Все изменения внесенные в трудовой кодекс в 2014 году

Оглавление:

Изменения Трудового кодекса РФ 2015, хронология

Изменения от 03.10.2016

В новой редакции обновлены статьи: Ст 136, Ст 236, Ст 360, Ст 392

Изменения в Трудовом кодексе в 2016 году

С нового, 2016 года, ТК РФ дополнен главой 53. 1. В этой главе будут содержаться основные положения по регулированию труда лиц, которые своим работодателем направляются на работу к другим физическим или юридическим лицам. Для этого нужно будет заключить договор о предоставлении труда работников. Этот договор заключается между работодателями. Сам работник будет продолжать работать по трудовому договору.

Редакция от 29.12.2015

Внесены изменения в ст. 15 ТК РФ. Изменения касаются определения трудовых отношений. Теперь в определении появилось словосочетание «в интересах, под контролем и управлением работодателя». Это говорит о том, что работник осуществляет свою деятельность не в своих интересах, а в интересах своего работодателя, тогда как последний должен осуществлять контроль над деятельностью конкретного работника, а также управление им.

В ст. 56 ТК РФ внесены аналогичные изменения. Изменения внесены в определение трудового договора. Сюда также добавилось словосочетание «в интересах, под контролем и управлением работодателя». Это изменение относится к обязанности работника выполнять свою трудовую функцию не в своих интересах, а в интересах работодателя. А работодатель, в свою очередь, должен осуществлять контроль над выполнением этой функции, а также осуществлять управление.

В ТК РФ внесена ст. 56.1, в которой даётся определение заёмного труда. Это понятие новое для трудового законодательства. В новой статье сказано, что заёмный труд в России запрещён. Здесь также раскрывается понятие «заёмного труда». Это такой труд, который осуществляется в пользу физического лица или юридического лица, которое не является непосредственным работодателем. Трудовая деятельность осуществляется по распоряжению непосредственного работодателя.

ТК РФ дополнен главой 53.1 ТК РФ. Эта глава регулирует особенности труда работников, которые направляются своим непосредственным работодателем временно осуществлять трудовую функцию к другому физическому или юридическому лицу. Но в этой главе сказано, что между основным и временным работодателем должен быть заключён договор о предоставлении труда работника. В противном случае, это заёмный труд, который запрещён в РФ.

В ст. 351.4 ТК РФ внесены изменения, касающиеся расторжение договора с сотрудниками нотариата. Теперь у нотариуса может работать не только помощник, но и рядовые сотрудники. В связи с этим, в ст. 351. 4 ТК РФ добавлено слово «работниками». Это необходимо для того чтобы регулировать основания для расторжения трудового договора с работниками нотариата.

Редакция от 05.10.2015

Ч. 2 и ч. 3 ст. 349.1 ТК РФ изложена в новой редакции. В старой редакции раскрывались понятия «личная заинтересованность» и «конфликт интересов». Теперь эти понятия не раскрываются в контексте трудового кодекса. Оно раскрывается в законодательстве РФ о противодействии коррупции. Именно в этих нормативных актах стоит искать подробное определение этих 2-ух понятий.

Редакция от 13.07.2015

Ст 6 КТ РФ дополнилась частью 5. Теперь полномочия федеральных органов исполнительной власти могут в сфере трудовых отношений, могут передаваться по вертикальной линии власти вниз, то есть в исполнительную власть по регионам. Это сделано для того чтобы делегировать полномочия федеральных органов, и часть ответственности возложить на регионы.

В ст 213 ТК РФ внесено дополнение, касающиеся проведения медицинских осмотров. Теперь для некоторых работников введено обязательно обследование на наличие или отсутствие в организме наркотических или психотропных веществ.

В ст 262.1 ТК РФ внесено дополнение относительно родителей, воспитывающих несовершеннолетнего ребёнка – инвалида. Теперь дополнительный оплачиваемый отпуск одному из таких родителей предоставляется в любое удобное для него время по его письменному заявлению.

В абз. 3 ст. 331 ТК РФ было внесено такое же дополнение. Теперь лица, имевшие судимость за такие преступления, не могут заниматься педагогической деятельностью в любых учреждениях образования.

В ч. 3 ст 331 ТК РФ внесена аналогичная фраза для лиц, занимающихся педагогической деятельностью. Допуск может быть получен точно так же, как и в случае с работниками сферы воспитания, развития и образования несовершеннолетних детей.

В ч. 3 ст 351.1 ТК РФ были внесены дополнения в виде фразы «против мира и безопасности человечества». Такое дополнение было необходимо в связи с участившимися случаями терроризма. Лица, осужденные за такие преступления, не имеют права работать в сфере дошкольного и школьного образования, воспитания и развития. Допуск может быть выдан уполномоченными на это органами государственной власти, если уголовное преследование против кандидата было прекращено по нереабилитурующим основаниям.

