273 фз статья 81

Приказ Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. N 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. N 670
«О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

18 января 2016 г.

В соответствии со статьей 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. I), ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30 (ч. I), ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2930, 2933; N 26 (ч. I), ст. 3388; N 30 (ч. I), ст. 4263), Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3538; 2005, N 38, ст. 3799; 2006, N 17 (ч. II), ст. 1819; 2007, N 20, ст. 2391; N 27, ст. 3255; N 46, ст. 5565; 2008, N 31, ст. 3705; N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5430, 5431; 2009, N 21, ст. 2550; N 36, ст. 4311; 2010, N 20, ст. 2435; N 28, ст. 3656; N 35, ст. 4530; 2011, N 1, ст. 191; N 2, ст. 267; N 15, ст. 2082; N 17, ст. 2356; N 24, ст. 3405; N 28, ст. 4170; N 31, ст. 4708; N 33, ст. 4924; N 48, ст. 6877; 2012, N 10, ст. 1194; N 29, ст. 4074; N 53 (ч. II), ст. 7857; 2013, N 26, ст. 3314; N 30 (ч. II), ст. 4085; N 52 (ч. II), ст. 7137; 2014, N 5, ст. 481; N 7, ст. 671; N 24, ст. 3077), приказываю:

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны государства в федеральных государственных военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему приказу);

Особенности организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны государства, а также деятельности федеральных государственных военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации (приложение N 2 к настоящему приказу);

Порядок отчисления из федеральных государственных военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации, порядок восстановления в таких организациях, порядок перевода обучающихся из одной федеральной государственной военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации в другую такую организацию (приложение N 3 к настоящему приказу).

2. Признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации:

от 12 марта 2003 г. N 80 «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 апреля 2003 г., регистрационный N 4388);

от 16 июня 2005 г. N 247 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 г. N 80» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 июля 2005 г., регистрационный N 6797);

от 27 января 2010 г. N 42 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 г. N 80» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 марта 2010 г., регистрационный N 16617).

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря — заместителя Министра обороны Российской Федерации.

Министр обороны Российской Федерации
генерал армии

273 фз статья 81

Комментарий к статье 81

Предметом комментируемой статьи являются особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Подготовка кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка осуществляется в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении:

— Генеральной прокуратуры РФ;

— Следственного комитета РФ (СК России);

— Службы внешней разведки РФ (СВР России);

— Федеральной службы безопасности (ФСБ Росcии);

— Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России);

— Министерства обороны РФ (Минобороны России);

— Министерства внутренних дел РФ (МВД России);

— Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России);

— Федеральной службы охраны РФ (ФСО России);

— Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России).

В упомянутых федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, подготовка кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка осуществляется путем реализации:

основных профессиональных образовательных программ;

дополнительных профессиональных образовательных программ;

основных программ профессионального обучения.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, разрабатываются на основе:

а) требований, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (lexgeneralis);

б) квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации (lexspecialis) .

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, реализуемым в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, устанавливается соответствующим федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации. Так, Приказом Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»»[1] утверждены:

— Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны государства в федеральных государственных военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации;

Порядок отчисления из федеральных государственных военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации, порядок восстановления в таких организациях, порядок перевода обучающихся из одной федеральной государственной военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации в другую такую организацию.

Приказом СК России от 11 мая 2016 г. № 39 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего образования «Академия Следственного комитета Российской Федерации»[2].

Федеральный государственный орган, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, разрабатывает и утверждает примерные основные программы профессионального обучения, примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка (ч. 3 комментируемой статьи).

Спецификой рассматриваемой сферы образовательной деятельности является ее тесное соприкосновение со сферой, охраняемой законодательством о государственной тайне. В этой связи законодатель устанавливает (ч. 4 комментируемой статьи), что реализация профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, предусматривающих в период их освоения доведение до обучающихся сведений, составляющих государственную тайну, использование в учебных целях секретных образцов вооружения, военной и специальной техники, их комплектующих изделий, специальных материалов и веществ, допускается при создании условий и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне (Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»[3]) и соответствующих нормативных правовых актов федеральных государственных органов, в ведении которых находятся образовательные организации, реализующие соответствующие образовательные программы.

