43 статья конституции рф комментарии

Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — «Проспект», 2010 г.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Содержание главы 2 Конституции РФ соответствует общепризнанному в международном праве перечню прав и свобод. Новым шагом в приближении норм отечественного законодательства общепризнанным международным стандартам в области прав человека стало вступление России в Совет Европы 15 января 1996 г. и принятие в числе прочих положения о необходимости ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, включая протокол N 6, касающийся отмены смертной казни в мирное время. Часть условий по вступлению в эту международную организацию Россия уже выполнила, часть — находится в стадии принятия, так как этот процесс требует пересмотра некоторых нормативно-правовых актов.

Следуя положению Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., о том, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства», Конституция РФ 1993 г. провозглашает, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Важно отметить, что Конституция признает права и свободы как основные, не предусматривая их деления на более или менее значимые. Тем самым подтверждается их равноценность.

В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством — института гражданства (статья 6 Конституции РФ). Там, где речь идет о правах человека, используются формулировки «каждый имеет право», «каждому гарантируется» и т.д., что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

Право на образование (ст. 43 Конституции России)

Право на образование занимает центральное место среди куль­турных прав человека. Без права на образование не могут быть в полной мере реализованы конституционное право на пользо­вание достижениями культуры, а также свобода культурного, на­учного и технического творчества.

Под образованием понимается целенаправленный процесс вос­питания и обучения в интересах человека, общества и государства. Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Конституция Российской Федерации гарантирует общедоступ­ность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего про­фессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях и предприятиях. При этом получение основного общего образования является обязательным. Родители или лица, их заменяю­щие, должны обеспечивать получение детьми основного общего об­разования.

Получение высшего профессионального образования может осу­ществляться бесплатно на конкурсной основе в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Следует отметить, что при неизменности конституционных норм система образования в настоящее время модернизируется.

Одним из элементов подобной модернизации является введение Единого государственного экзамена. Для системы высшего професси­онального образования также характерны определенные изменения, вызванные присоединением к Болонской декларации. Соответствую­щие изменения сводятся, в том числе к введению двухступенчатой системы обучения, включающей бакалавриат и магистратуру (4 года бакалавриата и 2 года магистратуры).

Основные законодательные акты:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный закон «О высшем и послевузов.

43 статья конституции рф комментарии

Статья 43. Каждый имеет право на образование
[Конституция] [Глава 2] [Статья 43]

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

1 комментарий к записи “Статья 43 Конституция РФ. Каждый имеет право на образование”

1. Право на образование — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека; оно создает предпосылку для развития как личности, так и общества. В настоящее время в демократических государствах право на образование в широком смысле включает обычно целый комплекс прав: право на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных и муниципальных школах и некоторых других образовательных учреждениях; общедоступность образования; право на выбор родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребенка; свобода преподавания; право на учреждение частных учебных заведений. Основные положения этих прав базируются на статье 26 Всеобщей декларации прав человека.

2. Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, основного школьного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, обязательность основного общего образования закреплены в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», нормами международного права. Все ограничения в осуществлении этого права могут быть установлены только законом. Под образованием в данном Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

3. Государственная политика в области образования основана на определенных принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.

4. Законом РФ «Об образовании» закреплены государственные гарантии прав граждан РФ в области образования. Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее — с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в т. ч. посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством РФ.

5. В части 5 статьи 27 Закона РФ «Об образовании» перечисляются образовательные уровни (образовательные цензы). Ими являются:

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование — бакалавриат;

6) высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура;

7) послевузовское профессиональное образование.

6. Основное общее образование обязательно для всех. Семейный кодекс в статье 63 устанавливает обязанность родителей обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования. Совершеннолетние граждане РФ имеют право на самостоятельный выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

7. Статья 7 Закона «Об образовании» закрепляет, что в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты. Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в десять лет. Конкурс объявляется Правительством РФ. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Статья 43 УК РФ. Понятие и цели наказания

Текущая редакция ст. 43 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Комментарий к статье 43 УК РФ

1. В ч.1 комментируемой статьи дается определение наказанию. Наказание — межотраслевой институт для уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права и может рассматриваться в разных аспектах.

