69 коап срок давности

Срок давности наказания за потребление наркотиков в общественных местах могут увеличить

Срок давности для привлечения к ответственности за немедицинское потребление наркотиков в общественных местах (ч.ч. 2, 3 ст. 20.20 КоАП РФ) и потребление наркотиков несовершеннолетними (ст. 20.22 КоАП РФ) может быть увеличен. Соответствующий законопроект 1 внесла в Госдуму Воронежская областная Дума.

В настоящее время при назначении наказания за простое потребление наркотиков без указания врача (ст. 6.9 КоАП РФ) уже применяется годичный срок давности. Если же речь идет о потреблении в общественных местах или потреблении несовершеннолетними, административные правонарушения квалифицируются по другим статьям со стандартным сроком давности: два-три месяца.

Между тем, из-за одной только химико-токсилогической экспертизы составление протокола затягивается на три-четыре недели. Кроме того, сами нарушители предпринимают всевозможные уловки для затягивания дела. Они называют при задержании недостоверный адрес проживания, не забирают с почты заказные письма, предоставляют в суд справки о болезнях и командировках. В результате им обычно удается избежать ответственности в связи с истечением срока давности.

По мнению воронежских депутатов, увеличение срока давности поможет привлекать к ответственности больше граждан, позволяющих себе публично употреблять наркотики.

Повторное 6.9.1 и срок давности

Привлекли в августе по статье 6.9 назначили штраф и обязанность пройти диагностику в течении 30 дней, я ее не прошел и получил по 6.9.1 только штраф. Сейчас меня опять привлекают по 6.9.1 законно ли это? Ведь я получил наказание в виде штрафа за не прохождение диагностики в течении 30 дней.. и с какого момента идёт срок давности в 1 год?

Ответы юристов

Добрый день, Вячеслав!

Статьей 6.9.1. КоАП РФ предусмотрена административная ответственности за уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Если лицо считается уклоняющимся от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, если оно не посещает или самовольно покинуло медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации либо не выполнило более двух раз предписания лечащего врача

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, исходя из этого срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 6.9 КоАП РФ за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача составляет один год с момента совершения административного правонарушения. Т.е. постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства об охране здоровья граждан не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 6.9.1. КоАП РФ составляет 1 год.

Вы не указали периоды, когда Вас обязали пройти диагностику (август какого года) и когда вынесено постановление. Необходимо так же ознакомиться с содержанием постановления, для случаев «злостного» уклонения может иметь место избрание иной меры привлечения, более жесткой, для оказания воздействия на лицо уклоняющегося от исполнения.

69 коап срок давности

Прием и выдача документов по судебным делам

ул. К. Либкнехта, 4, г. Нытва

тел. (34272) 3-03-53

ул. Ленина, 27, г. Оханск

тел. (34279) 3-19-54

о практике привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.9 КоАП РФ

1. Применение положений о действии закона во времени.

В настоящее время положения ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ изложены в редакции ФЗ от 03.02.2015 № 7-ФЗ, вступившего в силу с 15 февраля 2015 года:

«Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток».

Таким образом, с 15 февраля 2015 года административно наказуемым является не только потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, но и потребление потенциально опасных психоактивных веществ.

В этой связи с понятийный аппарат Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» дополняется понятиями « новые потенциально опасные психоактивные вещества », под которыми понимаются вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в России запрещен, и « оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ » — производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, использование, ввоз на территорию РФ, вывоз с территории РФ, а также сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ (их продажа, дарение, обмен либо отчуждение этих веществ другим лицам любыми способами).

(Для сведения – в связи с появлением указанных понятий введена также уголовная ответственность за совершение соответствующих действий).

2. Компетенция по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.9 КоАП РФ.

В силу ст. 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ, относится к компетенции мировых судей.

Вместе с тем, поскольку санкция ч. 2 ст. 69 КоАП РФ (предусматривает ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства и введена Федеральным законом от 28.12.2010 № 417-ФЗ) предусматривает наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, то в силу ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела о таких правонарушениях рассматриваются судьями районных судов.

3. Подготовка дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ, для рассмотрения.

Помимо общих положений КоАП РФ необходимо учитывать, что в силу ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

При этом с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Верховного Суда РФ от 16.04.2014 № 7-АД13-8, в случае, если одновременно с направлением протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ, в суд не будет доставлено лицо, привлекаемое к административной ответственности (либо иным образом не будет обеспечена его явка), то с учетом положений ч. 4 ст. 29.6, ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении на стадии подготовки к рассмотрению дела вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ (ст. 29.1 КоАП РФ).

