Антикоррупционные статьи в ук рф

Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области

Перечень № 23 преступлений антикоррупционной направленности

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 387-11

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 2 УКАЗАНИЕ от 11 сентября 2013 года « О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ПЕРЕЧНЕЙ СТАТЕЙ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ»

В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России «О едином учете преступлений» от 29.12.2005 N 39/1070/1021/253/780/353/399, а также в целях обеспечения единого подхода и полноты отражения в формах федерального статистического наблюдения сведений о состоянии преступности в Российской Федерации обязываем:

1. Ввести в действие с 01.01.2013 прилагаемые перечни статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемые при формировании статистической отчетности.

2. Признать утратившими силу указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15.02.2012 N 52-11/2 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» и от 15.08.2012 N 283-11/3 «О внесении изменений в перечни статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности, и справочник N 8 «Наркотические средства, психотропные, сильнодействующие вещества, инструменты и оборудование, прекурсоры» для заполнения статистических карточек».

Указание направить начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, начальникам департаментов, главных управлений, управлений МВД России, заместителю начальника Следственного департамента МВД России, начальникам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Следственный комитет Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральную службу исполнения наказаний, Федеральную таможенную службу, Федеральную службу судебных приставов, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.

Перечень 23 — содержит статьи УК РФ, предусматривающие преступления коррупционной направленности, определенные во исполнение пункта 1.3 постановления Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 1 «О состоянии работы и первоочередных мерах по усилению борьбы с коррупцией в свете реализации Национального плана противодействия коррупции, утвержденного 31 июля 2008 г. Президентом Российской Федерации».

преступлений коррупционной направленности

Здесь и далее перечисление преступлений происходит по статьях (пунктам, частям) УК РФ, которыми они предусмотрены.

1. К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, имеющие все перечисленные ниже признаки:

наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечаниях к ст. 201 УК РФ;

связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;

обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);

совершение преступления только с прямым умыслом.

Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.

2. Преступления, относящиеся к перечню без дополнительных условий:

ст. 141.1, 184, 204, п. «а» ч. 2 ст. 226.1, п. «б» ч. 2 ст. 229.1, ст. 289, 290, 291, 291.1.

2.1. Преступления, отнесение которых к перечню зависит от даты возбуждения уголовного дела

В данном разделе вы можете найти ответы на следующие вопросы:

1. Что такое коррупция?

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее — УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше».

2. Что такое противодействие коррупции?

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

3. Какие государственные органы наделены полномочиями по борьбе с коррупцией?

Ответ: «Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий.

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.

При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:

— проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

— создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

— совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

— введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

— обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

— обеспечение независимости средств массовой информации;

— неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

— совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

— устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

— повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

— укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

— усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

— передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

— сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

— повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции».

4. Какую ответственность несет лицо, сообщившее о факте коррупции, если этот факт не будет доказан?

Ответ: «Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам возможность направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе о коррупционных правонарушениях, на решения и действия (бездействие) должностных лиц этих и других органов.

Праву граждан в данном случае корреспондирует обязанность органов публичной власти гарантировать, что заявитель не подвергнется преследованию в связи с высказанными в сообщении жалобами, замечаниями и предложениями.

Для органов власти обращения граждан являются важнейшим источником информации, необходимой для принятия качественных решений, своевременного реагирования на коррупционные проявления.

В случае, если гражданин указал в сообщении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением сообщения государственные и другие органы, а также должностные лица, могут взыскать с заявителя по решению суда.

Кроме того, за заведомо ложный донос о совершенном преступлении и клевете предусмотрена уголовная ответственность.»

5. Какова ответственность за коррупционные правонарушения?

Ответ: «Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:

— преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

— административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

— дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

— запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).

За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.»

6. Каков порядок обращения граждан по фактам коррупции?

Ответ: «Важными мерами по профилактике коррупции являются формирование в обществе нетерпимости к коррупционным проявления, а также неотвратимость ответственности за совершение подобного рода правонарушений.

В законодательстве о противодействии коррупции закреплена обязанность, согласно которой государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего, а невыполнение этого требования законодательства является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности.

Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственнщми или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства.

Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются ведомственными нормативными правовыми актами.

Кроме того, о фактах коррупции граждане могут сообщить в государственные и муниципальные органы в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а в правоохранительные органы в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Письменные обращения необходимо также направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по адресу: ГСП-3 125993, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, 15а».

ПЕРЕЧЕНЬ преступлений коррупционной направленности

1. К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния только при наличии всех перечисленных ниже критериев :
— наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к статье 285 УК РФ (Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов), лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой и иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к статье 201 УК РФ;
— связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
— совершения преступления с только прямым умыслом;
Исключением являются преступления , хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с рацифицированными РФ международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.

2. Преступления, относящиеся к перечню без каких-либо условий :
Ст. 141.1Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;
Ст. 184 Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов
П. «б» ч. 3 ст.188 Контрабанда б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
Ст.204 Коммерческий подкуп
Ст.289 Незаконное участие в предпринимательской деятельности
Ст.290 Получение взятки
Ст.291 Дача взятки

3. Преступления, относящиеся к перечню при наличии определенных условий :

3.1 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности :
Ст.174 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем
Ст. 174.1 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления
Ч.3 ст.210 Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)

3.2 Преступления, относящиеся к перечню в соответствии с международными актами при наличии в статистической
карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности:
Ст.294 Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования
Ст.295 Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование
Ст.296 Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования
Ст.302 Принуждение к даче показаний
Ст.307 Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод
Ст.309 Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу

3.3 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления с корыстным мотивом:
П.п. «а», «б» ч. 2 ст. 141 Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
Ч. 2 ст.142 Фальсификация избирательных документов, документов референдума
Ст. 170 Регистрация незаконных сделок с землей
Ст.201 Злоупотребление полномочиями
Ст.202 Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами
Ст.285 Злоупотребление должностными полномочиями
Ст.285.1 Нецелевое расходование бюджетных средств
Ст.285.2 Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов
Ст.286 (за исключением п.п. «а», «б» ч.3) Превышение должностных полномочий (за исключением а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с применением оружия или специальных средств;)
Ст.292 Служебный подлог
Ст. 305 Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта

3.4 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации :
Ч. 4 ст.188 Контрабанда Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой,
П. «в» ч. 3 ст. 226 Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. в) лицом с использованием своего служебного положения;
Ч. 2 ст.228.2 Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 2. Те же деяния, совершенные в особо крупном размере
П. «в» ч. 2 ст.229 Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ в) лицом с использованием своего служебного положения;
3.5 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации и с корыстным мотивом :
Ч.ч.3,4 ст.183 Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. 3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности. 4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия
П. «б» ч. 3 ст.228.1 Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) организованной группой;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении несовершеннолетнего;
г) в особо крупном размере
3.6 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения:
Ч.ч.3,4 ст.159 Мошенничество 3. Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере 4. Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере
Ч.ч. 3,4 ст.160 Присвоение или растрата 3. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере 4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере

4.Преступления, которые могут способствовать совершению преступлений коррупционной направленности должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке сведений о совершении преступления, связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества незаконного представления такой выгоды:

Ст.159 (за исключением случаев, указанных в п. 3.6) Мошенничество
Ст.169 Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности
Ст.178 Недопущение, ограничение или устранение конкуренции
Ст.179 Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения.

Время создания/изменения документа: 13 июля 2011 03:00 / 20 февраля 2013 22:07

Борьба с коррупцией. Новые нормы в законодательстве

Автор: Зоя Вешкурцева

В последние годы мы слышим все больше сообщений о борьбе с коррупцией. Этому вопросу уделяется повышенное внимание средств массовой информации, и, по сути, эта тема в последний год стала одной из приоритетных задач государства.

В настоящей статье попытаемся проанализировать основы антикоррупционной борьбы.

Следует отметить, что ориентировочно с 2006–2007 годов Российская Федерация начала предпринимать более-менее явные меры, направленные на борьбу с коррупцией. Начало законодательной деятельности в этом направлении связано с ратификацией Российской Федерацией двух международных конвенций: «Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» и «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции».