Следует сказать, что уголовное наказание отличается от иных мер принуждения, например от наказания за административные правонарушения. Уголовное наказание отличается следующим:
— включает больше ограничений;
— назначается только за совершение преступлений;
— назначение влечет последствие в виде судимости.

Основные признаки уголовного наказания будут рассмотрены ниже.

Наказание — мера государственного принуждения. Его назначение и исполнение осуществляются вопреки воле осужденного, от имени государства. Носит публичный характер и выражает официальное порицание преступника и его деяния. Назначение и исполнение уголовного наказания являются исключительной прерогативой уполномоченных на то государственных органов.

Наказание — особая мера государственного принуждения, назначаемая только судом. Суд является единственным государственным органом, который постановляет обвинительный приговор и назначает уголовное наказание. Освобождение от наказания также осуществляется только судом (см. ч.1 ст. 49 и ч.1 ст. 118 Конституции РФ). Внесудебный порядок освобождения от наказания возможен только в силу актов амнистии или помилования (см. ст. 84 и 85 УК РФ соответственно и комментарии к ним).

Наказание имеет личный (индивидуальный) характер. Может применяться только к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и ни к кому другому.

Наказание заключается в лишении или ограничении прав и свобод виновного лица. Содержание наказания заключается в лишении субъекта предусмотренных уголовным законом каких-либо материальных или духовных благ или их ограничении.

К признакам наказания можно отнести и судимость (см. ст. 86 УК РФ и комментарий к ней). Однако судимость возникает и при условном осуждении (в период испытательного срока), а также у лиц, освобожденных от отбывания наказания.

2. В ч.2 комментируемой статьи перечислены цели наказания, а именно:
— восстановление социальной справедливости;
— исправление осужденного;
— предупреждение совершения новых преступлений.

Преступление есть деяние, которое отрицает справедливое устройство общественной жизни и дезорганизует ее. Назначая наказание виновному лицу, суд от имени государства принимает меры к восстановлению социальной справедливости. Восстановление социальной справедливости означает и возмещение ущерба применительно как к отдельному потерпевшему, так и к обществу в целом. Реализуя свое право наказать преступника и тем самым восстановить нарушенную им социальную справедливость, государство одновременно поддерживает авторитет уголовного закона и воспитывает уважение к нему.

Цель исправления осужденного предполагает нейтрализацию антиобщественных взглядов и установок осужденного, формирование у него уважительного отношения к человеку, обществу, труду, правилам человеческого общежития. Исправление осужденного реализуется путем исправительного воздействия на него и представляет собой вид воспитательного процесса. Он включает в себя комплекс разнообразных средств и методов их применения, основанием применения которых служат либо приговор суда, вступивший в законную силу, либо изменяющее его определение или постановление после их вступления в законную силу. Основные средства исправления осужденных определены в ч.2 ст. 9 УИК РФ. В полном объеме эти средства применяются только при исполнении лишения свободы. Однако и при применении, например, условного осуждения, цель наказания в виде исправления осужденного достигается уже фактом постановления обвинительного приговора, возложением на осужденного определенных обязанностей и ограничений, контролем со стороны соответствующих органов и др.

Цель предупреждения (превенции) совершения новых преступлений, как правило, подразделяют на две — специальное (частное) предупреждение (предупреждение преступлений со стороны осужденных) и общее предупреждение (со стороны иных лиц). Большинство граждан не склонны совершать преступления в силу своих убеждений. Однако постановление обвинительных приговоров и наказание лиц, совершивших преступления, обладает определенным сдерживающим фактором против совершения таких же деяний со стороны неустойчивых лиц, склонных к совершению преступлений.