Кроме того, необходимо учитывать специальные сроки рассмотрения указанной категории дел, а именно в силу ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

4. Поскольку санкция ст. 6.9 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде административного выдворения, то при решении вопроса о применении данного вида наказания необходимо исходить из общих условий привлечения иностранных граждан (лиц без гражданства) к административной ответственности, а именно учитывать положения статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г .) о том, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни; не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

5. Существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.9 КоАП РФ имеет дата совершения такого правонарушения.

Как следует из диспозиции ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ правонарушением является сам факт потребления запрещенных веществ. При указанных обстоятельствах дата такого потребления должна быть указана в протоколе об административном правонарушении, как обстоятельство в силу ч. 2 ст. 28.2 и п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ подлежащее доказыванию, а также как обстоятельство необходимое для определения срока давности привлечения к административной ответственности.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан составляет один год.

6. Нытвенским районным судом за период 2012-2015 (два месяца) годов рассмотрена одна жалоба на постановление мирового судьи судебного участка № 104 Нытвенского муниципального района, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 103 Нытвенского муниципального района Пермского края, от 27 августа 2013 года, которым Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ с назначением административного наказание в виде административного ареста сроком на пять суток.

Постановление оставлено без изменения, жалобы Р. без удовлетворения (дело № 12-80/2013).

7. За период 2012-2015 (два месяца) годов в Нытвенский районный суд для рассмотрения в качестве суда первой инстанции поступило три дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ, все в 2014 году.

Основанием для направления указанных дел в районный суд послужил вывод должностных лиц о проведении по каждому из трех дел административных расследований, что было оформлено соответствующим определением, а потому о подсудности с учетом положений ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ данных дел районному суду.

В связи с тем, что материалы каждого из дел не содержали в себе сведений о фактическом проведении административного расследования (экспертизы не назначались, иные процессуальные действия, требующие существенных временных затрат, не производились), указанные дела были переданы по подсудности в мировой суд.

8. Результаты рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ мировыми судьями судебных участков № 103, 104 Нытвенского муниципального района за период 2013-2015 (два месяца), свидетельствуют о следующем.

Принимая во внимание положения ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ о рассмотрении дел об административных правонарушениях влекущих административный арест в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, подавляющее количество дел мировыми судьями рассмотрено с нарушением установленного законом срока. Вместе с тем, в каждом таком случае должностными лицами, составившими протокол об административном правонарушении, не была обеспечена явка лица, привлекаемого к административной ответственности, в суд, что и стало причиной нарушения указанных сроков.

В каждом случае рассмотрения дел об административных правонарушениях в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, наказание в виде административного ареста не назначалось, что не противоречит требованиям КоАП РФ, в том числе положениям ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ, а также не свидетельствует о нарушении прав участников судебного разбирательства, при том, что о месте и времени рассмотрения дел они были извещены в каждом случае надлежащим образом.

9. С 25 мая 2014 года вступили в силу изменения КоАП РФ, внесенные Федеральным законом № 313-ФЗ от 25 ноября 2013 года, позволяющие суду освобождать лиц, привлекаемых к административной ответственности по ст. 6.9 КоАП РФ, от административной ответственности (см. примечание к статье 6.9 КоАП РФ), а также возлагать при назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (ч. 2.1. ст. 4.1 КоАП РФ).

9.1. Применение примечания к ст. 6.9 КоАП РФ.

Первое основание для освобождения от административной ответственности – лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение.

При применении данного основания следует учитывать, что добровольным необходимо считать такое обращение в медицинскую организацию, которое было осуществлено лицом до возбуждения дела об административном правонарушении и, соответственно, до его рассмотрения (см., например, Постановление Пермского краевого суда от 11.08.2011 по делу N 44а-636-2011).

Процессуально-временной критерий, когда дело об административном правонарушении считается возбужденным, установлен положениями ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ (в том числе дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении).

Второе основание для освобождения от административной ответственности – лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

При применении данного основания необходимо учитывать, что из буквального смысла второй части примечания к ст. 6.9 КоАП РФ следует, что лицо освобождается от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ, если оно, признанное в установленном порядке больным наркоманией, согласно быть направленным на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение.

На территории Российской Федерации в настоящее время действует не признанная утратившей силу Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденная Приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704, из содержания которой следует, что диагноз наркологического заболевания устанавливается в амбулаторных и в стационарных условиях врачом психиатром-наркологом.

