Бюджетный кодекс статья 21

Статья 21. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства,

в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых

органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной

власти субъектов Российской Федерации, на финансирование осуществления отдельных

государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской

Федерации являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на

выполнение функций государства.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской

Федерации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств

на выполнение функций государства в пределах разделов.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий

уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации

и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям

деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах

подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Классификация видов расходов бюджета образует четвертый уровень функциональной

классификации расходов бюджетов Российской Федерации и детализирует направления

финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

Бюджетный кодекс статья 21

1. Код классификации расходов бюджетов состоит из:

  • 1) кода главного распорядителя бюджетных средств;
  • 2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
  • 3) утратил силу. — Федеральный закон от 22.10.2014 N 311-ФЗ.

2. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

3. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные вопросы:

  • функционирование Президента Российской Федерации;
  • функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;
  • функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;
  • функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;
  • судебная система;
  • обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;
  • обеспечение проведения выборов и референдумов;
  • международные отношения и международное сотрудничество;
  • государственный материальный резерв;
  • фундаментальные исследования;
  • резервные фонды;
  • прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;
  • другие общегосударственные вопросы;

    2) национальная оборона:

  • Вооруженные Силы Российской Федерации;
  • модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований;
  • мобилизационная и вневойсковая подготовка;
  • мобилизационная подготовка экономики;
  • подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;
  • ядерно-оружейный комплекс;
  • реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества;
  • прикладные научные исследования в области национальной обороны;
  • другие вопросы в области национальной обороны;

    3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:

  • органы прокуратуры и следствия;
  • органы внутренних дел;
  • войска национальной гвардии Российской Федерации;
  • органы юстиции;
  • система исполнения наказаний;
  • органы безопасности;
  • органы пограничной службы;
  • органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона;
  • обеспечение пожарной безопасности;
  • миграционная политика;
  • модернизация войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов;
  • прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;
  • другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

    4) национальная экономика:

  • общеэкономические вопросы;
  • топливно-энергетический комплекс;
  • исследование и использование космического пространства;
  • воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • сельское хозяйство и рыболовство;
  • водное хозяйство;
  • лесное хозяйство;
  • транспорт;
  • дорожное хозяйство (дорожные фонды);
  • связь и информатика;
  • прикладные научные исследования в области национальной экономики;
  • другие вопросы в области национальной экономики;

    5) жилищно-коммунальное хозяйство:

  • жилищное хозяйство;
  • коммунальное хозяйство;
  • благоустройство;
  • прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства;
  • другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства;

    6) охрана окружающей среды:

  • экологический контроль;
  • сбор, удаление отходов и очистка сточных вод;
  • охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
  • прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;
  • другие вопросы в области охраны окружающей среды;

  • дошкольное образование;
  • общее образование;
  • дополнительное образование детей;
  • среднее профессиональное образование;
  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
  • высшее образование;
  • молодежная политика;
  • прикладные научные исследования в области образования;
  • другие вопросы в области образования;

    8) культура, кинематография:

  • культура;
  • кинематография;
  • абзацы четвертый — пятый утратили силу. — Федеральный закон от 30.09.2010 N 245-ФЗ;
  • прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии;
  • другие вопросы в области культуры, кинематографии;

  • стационарная медицинская помощь;
  • амбулаторная помощь;
  • медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;
  • скорая медицинская помощь;
  • санаторно-оздоровительная помощь;
  • заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;
  • санитарно-эпидемиологическое благополучие;
  • прикладные научные исследования в области здравоохранения;
  • другие вопросы в области здравоохранения;

    10) социальная политика:

  • пенсионное обеспечение;
  • социальное обслуживание населения;
  • социальное обеспечение населения;
  • охрана семьи и детства;
  • прикладные научные исследования в области социальной политики;
  • другие вопросы в области социальной политики;

    11) физическая культура и спорт:

  • физическая культура;
  • массовый спорт;
  • спорт высших достижений;
  • прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта;
  • другие вопросы в области физической культуры и спорта;

