Журнал юрист спешит на помощь 2014

Мелкие кражи — крупные последствия. Госдума предлагает увеличить порог уголовного преследования за кражи в пять раз (П. Скобликов, журнал «Юрист спешит на помощь», N 11, ноябрь 2015 г.)

Мелкие кражи — крупные последствия. Госдума предлагает увеличить порог уголовного преследования за кражи в пять раз

доктор юридических наук,

полковник полиции в отставке

Журнал «Юрист спешит на помощь», N 11, ноябрь 2015 г., с. 5-8.

Одним из заметных уголовно-политических событий нынешней осени стало начало рассмотрения в Госдуме законопроекта, который повышает порог наступления уголовной ответственности за кражи с 1 до 5 тыс. руб. Напомню: кражи считаются преступлением, если стоимость похищенного превышает 1 тыс. руб. Справедливо ли такое решение? Насколько убедительны доводы сторонников законопроекта? Какие последствия могут наступить в случае превращения проекта в действующий закон?

Перед рассмотрением законопроекта в первом чтении глава думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая сделала заявление, которое активно пересказывали информационные агентства. По словам депутата, в прошлом году за кражи с малозначительным ущербом к уголовной ответственности были привлечены более 60 тысяч человек. Кражи были неквалифицированными, а сумма ущерба составляла от 1 до 2,5 тыс. руб. 12 тысяч человек приговорены к реальному сроку. «Эта статистика ужасающая, когда за малозначительные преступления возникает не только уголовное преследование, но и реальные сроки лишения свободы», — отметила глава комитета. «После мест лишения свободы данное лицо, как правило, не может трудоустроиться, теряет родственные связи и фактически становится потенциальным профессиональным преступником», — резюмировала Яровая.

Заявление депутата представляется очень важным по своим возможным последствиям (декриминализация наиболее распространенных преступлений) и поэтому требующим серьезного профессионального анализа.

Мелкая сумма для одних, крупная для других

Итак, подразумевается, что противоправное лишение имущества на сумму 2-2,5 тыс. руб. — незначительная утрата для гражданина. Для некоторых такая потеря, действительно, необременительна. Однако для других она весьма существенна.

Средний размер заработной платы в России в нынешнем году составляет приблизительно 27 тыс. руб. При этом у некоторых групп населения месячный доход исчисляется сотнями тысяч рублей и более. Размер средней пенсии в России недотягивает до 13 тыс. руб. в месяц.

Разоблаченные, но неучтенные воры

По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, опубликованным на сайте ведомства, всего в России в 2014 году за «простые» преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 158 «Кража» УК РФ, были осуждены 61 417 человек. Из них наказание в виде реального лишения свободы получили 12 101 человек. Если округлить, то получатся ли заявленные числа?

Уголовное преследование и вынесение обвинительного приговора судом — не есть одно и то же. Первое далеко не всегда завершается обвинительным приговором, даже если состав преступления налицо. Тем более, если речь идет о преступлениях небольшой тяжести. В отношении тысяч (возможно — десятков тысяч) лиц уголовные дела о «простых» кражах прекращаются на стадии предварительного расследования и в суде по нереабилитирующим основаниям (примирение с потерпевшим, деятельное раскаяние и др.), и эти лица, эти факты не попадают в приведенную депутатом статистику. Поэтому число разоблаченных преступников значительно больше (не 61 417 человек), а доля среди них тех, кому было назначено реальное лишение свободы, — значительно меньше.

Иные пострадавшие от «простых» краж

Депутат, видимо, полагает, что по ч. 1 ст. 158 УК РФ осуждаются лишь те, кто совершает кражу личного имущества граждан. На самом деле все происходит абсолютно иначе. Хотя много лет назад в России было именно так: кража личного имущества граждан влекла ответственность по одной статье Уголовного кодекса (ст. 144 УК РСФСР), а кража государственного и общественного имущества — по другой (ст. 89 УК РСФСР). Возможно, отсюда и заблуждение. В любом случае приведенное число осужденных к реальному лишению свободы включает не только тех, кто совершил хищение личного имущества граждан на сумму до 2,5 тыс. руб., но и тех, кто совершил кражу имущества у иных собственников — общественных организаций, юридических лиц, муниципальных органов, государства и др. Причем не на сумму до 2,5 тыс. руб., а на сумму до 250 тыс. руб. включительно!

Например, тот, кто украл принадлежащий некоему обществу с ограниченной ответственностью автомобиль эконом-класса, стоимость которого не превышает указанную выше сумму, подлежит ответственности по ч. 1 ст. 158 УК РФ (в 2014 году выносились приговоры о преступлениях, совершенных в 2013 году; тогда за указанную сумму можно было легко купить не только бывший в эксплуатации, но и совершенно новый автомобиль).

Отсюда возникает вопрос: кого среди осужденных больше, и каков ущерб от «простых» краж? Ответ на него вряд ли можно найти в статистических данных (хотя я могу заблуждаться, и тогда прошу коллег меня поправить), надо изучать конкретные дела.

Рецидивисты и профессиональные преступники как объект гуманности

В подтексте заявления просматривается тезис о том, что все лица, осужденные за «простые» кражи, совершили преступление впервые, случайно, а впредь от совершения краж и других преступлений будут воздерживаться. Такие, конечно, есть. Но вряд ли их много. А главное — есть и другие. Те, кто осуждены к реальному лишению свободы за кражу личного имущества на сумму до 2,5 тыс. руб., в подавляющем большинстве совершили не одну «простую» кражу, а несколько: 2, 3, 5, 10 и т.д.