О применении комментируемой статьи см. также п.1 постановления ВС РФ от 11.01.2007 N 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», определение КС РФ от 15.01.2009 N 283-О-О.

Консультации и комментарии юристов по ст 43 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 43 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях

1. Иностранные граждане и лица без гражданства (далее — иностранные граждане) имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. Иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе.

3. Иностранные граждане имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации (далее — квота), а также за счет средств физических лиц и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг.

4. Иностранные граждане, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации при условии соблюдения ими требований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

5. Обучение иностранных граждан по основным профессиональным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах квоты осуществляется с выплатой указанным иностранным гражданам государственных академических стипендий студентам или государственных стипендий аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам (в течение всего периода прохождения обучения вне зависимости от успехов в учебе) и предоставлением им жилых помещений в общежитиях на условиях, установленных для граждан Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

6. Порядок отбора иностранных граждан на обучение в пределах квоты, а также предъявляемые к ним требования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

7. Иностранные граждане, поступающие на обучение в пределах квоты, пользуются правом на обучение на подготовительных отделениях, подготовительных факультетах федеральных государственных образовательных организаций по дополнительным общеобразовательным программам, обеспечивающим подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с выплатой указанным гражданам стипендий (в течение всего периода прохождения обучения вне зависимости от успехов в учебе). Порядок и критерии отбора таких федеральных государственных образовательных организаций и их перечень определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Требования к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Комментарий к Ст. 78 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку ранее образовательные законы лишь содержали упоминание об обучении иностранных граждан в российских образовательных организациях, и эти вопросы регламентировались, в основном, на уровне подзаконных нормативных актов. Однако в рамках самостоятельной статьи соответствующие положения нашли отражение впервые.

Федеральный закон от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»*(121) наделяет иностранных граждан, пребывающих в Российской Федерации, правами наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 4) Таким образом, комментируемая статья и является частью того федерального закона, который устанавливает, в какой мере иностранные граждане и лица без гражданства, традиционно приравненные в нашей стране по объёму прав и свобод к иностранцам, обладают правом на образование. К содержанию последующих частей комментируемой статьи и отсылает читателя комментируемая норма.

Часть 2 комментируемой статьи более подробно, но воспроизводит ч. 2 ст. 43 Конституции России, гарантирующую каждому (в том числе — иностранцу) общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Хотя попутно необходимо отметить такой факт. Московские и другие общеобразовательные средние школы крупных городов вынуждены дополнительно обучать несовершеннолетних иностранных граждан русскому языку, в противном случае, те лишаются возможности успешно осваивать учебную программу средней школы. Естественно, это делается за счёт регионального и иных государственных и муниципальных бюджетов, поскольку брать за это плату с родителей не позволяет Конституция страны, а с работодателей родителей этих детей — юридически нереально.

Такая же проблема (обучения русскому языку) остро стоит и перед ВУЗами страны, обучающими иностранных студентов, например, перед РУДН, но этот вопрос решается за счёт направляющей стороны или самого обучаемого (подробнее см. комментарий к части 3 настоящей статьи).

Что касается остальных уровней образования: среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования, то в соответствии с частью 3 комментируемой статьи для его финансирования используются следующие источники:

а) бюджетные ассигнования федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации или местных бюджетов в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами (подробнее см. комментарий к ч. 4 настоящей статьи) или установленной Правительством квотой на образование иностранцев в России. Таким образом, в любом случае эти расходы подлежат компенсации в прямом виде в соответствии с международными договорами или в косвенной, — через квоту, устанавливающую взаимный обмен обучаемыми между российскими и иностранными образовательными учреждениями, или путём компенсации расходов в иной форме;

б) за счёт средств физических и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг.

