Внесение изменений в 138-и

Оглавление:

Внесение изменений в 138-и

8 800 200 35 65

  • О банке
  • Новости
  • О внесении изменений в Инструкцию Банка России № 138-И

О внесении изменений в Инструкцию Банка России № 138-И

28 декабря 2015

Настоящим информируем Вас, что 28 декабря 2015 года вступает в силу Указание Банка России от 30.11.2015 № 3865-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 4 июня 2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее – Указание № 3865-У).

Официальная публикация Указания № 3865-У в «Вестнике Банка России» 28 декабря 2015 года.

Указание № 3865-У предусматривает, в том числе изменения в форме Справки о валютных операциях, порядке заполнения Справки о валютных операциях и Справки о подтверждающих документах.

Информация о требованиях по порядку предоставления и заполнения документов валютного контроля будет размещена на сайте банке в разделе «Корпоративным клиентам. Валютный контроль. Документы» http://www.pscb.ru/corp/services/valyutnyy-kontrol/

Дополнительную информацию Вы можете получить у специалистов Отдела валютного контроля по телефону 332-2626.

Внесение изменений в 138-и

Круглосуточная Служба поддержки: 8-800-250-33-00, Волгоград: +7 (8442) 99-50-50

Служба поддержки пользователей «Банк-Клиент» (для юридических лиц)

Москва: +7 (495) 725-59-53, +7 (495) 956-17-24

Волгоград: +7 (8442) 99-50-32

Волжский: +7 (8443) 24-10-52

Камышин: +7 (84457) 2-33-15

Все города: 8 (800) 250-33-00

Электронный адрес технической поддержки обслуживания юридических лиц с помощью системы «Банк-Клиент» — [email protected]

Время работы поддержки пользователей «Банк-Клиент» (для юридических лиц) пн.-чт. — с 9:00 до 18:00, пт. — с 9:00 до 17:00

С 22.07.2017 согласно Указанию Банка России от 25.04.2017 №4360-У, вступают в силу изменения в Инструкцию Банка России от 04.06.2012 №138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

Обращаем Ваше внимание на основные изменения и информируем о том, что данный перечень изменений не является исчерпывающим.

При осуществлении операции, связанной с зачислением/списанием иностранной валюты по договору (контракту), заключенному с нерезидентом, сумма обязательств по которому равна или не превышает в эквиваленте 1 000 долларов США, резидент вправе не представлять документы, указанные в справке о валютной операции.

При осуществлении операции, связанной со списанием российских рублей по договору (контракту), заключенному с нерезидентом, сумма обязательств по которому равна или не превышает в эквиваленте 1 000 долларов США, резидент вправе не представлять документы, связанные с проведением указанной в платежном поручении операции.

Обязанность представления резидентами статистических форм учета перемещения товаров в Банк отменяется.

© Copyright НС-Банк 2005-2018
Все права защищены
Генеральная лицензия ЦБ РФ №3421.

Служба поддержки пользователей «Банк-Клиент» (для юридических лиц): +7 (495) 725-59-53, +7 (495) 956-17-24

Круглосуточная Служба поддержки: +7 (800) 250-33-00

Изменения в валютном законодательстве с учетом Инструкции Банка России № 138-И: Указание № 3016-У

15.08.2013 г. зарегистрировано в Минюсте Указание Банка России от 14.06.2013 № 3016-У
Инструкция от 04 июня 2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (вступило в силу с 1 октября 2012 года). Вместо Инструкции Банка России № 117-И и Положения Банка России № 258-П. Изменения в Положение Банка России № 308-П (Указание Банка Росси 2828-У), также вступило в силу с 1 октября 2012 года. На семинаре рассматривается практика применения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также планируемые изменения на момент проведения семинара.

Содержание мероприятия:

• Положение Банка России от 21.06..2013 г. № 402-П » О порядке передачи в налоговые органы для выполнения ими функций агентов контроля паспортов сделок в электронном виде»

• 15.08.2013г зарегистрировано в Минюсте Указание Банка России от 14.06.2013 N 3016-У «О внесение изменений в Инструкцию Банка России от 4 июня 2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (вступает в силу с 01.10.2013г).

• Инструкция от 04.06.2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (вступило в силу с 01.10.2012 г.). На смену Инструкции Банка России № 117-И и Положения Банка России № 258-П.