В одном из прошлых гуманистических порывов законодатель изъял из ст. 158 УК РФ такой квалифицирующий признак, как совершение кражи неоднократно (за что виновным грозило до шести лет лишения свободы). Теперь, сколько бы «простых» краж ни совершил преступник, его повторные преступления будут квалифицироваться по ч. 1 ст. 158 УК РФ. Даже если ранее человек был осужден за «простую» кражу, если судимость не погашена, то когда он вновь совершит аналогичное преступление, будет отвечать по все той же ч. 1 ст. 158 УК РФ. И рецидивом новое преступление не будет считаться, поскольку в другом гуманистическом порыве законодатель изменил ст. 18 «Рецидив преступлений» УК РФ таким образом, что при признании рецидива не учитываются умышленные преступления небольшой тяжести, а «простая» кража как раз и относится к этой категории преступлений.

Что же происходит на практике? Когда судом рассматривается дело о совершении одной «простой» кражи лицом, не имеющим судимостей за аналогичное преступление, то виновный, как правило, получает наказание, не связанное с лишением свободы (условное осуждение, штраф и др.). Таких — подавляющее большинство, около 80% от всех осужденных по ч. 1 ст. 158 УК РФ. Сложившаяся практика предопределена современной уголовной политикой, подкрепленной законодательством. В ч. 1 ст. 56 УК РФ содержится запрет: суд не вправе назначить наказание в виде лишения свободы лицу, совершившему впервые преступление небольшой тяжести (ч. 1 ст. 158 УК РФ предусматривает преступление небольшой тяжести), если при рассмотрении дела не установлены отягчающие обстоятельства, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 63 УК РФ.

А вот когда суду представлены достаточные доказательства того, что подсудимый совершил несколько «простых» краж, что имеет место совокупность преступлений и (или) что ранее он был судим за аналогичное преступление, — тогда суд может приговорить такого человека к реальному лишению свободы. И такие решения все еще принимаются. Более того, суд вправе в этом случае, назначив наказание отдельно за каждую кражу, определить окончательное наказание путем частичного или полного сложения. Последнее случается крайне редко: обычно задействуются другие правила — поглощение менее строгого наказания более строгим, а также частичное сложение назначенных наказаний. Вот эти лица и «делают» статистику, на которую ссылается депутат.

Наказания за повторные кражи: сущее и должное

Может сложиться впечатление, что лица, приговоренные к наказанию в виде лишения свободы за «простую» кражу, осуждаются на длительный срок, вследствие чего, как правило, теряют социальные связи, не могут трудоустроиться и фактически становятся потенциальными преступниками.

Если обратиться к судебной статистике, выясняется, что из всех 12 101 осужденных 11 234 (почти все) получили наказание на срок один год и менее. Остальные (около 900 человек) получили наказание на срок свыше одного года, но не более двух. Иное, впрочем, и не могло произойти, поскольку максимально допустимое наказание за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 158 УК РФ, — два года лишения свободы. Но и назначенное наказание большинство не отбывает «от звонка до звонка». Ведь именно эти лица в первую очередь попадают под очередную амнистию*(1). Они же вскоре после вступления приговора в законную силу имеют право претендовать на условно-досрочное освобождение.

Вместе с тем, точности ради, следует указать, что в случае осуждения за совокупность краж (ч. 1 ст. 158 УК РФ) и других преступлений в результате применения судом упомянутых выше правил (частичного и полного сложения наказаний) некоторая доля осужденных приговаривается к лишению свободы на срок и более двух лет. Однако, как вытекает из предписания, содержащегося в ч. 2 ст. 69 УК РФ, если лицо осуждено только за «простые» кражи, то, сколько бы их ни было совершено виновным (2, 5, 10, 100 и т.д.), суд не вправе назначить ему окончательное наказание на срок свыше трех лет. В 2014 году наказание в виде лишения свободы в диапазоне свыше двух и до трех лет получили всего 1513 человек, осужденных по ч. 1 ст. 158 УК РФ (примерно 2,5% от общего числа осужденных за рассматриваемые преступления).

Причем в эти статданные входят как те, кто осужден за несколько краж, так и те, кто одновременно осужден за кражу (кражи) и иное преступление (преступления), например, за угон, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества с причинением значительного ущерба и т.д.

Стоит также отметить, что не в местах лишения свободы лица, многократно совершившие кражи, становятся профессиональными преступниками, а ранее, когда начинают совершать кражи в качестве промысла и за это попадают в места лишения свободы, утрачивая в результате (хотя бы на время) возможность совершать новые хищения. И надо сетовать не на то, что профессиональные преступники порой изолируются (чем хотя бы отчасти обеспечивается безопасность законопослушных граждан), а на то, что в местах лишения свободы не все осужденные приобщаются к труду (что создало бы предпосылки для возмещения причиненного преступлениями вреда), не все овладевают востребованными профессиями (что повысило бы шансы осужденного оставить криминальную карьеру после освобождения).

Хотя общественно полезный труд номинально и отнесен к одному из основных средств исправления лиц, совершивших преступления, фактически его роль скромна. Смирившись с безработицей в местах лишения свободы, не только администрация исправительных учреждений, но и само государство признает невозможность достижения общепризнанных целей наказания через труд*(2).

Как быть с алкоголиками и наркоманами?

