Статья 16 федерального закона об актах гражданского состояния

Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ
«Об актах гражданского состояния»

С изменениями и дополнениями от:

25 октября 2001 г., 29 апреля 2002 г., 22 апреля, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 18 июля 2006 г., 23 июля 2008 г., 17 июля, 17, 27 декабря 2009 г., 5 апреля, 28 июля 2010 г., 1 июля, 3, 6 декабря 2011 г., 5 июня, 28 июля, 12 ноября 2012 г., 7 мая, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 2 апреля, 5 мая, 23 июня, 31 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 30 марта, 23 июня, 3 июля 2016 г., 1 мая, 18 июня, 20, 29 декабря 2017 г., 29 июля, 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 22 октября 1997 года

Одобрен Советом Федерации 5 ноября 1997 г.

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

15 ноября 1997 г.

Настоящий Федеральный закон определяет: органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния; порядок государственной регистрации актов гражданского состояния; порядок формирования книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг); порядок исправления, изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния; порядок и сроки хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг). В соответствии с Законом государственной регистрации подлежат рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть. Также устанавливается, что акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов ЗАГС, приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в этих органах в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, и не требуют последующей государственной регистрации.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 20 ноября 1997 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 ноября 1997 г., N 47, ст. 5340

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 268-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 472-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г., за исключением изменений в пункт 4 статьи 77.1 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 октября 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 438-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 395-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 319-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 18 июня 2017 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г., за исключением:

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 30 марта 2016 г. N 79-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 517-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 183-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2013 г. и с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 51-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 400-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2012 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 28 июля 2010 г. N 241-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 52-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 317-Ф3

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2003 г. N 46-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 апреля 2002 г. N 44-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 138-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

«Комментарий к Федеральному закону «Об актах гражданского состояния» (постатейный) (Ваничкина О.Ю.) («Юстицинформ», 2006)

