1 Система органов государственной власти в российской федерации

Система органов государственной власти РФ

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

На федеральном уровне система государственных органов выглядит следующим образом:

1) законодательная власть – Федеральное Собрание РФ является высшим представительным, постоянно действующим органом РФ. Оно состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают раздельно. Основная функция – формирование законодательства страны;

2) исполнительная власть – Правительство РФ возглавляет систему органов исполнительной власти РФ. Правительство РФ состоит из членов Правительства – Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Основное направление деятельности – исполнение законодательных актов.

Основные функции Правительства РФ:

а) разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
б) представляет отчет об исполнении федерального бюджета;
в) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
г) управляет федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, а также меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

3) судебная власть – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, суды общей юрисдикции, Генеральная прокуратура РФ.

Главная задача – обеспечение легитимности, осуществление правосудия на основании законов и в определенной законом форме. Центральное место в политической системе принадлежит главе государства – Президенту РФ.

Президент РФ – гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Особенностью государственной системы власти Российской Федерации является тот факт, что Президент России входит в структуру государственной власти, но в то же время он не включен в систему разделения властей.

Главной задачей Президента является обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех органов ветвей власти. В процессе этого взаимодействия сторон регулирование их отношений находит свое отражение в издаваемых в установленном порядке федеральных законах, регламентах палат Федерального Собрания, указах Президента. Президент РФ является главой демократического федеративного правового государства России с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ).

Ответы на экзаменационные билеты

Система органов государственной власти в рф: понятие, виды государственных органов, принципы разделения властей

Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов государственной власти, через которую государство осуществляет свои функции.

Эта система включает в себя не только органы государственной власти, через которые осуществляются властные полномочия и наличие которых определено Конституцией, но и большое число других органов и учреждений, построенных по вертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности.

Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм, который должен действовать как единая и эффективная система властвования. Органы государственной власти — важнейшая часть этого механизма, выравнивающая, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства.

Орган государственной власти создается только государством и действует от имени государства. Только государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения.

Каждый орган государственной власти имеет свою особую структуру и объем полномочий, которые отличают его от других органов государственной власти, но все они вместе выступают как единое целое, как единая государственная власть, осуществляющая функции государства.

Таким образом, орган государственной власти — это составная, относительно обособленная и самостоятельная часть государственного механизма, которая участвует в осуществлении функций государства, действует от имени государства и по его поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет установленную государством структуру и компетенцию и применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности.

Орган государственной власти для реализации задач и функций государственной власти Российской Федерации наделяется государством определенными правовыми и материально-финансовыми средствами.

Конституция определяет способ и порядок образования органов государственной власти.

Основным принципом организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации является ее разделение на три ветви. В результате органы государственной власти подразделяются на законодательные (представительные), исполнительные и судебные.

Каждый из них представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата. Вместе с тем государственные органы образуют в своей совокупности определенную систему, которая основывается на конституционно закрепленных принципах.

Под системой государственных органов в Российской Федерациипонимается совокупность ее федеральных, региональных (субъектов федерации) и местных государственных органов.

Установление системы федеральных органовзаконодательной, исполнительной и судебной власти, отнесено к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71). На федеральном уровне государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство РФ и суды РФ.

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации:республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, как гласит ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

Наряду с органами государственной власти, Конституция закрепляет создание и функционирование органов местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией не входят в систему органов государственной власти.

Систему местных государственных органов (органов местного управления)составляют государственные органы, организованные по территориальному или функционально-отраслевому принципам, осуществляющие управленческую деятельность посредством структурных подразделений в административных границах конкретной территории.

К ним относятся: территориальные органы: юстиции, внутренних дел, финансовые, сельского хозяйства, архитектуры и строительства, по управлению государственным имуществом, по промышленности, торговле, земельным ресурсам и землеустройству, транспорту и связи, образованию, здравоохранению, культуре и др. Сюда также можно отнести: налоговую инспекцию, военные комиссариаты, управления статистики, миграционную службу, управления безопасности, чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, санитарно-эпидемиологического надзора, гидрометеослужбы и т. п.

