531 ук рф

Статья 53.1. Принудительные работы

1. Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.

2. Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются.

3. Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.

4. Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет.

5. Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до двадцати процентов.

6. В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.

7. Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.

Комментарий к Ст. 53.1 УК РФ

1. Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ введен новый вид наказания — принудительные работы. Данный вид наказания согласно Федеральному закону от 30.12.2012 N 307-ФЗ применяется с 1 января 2014 г., представляет собой альтернативу лишению свободы и назначается на срок от двух месяцев до пяти лет. Принудительные работы назначаются за совершение лицом преступлений небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые в случаях, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК. Если лицо имеет судимость за совершение преступления небольшой, средней тяжести либо тяжкого преступления, то данное обстоятельство препятствует назначению ему принудительных работ.

2. Если санкция статьи не предусматривает наказание в виде принудительных работы, однако суд, назначив лицу наказание в виде лишения свободы, придет к выводу о возможности его исправления без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, то суд в этом случае заменяет назначенное наказание в виде лишения свободы принудительными работами. Замена лишения свободы принудительными работами не допускается, если лицо имеет неснятую либо непогашенную судимость. В случае если срок назначенного лицу наказания превышает пять лет лишения свободы, то замена данного наказания принудительными работами не производится.

3. Содержание наказания в виде принудительных работ заключается в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Согласно ч. 7.1 ст. 16 УИК наказание в виде принудительных работ исполняется исправительными центрами, расположенными, как правило, в пределах территории субъекта РФ, в котором осужденные проживали или были осуждены. В случае невозможности их размещения осужденных в имеющихся исправительных центрах они направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта РФ, в котором имеются условия для их размещения. Каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров. Исходя из наличия рабочих мест, администрация исправительных центров привлекает осужденных к труду в организациях любой организационно-правовой формы с учетом пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и специальности осужденных. При этом осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы. Из заработной платы осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, и в пределах от 5 до 20%. Если в приговоре размер удержаний из заработной платы осужденного при назначении ему принудительных работ не определен, данное наказание считается не назначенным. При этом не имеет значения, назначалось ли лицу окончательное наказание по правилам ст. ст. 69, 70, 71 УК или нет.

4. В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ. При этом уклоняющимся от отбывания принудительных работ признается осужденный к принудительным работам: а) уклоняющийся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания; б) не прибывший к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок; в) не возвратившийся в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда; г) самовольно оставивший исправительный центр, место работы и (или) место проживания, определенные администрацией исправительного центра, на срок свыше 24 часов.

5. В ч. 7 ст. 53.1 УК указаны категории лиц, которым принудительные работы не назначаются: несовершеннолетние, лица, признанные инвалидами 1-й или 2-й группы, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, женщины, достигшие 55-летнего возраста, мужчины, достигшие 60-летнего возраста, а также военнослужащие.

Статья 531 ГК РФ. Исполнение государственного или муниципального контракта (действующая редакция)

1. В случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 — 522 настоящего Кодекса.

2. В случаях, когда поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется получателем, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится государственным или муниципальным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 531 ГК РФ

1. Правовое регулирование исполнения государственного или муниципального контракта зависит от того, кому осуществляется поставка товаров. Так, если поставка осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию другому получателю, исполнение государственного или муниципального контракта осуществляется в соответствии с общими положениями ГК РФ о поставке, то есть стороны оговаривают периоды поставки товаров, порядок поставки, способы доставки, оговаривают требования к количеству, качеству товара и т.д. В случае нарушения каких-либо оговоренных условий стороны вправе защитить свои права и предъявить общие требования по договору поставки.

Если поставка товаров осуществляется получателем, указанным в отгрузочной разнарядке, то оплату товаров производит государственный или муниципальный заказчик, так как ответственным перед поставщиком (исполнителем) за оплату товаров является именно он.

2. Судебная практика:

— Постановление ФАС Московского округа от 30.12.2008 N КГ-А40/12107-08;

— Постановление ФАС Московского округа от 09.03.2006 N КГ-А40/1397-06;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2009 N 11АП-9475/2009;

— Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.10.2013 N Ф01-10774/13 по делу N А11-1208/2012;

— Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.08.2014 N Ф10-2259/14 по делу N А23-1161/2013;

— Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.07.2013 N Ф04-2550/13 по делу N А46-28549/2012;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.05.2013 N Ф02-1674/13 по делу N А78-6395/2012;

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.03.2013 N Ф08-606/13 по делу N А61-2607/2011;

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.07.2012 N Ф03-2536/2012 по делу N А16-1327/2010;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.08.2010 по делу N А19-14560/09;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.07.2010 по делу N А19-19284/08;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 10.03.2010 по делу N А55-10559/2009.