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
«ОБ АКТАХ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ»
ОТ 15 НОЯБРЯ 1997 Г. N 143-ФЗ
(Постатейный)
О.Ю. ВАНИЧКИНА
Ваничкина Ольга Юрьевна, юрист с 8-летним опытом работы в органах загса, в настоящее время — начальник Департамента правового обеспечения крупного акционерного общества.
15 ноября 1997 года N 143-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ АКТАХ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ
Принят
Государственной Думой
22 октября 1997 года
Одобрен
Советом Федерации
5 ноября 1997 года
(в ред. Федеральных законов от 25.10.2001 N 138-ФЗ,
от 29.04.2002 N 44-ФЗ, от 22.04.2003 N 46-ФЗ,
от 07.07.2003 N 120-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ,
от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
Предметом законодательного регулирования комментируемого Федерального закона являются отношения между органами исполнительной власти, федеральными или субъектов Федерации, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния, с одной стороны, и гражданами — с другой.
Причем комментируемый Закон регулирует не вообще отношения между указанными субъектами, а только такие отношения, которые непосредственно связаны с событиями и действиями граждан, порождающими юридические последствия.
Комментируемой статьей определяется перечень отношений, которые непосредственно регулируются данным Законом, а именно: определение органов, в компетенцию которых входит проведение государственной регистрации актов гражданского состояния; определение условий и оснований, необходимых для проведения государственной регистрации актов гражданского состояния, порядка формирования книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг), внесения исправлений, изменений, восстановления, аннулирования записей актов гражданского состояния, а также определение порядка и сроков хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг).
Статья 2. Законодательство об актах гражданского состояния
Комментарий к статье 2
Комментируемой статьей определяется применяемое законодательство в сфере регулируемых данным Федеральным законом отношений.
Законодательство об актах гражданского состояния основывается на комментируемом Федеральном законе, который принят по общему правилу, устанавливаемому ст. 3 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с ГК РФ, в котором содержатся общеустанавливающие нормы об осуществлении государственной регистрации актов гражданского состояния. Законодательство об актах гражданского состояния основывается и на положениях Семейного кодекса РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (далее — СК РФ) (с изм. и доп. от 28 декабря 2004 г.).
Нормы права, регулирующие законодательство об актах гражданского состояния, могут содержаться и в других нормативных правовых актах, которые издаются министерствами РФ и другими федеральными органами исполнительной власти. Это так называемые ведомственные нормативные акты, которые принимаются в соответствии с комментируемым Федеральным законом и не противоречат ему. Тем самым обеспечивается общефедеральное единство в регулировании указанных отношений.
Закон субъекта РФ должен соответствовать Федеральному закону. В некоторых случаях комментируемым Федеральным законом в соответствии с нормами СК РФ допускается возможность законами субъектов РФ принимать нормы, основывающиеся на национальных обычаях этих субъектов Российской Федерации. Например, порядок записи фамилии супругов при государственной регистрации брака законом субъекта РФ может определяться иначе, чем это указано в комментируемом Федеральном законе.
Статья 3. Акты гражданского состояния
Комментарий к статье 3
Акты гражданского состояния — действия и события жизни человека, которые влияют на возникновение, изменение или прекращение его прав и обязанностей, а также установление его правового положения. Возникновение правоспособности человека связано с его рождением. И наоборот, со смертью прекращаются не только жизнь, но и принадлежащая лицу правоспособность, его права и обязанности.
Комментируемой статьей устанавливается в соответствии со ст. 47 ГК РФ перечень событий и действий, которые подлежат государственной регистрации в порядке, установленном комментируемым Федеральным законом. Этот перечень является исчерпывающим, никакие другие события и действия не подлежат государственной регистрации.
Государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.
С правовой точки зрения рождение и смерть являются событиями. Все остальное относится к действиям, будь то заключение или расторжение брака, установление отцовства, усыновление или перемена имени.
Акты гражданского состояния признаются действительными, если они зарегистрированы в установленном законом порядке. Из этого правила пунктом 3 комментируемой статьи предусматривается исключение. В случае если акты гражданского состояния были совершены по религиозным обрядам до образования или восстановления органов загса, они приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в органах загса, в соответствии с законодательством, которое действовало на момент их совершения. Государственная регистрация таких актов гражданского состояния в последующем не требуется.
Например, признание правовой силы брака, совершенного в церковной форме и не требующего последующей государственной регистрации, возможно только тогда, когда этот брак совершился на оккупированных территориях, входящих в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов загса.
Статья 4. Органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния
Комментарий к статье 4
Пунктом 1 комментируемой статьи устанавливается, что государственную регистрацию актов гражданского состояния производят органы записи актов гражданского состояния.
Органы записи актов гражданского состояния образовываются органами государственной власти субъектов РФ на территориях этих субъектов. И все вопросы, связанные с их образованием и деятельностью, решаются субъектами РФ самостоятельно на основании комментируемого Федерального закона и принятого в соответствии с ним закона субъекта РФ.
Государственная регистрация актов гражданского состояния относится к федеральным полномочиям, которые комментируемым Законом передаются органам государственной власти субъектов РФ. При этом органам государственной власти субъектов РФ предоставляется право законом этого субъекта делегировать полномочия органам местного самоуправления, на территориях которых отсутствуют созданные в установленном комментируемым Законом порядке органы загса.