• Изменения в Положение Банка России № 308-П (Указание Банка Росси 2828-У), также вступило в силу с 01.10.2012 г. Комментарии к новому Федеральному закону от 06.12.2011 г. № 406-ФЗ.

• На семинаре рассматривается практика применения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования и валютного контроля. Будут представлены планируемые изменения в валютном законодательстве Российской Федерации и акты органов валютного регулирования.

• Указание Банка России от 04.06.2012 № 2828-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 20 июля 2007 года № 308-П «О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» (вступило в силу с 01.10.2012 г.).

• Комментарии к Федеральному закону от 06.12.2011 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части упрощения процедур валютного контроля» (принят ГД ФС РФ 21.11.2011).

Лекторы:
— Начальник управления правового и методического обеспечения Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банк России

Метки: 138-И

Автор: Admin · Published 15.12.2017 · Last modified 04.04.2018

Изменена дата вступления в силу Инструкции ЦБ РФ № 181-И

Указанием Центрального Банка России от 29 ноября 2017г. № 4629-У внесены изменения в пункт 19.1 Инструкции Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И. Вместо 1 января 2018 года Инструкция Банка России от.

Автор: Admin · Published 03.11.2017 · Last modified 06.08.2018

Инструкция ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И опубликована и действует с 01.03.2018

Внимание! Собираем вопросы по Инструкции 181-И и даём ответы. (Ссылка) 31 октября 2017 года Министерство юстиции РФ зарегистрировало Инструкцию Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации.

Автор: Admin · Published 16.06.2017 · Last modified 03.11.2017

Проект «новой 138-И» уже на сайте ЦБ РФ

ВНИМАНИЕ! Обновление новости по состоянию на 03.11.2017. Новая Инструкция №181-и уже опубликована и вступает в силу с 01 января 2018 года (ссылка здесь) *** В декабре 2017 г. планируется изменение порядка взаимодействия резидентов и.

Автор: Admin · Published 30.05.2017 · Last modified 01.11.2017

ЗАКОНЧИЛСЯ! Семинар 21.06.2017 «Валютное законодательство и валютный контроль в Российской Федерации: практика применения с учетом последних изменений»

СКОРО. ПОВТОРНЫЙ СЕМИНАР! Смотри расписание по ссылке: http://wp.me/p8AeUJ-eQ! 21 Июня 2017 10:00 — 13:15 Семинар проводится в очном и онлайн форматах! Подробная информация о программе семинара и регистрация Место проведения: г. Москва, ул. Крымский.

Автор: Admin · Published 14.03.2017 · Last modified 26.04.2017

ПЕРЕНОС ДАТЫ! Семинар 19.04.2017 — Расчеты по внешнеторговым контрактам и валютный контроль: практика работы банка и его клиента

ВНИМАНИЕ ИЗМЕНЕНИЕ В ДАТЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА. Уважаемые коллеги! Семинар запланированный на 19 апреля 2017 года состоится 18.04.2017 года Со всеми кто зарегистрировался на 19.04.2017 изменения согласованы . Кто не успел, регистрируйтесь на новую дату.

Автор: Admin · Published 30.06.2016 · Last modified 06.03.2017

Порог суммы обязательства для оформления паспорта сделки планируется понизить до 25 000 долларов США.

Банк России подготовил проект Указания «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления.

Автор: Admin · Published 27.02.2016 · Last modified 04.03.2017

Новая редакция Инструкции № 138-И

С 27 февраля 2016 года вступает в силу пункт 12.16 Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке.

Как избежать штрафа за не переоформление паспорта сделки

У нас имеется рамочный контракт с контрагентом (поставщик товара, Узбекистан).

Было несколько поставок (рамочный договор), все нормально.

После мы поменяли юр адрес, банк не уведомили.

При оформлении новой поставки по тому же паспорту сделки, банк (отдел ВЭД) обратил внимание, что в спецификации-приложении к рамочному договору — сменился юр адрес.

Попросили лист записи ЕГРЮЛ и сказали, что за то, что мы не переоформили в течение 30 дней паспорт сделки на новый юр адрес — нас оштрафуют.

Юр адрес поменяли в декабре 2016, была 1 поставка в январе (в спецификации был старый юр адрес — забыли поменять).

И сейчас будет новая поставка (май или июнь), в спецификации проставили уже новый юр адрес — вот и возникли вопросы.

Вопрос: какие штрафы и санкции нам грозят из-за сложившейся ситуации ? Как их избежать или минимизировать?