    12) средства массовой информации:

  • телевидение и радиовещание;
  • периодическая печать и издательства;
  • прикладные научные исследования в области средств массовой информации;
  • другие вопросы в области средств массовой информации;

    13) обслуживание государственного и муниципального долга:

  • обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга;
  • обслуживание государственного внешнего долга;

    14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации:

  • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • иные дотации;
  • прочие межбюджетные трансферты общего характера.
  • 4. Перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете либо в установленных настоящим Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

    Целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с государственными (муниципальными) программами, не включенными в государственные (муниципальные) программы направлениями деятельности органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов бюджета (в целях настоящего Кодекса — непрограммные направления деятельности), и (или) расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

    Каждому публичному нормативному обязательству, межбюджетному трансферту, обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), присваиваются уникальные коды целевых статей расходов соответствующего бюджета.

    Перечень и коды целевых статей расходов бюджетов устанавливаются финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

    Перечень и коды целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные межбюджетные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение.

    Перечень и коды целевых статей расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов устанавливаются соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации.

    5. Код вида расходов включает группу, подгруппу и элемент вида расходов.

    6. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами видов расходов являются:

    1) группа «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами»:

  • подгруппа «Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений»;
  • подгруппа «Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов»;
  • подгруппа «Расходы на выплаты персоналу в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны»;
  • подгруппа «Расходы на выплаты персоналу государственных внебюджетных фондов»;

    2) группа «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»:

  • подгруппа «Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества»;
  • подгруппа «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны»;
  • подгруппа «Закупка товаров, работ и услуг в целях формирования государственного материального резерва»;
  • подгруппа «Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»;

    3) группа «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»:

  • подгруппа «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам»;
  • подгруппа «Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат»;
  • подгруппа «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера»;
  • подгруппа «Стипендии»;
  • подгруппа «Премии и гранты»;
  • подгруппа «Иные выплаты населению»;

    4) группа «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности»:

  • подгруппа «Бюджетные инвестиции»;
  • подгруппа «Субсидии бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность»;
  • подгруппа «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам»;

    5) группа «Межбюджетные трансферты»:

  • подгруппа «Дотации»;
  • подгруппа «Субсидии»;
  • подгруппа «Субвенции»;
  • подгруппа «Иные межбюджетные трансферты»;
  • подгруппа «Межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации»;
  • подгруппа «Межбюджетные трансферты бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования»;
  • подгруппа «Межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации»;
  • подгруппа «Межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования»;

    6) группа «Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям»:

  • подгруппа «Субсидии бюджетным учреждениям»;
  • подгруппа «Субсидии автономным учреждениям»;
  • подгруппа «Субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений)»;

    7) группа «Обслуживание государственного (муниципального) долга»:

  • подгруппа «Обслуживание государственного долга Российской Федерации»;
  • подгруппа «Обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации»;
  • подгруппа «Обслуживание муниципального долга»;

    8) группа «Иные бюджетные ассигнования»:

  • подгруппа «Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг»;
  • подгруппа «Субсидии государственным корпорациям (компаниям)»;
  • подгруппа «Исполнение судебных актов»;
  • подгруппа «Исполнение государственных (муниципальных) гарантий без права регрессного требования гаранта к принципалу или уступки гаранту прав требования бенефициара к принципалу»;
  • подгруппа «Уплата налогов, сборов и иных платежей»;
  • подгруппа «Предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права»;
  • подгруппа «Резервные средства»;
  • подгруппа «Специальные расходы».
  • 7. Перечень единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементов видов расходов классификации расходов бюджетов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

    8. Министерство финансов Российской Федерации утверждает общие требования к порядку формирования перечня кодов элементов видов расходов классификации расходов бюджетов при дополнительной детализации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).