Таким образом, для применения второго основания освобождения от административной ответственности необходимо установить, признано ли лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, больным наркоманией в установленном порядке. Данное обстоятельство может подтверждаться соответствующим медицинским документом, например, справкой ГБУЗ «Пермский краевой наркологический диспансер».

В случае освобождения лица, в отношении которого ведется административное производство, от административной ответственности в соответствии с названным примечанием к ст. 6.9 КоАП РФ, необходимо учитывать, что в этом случае согласно ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ выноситься постановление о прекращении производства по делу, копия которого в соответствии с положениями ч. 5 ст. 29 КоАП РФ направляется в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации.

9.1. В случае возложения обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (в соответствии с ч. 2.1. ст. 4.1 КоАП РФ) необходимо учитывать следующее.

Указанная обязанность может быть возложена как на лицо, которое признано больным наркоманией в установленном порядке, так и на лицо, потребляющее наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача.

В первом случае (когда лицо признано больным наркоманией в установленном порядке) также необходимо руководствоваться указанной выше Инструкцией, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704, при этом на такое лицо необходимо возлагать обязанность пройти лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию.

Во втором случае, когда лицо в установленном порядке больным наркоманией не признано, но является потребителем наркотических средств, возлагаемая обязанность должна заключаться в прохождении диагностики, по результатам которой могут быть проведены профилактические мероприятия, лечение, реабилитация.

9.2. Во всех случаях направления лиц рассматриваемой категории на диагностику, профилактику, лечение либо реабилитацию (независимо от того, было это осуществлено с согласия лица и в порядке примечания к ст. 6.9 КоАП РФ либо путем возложения судом такой обязанности в порядке ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ) необходимо учитывать, что за уклонение от прохождения диагностики, профилактики, лечения и реабилитации предусмотрена административная ответственность, установленная ст. 6.9.1 КоАП РФ (введена Федеральным законом от 25.11.2013 № 313-ФЗ и действует с 25 мая 2014 года).

Таким образом, при принятии судом решения о направлении лиц рассматриваемой категории на диагностику, профилактику, лечение либо реабилитацию, в целях обеспечения результативности принимаемых судом мер по профилактике наркомании и возможности привлечения к ответственности по ст. 6.9.1 КоАП РФ лиц, уклоняющихся от таких мер, целесообразно устанавливать срок, в течение которого лицо, признанное больным наркоманией либо потребляющее наркотические средства без назначения врача, должно пройти, соответственно, диагностику, профилактику, лечение и реабилитацию.

С учетом письма Пермского краевого суда от 22.05.2014 № 10-07.3/3982, поступившим в Нытвенский районный суд 23.05.2014 вх. № 3396, указанный срок должен быть разумным, учитывать конкретные обстоятельства дела, режим работы медицинской организации, ее удаленность от места жительства лица, в отношении которого применяются профилактические меры. Рекомендуемый данным письмом срок – 10 дней с момента вступления постановления в законную силу.

Справка составлена судьей Сайфутдиновым Ю.Н. 19 марта 2015 года

МОСКВА, 6 фев — РАПСИ. Срок давности привлечения к административной ответственности за употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача составляет один год, разъясняет Верховный суд (ВС) РФ в обзоре судебной практики за третий квартал 2013 года, размещенный в четверг на сайте суда.

Ссылаясь на федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», ВС РФ указывает, что данный акт, в частности, устанавливает правовые основы государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков в целях охраны здоровья граждан. Таким образом, объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.9 КоАП РФ (потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача) являются общественные отношения в области охраны здоровья населения.

При этом КоАП РФ устанавливает годовой срок привлечения гражданина к ответственности за нарушение законодательства об охране здоровья граждан.

«С учетом изложенного срок давности привлечения к административной ответственности по статье 6.9 КоАП РФ за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача составляет один год с момента совершения административного правонарушения», — говорится в документе.

Санкция данной статьи предусматривает административный арест на срок до 15 суток, в случае, если нарушителем окажется иностранец, речь может идти о выдворении его из России.

69 коап срок давности

Каковы сроки давности привлечения к административной ответственности по ст.6.9 КоАП РФ (потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача)?

Статьей 40 Федерального закона от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Как следует из содержания преамбулы к указанному Федеральному закону, он устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

Административная ответственность за нарушение названного запрета установлена в главе 6 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность» (ст.6.9 КоАП РФ).

Анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.6.9 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны здоровья населения.

Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

С учетом изложенного срок давности привлечения к административной ответственности по ст.6.9 КоАП РФ за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача составляет один год с момента совершения административного правонарушения.

Административные правонарушения в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ (Стрельцова Е.Г.)

Дата размещения статьи: 30.03.2016

Административная ответственность за нарушения в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов предусмотрена гл. 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность»).

В производстве мировых судей зачастую находятся дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.8 КоАП РФ («Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества») и ст. 6.9 КоАП РФ («Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ»).
Положения ст. 6.8 КоАП РФ направлены на предупреждение и пресечение наркомании, а также обеспечение контроля в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ административными мерами.
В соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ каждая сторона с учетом своих конституционных положений и основных принципов своей правовой системы принимает такие меры, которые могут потребоваться для того, чтобы признать правонарушениями согласно своему законодательству, когда они совершаются преднамеренно, хранение, приобретение или культивирование любого наркотического средства или психотропного вещества для личного потребления в нарушение положений данной Конвенции (ст. 3).
———————————
Заключена в г. Вене 20 декабря 1988 г. // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. М., 1994. Вып. XLVII. С. 133 — 157.

Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в Российской Федерации запрещено потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219.

Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. N 7-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». Так, статья 1 данного Федерального закона дополнена понятиями: «новые потенциально опасные психоактивные вещества», т.е. вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен; «оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ» — это производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, а также сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ (их продажа, дарение, обмен либо отчуждение этих веществ другим лицам любыми способами).
———————————
СЗ РФ. 2015. N 6. Ст. 885.

Объектом административных правонарушений, предусмотренных указанными выше статьями административного закона, являются общественные отношения в области охраны здоровья населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 утвержден Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации .
———————————
СЗ РФ. 1998. N 27. Ст. 3198.

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.8 КоАП РФ, следует разграничивать с преступлением, ответственность за совершение которого установлена ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации («Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества»).
———————————
Далее — УК РФ.

Основное отличие здесь заключается в размере приобретаемых наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих указанные средства и вещества.
Значительный, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ или их аналогов, а также значительный, крупный и особо крупный размеры для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей ст. ст. 228, 228.1, 229, 229.1 УК РФ утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 г. N 1002 для каждого такого средства, вещества или растения.
———————————
СЗ РФ. 2012. N 41. Ст. 5624.

В случаях когда лицо незаконно приобретает, хранит, перевозит, изготавливает, перерабатывает без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, размеры которых в отдельности не превышают указанный в списках значительный размер таких средств или веществ, содеянное при наличии к тому оснований может влечь административную ответственность (ст. 6.8 КоАП РФ).
Между тем уголовным законом не установлена уголовная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
В целях предотвращения злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами законодатель ввел административную ответственность за их потребление без назначения врача (ст. 6.9 КоАП РФ).
Кроме того, Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. N 7-ФЗ введена административная ответственность по ст. 6.9 КоАП РФ за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества.
В связи с увеличивающимся потреблением психоактивных веществ населением Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. N 7-ФЗ внесены изменения в ст. 6.9 КоАП РФ, а именно введен запрет на потребление новых потенциально опасных психоактивных веществ. С целью отнесения новых веществ к потенциально опасным психоактивным веществам требуется проведение экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ).
Согласно части 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
Из этого следует, что срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 6.8 и ст. 6.9 КоАП РФ составляет один год с момента совершения административного правонарушения.
В пункт 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ, введенный Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 313-ФЗ , также были внесены изменения. Согласно данному пункту указанной статьи КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 3 февраля 2015 г. N 7-ФЗ) при назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, суд может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
———————————
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. N 48. Ст. 6161.