Особые правила существуют и в отношении управления федеральной государственной образовательной организацией, находящейся в ведении упомянутых федеральных государственных органов. Управление этими организациями осуществляется в соответствии с федеральными законами, а также общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ и нормативными правовыми актами федерального государственного органа, в ведении которого находится соответствующая образовательная организация.

В федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении упомянутых федеральных государственных органов, к числу обучающихся относятся:

Адъюнкт — военнослужащий офицерского состава, готовящийся к научной или научно-педагогической деятельности в адъюнктуре при высшем военно-учебном заведении или научно-исследовательском учреждении Вооруженных сил (МВД, ФСБ и т. д.). Адъюнктура является военным аналогом аспирантуры: она концентрирует основные усилия на защите адъюнктом диссертации на соискание ученой степени кандидата наук[4].

Слушатели это офицеры (лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава), обучающиеся в федеральной государственной образовательной организации, находящейся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти. По решению федерального государственного органа, в ведении которого находится соответствующая образовательная организация, к категории слушателей могут быть отнесены военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров, а также сотрудники из числа лиц рядового состава и младшего начальствующего состава (ч. 7 комментируемой статьи).

Курсантами являются военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров, и сотрудники из числа лиц рядового состава и младшего начальствующего состава (ч.8 комментируемой статьи).

Вышеупомянутые федеральные государственные органы могут издавать нормативные правовые акты, в которых будут установлены особенности реализации прав в сфере образования обучающихся, педагогических работников, занимающих должности федеральной государственной службы (в том числе военной службы или иной приравненной к ней службы, службы в органах внутренних дел) в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении упомянутых федеральных государственных органов. Так, Приказом СК России от 7 ноября 2013 г. № 72[5] были установлены доплаты за ученые степени и ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск педагогическим работникам, замещающим штатные должности в федеральном государственном казенном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации».

Минобороны России, ФСБ России, МВД России и другие указанные выше федеральные государственные органы наделены в соответствии с ч. 10 комментируемой статьи значительными нормотворческими полномочиями.

Во-первых, они устанавливают порядок и условия приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в их ведении. Например: Приказ Министра обороны РФ от 7 апреля 2015 г. № 185 «Об утверждении Порядка и условий приема в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации»[6], Приказ МЧС России от 25 мая 2015 г. № 257 «Об утверждении Порядка и условий приема на обучение в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре»[7], Приказ МВД России от 12 марта 2015 г. № 321 «Об утверждении Порядка и условий приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации»[8], Приказ ФСБ России от 20 мая 2014 г. № 277 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях приема граждан Российской Федерации в образовательные организации ФСБ России»[9] и т.д.

Особо оговаривается правомочие таких федеральных государственных органов принимать подзаконные нормативные правовые акты, в которых устанавливается перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме в такие организации, осуществляющие образовательную деятельность (как правило, одним из таких вступительных испытаний становится испытание по физической подготовке) (Приказ ФСО России от 6 февраля 2013 г. № 53 «О проведении дополнительного вступительного испытания в Государственном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации»[10], Приказ ФСКН России от 5 мая 2015 г. № 154 «Об установлении дополнительного вступительного испытания при приеме в федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский юридический институт Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков»»[11] и т. д.).

Во-вторых, вышеупомянутые федеральные государственные органы вправе через принятие соответствующих подзаконных нормативных правовых актов устанавливать порядок отчисления из федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении указанных органов, порядок восстановления в таких организациях, порядок перевода обучающихся из одной федеральной государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении указанных органов, в другую такую организацию. Например: Приказ СК России от 25 марта 2015 г. № 30 «Об утверждении Порядка отчисления из федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Академия Следственного комитета Российской Федерации» обучающихся по образовательным программам высшего образования и Порядка восстановления на обучение по образовательным программам высшего образования граждан Российской Федерации в федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего образования «Академия Следственного комитета Российской Федерации»»[12], Приказ МВД России от 7 июля 2014 г. № 568 «О порядке отчисления из федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России, порядке восстановления в таких организациях и порядке перевода обучающихся по основным профессиональным образовательным программам из одной федеральной государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении МВД России, в другую такую организацию»[13] и т. д.