    Статья 21. Классификация расходов бюджетов

    СТ 21 БК РФ

    1. Код классификации расходов бюджетов состоит из:

    1) кода главного распорядителя бюджетных средств;

    2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

    2. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

    3. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

    1) общегосударственные вопросы:

    функционирование Президента Российской Федерации;

    функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;

    функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;

    функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;

    обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;

    обеспечение проведения выборов и референдумов;

    международные отношения и международное сотрудничество;

    государственный материальный резерв;

    абзац двенадцатый утратил силу;

    прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;

    другие общегосударственные вопросы;

    2) национальная оборона:

    Вооруженные Силы Российской Федерации;

    модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований;

    мобилизационная и вневойсковая подготовка;

    мобилизационная подготовка экономики;

    подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;

    реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества;

    прикладные научные исследования в области национальной обороны;

    другие вопросы в области национальной обороны;

    3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:

    органы прокуратуры и следствия;

    органы внутренних дел;

    войска национальной гвардии Российской Федерации;

    система исполнения наказаний;

    органы пограничной службы;

    органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

    защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона;

    обеспечение пожарной безопасности;

    модернизация войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов;

    прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

    другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

    4) национальная экономика:

    исследование и использование космического пространства;

    воспроизводство минерально-сырьевой базы;

    сельское хозяйство и рыболовство;

    дорожное хозяйство (дорожные фонды);

    связь и информатика;

    прикладные научные исследования в области национальной экономики;

    другие вопросы в области национальной экономики;

    5) жилищно-коммунальное хозяйство:

    прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства;

    другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства;

    6) охрана окружающей среды:

    сбор, удаление отходов и очистка сточных вод;

    охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

    прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;

    другие вопросы в области охраны окружающей среды;

    дополнительное образование детей;

    среднее профессиональное образование;

    профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

    прикладные научные исследования в области образования;

    другие вопросы в области образования;

    8) культура, кинематография:

    абзац четвертый утратил силу;

    абзац пятый утратил силу;

    прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии;

    другие вопросы в области культуры, кинематографии;

    стационарная медицинская помощь;

    медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;

    скорая медицинская помощь;

    заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;

    абзац девятый утратил силу;

    прикладные научные исследования в области здравоохранения;

    другие вопросы в области здравоохранения;

    10) социальная политика:

    социальное обслуживание населения;

    социальное обеспечение населения;

    охрана семьи и детства;

    прикладные научные исследования в области социальной политики;

    другие вопросы в области социальной политики;

    11) физическая культура и спорт:

    спорт высших достижений;

    прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта;

    другие вопросы в области физической культуры и спорта;

    12) средства массовой информации:

    телевидение и радиовещание;

    периодическая печать и издательства;

    прикладные научные исследования в области средств массовой информации;

    другие вопросы в области средств массовой информации;

    13) обслуживание государственного и муниципального долга:

    обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга;

    обслуживание государственного внешнего долга;

    14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации:

    дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

    прочие межбюджетные трансферты общего характера.

    4. Перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете либо в установленных настоящим Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

    Целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с государственными (муниципальными) программами, не включенными в государственные (муниципальные) программы направлениями деятельности органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов бюджета (в целях настоящего Кодекса — непрограммные направления деятельности), и (или) расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

    Каждому публичному нормативному обязательству, межбюджетному трансферту, обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), присваиваются уникальные коды целевых статей расходов соответствующего бюджета.

    Перечень и коды целевых статей расходов бюджетов устанавливаются финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

    Перечень и коды целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные межбюджетные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение.

    Перечень и коды целевых статей расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов устанавливаются соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации.

    5. Код вида расходов включает группу, подгруппу и элемент вида расходов.

