Арест имущества как способ налогового обеспечения

Оглавление:

Арест имущества как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Частичным арестом признается такое ограничение прав фискально обязанного лица в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
Арест может быть наложен на все имущество, но при этом аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.

Перед произведением ареста имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить фискально обязанному лицу или его представителю решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия. Фискально обязанное лицо, в отношении которого производится арест имущества, его законный и (или) уполномоченный представитель вправе присутствовать при аресте имущества. Арест производится с участием понятых, если возникает необходимость — то с участием специалиста, им, а также фискально обязанному лицу разъясняются их права и обязанности. Запрещается проведение ареста имущества в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.
При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости. Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и фискально обязанному лицу (его представителю). В соответствии со ст, 77 HPC РФ отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются.

12,3.6. Арест имущества как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Решение о наложении ареста на имущество фискально обязанного лица принимается руководителем (его замести­телем) налогового или таможенного органа в форме соот­ветствующего постановления, в нем определяется место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест. Решение об аресте имущества отменяется уполномо­ченным должностным лицом налогового или таможен­ного органа при прекращении обязанности по уплате нало­га. Вышеуказанное решение действует с момента наложе­ния ареста до отмены (в случае прекращения обязанности по уплате налога) этого решения уполномоченным долж­ностным лицом налогового или таможенного органа, вы­несшим такое решение, или вышестоящим налоговым или таможенным органом либо судом.

Арест имущества бывает двух видов:

1) Полным арестом имущества признается такое огра­ничение прав фискально обязанного лица в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арес­тованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под кон­тролем налогового или таможенного органа.

2) Частичным арестом признается такое ограничение прав фискально обязанного лица в отношении его имуще­ства, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Арест может быть наложен на все имущество, но при этом аресту подлежит только то имущество, которое необ­ходимо и достаточно для исполнения обязанности по упла­те налога.

Перед произведением ареста имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить фискально обязанному лицу или его представителю решение о нало­жении ареста, санкцию прокурора и документы, удостове­ряющие их полномочия. Фискально обязанное лицо, в от­ношении которого производится арест имущества, его за­конный и (или) уполномоченный представитель вправе присутствовать при аресте имущества.

При производстве ареста составляется протокол об аре­сте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, под­лежащее аресту, с точным указанием наименования, коли­чества и индивидуальных признаков предметов, а при воз­можности — их стоимости. Все предметы, подлежащие аре­сту, предъявляются понятым и фискально обязанному лицу (его представителю). В соответствии со ст„ 77 НРС РФ отчуждение (за исключением производимого под контро­лем либо с разрешения налогового или таможенного орга­на, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются.

Меры обеспечения уплаты налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу

Помимо указанных выше способов обеспечения прину­дительной уплаты прижимистыми налогоплательщиками положенных налогов и сборов, в соответствии со статьей 122 Таможенного кодекса РФ уплата таможенных плате­жей может обеспечиваться:

1) залогом товаров и транспортных средств;

2) банковской гарантией;

3) внесением на депозит определенных сумм.

Кратко рассмотрим эти способы обеспечения уплаты

налогов и сборов при перемещении товаров через таможен­ную границу.

По общему правилу, при залоге заложенные товары и транспортные средства остаются у залогодателя. Но зало­годатель не вправе распоряжаться предметом залога без согласия таможенного органа. Оформление залога и обра­щение взыскания на предмет залога осуществляются в со­ответствии с законодательством Российской Федерации о залоге.

В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей может использоваться также банковская гарантия, т.е. га­рантия, выданная в установленном порядке кредитной организацией, имеющей лицензию Банка России на прове­дение операций в иностранной валюте, Указанные кредит­ные организации включаются по их заявлению в специ­альный реестр, который ведется ГТК России.

Другим способом обеспечения уплаты налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу яв­ляется депозит. В данном случае он представляет собой внесение на соответствующий счет такой суммы таможен­ных платежей, которая подлежала бы уплате, если бы това­ры были выпущены для свободного обращения либо выве­зены в соответствии с таможенным режимом экспорта. При этом в отличие от традиционного депозита, предусмот­ренного банковским законодательством, за время хранения сумм на таможенном депозите проценты не начисляются.