Комментируемой статьей определяется порядок финансирования органов государственной власти субъектов РФ по осуществлению полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния за счет субвенций из федерального бюджета впредь до формирования в установленном порядке федеральных органов по государственной регистрации актов гражданского состояния.
Порядок и объем субвенций из федерального бюджета осуществляются на основании и в соответствии с Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29 декабря 2004 г.).
Пунктом 2 комментируемой статьи предусматривается наделение органов местного самоуправления муниципальных образований полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе органов местного самоуправления сельских поселений — на государственную регистрацию рождения, заключения и расторжения брака, установления отцовства, смерти.
Право делегирования органам местного самоуправления полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния предоставляется субъекту РФ в том случае, если на этих территориях отсутствуют органы загса, образованные в соответствии с комментируемым Федеральным законом.
Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями законом субъекта РФ, при этом органам местного самоуправления передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные и финансовые средства.
Этим же законом субъект РФ определяет место хранения и место восстановления утраченных записей актов гражданского состояния, которые составлены органами местного самоуправления сельских поселений.
Органом государственной власти субъектов РФ производится контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Пунктом 3 комментируемой статьи определяется порядок государственной регистрации актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, которые проживают за пределами территории Российской Федерации. В этом случае государственная регистрация актов гражданского состояния производится в соответствии со ст. 5 комментируемого Федерального закона консульскими учреждениями Российской Федерации.
Пунктом 4 комментируемой статьи устанавливается, что координация и обеспечение деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 6 июля 1998 г. N 709 «О мерах по реализации Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (с изм. и доп. от 2 февраля 2006 г.) определяется, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, является Министерство юстиции Российской Федерации.
Министерство юстиции утверждает образцы бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, закрепляет за субъектами РФ серии бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, разрабатывает методические материалы по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния, утверждает совместно с другими министерствами и ведомствами порядок хранения записей актов гражданского состояния.
Пунктом 5 комментируемой статьи устанавливается порядок предоставления средств субъектам РФ на реализацию полномочий, связанных с осуществлением государственной регистрации актов гражданского состояния, в виде субвенций.
Субвенции предусматриваются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (далее — БК РФ) (с изм. и доп. от 2 февраля 2006 г.) в составе Федерального фонда компенсаций и в порядке исполнения федерального бюджета зачисляются на счета бюджетов субъектов РФ.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается постановлением Правительства РФ путем ежегодного утверждения методики распределения субвенций из Федерального фонда компенсаций между субъектами РФ.
Пунктом 6 комментируемой статьи предусматривается обязанность органов государственной власти субъектов РФ ежеквартально предоставлять в федеральный орган исполнительной власти, которым осуществляется выработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций.
Субвенции, предоставляемые для реализации субъектами РФ полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, не могут использоваться этим субъектом на другие цели, поскольку носят целевой характер.
Пунктом 7 комментируемой статьи федеральному органу исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральному органу исполнительной власти в области юстиции и Счетной палате Российской Федерации предоставляется право осуществления контрольных функций за целевым расходованием субвенций, направленных в субъекты РФ для реализации этими субъектами полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Пунктом 8 комментируемой статьи предоставляется право федеральному органу исполнительной власти в области юстиции изъятия у органов государственной власти субъектов РФ полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния в случае, если органы государственной власти субъектов РФ осуществляют их с нарушением действующего законодательства.
Пунктом 9 комментируемой статьи предусматриваются случаи, при которых субъект РФ вправе изъять переданные им органам местного самоуправления полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния. Такое изъятие допускается комментируемой статьей в случае ненадлежащего осуществления органами местного самоуправления полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния либо в связи с образованием органов записи актов гражданского состояния на территории субъекта РФ, где они отсутствовали ранее.
Порядок изъятия переданных органам местного самоуправления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния устанавливается законом субъекта РФ, принятым на основании комментируемого Федерального закона.
Статья 5. Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния консульских учреждений Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации
Комментарий к статье 5
Комментируемой статьей определяется круг полномочий, связанных с государственной регистрацией актов гражданского состояния, консульских учреждений Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Консульским учреждениям Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в соответствии с консульским договором между Российской Федерацией и государством, на территории которого находится консульское учреждение, предоставляются в соответствии с комментируемым Федеральным законом следующие полномочия: производить государственную регистрацию рождения, заключения и расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти; принимать решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, которые были составлены на территории Российской Федерации. С заявлением о внесении исправлений и изменений имеют право обратиться в консульское учреждение лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, которые постоянно проживают за пределами территории Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, если записи актов, в которые должны вноситься изменения или исправления, были составлены на территории Российской Федерации.
Консульские