Ответы юристов (9)

Штраф будет по п.6 ст.15.25 КоАП.

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования
6. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) — резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов — (в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 N 311-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 29.06.2015 N 181-ФЗ, от 28.11.2015 N 350-ФЗ)
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Так как правонарушение вы уже совершили, то минимизировать здесь особо нечего. После выхода срока давности привлечения к ответственности по этой статьей (2 года) привлечь вас уже не смогут.

Есть вопрос к юристу?

Ваша обязанность вносит данные установлена в Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И

Глава 8. Порядок внесения изменений в паспорт сделки (переоформление паспорта сделки)

8.4.
При изменении сведений о резиденте, указанных в ранее оформленном ПС, заявление о переоформлении ПС, документы и информация, которые необходимы для переоформления ПС, представляются резидентом в срок не позднее 30 рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, либо в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо в реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, либо в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации.

Александр, здравствуйте. Проблема тут состоит в том, что состав данного правонарушения является формальным. Правила оформления нарушены — все, основание для наложения штрафа есть. Возможно только в случае возбуждения административного дела просить назначить штраф по минимальному пределу. Теоретически можно выйти в суд и просить назначения ниже минимального размера в связи с малозначительностью правонарушения. Но представляется что затраты на то, чтобы добиться этого, превысят размер снижения, поэтому вряд ли они будут целесообразны.

Уточнение клиента

А кто вообще тут «главный прокурор»?

Кто будет налагать штраф (если будет)?

Как эта информация попадет к этому «прокурору»?

Как давить на то, что правонарушение является формальным и никому хуже от этого не стало, и вообще — в первый раз и по незнанию (да, знаю, не освобождает от ответственности, но все же)?

05 Мая 2017, 18:07

Уважаемый Александр! Здравствуйте! В дополнение к мнению уважаемого и профессионального коллеги:

если и будет решаться вопрос о привлечении Вас к административной ответственности, то только со стороны налоговых органов по сообщению Вашей кредитной организации.

При этом, можно ведь сводить к разовой поставке, при этом, если ее стоимость не равна или больше 50000, 00 долларов США, ПС можно не оформлять (см. п.5.2 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И (ред. от 30.11.2015) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации. ).

Также, если уж дойдет до МИ ФНС России №… по. сводить к ответственности конкретного должного лица (исключая привлечение ЮЛ).

Конечно, надо вдаваться в суть, может у Вас изменение юридического адреса свелось к исключению „литеры“.

Уточнение клиента

«если и будет решаться вопрос о привлечении Вас к административной ответственности, то только со стороны налоговых органов по сообщению Вашей кредитной организации.»

Т.е. это банк сообщит в налоговую? Это их обязанность или право?

Как можно в случае, если дойдет до штрафа, свести к ответственности должностного лица? Как это сделать?

05 Мая 2017, 18:09

Из комментария к данной статье:

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов и агентов валютного контроля (ч. 1 и п. 80 ч. 2 ст. 28.3). Из смысла положений п. 80 ч. 2 ст. 28.3 можно сделать вывод о том, что протоколы по данной статье вправе составлять также должностные лица налоговых и таможенных органов, являющихся агентами валютного контроля, хотя в п. 5 и п. 12 ч. 2 ст. 28.3 соответствующие полномочия указанных органов не предусмотрены. Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, но полномочиями по составлению протоколов их должностные лица не наделены.

Все просмотренные мной дела, рассматривавшиеся по заявлению об отмене штрафов по данной статье завершились для заявителей неудачно. В том числе и по части малозначительности. Назначают именно юридическому лицу, не должностному лицу.

Один из примеров.

Уважаемый Александр! Доброго! В дополнение: к сожалению, обязанность.

согласно ч.7 ст.23 Закона №173-ФЗ

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:
1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

При этом (ч.ч.9,9.1 ст.23 Закона №173-ФЗ)

9. Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:
1) в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;
2) в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.
9.1. Уполномоченные банки и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении юридическим лицом — резидентом требований статьи 19 настоящего Федерального закона передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к этому лицу, соответствующую ведомость банковского контроля по состоянию на дату выявления нарушения.

См.также ч.10 ст.23 Закона.

«Разговаривать с банком», спорить с налоговым органом.