Важно также принять во внимание, что совершению немалой доли краж способствуют алкогольная и наркотическая зависимость преступников. Их направление в места лишения свободы создает предпосылки для избавления (хотя бы временного) от этой зависимости, и задача состоит в том, чтобы эти предпосылки реализовать. Ведь один из побочных эффектов лишения свободы, если установленный законом режим содержания осужденного последовательно проводится в жизнь, — полное лишение человека доступа к наркотикам и алкоголю, вследствие чего организм очищается и происходит избавление от физической зависимости от наркотиков и алкоголя. Причем одна только детоксикация не снимает тяги к наркотикам и алкоголю. Как свидетельствуют наркологи, первые три месяца после детоксикации — опасный период. Хотя ломки отсутствуют, появляются депрессия, вялость, нарушения сна. У многих возникает желание еще раз употребить наркотик. Напротив, оставление на свободе таких преступников с неизбежностью влечет их возвращение к преступной деятельности, совершение более тяжких и опасных преступлений. Поэтому следовало бы подумать не о декриминализации «простых» краж, а о введении в процессуальное законодательство правила об обязательном назначении лицам, совершившим кражи и другие хищения (грабеж, разбой, мошенничество), судебных экспертиз с целью прояснения вопроса о наличии или отсутствии соответствующей зависимости, а также ее учете при выборе вида и размера наказания.

Когда и как следует корректировать финансовые пороги УК

Разумеется, поскольку порог наступления уголовной ответственности за хищение зафиксирован в определенной сумме денег (в момент написания настоящей статьи — 1 тыс. руб.; хищение чужого имущества, цена которого выше данной суммы, влечет уголовную ответственность), эту величину следует корректировать, прежде всего, в связи с происходящими в экономике инфляционными процессами.

Сказанное относится и к понятиям, которые в уголовном законодательстве выражены через определенные суммы денег («значительный ущерб», «крупный размер», «крупный ущерб», «крупный доход», «задолженность в крупном размере» и др.).

Если коррекцию своевременно не делать, будет происходить бесконтрольное ужесточение уголовной политики, фактическое расширение круга уголовно наказуемых деяний, совершение которых прежде влекло лишь административную ответственность. А еще будет происходить ужесточение уголовной ответственности за деяния, которые прежде не обладали квалифицирующими признаками, но в результате инфляции их приобрели.

Одно из следствий инфляционных процессов — снижение реальной стоимости имущества, цена которого, выраженная в деньгах, остается неизменной, а также повышение цены имущества, реальная стоимость которого не изменилась. Как это влияет на правоприменительную практику?

Допустим, пальто, изначально продававшееся за 900-1000 руб. (что влекло административную ответственность в случае кражи), в результате годичной или полугодичной инфляции изменит цену и будет продаваться за 1100-1200 руб. Фактическая стоимость пальто (затраченные на его производство труд и материалы, амортизация оборудования и проч.) останется неизменной, но номинально вырастет. Поэтому тот, кто совершит кражу из магазина аналогичного пальто годом ранее, будет привлечен к административной ответственности, а тот, кто год спустя, — к уголовной.

Теперь приведу пример снижения фактической стоимости имущества при его неизменной цене.

Допустим, год назад потерпевшим был приобретен автомобиль или мотоцикл, цена которого составила 300 тыс. руб. Через год активной эксплуатации в период экономической стабильности стоимость транспортного средства вследствие износа снижается до 240-250 тыс. руб. В случае кражи такого транспортного средства содеянное следует квалифицировать по ч. 1 ст. 158 УК РФ. Однако, если имел место скачек инфляции и цены на первичном рынке на автомобиль (мотоцикл) той же модели выросли до 400 тыс. руб., то на вторичном рынке купленное год назад транспортное средство может продаваться за все те же 300 тыс. руб.

Здесь важно, что хотя номинальная стоимость осталась неизменной, фактическая стоимость ввиду износа снизилась, как и в предыдущем случае. Тем не менее кражу транспортного средства в этом случае по законодательству следует квалифицировать уже не по ч. 1, а по ч. 3 ст. 158 УК РФ как кражу в крупном размере (напомню, что согласно примечанию 4 к ст. 158 УК РФ крупным размером признается стоимость имущества, превышающая 250 тыс. руб.). Фактически одно и то же преступление будет теперь считаться тяжким (а считалось преступлением небольшой тяжести), виновному грозит уже не до двух лет лишения свободы, а до шести.

В связи с изложенным необходимо поставить вопрос: какова накопленная инфляция с момента, когда порог между мелкой кражей (ст. 7.27 КоАП РФ) и кражей уголовно наказуемой (ст. 158 УК РФ) был установлен в размере 1 тыс. руб.? Если около 400%, то предложение о повышении порога до 5 тыс. руб. — давно назревшая коррекция. Если существенно меньше, то это — смягчение уголовной политики. Если существенно больше — то уголовная политика тоже смягчится, но остается по отношению к лицам, совершающим кражи, все же более суровой, чем была при введении порога в 1 тыс. руб.

Здесь необходимо сделать существенную оговорку: заявленное мною выше имеет силу лишь при условии, если пропорционально инфляции растут и реальные доходы населения. Либо реальные доходы по темпам роста опережают инфляцию. Почему? Потому что инфляция — не единственное обстоятельство, которое должно приниматься во внимание законодателем при корректировке предопределяющих уголовную ответственность пороговых величин, привязанных к тем или иным денежным суммам.

