Статья 5 фз об обязательном аудите

Статья 5 307-ФЗ — Обязательный аудит

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Комментарий

Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Регулирование аудита, аудиторской деятельности осуществляется Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Часть 3 статьи 1 этого закона определяет:

«Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. . под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.»

Суть аудита в том, что независимая аудиторская организация, которая специализируется на проведении аудитов (аудиторской деятельности), проверяет финансовую отчетность компании и выражает свое мнение в так называемом Аудиторском заключении. В этом заключении аудитор сообщает является ли бухгалтерская (финансовая) отчетность достоверной или нет.

Если отчетность, по мнению аудитора, достоверна, то пользователи этой отчетности (акционеры, собственники, инвесторы, кредиторы) могут быть уверены в том, что отчетность достоверно отражает финансовое положение компании. Данные бухгалтерской (финансовой) отчетности используются при принятии решения о покупке или продажи акций (долей) компании, выдаче займов и кредитов и т.д.

Конечно же, и аудитор может ошибаться. Такое в истории аудита бывало не раз. Так, крупнейшая некогда аудиторская компания Артур Андерсен (Arthur Andersen) подтвердила сфальсифицированную бухгалтерскую отчетность энергетической компании Энрон. Вскоре обман вскрылся и выяснилось, что Энрон неплатежеспособен и инвесторы и кредиторы получили огромные убытки. В итоге и аудиторская компания Артур Андерсен, допустившая ошибку была закрыта. Поэтому законодательство устанавливает особые требования к аудиторским организациям и ответственность за нарушения при проведении аудитов. Аудиторы обязаны применять стандарты аудиторской деятельности (Постановление Правительства РФ от 11.06.2015 N 576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации»). Это не может полностью исключить ошибки аудитора, но сокращает их вероятность.

Для проведения аудита, проверяемая организация заключает договор с аудитором, по которому проверяемая организация оплачивает услуги, а аудиторская организация проводит аудит. Заказать аудит организации может и не сама проверяемая организация, а иное заинтересованное лицо — например, головная организация, по отношению к той, которую проверяют. Но обычно договор заключается между аудитором и проверяемой организацией.

Слово «Аудит» от латинского слова audit — слушает. Иногда аудитом называют и иные виды независимых проверок. Так, независимую проверку выполнения экологических требований сторонней организацией называют Экологическим аудитом. Проверку применяемой архитектуры информационных технологий называют ИТ аудитом. Чтобы отделить такие виды аудита от собственно аудиторской деятельности, последнюю иногда называют Финансовый аудит.

Обязательный аудит

Законодательство устанавливает случаи, когда проведение аудита обязательно. То есть организация, которая подпадает под требования о проведении обязательного аудита, обязана регулярно проводить аудиты. Такие случаи указаны в статье 5 «Обязательный аудит» Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Большинство организаций подлежат обязательному аудиту в случае, если:

— объем выручки от продажи за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей

— сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

Но есть и иные условия проведения обязательного аудита (ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ):

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

К примеру, обязательный аудит установлен для следующих категорий налогоплательщиков:

Саморегулируемая организация (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»).

Жилищные накопительные кооперативы (п. 1 ст. 54 Федеральный закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»): Ведение кооперативом бухгалтерского учета и бухгалтерская (финансовая) отчетность кооператива подлежат обязательной ежегодной проверке аудиторской организацией (аудитором). Уставом кооператива может быть предусмотрено проведение аудиторской проверки один раз в два года, если сумма активов баланса кооператива не превышает на конец отчетного года шесть миллионов рублей.

Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций (Федеральный закон от 2 июня 2016 г. № 154-ФЗ «О Российском Фонде Прямых Инвестиций», статья 7).

Региональная гарантийная организация (Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», статья 15.2).

Застройщики, привлекающие денежные средства участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (часть 4 статья 18 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации») — с 1 января 2017.

Минфин России 20.01.2016 утвердил Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 год (согласно законодательству Российской Федерации). Ссылка на текст документа в разделе Дополнительно.

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

Включение сведений о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц

Организация, подлежащая обязательному аудиту, обязана включить сведения о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эта обязанность установлена частью 6 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (введена с 01.10.2016 Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ).

Сообщение должно быть с указанием сведений:

— идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии)

— наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора

— идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии)

— перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит

— периода, за который она составлена

— мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Внести сведения в Реестр необходимо в течение трех рабочих дней с даты подписания аудиторского заключения (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона о госрегистрации). Если организация нарушит этот срок или не отразит сведения в реестре, то ее руководителя могут привлечь к административной ответственности (ч. 6 и 7 ст. 14.25 КоАП РФ).

Для публикации сведений об аудите необходимо зарегистрироваться на сайте fedresurs.ru, уплатить пошлину и получить электронно-цифровую подпись (ЭЦП).

Аудит организаций и госучастием, унитарных предприятий

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Ответственность за не проведение обязательного аудита

Ответственность за непроведение обязательного аудита установлена статьей 15.11. «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» КоАП.

Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности, понимается отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов (абзац 7 примечания 1).

Совершение такого правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Аудиторская тайна

Аудитор, проводя аудит, получает много деликатной информации о клиенте. Поэтому закон устанавливает такое понятие как «Аудиторская тайна». Суть в том, что аудитор, сотрудники аудитора не имеют права раскрывать такую информацию, а если раскроют ее, то несут за это ответственность.

Аудиторская тайна регулируется статьей 9 «Аудиторская тайна» Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

1. Аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:

1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;

2) сведений о заключении договора оказания аудиторских услуг;

3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

2. Аудиторская организация и ее работники, индивидуальный аудитор и работники, с которыми им заключены трудовые договоры, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну.

3. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

4. Передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, не является нарушением аудиторской тайны.

5. Уполномоченный федеральный орган, уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору и их работники, саморегулируемые организации аудиторов, их члены и работники, а также иные лица, получившие доступ к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности таких сведений и документов.

6. В случае разглашения аудиторской тайны аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, саморегулируемой организацией аудиторов, а также иными лицами, получившими на основании настоящего Федерального закона и других федеральных законов доступ к аудиторской тайне, аудиторская организация, индивидуальный аудитор, а также лицо, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вопрос — ответ

Дополнительно

Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Налоговый аудит — оказание внешней организацией (или ИП) услуг, в виде выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам законодательства порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других обязательных платежей.

Статья 5. Обязательный аудит

Статья 5. Обязательный аудит

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ часть 1 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г. и применяющейся к отношениям, которые возникнут при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, начиная с указанной отчетности за 2010 г.

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ в пункт 3 части 1 статьи 5 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

См. Методические рекомендации по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций (одобрены Рабочим органом Совета по аудиторской деятельности 6 февраля 2018 г., протокол N 76)

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 262-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

О перечне случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 г. (согласно законодательству РФ) см. информацию Минфина России от 12 января 2018 г.

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

См. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2017 г., направленные письмом Минфина России от 19 января 2018 г. N 07-04-09/2694

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ в часть 3 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ в часть 4 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

См. Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 5

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 6, вступающей в силу с 1 октября 2016 г.

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Обязательный аудит

Обязательный аудит — это проверка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Полномочия, подтверждающие правомерность осуществления аудиторской деятельности, удостоверены записью в реестре СРО РСА (ОРНЗ 10103003021). По итогам обязательного аудита выдается аудиторское заключение.

Обязательный аудит проводится в случаях:

Закон 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Статья 5. Обязательный аудит

Обязательный аудит проводится в случаях:

если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 327-ФЗ)

  • если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
  • если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

    (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 262-ФЗ)

    в иных случаях, установленных федеральными законами.

    (часть 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 400-ФЗ)

    Обязательный аудит проводится ежегодно.

    С 2 октября 2016 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 236-ФЗ в часть 3 статьи 5 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.

    Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

    (часть 3 в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

    С 2 октября 2016 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 236-ФЗ в часть 4 статьи 5 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.

    Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

    (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

    В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

    (часть 5 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

    Если Ваша компания не подпадает под обязательный аудит 2014 вы можете провести инициативную аудиторскую проверку.

    В результате проведения обязательного аудита выдаются:

    1. Независимое заключение аудитора (аудиторской компании) по финансовой (бухгалтерской) отчетности и отчет аудитора по итогам аудиторской проверки с замечаниями и рекомендациями по устранению выявленных проблем.

    Аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц. Аудиторское заключение содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

    Аудиторское заключение выдается в полном соответствии с Законом об аудиторской деятельности № 307-ФЗ от 30.12.2008г. Заключение аудиторской организации является неотъемлемым элементом годовой бухгалтерской отчетности для предприятий, подлежащих в соответствии с действующим законодательством обязательному аудиту.

    Аудиторское заключение может быть представлено в следующих формах:

    • немодифицированное мнение (отчетность достоверна);
    • модифицированное мнение:
      • мнение с оговоркой;
      • отрицательное мнение;
      • отказ от выражения мнения.

    2. Письменная информация аудитора по итогам аудиторской проверки.

    Отчет содержит перечень выявленных проблем, а также экспертные замечания и рекомендации аудиторов по их устранению или исправлению.

    Наряду с выдачей аудитором заключения и отчета специалистами группы компаний осуществляется текущее оперативное консультирование по возникающим вопросам бухгалтерского и налогового учета, связанным с аудиторской проверкой.

    Для того, чтобы заказать услугу, позвоните по телефону:

    Закон «Об аудиторской деятельности»: описание, последние изменения

    Закон № 307 предусматривает права и обязанности аудитора и проверяемого им лица. Аудитор обязан составлять отчет о проверке на русском языке и проводить квалифицированную проверку. Аудируемое лицо должно принимать участие в проверке и содействовать проверяющему.

    Описание закона

    Закон об аудиторской деятельности №307 был принят 24 декабря 2008 года. Совет Федерации одобрил законопроект 29 декабря 2008 года. Вступил в силу закон 30 декабря 2008 года.