Вряд ли в налоговую, скорее всего в ЦБ РФ, ЦБ тоже является органом валютного контроля. А банку прогнуться перед ЦБ лишний раз милое дело, при очередной проверке могут отнестись лояльнее.

Вы случаем не являетесь субъектом малого или среднего предпринимательства.

В этом случае можно избежать наказания, если ранее не привлекались к административной ответственности.

Статья 1.4.КоАП РФ Принцип равенства перед законом
3. Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее — их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.
Статья 3.4. Предупреждение
3. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Статья 4.1.1. Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением
1. Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Состоите или нет в реестре можете посмотреть здесь. rmsp.nalog.ru

Уточнение клиента

Да, так и есть: относимся к микропредприятиям, присутствуем в списке.

Что нужно сделать для того, чтобы отделаться предупреждением?

Что нужно знать об изменениях законодательства в сфере ВЭД в 2018 году.

Отмена паспорта сделки и другие нововведения.

С точки зрения российского законодательства, чтобы вести бизнес с иностранными партнерами, недостаточно подписать контракт, закрепляющий согласованные условия сделки. Валютные операции находятся под контролем государства. Поэтому если вы поставляете товар за границу или иностранная компания оказывает вам услуги, вы наверняка знаете, что договоры «с иностранным элементом» требуют особого взаимодействия с банками.

Только за второе полугодие 2017 года были приняты, по крайней мере, два важных нормативных акта в сфере валютного контроля. Речь идет о новой Инструкции Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И [1] (далее – «Инструкция 181-И», «новая Инструкция») и поправках в закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [2], введенных Федеральным законом N 325-ФЗ от 14 ноября 2017 года [3].

31 декабря 2017 года станет последним днем действия Инструкции Банка России N 138-И, принятой 04 июня 2012 года (далее – «Инструкция 138-И», «старая Инстукция»)[4], о которой мы писали ранее. Напомним, что в соответствии с данным нормативным актом резидент обязан открыть в банке паспорт сделки, если цена контракта с нерезидентом превышает 50 тысяч долларов. На смену данному документу приходит Инструкция 181-И.

Комментарий ЦБ о новой Инструкции. Как отмечается в информации пресс-службы Центрального Банка, новый порядок направлен на либерализацию требований валютного контроля. Новая Инструкция 181-И призвана уменьшить нагрузку на резидентов в сфере документооборота по валютным операциям. Из содержания документа, в то же время, ясно, что «либерализация» не означает полной отмены контроля за валютными операциями. Снижение требований выразится в том, что пакет документации, предоставляемый резидентами по контракту, станет меньше. Также возрастет минимальное значение цены договора, по достижении которого по такому договору потребуется предоставление банку большего количества документов.

Обзор нововведений в соответствии с новой Инструкцией 181-И.

i. Учет контракта вместо паспорта сделки.

Основным нововведением является отмена паспортов сделок. Теперь внешнеторговые контракты необходимо ставить на учет. Как и в случаях с паспортами сделки, учету подлежат не все договоры с нерезидентами. Но теперь важное значение приобретает направленность контракта на экспорт или импорт. Порядок учета экспортных и импортных сделок различается. Учет контрактов требуется, если цена импортного контракта оценивается в 3 миллиона рублей и более, а по экспортным договорам точкой отправления является 6 миллионов рублей.

Для учета договора резидент должен представить в банк пакет документов. Каждому контракту, который ставится на учет, присваивается уникальный номер. Процедура постановки на учет должна занимать у банка всего один рабочий день. Напомним, что для открытия паспорта сделки по старой Инструкции 138-И требовалось до трех рабочих дней.

ii. Банк не сможет отказать в постановке контракта на учет.

Новый порядок исключает отказ банка в постановке контракта на учет. Это отличает новую Инструкцию от действующей до 1 января. Так, по старому порядку, банк мог правомерно отказать в оформлении паспорта сделки, если данные, указанные в контракте, не соответствовали сведениям в заполненной форме паспорта сделки. Теперь банк в любом случае должен будет поставить контракт на учет.

iii. Порядок взаимодействия с банком по сделкам до 200 тысяч рублей.

Ранее при сумме сделки, не превышающей одной тысячи долларов, резидент был вправе предоставлять в банк только справку о валютной операции. Предоставление иных документов в такой ситуации не требовалось. С 1 января 2018 года по договорам с суммой обязательств менее 200 тысяч рублей не потребуется представления документов, связанных с проведением валютных операций. В этом случае резидент должен предоставить только информацию о коде вида операции.

iv. Отмена справок о валютных операциях.