Арест имущества как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Под арестом имущества как способом обеспечения исполнения решения о взыскании налога понимается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества. Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком, налоговым агентом, плательщиком сборов, являющимися организациями, в установленные сроки обязанности по уплате налога (пеней, штрафов) и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество. Например, в письме МНС России от 21 июня 2000 г. № ВБ-6-31/[email protected] говорится о необходимости наложения ареста на имущество организаций- должников в целях предотвращения возможности вносить это имущество в качестве взноса в уставный капитал при создании новых организаций. Аресту может быть подвергнуто все имущество фискальнообязанного лица, но при этом только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанностей но уплате налога, пеней, штрафов.

Решение о наложении ареста на имущество фискальнообязанного лица принимается руководителем (его заместителем) контролирующего органа в форме соответствующего постановления, в котором определяется место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест. Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового органа при прекращении обязанности по уплате налога (пеней, штрафов). Вышеуказанное решение действует с момента наложения ареста до отмены (в случае прекращения обязанности по уплате налога) этого решения уполномоченным должностным лицом контролирующего органа, вынесшим такое решение, или вышестоящим налоговым органом либо судом.

Арест имущества бывает двух видов:

а) полный арест имущества – такое ограничение прав фискальнообязанного лица в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа;

б) частичный арест имущества – при таком аресте владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа.

Перед производством ареста имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить фискальнообязанному лицу или его представителю решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия. Фискальнообязанное лицо, в отношении которого производится арест имущества, его законный и (или) уполномоченный представитель вправе присутствовать при аресте имущества. Арест производится с участием понятых, а если возникает необходимость, то с участием специалиста. Им, а также фискальнообязанному лицу разъясняются их права и обязанности. Запрещается проведение ареста имущества в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В нем либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности – их стоимости. Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и фискальнообязанному лицу (его представителю). В соответствии со ст. 77 НК отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются.

6. Следующие обеспечительные меры – запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа, банковская гарантия, залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, введены с 1 января 2007 г. и направлены на обеспечение возможности исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Применяются они в случаях, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение указанного решения и (или) взыскание недоимки (пеней, штрафов). Для их применения руководителем налогового органа выносится решение.

Запрет па отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа применяется к организациям, индивидуальным предпринимателям и производится последовательно в отношении:

– недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг);

– транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;

– иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;

– готовой продукции, сырья и материалов.

При этом запрет на отчуждение имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая но данным бухгалтерского учета, меньше общей суммы недоимки (пеней, штрафов), подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности. Порядок применения этой меры фактически не урегулирован НК. Имеется некоторое сходство рассматриваемой обеспечительной меры по своей правовой природе с частичным арестом имущества налогоплательщика. Правда, в отличие от запрета на отчуждение имущества, при аресте владение и пользование имуществом налогоплательщик осуществляет без ограничений, он не может им лишь распоряжаться.

Банковская гарантия представляет собой подтверждение обязанности банка уплатить указанную в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) сумму недоимки (пеней, штрафов) в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок. В отношении банковской гарантии как обеспечительной меры существует одно условие, при котором налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в замене таких обеспечительных мер, как приостановление операций по счетам в банке и запрет на отчуждение имущества, на банковскую гарантию. А именно, если налогоплательщик на сумму, подлежащую уплате в бюджетную систему РФ, представит действующую банковскую гарантию банка, включенного в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковской гарантии в целях налогообложения. Перечень ведется Минфином России.

Рассматриваемую обеспечительную меру также используют при заявительном порядке возмещения НДС. Помимо всего прочего, она может быть востребована при реализации подакцизных товаров за пределы таможенной границы Таможенного союза и помещенных под таможенный режим экспорта либо при ввозе этих товаров в портовую особую экономическую зону. Порядок применения этой меры практически не урегулирован НК, поэтому при оформлении банковской гарантии применяются нормы гражданского законодательства.