    6. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами видов расходов являются:

    1) группа «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами»:

    подгруппа «Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений»;

    подгруппа «Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов»;

    подгруппа «Расходы на выплаты персоналу в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны»;

    подгруппа «Расходы на выплаты персоналу государственных внебюджетных фондов»;

    2) группа «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»:

    подгруппа «Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества»;

    подгруппа «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны»;

    подгруппа «Закупка товаров, работ и услуг в целях формирования государственного материального резерва»;

    подгруппа «Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»;

    3) группа «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»:

    подгруппа «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам»;

    подгруппа «Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат»;

    подгруппа «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера»;

    подгруппа «Премии и гранты»;

    подгруппа «Иные выплаты населению»;

    4) группа «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности»:

    подгруппа «Бюджетные инвестиции»;

    подгруппа «Субсидии бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность»;

    подгруппа «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам»;

    5) группа «Межбюджетные трансферты»:

    подгруппа «Иные межбюджетные трансферты»;

    подгруппа «Межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации»;

    подгруппа «Межбюджетные трансферты бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования»;

    подгруппа «Межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации»;

    подгруппа «Межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования»;

    6) группа «Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям»:

    подгруппа «Субсидии бюджетным учреждениям»;

    подгруппа «Субсидии автономным учреждениям»;

    подгруппа «Субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений)»;

    7) группа «Обслуживание государственного (муниципального) долга»:

    подгруппа «Обслуживание государственного долга Российской Федерации»;

    подгруппа «Обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации»;

    подгруппа «Обслуживание муниципального долга»;

    8) группа «Иные бюджетные ассигнования»:

    подгруппа «Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг»;

    подгруппа «Субсидии государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям»;

    подгруппа «Исполнение судебных актов»;

    подгруппа «Исполнение государственных (муниципальных) гарантий без права регрессного требования гаранта к принципалу или уступки гаранту прав требования бенефициара к принципалу»;

    подгруппа «Уплата налогов, сборов и иных платежей»;

    подгруппа «Предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права»;

    подгруппа «Резервные средства»;

    подгруппа «Специальные расходы».

    7. Перечень единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементов видов расходов классификации расходов бюджетов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

    8. Министерство финансов Российской Федерации утверждает общие требования к порядку формирования перечня кодов элементов видов расходов классификации расходов бюджетов при дополнительной детализации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).

    Комментарий к Ст. 21 Бюджетного кодекса РФ

    Определение функциональной классификации, содержащееся в комментируемой статье Бюджетного кодекса РФ, повторяется в статье 3 Федерального закона «О бюджетной классификации Российской Федерации».

    Функциональная классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства (отсюда и название классификации).

    Под функциями государства понимают основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ними задач. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, функции государства делятся на внутренние и внешние.

    К основным внутренним функциям государства относятся:

    — политическая функция (направление деятельности государства в политической сфере, нацеленное на создание демократического общества и обеспечение народовластия в его различных формах);

    — экономическая функция (направление деятельности государства в сфере экономики, проявляющееся в выработке экономической политики, управлении предприятиями, доля государственной собственности которых составляет более 50%, установлении правовых основ рыночных механизмов и ценовой политики, пресечении недобросовестной конкуренции, защите прав потребителей и т.д.);

    — социальная функция (деятельность государства по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека через гарантированное предоставление определенного объема благ за счет государства);

    — охрана прав и свобод человека и гражданина, всех форм собственности, защита конституционного строя и правопорядка;

    — экологическая и другие функции.

    Основными внешними функциями государства являются:

    — поддержание мирового порядка (сохранение мира, предотвращение войны, разоружение, сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и т.д.);

    — интеграция в мировую экономику;

    — сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем.

    Направление бюджетных средств на выполнение перечисленных функций государства отражается в функциональной классификации расходов.

    Законодатель выделяет четыре уровня функциональной классификации.

    Первый уровень функциональной классификации составляют разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

    Перечень разделов и подразделов функциональной классификации и соответствующие им коды содержатся в приложении 3 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации».