Наряду с паспортами сделок, отменяются также справки о валютных операциях. Ранее такая справка была одним из основных документов, оформляемых резидентом. В то же время требование о предоставлении документов-оснований по валютным операциях в новой Инструкции сохраняется.

v. Иные изменения.

Ранее резидент в ряде случаев должен был предоставлять в банк ведомость валютного контроля. Например, такое действие требовалось при переводе контракта на обслуживание в другой банк. Теперь банк самостоятельно запрашивает ведомость в электронном виде в Банке России.

Инструкция также предусматривает сокращение ряда сроков осуществления действий банками. Так, уменьшен срок проверки документации по снятию контракта с учета (ранее — закрытию паспорта сделки), а также срок, по истечении которого банк вправе самостоятельно снять полностью исполненный или полностью не исполненный контракт с учета (ранее – закрыть паспорт сделки).

Последствия вступления в силу новой Инструкции.

Исходя из текста новой Инструкции, изменения повлекут следующие последствия:

  • уменьшается «документальная» нагрузка на резидентов: основные обязанности по оформлению документации переносятся на банки, резидентам нужно будет готовить меньше документов;
  • вводится различный порядок оформления в банке экспортных и импортных контрактов: повышено значение цены сделки для экспортных операций, при котором потребуется постановка контракта на учет (ранее – при превышении которого требовалось оформление паспорта сделки);
  • повышается значение цены сделки, с которого по внешнеторговой сделке требуется предоставление документации: теперь документация не предоставляется в обязательном порядке при сумме внешнеторгового контракта до 200 тысяч рублей (хотя может быть запрошена);
  • уменьшается количество оснований для привлечения к ответственности за валютные правонарушения: сокращено количество документов, предоставляемых в банк при осуществлении валютных операций, а, следовательно, привлечь к ответственности за их непредоставление будет нельзя;
  • увеличивается скорость оформления внешнеторговых операций в банке: предусматривается сокращение сроков осуществления банком отдельных действий.

Переходные положения.

Если паспорт сделки оформлен, но еще не закрыт в 2017 году, в 2018 году его автоматически признают закрытым. При этом договор, по которому оформлен паспорт сделки, поставят на учет в соответствии с новым порядком. Номер паспорта сделки при этом станет уникальным номером контракта.

Тем, кто представил документы на оформление паспорта сделки в 2017 году (при этом паспорт сделки еще не был оформлен) и тем, у кого по состоянию на 2017 год есть оформленные и незакрытые паспорта сделок, советуем проверить правильность переноса банками информации из паспортов сделок (или информации, представленной для их оформления) в реестр действующих контрактов.

Валютный контроль: ужесточение требований.

Изменение требований по взаимодействию с банками по новой Инструкции 181-И — не единственные нововведения в сфере валютного контроля. С 14 мая 2018 года изменится и закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Принятые Федеральным законом N 325-ФЗ от 14 ноября 2017 года [4] поправки направлены отнюдь не на либерализацию действующего законодательства. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, его целью является устранение условий, способствующих нарушениям в сфере валютного регулирования. Эти изменения предполагают ужесточение требований к внешнеторговым контрактам, расширение оснований для отказа в проведении валютной операции со стороны банка и повышение установленных размеров ответственности за нарушение валютного законодательства.

Указание сроков во внешнеторговом контракте станет обязательным.

Предыдущая редакция закона «О валютном регулировании и валютном контроле» позволяла резиденту указать «ожидаемые сроки» в отношении сроков получения выручки или исполнения иных обязательств со стороны нерезидента. Согласно принятым поправкам, в договорах между резидентами и нерезидентами должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств. Таким образом, отсутствие данных сроков в контракте фактически является нарушением требований закона. Соответственно, такая сделка может быть признана недействительной в соответствии со статьей 168 ГК. Поправки, однако, не наделяют правом подавать иски о признании сделок недействительными органы валютного контроля, хотя Минфином ранее такие изменения предлагались [5].

Также исходя из новых изменений закона, о которых мы расскажем далее, отсутствие информации о сроках в договоре может привести к отказу в осуществлении валютной операции банком по данному контракту.