Принудительные работы

Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в российскую систему наказаний был введен новый вид наказания – принудительные работы (ст. 531 УК РФ).

Согласно ст. 8 указанного Федерального закона положения о принудительных работах должны были применяться с 1 января 2013 г., однако введение в действие наказания отложено сначала до 1 января 2014 г., а потом – до 1 января 2017 г. (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ).

Введение нового вида наказания направлено на гуманизацию уголовного законодательства, а также в целях расширения возможности для суда назначать наказания, не связанные с лишением свободы. В ст. 531 УК РФ специально подчеркивается, что принудительные работы являются альтернативой лишения свободы.

Принудительные работы как вид наказания были известны советскому и дореволюционному российскому уголовному законодательству.

В дореволюционном российском законодательстве принудительные работы именовались каторжными работами. Впервые каторжные работы стали применяться в конце XVII в. на строительных работах в Азове. Впоследствии груд каторжан использовался при строительстве Петербурга, Оренбурга, для разработки месторождений соли, руды и т.п. Как справедливо отмечал профессор И. Я. Фойницкий, «каторга была у нас не только и даже не столько уголовным наказанием, сколько местом нужного правительству принудительного труда». Этого же мнения придерживался и профессор Н. С. Таганцев. Следует обратить внимание, что согласно русскому дореволюционному законодательству принудительные работы не выступали в качестве самостоятельного вида наказания, а были составным элементом каторги или ссылки.

Согласно принятой ст. 531 УК РФ принудительные работы как вид уголовного наказания заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами УИС. Принудительные работы применяются только как основное наказание и могут быть назначены на срок от двух месяцев до пяти лет.

При этом из заработной платы осужденного к принудительным работам в доход государства производятся удержания в пределах, определенных приговором суда, в размере от 5 до 20% заработной платы. Уголовный кодекс в ч. 5 ст. 531 устанавливает, что удерживаемые денежные средства направляются на счет соответствующего территориального органа УИС. Существование такого положения в уголовном законе нельзя признать удачным, так как, во-первых, по своему содержанию оно относится к порядку исполнения наказания и должно содержаться в УИК РФ, а во-вторых, УК РФ не содержит подобного указания в отношении исправительных работ, где, так же как и при принудительных работах, обязательно производится удержание части заработной платы осужденного в доход государства, а следовательно, нарушается единообразие законодательства в отношении однородных институтов.

Осужденные к принудительным работам должны отбывать наказание в специальных учреждениях – исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. Однако при отсутствии на территории субъекта РФ по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) осужденных в имеющихся исправительных центрах осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления УИС в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта РФ, в котором имеются условия для их размещения (привлечения к труду). Осужденные, которым принудительные работы назначены в порядке замены иного вида наказания, могут быть направлены по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления УИС для отбывания наказания в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта РФ.

За осужденными к принудительным работам администрацией исправительного центра осуществляется надзор и контроль, в том числе и с использованием аудиовизуальных, электронных и иных технических средств.

Осужденные к принудительным работам, согласно УИК РФ, обязаны постоянно находиться в пределах территории исправительного центра (за исключением случаев, предусмотренных УИК РФ, например, для работ вне территории исправительного центра). Осужденные должны проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях на территории исправительного центра. Осужденным запрещается покидать общежития в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра.

Вместе с тем осужденным к принудительным работам, которые не допускали нарушений правил внутреннего распорядка исправительных центров и отбыли не менее 1/3 срока наказания, по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр. Указанные осужденные обязаны являться в исправительный центр для регистрации четыре раза в месяц. Дни регистрации устанавливаются постановлением начальника исправительного центра.

Срок принудительных работ исчисляется со дня прибытия осужденного в исправительный центр.

В срок принудительных работ засчитываются время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения, время следования в исправительный центр под конвоем, а также время краткосрочных выездов, предоставляемых осужденному, из расчета один день содержания под стражей, один день следования в исправительный центр под конвоем, один день краткосрочного выезда за один день принудительных работ.

В срок принудительных работ не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или в исправительном центре свыше одних суток.