    Выделяются следующие разделы функциональной классификации расходов:

    — государственное управление и местное самоуправление (код 0100);

    — судебная власть (0200);

    — международная деятельность (0300);

    — национальная оборона (0400);

    — правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства (0500);

    — фундаментальные исследования и содействие научно — техническому прогрессу (0600);

    — промышленность, энергетика и строительство (0700);

    — сельское хозяйство и рыболовство (0800);

    — охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия (0900);

    — транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика (1000);

    — развитие рыночной инфраструктуры (1100);

    — жилищно — коммунальное хозяйство (1200);

    — предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (1300);

    — культура, искусство и кинематография (1500);

    — средства массовой информации (1600);

    — здравоохранение и физическая культура (1700);

    — социальная политика (1800);

    — обслуживание государственного долга (1900);

    — пополнение государственных запасов и резервов (2000);

    — финансовая помощь бюджетам других уровней (2100);

    — утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров (2200);

    — мобилизационная подготовка экономики (2300);

    — исследование и использование космического пространства (2400);

    — военная реформа (2500);

    — прочие расходы (3000);

    — целевые бюджетные фонды (3100).

    Второй уровень функциональной классификации расходов составляют подразделы, которые конкретизируют и уточняют направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Например, раздел «Государственное управление и местное самоуправление» (код 0100) включает шесть подразделов:

    — функционирование главы государства — Президента РФ (код 0101);

    — функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти (0102);

    — функционирование исполнительных органов государственной власти (0103);

    — деятельность финансовых и налоговых органов (0104);

    — прочие расходы на общегосударственное управление (0105);

    — функционирование органов местного самоуправления (0106).

    Раздел «Международная деятельность» (0300) включает пять подразделов:

    — международное сотрудничество (0301);

    — участие в миротворческой деятельности (0302);

    — реализация межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств (0303);

    — международные культурные, научные и информационные связи (0304);

    — экономическая и гуманитарная помощь другим государствам (0305).

    Третий уровень функциональной классификации расходов образует классификация целевых статей расходов федерального бюджета. Она отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации.

    Перечень целевых статей функциональной классификации расходов содержится в приложении 4 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации». Приведем некоторые из них:

    — содержание Президента РФ (код 001);

    — содержание президента республики в составе Российской Федерации и главы администрации субъекта Российской Федерации (002);

    — обеспечение деятельности Президента РФ (003);

    — обеспечение деятельности президента республики в составе Российской Федерации и главы администрации субъекта Российской Федерации (004);

    — содержание Администрации Президента РФ (005);

    — содержание Управления делами Президента РФ (006) и др.

    Наконец, четвертый уровень функциональной классификации расходов — это классификация видов расходов бюджета. Она детализирует направления финансирования расходов по целевым статьям.

    Перечень видов расходов функциональной классификации содержится в приложении 5 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации». Вот некоторые из видов расходов:

    — денежное содержание Президента РФ (код 001);

    — денежное содержание президента республики в составе Российской Федерации и главы администрации субъекта Российской Федерации (002);

    — денежное содержание Руководителя Администрации Президента РФ и его заместителей (003);

    — содержание резиденций президента республики в составе Российской Федерации и главы администрации субъекта Российской Федерации (004);

    — денежное содержание Аппарата Администрации Президента РФ (005);

    — содержание резиденций Президента РФ (006) и др.

    Комментарий к СТ 21 БК РФ

    Статья 21 БК РФ. Классификация расходов бюджетов

    Комментарий к статье 21 БК РФ:

    Статья 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает классификацию расходов бюджетов.

    Классификация расходов бюджетов, так же, как и классификация доходов, имеет свой код, структура которого состоит из нескольких кодов:

    1. Код главного распорядителя бюджетных средств.

    2. Код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов.

    3. Код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

    Первым кодом классификации является код главного распорядителя бюджетных средств.

    Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (ст. 6) главным распорядителем бюджетных средств является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

    Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет, что распорядителями бюджетных средств являются:

    — орган государственной власти (государственный орган);

    — орган управления государственным внебюджетным фондом;

    — орган местного самоуправления;

    — орган местной администрации;

    — бюджетное учреждение. Все вышеперечисленные субъекты бюджетных правоотношений являются распорядителями бюджетных средств в том случае, если они имеют право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

    Получателями бюджетных средств являются:

    — орган государственной власти (государственный орган);

    — орган управления государственным внебюджетным фондом;

    — орган местного самоуправления;

    — орган местной администрации.