Расширен перечень оснований отказа в проведении валютных операций

Ранее банки были вправе отказывать в проведении валютной операции по двум основаниям: в связи с непредоставлением документов (предоставлением неверных документов) или при подозрениях, что операция направлена на легализацию незаконно полученных денежных средств или финансирование терроризма. С 14 мая 2018 года такой отказ будет возможен и в иных случаях.

Банки будут вправе отказывать в осуществлении валютной операции, если резидент представил документы, не соответствующие требованиям закона. Также такой отказ будет возможен по причине нарушения валютного законодательства. Речь идет, например, о нарушении резидентами требований в отношении валютных операции между резидентами, нарушениях в области регулирования счетов резидентов в банках, расположенных за пределами РФ, о злоупотреблении правами и неисполнении резидентами обязанностей.

При этом в новой редакции закона перечень оснований для отказа закреплен описательно. В соответствии с изменениями, уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае, если ее проведение нарушает требования актов валютного законодательства РФ.

Ужесточение ответственности за валютные правонарушения.

Поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» сопровождаются внесением изменений в Кодекс об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за валютные правонарушения. Повышаются штрафы для должностных лиц за ряд валютных правонарушений до 20-30 тысяч рублей. Вводится ответственность для должностных лиц в виде дисквалификации при совершении правонарушений повторно. Как указано в пояснительной записке к законопроекту, изменения направлены на то, чтобы пресечь «возможность создания одними и теми же лицами неограниченного количества юридических лиц для осуществления противоправной деятельности».

Последствия принятия поправок.

Российской компании теперь придется каждый раз при подписании внешнеторгового контракта убеждаться, что стороны согласовали сроки исполнения обязательства. Причем даже тогда, когда для сторон они не являются существенными и не указаны в применимом законе в качестве таковых. Резидент должен будет убедить иностранного контрагента в том, что указание сроков во внешнеторговом контракте необходимо по российскому законодательству.

На практике бывают ситуации, когда по объективным причинам сложно указать сроки исполнения обязательств. Например, если в договоре подряда есть условие о выплате дополнительного вознаграждения подрядчику за достижение определенного результата и о его утверждении со стороны заказчика. Также российские компании сотрудничают с компаниями-монополистами и крупными зарубежными поставщиками, которые зачастую работают по типовым шаблонам. В этом случае добиться правок в такие договоры для российских организаций на практике крайне сложно.

В случае, когда резидент РФ находится в слабой переговорной позиции или есть объективные причины невозможности указания точных сроков исполнения обязательств, указанные законодательные нововведения могут привести к тому, что российским компаниям придется либо соглашаться с неминуемым нарушением валютного законодательства, ставя под угрозу саму возможность осуществления валютных операций по внешнеторговой сделке, либо отказываться от сотрудничества с непреклонным иностранным партнером.

Кроме того, в законе не предусмотрено никаких инструкций в отношении уже заключенных к моменту вступления в силу поправок договоров.

Изменения в сфере валютного регулирования: резюме

Новая Инструкция 181-И снимает часть нагрузки в сфере документооборота с резидентов при работе по внешнеторговым контрактам. Однако кардинально порядок взаимодействия с банками не меняется. Новые стандарты облегчат работу, главным образом, по экспортным контрактам и контрактам с ценой до 200 тысяч рублей.

В то же время говорить о либерализации в сфере валютного регулирования и контроля в целом было бы преждевременно. С 14 мая 2018 года вступят силу поправки, внесенные 325-ФЗ, которые ужесточают ответственность за нарушение валютного законодательства и предусматривают новые возможности отказа в совершении валютной операции банками. Причем перечень оснований отказа закреплен таким образом, что при любом, даже формальном нарушении положений актов валютного законодательства, банк будет вправе отказать в проведении операции. Это может привести к увеличению случаев необоснованного отказа в осуществлении валютных операций, в том числе по формальным основаниям. При этом спорен вопрос о том, является ли такой отказ основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств по внешнеторговому контракту российским резидентом.

Вводятся дополнительные требования к контрактам в сфере внешнеторгового оборота по указанию сроков, что может затруднить работу добросовестных компаний с иностранными партнерами. Полностью оценить грядущие изменения и их практические последствия можно будет после вступления поправок в силу.

[1] Инструкция Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» http://www.cbr.ru/analytics/?PrtID=na_vr&docid=408

[2] Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О валютном регулировании и валютном контроле»

[3] Федеральный закон от 14.11.2017 N 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

[4] Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И (ред. от 25.04.2017) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»