций определяется способами изложения. В зависимости от того, как излагается правило поведения, различают следующие виды диспозиций:

Диспозиция может быть простой — указание на тот или иной
однозначный вариант поведения, не раскрывая его. Например: п.1. ст. 269 ГК
РФ «Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное
пользование, осуществляет владение и пользование этим участком. ».

Может быть описательной, когда системой оценочных понятий,
различных характеристик и признаков формируется правило поведения —

содержит описание всех существенных признаков поведения. Например: ст. 249 ГК РФ «Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению».

В теории права выделяют также отсылочную диспозицию. В этом случае
в самой норме права не излагается правило поведения, а для ознакомления с
ним отсылает к другим статьям этого же нормативного акта. Например:
согласно п. 2 ст. 34 Налогового кодекса РФ «Должностные лица таможенных
органов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 настоящего
Кодекса. ».

Выделяют и бланкетную (открытую) диспозицию, то есть такое
правило, которое апеллирует к нормам права из других нормативных актов.» 7
Например: ст. 264 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил
дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, перечень которых
определяется Правилами дорожного движения РФ.

Теперь, о санкции, то есть той части нормы, которая указывает на неблагоприятные (физические, психические, моральные и иные) последствия, возникающие у адресата нормы в результате нарушения им диспозиции, применение адресатом нормы диспозиции в противоречии с гипотезой и т. п. нарушениях. Теория права выделяет следующие характеристики санкции. Это всегда неодобрительное отношение государства к тому или иному нарушению требований правовой нормы. Неодобрительное отношение может выражаться в порицании нарушителя, его наказании. До тех пор, пока существуют правонарушения, санкция будет оставаться действенным средством соблюдения и исполнения юридических норм, а тем самым — средством укрепления законности и правопорядка.

По назначению различают карательные/штрафные санкции — их назначение состоит в наказании правонарушителя (лишение свободы, в т. ч. условное, дисциплинарные взыскания, штрафы и т.п.). Правовосстановительные / компенсационные санкции направлены на восстановление нарушенного права потерпевшей стороны, на возмещение ей правонарушителем имущественного или неимущественного вреда.

Санкции правовых норм целесообразно классифицировать по объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя последствий — по степени определенности, выделив три группы.

Абсолютно-определенной в теории называется санкция, которая имеет
точно фиксированное выражение и не может быть изменена государственным
органом, ее применяющим. Примерами служат санкции гражданского права,
требующие, как правило, полного возмещения убытков, санкции
административного права, устанавливающие точную величину штрафа,
который должен уплатить правонарушитель. Например: ч. 1 ст. 116 Налогового
кодекса РФ «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе влечет
взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей».

Относительно-определенной является санкция, в которой точно
установлены верхняя и нижняя границы, в рамках которых правоприменяющий
орган сам устанавливает ее точный размер. Примерами служат большинство
санкций уголовного права, многие санкции административного права.
Напротив, в гражданском праве относительно определенные санкции
практически не применяются, ибо основным принципом этой отрасли является
полное возмещение причиненного правонарушителем ущерба. 22 Например: п.1.
ст.281 УК РФ «Диверсия — совершение взрыва, поджога или иных действий,
направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений,
путей сообщения и средств сообщения, средств связи. в целях подрыва
экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, —
наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет».

Альтернативные санкции, где названы и перечислены через
соединительно-разделительные союзы «или», «либо» несколько видов
неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только

одно — наиболее целесообразное для решаемого случая. 23 Например: ст. 182 УК РФ, гласит, что «заведомо ложная реклама наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».

Целесообразно исходя из сложности по построению многих альтернативных санкций, отметить в качестве четвертого вида — сложно-альтернативные санкции, когда наряду с альтернативой применения нескольких неблагоприятных последствий, возможно применение сопряженных мер воздействия. Например: ч. 1 ст. 215 УК РФ «Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики», предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы до трех лет, лишением свободы на срок до трех лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Также целесообразно отметить классификацию видов санкций по отраслевой принадлежности:

Ознакомление с разновидностями элементов юридической нормы дало возможность наглядно продемонстрировать, что она собой представляет и как действует. Даже простое описание структуры нормы позволяет убедиться, что это — не произвольная логическая конструкция, а выражение объективной структуры права на ее первичном уровне.

