346 2 нк рф

Статья 346.2. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном настоящей главой.

2. В целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются:

1) организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, составляет не менее 70 процентов;

2) организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям, признаваемым таковыми в целях настоящей главы, которые относятся в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции, в том числе:

услуги в области растениеводства в части подготовки полей, посева сельскохозяйственных культур, возделывания и выращивания сельскохозяйственных культур, опрыскивания сельскохозяйственных культур, обрезки фруктовых деревьев и виноградной лозы, пересаживания риса, рассаживания свеклы, уборки урожая, обработки семян до посева (посадки);

услуги в области животноводства в части обследования состояния стада, перегонки скота, выпаса скота, выбраковки сельскохозяйственной птицы, содержания сельскохозяйственных животных и ухода за ними.

В общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по оказанию услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям, доля дохода от реализации перечисленных в настоящем подпункте услуг должна составлять не менее 70 процентов;

3) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.

2.1. В целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются:

1) градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта и которые удовлетворяют условиям, установленным абзацами третьим и четвертым подпункта 2 настоящего пункта;

1.1) сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы), которые удовлетворяют условиям, установленным абзацами третьим и четвертым подпункта 2 настоящего пункта;

2) рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении ими следующих условий:

если средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не превышает за налоговый период 300 человек;

если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70 процентов;

если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).

2.2. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства или из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, и доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в общем доходе от реализации произведенной ими продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства или из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов определяются исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и первичную переработку сельскохозяйственной продукции и общей суммы расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья.

3. В целях настоящего Кодекса к сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности. При этом применительно к сельскохозяйственным товаропроизводителям, указанным в пункте 2.1 настоящей статьи, к сельскохозяйственной продукции относятся также уловы водных биологических ресурсов, рыбная и иная продукция из водных биологических ресурсов, которые указаны в пунктах 4 и 5 статьи 333.3 настоящего Кодекса, уловы водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, рыбная и иная произведенная на судах рыбопромыслового флота продукция из водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

4. Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. На уплату единого сельскохозяйственного налога вправе перейти следующие сельскохозяйственные товаропроизводители при соблюдении ими следующих условий:

1) сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, указанных в подпунктах 2 — 4 настоящего пункта), если по итогам работы за календарный год, предшествующий календарному году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подает уведомление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, и (или) от оказания услуг, указанных в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, составляет не менее 70 процентов;

2) сельскохозяйственные товаропроизводители — сельскохозяйственные потребительские кооперативы, если по итогам работы за календарный год, предшествующий календарному году, в котором они подают уведомление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет не менее 70 процентов;

3) сельскохозяйственные товаропроизводители — рыбохозяйственные организации, являющиеся градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями, если они удовлетворяют следующим условиям:

если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий календарному году, в котором эти организации подают уведомление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них собственными силами рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет не менее 70 процентов;

если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера);

4) сельскохозяйственные товаропроизводители — рыбохозяйственные организации (за исключением организаций, указанных в подпункте 3 настоящего пункта) и индивидуальные предприниматели с начала следующего календарного года, если они удовлетворяют следующим условиям:

если средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за каждый из двух календарных лет, предшествующих календарному году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают уведомление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, не превышает 300 человек;

если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий календарному году, в котором подается уведомление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них собственными силами рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет не менее 70 процентов;

5) вновь созданные в текущем году организации (за исключением организаций, указанных в подпунктах 6 и 7 настоящего пункта) с начала следующего календарного года, если в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) по итогам последнего отчетного периода в текущем календарном году, определяемого в связи с применением иного налогового режима, доля дохода от реализации произведенной этими организациями сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов;

6) вновь созданные в текущем календарном году сельскохозяйственные потребительские кооперативы с начала следующего календарного года, если в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) за последний отчетный период в текущем календарном году, определяемый в связи с применением иного налогового режима, доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет не менее 70 процентов;