Редакция от 29.06.2015

Ч. 5 ст 64 ТК РФ была дополнена. Теперь работодатель не просто обязан в письменной форме обосновать соискателю причину отказа в заключении с ним трудового договора, а сделать это он должен в течение 7 рабочих дней с получения от соискателя такого требования. Срок установлен для того чтобы работник мог в месячный срок подать исковое в суд.

В ст 84.1 ТК РФ также было внесено изменение, касающихся женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, и которые увольняются. Теперь с работодателя снимается ответственность за задержку выдачи трудовой книжки, если последний рабочий день и день расторжения трудовых отношений с этой женщиной не совпадают. Однако работодатель должен послать ей письменное уведомление по почте. Со дня отправки этого уведомления он освобождается от ответственности.

В ст 261 ТК РФ внесено дополнение для женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком, но срок действия их срочного трудового договора истёк. Теперь работодатель, по письменному заявлению этой женщины, обязан продлить с ней договор до окончания этого срока. В старой редакции статьи говорилось только о беременности работницы, и продлении срока трудового договора до её окончания.

Редакция от 08.06.2015

В ст 104 ТК РФ была введена часть 2. В этой части говорится о том, что если продолжительность рабочего времени, которая установлена коллективным договором или другим локальным актом, для работников во вредных и опасных условиях труда, не может быть учтена по причинам, не зависящим от работодателя в течение 3-ёх и более месяцев, то учётный период может быть продлён на срок не более года. Об этом необходимо сделать дополнительную запись в коллективном договоре или соглашении.

Редакция от 06.04.2015

Дополнение статьей 351.5

Редакция от 31.12.2014

Изменение части 7 статьи 11

В текст добавлена формулировка «государственная гражданская служба». Данное изменение внесено для уточнения, что на государственных гражданских служащих распространяется действие не только ТК РФ, но и других актов, которые регулируют регламент прохождения именно гражданской службы. Регламент отношений на военной государственной службе регулируется совсем другими нормативными актами.

Изменение наименования ст. 62

В наименование ст. 62 ТК РФ добавлено слово «копий». Это сделано для того чтобы обратить внимание на изменения сделанные непосредственно в «теле» статьи. С введением дополнения в наименование статьи, изменился и регламент выдачи оригиналов кадровых документов и их копий. На это стоит обратить внимание, в первую очередь, работникам кадровой службы.

Изменения ч. 1 ст. 62

В текст добавлено слово «копий». Это сделано для того чтобы работодатель мог выдавать работнику копии документов, имеющих отношение к трудовым отношениям на законных основаниях. Теперь копия документа является документом, при наличии на ней штампа «копия верна» и печати работодателя. Оригиналы документов при этом остаются у работодателя для проведения проверок.

Дополнение ч. 4 ст. 62

В статье появилось уточнение срока, в течение которого работник, если он брал у работодателя свою трудовую книжку, должен её вернуть. Это делается для того чтобы работодатель имел «оправдание» для трудовых инспекторов на случай проведения проверки.

Изменение абз. 4 ч. 1 ст. 65

Убрано слово «государственного», применительно у свидетельству об обязательном страховании. Изменение внесено для уточнения. При приёме на работу, соискатель должен предъявить будущему работодателю свидетельство о пенсионном страховании любого пенсионного фонда.

Изменение ч. 4 ст. 65

Здесь также убрано слово «государственного» применительно к свидетельству об обязательном пенсионном страховании. Теперь работодатель, если он является первым, кто оформляет трудовую книжку работнику, должен оформить ему и страховое свидетельство в любом пенсионном фонде.

Изменение наименования главы 26

В наименовании главы появилось дополнение в виде «а также работникам, допущенным к соисканию учёной степени кандидата наук или доктора наук». Это говорит о том, что в данной главе появились изменения, касающиеся гарантий не только работающих студентов, но и работающих будущих кандидатов и докторов наук.

Изменение наименования ст. 173. 1

В наименование статьи добавлено словосочетание «а также работникам, допущенным к соисканию учёной степени кандидата наук или доктора наук». Это говорит о том, что подробнее о гарантиях и компенсациях для таких работников указывается именно в этой статье.

Изменение абз. 2 ч. 1 ст. 173. 1

Из статьи убрано слово «ежегодные», применительно к дополнительным отпускам аспирантов. Теперь дополнительные отпуска этим категориям работников предоставляются не ежегодно, а в течение календарного года. Это изменение несколько сократило компенсации аспирантов.

Изменение ч. 2 ст. 173. 1

Из этого пункта убраны «работники, осваивающие программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)». Теперь этим лицам не положено предоставление дополнительного отпуска по месту работы.

Изменение ч. 5 ст. 256

В «теле» статьи слово «трудовой» заменено на «страховой». Это сделано в связи с изменением пенсионного законодательства. Теперь не существует трудовой пенсии, есть только пенсия страховая. Поэтому во всех документах одно слово заменено другим, чтобы соответствовать действующему пенсионному законодательству.