Вопрос о структуре нормы права является остро-дискуссионным в юридической науке. В теории права и отраслевых юридических науках есть два основных подхода к пониманию структуры нормы права:

1. Существует логическая и фактическая структура нормы права
(Строгович, Недбайло). Логическая структура нормы права включает все три
элемента (гипотезу, диспозицию, санкцию). Эти элементы образуют логическое
содержание нормы права, которое можно выразить следующей формулой:
«Если. то. иначе». Фактическая структура нормы права, как правило,
включает два элемента.

2. Существует только фактическая структура нормы права, состоящая из
двух элементов (Томашевский, Черданцев). Ее можно выразить формулой:
«Если. то. ».

По мнению ряда авторитетных ученых и практиков, в т.ч. П.П. Вострикова, более перспективной представляется точка зрения о двухэлементном строении нормы права.

Структура конкретно-регулятивной нормы зависит от ее (нормы) вида (по функциям права):

а) регулятивная норма состоит из гипотезы и диспозиции;

б) охранительная норма — из гипотезы и санкции. (Однако специалисты в области уголовного и административного права первый элемент охранительной нормы называют не гипотезой, а диспозицией. При этом под диспозицией они понимают указание не на правило поведения, а на правонарушение).

С точки зрения сторонников двухэлементной структуры нормы права -трехэлементной структуры нормы права реально не существует. Она создается путем искусственного соединения двух разных норм: регулятивной и охранительной. При таком искусственном соединении охранительная норма превращается в санкцию регулятивной нормы.

В действительности между нормами права существует четкое разделение их юридических функций:

а) регулятивная функция права осуществляется регулятивными нормами;

б) охранительная функция права — охранительными нормами. На этой основе осуществляются связи между нормами права и их взаимодействие. Нарушение регулятивной нормы права вызывает реализацию охранительной нормы права, предусматривающей меры государственного принуждения.

Структуру любой правовой нормы образует единство составляющих ее элементов. Однако характер этих элементов, их количество, расположение способ связи и назначение зависят от вида юридических норм. 8

1.2. Понятие функций норм права

Почти вековой опыт активного исследования понятия «функция норм права» на сегодняшний день не позволяет констатировать наличие единого взгляда на эту проблему. Если синтезировать многочисленные точки зрения по этому вопросу, то мы увидим, что, в конечном счете, под функцией норм права понимают либо социальное назначение норм права, либо направления правового воздействия на общественные отношения, либо и то и другое вместе взятое.

Последнее связано с тем, что как социальное назначение, так и направления его воздействия на общественные отношения, взятые в отдельности, не исчерпывают собой понятия функции норм права. Если под функцией норм права понимать только его социальное назначение, то подобное понятие будет носить слишком общий характер. При понятии функции норм права только как направления правового воздействия на общественные отношения упускается из виду направляющий момент этого воздействия.

В этой связи следует акцентировать внимание на нецелесообразности отождествления либо противопоставления направлений правового воздействия социальному назначению права и наоборот.

Понятие «функция норм права» должно охватывать одновременно как назначение норм права, так и вытекающие из этого направления его воздействия на общественные отношения. Поэтому, раскрывая содержание какой-либо функции норм права, необходимо постоянно иметь в виду связь назначения права с направлениями его воздействия и наоборот — предопределенность последних назначением права.

Собственно, функция норм права — это реализация его социального назначения. Что же следует понимать под социальным назначением права и правовым воздействием?

Социальное назначение права формируется, складывается из потребностей общественного развития. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, чем острее ощущается потребность (необходимость) именно в соответствующей его социальной роли — закрепить, защитить или направить развитие определенных общественных отношений.