В-третьих, они наделяются правом определять перечень информации о деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в их ведении, для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет», а также порядок размещения этой информации. Например: Приказ ФСБ России от 30 марта 2015 г. № 193 «Об утверждении Перечня информации о деятельности образовательных организаций ФСБ России для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте ФСБ России в сети «Интернет», и Порядка размещения информации о деятельности образовательных организаций ФСБ России в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте ФСБ России в сети «Интернет»»[14], Приказ СК России от 8 декабря 2014 г. № 107 «Об утверждении Перечня информации о деятельности образовательных организаций Следственного комитета Российской Федерации для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте Следственного комитета Российской Федерации в сети «Интернет», и порядка размещения указанной информации»[15], Приказ ФСИН России от 31 июля 2014 г. № 394 «Об утверждении Перечня информации о деятельности образовательных организаций ФСИН России для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте ФСИН России в сети «Интернет», и Порядка размещения указанной информации»[16] и т. д.

В-четвертых, они могут устанавливать в части, не противоречащей Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», особенности организации и осуществления образовательной, методической и научно-исследовательской деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении вышеперечисленных федеральных государственных органов. Например: Приказ Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»»[17], Приказ МВД России от 1 ноября 2005 г. № 879 «Об утверждении Положения о порядке осуществления военным образовательным учреждением высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации платной деятельности в области образования»[18], Приказ МВД России от 1 ноября 2005 г. № 880 «Об утверждении Инструкции по планированию и учету труда профессорско-преподавательского состава, расчету учебной, методической, научной нагрузки и объема учебной работы военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации»[19] и т. д.

[1] Российская газета, № 298, 30.12.2014.

[2] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 29. 18.07.2016.

[3]Российская газета, № 182, 21.09.1993.

[4] В СССР подобное понимание адъюнктуры сформировалось с 1938 г. До этого в Российской империи адъюнктом называли помощника профессора (академика) Петербургской академии наук.

Должность адъюнкта существовала до общего университетского устава 1863 г., когда должности адъюнктов были упразднены, а вместо них введены штатные доценты.

[5] Российская газета, № 9, 17.01.2014.

[6] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.05.2015.

[7] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.07.2015.

[8] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.04.2015.

[9] Российская газета, № 182, 14.08.2014.

[10] Российская газета, № 53, 13.03.2013.

[11] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.05.2015.

[12]Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.07.2015.

[13]Российская газета, № 196, 29.08.2014.

[14] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.05.2015.

[15] Российская газета, № 15, 28.01.2015.

[16] Российская газета, № 223, 01.10.2014.

[17] Российская газета, № 298, 30.12.2014.

[18] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 47, 21.11.2005.

[19] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 48, 28.11.2005.

Авторы:
Козырин А.Н., профессор, доктор юридических наук;
Трошкина Т.Н., доцент, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук;
Ялбулганов А.А., профессор, доктор юридических наук, профессор.

Комментарий по состоянию законодательства на 1 февраля 2017г.

Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 132-ФЗ в статью 81 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2018 г.

О гарантиях работникам при расторжении трудового договора по инициативе работодателя см. постановление Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2

Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 81 ТК РФ

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:

1) ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;

2) сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

4) смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера);

6) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:

а) прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);

б) появления работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации — работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника;

г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

д) установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

7) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ в пункт 7.1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

7.1) непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. Понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в настоящем Кодексе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;

8) совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

9) принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;

10) однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;

11) представления работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора;

Статья 81. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства

Статья 81 закона об Образовании в РФ. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка

1. Подготовка кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка осуществляется путем реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют функции:

1) по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны;

2) по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

3) по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, по содержанию лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, а также правоприменительные функции;

4) по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны;

6) по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

2. Основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 настоящей статьи, разрабатываются на основе требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников. Указанные квалификационные требования устанавливаются федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по указанным образовательным программам устанавливается соответствующим федеральным государственным органом, указанным в части 1 настоящей статьи.