7) вновь созданные в текущем календарном году рыбохозяйственные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе подать уведомление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога с начала следующего календарного года при соблюдении ими следующих условий:

если по итогам последнего отчетного периода в текущем календарном году средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не превышает 300 человек (данная норма не распространяется на градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации);

если в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) за последний отчетный период в текущем календарном году, определяемый в связи с применением иного налогового режима, доля дохода от реализации выловленных ими рыбы и (или) объектов водных биологических ресурсов, включая продукцию их первичной переработки, произведенную собственными силами из выловленных ими рыбы и (или) объектов водных биологических ресурсов, составляет не менее 70 процентов;

если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера);

8) вновь зарегистрированные в текущем календарном году индивидуальные предприниматели (за исключением индивидуальных предпринимателей, указанных в подпункте 7 настоящего пункта) с начала следующего календарного года, если за период до 1 октября текущего года в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) в связи с осуществлением предпринимательской деятельности таких индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.

В целях настоящего пункта доходы от реализации определяются в порядке, предусмотренном статьями 248 и 249 настоящего Кодекса, доходы, указанные в статье 251 настоящего Кодекса, не учитываются.

6. Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:

1) утратил силу с 1 января 2009 г.;

2) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

3) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;

4) казенные, бюджетные и автономные учреждения.

7. Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения, установленные пунктом 5 настоящей статьи, по объему дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и по объему дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов, определяются исходя из всех осуществляемых этими организациями и индивидуальными предпринимателями видов деятельности.

При этом в отношении реализации налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства или произведенной ими сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данных кооперативов, через свои магазины, торговые точки, столовые и полевые кухни система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса не применяется.

Комментарий к Ст. 346.2 НК РФ

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются: а) организации и индивидуальные предприниматели:

— производящие сельскохозяйственную продукцию;

— осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию.

При этом должно соблюдаться условие, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%;

б) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые),

снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Для них установлено условие — доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов должна составлять в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%.

При этом согласно п. 5 ст. 346.2 НК РФ в целях применения единого сельскохозяйственного налога доходы от реализации определяются в порядке, предусмотренном ст. ст. 248 и 249 НК РФ, а доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, не учитываются.

Статьей 249 НК РФ определено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме.

Согласно п. 3 ст. 38 НК РФ товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Исходя из этого в целях применения ЕСХН выручка от реализации, например основных средств, принадлежащих организации, должна быть включена в полном размере в общий объем доходов от реализации товаров (работ, услуг) для расчета вышеуказанной доли доходов от реализации сельскохозяйственной продукции. При этом в состав доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции сумма выручки от реализации основных средств, принадлежащих организации, не включается (Письмо Минфина России от 18 января 2013 г. N 03-11-11/7).

Таким образом, в целях ст. 346.2 НК РФ необходимо выполнение двух условий:

а) сельскохозяйственная продукция должна быть произведена налогоплательщиком. Понятие

сельскохозяйственной продукции дано в п. 3 ст. 346.2 НК РФ;

б) доля дохода от реализации произведенной ею сельскохозяйственной продукции, включая

продукцию ее первичной переработки, произведенную ею из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять не менее 70 процентов в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг).

Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 346.2 НК РФ).

К продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, относится сельскохозяйственная продукция (продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства, уловы водных биологических ресурсов, рыбная и иная продукция из водных биологических ресурсов, которые указаны в п. 3 ст. 346.2 части второй НК РФ, и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов)), прошедшая технологические операции переработки для сохранения ее качества и обеспечения длительного хранения, используемая в виде сырья в последующей (промышленной) переработке продукции или реализуемая без последующей промышленной переработки потребителям (Постановление Правительства РФ от 25 июля 2006 г. N 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства»).

Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. N 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства» утверждены:

— Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции;

— Перечень продукции, относимой к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства.