Упорядоченность общественных отношений, их системность и динамизм являются необходимыми условиями функционирования и развития общества. Поэтому социальное назначение норм права состоит в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им должной стабильности, создании необходимых условий: для реализации прав граждан и нормального существования гражданского общества в целом.

Правовое воздействие — это такая категория, которая характеризует пути, формы, способы влияния норм права на общественные отношения. Это реализация правовых принципов, установлений, запретов, предписаний и норм в общественной жизни, деятельности государства, его органов, общественных объединений и граждан.

Направление воздействия — наиболее существенный компонент функции норм права, оно является своего рода ответом права на потребности общественного развития, результатом законодательной политики, которая концентрирует эти потребности и трансформирует их в позитивное право.

Раскрывая понятие «функция норм права», следует обратить внимание и на соотношение таких категорий, как «правовое воздействие» и «правовое регулирование».

Правовое воздействие — это не только чисто нормативное, но и психологическое, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей. К формам правового воздействия относятся, например, информационное и ценностно-ориентационное влияние права.

Правовое регулирование — это осуществляемая при помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых отношений, правовых предписаний и др.) упорядочение общественных отношений.

Правовое регулирование является одной из форм правового воздействия и соотносится с последним как часть и целое.

Существование различных форм правового воздействия позволяет более четко проводить различие между собственно юридическим воздействием права (правовое регулирование) и неюридическим (информационное и ориентационное). Понятие «функция норм права» охватывает оба названных вида воздействия.

В целях более четкого уяснения понятия «функция норм права» следует провести различие между близкими по смыслу с ней юридическими категориями, такими как: «роль норм права», «задача норм права» и «Функционирование норм права».

Термин «роль норм права» говорит о значении права в жизни общества, государства вообще, либо на определенном этапе их развития.

Отвечая на вопрос, какова была (или будет) роль норм права на том или ином этапе развития общества, либо в решении тех или иных задач, неизбежно придется обращаться к выяснению осуществляемых правом функций, которые как раз и характеризуют социальное значение права. «Роль права» более общее по отношению к «функции» понятие. Именно в этом обнаруживается различие рассматриваемых категорий.

Термин «задача норм права» — это стоящая перед правом экономическая, политическая, социальная проблема, которую оно призвано решить.

Задача норм права указывает на постоянную или временную, ближайшую или конечную цель, которой оно должно всемерно содействовать или достичь самостоятельно.

Без реализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом. Функции всегда направлены на их решение. Поэтому можно сказать, что определенные задачи «требуют» и соответствующих функций. Однако их соотношение не столь однозначно. Дело в том, что сама по себе задача не является первоосновой функции. Она вытекает из экономических, политических, социальных потребностей общества, определяется общесоциальными закономерностями развития государства и права, особенностями социально-экономических условий отдельных этапов развития общества, государства (и, соответственно, права), исторической обстановкой, соотношением политических сил, национальными факторами и т. п. 9

Зависимость функции норм права от его задач проявляется в том, что: во-первых, задачи нередко непосредственно обусловливают самое существование функций; во-вторых, определяют их содержание и, в-третьих, самым существенным образом влияют на формы и методы их реализации, предопределяют конкретные направления правового воздействия.

Термин «функционирование норм права» отражает действие права в социальной системе. Дать функциональную характеристику норм права, значит, вскрыть и описать способы его действия (пути и формы воздействия на общественные отношения).

Если «функция норм права» — понятие собирательное в том смысле, что отражает не только настоящее и будущее (цели и задачи) в праве, то «функционирование» отражает действие норм права в настоящем, если иное специально не оговорено.