3. Примерные основные программы профессионального обучения, примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование.

4. Реализация профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, предусматривающих в период их освоения доведение до обучающихся сведений, составляющих государственную тайну, и (или) использование в учебных целях секретных образцов вооружения, военной и специальной техники, их комплектующих изделий, специальных материалов и веществ, допускается при создании условий и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и нормативных правовых актов федеральных государственных органов, в ведении которых находятся образовательные организации, реализующие соответствующие образовательные программы.

5. Управление федеральной государственной образовательной организацией, находящейся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с федеральными законами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального государственного органа, в ведении которого находится соответствующая образовательная организация.

6. В федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 настоящей статьи, к числу обучающихся относятся адъюнкты, аспиранты, слушатели, курсанты и студенты.

7. Слушателями являются офицеры (лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава), обучающиеся в федеральной государственной образовательной организации, находящейся в ведении федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 1 настоящей статьи. К категории слушателей по решению федерального государственного органа, в ведении которого находится соответствующая образовательная организация, могут быть отнесены военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров, и сотрудники из числа лиц рядового состава и младшего начальствующего состава.

8. Курсантами являются военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров, и сотрудники из числа лиц рядового состава и младшего начальствующего состава.

9. Особенности реализации прав в сфере образования обучающихся, педагогических работников, занимающих должности федеральной государственной службы, в том числе военной службы или иной приравненной к ней службы, службы в органах внутренних дел, в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении указанных в части 1 настоящей статьи федеральных государственных органов, могут устанавливаться нормативными правовыми актами указанных органов.

10. Федеральные государственные органы, указанные в части 1 настоящей статьи:

1) устанавливают в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении указанных органов, в том числе перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме в такие организации;

2) устанавливают в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок отчисления из федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении указанных органов, порядок восстановления в таких организациях, порядок перевода обучающихся из одной федеральной государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении указанных органов, в другую такую организацию;

3) определяют перечень информации о деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении указанных органов, для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет», а также порядок размещения этой информации;

4) устанавливают в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, особенности организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении указанных органов.

Комментарий к Ст. 81 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку вопросы особенностей реализации образовательных программ и деятельности образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, нашли отражение впервые на уровне самостоятельной статьи.

Часть 1 комментируемой статьи построена своеобразным способом. Она не только в назывном порядке указывает отдельные органы исполнительной власти, осуществляющие функции, обозначенные в названии статьи, но и в виде закрытого перечня выделяет основные направления их деятельности, за которыми легко угадываются прямо не названные ведомства. Очевидно, это связано с тем, что выборы очередного Президента страны или на очередной срок кардинально меняют не только персональный состав руководителей, но и структуру органов исполнительной власти страны. Причём речь идёт не только о банальном переименовании государственных органов этой ветви власти, но и о передаче функций от одного органа другому или даже институтам гражданского общества и наоборот. Это серьёзная правовая, политическая, психологическая и любая другая проблема организации исполнительной власти в нашей стране. Однако она не относится к теме настоящего комментария. Поэтому его авторы понимают свою задачу иначе: угадать за названными в комментируемой норме функциями и назвать эти органы исполнительной власти в соответствии с наименованиями, данными им в Указе Президента России от 21.05.2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».*(127)

Итак, речь идёт о Министерстве обороны Российской Федерации; Министерстве внутренних дел России и Федеральной миграционной службе; Федеральной службе исполнения наказания и Службе судебных приставов; Федеральной службе охраны; Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков; а также Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственном комитете Российской Федерации; Службе внешней разведки Российской Федерации; Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

Но и в этом случае перечень органов исполнительной власти, имеющих свои ведомственные образовательные учреждения, будет неполным, поскольку в нём не названы МИД России, МЧС России и некоторые другие органы исполнительной власти, что приведёт к неизбежным коллизиям в процессе исполнения предписаний комментируемого Закона.