Важной особенностью принудительных работ является то, что они применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые. Это положение реализуется в соответствующих статьях Особенной части УК РФ, в санкциях которых предусмотрены принудительные работы как альтернатива лишению свободы.

Следует заметить, что возможная замена лишения свободы принудительными работами не зависит от категории совершенного преступления, и такая замена может быть совершена судом и за тяжкое и особо тяжкое преступление, что нельзя признать обоснованным и целесообразным. Единственное ограничение, предусмотренное законом, связано со сроком лишения свободы – при назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет замена его принудительными работами не допускается.

При этом Кодекс не поясняет, должен ли срок принудительных работ в случае его применения в порядке замены быть равным сроку назначенного наказания в виде лишения свободы или он может не зависеть от этого срока.

Однако с учетом положения ч. 6 ст. 531 УК РФ, где установлен расчет при замене принудительных работ лишением свободы – один день лишения свободы за один день принудительных работ, следует полагать, что и при замене лишения свободы принудительными работами суды должны исходить из расчета, что один день лишения свободы заменяется одним днем принудительных работ.

Принудительные работы не могут быть назначены несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим 55-летнего возраста, мужчинам, достигшим 60-летнего возраста, а также военнослужащим.

Изложенное выше показывает, что в принудительных работах соединены элементы исправительных работ (обязанность осужденного трудиться) и ограничения свободы. Представляется, что принудительные работы являются разновидностью такого вида наказания, как ограничение свободы.

Принудительные работы схожи с обязательными и исправительными работами тем, что все эти виды наказания воздействуют на осужденного трудом. Кроме того, общим у принудительных и обязательных работ является то, что часть заработной платы осужденного поступает в доход государства. Особенностью и отличительной чертой принудительных работ является содержание и проживание осужденных к этому виду наказания в специальных исправительных центрах.

Обнародованы замечания Верховного суда по третьему пакету президентских поправок в УК

Как ранее сообщалось, Президент РФ Дмитрий Медведев внес вчера в Госдуму третий пакет поправок в УК РФ, направленный на гуманизацию уголовного законодательства РФ. В пояснительной записке к документу, в частности отмечалось, что «при подготовке окончательной редакции законопроекта были учтены замечания, высказанные в официальном отзыве Верховного Суда РФ». Сегодня отзыв за подписью зампредседателя ВС Анатолия Петроченкова опубликован в материалах Госдумы, что позволяет ознакомиться с позицией высшего суда по дальнейшей либерализации Уголовного кодекса.

ВС отмечает, что «поддерживает в целом концепцию законопроекта» № 559740-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», но «считает возможным обратить внимание на следующее».

Так, в Общей части УК РФ предлагается внести изменения в статью 15, определяющую правила отнесения преступлений к различным категориям. В частности, предусматривается возможность суду изменить категорию преступления на менее тяжкую в случаях, когда имеются смягчающие наказание обстоятельства и отсутствуют обстоятельства, отягчающие наказание. При этом такое решение суда предлагается обусловить определенными пределами наказания, которое этот же суд назначил осужденному за совершение преступления. Таким образом, в проекте предложено новое правило, расширяющее пределы судейского усмотрения и имеющее весьма существенные юридические последствия для осужденного (например, при определении вида рецидива, вида исправительного учреждения, при исчислении срока погашения судимости, срока давности привлечения к уголовной ответственности, срока для применения условно-досрочного освобождения, при назначении наказания по совокупности преступлений и т.д.).

С учетом особенности (специфичности) предлагаемого института, обусловленной необходимостью переоценки судом обстоятельств дела, в том числе характера и степени общественной опасности деяния, а также общественной опасности виновного лица, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, новая редакция статьи 15 УК РФ не должна иметь обратной силы. В связи с этим в законопроекте следует предусмотреть соответствующий механизм применения данной нормы.

Законопроектом предусматривается новый вид наказания – принудительные работы (статья 53 1 УК РФ), которые заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.

Принудительные работы применяются в качестве замены назначенного наказания в виде лишения свободы (часть 1 статьи 53 УК РФ) и как альтернатива лишению свободы при назначении наказания (часть 3 статьи 53 УК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 531 УК РФ принудительные работы предусматриваются как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой и средней тяжести, а также за совершение впервые некоторых тяжких преступлений. Это положение законопроекта реализуется в соответствующих статьях Особенной части УК РФ, в санкциях которых предусмотрены принудительные работы как альтернатива лишению свободы.