Таким образом, налогоплательщики, самостоятельно не производящие сельскохозяйственную продукцию, а лишь осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку из сельскохозяйственного сырья несобственного производства (вне зависимости от доли дохода от реализации такой продукции в общем объеме полученных ими доходов от реализации товаров (работ, услуг)), не являются сельскохозяйственными товаропроизводителями в смысле гл. 26.1 НК РФ. Данный вывод подтверждает и судебная практика, в частности Постановление ФАС Поволжского округа от 20 июня 2011 г. по делу N А65-24782/2008 (Письмо Минфина России от 4 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/620).

Также согласно п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ в целях гл. 26.1 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются:

1) градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта и которые удовлетворяют условиям, установленным абз. 3 и 4 пп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ;

1.1) сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы), которые удовлетворяют условиям, установленным абз. 3 и 4 пп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ;

2) рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении ими следующих условий:

если средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным

органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не превышает за налоговый период 300 человек; если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%; если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на

праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).

Также понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя было установлено и в ст. 2.1 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее в настоящей главе — Закон N 110-ФЗ).

В целях ст. 2.1 Закона N 110-ФЗ под сельскохозяйственными товаропроизводителями по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, понимались сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным п. 2 и пп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 гл. 26.1 НК РФ.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, в 2004 — 2012 гг. была установлена ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0%.

Однако ст. 2.1 утратила силу с 1 января 2013 г. в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 161-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

В настоящее время для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным п. 2 ст. 346.2 НК РФ, и рыбохозяйственных организаций, отвечающих критериям, предусмотренным п. 2 и пп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ, налоговая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0% (п. 1.3 ст. 284 НК РФ). С 2013 г. они могут применять ее на постоянной основе.

Новая редакция Налогового Кодекса РФ с изменениями на 2018 год

Законодательно закреплены не только права человека и гражданина, но и его прямые обязанности. Одной из основных таких обязанностей является уплата налогов. Причем, в структуре законов о налогообложении есть главный – Налоговый кодекс РФ.

Законом определен круг лиц, которые обязаны уплачивать налоговые платежи. Эта обязанность порождается приобретением имущества, дохода, права и т.д. у лиц, которые должны внести платеж в пользу государства в установленном размере. Однако НК РФ действует не только с целью наложение обязательства уплачивать налоги, но и для защиты прав и интересов плательщиков.

Таким образом, новая редакция Налогового кодекса России содержит все нормы и правила налогообложения, нюансы самой процедуры уплаты налога, правила решения споров между сторонами правоотношения, образовавшегося в налоговой сфере и т.д.

В самом НК РФ 2018 определены принципы, в соответствии с которыми он функционирует:

  • налоги универсальны для всех с точки зрения разницы религиозных взглядов, пола, расы и т.д.;
  • недопустимо установление налогов при отсутствующих на то основаниях;
  • ставки и размер налога должны быть не только объективными и соответствующими законам, но и исчисляться с учетом фактической платежеспособностью конкретного лица.

Кто и зачем обязан знать положения кодекса?

Независимо от социального и финансового статуса знать общие положения Налогового кодекса РФ должны абсолютно все. Это обусловлено тем, что так или иначе человек участвует в налоговых отношениях. Такая обязанность возникает у него с приобретением особого статуса, выходом на работу, обретением дохода или имущества.

Способов приобретения обязанности уплаты налога множество, и каждая должна быть знакома налогоплательщику.

Чтобы найти ответы на многочисленные вопросы, достаточно заглянуть в НК РФ, там можно точно и однозначно определить:

  • когда и на каком основании возникла обязанность платить налог;
  • в каком размере нужно его платить;
  • как верно подготовить документы;
  • имеются ли послабления и льготы и т.д.

Только знания кодекса могут позволить налогоплательщику не ошибиться в исчислении налога и определении обязанности его уплаты.

В итоге, Налоговый кодекс РФ 2018 – опора для каждого налогоплательщика в определении возникновения, изменения или прекращения установленной законодательно обязанности уплаты налога. Именно в этом законодательном акте содержатся все нормы, регулирующие и контролирующие налоговые отношения.