Поручительство, залог имущества, а также банковская гарантия и залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, могут быть назначены налоговым органом в качестве замены таких мер, как приостановление операций налогоплательщика по счетам в банке и запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа, по просьбе налогоплательщика, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер.

Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм

Зачет и возврат излишне уплаченного налога (сбора) или пени и штрафа

Такая операция производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом факте излишней уплаты им налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. Если обнаружены факты, свидетельствующие о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов.

Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком. Сумма излишне уплаченного налога может быть:

1) направлена на погашение недоимки, пеней;

2) зачтена в счет предстоящих платежей фискальнообязанного лица по этому же или иным налогам;

3) возвращена фискальнообязанному лицу.

Зачет и возврат излишне взысканного налога (сбора) и пени и штрафа

Правила зачета и возврата сумм налога (сбора), пени и штрафа применяются в отношении налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога (сбора) или пени, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта. По общему правилу излишне взысканная сумма денежных средств подлежит возврату налогоплательщику. Однако при наличии у него недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням и штрафам, причитающимся по тем же налогам и сборам, возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки.

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени и штрафа по ним должен осуществляться в срок, установленный законодательством.

Действующим законодательством (в частности, положениями отдельных глав части второй НК, например гл. 25.3 НК «Государственная пошлина») предусматриваются некоторые дополнения к порядку возврата и зачета излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм по конкретным налогам и сборам.

Арест имущества

Правила наложения ареста на имущество определены ст. 77 НК РФ. Арест в качестве способа обеспечения исполнения налоговой обязанности может быть применен в отношении имущества организаций, выступающих в налоговых отношениях в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов. Данный способ обеспечения не применяется в отношении имущества физических лиц.

Арестом имущества признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности организации в отношении его имущества. Арест носит характер временного ограничения права собственности налогообязанного лица в целях обеспечения исполнения возложенной на него налоговой обязанности. Основанием его применения в качестве способа обеспечения исполнения налоговой обязанности является вынесение налоговым органом решения о взыскании налога, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со ст. 47 ПК РФ. НК РФ предусматривает и условия применения ареста имущества: наличие у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Представляется, что арест имущества является самой жесткой мерой налогово-правового принуждения, которую законодатель включил в число способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. В настоящее время предусмотрены два вида ареста имущества: полный и частичный.

Полным арестом имущества признается такое ограничение прав организации, при котором она не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Частичным арестом имущества признается такое ограничение прав организации, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и иод контролем налогового или таможенного органа.

Защищая имущественные интересы организации, законодатель установил, что аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов (п. 5 ст. 77 НК РФ). Вместе с тем это не исключает и возможности наложения ареста на все имущество организации (п. 4 ст. 77 НК РФ). Арест может налагаться лишь на имущество, принадлежащее организации на праве собственности или хозяйственного ведения. Он не налагается на имущество, принадлежащее ей на праве оперативного управления, так как к организациям, обладающим имуществом на данном вещном праве, нс применяется взыскание в порядке ст. 47 НК РФ. Арест также не налагается на имущество, полученное недоимщиком во владение или пользование на основании договора.

Арест производится на основании постановления руководителя (его заместителя) налогового или таможенного органа. Арест производится исключительно с санкции прокурора. Необходимость получения санкции прокурора для осуществления ареста имущества призвана обеспечить законность применения данного способа обеспечения. Решение о санкционировании ареста принимает орган прокуратуры. При отказе в выдаче санкции по причине несоблюдения формы постановления, после внесения соответствующих исправлений налоговым органом, постановление подлежит повторному направлению в орган прокуратуры. В случае отказа в даче санкции прокурором налоговый орган вправе обратиться с этим же вопросом к вышестоящему прокурору. При проведении ареста обязательно присутствие понятых, в качестве которых могут быть приглашены любые нс заинтересованные в исходе дела физические лица. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. Перед арестом имущества должностные лица, его производящие, обязаны предъявить представителю налогоплательщика-организации постановление о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества, в котором, а также в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности – их стоимости. Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и представителю налогоплательщика-организации.

Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться арестованное имущество. Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие арестованного имущества не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

По просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на залог имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ.

Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов или заключении договора о залоге имущества в соответствии.

научная статья по теме АРЕСТ ИМУЩЕСТВА КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, ПЕНЕЙ И ШТРАФОВ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «АРЕСТ ИМУЩЕСТВА КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, ПЕНЕЙ И ШТРАФОВ»

нального представительства адвокатами потерпевших и частных истцов в уголовном судопроизводстве.

Закладывая основные идеи формирования прав человека, Всеобщая декларация содержит нормы, характеризующие само судопроизводство, что важно и закономерно. Назовем их.

В целях справедливости суд предполагается гласным (ст. 10, ч. 1 ст. 11), независимым и беспристрастным (ст. 10), что отчасти раскрывает элементы традиционного понимания содержания функции разрешения дела (правосудия).

Одновременно частично дается характеристика действий сторон. При определении прав и обязанностей в ходе установления обоснованности уголовного обвинения участники судопроизводства предполагаются равными (ст. 10).

Уточняя характеристику уголовного судопроизводства, Всеобщая декларация предоставляет стороне защиты широкие возможности («все возможности») для защиты. Это подразумевает возможность активности стороны защиты и предполагаемую одновременно раздельность функций сторон.

Совокупно нормы ст. 10 и ст. 11 Всеобщей декларации устанавливают положения, которые могли являться прообразом ныне действующей ч. 3 ст. 123 Конституции России об осуществлении судопроизводства на основе равенства сторон и состязательности.

В качестве вывода можно констатировать, что с принятием Всеобщей декларации в международном праве возникли не только нормы о правах человека,

но и нормы о праве человека на защиту своих прав (гарантии прав).

Это само по себе позволяло бы осуществлять прикладные научные исследования, связанные с разнообразными формами и способами профессионального представительства и защиты адвокатами прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве.

Однако в юридической науке того периода это не поддерживалось государственным (конституционным) законодательством, прямо не включавшем нормы международного законодательства в систему внутригосударственного законодательства.

Воздействие приведенных норм международного права на отечественную юридическую науку проявилось в современный период, детерминировав теорию адвокатского мастерства.

Л.А. ЗАШЛЯПИН, кандидат юридических наук

1 См., напр., Островский Я.А. ООН и права человека. М., 1968. С. 41.

2 См.: Доклад ООН E/CN.4/L.610/.

3 См., напр., Лукашук И.И. Международное право: Общая часть: Учебник. М., 2000. С. 165.

4 Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С. 18.

5 См., напр., Смирнов В.Н, Усманов P.P. История адвокатуры Среднего Урала. Екатеринбург, 1999. С. 162—171.

6 Мюллерсон P.A. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991. С. 71.

АРЕСТ ИМУЩЕСТВА КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ,

ПЕНЕЙ И ШТРАФОВ

Своевременная и полная уплата налогов — конституционная обязанность каждого налогоплательщика. Однако по различным причинам налогоплательщику не всегда удается выполнить финансовые обязательства перед государством, а некоторые субъекты сознательно уклоняются от их исполнения.

В связи с последним обстоятельством государство вынуждено гарантировать поступление налоговых платежей посредством применения к имуществу налогоплательщика мер обеспечительного характера. Указанные меры и порядок их осуществления предусмотрены гл. 11 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).

НК РФ в числе способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов предусматривает как гражданско-правовые способы, так и способы обеспечения, характерные для отношений, построенных на властном подчинении одной стороны другой, т.е. финансово-правовые и административно-правовые.

К финансово-правовым способам следует отнести приостановление операций по счетам в кредитных организациях, к административно-правовым — арест имущества (полный или частичный).

Рассмотрим арест имущества в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей.