    ФЗ-307 регламентирует основы регулирования правовых отношений в процессе осуществления аудиторской деятельности РФ. В законе прописаны основные понятия аудиторской деятельности.

    Аудитор — физическое лицо, которое получило аттестат об аудиторской деятельности и работает в частных организаций, занимающихся аудитом.

    Закон №307 предусматривает права аудитора:

    • устанавливать форму и метод проверки бухгалтерского отчета;
    • проверять наличие имущества, отраженного в бумагах фирмы;
    • изучать предоставленную аудируемым лицом документацию;
    • требовать ответа в письменной форме на возникшие в процессе проверки вопросы;
    • отказаться от проведения проверки.

    ФЗ-307 гласит, что по завершению контроля, проверяющий должен составить аудиторский отчет.

    Законом предусмотрены обязательные моменты, которые должен содержать аудиторский отчет:

    • наименование отчета;
    • название АО, ООО или иного адресата;
    • данные о проверяемом лице: место расположения, идентификационный номер и название;
    • данные об аудиторской компании или ее проверяющем: название организации, личные данные аудитора, место расположения офиса фирмы и ее государственный регистрационный номер;
    • проверяемая бухгалтерская отчетность. В обязательном порядке указывается период ее составления;
    • перечень мероприятий, проведенных индивидуальным аудитором;
    • результаты проверки;
    • дата составления отчета.

    Скачать текст закона

    Федеральный закон об аудиторской деятельности включает в себя 26 статей. Каждая из них описывает правовые нормы регулирования аудиторской деятельности. В ФЗ-307 предоставлены права и обязанность аудитора и аудируемого гражданина.

    Для более подробного ознакомления c последней редакцией Федерального закона №307 можете скачать его тут.

    Так же можете узнать детали по 172 ФЗ о стратегическом планировании здесь:

    Последние изменения, внесенные в Закон «Об аудиторской деятельности»

    Последние поправки в ФЗ-307 об аудите и аудиторской деятельности были внесены 1 мая 2017 года. Изменениям подлежали: ст. 5 ч. 4, ст. 10 ч. 7, ч. 8, ч. 10, ст. 16 ч. 5 п. 3, п. 4, ст. 19 ч. 9, ст. 20 ч. 6 п. 5.

    Из текста ФЗ-307 были исключены ч. 9.2 ст.23 и ч. 11 ст. 10.

    В статье 5 часть 4 закона были изменены условия заключения договора с аудиторскими компаниями. Согласно новым поправкам обязательный аудит проводится по результатам предыдущей проверки.

    Из 10 статьи 7 части была исключена информация о порядке оформления аудиторской проверки и о результатах, которые устанавливаются уполномоченным органом Федерации.

    В статью 10 часть 8 закона №307 были внесены дополнения о сроках проведения проверки аудиторских компаний:

    • если организация проводит аудит финансовой деятельности предприятия, то проверка ее деятельности осуществляется не позже, чем раз в пять лет и не чаще, чем раз в год;
    • если организация занимается частным аудитом, то проверка осуществляется не реже, чем раз в пять лет и не более 1 раза в год.

    Согласно новым поправкам, внесенным в 10 часть 10 статьи, гражданин не вправе подать жалобу на проведение внеплановой проверки аудиторской организации в уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору.

    Согласно новость редакции статьи 16 части 5 пункта 3 в состав комиссии по аудиторской проверки входит один представитель из уполномоченного федерального органа по контролю и надзору.

    Пункт 4, статья 19 часть 9 — поправки были внесены в период ротации кандидатов саморегулируемых аудиторских компаний. Согласно новым изменениям кандидаты подлежат ротации раз в три года.

    Статья 20 часть 6 пункт 5 была дополнена информацией из части 2 статьи 10.1.

    Статья 5 307 ФЗ описывает основания для проведения обязательного аудита.

    Когда, согласно закону, необходимо проведение обязательного аудита?

    • если предприятие имеет форму организационного правового акционерного общества;
    • если ценные бумаги предприятия участвуют в торгах;
    • если предприятие связано с кредитами и операциями, проводимыми с ними;
    • если сумма от продаж продукции компании превысила 400 тыс рублей и сумма активов по данным бухгалтерского учета превышает 60 млн рублей;
    • если предприятие оглашает консолидированную отчетность.

    Согласно Закону об аудит деятельности, проводить проверку бухгалтерской отчетности на фирме обязательно раз в год.

    После последней редакции закона поправок в статью не было внесено.

    Статья 8 регламентирует независимость аудиторских компаний и их представителей.

    Кто, согласно закону, не может проводить аудит?

    • лицо, являющееся главным бухгалтером фирмы, директором или соучредителем;
    • лицо, состоящее в родственных отношениях с аудируемым;
    • страховые компании;
    • кредитные организации, связанные с аудируемым.

    Размер денежных выплат аудитору за проведение бухгалтерского контроля обозначен в подписанном соглашении.

    При последней редакции ФЗ-307 изменений в статью не было внесено.