    Получатели бюджетных средств должны находиться в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетного учреждения и иметь право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

    Определение статуса главных распорядителей бюджетных средств является прерогативой законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующего уровня.

    Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета устанавливается законом о федеральном бюджете.

    Перечень главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается законом о бюджете субъекта Российской Федерации.

    Перечень главных распорядителей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов устанавливается законом о бюджете соответствующего государственного внебюджетного фонда.

    Перечень главных распорядителей средств местных бюджетов устанавливается решением о соответствующем местном бюджете.

    Перечень главных распорядителей средств соответствующего бюджета должен содержаться в составе ведомственной структуры расходов.

    Классификация расходов бюджетов подразделяется на четыре уровня:

    — разделы классификации расходов бюджетов;

    — подразделы классификации расходов бюджетов;

    — целевые статьи классификации расходов бюджетов;

    Наиболее укрупненными в классификации расходов бюджетов являются разделы, а подразделы, целевые статьи и виды расходов более подробно детализируют разделы классификации расходов бюджетов.

    Первые два уровня классификации расходов бюджетов являются едиными для бюджетов всех уровней бюджетной системы, что также свидетельствует о единстве бюджетной системы Российской Федерации.

    Согласно определению бюджета, данного в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. На этом основании разделы классификации расходов бюджетов формируются исходя из укрупненных задач и функций государства, так как все задачи и функции должны быть обеспечены денежными средствами. Подразделы детализируют задачи и функции, осуществляемые государством посредством органов государственной власти и местного самоуправления.

    Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает 11 разделов классификации расходов бюджетов, такие, как:

    1) общегосударственные вопросы;

    2) национальная оборона;

    3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

    4) национальная экономика;

    5) жилищно-коммунальное хозяйство;

    6) охрана окружающей среды;

    8) культура, кинематография, средства массовой информации;

    9) здравоохранение, физическая культура и спорт;

    10) социальная политика;

    11) межбюджетные трансферты.

    Указанные разделы классификации расходов бюджетов определяют наиболее фундаментальные направления обеспечения функционирования государства и наиболее важные сферы жизнедеятельности гражданина.

    Данные разделы включают следующие подразделы классификации расходов бюджетов, которые также являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:

    1) общегосударственные вопросы:

    функционирование Президента Российской Федерации;

    функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;

    функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;

    функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;

    обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;

    обеспечение проведения выборов и референдумов;

    международные отношения и международное сотрудничество;

    государственный материальный резерв;

    обслуживание государственного и муниципального долга;

    прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;

    другие общегосударственные вопросы;

    2) национальная оборона:

    Вооруженные Силы Российской Федерации;

    модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований;

    мобилизационная и вневойсковая подготовка;

    мобилизационная подготовка экономики;

    подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;

    реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества;

    прикладные научные исследования в области национальной обороны;

    другие вопросы в области национальной обороны;

    3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:

    органы внутренних дел;

    система исполнения наказаний;

    органы пограничной службы;

    органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

    защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона;

    обеспечение пожарной безопасности;

    модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов;

    прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

    другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

    4) национальная экономика:

    исследование и использование космического пространства;

    воспроизводство минерально-сырьевой базы;

    сельское хозяйство и рыболовство;

    связь и информатика;

    прикладные научные исследования в области национальной экономики;

    другие вопросы в области национальной экономики;

    5) жилищно-коммунальное хозяйство:

    прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства;

    другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства;

    6) охрана окружающей среды:

    сбор, удаление отходов и очистка сточных вод;

    охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

    прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;

    другие вопросы в области охраны окружающей среды;

    начальное профессиональное образование;

    среднее профессиональное образование;

    профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

    высшее и послевузовское профессиональное образование;

    молодежная политика и оздоровление детей;

    прикладные научные исследования в области образования;