Изменение ч. 4 ст. 312. 2

Из статьи убрано слово «государственного» применительно к свидетельству обязательного пенсионного страхования. Это сделано для того чтобы привести эту статью в соответствие с действующим пенсионным законодательством. Теперь каждый гражданин имеет право обратиться в любой пенсионный фонд для управления свой будущей пенсией.

Изменение ч. 1 ст. 331

В статье фраза «федеральным законом от 29. 12. 2012 года № 273-ФЗ» заменена на фразу «законодательством в сфере образования». Это сделано для того чтобы при допуске педагогического работника к работе, работодатель руководствовался не конкретным законом, а всем нормативными актами, имеющими отношение к образованию.

Дополнение абз. 3 ч. 2 ст. 331

Фраза «психиатрический стационар» заменена на «медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь в стационарных условиях». Это сделано для расширения круга медицинских учреждений, в которых может незаконно содержаться будущий педагогический работник, что не является препятствием для осуществления педагогической деятельности.

Дополнение абз. 4 ч. 2 ст. 331

В этот абзац введена ссылка на преступления, которые не перечислены в абз. 3 вышеуказанной статьи, имея по которым неснятую или непогашенную судимость, педагогический работник не может быть допущен к осуществлению педагогической деятельности.

Добавление в ст. 331 части 3

К статье добавлен список лиц, которые могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии у них разрешения комиссии по делам несовершеннолетних.

Добавлена ст. 331.1

В ТК РФ добавлена новая статья. Это сделано для того чтобы подробно описать порядок отстранения педагогического работника от службы в связи получением сведений об уголовном преследовании такого работника по некоторым основаниям.

Изменено наименование ст. 332

Вместо «образовательных организаций высшего образования» теперь указываются «организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ». Это сделано для расширения списка образовательных учреждений, заключение и прекращение трудового договора с работниками которых, происходит с некоторыми особенностями.

Изменение ч. 1 ст. 332

В тело статьи вместо образовательных организаций высшего образования» теперь указываются «организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ». Это сделано для расширения списков учреждений в сфере образования, с работниками которых заключается трудовой договор.

Изменение ч. 2 ст. 332

В эту статью добавлено «профессорского состава», чтобы при проведении конкурса на замещение должности, этих педагогических работников также учитывали.

Изменение ч. 4 ст. 332

Здесь также добавлено «профессорского состава» при замещении вакантных должностей без проведения конкурса для непрерывности учебного процесса.

Изменения ч. 5 ст. 332

Из текста статьи теперь убраны все должности педагогических работников, за исключением деканов факультетов и заведующих кафедрой. Только на замещение этих должностей теперь не проводится конкурс.

Изменение ч. 6 ст. 332

В тексте статьи даётся уточнение, что положение о порядке замещения не просто педагогических работников, а относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утверждается местными органами исполнительной власти.

Часть 7 статьи 332 — исключена из ТК РФ

Изменение ч. 8 ст. 332

В этой статье также даётся уточнение на не просто педагогических работников, а именно педагогических работников, которые имеют прямое отношение к профессорско-преподавательскому составу. С такими работниками действия срочного договора продлевает по соглашению, новый трудовой договор можно не заключать.

Изменение ч. 9 ст. 332

В этой статье также даётся уточнение на не просто педагогических работников, а именно педагогических работников, которые имеют прямое отношение к профессорско-преподавательскому составу. Если такого работника переводят на вакантную должность по результатам конкурса, то срок трудового договора может быть изменён по соглашению сторон.

Изменения ч. 10 ст. 332

Эта статья выпущена полностью в новой редакции. Для повышения качества образования, каждый педагогический работник профессорско-преподавательского состава, должен раз в 5 лет проходить аттестацию на соответствие должности. Разработка порядка проведения такой процедуры ложится «на плечи» соответствующих органов исполнительной власти.

Изменение ч. 12 ст. 332

В этой статье произошла замена «времени действия» на «срок действия» применительно к трудовым договорам, заключённым с руководящими работниками педагогических учреждений. Теперь на посту руководителя педагогического учреждения можно находиться только до 65 лет. Срок действия трудового договора роли не играет.

Дополнение к ст. 351.4

В этой статье сделано дополнение о том, что теперь, расторгая трудовой договор с помощником нотариуса, последний имеет право руководствоваться не только статьями ТК РФ, но и законодательством о нотариате. Это несколько расширило полномочия самого нотариуса.

Поправки в Трудовой кодекс 2017

Актуально на: 5 июля 2017 г.

Установление государственных гарантий в области труда, создание благоприятных условий для работы, защита прав и интересов работников и работодателей – основные цели трудового законодательства (ст. 1 ТК РФ). Эти вопросы актуальны для абсолютного большинства организаций и для многих индивидуальных предпринимателей. Напомним, что одним из основополагающих документов, регулирующих трудовые отношения, является Трудовой кодекс РФ (ст. 5 ТК РФ). О некоторых основных изменениях в Трудовой кодекс в 2017 году расскажем в нашем материале.