Из части 4 комментируемой статьи следует, что особое внимание среди обучаемых иностранцев в нашей стране уделяется соотечественникам, проживающим за рубежом. Так, ст. 17 Федерального закона от 24.05.1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»,*(122) на которую прямо ссылается комментируемая норма, предусматривает ряд неконкретных, с юридической точки зрения, положений о поддержке, сотрудничестве, помощи, учёте интересов соотечественников в квоте и т.п. Однако обсуждаемые на весенней сессии 2013 г. в Думе поправки в Федеральный закон от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», касающиеся определения статуса соотечественников, могут привести к позитивному изменению комментируемой нормы ещё до вступления настоящего Закона в силу.

Часть 5 комментируемой статьи устанавливает ряд дополнительных прав и социальных гарантий для иностранцев, обучающихся в пределах квоты: обучение за счёт ассигнований федерального бюджета, выплату академических стипендий, в течении всего периода обучения вне зависимости от успехов в учёбе, предоставление мест в общежитии.

Порядок отбора иностранцев для обучения в пределах квоты в соответствии с часть 6 комментируемой статьи определяется Министерством образования и науки России. В настоящий момент проект такого Приказа опубликован на официальном сайте Министерства. В нём помимо всего прочего определён перечень документов, предоставляемых каждым кандидатом на поступление в ВУЗ Российской Федерации. Этим же проектом определено, что Россия ежегодно предоставляет преимущественное право на приём для обучения проживающих за рубежом иностранных граждан в пределах квоты, выделяемой Правительством России*(123).

Часть 7 комментируемой статьи особое внимание уделяет (подробнее см. комментарий к ч. 2 настоящей статьи) материальной и языковой поддержке иностранцев, обучаемых в нашей стране в пределах квоты. Более подробно прокомментировать эту норму можно будет после вступления в силу проекта Приказа Министерства образования и науки России, опубликованного на его официальном сайте *(124). Проект предполагает проведение открытого конкурсного отбора среди федеральных государственных образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. Условиями конкурса является наличие у образовательного учреждения опыта работы с иностранными студентами (наличие не менее 60 человек на дату проведения конкурса), необходимого количества преподавателей русского языка как иностранного, инфраструктуры для работы с иностранными студентами.

Что касается требований к освоению дополнительных общеобразовательных программ иностранцами, то их в соответствии с комментируемой нормой определяет Министерство образования и науки России своим подзаконным актом (часть 8 комментируемой статьи).

Комментарии к СТ 63 СК РФ

Статья 63 СК РФ. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Комментарий к статье 63 СК РФ:

1. За каждым ребенком признается право на всестороннее обеспечение его интересов родителями (п. 2 ст. 54 СК). В силу этого родители не только вправе, но и обязаны дать детям достойное воспитание, заботиться об их духовном, психическом и физическом здоровье. Эта право-обязанность не уменьшается и в том случае, когда родители живут раздельно, временно оставляют ребенка другим лицам (бабушке, няне и др.), отдают его в детский сад и т.д.

Родители, которые не заботятся о потомстве, прибегают в процессе «воспитания» к психическому или физическому насилию, злоупотребляют своими правами, могут быть привлечены к ответственности вплоть до уголовной (статья 156 УК РФ), а СК предусматривает такие специфические меры, как лишение, ограничение родительских прав (см. комментарий к ст. ст. 69, 73), а также отобрание ребенка в случае угрозы его жизни или здоровья (ст. 77).

2. Пункт 1 ст. 63 предусматривает преимущественное право родителей на воспитание ребенка. Исходя из этого они могут требовать его возврата от любого лица, удерживающего ребенка у себя не по закону или решению суда (см. комментарий к ст. 68).

3. Пункт 2 комментируемой статьи воспроизводит конституционную норму (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ) о том, что родители обеспечивают детям возможность получить основное общее образование (9 классов общеобразовательной школы).

В то же время СК определяет права родителей в этой сфере несколько иначе, чем Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (действует как специальный). Согласно ст. 10 этого Закона родители (с учетом мнения детей) могут выбрать:

Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797.

— форму обучения в нем и вне его (семейное образование; самообразование; экстернат). Затраты на образование ребенка в семье компенсируются родителям по соответствующим нормативам.