Если одновременно с инфляцией номинальные доходы населения не растут (или растут, но отстают от роста инфляции), а реальные, соответственно, падают, тогда необходимо сопоставлять и учитывать все эти процессы. Инфляция обесценивает деньги, но падение доходов и обеднение населения повышает субъективную ценность денег. При неизменной цене похищенного имущества его значение в личном или семейном бюджете возрастает, а значит, утрата повлечет больше неблагоприятных последствий. Реальная тяжесть преступления для потерпевшего станет больше. Допустим, месячный доход пенсионера год назад составлял 10 тыс. руб., а ныне, после индексации пенсии, составляет 12 тысяч. Однако инфляция (фактическая, а недекларируемая) за это время достигла 100%, и хотя номинально доход вырос на 20%, реально он снизился на 40%. Гражданин вынужден перераспределить статьи своих расходов, оставляя лишь жизненно необходимые, и если год назад утрата 2 тыс. руб. заставила бы его отказаться от поездки в гости к родственникам или покупки подарка внуку, то теперь он будет вынужден отказать себе в медикаментах или продуктах. (Даже по самым пессимистичным оценкам инфляция в таком масштабе не прогнозируется.)

При этих обстоятельствах повышение порога уголовной ответственности неоправданно ослабит защиту потенциальных потерпевших. Более того, в условиях резкого снижения реальных доходов может быть криминологически оправданным понижение (а отнюдь не повышение) рассматриваемых здесь пороговых величин.

*(1) Подробнее об этом см.: Скобликов П.А. Амнистии в контексте возмещения вреда, причиненного преступлениями // Уголовный процесс. 2014. N 5. С. 62-68; Он же. Современные российские амнистии: основания и последствия // Закон. 2014. N 8. С. 106-113.

*(2) См.: Погудин О.А. Принуждение к труду — не средство его удешевления: насколько это возможно в российской уголовно-исполнительной системе? // Человек: преступление и наказание. 2015. N 2. С. 140.

«Юрист спешит на помощь»

«Юрист спешит на помощь» — журнал, посвященный защите прав и интересов

граждан. Издается при участии Министерства юстиции Российской Федерации

и Ассоциации юристов России. Периодичность выхода — 1 раз в месяц

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Юрист спешит на помощь

Издаётся с 2016 г.

Периодичность 3 раза в полугодие

Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) ПИ № ФС77–65759 от 20 мая 2016 г.

Главный редактор:

Машаров Евгений Иванович, кандидат юридических наук

Рубрики и виды публикуемых материалов:

Журнал посвящен защите прав и интересов граждан, содержит ответы на поступившие в редакцию вопросы, касающиеся трудового, жилищного, административного и иных отраслей права. Даются разъяснения по социальным проблемам.

Журнал «Юрист спешит на помощь» — это издание, в котором публикуются комментарии к законам и нормативным актам. В качестве комментаторов в журнале выступают ведущие правоведы.

Издание незаменимо для тех юридических и физических лиц, которые хотят грамотно пользоваться своими законными правами, со знанием дела отстаивать свои трудовые и экономические интересы.

Библиограф информирует

Дайджест журнала «Юрист спешит на помощь». 18+

Ивойлова, И С паспортом, но без мобильника. Как выпускники будут сдавать единый госэкзамен в этом году? [Текст] / И. Ивойлова // Юрист спешит на помощь. – 2014. – № 5. – С. 13-16

Лаптева, Н Работники – невидимки. О среде их обитания и перспективах включения в «Красную книгу» / Н. Лаптева // Юрист спешит на помощь. – 2014. – № 5. – С. 17-20

Трудовое право призвано ограждать работника от чрезмерной эксплуатации. Выводов из этого постулата может быть несколько, и один из ник крепко был усвоен многими работодателями: нет работника – нет проблем с трудовым законодательством. Для этого используется весьма нехитрая комбинация: отношения предлагают скрепить не трудовым договором, а каким-нибудь гражданско-правовым – например, о выполнении работ или оказании услуг. Общение не с работником, а с таким вот контрагентом для работодателя куда приятнее: можно не предоставлять отпуска, не оплачивать периоды временной нетрудоспособности и т.п. Если принять во внимание ещё тот факт, что оформление с сотрудником гражданско-правового договора позволяет экономить компании на страховых платежах станет понятно почему такая форма оформления трудовых отношений популярна у работодателей. Однако с недавнего времени расширены права Гострудинспекций, они могут оштрафовать работодателей, а Верховный Суд РФ в одном из своих недавних определений (от 24.01.2014 № 18-КГ13-145) разъяснил, что само по себе отсутствие трудового договора, приказов о приёме на работу и увольнения, а также соответствующей должности в штатном расписании не исключает возможности признания отношений трудовыми.

Селиванова, В Как защитить интернет-стартап от юридических проблем / В.Селиванова // Юрист спешит на помощь. – 2014. – № 5. – С. 21-22

Стартапы(новые фирмы, предприятия, компании в начальный период своего развития) обычно запускаются на повышенных скоростях: подбирается команда, оцениваются риски, выстраивается бизнес-модель. Очень часто предприниматели лишь в последний момент спохватываются что нужно структурировать проект и убедиться, что существующее правовое поле ему благоприятствует. Бизнес в онлайне развивается у нас в стране быстрее, чем законодательно закрепляются новые понятия, и порой бывает чрезвычайно сложно втиснуть запускаемую модель в предусмотренную действующим законодательством договорную структуру, которая была бы ещё и эффективна с точки зрения документооборота и налогообложения.

Невинная, И Оплаченное чудо, или деньги на ветер. Реклама всевозможных чародеев и магов запрещена, но её не стало меньше / И. Невинная // Юрист спешит на помощь. – 2014. – № 5. – С. 23-24

Как же понять, что вас обманывают? Во-первых информация, что предлагаемое «лекарство» — это БАД, либо отсутствует, либо приводится на упаковке как можно более незаметно.Во-вторых услуги врачевателей или какие-то авторские методики – к ним тоже надо относиться с осторожностью.Вас должны насторожить безликие рекомендации :»рекомендовано таким-то институтом», «одобрено Минздравом» и т.п. Как правило такой организации либо вообще не существует, либо врач с такой фамилией там никогда не работал. В-третьих перечень медицинских показаний неправдоподобно широк, средство якобы лечит от всего на свете. И ещё советуем Вам насторожиться если сайт или реклама средства содержит множество восторженных отзывов.