Послабления микропредприятиям

С 01.01.2017 Трудовой кодекс дополнен новой главой 48.1 (Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ ). Она устанавливает некоторые особенности для работодателей, являющихся микропредприятиями.

Так, микропредприятие вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов по труду. Речь идет, к примеру, о правилах внутреннего трудового распорядка, положении об оплате труда или о премировании, графике сменности и т.д. Однако это не означает, что такие вопросы в микропредприятии останутся неурегулированными. Те условия, которые должны были быть предусмотрены локальными нормативными актами, при отказе микропредприятием от разработки таких актов необходимо вносить непосредственно в трудовые договоры с работниками. Для этого в качестве основы должна использоваться типовая форма трудового договора, утвержденная Постановлением Правительства от 27.08.2016 № 858.

Новый обязательный документ при заключении трудового договора

C 01.01.2017 вступила в силу принятая еще в 2015 году, поправка в ст. 65 ТК РФ, касающаяся перечня документов, предъявляемых при приеме на работу. Напомним, лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока такого наказания не допускаются к отдельным видам работ (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 13.07.2015 № 230-ФЗ ). К таким видам работ относятся, к примеру:

  • работа, непосредственно связанная с обеспечением транспортной безопасности (п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ );
  • работа, непосредственно связанная с движением поездов и маневровой работой (п. 3 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ );
  • работа частным охранником (п. 13 ст. 11.1 Закона от 11.03.1992 № 2487-1 ).

Теперь при поступлении на подобные виды работ необходимо предъявлять справку (Приложение № 4 к Административному регламенту, утв. Приказом МВД от 24.10.2016 № 665) о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за подобные деяния.

Поправки в Трудовой кодекс: июнь 2017

Последние на момент подготовки консультации изменения в Трудовом кодексе – в июне 2017 года. Владимир Путин подписал поправки к Трудовому кодексу 18.06.2017. Эти новые поправки в Трудовой кодекс 2017 года вступают в силу по истечении 10 календарных дней после дня официального опубликования (ст. 6 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ ). На официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru последние изменения в Трудовом кодексе РФ 2017 были опубликованы 18.06.2017.Это значит, что вступают в силу поправки в Трудовой кодекс 2017 не 19 июня (на следующий день), а через 10 дней, т. е. 29.06.2017. Ведь чтобы вступили в силу изменения в Трудовой кодекс 19.06.2017, опубликованы они должны были бы быть 8 июня 2017 года.

Что же нового принес Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» от 18.06.2017 №125-ФЗ ? Закон о поправках в Трудовой кодекс 2017 предусматривает основные изменения в следующие статьи ТК РФ:

  • ст. 93 ТК РФ «Неполное рабочее время»;
  • ст. 101 ТК РФ «Ненормированный рабочий день»;
  • ст. 108 ТК РФ «Перерывы для отдыха и питания»;
  • ст. 152 ТК РФ «Оплата сверхурочной работы»;
  • ст. 153 ТК РФ «Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни».

Уточнения по неполному рабочему времени

Ст.93 ТК РФ и ранее предусматривала возможность по соглашению сторон трудового договора установить работнику неполное рабочее время. И сделать это можно было как при приеме на работу, так и впоследствии. Сейчас же уточнено, что неполное время может быть введено в том числе путем разделения рабочего дня на части. Кроме того, в новой редакции ст. 93 ТК РФ указывается, что неполное рабочее время может быть установлено как без ограничения срока, так и на любой согласованный работодателем и работником срок.

Кроме того, и раньше работодатель обязан был установить режим неполного рабочего времени по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет и в других случаях. Однако сейчас ограничен срок, на который работодателем устанавливается неполное рабочее время таким сотрудникам в обязательном порядке. Сделать это нужно по просьбе работника на удобный для него срок, но не более периода наличия обстоятельств, которые явились основанием для обязательного установления неполного рабочего времени. Также новой версией ст. 93 ТК РФ устанавливается, что режим рабочего времени и времени отдыха, время начала и окончания работы, время перерывов в работе устанавливается с учетом пожеланий работника и конкретных условий работодателя.

Можно обойтись без обеда?

Новая редакция ст. 108 ТК РФ предусматривает, что если работнику установлена продолжительность ежедневной работы (смены) не более 4 часов, обеденный перерыв (т.н. «перерыв для отдыха и питания») может не предоставляться. Условие об этом должно быть зафиксировано в Правилах внутреннего трудового распорядка или в трудовом договоре с работником.

Поправки в Трудовой кодекс 2017 по переработкам

Закон о внесении изменений в Трудовой кодекс от 18.06.2017 №125-ФЗ с 01.01.2017 устанавливает, когда можно вводить ненормированный рабочий день работнику, который трудится на условиях неполного рабочего времени. Сделать это можно только тогда, когда соглашением сторон установлена неполная рабочая неделя, но при этом в дни работы введен полный рабочий день (смена) (ст. 101 ТК РФ).