Далее в нижеуказанной таблице приведены ссылки на основные законодательные, нормативные и иные документы, касающиеся вопроса борьбы с коррупцией. Также в данной таблице дано краткое содержание и основные положения указанных документов:

Существо, основные положения, цель и т. п.

«Конвенция
об уголовной ответственности за коррупцию»
(заключена в г. Страсбурге)

Каждая из сторон, подписавших конвенцию, принимает законодательные и иные меры, направленные на борьбу с коррупцией.

Федеральный закон
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

от 07.08.2001
№ 115-ФЗ
(ред. от 03.12.2012)

Вводит обязанность уполномоченного органа предоставлять имеющуюся у него информацию определенным в перечне руководителям федеральных государственных органов (8.1.).

«Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции»
(принята в г. Нью-Йорке Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН)

Предусматривает содействие принятию и укрепление мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней, международное сотрудничество в этой области.

Федеральный закон
«О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»

от 08.03.2006
№ 40-ФЗ

Ратификация РФ «Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» (с отдельным заявлением РФ). Закон вступил в силу 21.03.2006.

Федеральный закон
«О ратификации Конвенции об уголовной ответственности»

Ратификация РФ «Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию».
Закон вступил в силу 28.07.2006.

Постановление
Правительства РФ
«О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы»

от 21.09.2006
№ 583
(ред. от 01.11.2012)

Утверждена целевая программа. Поставленная задача – обеспечение открытости и прозрачности правосудия.
Предусмотрены мероприятия:
– создание электронного архива;
– создание электронного обеспечения правосудия.
Предусмотрено строительство зданий для судов, для службы судебных приставов.

«Национальный план противодействия коррупции на 2010–2011 годы «
утв. Президентом РФ

от 31.07.2008
№ Пр-1568
(ред. от 14.01.2011)

Утвержден Национальный план противодействия коррупции.

Указ Президента РФ
«О мерах по противодействию коррупции»

от 19.05.2008
№ 815
(ред. от 28.07.2012)

Образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (п. 1).

Федеральный закон
«О противодействии коррупции»

от 25.12.2008
№ 273-ФЗ

Определено:
– основные понятия (ст. 1);
– основные принципы (ст. 3);
– обязанность предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 8) и расходах (ст. 8.1.);
– ссылка на ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения (ст. 13);
– обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции (ст. 13.3);
– ссылка на ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения (ст. 14).

Указ Президента РФ
«О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»

от 18.05.2009
№ 559 (ред. от 13.03.2012)

Утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Федеральный закон
«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

от 17.07.2009
№ 172-ФЗ (ред. от 21.11.2011)

Определено:
– основные принципы организации антикоррупционной экспертизы;
– органы, которыми проводится антикоррупционная экспертиза;
– меры, которые должны приниматься в связи с выявлением коррупционных факторов;
– в установленном порядке институты гражданского общества и граждане могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу.

Указ Президента РФ
«О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»

от 21.09.2009
№ 1065 (ред. от 13.03.2012)

Утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.

Указ Президента РФ
«О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации»

от 21.09.2009
№ 1066 (ред. от 13.03.2012)

Утверждено Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Приказ ФНС РФ
«Об утверждении Методических рекомендаций по выявлению налоговыми органами коррупционных преступлений»

от 31.12.2009
№ ММ-7-4/[email protected]

Определяется содержание работы по выявлению коррупционных преступлений, совершенных федеральными государственными гражданскими служащими налоговых органов или лицами налоговых органов, должности которых не включены в перечень должностей федеральной государственной гражданской службы.

Постановление
Правительства РФ
«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

Утверждены:
– Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
– Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Указ Президента РФ
«О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы»

от 13.04.2010
№ 460 (ред. от 13.03.2012)

Утверждена национальная стратегия противодействия коррупции. Определены:
– цели и задачи,
– основные принципы,
– основные направления реализации,
– механизм реализации.