Домчева, Е Чем поможет социальный инспектор. Минтруд отвечает на вопросы читателей о соцобслуживании / Е. Домчева // Юрист спешит на помощь. – 2014. – № 5. – С. 25-26

В новом Федеральном законе от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации», вступающем в силу с января 2015 года, говорится о новой роли социальных работников в жизни россиян. Помимо традиционной помощи по дому они будут содействовать в получении других услуг, причём самых разнообразных: медицинских, правовых. Образовательных и других.

Угрюмов, А Как оспорить решение ТСЖ / А. Угрюмов // Юрист спешит на помощь. – 2014. – № 5. – С. 26-29

Золотов, И Нетипичное завещание – что это такое? / И.Золотов // Юрист спешит на помощь. – 2014. – № 5. – С. 29-31

Наследство в пользу юридического лица – так, например, можно оформить коллекцию картин и других ценных предметов. Ещё к числу нераспространённых относится одновременное завещание, его составляют одновременно два супруга и отписывают всё друг на друга. Также встречаются завещания, когда в документе указывается не только основной наследник, но и так называемый запасной. То есть лицо, которое может получить наследство в том случае, если первый, главный, наследник вдруг умрёт раньше. Часто составляются секретные завещания, о содержании которых не знает никто. Такой документ обычно пишется лично наследодателем, потом запечатывается в конверт и передаётся на хранение нотариусу в присутствии двух свидетелей, но при этом никто из них не знает, что написано в завещании. Конверт разрешается вскрыть только после предъявления свидетельства о смерти наследодателя, и нотариус оглашает все пункты заинтересованным лицам.

Сухов, О Как приватизировать землю с домом на несколько собственников / Ю.Севастьянова // Юрист спешит на помощь. – 2014. – № 5. – С. 31-33

Державина, В Опека над недееспособными / А. Угрюмов // Юрист спешит на помощь. – 2014. – № 5. – С. 35-36

Регулирование опеки над дееспособными гражданами возложена на Гражданско процессуальный кодексы РФ, а также на Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». И если в кодексах закреплены основные положения, то федеральный закон регулирует отношения, которые возникают в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над полностью или частично дееспособными лицами.

Белобородова, Е Основные права потерпевших по уголовному делу / Е. Белобородова // Юрист спешит на помощь. – 2014. – № 5. – С. 36-37

Можно ли совмещаться УСН и общей системой налогообложения? Каков порядок перехода с ОСН на УСН? // Юрист спешит на помощь. – 2014. – № 5. – С. 44-45

Какое заявление необходимо написать и куда, чтобы в этом году не начислялась пенсия по старости в связи с достижением возраста? // Юрист спешит на помощь. – 2014. – № 5. – С. 45-46

Новая форма отчётности в Пенсионный фонд: изменение законодательства // Юрист спешит на помощь. – 2014. – № 5. – С. 50-53

Журнал «Юрист спешит на помощь»

Статья партнера юридической фирмы «Авелан» С. Казинца об изменениях законодательства РФ в недвижимости и строительстве за 2014 г.

Долевое участие в строительстве

С 1 января 2014 года вступает в силу ряд изменений в Федеральный закон № 214 от 30 декабря 2004 г. «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а также в Федеральный закон № 122 от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (изменения внесены Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 249-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О товарных биржах и биржевой торговле» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

1. Вводятся новые требования для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве.

В законодательные акты, регулирующие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и кадастровый учет недвижимости, внесены изменения, связанные с введением обязательного страхования гражданской ответственности застройщика. Для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства, наряду с документами, необходимыми для государственной регистрации (разрешение на строительство; проектная декларация; план создаваемого объекта недвижимого имущества с указанием его местоположения и количества находящихся в составе создаваемого объекта недвижимого имущества жилых и нежилых помещений и планируемой площади каждого из указанных помещений), представляется также один из следующих документов:

  • договор страхования гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве;
  • договор поручительства за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.

2. Новые положения в договоре участия в долевом строительстве.

С 1 января 2014 года в договор участия в долевом строительстве должно быть обязательно включено условие, предусматривающее способы обеспечения исполнения застройщиком обязательств по договору. Исполнение обязательств застройщика по передаче жилого помещения участнику долевого строительства наряду с залогом должно обеспечиваться по выбору застройщика одним из следующих способов: поручительство банка; страхование гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства. Если застройщик в качестве способа обеспечения своих обязательств выбирает поручительство банка, то он обязан довести до сведения участников долевого строительства условия поручительства, а также сведения о банке. В закон включены требования, предъявляемые к банку:

  • наличие лицензии на осуществление банковских операций (должна быть выдана Центральным банком Российской Федерации с указанием права выдачи банковских гарантий);
  • осуществление банковской деятельности не менее пяти лет;
  • наличие уставного капитала в размере не менее 200 миллионов рублей;
  • наличие собственных средств (капитала) в размере не менее одного миллиарда рублей;
  • соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
  • отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Кроме того, увеличивается срок действия поручительства, который должен быть не менее чем на два года (раньше – на шесть месяцев) больше предусмотренного договором срока передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства.

3. Установлены законодательные требования к страховой организации, с которой застройщики могут заключить договор страхования гражданской ответственности.