Определение указанному понятию дается в ст. 77 НК РФ — арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налогов, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

Следует отметить, что с 1 января 2007 г. ст. 77 НК РФ не претерпела каких-либо существенных изменений, за исключением одного — арест имущества может быть применен для обеспечения исполнения обязанности по уплате не только налогов, но также пеней и штрафов1. На наш взгляд, арест имущества

следует признать самой жесткой мерой государственного принуждения, которую законодатель включил в число способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налогов, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Арест имущества может быть полным или частичным. Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование им производятся с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Отметим, что рассматриваемый способ обеспечения исполнения обязанностей может быть применен только для обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со ст. 47 НК РФ. К сожалению, функциональное назначение ареста имущества в НК РФ описано несколько противоречиво, как и в случае с приостановлением операций по счетам. Это проявляется в том, что согласно ст. 72 НК РФ арест имущества является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, в то время как в ст. 77 НК РФ установлено, что он применяется в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налогов, пеней и штрафов.

Представляется, что обеспечительные правовые средства, перечисленные в ст. 72 НК РФ, своей основной целью не могут иметь обеспечение исполнения актов фискальных органов, потому что такие акты являются лишь частью правовой процедуры принуждения налогоплательщика к исполнению юридической обязанности уплатить налог.

Арест имущества является мерой государственного принуждения. В то же время встречаются разные точки зрения на этот вопрос. В частности, Д. Бахрах и Л. Кролис рассматривают арест имущества недоимщика как меру пресечения, хотя и указывают, что арест имущества используется как «. процессуальная, обеспечительная мера, призванная создать условия для последующего возмещения недоимки, вреда, уплаты недоимки, штрафа»2.

Арест имущества в налоговых правоотношениях не соответствует определению административных мер пресечения как мер, направленных на принудительное прекращение противоправных действий (деятельности) соответствующих субъектов. При неуплате налогов (при отсутствии уклонения от их уплаты) нарушение законодательства о налогах и сборах совершается в форме бездействия. Представляется, что арест имущества по ст. 77 НК РФ более обоснованно

рассматривать как несанкционированное правовое средство, которое не дает итоговой оценки правонарушению и является обеспечительным, несамостоятельным средством воздействия.

Наложение ареста ограничивает конституционные права собственника. В связи с этим право на использование этой меры должно определяться федеральным законом, где необходимо устанавливать процедуру реализации указанного права государственного органа3.

В налоговых правоотношениях порядок ареста имущества, налагаемого налоговыми или таможенными органами, регламентируется ст. 77 НК РФ, а также корреспондирующими ей нормами гл. 8 НК РФ, посвященными принудительному исполнению обязанности по уплате налогов (сборов)4.

Следует отметить, что арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации.

Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налогов, пеней и штрафов.

Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления. Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых.

Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества. Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику-организации (его представителю) разъясняются их права и обязанности.

Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налогов, пеней и штрафов. Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом органа налоговой службы или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом. Правила ст. 77 НК РФ применяются также в отношении ареста имущества налогового агента-организации и плательщика сбора — организации (п. 14 ст. 77 НК РФ).

М.Е. ВЕРСТОВА, кандидат юридических наук

1 ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» от 27 июля 2006 г. № 1Э7-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31. Ст. 3436.

2 Бахрах Д., Кролис Л. Взыскание недоимок и пени с налогоплательщиков // Хозяйство и право. 1995. № 9—10.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Постановление Арбитражного суда Свердловской области от 16 сентября 2004 г. N А60-16584/2004-С8 Постановление о наложении ареста на имущество вынесено незаконно, поскольку у налогового органа не было достаточных оснований полагать, что заявитель скроет свое имущество (извлечение)

Постановление Арбитражного суда Свердловской области
от 16 сентября 2004 г. N А60-16584/2004-С8

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 декабря 2004 г. N Ф09-5133/04АК настоящее постановление оставлено без изменения

Арбитражный суд Свердловской области в составе: председательствующего, судей, при участии:

от заявителя — Комарова М.В., юрисконсульт, доверенность N 7/1-201 от 16.09.04;

от заинтересованного лица — Мишенева Л.Б., главный специалист юридического отдела, доверенность N 11-5 от 05.10.02,

рассмотрел 16.09.04 в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИМНС РФ N 10 по Свердловской области на решение от 28.07.04 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А6016584/2004-С8, по заявлению ЗАО «Искра» к Межрайонной Инспекции МНС РФ N 10 по Свердловской области о признании недействительным постановления о наложении ареста.