В зависимости от классификационного критерия виды государственных органов могут быть представлены следующим образом:

1) по принципу разделения властей: законодательные (избираемые населением, обладающие исключительным правом на принятие законодательных актов), исполнительные (основной формой деятельности которых является исполнительно-распорядительная в целях исполнения законов), судебные (уполномоченные применять государственное принуждение за нарушение закона);

2) по принципу федерализма: федеральные, субъектов федерации;

3) по территориальному масштабу: центральные, региональные (территориальные), местные;

4) по характеру и объему компетенции: общей компетенции, специально-функциональной компетенции (отраслевой и межотраслевой), особой компетенции;

5) по виду государственной деятельности: гражданские, военные, правоохранительные, специализированные;

6) по порядку образования: легитимные (конституционные, учрежденные на законном основании) и нелегитимные (образованные в нарушение установленного законом порядка);

7) по организационно правовым формам: коллективные, единоличные;

8) по формам принятия решений: коллегиальные, единоначальные;

9) по формам и методам осуществления функций государственного управления: политические, административные, фискальные, «силовые», экономические, финансовые, карательные, контрольно-надзорные, консультационные, координационные;

10) по особенностям исполнения возложенных полномочий: властно-управленческие, вспомогательные 1 .

11) По срокам полномочий органы государства: постоянные, которые создаются без ограничения срока действия; временные, которые создаются на определенный срок.

Наибольшее значение имеет выделение видов государственных ор­ганов в соответствии с принципом разделения властей на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти. Такая классификация проводится как на федеральном уровне, так и в отношении органов государствен­ной власти субъектов Федерации.

В целях предотвращения злоупотребления властью все ветви государственной власти должны быть независимыми, самостоятель­ными и взаимно уравновешивающими друг друга. Разделение влас­тей действует как по горизонтали (Федеральное Собрание РФ — Правительство РФ — судебные органы РФ — прокуратура), так и по вертикали (федеральные органы власти — органы государственной власти субъектов Российской Федерации).

Законодательная ветвь власти — это представительные органы РФ и ее субъектов: Федеральное Собрание в составе двух палат — Государственной думы и Совета Федерации; в субъектах — государственные советы, государственные собрания, за­конодательные собрания, краевые, областные, городские думы, Московская городская Дума, Санкт-Петер­бургское городское собрание и т.д.

Органами исполнительной власти РФ являются Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (федеральные министер­ства и службы, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии и т.д.).

Правительство РФ — это коллегиальный орган, основной организационной формой работы которого являются заседания, где обсуждаются и принимаются все основные решения. Процедура проведения заседаний определяется Регламентом Правительства, который утверждается самим Правительством.

В субъектах РФ органами исполнительной власти могут высту­пать президенты, губернаторы, главы администраций, правительства, министерства, администрации, их органы, управления, департаменты и т.д.

Органы исполнительной власти подразделяются на:

органы общей компетенции (Правительство РФ, Правительство субъектов Федерации, администрации краев, областей и т.д.);

органы специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу (министерства обороны, иностранных дел, комитет по рыболовству и другие).

Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции, он не от­несен ни к одной из ветвей власти, обеспечивает их согласованное функционирование, взаимодействует с законодательным органом РФ, тесно связан с исполнительной властью, имеет весомые полномочия по воздействию на нее.

Судебную власть осуществляют только суды, например, Конститу­ционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные суды.

Правоохранительная деятельность государства — одна из важнейших его функций. Именно на государственные органы возлагается обязанность защищать общество в целом и каждого отдельного человека от внутренних и внешних противоправных посягательств на жизнь, мирное созидательство, обладание материальными и интеллектуальными средствами. Эту задачу выполняют все государственные органы, каждый в своих сферах деятельности и своими специфическими методами.

СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• понятие органа государственной власти;

• признаки органа государственной власти;

• понятие системы органов государственной власти;

• органы законодательной власти;

• органы исполнительной власти;

• органы судебной власти;

• нормативные правовые акты, устанавливающие систему органов государственной власти Российской Федерации;

уметь

• применять основные принципы к системе органов государственной власти;

• определять влияние принципа федерализма на систему органов государственной власти;

• определять влияние принципа разделения властей на систему органов государственной власти;

• выявлять взаимодействие и взаимное влияние органов государственной власти друг на друга;

владеть навыками

• использования справочных правовых систем для установления правовой базы органов государственной власти.

Понятие органа государственной власти

Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию в установленном государством порядке и от его имени.

Статья 111 Конституции РФ

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается П резидентом Российской Федерации с согласия Государстве! гной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

Статья 112 Конституции РФ

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры иа должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации п федеральных министров.