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 июля 2018 года №268-ФЗ

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца одиннадцатого части второй статьи 16 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

Принят Государственной Думой 17 июля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2018 года

Внести в пункт 1 статьи 13.2 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №47, ст. 5340; 2016, №26, ст. 3888; 2017, №52, ст. 7931; 2018, №1, ст. 22, 56) следующие изменения:

1) абзац третий дополнить словами «, территориальным фондам обязательного медицинского страхования»;

2) абзац четвертый после слов «Пенсионному фонду Российской Федерации,» дополнить словами «территориальным фондам обязательного медицинского страхования,».

Статья 1 вступает в силу с 1 октября 2018 года.

Внести в Федеральный закон от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, №49, ст. 6422; 2011, №49, ст. 7047, 7057; 2012, №31, ст. 4322; №49, ст. 6758; 2013, №27, ст. 3477; №48, ст. 6165; №52, ст. 6955; 2014, №11, ст. 1098; №49, ст. 6927; 2015, №51, ст. 7245; 2016, №27, ст. 4183; 2017, №1, ст. 12; 2018, №27, ст. 3947) следующие изменения:

а) в абзаце первом слова «Застрахованными лицами» заменить словами «1. Застрахованными лицами»;

б) дополнить частью 2 следующего содержания:

«2. Порядок и методика определения численности застрахованных лиц, в том числе неработающих, в целях формирования бюджета Федерального фонда, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;

2) часть 2 статьи 23 изложить в следующей редакции:

«2. Годовой объем бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом субъекта Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения, не может быть меньше произведения численности неработающих застрахованных лиц в субъекте Российской Федерации на 1 января года, предшествующего очередному, и тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, установленного федеральным законом.»;

3) часть 7 статьи 34 дополнить пунктом 12.1 следующего содержания:

«12.1) вправе проводить проверку достоверности сведений о застрахованных лицах, предоставленных страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, на основе информации, получаемой в рамках информационного взаимодействия, предусмотренного статьей 49 настоящего Федерального закона, в том числе путем направления запросов в органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;»;

4) часть 4 статьи 43 признать утратившей силу;

Статья 16 СК РФ. Основания для прекращения брака (действующая редакция)

1. Брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим.

2. Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 16 СК РФ

1. Под прекращением брака понимается прекращение правоотношений, возникающих между супругами из факта юридического оформления брака. Комментируемая статья дает исчерпывающий перечень оснований прекращения брака.

По своим юридическим последствиям объявление гражданина умершим приравнено к его физической смерти. Если в месте жительства гражданина нет сведений о его пребывании в течение 5 лет, то он может быть объявлен умершим. При этом признание его безвестно отсутствующим до объявления умершим не обязательно. В случае пропажи гражданина без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель, объявление умершим может быть произведено спустя 6 месяцев со дня несчастного случая или иных обстоятельств, угрожавших смертью.

Если пропажа без вести военнослужащего или иного гражданина связана с военными действиями, то он может быть объявлен умершим по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу соответствующего решения суда, а если существовали обстоятельства, угрожавшие смертью, суд может признать днем смерти день предполагаемой гибели гражданина.

В случае объявления гражданина умершим другой супруг имеет право вступить в новый брак. Если же супруг, объявленный судом умершим или признанный безвестно отсутствующим, на самом деле окажется живым и после его возвращения будет отменено решение суда об объявлении его умершим или признании безвестно отсутствующим, то брак может быть восстановлен органом записи актов гражданского состояния по совместному заявлению супругов. Однако, если супруг этого лица еще до его возвращения вступил в другой брак и не расторг его, прежний брак не может быть восстановлен. Государственная регистрация смерти супруга производится по правилам гл. VIII Закона об актах гражданского состояния.