    другие вопросы в области образования;

    8) культура, кинематография, средства массовой информации:

    телевидение и радиовещание;

    периодическая печать и издательства;

    прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации;

    другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации;

    9) здравоохранение, физическая культура и спорт:

    стационарная медицинская помощь;

    медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;

    скорая медицинская помощь;

    заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;

    физическая культура и спорт;

    прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта;

    другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта;

    10) социальная политика:

    социальное обслуживание населения;

    социальное обеспечение населения;

    охрана семьи и детства;

    прикладные научные исследования в области социальной политики;

    другие вопросы в области социальной политики;

    11) межбюджетные трансферты:

    дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

    субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии);

    субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

    иные межбюджетные трансферты;

    межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.

    Действующее законодательство Российской Федерации в рамках разделов и подразделов классификации расходов бюджетов предусматривает те расходы, которые ранее включались в функциональную классификацию расходов, которая была названа таковой от слова «функции», предусмотренные в данной классификации. Основные разделы, которые были утверждены в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», сохранены. Вместе с тем, исходя из приоритетов государственной, социально-экономической политики, курса национальной политики, провозглашенных в частности в посланиях Президента Российской Федерации , бюджетная классификация расходов дополнена некоторыми подразделами. Это такие разделы, как модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований; модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов; дорожное хозяйство; благоустройство; экологический контроль; профессиональная подготовка; стационарная медицинская помощь; амбулаторная помощь; медицинская помощь в дневных стационарах всех типов; скорая медицинская помощь; санаторно-оздоровительная помощь; заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов; санитарно-эпидемиологическое благополучие; охрана семьи и детства; дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии); субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

    Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10.05.2006 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // РГ. N 97. 11.05.2006; Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.04.2007 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // РГ. N 90. 27.04.2007.

    Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе детализировать расходы бюджета, но только в части целевых статей и видов расходов бюджета.

    Право на детализацию целевых статей и видов расходов относится к компетенции законодательных (представительных) органов государственной власти и утверждается законом (решением) о бюджете. В случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, детализация может осуществляться сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. В частности, такой случай предусмотрен в ст. 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой порядок составления и ведения бюджетных росписей может устанавливать право или обязанность главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств осуществлять детализацию утверждаемых бюджетной росписью показателей по расходам по кодам классификации операций сектора государственного управления.

    В законе о бюджете должны содержаться перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета, которые утверждаются в составе ведомственной структуры расходов. Ведомственная структура расходов — это распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации.

    Поскольку согласно ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, то целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Расходные обязательства — это обязанности публично-правового образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

    Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), проекту для осуществления бюджетных инвестиций, подпадающему под установленные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации критерии, присваиваются уникальные коды целевых статей и (или) видов расходов соответствующего бюджета.

    Государство не может произвольно отказываться от выполнения своих публично-правовых обязательств и должно обеспечивать их денежными средствами, предусмотренными в соответствующем бюджете. Другие функции государства также должны быть обеспечены финансовыми средствами.

    Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает и устанавливает порядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов в части, относящейся к публичным нормативным обязательствам, а также обеспечению деятельности (выполнению полномочий) органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления.

    Перечень, коды целевых статей и (или) видов расходов бюджетов субвенций или межбюджетных субсидий, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные субвенции и межбюджетные субсидии.

    То есть для федерального бюджета порядок определения перечня, кодов целевых статей и (или) видов расходов бюджетов субвенций или межбюджетных субсидий устанавливается Министерством финансов Российской Федерации, для региональных бюджетов — финансовыми органами субъектов Российской Федерации, и для местных бюджетов — финансовыми органами местного самоуправления.

    Особый порядок предусмотрен для финансового обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение военной и правоохранительной службы. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что перечень и коды целевых статей и (или) видов расходов федерального бюджета в части, касающейся финансового обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение военной и правоохранительной службы, должны обеспечивать сопоставимость и соблюдение единых принципов отражения соответствующих расходов.