Таким образом, «функция норм права» и «функционирование норм права» являются очень близкими, где-то тождественными, но не совпадающими понятиями. Функционирование норм права — вопрос, непосредственно связанный с проблемой функций, так как характеристика системы функций — это, по существу, 10 характеристика функционирования норм права. Но в буквальном, более точном смысле, понятие «функционирование норм права» обозначает действие права как элемента социальной системы наряду с государственным механизмом, моралью, политикой, иными социальными регуляторами. Другими словами, функционирование — это действие права в социальной системе, это реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях. 11

Глава 2. Соотношение нормы права и статьи

нормативного правового акта

Нормы права получают свое внешнее выражение через тексты нормативных правовых актов, которые конструируются из статей, параграфов, пунктов, абзацев. Основой структурной единицей нормативно правового акта является статья. Статья — это структурно обособленная часть нормативно-правового акта, представляющая собой государственно-властное веление и содержание одну норму права, несколько норм права или часть нормы права. Структурная обособленность выражается тем, что в кодифицированных нормативно правовых актах статья имеет заглавие или порядковый номер. С понятием статьи можно отождествлять понятия «пункта», «параграфа». Статья является формой отдельных норм права, организацией текста отдельных норм права, следовательно, самое первое соотношение статьи и нормы, как формы и содержания. Соотношение между статьей и нормой во многом зависит оттого, что перед нами — логическая норма или норма предписание. Если это норма — предписание, то она полностью содержится в статье. Норма-предписание ни в коем случае не может быть «раздроблена» между статьями. Например: п.1. ст. 138 УК РФ «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан -наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. ».

В одной статье может содержаться две или более нормы предписания. Например: в ст. 188 УК РФ содержится определение контрабанды и содержится наказание за нее; также в этой статье содержится понятие контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и др. и наказание за указанные деяния.

Логическая норма, как правило «растворена» в тексте, то есть она может быть, расположена в разных статьях. Например: ст. 12 Семейного кодекса РФ содержит условия заключения брака (гипотеза); ст. 11 определяет порядок заключения брака (диспозиция), а ст. 27 и 30 этого же кодекса указывают основания и последствия признания брака недействительным (санкция). Черданцев А.Ф. говорит о том, что отдельные части нормы (элементы нормы) могут быть расположены не только в разных статьях, но и в разных нормативно правовых актах. Например: ст. 362 Трудового кодекса РФ об ответственности за нарушение трудового законодательства содержит гипотезу и диспозицию. А ст. 192 и 195 Трудового кодекса РФ об ответственности за нарушение законодательства о труде, ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях об ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда и ст.’ 143 УК РФ об ответственности за нарушение правил охраны труда, содержат соответствующие санкции. 12

Логическая норма может находиться в составе трех ее элементов и одной целой статье, но тогда диспозицию или санкцию нужно выводить в статье логическим путем. «по истечении срока исковой давности (гипотеза), право на иск погашается» 13 (диспозиция). А санкцию он выводит таким образом: «если все же судья решит дело по иску с пропущенным сроком исковой давности, то вышестоящий суд отменит это решение как незаконное, то есть применит санкцию по недействительности актов, противоречащих закону».

Если придерживаться мнения некоторых из указанных авторов о том, что право состоит из норм-предписаний, то как тогда быть с такими нормами где, например, как в ст. 14 УК РФ содержится понятие преступления (это дефинитивная норма — предписание, содержащие определение правовых понятий и категорий), а условия, при которых совершается преступление (гипотеза) и меры наказания (санкция) содержатся в других статьях. Как тогда быть с утверждениями авторов, что норму предписания нельзя «раздробить» между несколькими статьями. Или тогда придется согласиться с тем, что право состоит не только из норм права, но также и из теоретических положений,

принципов, понятий. Но этого никак нельзя допустить, здесь необходимо применить логическую норму. Но логическая норма не всегда удобна и характерна, не для всех норм права. И как я уже приводила пример, норма права может быть растворена в текстах разных нормативных актов и даже в разных отраслях права.

Из приводимых умозаключений усматриваются нестыковки и противоречия, но каждый из авторов весьма обоснованно и доказательно отстаивает свою точку зрения. Поэтому еще раз напрашивается вывод Алексеева С.С. о том, что только при параллельной характеристике обоих видов норм может быть обеспечен четкий анализ. 14

Глава 3. Виды правовых норм

Важное место в юридической теории и практике принадлежит классификации норм права. Правильность и полнота классификации зависят, прежде всего, от выбора ее основания, которым выступают наиболее существенные признаки, определяющие все остальные признаки классифицируемого явления. Нормы права подразделяются на виды по самым разным основаниям. 44

Так как социально-юридические функции обуславливают строение права, то главное подразделение функций на регулятивные и охранительные предопределяет и главные виды юридических норм.