Федеральный закон
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»

от 21.11.2011
№ 329-ФЗ

Внесены изменения:
– в статью 26 (банковская тайна) Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
– закон Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» дополнен ст. 7.1.;
– в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»;
– в Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1;
– в статью 10 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
– в статью 7 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
– в статью 1081 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации;
– в статью 290 Уголовного кодекса Российской Федерации;
– в Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;
– в пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
– в Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
– в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации;
– в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
– в статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
– в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 19.29., ч. 1 ст. 28.7);
– в Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 64.1.);
– в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
– в Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»;
– в Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
– в Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
– в Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
– в Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»;
– в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

Федеральный закон
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе»

от 06.12.2011
№ 395-ФЗ

Определено: цели ротации и перечень должностей, по которым предусмотрена ротация (п. 7 ст. 2).

Указ Президента РФ
«О Национальном плане противодействия коррупции на 2012–2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»

от 13.03.2012
№ 297

Утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2012–2013 годы, в котором предусмотрено:
– Правительству РФ и президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции – провести работу по выявлению случаев конфликта интересов;
– обеспечить контроль за целевой программой «Развитие судебной системы на 2007–2012»,
– подготовить методологические рекомендации по вопросам противодействия коррупции;
– Президиуму Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции поручено дать разъяснения по применению актов по антикоррупционной тематике;
– руководители федеральных органов исполнительной власти и иных органов должны усилить работу по профилактике правонарушений, внести в платы изменения, связанные с антикоррупционными мероприятиями;
– Верховному Суду РФ рекомендовано организовать работу по изучению практики применения судами антикоррупционного законодательства.

Методические указания Минздравсоцразвития России
«Организация антикоррупционного обучения федеральных государственных служащих»

от 10.05.2012
(одобрены Аппаратом Правительства РФ)

Касается порядка размещения государственного заказа на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации федеральных государственных служащих.

Приказ Минюста России
«Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации»

от 27.07.2012
№ 146
(Заре-гистри-ровано в Минюсте России 02.08.2012
№ 25085)

Утвержден соответствующий Административный регламент.

Приказ Минюста России
«Об утверждении Порядка ведения государственного реестра независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации»

от 26.04.2012
№ 66
(Зарегистри-ровано в Минюсте России 21.05.2012
№ 24270)

Утвержден Порядок ведения государственного реестра независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Указ Президента РФ
«Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состава президиума этого Совета»

от 28.07.2012
№ 1060

Утверждены состав Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состав президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

Из вышеуказанного следует, что за период с 2007 года в Российской Федерации были предприняты законодательные и иные меры, направленные на борьбу с коррупцией, как того требовала Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию.

Следует обратить внимание, что, согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, коррупция не является преступлением и ни разу не упоминается в тексте Уголовного кодекса Российской Федерации. Это несколько странно в свете развернутой борьбы с коррупцией как с общественно опасным явлением, определенным в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О противодействии коррупции» как:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» п. 1 ст. 1, от имени или в интересах юридического лица.

Если вышеуказанное определение понятия коррупции рассмотреть применительно к составам преступления, которые и ранее были предусмотрены Уголовном кодексом Российской Федерации, то можно выделить следующие составы, которые могут включать в себя коррупционные составляющие (приведено со ссылкой на дату последней редакции нижеуказанных статей):

– ст. 204 УК РФ. Коммерческий подкуп (в ред. Федерального закона от 04.05.2011 № 97-ФЗ);
– ст. 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 № 162-ФЗ, от 07.12.2011 № 420-ФЗ);
– ст. 290 УК РФ. Получение взятки (в ред. Федерального закона от 04.05.2011 № 97-ФЗ);
– ст. 291 УК РФ. Дача взятки (в ред. Федерального закона от 04.05.2011 № 97-ФЗ);
– ст. 304 УК РФ. Провокация взятки либо коммерческого подкупа (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 № 162-ФЗ, от 07.12.2011 № 420-ФЗ);
– а также иные составы, преступления по которым могут быть совершены с использованием служебного положения, что будет согласно п. «м» ч. 1 ст. 63 УК РФ рассматриваться как обстоятельство, отягчающее наказание.

Если говорить о Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, то можно отметить, что в связи антикоррупционной борьбой в кодексе появилась одна статья – 19.29. (Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего), в ред. Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ.

Таким образом, в законодательной сфере за последние годы было принято большое количество нормативных и иных актов, направленных на борьбу с коррупцией. При этом для оценки реальных результатов данной борьбы необходимо проанализировать судебную практику, которой на настоящий момент еще недостаточно.