Состав и структура НК РФ

В новой редакции НК РФ разделение происходит на 2 основные части:

  • как и во многих других нормативно-правовых актах первая часть – общая. Из этой части можно узнать об общих понятиях, терминах, принципах и правилах налогообложения. Здесь изложены нормы, предполагающие ответственность за пренебрежение законодательством, перечень мер воздействия на нарушителей. Из первой части также можно узнать о компетенции различных субъектов налоговых отношений, о правах и обязанностях всех без исключения участников налоговых отношений;
  • во второй части рассматриваются по отдельности и детально все виды налогов и сборов, допустимые и прямо установленные в РФ. Здесь же определен срок выплаты налогов, правила исчисления, льготы, специальные режимы и т.д.

Таким образом, новая редакция Налогового кодекса России состоит из двух частей, разбитых на главы и статьи, которые регулируют все сферы и области налогообложения.

Ст. 346 НК РФ (2017-2018): вопросы и ответы

Ст. 346 НК РФ: официальный текст

Ст. 346 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 346 НК РФ после вступления в силу федерального закона от 06.06.2003 № 65-ФЗ утратила свою силу. Эта статья разъясняла особенности начисления налога на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции. Теперь информация на эту тему содержится в главе 26.4 НК РФ, целиком посвященной спецрежиму, действующему для соглашений о разделе продукции.

Почему статья 346 НК РФ году вызывает вопросы?

Возникновение вопросов в связи со ст. 346 НК РФ объясняется достаточно просто. Дело в том, что в Налоговом кодексе существует 53 статьи с первым индексом 346 — от 346.1 до 346.53. Все они включены в раздел VIII.1 НК РФ и посвящены особенностям применения специальных налоговых режимов, таких как ЕСХН (гл. 26.1), УСН (гл. 26.2), ЕНВД (гл. 26.3), соглашений о разделе продукции (гл. 26.4), патентной системы (гл. 26.5).

О сравнительной характеристике спецрежимов читайте в этой статье.

В связи с широкой распространенностью применения упрощенной системы налогообложения у современных бухгалтеров и предпринимателей большинство имеющихся вопросов связано именно с этой налоговой системой. Давайте подробнее остановимся на самых массовых и интересных вопросах, связанных с определением доходной и расходной частей в учете на УСНО. Именно эти показатели напрямую влияют на величину налога при выбранной системе налогообложения.

Какие особенности определения доходов по ст. 346 15 НК РФ?

При упрощенке с любым из выбранных объектов обложения налогом крайне важно посчитать доходы. Ведь с таким объектом налогообложения, как доходная часть деятельности, сумма к уплате в бюджет определяется как суммарная величина всех перечисленных в п. 1 ст. 346.15 НК РФ поступлений, умноженная на ставку налога. При выбранном объекте «доходы минус расходы» также важно правильно подсчитать доходы, ведь их величина участвует в подсчете налогооблагаемой базы.

Итак, учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы — полный их перечень представлен в ст. 248 НК РФ.

Важным вопросом остается то, какие поступления не учитываются при определении налогооблагаемой базы.

Их всего 3 группы — они представлены в п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ. Особое внимание следует обратить на перечисленные в первом подпункте — их исчерпывающий список содержится в ст. 251 НК РФ.

Подробнее об этих доходах читайте здесь.

Разберем несколько практических примеров, с которыми могут сталкиваться налогоплательщики на УСН при определении размера своих доходов в целях налогообложения. Вот некоторые из часто встречающихся ситуаций:

Некоммерческая образовательная организация ООО «Ласточка» оказывает платные образовательные услуги. За прошедший год доход от оказания таких услуг составил 7 млн руб. Кроме того, организация выполнила условия, определенные грантодателем – физическим лицом для получения гранта на разработку программы обучения детей с ограниченными возможностями и получила грант в размере 5 млн руб.