Регулятивные (правоустановителъные) нормы непосредственно направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложение на них обязанностей. Например: п.З. ст. 261 ГК РФ » Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц».

Охранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно-принудительных мер защиты субъективных прав. Например: ст. 306 ГК РФ «В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом».

Регулятивные нормы, в соответствии со своими функциями (статической и динамической) делятся по способу правового регулирования на управомочивающие, запрещающие и обязывающие. Основным юридическим средством поведения динамической функции является возложение на лиц активных обязанностей — совершать определенные положительные действия. И поэтому, нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия, называются обязывающими. Например: п.1 ст. 227 ГК РФ «Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу». В нормах данного типа достаточно указать только на содержание обязанности.

Средством проведения статической функции является такое построение правовых связей, в соответствии, с которым на лицо возлагаются пассивные обязанности воздерживаться от действий известного рода. Здесь субъективное право и юридическая обязанность имеют самостоятельное содержание (могут классифицироваться по характеру содержанию прав и обязанностей или по форме выражения предписания). И поэтому наряду с обязывающими нормами, регулятивные нормы имеют еще две разновидности — управомочивающие и запрещающие нормы.

Управомочивающие нормы устанавливают субъективные права с положительным содержанием, то есть права на совершение управомоченным тех или иных положительных действий. Например: ст.301 ГК РФ «Собственник в праве истребовать свое имущество из чужого незаконного владения».

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц воздерживаться от действий известного рода. Например: п.З. ст.302 ГК РФ «Деньги, а также ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного предъявителя».

Регулятивные и охранительные нормы служат самостоятельной основой возникновения правоотношений. Пиголкин А.С. считает неправильным деление норм на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. «Учитывая то, что любая норма имеет представительно обязывающий характер, что она касается, по крайней мере, двух субъектов, необходимо сделать вывод, что любая норма права управомочивает одно лицо и обязывает другое лицо регулируемого отношения. Здесь, по сути дела, смешиваются две различные вещи – норма права и ее выражение в статьях, пунктах и параграфах нормативных актов. И под видом классификации норм права дается классификация статей нормативных актов. Это особенно видно на примере, когда одна и та же правовая норма может быть, выражена в разных статьях нормативных актов, и в форме запрещения и в форме обязывания». 15 И автор приводит такой пример, где одна и та же норма права, обязывающая родителей оказывать помощь детям, выражена в одних нормативных актах в форме предписания, а в других — в форме запрета. Специализированные нормы в отличие от регулятивных и охранительных не могут служить самостоятельной основой для возникновения правоотношений, они носят дополнительный характер. И в зависимости от того, какую функцию они выполняют, специализированные нормы подразделяются на пять основных разновидностей:

Общие (общезакрепительные) — это нормы, направленные на фиксирование в
обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений.
Например: в ст. 309 ГК РФ зафиксированы следующие моменты —
«Обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с
условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при
отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового
оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями».

Дефинитивные нормы или дефиниции это нормы направленные на
закрепление в обобщенном виде признаков данной правовой категории, они
закрепляют научно сформулированные понятия, определение понятий.
Например: в ст. 14 УК РФ дано легальное определение понятия преступления.

Декларативные нормы (нормы принципы) — это нормы, в которых
сформулированы правовые принципы, задачи, цели. Например: в п.2. ст. 17
Конституции РФ установлено, что основные права и свободы человека
неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Оперативные нормы, с их помощью из действий системы права изымаются
права, устаревшие нормы и вводятся новые. Например: ст. 3 Федерального

Закона о введении в действие части первой ГК РФ «С 1-го января 1995 г. На территории РФ не применяются: раздел 1 «Общие положения», раздел 2 «Право собственности» и т.д.