Исполнение застройщиком обязательства по передаче жилого помещения участнику долевого строительства обеспечивается страхованием гражданской ответственности застройщика двумя способами:

  • участие застройщика в обществе взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков, имеющем соответствующую лицензию на осуществление взаимного страхования и созданном исключительно для осуществления указанного вида страхования;
  • заключение договора страхования гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору со страховой организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида страхования.

К страховой организации с 1 января 2014 г. предъявляются следующие требования:

  • осуществление страховой деятельности не менее пяти лет;
  • наличие собственных средств в размере не менее чем 400 миллионов рублей, в том числе уставного капитала в размере не менее чем 120 миллионов рублей;
  • соблюдение требований финансовой устойчивости, предусмотренных законодательством Российской Федерации о страховании, на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
  • отсутствие оснований для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации;
  • отсутствие решения Центрального банка Российской Федерации о назначении временной администрации страховой организации;
  • отсутствие решения арбитражного суда о введении в отношении страховой организации одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве.

4. Начали действовать правила взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков, включающие порядок заключения договора страхования, выплату страхового возмещения, особенности создания общества взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков.

Взаимное страхование гражданской ответственности застройщиков осуществляется на основании договора страхования, который может быть заключен по каждому объекту долевого строительства, в отношении которого членом общества заключается договор участия в долевом строительстве. Кроме того, договор страхования может быть заключен в отношении каждого участника долевого строительства, с которым членом общества заключен договор участия в долевом строительстве. Выплата страхового возмещения должна осуществляться не позднее тридцати дней с даты представления необходимых документов. Устанавливается порядок расчета выплаты, в который включаются показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в субъектах Российской Федерации. Взаимное страхование гражданской ответственности застройщиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве осуществляется единым обществом взаимного страхования, созданным застройщиками, привлекающими денежные средства участников долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве. После ликвидации общества члены общества взаимного страхования застройщиков солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества по всем заключенным до ликвидации общества договорам страхования.

5. Утвержден порядок отбора учредителей общества взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков.

Министерством регионального развития РФ установлен порядок отбора учредителей общества взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков. В частности, установлено, что извещение об отборе учредителей должно помещаться на официальном сайте Минрегиона России и в «Российской газете», срок отбора составляет 20 рабочих дней. Претенденты должны представить документы, подтверждающие их финансовую устойчивость и объем выполненных ими за последний год работ при строительстве многоквартирного дома или иного объекта недвижимости, для строительства которого привлекались денежные средства дольщиков.

6. Усилен государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Специально уполномоченный государственный (контролирующий) орган имеет право ежеквартально запрашивать у застройщика не только отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, но и бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

7. Создан механизм защиты от недобросовестных застройщиков.

В соответствии с поправками, внесенными в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», предусматривается создание реестра граждан, чьи права были нарушены застройщиками.

8. Изменен порядок погашения платежей и требований кредиторов к застройщику.

Теперь в целях обеспечения возможности передачи объекта незавершенного строительства или жилых помещений в многоквартирном доме, строительство которого завершено, текущие платежи и требования кредиторов первой и второй очереди, включенные в реестр требований кредиторов, могут быть погашены не только третьим лицом, но и участником строительства. Заявление о намерении погасить требования кредиторов направляется в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, арбитражному управляющему.

9. Расширился список документов, необходимых для продления срока действия разрешения на строительство.

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 294-ФЗ (в редакции от 23 июля 2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2014 г. вступают в силу изменения в ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ о продлении срока действия разрешения на строительство. В частности установлено, если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, то к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения или договор страхования гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.

Градостроительство

1. Правила землепользования и застройки стали обязательными базовыми документами при осуществлении градостроительной деятельности.

Поэтапно в отношении разных муниципальных образований начинает действовать Федеральный закон № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. (в редакции от 23 июля 2013 г.), согласно которому при отсутствии правил землепользования и застройки в городских округах и городских поселениях не осуществляется предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также не допускается выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства. Данное правило стало действовать в муниципальных районах с 30 июня 2013 г., в городских поселениях и городских округах с 31 декабря 2013 г. Применительно к Москве и Московской области изменения начнут действовать с 31 декабря 2014 г., а в сельских поселениях с 1 июня 2014 г. Новое правило не распространяется на земельные участки, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, а также на земельные участки, предоставляемые в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации и документами территориального планирования субъектов Российской Федерации.

2. Введен новый порядок осуществления государственного строительного надзора.

С 25 августа 2013 г. начал действовать административный регламент по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, осуществляющегося на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 января 2013 г. № 38. Данная функция возложена на Ростехнадзор. Продолжительность проверки одного юридического лица или индивидуального предпринимателя не может превышать 20 рабочих дней.

3. Установлен порядок ведения реестра и форма предоставления типовой проектной документации.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 106 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра типовой проектной документации, а также состава информации о проектной документации, которая подлежит внесению в реестр, и формы ее представления» с 25 августа 2013 г. информация о проектной документации объектов капитального строительства направляется на рассмотрение в Минрегион России в форме паспорта проекта (в электронном и бумажном форматах). Решение о внесении в реестр сведений о типовой проектной документации оформляется приказом Минрегиона России. Речь идет о проектной документации, содержащей образцовые экономичные и современные архитектурно-планировочные, конструктивные, инженерно-технические, технологические и организационные решения.

4. Увеличился перечень документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно ч. 4 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ Правительством Российской Федерации могут устанавливаться, помимо предусмотренных законом, иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01 марта 2013 г. № 175 «Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» с 12 марта 2013 г., чтобы получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, застройщики, помимо документов, предусмотренных в ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, должны представлять технический план. Изменились требования к данному документу. В соответствии со ст. 41 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Кроме того, технический план многоквартирного дома должен содержать информацию, необходимую для осуществления кадастрового учета помещений (в том числе составляющих общее имущество в многоквартирном доме), расположенных в таком многоквартирном доме (изменения действуют с 1 октября 2013 года в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости»).