Компания находится на упрощенной системе налогообложения «доходы». От какой суммы будет браться налог?

В соответствии с п. 1 ст. 346.18 НК РФ при определении налогооблагаемой базы следует посчитать все полученные ООО «Ласточка» доходы. При этом в п. 346.15 Кодекса четко указано, какие доходы учитываются при расчете налога.

Итак, доходы от оказания образовательных услуг в соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ (это доходы от продаж, которые перечислены в подп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ), следует целиком (7 млн руб.) отнести к объектам обложения налогом при упрощенке.

Что касается средств в объеме 5 млн руб., полученных на разработку программы обучения детей с ограниченными возможностями, они не могут не учитываться в составе доходов, которые следует учитывать при расчете налогооблагаемой базы при исчислении единого налога при выполнении определенных условий (п. 1.1 ст. 346.15, п. 14 ст. 251 НК РФ). Условия, позволяющие не учитывать полученный грант в доходах и предусмотренные п. 14 ст. 251 НК РФ, следующие:

  • грант должен быть получен от лиц, которые имеют право его представлять (физических лиц, некоммерческих организаций, иностранных и международных организаций и объединений, перечисленных в перечне, утвержденном Правительством РФ от 28.06.2008 № 485);
  • цели выдачи гранта — осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
  • грантодателем определены условия получения гранта, порядок и сроки отчета по нему;
  • получатель гранта должен организовать ведение раздельного учета дохода и расходов.

Если организация – получатель гранта соблюла все вышеперечисленные условия, она может не учитывать его в составе доходов, облагаемых единым налогом.

ООО «Суднуда» владеет 2 круизными теплоходами, регистрация которых была проведена по всем правилам (суда зарегистрированы в Международном реестре России). За последний отчетный период доход компании от перевозки пассажиров составил 10 000 000 руб. Судна совершали круизные туры из Санкт-Петербурга в портовые города Финляндии (Ханко, Турку, Хельсинки). Кроме того, компания обеспечивала питание пассажиров на борту и предоставляла кейтеринговые услуги. От этого вида деятельности доход составил 1 000 000 руб. за отчетный период. С какой суммы надлежит уплачивать налог, если компания находится на упрощенной системе налогообложения «доходы»?

В соответствии с подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при расчете объекта налогообложения «доходы» не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251. Услуги по перевозке пассажиров (п. 33 ст. 251 НК РФ) не могут быть отнесены к объекту налогообложения. А вот доходы, полученные от оказания услуг, в соответствии со ст. 248 учитываются при расчете налога (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

Это значит, что при расчете упрощенного налога следует учесть лишь доходы в размере 1 000 000 руб., которые получены от оказания услуг общепита и кейтеринга.

ООО «Альфа» сдает в аренду принадлежащее ему помещение за 50 000 руб. в месяц. Помимо арендной платы фирма получает от арендатора компенсацию коммунальных платежей. Какую сумму следует признавать доходом для налогообложения: только арендную плату или с учетом коммуналки, узнайте здесь.

Подробнее о расчете налога на упрощенке с объектом налогообложения «доходы» читайте в статье «Порядок расчета налога по УСН «доходы» в 2017-2018 (6%)»

Какие особенности определения расходов по ст. 346.16 НК РФ?

Для «упрощенцев», выбравших объект для расчета налога «доходы минус расходы», крайне важно проследить, имеют ли они право уменьшить базу налогообложения на сумму понесенных ими в ходе хозяйственной деятельности затрат. Дело в том, что список таких расходов, которые могут уменьшить базу налогообложения, а соответственно, и снизить сумму платежа в бюджет, является исчерпывающим и закрытым. Все эти расходы перечислены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Рассмотрим несколько наиболее часто встречающихся на практике ситуаций, чтобы более четко определить, какие именно расходы могут уменьшать налогооблагаемую базу, а какие — нет:

ООО «Агронафт», занимающееся продажей продуктов питания, получило за год доход в размере 40 000 000 руб. Компания выбрала УСН с объектом «уменьшенные на расходы доходы». За этот же период компания осуществила текущий ремонт торгового зала на сумму 200 000 руб. Кроме того, компания произвела реконструкцию офисного помещения, в результате чего его площадь увеличилась на 10 кв. м. За данные строительные работы был уплачен 1 000 000 руб. На какую сумму можно уменьшить налогооблагаемую базу при расчете налога?