В части 1 проектной статьи 53 1 УК РФ предусмотрено, что если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. Однако содержание этой нормы не отвечает критерию ясности и определенности, поскольку институт замены наказания существенно отличается от института назначения наказания.

По смыслу статьи 53 1 УК РФ можно сделать вывод, что действие части 1 этой нормы распространяется на случаи, когда санкция статьи Особенной части УК РФ не предусматривает возможности назначения наказания в виде принудительных работ. Однако в части 1 статьи 53′ УК РФ не установлены условия, обстоятельства, имеющие значение для замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами, такие как, например, категория преступления, срок назначенного наказания в виде лишения свободы. Также неясно, должен ли срок принудительных работ в случае его применения в порядке замены быть равным сроку назначенного наказания в виде лишения свободы или он может не зависеть от этого срока.

В связи с введением нового вида наказания Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации предлагается дополнить главой 8 1 «Исполнение наказания в виде принудительных работ», в которой, в частности, предусмотрено, что лица, осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу на свободе, а также осужденные, которым неотбытая часть лишения свободы заменена принудительными работами, следуют за счет государства к месту отбывания наказания самостоятельно.

В части 4 статьи 60 2 и части 2 статьи 60 17 УИК РФ в редакции законопроекта предлагается предусмотреть, что в случае уклонения от отбывания принудительных работ осужденный объявляется судом в розыск.

«Следует отметить, что принятие решения о розыске лица, уклоняющегося от отбывания наказания, не является мерой, необходимой для обеспечения судопроизводства, поскольку вступивший в законную силу приговор обращен судом к исполнению в порядке, предусмотренном главой 46 УПК РФ», — указывает ВС.

Розыск лиц, в том числе уклоняющихся от отбывания наказания, представляет собой комплекс оперативно-разыскных мероприятий. Так, в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возложена обязанность оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок (статья 12).

Например, розыск осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания наказания в виде обязательных работ, ограничения свободы, а также осужденного к исправительным работам объявляет уголовно-исполнительная инспекция (Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества и Инструкция по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, утвержденные Приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2009 г. № 142 и от 11 октября 2010 г. № 258 соответственно).

Из приведенных норм не усматривается, что для объявления в розыск лиц, уклоняющихся от уголовного наказания, требуется судебное решение. Необходимость принятия судебного решения по этому вопросу также не вытекает из действующих положений УПК РФ. Кроме этого, вопрос о розыске осужденного, уклоняющегося от отбывания наказания, не включен в предусмотренный статьей 397 УПК РФ перечень вопросов, подлежащих рассмотрению судом в связи с исполнением приговора.

В связи с вышеизложенным ВС полагает, что полномочия по объявлению розыска осужденного, уклоняющегося от отбывания принудительных работ, могут быть возложены на уголовно-исполнительную инспекцию.

Наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части в соответствии со статьей 55 УК РФ в действующей редакции устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет. С учетом общей направленности законопроекта на гуманизацию наказания, а также в связи с сокращением срока прохождения военной службы по призыву до 1 года, было бы целесообразно в рамках законопроекта рассмотреть вопрос о снижении наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части до 1 года.

Законопроектом предлагается дополнить статью 62 УК РФ частью 5 о сроке и размере наказания лица, уголовное дело в отношении которого рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 40 УПК РФ. Учитывая, что это правило назначения наказания обоснованно в соответствии с предметом правового регулирования перенесено из уголовно-процессуального закона в уголовный, следует исключить дублирующее его положение из части 7 статьи 316 УПК РФ, считает ВС.

Законопроект содержит предложение о дополнении УК РФ статьей 82′, предусматривающей новый вид отсрочки отбывания наказания. Осужденному, признанному больным наркоманией, за совершение впервые преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, частью первой статьи 231 и статьей 233 УК РФ, и изъявившему желание добровольно пройти лечение и медико-социальную реабилитацию от наркомании, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания лечения и медико-социальной реабилитации, но на срок не более пяти лет (часть первая статьи 82′ УК РФ в редакции законопроекта).

Согласно части третьей статьи 82 1 УК РФ, суд освобождает осужденного от отбывания наказания или оставшейся части наказания после прохождения лечения и медико-социальной реабилитации от наркомании и при наличии объективно подтвержденной ремиссии не менее пяти лет. Таким образом, освобождение осужденного от наказания фактически возможно только при условии назначения ему пятилетней отсрочки и начала ремиссии с первого дня лечения осужденного от наркомании.