По вопросу, касающемуся применения судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15. В п. 1 указанного Постановления было отмечено, что при принятии искового заявления о расторжении брака судье необходимо учитывать, что согласно ст. 17 СК РФ муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка. Это положение распространяется и на случаи, когда ребенок родился мертвым или умер до достижения им возраста одного года. При отсутствии согласия жены на рассмотрение дела о расторжении брака судья отказывает в принятии искового заявления, а если оно было принято, суд прекращает производство по делу (п. 1 ч. 1 ст. 134, абзац 2 ст. 220 ГПК РФ). Указанные определения не являются препятствием к повторному обращению в суд с иском о расторжении брака, если впоследствии отпали обстоятельства, перечисленные в ст. 17 СК РФ.

Согласно ст. 31 Закона об актах гражданского состояния основанием для государственной регистрации расторжения брака являются:

— совместное заявление о расторжении брака супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия;

— заявление о расторжении брака, поданное одним из супругов, и вступившее в законную силу решение (приговор) суда в отношении другого супруга, если он признан судом безвестно отсутствующим либо недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет;

— решение суда о расторжении брака, вступившее в законную силу.

2. Помимо указанных в п. 1 комментируемой статьи оснований брак также прекращается в результате его расторжения. Для его расторжения необходимо заявление одного или обоих супругов либо заявление опекуна супруга, признанного судом недееспособным. Опекун вправе подать заявление о расторжении брака в суд в порядке, предусмотренном ст. 21, 22 СК РФ (см. комментарии к ним).

Как следует из п. 1 ст. 35 Закона об актах гражданского состояния, государственная регистрация расторжения брака на основании решения суда производится в органах записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака на основании выписки из решения суда либо по месту жительства бывших супругов (любого из них) на основании выписки из решения суда и заявления бывших супругов (одного из них) или заявления опекуна недееспособного супруга. Заявление о государственной регистрации расторжения брака может быть сделано устно или в письменной форме.

Одновременно с заявлением о государственной регистрации расторжения брака должно быть представлено решение суда о расторжении брака и предъявлены документы, удостоверяющие личности бывших супругов (одного из супругов).

В случае, если один из бывших супругов зарегистрировал расторжение брака в органе записи актов гражданского состояния, а другой бывший супруг обращается в тот же орган записи актов гражданского состояния позже, сведения об этом бывшем супруге вносятся в ранее произведенную запись акта о расторжении брака.

Восстановление брака в случае явки гражданина, объявленного умершим, имеет обратную силу с момента заключения. Из этого следует, что приобретенное за время отсутствия одного супругов имущество является совместной собственностью обоих супругов, а ребенок, рожденный в этот период, считается рожденным в браке.

Восстановление записи о браке производится органом записи актов гражданского состояния по месту составления утраченной записи акта гражданского состояния на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Скоро законопроектом о суррогатном материнстве будут внесены дополнения в Семейный кодекс РФ

Ожидается, что законопроектом о суррогатном материнстве будут внесены дополнения в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»

Суррогатное материнство – это реальная возможность завести детей, тем людям, которые по различным причинам вынуждены прибегать к вспомогательным репродуктивным технологиям. В России не имеется отдельного закона о таком способе рождения детей, но существует правовая база для регламентирования сопутствующих процедур.

Кабмин сообщает, что правительство Российской Федерации дало заключение на законопроект о государственной регистрации рождения ребенка в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий.

Данным законопроектом о суррогатном материнстве предлагается внести в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» изменения, которые позволят мужчине и женщине, как состоящим, так и не состоящим в браке, а также одинокой женщине, давшим согласие на применение вспомогательных репродуктивных технологий, быть записанными родителями ребенка в книге записей рождений.

Помимо этого родители получают правовую защиту при оспаривании отцовства или материнства при применении таких технологий после внесения записей в книгу записей рождений.

Сейчас в соответствии с пунктом 4 статьи 51 Кодекса родителями в книге записей рождений записываются лица, состоящие в браке и давшие согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, а также лица, состоящие в браке между собой и давшие согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания (с согласия женщины, родившей ребенка).