За счет расходов, понесенных при выполнении текущего ремонта торгового помещения, можно уменьшить налогооблагаемую базу. Это допустимо в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Затраты на реконструкцию офисного помещения на сумму в 1 000 000 руб. могут уменьшить базу налогообложения при упрощенке в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Это значит, что база для обложения налогом, рассчитываемая как уменьшенные на расходы доходы, может быть сокращена на 1 200 000 руб. (1 000 000 + 200 000) за отчетный период.

ООО «Радуга» оформило подписку на журналы по бухучету и на газету объявлений на сумму 20 000 руб. Компания избрала для учета упрощенную систему налогообложения, учитывающую расходы. Можно ли уменьшить налогооблагаемую базу на 20 000 руб., потраченных на подписку?

При определении суммы налога к уплате объект налогообложения можно уменьшить лишь на перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ расходы. В связи с тем, что в этой статье не упомянуты расходы на подписку, то и уменьшить на ее стоимость полученные доходы нельзя.

ООО «Компас» избрало УСН с объектом «доходы», о чем было сообщено в уведомлении для местной ИФНС. За отчетный период компания понесла материальные расходы на приобретение сырья для производства на сумму 500 000 руб., а также отремонтировала арендованный автомобиль, за что было уплачено 10 000 руб. На какую сумму можно уменьшить облагаемую налогом базу?

В соответствии с п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики-упрощенцы могут уменьшить сумму полученных доходов на расходы при расчете базы для налогообложения. Однако компания избрала объектом налогообложения «доходы», а это значит, что в соответствии с п. 1 ст. 346.18 Кодекса при подсчете базы для налогообложения надлежит учитывать лишь выручку, полученную от реализации. При этом стоимость указанных расходов никак не повлияет на размер налога.

О том, всегда ли платится налог при УСН и какой может быть его минимальная сумма, читайте в материале «Как рассчитать минимальный налог при УСН в 2017-2018 годах?».

ООО «Канитель» за отчетный период получило 20 000 000 руб. от реализации книг. Компания избрала упрощенную налоговую систему с объектом обложения налогом «доходы, уменьшенные на расходы». За этот же период ООО «Канитель» понесло такие расходы:

  • оплата издательствам за закупку партии книг в размере 10 000 000 руб.;
  • расходы на рекламу в метро своей продукции — 20 000 руб.;
  • на канцелярию — 2 500 руб.;
  • на почтовую корреспонденцию и телефонную связь — 2 000 руб.;
  • зарплата с учетом отчислений во все фонды обязательного соцстрахования работников в размере 700 000 руб.;
  • командировочные агенту в размере 10 000 руб. для расчета за проезд и оплату жилья;
  • оплата за судебный сбор и юридические услуги по спорам в сумме 100 000 руб.;
  • ущерб от кражи из кассы магазина в сумме 20 000 руб.;
  • за установку и наладку пожарной сигнализации — 10 000 руб.;
  • на размещение объявлений о поиске кассира — 5 000 руб.

На какую сумму расходов можно уменьшить базу для обложения налогом?

Согласно п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщик на упрощенке сможет уменьшить налогооблагаемую базу только на перечисленные в указанном пункте расходы.

Теперь разберемся, на какие именно расходы можно уменьшить полученные доходы.

  • оплата издательствам за закупку партии книг относится к стоимости приобретенных для реализации товаров (подп. 23), значит, выручку от реализации книг в книжном магазине ООО «Канитель» можно уменьшить на 10 000 000 руб.;
  • расходы на рекламу своей продукции в метро можно отнести на рекламные расходы (подп. 20) — от доходов отнимаем 20 000 руб.;

Об особенностях учета рекламных расходов на упрощенке читайте в статье «Как учесть расходы на рекламу при УСН».