В связи с дополнением УК РФ статьей 82 1 в законопроекте предусмотрено внесение изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. В проектной статье 178 1 УИК РФ устанавливается порядок исполнения отсрочки отбывания наказания осужденным, признанным в установленном порядке больным наркоманией, и контроль за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания.

Статья 178 УИК РФ предусматривает возможность распространения отсрочки отбывания наказания на больных наркоманией осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении. Эта категория лиц должна быть также учтена в статье 82 1 УК РФ. При этом необходимо устранить несоответствия, имеющиеся в проектных части 1 статьи 82′ УК РФ, части 1 статьи 178 1 УИК РФ и пункте 4 статьи 398 УПК РФ, обратив внимание, в частности, на различия в перечне лиц, к которым применима отсрочка исполнения приговора (в статье 82 1 УК РФ отсутствует указание о преступлении, предусмотренном статьей 228 2 УК РФ).

По мнению ВС, из законопроекта не ясно правовое положение лица, прошедшего лечение и реабилитацию. По общему правилу после истечения отсрочки суд обязан решить вопрос о дальнейшем порядке исполнения приговора (например, в соответствии с частью 3 статьи 82 УК РФ по достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста суд освобождает осужденного от отбывания наказания или оставшейся части наказания со снятием судимости либо заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания). В данном же случае из части 3 статьи 82 1 УК РФ в редакции законопроекта следует, что вопрос об освобождении осужденного, признанного больным наркоманией, от отбывания наказания или оставшейся части наказания решается судом после прохождения лечения и медико-социальной реабилитации и при наличии объективно подтвержденной ремиссии, длительность которой составляет не менее пяти лет. Таким образом, из законопроекта не ясен статус лица после истечения срока отсрочки отбывания наказания и до момента принятия судом в соответствии с частью 3 статьи 82 1 УК РФ решения об освобождении от отбывания наказания или его части.

Кроме этого, часть 8 статьи 178 1 УИК РФ предусматривает возможность замены оставшейся части наказания более мягким видом наказания, однако такая возможность не предусмотрена в материальной норме — части 3 статьи 82 1 УК РФ. Также в части 8 статьи 178 1 УИК РФ отсутствует указание на пятилетний срок ремиссии. Таким образом, положения части 3 статьи 82 1 УК РФ не согласуются с положениями части 8 статьи 178 1 УИК РФ.

Помимо этого, законопроект (в частности часть 8 статьи 178 1 УИК РФ) не предусматривает возможность освобождения от наказания либо замены наказания более мягким в случаях, когда осужденный не отбывал наказания.

Изложенные обстоятельства могут создать препятствия (трудности) для применения указанных норм на практике, предупреждает ВС.

Значительные редакционные изменения предполагается внести в статьи главы 28 УК РФ «Преступления в сфере компьютерной информации». При этом в примечании к статье 272 УК РФ дается понятие «компьютерная информация» — сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов независимо от средств их хранения, обработки и передачи.

Предложенный в примечании термин «электрические сигналы», на взгляд ВС, не вносит достаточной ясности в определение понятия и требует дополнительного пояснения.

«Проект федерального закона Верховным Судом Российской Федерации поддерживается, — заключает ВС. — При дальнейшей работе с законопроектом предлагается учесть высказанные замечания и предложения».

Разъяснение законодательства за июнь 2018 года

Особенности исполнения требований об удалении информации, распространяемой в сети Интернет

Федеральным законом от 23.04.2018 № 102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и статью 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» дополнен новой статьей 109.4 – «Особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица».

Указанная статья определяет, что в случае, если должник в течение срока, установленного для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, не удалил указанную информацию, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и постановление об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.

В течение одного рабочего дня с момента вынесения постановления судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, судебный пристав-исполнитель направляет такое постановление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

В соответствии с внесенными изменениями в ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица является основанием для включения источника, на котором размещены такие сведения, в реестр запрещенных сайтов.

О внесении изменений в законодательство по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма

04.05.2018 вступил в силу Федеральный закон от 23.04.2018 № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Указанный закон разработан в соответствии с Рекомендацией № 23 Международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), членом которого является Российская Федерация.

Поправками в федеральное законодательство введено понятие «личный кабинет» и установлен правовой режим его использования.