Таким образом, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.8 и ст. 6.9 КоАП РФ, и вынесении постановления о назначении административного наказания мировой судья должен решить вопрос о возможности возложения на виновное лицо обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение либо реабилитацию. По нашему мнению, при возложении такой обязанности в постановлении необходимо указать конкретную медицинскую организацию, оказывающую соответствующие медицинские услуги, и ее фактическое местонахождение.
В связи с этим копии постановлений мировых судей по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.8 и ст. 6.9 КоАП РФ, направляются в профильные медицинские организации, а также в орган по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по месту жительства лиц, совершивших данные правонарушения, в том числе и для осуществления контроля за исполнением обязанности этих лиц пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение либо реабилитацию.
Полагаем, что при назначении наказаний по ст. 6.8 и ст. 6.9 КоАП РФ с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение либо реабилитацию мировой судья должен установить срок, в течение которого данная обязанность подлежит исполнению. Этот срок должен быть разумным, позволяющим лицу исполнить возложенную обязанность, и составлять от 10 дней до одного месяца с момента вступления судебного постановления в законную силу. По истечении установленного срока должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ вправе составить протокол.
Так, мировым судьей судебного участка N 7 г. Абакана вынесено постановление об административном наказании в отношении Ф. по части 1 ст. 6.9 КоАП РФ . Как установлено, Ф. употребил наркотическое средство без назначения врача. Учитывая обстоятельства дела, личность виновного и тот факт, что на учете у врача-нарколога Ф. не состоит, судья назначил наказание в виде административного ареста с возложением обязанности в течение 10 дней с момента вступления постановления в законную силу пройти диагностику в республиканском наркологическом диспансере, расположенном по конкретному адресу. Ф. были даны разъяснения о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.9.1 КоАП РФ, в случае уклонения от прохождения диагностики в срок, установленный мировым судьей.
———————————
Архив судебного участка N 7 г. Абакана Республики Хакасия. Дело N 5-7-444/2015.

При отсутствии в постановлении конкретного срока выполнения обязанности прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации суд может дать оценку сроку, который фактически прошел с момента вынесения постановления об административном наказании за административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 6.9.1 КоАП РФ, до момента составления протокола.
При рассмотрении административных дел данной категории в части возложения дополнительной обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия и лечение от наркомании, у мировых судей возникают вопросы, связанные с назначением конкретной обязанности лицу, привлекаемому к административной ответственности.
В случае установления факта потребления наркотических средств, психотропных веществ либо новых потенциально опасных психоактивных веществ в отношении конкретного лица впервые возложение дополнительной обязанности, как нам представляется, необходимо. При неоднократном потреблении запрещенных веществ, а также наличии заключения врачебной комиссии об установлении диагноза «наркомания» на виновное лицо должна быть возложена обязанность пройти лечение.
Что касается нововведения в части установления ответственности за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 6.9 КоАП РФ), полагаем, что процедура составления протокола и рассмотрения административного материала аналогична процедуре, определенной в ст. 12.26 КоАП РФ. Между тем встает вопрос о том, каким образом назначать обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании, медицинскую и (или) социальную реабилитацию лицу, отказавшемуся пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
На наш взгляд, к решению данного вопроса в каждом конкретном случае суд будет подходить индивидуально, учитывая личность виновного, информацию о нахождении такого лица на учете у врача-нарколога, представленную административным органом, сведения о привлечении его ранее к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.8 и ст. 6.9 КоАП РФ.
Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 313-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена ст. 6.9.1, устанавливающая административную ответственность за уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (в редакции Федерального закона от 3 февраля 2015 г. N 7-ФЗ).
Уклонение от прохождения лечения от наркомании или медицинской и (или) социальной реабилитации лицом, освобожденным от административной ответственности в соответствии с примечанием к ст. 6.9 КоАП РФ, либо уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или)медицинской и (или) социальной реабилитации лицом, на которое судом возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, влечет наложение административного штрафа в размере от 4 тыс. до 5 тыс. рублей или административный арест на срок до 30 суток.
В соответствии с примечанием к ст. 6.9.1 КоАП РФ лицо считается уклоняющимся от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, если оно не посещает или самовольно покинуло медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации либо не выполнило более двух раз предписания лечащего врача.
На территории Российской Федерации действует не утратившая силу к настоящему времени Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденная Приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 г. N 704 , из содержания которой следует, что диагноз наркологического заболевания устанавливается в амбулаторных и в стационарных условиях врачом — психиатром-наркологом.
———————————
Приказ Минздрава СССР «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» (вместе с Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания). Документ опубликован не был. См.: СПС «КонсультантПлюс».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2014 г. N 484 утверждены Правила контроля за исполнением лицом возложенной на него судом при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача .
———————————
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил контроля за исполнением лицом возложенной на него судом при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача» // СЗ РФ. 2014. N 22. Ст. 2889.

В соответствии с п. 2 указанного Постановления контроль за исполнением лицом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия и лечение возлагается на органы, должностными лицами которых составляются протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 6.9.1 КоАП РФ.
Пунктом 83 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.9.1 данного Кодекса, вправе составлять должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, следовательно, контроль исполнения лицом обязанности пройти диагностику и лечение от наркомании возложен на должностных лиц указанных органов.