Таким образом, законопроектом о суррогатном материнстве распространяются родительские права на лиц, не состоящих в браке и на одиноких женщин.

Однако в заключении кабмина отмечается, что если родители не состоят в браке между собой, необходимо установить отцовство ребенка в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Кодекса.

Напомним, что в 2017 году в Госдуму был внесен законопроект, который запрещал суррогатное материнство, но его не поддержали.

Сейчас есть ряд положений, которые делают суррогатное материнство обоснованным и разрешенным в Российской Федерации. Рассмотрим основные:

  • статья 55 Федерального закона 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» — является основным актом, на который следует обратить внимание, он дает определение и устанавливает требования к потенциальной матери ребенка;
  • статья 51 и 52 Семейного кодекса РФ определяют порядок записи родителей ребенка, рожденного в рамках программы суррогатного материнства;
  • статья 16 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» предписывает порядок регистрации новорожденного в органах ЗАГСа;
  • приказ 67 Министерства здравоохранения России «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия» регулирует основные аспекты процедуры суррогатного материнства;
  • приказ 107н Министерства здравоохранения РФ о проведении ЭКО и противопоказаниям к нему.

Но представленные данные не отображают все правовые аспекты по данному вопросу. Предполагается, что законопроект о суррогатном материнстве должен разрешить сложившуюся ситуацию. Сейчас к документу есть ряд терминологических претензий и его еще необходимо будет доработать до рассмотрения Госдумой.

Часто задаваемые вопросы

1. В каких случаях можно получить повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния?

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в случае утраты, порчи, в других случаях отсутствия возможности использования свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, в том числе ветхости бланка свидетельства, не читаемости текста и (или) печати органа записи актов гражданского состояния, ламинирования, орган ЗАГС, в котором хранится первый экземпляр записи акта гражданского состояния, выдает повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

2. Можно ли получить повторное свидетельство через Интернет?

Пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» установлена возможность направления запроса о выдаче повторного свидетельства в орган записи актов гражданского состояния в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». В этом случае повторное свидетельство направляется в орган ЗАГС по месту жительства или пребывания лица, направившего данный запрос, с уведомлением такого лица о пересылке соответствующего документа. Повторное свидетельство выдается заявителю органом ЗАГС по месту жительства или пребывания лица, направившего данный запрос.

3. Может ли зарегистрировать рождение по заявлению бабушки ребенка?

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в случае, если родители не имеют возможности лично заявить о рождении ребенка, заявление о рождении ребенка может быть сделано родственником одного из родителей или иным уполномоченным родителями (одним из родителей).

4. Какой порядок присвоения имени ребенку при регистрации рождения?

Согласно пунктам 2, 3 статьи 18 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» имя ребенка записывается по соглашению родителей. При отсутствии соглашения между родителями имя ребенка записывается в записи акта о рождении ребенка по указанию органа опеки и попечительства.

5. В каком органе ЗАГС можно зарегистрировать брак?

Согласно статье 25 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация заключения брака производится любым органом ЗАГС на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак.

6. Возможна ли подача заявления о заключении брака одним из лиц, вступающих в брак?

Пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» определено, что в случае, если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган ЗАГС для подачи совместного заявления, волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями о заключении брака. Подпись такого заявления лица должна быть нотариально удостоверена, за исключением случая, если заявление направлено через единый портал государственных и муниципальных услуг. К нотариально удостоверенной подписи лица, совершенной на заявлении о заключении брака, приравнивается удостоверенная начальником места содержания под стражей или начальником исправительного учреждения подпись подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, либо осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении.

7. Можно ли установить отцовство в отношении ребенка, мать которого состоит в браке с другим лицом?

Если мать ребенка, состоящая в зарегистрированном браке, при государственной регистрации рождения заявляет, что ее супруг не является отцом ребенка и просит указать в записи акта о рождении отцом иное лицо, ее просьба может быть удовлетворена, в случае подачи родителями ребенка совместного заявления об установлении отцовства.