Личный кабинет – это информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом (Росфинмониторингом) и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом.

Помимо этого, Федеральным законом от 23.04.2018 № 112-ФЗ устанавливается обязанность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов при оказании аудиторских услуг уведомлять Росфинмониторинг о наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Постановлением Правительства расширены возможности регионов по созданию дополнительных мест в детских садах

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2018 № 507 внесены изменения в приложение №14(1) к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642, которыми актуализированы Правила предоставления и распределения из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования.

Установлено, что в соглашениях о предоставлении иного межбюджетного трансферта на создание дополнительных мест в детских дошкольных организациях, заключаемых между Минобрнауки России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, предусматривается, в том числе возможность направления средств трансферта на обеспечение создания не менее соответствующего количества дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет путем реализации любых мероприятий, предусмотренных региональными программами развития образования.

Ранее указанные средства могли направляться только на строительство зданий (пристроек к зданию), приобретение (выкуп) зданий (пристроек к зданию) и помещений дошкольных организаций, в отношении которых имеется типовая проектная документация из соответствующих реестров Минстроя России, а также на предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам для оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения в рамках реализации региональной программы.

Внесенные изменения позволят субъектам Российской Федерации в случае направления иных межбюджетных трансфертов на создание дополнительных мест для детей старше 3 лет в дошкольных организациях, обеспечить создание соответствующего количества дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет как путем строительства зданий (пристройки к зданию) дошкольных образовательных организаций и приобретения (выкупа) здания (пристройки к зданию) и помещения для реализации образовательных программ дошкольного образования, так и путем капитального ремонта, реконструкции, перепрофилирования, поддержки негосударственных форм дошкольного образования, развития вариативных форм дошкольного образования и реализации других мероприятий, предусмотренных региональными программами, в период действия соглашения за счет средств за счет средств бюджетов Российской Федерации субъекта (местного бюджета).

Документ вступил в силу с 06.05.2018г.

Об усилении мер в отношении лиц, уклоняющихся от наказания в виде принудительных работ

Федеральным законом от 23.04.2018 № 96-ФЗ внесены изменения в статью 531 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, которые направлены на обеспечение исполнения приговоров суда в отношении лиц, уклоняющихся от исполнения наказаний в виде принудительных работ.

Часть 6 статьи 531 Уголовного кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции, согласно которой в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ неотбытая часть наказания заменяется лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.

Ранее данная норма предусматривала замену принудительных работ лишением свободы только в случае уклонения осужденного от их отбывания.

Помимо этого, перечень вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора, содержащийся в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, дополнен вопросами:

— о замене принудительных работ лишением свободы в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий их отбывания;

— о заключении под стражу осужденного, скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы, либо осужденного к принудительным работам, уклонившегося от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания, или не прибывшего к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок.

Перечисленные изменения призваны повысить эффективность назначаемого судом наказания в виде принудительных работ и будут способствовать профилактике совершения осужденными повторных преступлений и правонарушений в период отбывания наказания.

Закреплен статус добровольцев (волонтеров) в России

Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» дополнен статьей 17.1 «Права и обязанности добровольца (волонтера)», определяя такие гарантии как:

— поддержка в форме предоставления питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья, или в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг;

— психологическая помощь, содействие в психологической реабилитации;

— возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.

Условия участия добровольца (волонтера) также могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который предусматривает возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.

Нововведения позволили государственным органам и органам местного самоуправления привлекать добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности, а также поощрять и награждать за добровольный труд в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ.

В силу статьи 17.5 названного Закона создана единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства), которая включает сведения о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях. На сайте в сети Интернет добровольцыроссии.рф каждый гражданин может зарегистрироваться добровольцем (волонтером).

О сносе самовольной постройки или признании на нее права

Признание права за истцом права собственности на самовольную постройку возможно в случае соблюдения ряда следующих условий:

— участок, на котором возведена постройка, принадлежит истцу на праве собственности, постоянного бессрочного пользования, аренды;

— постройка соответствует параметрам строительства, предусмотренным в документации по планировке территории и правилами землепользования и застройки (ПЗЗ);

— соблюдены все требования безопасности (строительные нормы, правила пожарной безопасности и др.), а также права других лиц.

Судебная практика по данному вопросу сформировала единообразную позицию судов всех инстанций.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», истец должен доказать, что принял необходимые меры для получения разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию.