Так или иначе, все перечисленные и не перечисленные ведомства осуществляют подготовку кадров, как следует из комментируемой части ст. 81 Закона, путём реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ профессионального обучения в федеральных государственных организациях, находящихся в их ведении. Причём по форме организации это могут быть самые разнообразные образовательные организации от кадетских и суворовских училищ до высших и поствузовских организаций, например МГИМО(У) МИД России, Академии Генерального штабы и т.п. В любом случае, их объединяет ведомственное подчинение, отраслевое финансирование, специальные программы подготовки кадров, особые средства обучения и воспитания (подробнее см. комментарий к п. 26 ст. 2 Закона Об образовании России), а также общий порядок лицензирования и аккредитации, установленный комментируемым Законом (подробнее см. комментарий к ст. 91, 92).

Часть 2 комментируемой статьи устанавливает одну принципиальную особенность рассматриваемого типа образовательных учреждений: их двойное подчинение в методической области. Иными словами, основные образовательные программы, реализуемые в названных организациях, разрабатываются на основании требований, предусмотренных настоящим Законом, с учётом ведомственных квалификационных требований к профессиональной подготовке выпускников. В настоящий момент на официальном сайте Министерства образования и науки опубликован проект Приказа «Об утверждении перечня специальностей среднего профессионального образования по подготовке специалист в сфере обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоёмкого производства в федеральных государственных профессиональных образовательных организациях.*(128) Очевидно, такой же приказ со временем будет подготовлен и в отношении образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Согласно части 3 комментируемой статьи примерные программы профессионального обучения, а также дополнительные программы разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, «в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование». Очевидно, Министерство образования и науки России не допускается к утверждению этих программ из тех соображений, что они содержат вопросы государственной тайны (подробнее см. комментарий к ч. 4 настоящей статьи). Однако, на наш взгляд, отсутствие предварительного согласования с названным Министерством должно создавать неизбежные трудности при государственном лицензировании и аккредитации названных образовательных организаций.

Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что определение порядка защиты вопросов государственной тайны, использования секретных образцов вооружения, техники, материалов и веществ при освоении обучаемыми образовательных программ возлагается на соответствующее ведомство, которому это учреждение подчинено. Проект приказа Постановления Правительства России «Об установлении Требований к осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, реализующих образовательные программы, содержание сведения составляющие государственную тайну» опубликован на официальном сайте Министерства образования и науки России*(129).

Также ведомство, в чьём подчинении находится образовательное учреждение, осуществляет управление им в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными нормативными правовыми актами (часть комментируемой статьи).

Часть 6 комментируемой статьи устанавливает специальные наименования обучаемых в ведомственных учебных заведений: «адъюнкты, аспиранты, слушатели, курсанты и студенты».

Последующие части 7-8 комментируемой статьи разъясняют отдельные наименования, перечисленные в части 6 статьи.

Слушатели — это офицеры, проходящие переподготовку и послевузовское обучение в ведомственных учебных заведениях.

Курсанты — военнослужащие (лица, принёсшие присягу) не имеющие воинских званий офицеров.

Часть 9 комментируемой статьи позволяет перечисленным в части 1 настоящей статьи ведомствам принимать локальные нормативные правовые акты, регламентирующие особенности взаимоотношений между обучаемыми, педагогическими работниками и ведомственной образовательной организацией.

Завершающая часть 10 комментируемой статьи устанавливает ряд полномочий, перечисленных в части 1 настоящей статьи организаций по отношению к ведомственным образовательным организациям и обучаемым в них лицам: установление правил и условий приёма в них;

определение порядка отчисления, перевода и восстановления обучаемых;

определение перечня открытой информации. Норма прямо противоречит Федеральному закону от 21.07.1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» и вытекающим из него Указам Президента Российской Федерации;

установление порядка осуществления образовательной, методической и научно-исследовательской деятельности, в части, не противоречащей комментируемому Закону.