Кроме того, в указанном случае необходимо письменное заявление супруга матери, в котором он подтверждает, что не является отцом ребенка, родившегося у его супруги.

8. Какой порядок проставления апостиля на свидетельстве о государственной регистрации актов гражданского состояния?

Проставление апостиля на свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния и иные документы, подтверждающие наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, выданные органами ЗАГС республики осуществляется отделом накопления и выдачи документов Управления ЗАГС Республики Бурятия при предъявлении документа, удостоверяющего личность заявителя, свидетельства, подлежащего апостилированию, квитанции об уплате государственной пошлины.

9. Как можно получить справку об отсутствии факта государственной регистрации заключения брака для регистрации заключения брака за границей?

Для получения справки об отсутствии факта государственной регистрации заключения брака необходимо обратиться с заявлением в орган ЗАГС по месту жительства. Кроме того, необходимо представить документ, удостоверяющий личность заявителя, и квитанцию об уплате государственной пошлины.

10. Как получить повторное свидетельство, если регистрация была произведена в Беларуси?

Порядок истребования личных документов определен Административным регламентом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденным приказом МИД России № 10489, Минюста России № 124 от 29.06.2012.

Для подачи заявления об истребовании документа в компетентный орган иностранного государства необходимо обратиться в орган ЗАГС по месту жительства заявителя, имея при себе документ, удостоверяющий личность, документы, подтверждающие право на получение свидетельства, квитанцию об уплате государственной пошлины.

11. Как устранить имеющиеся несоответствия в написании фамилии в свидетельстве о рождении и свидетельстве о заключении брака?

В соответствии со статьей 71 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния подается заинтересованным лицом в орган ЗАГС по месту его жительства или по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению.

12. Возможно ли вернуться на добрачную фамилию, если при регистрации расторжения брака была присвоена фамилия по браку?

В соответствии со статьей 58 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» лицо, достигшее возраста четырнадцати лет, вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество. Перемена имени производится органом ЗАГС по месту жительства или по месту государственной регистрации рождения лица, желающего переменить фамилию, собственно имя и (или) отчество.

13. Я составляю генеалогическое (родословное) дерево своей семьи. Могу ли я обратиться в орган ЗАГС с заявлением о предоставлении сведений о моих родственниках?

Сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом, и разглашению не подлежат.

Органы ЗАГС не осуществляют поиск по актовым записям и сведения о родственниках не предоставляют.

При рассмотрении заявления органом ЗАГС, конечным результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю повторного свидетельства (справки установленной формы), отказа о государственной регистрации акта гражданского состояния либо извещения об отсутствии записи акта гражданского состояния. Органы ЗАГС по запросам граждан (в том числе и по метрическим книгам) могут выдать только документы (свидетельства, справки), содержащие сведения в объеме, имеющиеся в актовой записи.

Вместе с тем, получить документ может только родственник умершего лица, доказав свои родственные отношения посредствам предоставления соответствующих свидетельств, а так же свидетельство о смерти умершего.

14. Какие необходимо предоставить в ЗАГС документы, чтобы зарегистрировать брак с заключенным?

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее – ФЗ «Об актах гражданского состояния») основанием для государственной регистрации заключения брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак.
В случае, если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган ЗАГС для подачи совместного заявления, волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями о заключении брака. К нотариально удостоверенной подписи лица, совершенной на заявлении о заключении брака, приравнивается удостоверенная начальником места содержания под стражей или начальником исправительного учреждения подпись подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, либо осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении (п. 2 ст. 26 ФЗ «Об актах гражданского состояния»).
При подаче заявления о заключении брака в орган ЗАГС необходимо представить следующие документы:
— документы, удостоверяющие личности вступающих в брак;
— документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо, желающее вступить в брак, ранее состояло в браке, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, решение суда о расторжении брака иностранного государства.
— документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию заключения брака в размере 350 рублей.

15. Моему ребенку исполнилось 6 лет. При разводе я вернула свою добрачную фамилию. Могу ли я изменить фамилию ребенку на мою?