Закрытое акционерное общество «Искра» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Свердловской области от 01.06.04 о наложении ареста на имущество ЗАО «Искра»

Решением от 28.07.04 заявленные требования удовлетворены.

Постановление Межрайонной Инспекции МНС РФ N 10 по Свердловской области от 01.06.04 о наложении ареста на имущество ЗАО «Искра» признано недействительным.

Поскольку суммы в вынесенных на основании ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации постановлениях не совпадают с суммой, указанной в оспариваемом постановлении, суд посчитал, что при вынесении последнего налоговым органом нарушены требования п. 3 ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке статей 258 , 266 , 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе МРИ МНС РФ N 10 по Свердловской области, просит его отменить.

Оспаривая решение, заинтересованное лицо указывает, что в части, не превышающей 7375521 руб. постановление налогового органа о наложении ареста на имущество налогоплательщика от 19.04.04 отвечает требованиям п. 3 ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации и является законным. Возможность признать оспариваемый ненормативный правовой акт незаконным в части установлена ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит исходя из следующего.

В соответствии с п. 7 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание.

Согласно ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество, в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога производится арест имущества налогоплательщика.

При этом, арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

Как установлено материалами дела, Межрайонной Инспекцией МНС РФ N 10 по Свердловской области в соответствии со ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации были вынесены постановления о взыскании налога (сбора) и пени за счет имущества ЗАО «Искра» N 30 от 07.07.03 и N 2 от 28.01.04.

Согласно указанным постановлениям за счет имущества налогоплательщика подлежат взысканию налоги (сборы) и пени в общей сумме 7375521 рубль.

Постановлением N 1 от 01.06.04 руководитель МРИ МНС РФ N 10 по Свердловской области в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) наложил частичный арест на имущество ЗАО «Искра» на сумму не более 9918000 рублей.

В качестве оснований для наложения ареста налоговый орган указал неисполнение ЗАО «Искра» в установленные сроки обязанности по уплате налогов и превышение общей суммы задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (с учетом штрафов и пени) и превышение общей суммы задолженности, в том числе отсроченной (рассроченной), к уплате 50 процентов балансовой стоимости имущества ЗАО «Искра».

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что налоговым органом нарушены нормы налогового законодательства.

Согласно постановлениям N 30 от 07.07.03 и N 2 от 28.01.04 за счет имущества заявителя подлежит взысканию налоги (сборы) и пени в общей сумме 7375521 рублю.

В соответствии с постановлением N 1 от 01.06.04 наложен арест на имущество на сумму не более 9918000 руб.

Таким образом, поскольку указанные суммы не совпадают, налоговым органом нарушено требования ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, налоговым органом не доказан факт возможности принятия мер заявителем к сокрытию имущества с целью уклонения от уплаты задолженности по налогам и пени. Поскольку у налогового органа не было достаточных оснований полагать, что заявитель скроет свое имущество, постановление о наложении ареста на имущество вынесено с нарушением ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации.

Довод налогового органа о том, что общая сумма задолженности заявителя по налоговым платежам (с учетом штрафов и пени) превышает 50 процентов балансовой стоимости имущества налогоплательщика, судом во внимание не принимается как не основанный на законе.

Между тем, согласно платежным поручениям на оплату налогов и справки подразделения службы судебных приставов N 43 г. Первоуральска, ЗАО «Искра» на 01.06.04 сумма задолженности была погашена.

Доказательств недостоверности сведений, указанных в справке ПССП N 43 г. Первоуральска, налоговый орган не представил.

Таким образом, довод налогового органа о неисполнении заявителем обязанности по уплате налогов (сборов) и пени в суммах, указанных в постановлениях N 30 от 07.07.03 и N 2 от 28.01.04 опровергается материалами дела.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что заявленные требования следует удовлетворить.

На основании изложенного, суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 269 , 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил:

Решение от 28.07.04 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.