Это дает застройщику, выполнившему указанные требования возможность признания права, поскольку само по себе отсутствие разрешения на строительство не может служить основанием для отказа в признании права собственности.

Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденный Президиумом ВС РФ от 19.03.2014, также уточнил, что право собственности на самовольную постройку невозможно признать, если застройщик никогда за разрешением на строительство не обращался.

Вопрос о достаточности мер, принятых для получения разрешений, в каждом конкретном случае оценивается судом индивидуально.

При рассмотрении дел, связанных с самовольным строительством и признанием права на самовольную постройку, необходимо руководствоваться позициями, отраженными в вышеуказанных документах Верховного суда Российской Федерации.

04.05.2018 внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации

Так, ч. 3 ст. 158 УК РФ дополнена п. «г», предусматривающим уголовную ответственность за кражу с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств.

Изменено название ст. 159.3 УК РФ на мошенничество с использованием электронных средств платежа.

Часть 3 ст. 159.6 УК РФ мошенничество в сфере компьютерной информации дополнена квалифицирующим признаком «с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств»

Кроме того, ужесточена ответственность по преступлениям против собственности (кража, мошенничество и др.).

В частности, почти по всем преступлениям против собственности, за исключением ч. 6, 7 ст. 159, ст. 159.1, 159.5 УК РФ величина «крупного размера» определена как стоимость имущества, превышающая 250 000 руб. (ранее 1,5 млн.), «особо крупного» — 1 млн. руб. (ранее 6 млн. руб.).

В санкции статьи за мошенничество с использованием электронных средств платежа наказание в виде ареста на срок до 4 месяцев заменено на лишение свободы на срок до 3 лет.

Отдельными статьями УК РФ введена уголовная ответственность за злоупотребление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд; подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок.

В ст. 304 УК РФ добавлена ответственность за провокацию подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Подробнее с внесенными федеральными законами от 23.04.2018 №№ 99-ФЗ, 111-ФЗ изменениями можно ознакомиться на официальном Интернет-портале правовой информации в сети Интернет (pravo.gov.ru).

Об уклонении от постановки транспортного средства на учет

Нередко водители, сняв автомашину с учета длительное время передвигаются на нем без регистрации, избегая тем самым штрафов с камер автоматической фиксации, уплаты налога, прохождения техосмотра, трат на полис ОСАГО.

Постановлением Верховного суда Российской Федерации от 02.03.2018 признано «право инспекторов привлекать к административной ответственности водителей, передвигающихся на авто без постановки его на учет, предъявляющих свежезаключенные договора купли-продажи».

В частности, рассмотрен случай, когда постановлением инспектора ДПС ГУ МВД России по г. Москве 28.05.2015 водитель автомашины без государственных регистрационных знаков признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ (управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, т.е. в течение 10 суток после приобретения), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 800 рублей.

Указанное постановление было оспорено и разбирательство дошло до Верховного суда Российской Федерации.

Водитель после остановки его сотрудником ДПС предъявил договор купли-продажи авто, заключенный менее чем 10 дней назад, и, следовательно, по мнению водителя имел право передвигаться без государственных регистрационных номеров.

Судами установлено, что транспортное средство снято с регистрационного учета для его отчуждения 27.11.2011 и до момента выявления административного правонарушения (28.05.2015) в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Все доказательства, в том числе договор купли-продажи от 23.05.2015 судами были оценены, исследованы все обстоятельства дела в совокупности, после чего и Верховный суд Российской Федерации подтвердил правомерность наложения на водителя штрафа.

Об уголовной ответственности лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения

Согласно статье 23 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психотропных веществ либо других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности.

Нахождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения в момент совершения преступления не является основанием для освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Более того, лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя или наркотиков, не может рассчитывать на смягчение наказания, ссылаясь на потерю самоконтроля как причину совершения преступления.

В соответствии с частью 1.1 статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации суд, назначающий наказание, в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного может признать отягчающим обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств и других запрещенных веществ.

При этом диспозиции некоторых статей Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений в состоянии опьянения.