Для решения данного вопроса Вам необходимо обратиться в орган опеки и попечительства по месту жительства.
После получения решения органа опеки и попечительства Вам необходимо обратиться в орган ЗАГС по месту жительства или по месту государственной регистрации рождения для внесения изменений в запись акта о рождении Вашего ребенка, предоставив следующие документы:
— документ, удостоверяющий личность;
— свидетельство о рождении Вашего ребенка;
— решение органа опеки и попечительства;
— квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 650 рублей.

За дополнительной информацией по данному вопросу Вы можете обратиться в ЗАГС по месту жительства.

16. У нас нет общих несовершеннолетних детей. Как оформить расторжение брака?

Если один из супругов, уклоняется от расторжения брака в органе ЗАГС (отказывается подать совместное заявление) расторжение брака производится в судебном порядке по заявлению одного из супругов.

17. При вступлении в брак я не взяла фамилию мужа, возможно ли это сделать сейчас?

Необходимо обратиться в орган ЗАГС по месту жительства или по месту регистрации рождения с заявлением о перемене имени, представив паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака и свидетельства о рождении детей, не достигших совершеннолетия. За государственную регистрацию перемены имени уплачивается госпошлина в размере 1600 руб. После государственной регистрации перемены имени Вам будет выдано свидетельство о перемене имени, а также новые свидетельства о заключении брака, о Вашем рождении и рождении Ваших детей (госпошлина уплачивается в размере 350 руб. за каждое новое свидетельство).

18. В свидетельстве о браке с ошибкой казана моя фамилия. Как это можно исправить?

В случае неправильности (ошибки) в свидетельстве необходимо обратиться в орган ЗАГС по месту жительства или по месту хранения записи акта, для решения указанного вопроса. Необходимо при себе иметь документы удостоверяющие личность, свидетельство подлежащие обмену, иные документы.

19. Как произвести государственную регистрацию рождения ребенка у суррогатной матери?

При государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия суррогатной матери, на запись указанных супругов родителями ребенка.

Сведения о матери ребенка вносятся в запись акта о рождении ребенка на основании документа выданного медицинской организацией, в которой происходили роды.

Таким образом лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери).

20. Я 1952 года рождения, в повторном свидетельстве о рождении оказалось, что не указано место рождения и отчество ребенка. Как это можно исправить?

Для внесения сведений в запись акта о рождении в случае дополнения отчества и места рождения Вам не обходимо обратиться в отдел ЗАГС по месту жительства или по месту хранения записи акта, представить документ удостоверяющий личность, свидетельство в случае изменения фамилии (свидетельство о брак, свидетельство о расторжении брака и т.д.).

и другие документы.

За внесение сведений в запись акта о рождении в случае дополнения отчества ребенка и места его рождения, государственная пошлина не уплачивается.

21. Мне исполнилось 25 лет, какие документы предоставить для перемены фамилии?

Перемена имени производится органом ЗАГС по месту жительства заявителя или по месту государственной регистрации рождения лица, желающего переменить фамилию, собственно имя и (или) отчество. Одновременно с подачей заявления должны быть представлены следующие документы:

свидетельство о рождении лица, желающего переменить имя;

свидетельство о заключении брака, в случае если заявитель состоит в браке;

свидетельство о расторжении брака в случае, если заявитель ходатайствует о присвоении ему добрачной фамилии в связи с расторжением брака;

свидетельство о рождении каждого из детей заявителя, не достигших В соответствии со статьей 333.26 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за регистрацию перемены имени, включающегося в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество, включая выдачу свидетельства о перемене имени, составляет 1600 рублей. За внесение изменений в другие записи актов гражданского состояния (например, о рождении заявителя, о браке, о рождении детей) с выдачей новых свидетельств в связи с переменой имени уплачивается госпошлина 350 рублей за каждое свидетельство.

© 2014 Управление записи актов гражданского состояния Республики Бурятия