В Конституции РФ и в российском законодательстве получили распространение два термина: орган государственной власти и государственный орган, они тождественны.

Для органа Российского государства характерны особые черты, закрепленные в Конституции РФ. В Российской Федерации порядок образования и формирования государственных органов устанавливается нормативными правовыми актами. Этот признак органов государственной власти предназначен для предотвращения произвольного нагромождения органов. Органы государственной власти нс могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ, которая предусматривает, что порядок образования органов должен быть определен федеральным законом. Только федеральным конституционным законом или федеральным законом учреждаются органы судебной власти. Органы исполнительной власти могут создаваться, преобразовываться и ликвидироваться указами Президента РФ. Конституциями и уставами субъектов РФ устанавливается система их органов власти.

Статья 114 Конституции РФ

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Орган государственной власти всегда учреждается для осуществления определенных задач, выполнения функций государственной власти, реализации видов (форм) деятельности государства. Важнейшим конституционным признаком органа государственной власти является его компетенция, которая является юридическим выражением закрепленных за ним функций.

Орган государственной власти всегда наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства. Полномочия органа государственной власти образуют его компетенцию – круг предметов ведения, границы которого очерчиваются предельно четко для того, чтобы орган государственной власти не превышал своей власти и не вторгался в сферу деятельности других органов государственной власти. Компетенция обычно устанавливается при создании органа государственной власти, хотя впоследствии может и меняться.

Компетенция свойственна органу государственной власти как самостоятельному звену государства, она подчеркивает его самостоятельность.

Для государственных органов устанавливается строгий порядок деятельности. Составной частью этого порядка являются принимаемые государственным органом правовые акты, имеющие юридическую силу и функциональное назначение. Только государственные органы имеют правомочие па правоприменительную деятельность.

Признаком каждого государственного органа является его структура, внутренняя организация, которая закрепляется в конституциях, уставах, иных нормативных правовых актах. Совокупность всех органов государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе организации государственной власти, образует систему органов РФ.

Закрепление в Конституции РФ системы федеральных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, является составной частью понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов является исчерпывающим. Иначе говоря, не допускается создание каких-либо других органов власти без изменения гл. 1 Конституции РФ. Это особенно важно для федеративного государства с большим числом субъектов и сложной системой разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.

Согласно Конституции РФ федеральную государственную власть осуществляют следующие органы: Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание, суды. Этот перечень соответствует определенным главам Конституции РФ, в которых достаточно конкретно определяется порядок формирования и полномочия каждого из этих органов.

Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, облеченных властными полномочиями, – коллегиальный орган власти. Однако орган власти может быть единоличным, например Президент РФ.

Статья 130 Конституции РФ

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Статья 131 Конституции РФ

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Наряду с органами государственной власти в Российской Федерации действуют органы местного самоуправления. Они имеют особую правовую природу и не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем они обладают большинством названных признаков органов государственной власти: они также имеют властные полномочия, законодательно закрепленный порядок создания и деятельности.

3.4. Система органов государственной власти в Российской Федерации

Известно, что государственная власть материализуется через органы государственной власти — организованную часть государственного механизма, наделенную властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке государственного руководства обществом.

Орган государственной власти отличает ряд признаков, которые в своей совокупности позволяют отнести какой-либо орган к разряду государственно-властных. Так, орган государственной власти создается и действует от имени государства на основе законов и других нормативных правовых актов, выполняет свойственные только ему задачи и функции; обладает собственной компетенцией, выражающейся в принятии юридически значимых решений, направленных за пределы своей организации.

Отметим, что не все государственные органы являются органами государственной власти. Например, прокуратура РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Администрация Президента РФ, Центральная избирательная комиссия относятся к государственным органам, но властными полномочиями не наделены.

Государственные органы могут классифицироваться по различным основаниям. Так,|по порядку формирования государственные органы делятся на избираемые (например, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, порядок выборов которой определен Федеральным законом от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»); назначаем ые (например, Правительство РФ, порядок назначения членов которого определен ч. 2 ст. 112 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»); формируемые (например, Совет Федерации, порядок формирования которого определен ч. 2 ст. 95 Конституции РФ и Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»).

По функциональному признаку органы государственной власти делятся на законодательные (например, Государственная Дума, Совет Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ); исполнительные (например, Правительство РФ, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ); судебные (например, Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ).