Поправки в Трудовой кодекс 2017 по зарплате

Поправки в ст. 152 ТК РФ уточняют порядок оплаты сверхурочной работы. Напомним, что по общему правилу сверхурочная работа оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере или компенсируется предоставлением эквивалентного времени отдыха. Последние поправки в Трудовом кодексе РФ устанавливают, что время сверхурочной работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплаченное в повышенном размере или компенсированное отдыхом в соответствии со ст. 153 ТК РФ, при определении времени «обычной» сверхурочной работы не учитывается.

Дополнительно уточнены особенности оплаты труда в выходной или нерабочий праздничный день. Ст.153 ТК РФ установлено, что всем работникам оплачиваются в повышенном размере часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (с 00.00 до 24.00), даже если на такие дни приходится только часть рабочего дня (смены).

Внесены изменения в Трудовой кодекс и закон об образовании

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 24 апреля 2015 года и одобрен Советом Федерации 29 апреля 2015 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом вносятся изменения, в частности, в Трудовой кодекс Российской Федерации, которыми закрепляется обязательность применения профессиональных стандартов работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определённой трудовой функции, в случае, если указанные требования установлены Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Если в нормативно-правовых актах Российской Федерации не установлены такие требования, то профессиональные стандарты применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учётом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

При этом Федеральным законом уточняется, что Правительство Российской Федерации может устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными и муниципальными организациями, а также организациями, контрольный пакет акций которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Кроме того, Федеральным законом устанавливается, что формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов.

Топ-14 изменений трудового законодательства в 2014 году

Мы подготовили обзор самых важных изменений в трудовом законодательстве. Несмотря на то, что наибольшая часть рассмотренных документов все еще находится на стадии принятия, многие из них должны вступить в силу с 1 января 2014 года.

Изменение 1. Минимальный размер оплаты труда с нового года составит 5554 руб.

Документ: Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»
Вступление в силу: с 1 января 2014 года.

Напомним, последнее изменение в Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» было внесено около года назад, когда сумма выплаты на 2013 год была изменена с 4611 руб. до 5205 руб. Таким образом, индексация составила 6,3%, что в целом коррелирует с процентом инфляции за текущий год (5,9%). В 2014-2015 годах планируется довести МРОТ до величины прожиточного минимума (7372 руб. по данным на II квартал 2013 года), как это было предложено Комитетом Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

Кроме федерального МРОТ ст. 133.1 ТК РФ предполагает установление и индексацию минимального размера заработной платы субъектами РФ. Так, например, в столице он составляет 12200 руб.

Напомним, что МРОТ используется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам и иных целей обязательного социального страхования (ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

Изменение 2. К заработной плате молодежи (до 30 лет), прожившей в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее трех с половиной лет, может быть введена процентная надбавка с первого дня работы.

Документ: законопроект № 317345-6 «О внесении изменений в статью 317 Трудового кодекса Российской Федерации и в статью 11 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» 1
Вступление в силу: с 1 января 2014 года (предположительно). Рассмотрение законопроекта в первом чтении назначено на 20 декабря 2013 года.

Соответствующие изменения планируется внести в ст. 317 ТК РФ и ст. 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». На данный момент законодательством не предусматриваются особые условия выплат для молодежи, трудящейся в районах Крайнего Севера.

Борьба с безработицей

По данным Минтруда России на начало декабря 2013 года численность официально зарегистрированных безработных составила 864,5 тыс. человек. По сравнению с началом прошлого месяца рост числа безработных граждан составил 13 тыс. человек (+1,6%), что свидетельствует об ухудшении ситуации на рынке труда в целом. Наиболее напряженная обстановка складывается в Астраханской, Тюменской, Курганской и Омской областях. Более благоприятно – в республиках Ингушетия и Дагестан.

Изменение 3. Субъектам РФ планируется выплатить субсидии с целью софинансирования их расходных обязательств при реализации новых мер в сфере занятости населения в 2014-2016 годах.

Документ: проект постановления Правительства РФ «О реализации новых мер в сфере занятости населения в 2014-2016 годах» 2
Вступление в силу: с 1 января 2014 года (предположительно). 20 октября 2013 года данный проект прошел процедуру раскрытия информации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В 2014 году в РФ продолжит действовать Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» (утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2149-р). Объем заложенных средств составляет 68,6 млрд руб. Кроме того, одним из ожидаемых результатов на 2013-2015 годы является создание специальных рабочих мест для инвалидов.