  • расходы на канцелярские товары — это еще минус 2 500 руб.;
  • расходы на почтовую корреспонденцию и телефонную связь — можем отнять от доходов 2 000 руб.;
  • выплата зарплаты и уплата отчислений во все фонды обязательного соцстрахования работников — можно уменьшить базу для налогообложения на 700 000 руб.;
  • оплата командировочных, которые были потрачены агентом на проезд к месту назначения и на оплату проживания в гостинице, — можно вычесть из доходов 10 000 руб.;
  • оплата судебных и юридических услуг по спорам с кредиторами — можно отнять от суммы доходов все 100 000 руб.;
  • ущерб от кражи из кассы магазина не относится ни к одному основанию из перечисленных во всех подпунктах п. 1 ст. 346.16 НК РФ, значит, на данную потерю налогооблагаемую сумму уменьшить нельзя (а если виновное в краже лицо будет осуждено и выплатит весь нанесенный ущерб, тогда эти 20 000 руб. потребуется отнести к внереализационным доходам и увеличить налогооблагаемую базу);
  • расходы на установку и наладку пожарной сигнализации относятся к действиям по обеспечению пожарной безопасности ООО «Канитель», а значит, можно уменьшать налогооблагаемую базу на 10 000 руб.;
  • расходы на размещение объявлений о поиске кассира нельзя отнести к расходам на рекламу, ведь компания в таких объявлениях не рекламирует свои товары, значит, на сумму в 5 000 руб. уменьшить налогооблагаемую базу нельзя.

Силантьев Г. Р. работает программистом в ООО «Ояж-Трейд» (налогоплательщик, избравший УСН с объектом налогообложения «уменьшенные на расходы доходы»). Компания разрабатывает программное обеспечение, которое продает своим клиентам. На создаваемые программы ООО «Ояж-Трейд» оформило патенты для защиты своих авторских прав. Сумма расходов составила 200 000 руб.

Кроме того, предприятие в отчетном периоде направляло Силантьева Г. Р. в рамках повышения квалификации на 2 семинара. Первый проводил институт, который имеет лицензию на оказание образовательных услуг и с которым был заключен договор, а ООО «Ояж-Трейд» издало приказ о направлении Силантьева Г. Р. на обучение в этот институт (10 000 руб.). Второй проводился в консультационном центре частным предпринимателем, специализирующимся на оказании консультационных услуг (2 000 руб.). Приказ о направлении Силантьева Г. Р. на обучение был издан, но ИП, оказывающий консультационные услуги, не оформил лицензию.

На какую сумму расходов можно уменьшить полученные доходы при расчете налога?

Расходы на оформление патента для индивидуализации своих интеллектуальных прав на разрабатываемое программное обеспечение учтены в подп. 2.2. п. 1 ст. 346.16 НК. Значит, полученную выручку от реализации собственного программного обеспечения можно уменьшить на 200 000 руб. при расчете налога.

Расходы на посещение семинаров могут уменьшить налогооблагаемую базу «упрощенца» лишь частично. Согласно подп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК затраты на обучение, организованное институтом, в размере 10 000 руб. можно вычесть из доходов, а вот 2 000 руб. — нет.

Подробнее о принимаемых при упрощенке расходах читайте в статье «Принимаемые расходы при УСН в 2017-2018 годах».

Ст. 346 НК РФ отменена, а вопросы относительно нее часто оказываются связаны с упрощенкой. Упрощенная система налогообложения очень популярна среди бизнесменов среднего и малого звена благодаря простоте налогового учета и сниженной налоговой нагрузке. Налогоплательщикам изначально важно определиться, какой объект налогообложения они выбирают — от этого напрямую зависит, какие расходы можно будет учесть при расчете налога и можно ли их учесть в принципе.