Различаются государственные органы и по территориальной юрисдикции: федеральные (например, Президент РФ, Правительство РФ); субъектов Федерации (например, правительство, глава администрации (высшее должностное лицо) конкретного субъекта РФ); местные государственные органы (например, городской, районный суды).

По способу принятия решения государственные органы могут быть разделены на коллегиальные, т.е. принимающие решения посредством голосования (например, Государственная Дума, Правительство РФ), и единоначальные (например, Президент РФ, президент республики в составе РФ).

Государственные органы отличаются также по сроку полномочий: с определенном сроком полномочий (например, Президент РФ — 4 года, Уполномоченный по правам человека в РФ — 5 лет); с неопределенным сроком полномочий (например, федеральные суды общей юрисдикции); с опосредованным сроком полномочий (например, Правительство РФ, члены Совета Федерации).

Существуют и иные основания ДЛЯ классификации государственных органов (по компетенции, по численному составу, по нормативному правовому акту, их учреждающему, и т.п.). Все они позволяют охарактеризовать государственные органы в их различных ипостасях.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что органы государственной власти являются механизмом осуществления народом своей власти (ч. 2 ст. 3), а присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону (ч. 4 ст. 3).

Организация и деятельность государственных органов осуществляется на основе ряда принципов. В числе конституционных — принцип разделения властей, согласно которому единая государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а органы названных ветвей власти самостоятельны (ст. 10); принцип разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и субъектов Федерации государственными органами (ч. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 11); принцип сдержек и противовесов, выводимый из содержания федеральной Конституции и проявляющийся в законном взаимопроникновении органов различных ветвей государственной власти в компетенцию друг друга; принцип законности, согласно которому органы государственной власти обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 90, ч. 3 ст. 115 Конституции РФ).

Согласно ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, государственную власть в нашей стране осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Конституционным характеристикам правового положения названных органов посвящены соответствующие главы базового закона нашей страны.

Конституционно-правовой статус Президента РФ определен преимущественно главой 4 Конституции РФ. Федерального закона о главе государства в России нет.

Согласно Конституции РФ, Президент является главой государства, представляя Россию внутри страны и за ее пределами и выступая гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти, но тесно с ними взаимодействует, обеспечивая согласованное функционирование органов государственной власти.

В Конституции РФ установлено, что Президент РФ избирается на 6 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран российский гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Конкретизация данного конституционного подхода осуществлена Федеральным законом от 10 января 2003 г. N° 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

На тридцатый день со дня официального объявления о результатах выборов Президента осуществляется предусмотренная Конституцией процедура его вступления в должность (инаугурация). Она заключается в принесении Президентом РФ присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Текст присяги установлен в ст. 82 Конституции РФ.

Конституционные ограничения, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (ч. 3 ст. 81), возможность отрешения его от должности (ст. 93), а также признание нормативных актов Президента РФ неконституционными (п. «а» ч. 2 ст. 125) выступают гарантиями от превращения Президента РФ в авторитарного правителя.

Полномочия Президента РФ сформулированы не только в главе 4 Конституции, но и в других главах, посвященных Федеральному Собранию (глава 5), Правительству (глава 6), судебной власти (глава 7), что обусловлено особым местом главы государства в системе органов государственной власти. Реализация полномочий требует особых гарантий. В соответствии со ст. 91 Конституции РФ Президент обладает неприкосновенностью.

Полномочия главы государства могут быть сгруппированы, что позволяет четче проанализировать их. Так, Президент имеет полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти. Например, он назначает выборы депу татов Государственной Думы (п. «а» ст. 84 Конституции РФ); назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83); назначает по предложению Председателя Правительства его заместителей и федеральных министров (п. «д» ст. 83); представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, Генерального прокурора, назначает судей других федеральных судов (п. «е» ст. 83).

Президент имеет полномочия в сфере законодательной власти, что выражается, например, в подписании и обнародовании федеральных законов (п. «д» ст. 84), в обладании правом отлагательного вето (ч. 3 ct\ 107); во внесении законопроектов в Государственную Думу (п. «г» ст. 84), предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ (ст. 134).