Во многом этой задаче отвечает проект постановления Правительства РФ «О реализации новых мер в сфере занятости населения в 2014-2016 годах». Он предусматривает выплату субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с целью софинансирования их расходных обязательств при реализации новых мер в сфере занятости населения следующие два года. В случае принятия постановления субсидии будут выделены субъектам при:

  • содействии трудоустройству граждан, имеющих квалификацию, в организации, которые реализуют крупные инвестиционные проекты и программы;
  • содействии трудоустройству россиян, имеющих квалификацию (в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, а также расположенных в Арктической зоне, из других регионов);
  • стимулировании работодателей к приему на работу лиц без опыта работы, имеющих профессиональное образование по инженерно-техническим направлениям в течение последних трех лет, предшествующих трудоустройству, и проживающих в местностях с напряженной ситуацией на рынке труда: республика Адыгея, Алтай, Бурятия и др. (приказ Минтруда России от 29 мая 2013 г. № 230н «Об утверждении перечня территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда в 2013 году»);
  • стимулировании работодателей к приему на работу инвалидов, а также сопровождении в процессе их трудоустройства с целью адаптации на рабочем месте;
  • опережающем профессиональном обучении работников организаций, находящихся под риском увольнения.

Изменение 4. Может быть введен запрет заемного труда.

Документ: законопроект № 451173-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
(о мерах, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов «заемного труда» или другими способами)» 3
Вступление в силу: с 1 июля 2014 года (предположительно). Рассмотрение законопроекта в третьем чтении должно было состояться 16 сентября 2013 года, но было перенесено на более поздний срок.

С принятием законопроекта ТК РФ может пополнится ст. 56.1, запрещающей заемный труд.

Напомним, что под ним понимается труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющегося работодателем данного работника.

Заемный труд не включает в себя выполнение работником трудовой функции обусловленной трудовым договором, если работник временно направлен работодателем к другому физическому или юридическому лицу по договору о предоставлении труда работников (ст. 3 проекта Федерального закона № 451173-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Цитата

Олег Коновалов, руководитель юридического отдела «HSA Аттестация»

«Если комиссия будет на свое усмотрение заявлять те или иные факторы, а они не окажутся в классификаторе, эксперт может их не идентифицировать. Он их не будет оценивать. И вот в этом большая сложность. Поэтому рекомендую в момент заявления этих факторов привлекать эксперта«.

Изменение 5. За уклонение от заключения трудового договора и фактическое допущение к работе ненадлежащим лицом может быть введена административная ответственность.

Документ: законопроект № 451173-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Вступление в силу: с 1 июля 2014 года (предположительно). Рассмотрение законопроекта в третьем чтении должно было состояться 16 сентября 2013 года, но было перенесено на более поздний срок.

Если работодатель будет уклоняться от заключения трудового договора, или трудовой договор будет оформлен ненадлежащим образом, то работодателю может грозить штраф в размере от 10 тыс. рублей до 100 тыс. рублей.

Кроме того, если физическое лицо было фактически допущено к работе не уполномоченным на это работодателем, и работодатель отказывается признать трудовые отношения, возникшие между ним и лицом, фактически допущенным к работе, то работодатель обязан оплатить такому физическому лицу фактически отработанное им время.

Вместе с тем, за фактическое допущение к работе ненадлежащим лицом теперь будет предусмотрена и административная ответственность в виде штрафа: на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей; на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

Цитата

Марат Байгереев, директор Восточно-Сибирского филиала НИИ труда и социального страхования Минтруда России

«В той редакции законопроекта, которая была внесена в Госдуму возможна следующая опасная для работников схема: работодатель предлагает эксперту-оценщику не проводить свои замеры, а воспользоваться измерениями лаборатории работодателя. Комиссию возглавляет работодатель. При этом, если результаты измерений не соответствуют действительности, либо условия труда признаны комиссией допустимыми вопреки реальному положению вещей, то страдает работник, так как именно его здоровье подвергается опасности«.

Изменение 6. Планируется ввести специальную оценку условий труда

Документ: проект Федерального закона № 337970-6 «О специальной оценке условий труда» 4
Вступление в силу: с 1 января 2014 года (предположительно). Второе чтение законопроекта назначено на 18 декабря 2013 года.

В начале следующего года могут ввести оценку условий труда, направленную на обеспечение безопасности работников во время их трудовой деятельности. Процедура оценки будет проходить раз в пять лет и реализовываться в два этапа. На первом этапе будет осуществляться идентификация вредных и опасных факторов производственного процесса. На втором – определяться уровень воздействия факторов на организм человека. По итогам этих мероприятий рабочему месту каждого сотрудника будет присвоен один из четырех классов: оптимальное, допустимое, вредное или опасное рабочее место. Затем организацией, проводящей специальную оценку труда, будет подготовлен отчет, с которым в течение 30 дней со дня его утверждения работодатель будет обязан ознакомить работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись. Предполагается, что законопроект повысит уровень защиты трудовых прав работников посредством повышения степени участия профсоюзов в проведении оценки условий труда, в том числе включение их представителей в комиссию по проведению специальной оценки условий труда.