5. Коллизионные нормы призваны решать столкновения норм, разрешение конфликтных и пред конфликтных ситуаций. Например: ч.2. п.2. ст. 7 ГК РФ «Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора».

В соответствии с классификацией П.П. Вострикова нормы права дифференцированы по их роли в механизме правового регулирования на:

а) общерегулятивные, отправные, исходные (они не устанавливают
конкретные правила поведения, а определяют общие начала, основы
правового регулирования общественных отношений), которые, в свою
очередь, подразделены на:

общезакрепительные (в обобщенном виде закрепляют определенное
состояние общественных отношений, например:основы государственного
строя, федеративное устройство государства, форма собственности и т.д.);

. — определительно-установочные (закрепляют цели и задачи правового регулирования общественных отношений, цели и задачи государства);

нормы — принципы (закрепляют принципы права);

дефинитивные (закрепляют определения понятий);

компетенционные (закрепляют компетенции государственных и иных
органов, должностных лиц);

б) конкретно-регулятивные, нормы — правила поведения (устанавливают
конкретные правила поведения). Большинство правовых норм — конкретно-
регулятивные. 16

По методу правового регулирования нормы права подразделяются на поощрительные и рекомендательные, диспозитивные и императивные.

Поощрительные нормы — это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных видов 46 Востриков П.П. Теория государства и права. Учебное пособие. Н. Новгород. 2003. Стр. 143

поощрения за одобряемый государством общественно-полезный труд (нормативные предписания об орденах, премиях, медалях и других видах поощрения).

Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений. Рекомендательные нормы адресуются, главным образом, колхозам, государственным предприятиям и научно-производительным объединениям. 47 По степени категоричности (или по форме предписания) правовые нормы разделяются на диспозитивные и императивные.

Диспозитивныб нормы действуют тогда, когда стороны своим соглашением не установили иных условий своего поведения. Например: ч.2. ст. 273 ГК РФ «Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для

Императивные нормы, в них предписания излагаются категорически, и инициатива участников отношения связана с соподчинением. Например: п.1. ст. 22 ГК РФ «Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности, как в случаях и порядке, установленных законом».

По степени определенности следует различать: бланкетные и отсылочные нормы.

Бланкетные нормы — это такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил. Например: п.1. ст. 216 УК РФ «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. «.

Отсылочные нормы непосредственно указывают на другие нормы. Например: ст. 265 УК РФ «Оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, вслучае наступления последствий, предусмотренных статьей 264 настоящего кодекса. «.

Алексеев С.С. рассматривает подразделение на нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права — регулируют содержательную сторону реальных общественных отношений, служат мерой юридических прав и обязанностей их участников. Например: п.1. ст.40 Конституции РФ «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища».

Нормы процессуального права регулируют юрисдикционную процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства по осуществлению и защите норм материального права, прав и законных интересов участников общественных отношений. Например: п.1. ст. 123 Конституции РФ «Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом». 17

По признаку объема (сферы) их действия нормы права могут делится на общие и специальные. Общими называются нормы, которые распространяются на ряд данных отношений в целом. Специальные — это нормы, действующие только в пределах отдельного вида отношений. Например: в 3 параграфе главы 30 ГК РФ содержатся общие положения договора поставки. А нормы 4 параграфа той же главы регламентируют поставку товаров для государственных нужд. Исключительные — разновидность специальных норм (устанавливают изъятия из общих и специальных норм).

По сфере действия нормы права могут также быть:

а) нормы внешнего действия;

б) нормы внутреннего (внутриорганизационного) действия.

Нормы по объему их действия еще могут быть разграничены на общие и местные. Так общими будут нормы, распространяющиеся на лиц независимо от того, на какой территории лица находятся или в состав какой организации они входят.

Также как по объему действия нормы могут быть разграничены по кругу лиц. Здесь тоже существуют общие и специальные нормы. Их особенности связаны с определенной категорией субъектов. Например: п.1. ст. 98 Конституции РФ «Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течении всего срока их полномочий. «. В трудовом праве общие нормы распространяющиеся на всех работников, сочетаются со специалистами, дифференцированными сначала отдельно в отношении рабочих и служащих, а затем еще и по особым категориям рабочих, и по особым категориям служащих.