Большой объем полномочий закреплен за Президентом РФ в сфере, связанной с деятельностью исполнительной власти. В частности, глава государства вправе председательствовать на заседаниях Правительства (п. «б» ст. 83), принимать решения об отставке Правительства (ч. 2 ст. 117). Он вправе отменить постановления и распоряжения Правительства (ч. 3 ст. 115), а также приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 85). Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности своих полномочных представителей (п. «к» ст. 83). Указами главы государства назначены, например, полномочные представители Президента РФ в Конституционном Суде (Указ Президента РФ от 31 декабря 1996 г. «Об обеспечении деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями)), в палатах парламента (Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 г. № 169 «О полномочных представителях Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации»), в федеральных округах (Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (с последующими изменениями и дополнениями)).

Последний институт в названном варианте предназначен для обеспечения единства государственной власти, единства правового пространства, единства правового статуса человека и гражданина на всей территории России. 5.

Как глава государства Президент РФ обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Он определяет основные направления внешней политики, ведет переговоры и подписывает международные договоры, утверждает военную доктрину России и является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России.

Президент РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» вправе назначать всероссийский референдум.

К полномочиям Президента РФ как главы государства отнесено решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий Российской Федерации, осуществление помилования. Он обладает и другими полномочиями, издавая указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России (ст. 90 Конституции РФ).

у К органам государственной власти относится также Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации (ст. 94) — представительный и законодательный орган.

Согласно Конституции РФ (ст. 95), Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думьі^Порядок формирования Совета Федерации определен ч. 2 ст. 95 и Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Палаты Федерального Собрания самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией РФ, ст. 100 которой предусматривает, что палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

Согласно ст. 102 Конституции РФ, к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами Федерации, утверждение указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ; назначение на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

Государственная Дума — избираемый государственный орган. Порядок избрания ее 450 депутатов устанавливается федеральным законом. Депутатом Государственной Думы может быть избран российский гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Выборы депутатов Государственной Думы до 2004 г. проводились по мажоритарной системе по одномандатным избирательным округам и пропорциональной системе по общефедеральному избирательному округу. Начиная с 2007 г., такие выборы проводятся по пропорциональной избирательнной системе.

Согласно ст. 103 Конституции РФ, к ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом РФ; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности; заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе и по вопросам, поставленным Государственной Думой.

В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные законы РФ и одобряются федеральные конституционные законы (ст. 108).

Внутреннее строение палат парламента предполагает председателя палаты, его заместителей, совет палаты, формирование комитетов и комиссий, что определено ст. 101 Конституции РФ, а также их регламентами. Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов; организуют проводимые палатами парламентские слушания, решают вопросы организации своей деятельности; осуществляют подготовку заключений по принятом Государственной Думой федеральным законам.

В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания. Организация и проведение парламентских слушаний возлагаются на соответствующие комитеты палаты.

Правовыми формами реализации полномочий Федерального Собрания РФ являются принимаемые им нормативные правовые акты.

Основы законодательного процесса урегулированы ст. 104— 108 Конституции РФ. Участниками данного процесса являются субъекты права законодательной инициативы, Федеральное Собрание и Президент РФ. В ряде случаев для принятия федерального закона требуется заключение Правительства РФ (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ). Законодательная процедура в палатах Федерального Собрания урегулирована их регламентами.

Согласно ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 Конституции РФ, актами Совета Федерации и Государственной Думы являются постановления, которые могут приниматься только по вопросам, отнесенным к их ведению. Например, постановлением Совета Федерации назначаются выборы Президента РФ, утверждаются указы главы государства по введению чрезвычайного (п. «в» ст. 102; Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении») и военного положения (п. «б» ст. 102; Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. «О военном положении») и др.

^Исполнительную власть в России, согласно Конституции РФ, осуществляет Правительство РФ (ст. 110). Положение Правительства как органа федеральной исполнительной власти России обеспечивается его полномочиями, закрепленными в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ, обеспечивает в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на всей территории России. Оно^аправляет работу федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, организует исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров России, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В состав федерального Правительства входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и фе деральные министры (ч. 2 ст. 110). Председатель Правительства РФ назначается главой государства с согласия Государственной Думы(ч. 1 ст. 111). /

Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу (ст. 113). В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет один из его заместителей.

_ Правительство РФ действует в пределах срока полномочий главы государства и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ (ст. 116)ЛПравительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом (ч. 1 ст. 117). В свою очередь, Президент сам может принять решение об отставке Правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. В таком взаимовлиянии проявляется принцип сдержек и противовесов.