К примеру, лицо, которое нарушило правила дорожного движения, что привело к смерти человека, подлежит привлечению к уголовной ответственности по части 3 статьи 264 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей наказание в виде 4 лет принудительных работ либо 5 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Однако в случае, если такое деяние совершено в состоянии опьянения, уголовная ответственность наступит по части 4 статьи 264 Уголовного кодекса РФ. В таком случае лицу будет грозить наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Кроме того, Федеральным законом от 31.12.2014 № 528-ФЗ введена статья 264.1 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая уголовную ответственность в отношении лиц, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения, ранее подвергнутых административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения. За совершение указанных действий предусмотрены наказания вплоть до лишения свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

О введении «курортного сбора»

С 1 мая 2018 в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском крае и Ставропольском краях начал действовать эксперимент по развитию курортной инфраструктуры в целях сохранения, восстановления и развития курортов, формирования единого туристского пространства, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма, в соответствии с которым в указанных субъектах РФ может взиматься плата за пользование курортной инфраструктурой, так называемый «курортный сбор».

Эксперимент будет действовать до 31 декабря 2022 года.

Размер курортного сбора не может превышать 100 рублей. При этом в 2018 году размер курортного сбора не может превышать 50 рублей и может быть дифференцирован в зависимости от сезона (в том числе снижен до 0 рублей), времени пребывания плательщика курортного сбора в объекте размещения, значения курорта, места нахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.

Например, в курортных зонах Краснодарского края (Анапа, Сочи, Геленджик и др.) сбор составляет 10 руб. в сутки, тогда как Ставропольский край на курортах городов Ессентуки, Пятигорска, Железноводска и Кисловодска с отдыхающих получит по 50 руб. в сутки.

Заплатить курортный сбор придется физическим лицам, достигшим совершеннолетия, проживающим в объектах размещения более 24 часов.

В статье 7 Федерального закона от 29.07.2017 № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» указан перечень лиц, освобождающихся от уплаты курортного сбора.

В частности, от его уплаты освобождаются Герои Советского Союза, Российской Федерации; участники Великой Отечественной войны; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; инвалиды войны; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий; инвалиды I и II групп; малоимущие семьи и другие (всего 19 категорий). Однако субъекты Российской Федерации вправе установить своим законом иные категории лиц, освобождаемые от уплаты курортного сбора.

О новом запрете для автомобилистов

С 28 апреля т.г. вступили в действие изменения в Правила дорожного движения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 20.10.2017 № 1276. Так, в соответствии с 13.2 ПДД запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26 («вафельница» — желтый квадрат, внутри которого — такие же желтые параллельные линии, пересекающиеся по диагонали), если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами.

Наряду с такой разметкой границы перекрестка может обозначать дублирующий знак, которому предписано висеть не дальше 30 метров от пересечения дорог.

Данные нарушения также могут быть зафиксированы камерами, работающими в автоматическом режиме.

За нарушение указанного пункта правил ч. 1 ст. 12.13 КоАП РФ (выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении) предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа в размере 1 тыс. рублей.

О хранении сообщений пользователей услугами связи

Согласно ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 № 126 — ФЗ «О связи» операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео -, иные сообщения пользователей услугами связи — до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки.

Порядок, сроки и объем хранения указанной информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 № 445 утверждены Правила хранения операторами связи текстовых сообщений пользователей услугами связи, голосовой информации, изображений, звуков, видео — и иных сообщений пользователей услугами связи.

Теперь операторы связи будут обязаны хранить сообщения пользователей услугами связи. Речь идет о голосовой информации, изображениях, звуках, видео — и иных сообщениях.

Переговоры и текстовые сообщения абонентов междугородной, международной, внутризоновой и местной телефонной связи, подвижной, радиотелефонной и спутниковой радиосвязи и т.д. должны храниться на протяжении 6 месяцев.

Переписка в соцсетях и мессенджерах, вложенные файлы и другой пользовательский контент (телематические услуги/услуги по передаче данных) должны храниться с 1 октября т.г. в полном объеме емкостью, равной объему сообщений электросвязи, отправленных и полученных пользователями соответствующего оператора за 30 суток, предшествующих дате ввода в эксплуатацию систем хранения информации. Емкость последних увеличивается ежегодно на 15% в течение 5 лет с даты ввода их в эксплуатацию.

Сведения хранятся на территории России. По общему правилу серверы для хранения должны принадлежать операторам. Операторы обязаны защищать хранящуюся у них информацию, не допуская несанкционированного доступа к ней. Положения указанного постановления Правительства РФ 12.04.2018 № 445 вступают в силу с 1 июля т.г.