Проводить экспертизу доверено независимым организациям с привлечением сертифицированных экспертов. Данные будут заноситься в единую информационную систему, которая начнет функционировать с 2016 года.

Изменение 7. Тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии могут измениться.

Документ: законопроект № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» 5
Вступление в силу: с 1 января 2014 года (предположительно). Второе чтение законопроекта назначено на 18 декабря 2013 года.

Статья 7 законопроекта предусматривает изменение дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии для страхователей, в зависимости от выявленного класса условий труда по результатам специальной оценки условий труда. Данная поправка может быть внесена в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (см. таблицу).

Таблица. Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии*

*(ст. 7 законопроекта № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»)

Цитата

Марат Байгереев, директор Восточно-Сибирского филиала НИИ труда и социального страхования Минтруда России

«Закон дает право работнику (через жалобу в Госинспекцию труда) или профсоюзу обжаловать результаты спецоценки или добиться внеплановой оценки (ст. 17 законопроекта № 337970-6 «О специальной оценке условий труда» [далее – законопроект № 337970-6. – Ред.] или экспертизы качества (ст. 23 законопроекта № 337970-6), но даже если в этих случаях и будет доказано несоответствие результатов спецоценки, то ни работодатель, ни эксперт-оценщик не несут ответственности, которая предусмотрена планируемыми в связи с принятием закона о спецоценке поправками в КоАП РФ так как вина работодателя за результаты производственного контроля не предусмотрена, а вины эксперта вообще нет, так как он не нарушал порядок спецоценки и за результаты измерений лаборатории работодателя ответственности не несет.

Вот такое слабое место. Если профсоюзы пропустят этот момент (т.е. слова «(при наличии)» в п. 2. ст. 9 законопроекта № 337970-6), то считайте это серьезным их проколом.»

Изменение 8. Реализация Программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья», предусматривающая создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции.

Документ: постановление Правительства Московской области от 23 августа 2013 г. № 662/37 «Об утверждении государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья»
Вступление в силу: с 1 января 2014 года.

Программа рассчитана на четыре года и направлена на достижение высоких темпов экономического роста, обеспечивающих повышение уровня жизни жителей Подмосковья. По результатам программы планируется достичь увеличения производительности труда к 2018 году в 1,5 раза, повышения средней заработной платы научных работников до 200% от средней заработной платы в Московской области; роста промышленного производства к уровню 2012 года в 1,9 раза, роста оборота розничной торговли к уровню 2012 года в 1,3 раза и др.

Изменение 9. За нарушение требований охраны труда и установленного порядка проведения специальной оценки условий труда может быть введена административная ответственность.

Документ: законопроект № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
Вступление в силу: с 1 января 2015 года (предположительно). Второе чтение законопроекта назначено на 18 декабря 2013 года.

Планируется ввести административную ответственность за нарушение требований охраны труда – предупреждение или штраф в размере до 50 тыс. руб. За нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо ее непроведение – предупреждение или штраф в размере до 80 тыс. руб.

Изменение 10. Не исключено появление досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.

Документ: проект Федерального закона № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
Вступление в силу: с 1 января 2015 года (предположительно). Второе чтение законопроекта назначено на 18 декабря 2013 года.

Цитата

Олег Коновалов, руководитель юридического отдела «HSA Аттестация»

«Механизма реального контроля за пенсионной системой у государства нет. Не говоря уже о негосударственном пенсионном обеспечении. «.

Может быть введено досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, под которым понимается обеспечение, обязательным условием которого является выплата негосударственной пенсии ранее достижения пенсионного возраста (60 лет у мужчин и 55 лет у женщин), в связи с работой на местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными. Для получения этой пенсии в стаж работы будут засчитываются периоды, в течение которых работодателем в пользу указанного работника уплачивались взносы по досрочным пенсионным договорам, а также периоды, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Изменение 11. Планируется ввести конкурсный отбор творческих работников.

Документ: законопроект № 289979-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений» 6
Вступление в силу: по истечении шести месяцев со дня официального опубликования. 15 ноября 2013 года рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено.

Для заключения трудового договора с работниками творческих профессий может быть введен предварительный конкурсный отбор кандидатов. Конкурс планируется проводить один раз в пять лет. При этом процедура отбора не распространится на руководителей организаций, беременных женщин и женщин, имеющими детей в возрасте до трех лет.

Изменение 12. Планируется разграничить полномочия между органами власти по возмещению расходов, связанных со служебными командировками.

Документ: законопроект № 393979-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части, касающейся возмещения расходов, связанных со служебными командировками и переездом в другую местность, а также трудовых отношений отдельных категорий работников» 7
Вступление в силу: со дня официального опубликования. 23 ноября 2013 года законопроект внесен в Госдуму. 12 декабря 2013 года Совет Госдумы направил законопроект в Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов Госдумы для подготовки предложений и замечаний.