Полномочия Правительства РФ связаны с различными сферами жизнедеятельности общества. Так, в области экономики Правительство осуществляет регулирование экономических процессов; в сфере бюджета и финансов Правительство разрабатывает и обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д.; в социальной сфере Правительство РФ принимает меры к реализации трудовых прав граждан; обеспечивает проведение единой социальной политики; в области науки, культуры и образования федеральное Правительство разрабатывает и осуществляет политику государственной поддержки развития науки, культуры, образования; в области природопользования и охраны окружающей среды Правительство РФ организует деятельность по рациональному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов; в области укрепления законности и правопорядка Правительство участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законнос- ти, прав и свобод граждан, охране собственности; в области обороны и государственной безопасности Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны страны и др.

-Правительство обладает правом законодательной инициативы. В качестве законотворческой прерогативы Правительства

РФ установлена подготовка им законопроекта о федеральном бюджете.

Полномочия Правительства России реализуются посредством его актов — постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнении Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов главы государства. Правительство РФ обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации.

К органам государственной власти относятся суды, призванные осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственно-властной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права, Правосудие отличается рядом специфических признаков, состоящих в том, чтагоно осуществляется от имени государства специальными государственными органами — судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Вопросам организации судебной власти в РФ посвящена глава 7 Конституции РФ. Одним из важнейших принципов правосудия в РФ является осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ). Это означает, что в России нет и не может быть никаких иных, кроме судов, государственных или других органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

Принцип осуществления правосудия только судом — важнейшая гарантия обеспечения законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Он находит свое выражение и в установлении в Конституции РФ (ст. 118) рамок осуществления судебной власти, реализующейся посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая установлена Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

^Носителями судебной власти в России являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочия-

ми осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.^ ,

Согласно федеральной Конституции (ст. 119),/судьями могут быть российские граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120). Судьи несменяемы (ст. 121), что является существенной гарантией независимости судьи, а также неприкосновенна (ст. 122).

) Конституционный Суд РФ, согласно ст. 125 Конституции РФ и Федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат парламента, Правительства РФ; конституций республик; уставов, законов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между субъектами РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный Суд осуществляет толкование Конституции РФ. Полномочия Конституционного Суда РФ реализуются посредством принятия актов — постановлений, определений и заключений.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснение по вопросам судебной практики. К компетенции Верховного Суда отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В области арбитражного правосудия функционируют Высший Арбитражный Суд РФ и соответствующие арбитражные суды, что предусмотрено ст. 127 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Прокуратура Российской Федерации — централизованная система государственных органов, призванных обнаруживать и принимать меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили (законодательной, исполнительной, судебной власти). Без соблюдения законности не может быть сильной, эффективно выполняющей свои задачи государственной власти.

Статус прокуратуры РФ регулируется ст. 129 Конституции РФ. Хотя данная статья включена в главу «Судебная власть», это не делает прокуратуру субъектом именно этой ветви власти в силу действия ст. 118 Конституции РФ. Конкретизация конституционных положений осуществлена в Федеральном законе от 17 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

Прокуратура осуществляет надзорные (надзор за исполнением законов федеральными министерствами и государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; надзор за исполнением законов судебными приставами) и ненадзорные (уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участвует в рассмотрении дел судами, представляя интересы государства и поддерживая государственное обвинение) функции.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

В соответствии с ч. 2 ст. 129 Конституции РФ Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность сроком на 5 лет и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Если предложенная Президентом кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого большинства голосов, то Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. В Генеральной прокуратуре образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора — Главным военным прокурором.

Ррокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъектов Федерации, определяемыми самими этими субъектами. Эти прокуроры подчиняются непосредственно Генеральному прокурору РФ, ему подотчетны и могут быть освобождены им от занимаемой должности.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Поскольку Россия является федерацией, то Конституцией РФ установлено, что государственную власть в субъектах РОССИЙСКОЙ Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом (ч. 1 ст. 77). Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» называет следующие: государственная и территориальная целостность РФ; распространение суверенитета РФ на всю ее территорию; верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории страны; единство системы государственной власти; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации; самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Федерации принадлежащих им полномочий; самостоятельное осуществле-ние своих полномочий органами местного самоуправления.