Землепользование

1. Минимальный срок договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять менее трех лет (за исключением отдельных случаев).

Установленное Федеральным законом № 101-ФЗ от 24 июля 2002 г. (в редакции от 02 декабря 2013 г.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» правило начало действовать с 14 декабря 2013 г. Ранее не устанавливался минимальный срок аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, и в субъектах РФ существовала практика заключения договоров аренды таких земельных участков на срок менее одного года, так как в этом случае договоры аренды не подлежат обязательной государственной регистрации.

2. Изменение оснований и порядка принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

В Земельном кодексе РФ устанавливается, что с 6 сентября 2013 г. в трехлетний период неиспользования земельного участка не включается время, необходимое для его освоения. Принудительное прекращение прав на земельный участок не освобождает от предусмотренной Земельным кодексом РФ обязанности по возмещению причиненного земельными правонарушениями вреда.

3. Вступил в силу упрощенный порядок изъятия земельных участков на присоединенных к Москве территориях.

С 19 апреля 2013 г. начал действовать Федеральный закон № 43-ФЗ от 05 апреля 2013 г. (в редакции от 02 декабря 2013 г.) «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, говорится о том, что органы государственной власти города Москвы наделены полномочиями по изъятию и предоставлению земельных участков на присоединенных территориях для размещения и строительства на них объектов федерального значения. Процедура изъятия земельных участков на присоединенных территориях носит упрощенный характер, так как значительно сокращены сроки уведомления правообладателя, государственной регистрации прав и кадастрового учета; порядок предоставления земельных участков для целей строительства устанавливается без проведения торгов и предварительного согласования места размещения соответствующего объекта; расширяется перечень случаев установления сервитута; запрещается отчуждение в частную собственность земельных участков, необходимых для размещения объектов, включенных в Правительственный Перечень.

4. Введение платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков для строительства (в Москве и Московской области).

Решение об изменении одного вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается при условии внесения платы за изменение ВРИ земельного участка. В Москве названное правило стало применяться с 29 июля 2013 г. в соответствии с Законом г. Москвы № 48 от 19 декабря 2007 г. (в редакции от 10 июля 2013 г.) «О землепользовании в городе Москве», в Московской области аналогичный порядок действует с 13 декабря 2013 г. в соответствии с Законом Московской области № 23/96-ОЗ от 07 июня 1996 г. (в редакции от 23 декабря 2013 г.) «О регулировании земельных отношений в Московской области». Размер платы за изменение ВРИ земельного участка определяется с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления ВРИ и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным ВРИ. Решение об изменении ВРИ земельного участка принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта на основании градостроительного плана земельного участка в течение 45 рабочих дней со дня поступления заявления собственника земельного участка. Собственник земельного участка обязан внести плату за изменение ВРИ земельного участка в тридцатидневный срок. Предусматриваются случаи, когда плата за изменение ВРИ земельного участка не взимается, например, если на земельный участок был установлен запрет на строительство и (или) реконструкцию зданий, строений, сооружений.

Недвижимость

1. Переход к кадастровой стоимости при налогообложении имущества организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества с 1 января 2014 г.

3 ноября 2013 г. был подписан Федеральный закон № 307-ФЗ от 02 ноября 2013 г. «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий исчисление и уплату налога на имущество в отношении отдельных объектов недвижимости, исходя из их кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 1 января года соответствующего налогового периода. Переход к кадастровой стоимости при налогообложении отдельных объектов недвижимого имущества означает, что новый налог будет рассчитываться исходя из кадастровой, а не инвентаризационной стоимости недвижимости. Сначала новый налог начнет действовать только в тех субъектах, где будет завершена кадастровая оценка недвижимости.Кроме того, в Налоговом кодексе приводится перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых устанавливаются особенности расчета налоговой базы исходя из кадастровой стоимости. К ним, например, относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.Уточняется содержание понятия «фактическое использование нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания», под которым признается использование не менее 20 процентов его общей площади.Устанавливаются максимальные размеры ставок по налогу на имущество для объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость. Так, для Москвы в 2014 году ставка не может превышать 1,5%, в 2015 году — 1,7%, в 2016 году и последующие годы — 2%. Для остальных субъектов РФ ставка в 2014 году не должна быть выше 1%, в 2015 году — 1,5%, в 2016 году и последующие годы — 2%.

2. С 1 марта 2013 года отменена государственная регистрация сделок с недвижимостью за исключением договора аренды недвижимого имущества.

Ранее в соответствии с п. 2 ст. 558 Гражданского кодекса договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежал государственной регистрации и считался заключенным с момента такой регистрации. В настоящее время, если договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, договор продажи предприятия, договор дарения недвижимого имущества, договор ренты, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, заключен после 1 марта 2013 года, то правило о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом не подлежит применению (Федеральный закон № 302-ФЗ от 30 декабря 2012 г. «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

3. Двойная отмена государственной регистрации договоров аренды недвижимости, предприятий, зданий и сооружений.