Из формулировки ч. 2 ст. 119 ТК РФ, может исчезнуть привязка к «бюджету». В случае принятия изменений право устанавливать порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в федеральных государственных учреждениях предоставляется Правительству РФ, в государственных учреждениях субъекта РФ – органам государственной власти субъекта, в муниципальных учреждениях – органам местного самоуправления.

Обновленная ст. 168 ТК РФ будет посвящена урегулированию вопросов о разграничении полномочий между ветвями органов власти по установлению порядка и размера возмещения расходов, связанных со служебными командировками работников, а также порядка их возмещения. На настоящий момент в статье перечислены только виды расходов, которые подлежат возмещению в связи с командировками работников.

Изменение 13. Правила подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию, изменятся.

Документ: постановление Правительства РФ от 12 сентября 2013 г. № 800 «Об утверждении Правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу»
Вступление в силу: с 1 января 2014 г.

В конце октября Правительство РФ утвердило потребность в привлечении иностранных работников на территорию нашей страны на 2014 год в количестве 1,6 млн человек. Это на 100 тыс. работников меньше, чем в 2013 году. В основном это неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей экономики (постановление Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 977 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2014 год»). С 1 января 2014 года вступят в силу новые Правила и квоты, взамен утратившего силу постановления Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации». Документ предполагает смещение сроков подачи заявок на мигрантов. Так, Минтруд России должен представить в Правительство РФ не позднее 15 ноября соответствующего года (на настоящий момент до 15 октября) проект акта Правительства РФ об определении потребности в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам. ФМС, в свою очередь, ежемесячно, не позднее 20-го числа, необходимо представить в Минтруд России сведения об исчерпании квот по субъектам РФ.

Изменение 14. Регулирование труда иностранных работников будет зафиксировано в ТК РФ.

Документ: законопроект № 393946-6 «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами» 8
Вступление в силу: со дня принятия. 23 ноября 2013 года законопроект внесен в Госдуму. 12 декабря 2013 года Совет ГД направил законопроект в комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов ГД для подготовки предложений и замечаний.

В 2014 году планируется закрепить в ТК РФ регулирование труда работников из-за рубежа. Так, законодатель предусматривает заключение бессрочного, так и срочного трудовых договоров. Кроме стандартных сведений в трудовом договоре с иностранцами будут указываться: сведения о договоре (полисе) добровольного медицинского страхования либо договоре работодателя с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг иностранному гражданину, сведения о наличии разрешения на работу или патента, сведения о разрешении на временное проживание или сведения о виде на жительство в Российской Федерации.

Кроме того, для иностранцев предусмотрен временный перевод иностранного работника на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя раз в год на срок до одного месяца (проект Федерального закона № 393946-6 «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами»).

Перечисленные нововведения составляют лишь небольшую часть изменений, которые могут быть внесены в трудовое законодательство в 2014 году. Однако они затрагивают наиболее значимые стороны регулирования трудовых отношений практически со всеми категориями работников и направлены на улучшение положения иностранцев в России.

Документы по теме:

  • ТК РФ;
  • Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»;
  • постановление Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 977 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2014 год»;
  • распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2149-р «Об утверждении государственной программы РФ «Содействие занятости населения»;

Новости по теме:

Мнение:

4 июня 2013
Индексация зарплат или налог на инфляцию?
Идея обязать всех российских работодателей раз в год индексировать размер зарплаты своим сотрудникам на величину инфляции – одновременно и бессмысленна, и вредна. Бессмысленна она потому, что инфляционное индексирование зарплат само по себе ничтожно, особенно для работников с мизерной заработной платой.

Андрей Рябов,
главный редактор сайта JOB.RU (ООО «Джоб.ру»). Член союза журналистов России, член Международной федерации журналистов, магистр политологии

Инфографика:

29 ноября 2013
Безработица в России
В 2013 году достигнут один из наиболее низких показателей по безработице за 10 лет, и этот уровень продолжает снижаться. Количество предлагаемых рабочих мест почти в два раза превышает число официально зарегистрированных безработных. Однако растет сумма задолженности предприятий по заработной плате своим работникам. Какова динамика развития безработицы в России, какие вакансии служба занятости населения может предложить безработным и сколько составляет в России задолженность по заработной плате перед работниками, узнайте из нашей инфографики.

1 Текст законопроекта № 317345-6 размещен на официальном сайте Госдумы
2 Текст проекта постановления Правительства РФ размещен на Едином портале раскрытия информации
3 Текст законопроекта № 451173-5 размещен на официальном сайте Госдумы
4 Текст законопроекта № 337970-6 размещен на официальном сайте Госдумы
5 Текст законопроекта № 337978-6 размещен на официальном сайте Госдумы
6 Текст законопроекта № 289979-6 размещен на официальном сайте Госдумы
7 Текст законопроекта № 393979-6 размещен на официальном сайте Госдумы
8 Текст законопроекта № 393946-6 размещен на официальном сайте Госдумы