Местными нормами называются те нормы, которые действуют в отношении лиц только в том случае, если лица находятся на определенной территории.

По времени действия юридические нормы могут быть подразделены на общие нормы <бессрочные - действуют до их изменения или отмены) и временные <срочные — срок их действия определен). Допустим на время стихийного бедствия или на время военного положения.

Согласно классификации П.П. Вострикова нормы права делятся по предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности):

ж) нормы права социального обеспечения;

з) финансово-правовые;
и) земельно-правовые;
к) эколого-правовые;

По юридической силе нормы права подразделяются на:

а) законодательные (содержится в законах и обладают высшей юридической
силой);

б) подзаконные (содержатся в подзаконных нормативных правовых актах и
обладают меньшей юридической силой, чем законодательные нормы:
должны соответствовать нормам закона, а в случае противоречия должны
применяться нормы закона). 18

Классификация норм права необходима для правильного их понимания и правильной реализации.

Таким образом, анализируя право как общественный институт, исследователи неизбежно сталкиваются не с отдельной, монолитной и самодостаточной системой. Право — это обобщенное понятие, обозначающая четко сконструированную систему юридических норм, и созданную для соотношения этой системы с прочими социальными явлениями. Юридические нормы обеспечивают гарантированное исполнение жизненно необходимых правил, без которых функционирование общества и государства было бы невозможным.

Под функцией норм права понимают либо социальное назначение права, либо направления правового воздействия на общественные отношения, либо и то и другое вместе взятое.

Социальное назначение норм права формируется, складывается из потребностей общественного развития. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. Социальное назначение норм права состоит в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им должной стабильности, создании необходимых условий: для реализации прав граждан и нормального существования гражданского общества в целом.

Юридическая структура традиционно определяется как такое строение норм права, которое состоит из трех взаимосвязанных элементов – гипотезы, диспозиции, санкции.

1.Конституция Российской Федерации;

2.Гражданский кодекс Российской Федерации;

3.Уголовный кодекс Российской Федерации;

4.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

5.Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского
кодекса Российской Федерации «;

6.Закон Российской Федерации «О государственной налоговой службе
Российской Федерации «;

7.Алексеев С.С. Проблемы теории права. М, 1999;

8.Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2000.;

9.Алексеев С.С. Теория государства и права. М. 2003;

10.Бабаев В.К. Нормы права // Общая теория права. Курс лекций. Н. Новгород,
1995;

11.Востриков П.П. Теория государства и права. Учебное пособие. Н. Новгород,
2003;

12.Коваленко А.И. Краткий словарь-справочник. М., 1994;

13.Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М, 2000;

14.Общая теория права и государства // Под ред. Лазарева В. В. – М.: Юристъ, 2000.

15.Теория государства и права, М.: Юристъ — 2001, 672 стр.

16. «Большая Юридическая Энциклопедия»

21 Востриков П.П. Теория государства и права.. Н. Новгород, 2003. Стр. 146

2 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Стр. 439

3 Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1998.;

4 Налоговый кодекс РФ

5 Востриков П.П. Теория государства и права. 2003.

6 Гражданский кодекс РФ

7 Бабаев В.К. Нормы права // Общая теория права. Курс лекций.

8 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М, 1999

9 Общая теория права и государства // Под ред. Лазарева В. В. – М.: Юристъ, 2000.

10 Теория государства и права, М.: Юристъ — 2001, 672 стр.

11 Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько — М., 2000. Лекция 18.

12 Уголовный кодекс Российской Федерации

13 статья из гражданского кодекса, приведенная Пиголкиным А.С

8 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М, 2000

15 Нормы права. Проблемы теории. Саратов,1999

16 Алексеев С.С. Проблемы теории права. М, 2003

17 Алексеев СС. Теория государства и права. М. 2000.

18 Востриков П.П. Теория государства и права. Н. Новгород,2003;