С 1 марта 2013 года Гражданским кодексом отменялась государственная регистрация договоров аренды недвижимости, договоров аренды предприятия, а также заключенных на срок не менее года договоров аренды здания или сооружения, но уже с 4 марта 2013 года в отношении указанных сделок с недвижимостью правило об их обязательной государственной регистрации применяется снова (Федеральный закон № 21-ФЗ от 04 марта 2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»). Таким образом, в настоящее время сохранилась обязанность государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. Данная обязанность не действует только в отношении договоров, заключенных 2 и 3 марта 2013 г. Однако в отношении таких договоров существуют неблагоприятные прогнозы, связанные с возможностью возникновения спорных ситуаций.

4. Изменен порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

С 1 октября 2013 г. (Федеральный закон № 250-ФЗ от 23 июля 2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости») ведена процедура государственной регистрации договоров и иных сделок в электронной форме, если содержание такой сделки представлено в форме электронного документа, допускается возможность подачи заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, представления некоторых документов в орган кадастрового учета, а также направления заявителям различных предусмотренных законом уведомлений в электронной форме. Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из ЕГРП. При этом в форме документа на бумажном носителе в обязательном порядке оформляется только свидетельство.Установлены возможность вносить в ЕГРП записи о возражениях в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости и записи о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя. Так, с 1 октября 2013 г. собственник объекта недвижимости может заявить в регистрирующий орган о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект без его личного участия, в результате чего в ЕГРП будет внесена соответствующая запись. Кроме того, в разъяснениях Минэкономразвития России сказано, что если заявителю необходимо подать соответствующее заявление без личного участия, то специалист, ответственный за прием документов, самостоятельно формирует такое заявление (Письмо Минэкономразвития России № 20632-ПК/Д23и от 27 сентября 2013 г. «О рекомендациях относительно применения Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости»).Общедоступные сведения о правах и ограничениях прав на недвижимое имущество, содержащиеся в ЕГРП, будут считаться внесенными в государственный кадастр недвижимости. Кроме того, дополнен состав сведений государственного кадастра недвижимости. Установлено, что в нем также будут указываться кадастровые номера помещений, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение. В перечень предоставляемых сведений из государственного кадастра недвижимости включена кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

5. Установлен новый вид недвижимого имущества — единый недвижимый комплекс.

В соответствии с Федеральным законом № 142-ФЗ от 02 июля 2013 г. «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» с 1 октября 2013 года в Гражданском кодексе появилась новая статья 133.1, в которой говорится о том, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически либо расположенных на одном земельном участке, если в ЕГРП зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

6. Нельзя признать объект недвижимости бесхозяйным лишь потому, что владелец не зарегистрировал право собственности на него.

Регистрирующий орган может принять объект недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйной вещи (то есть вещи, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ)), если из документов, которые, как правило, предоставляют органы местного самоуправления, следует, что данный объект не зарегистрирован в органе технического учета, сведения о нем отсутствуют в региональном и федеральном реестрах имущества. Несмотря на отсутствие документов на деле оказывается, что недвижимое имущество имеет собственника или законного владельца, хотя сведения о нем отсутствуют в публичных реестрах. Такая ситуация возможна, когда лицо, приобретшее недвижимое имущество, по разным причинам в течение длительного времени не предоставляет регистрирующему органу правоустанавливающие документы (к примеру, договор купли-продажи) для осуществления государственной регистрации перехода права собственности на данный объект. В результате такого бездействия владельца недвижимости возникает спор между собственниками недвижимого имущества, органами местного самоуправления и иными заинтересованными лицами. В судах данные дела решались по-разному, однако точку поставил Высший Арбитражный Суд РФ. В правовой позиции, изложенной Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 02 июля 2013 г. № 1150/13 по делу № а76-24747/2011 «Нельзя признать объект недвижимости бесхозяйным лишь потому, что владелец не зарегистрировал право собственности на него» сказано, что если у лица, приобретшего недвижимое имущество, или иного лица отсутствует зарегистрированное право собственности на этот объект, то само по себе это не может являться основанием для признания такого объекта бесхозяйным.

7. Вступили в силу изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, устанавливающие административную ответственность за нарушение установленных земельным законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.

С 1 января 2013 года в соответствии с новой статьей 7.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях за данное административное правонарушение может быть наложен административный штраф на юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

8. Изменился порядок возмещения вреда, причиненного в результате разрушения или повреждения объектов капитального строительства.

С 1 июля 2013 года Федеральным законом № 337-ФЗ от 28 ноября 2011 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введено общее правило, согласно которому в случае причинения вреда личности или имуществу в результате разрушения, повреждения здания, сооружения либо их части, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения ответственность за причиненный вред несет собственник такого здания, сооружения. Вред возмещается в соответствии с гражданским законодательством. Кроме того сверх возмещения вреда выплачивается компенсация (если не будет доказано, что указанные разрушение, повреждение, нарушение возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или непреодолимой силы) в следующем размере: 3 000 000 рублей — родственникам потерпевшего (родителям, детям, усыновителям, усыновленным), супругу в случае смерти потерпевшего; 2 000 000 — потерпевшему в случае причинения тяжкого вреда его здоровью; 1 000 000 — потерпевшему в случае причинения средней тяжести вреда его здоровью.В отдельных случаях обязанность возмещать вред и выплачивать компенсацию сверх возмещения вреда ложится на концессионера, застройщика или технического заказчика. Впоследствии лицо, возместившее вред потерпевшему, приобретает право регрессного требования к лицу, выполнившему работы с недостатками, в результате которых был причинен вред. При этом устанавливается солидарная ответственность изыскателей, проектировщиков, строителей, их саморегулируемых организаций (Национальных объединений СРО в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра СРО), а также, в определенных случаях, организации, которая провела экспертизу результатов инженерных изысканий или проектной документации, Российской Федерации или субъекта Российской Федерации за вред, причиненный некачественными работами.