Что такое недвижимое имущество в рк

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 26 июля 2007 года №310-III ЗРК

О государственной регистрации прав на недвижимое имущество

(В редакции Законов Республики Казахстан от 10.12.2008 г. №101-IV ЗРК, 25.12.2008 г. №113-IV ЗРК, 12.02.2009 г. №133-IV ЗРК, 22.04.2009 г. №151-IV ЗРК, 28.08.2009 г. №192-IV ЗPK, 02.04.2010 г. №262-IV ЗРК, 10.02.2011 г. №406-IV ЗРК, 01.03.2011 г. №414-IV ЗРК, 25.03.2011 г. №421-IV ЗРК, 21.07.2011 г. №468-IV ЗРК, 22.07.2011 г. №479-IV ЗРК, 27.04.2012 г. №15-V ЗРК (см. сроки вступления в силу), 21.06.2012 г. №19-V ЗРК, 10.07.2012 г. №34-V ЗРК, 26.11.2012 г. №57-V ЗРК, 08.01.2013 г. №64-V ЗРК, 15.04.2013 г. №89-V ЗРК, 07.03.2014 г. №177-V ЗРК, 10.06.2014 г. №206-V ЗРК, 29.09.2014 г. №239-V ЗРК, 07.11.2014 г. №248-V ЗРК, 29.12.2014 г. №269-V ЗРК, 27.04.2015 г. №311-V ЗРК, 02.08.2015 г. №343-V ЗРК (вступил в силу 06.02.2016), 29.10.2015 г. №376-V ЗРК, 17.11.2015 г. №408-V ЗРК (вступил в силу 01.03.2016), 24.11.2015 г. №419-V ЗРК, 24.11.2015 г. №422-V ЗРК, 29.03.2016 г. №479-V ЗРК, 27.02.2017 г. №49-VI ЗРК, 24.05.2018 г. №156-VI ЗРК, 04.07.2018 г. №174-VI ЗРК)

Настоящий Закон определяет цели, задачи и правовые основы в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) преимущественные интересы — права (обременения прав) на недвижимое имущество, которые в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами не подлежат обязательной государственной регистрации в правовом кадастре и признаются действительными без государственной регистрации;

2) ранее возникшее право (обременение права) — право (обременение права) на недвижимое имущество, которое возникло до 1 марта 1996 года и действительно при условии его соответствия законодательству, действовавшему на момент возникновения соответствующего права;

3) учетная регистрация — регистрация прав (обременении прав) на недвижимое имущество с целью учета прав (обременении прав) на недвижимое имущество, действительных без государственной регистрации в правовом кадастре, в том числе ранее возникших прав;

4) личный сервитут — сервитут в пользу определенного лица, не связанный с обладанием им господствующего объекта недвижимости;

5) недвижимое имущество (недвижимость) — земельные участки, здания, сооружения и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно;

6) государственная регистрация прав на недвижимое имущество (далее — государственная регистрация) — обязательная процедура признания и подтверждения государством возникновения, изменения или прекращения прав (обременении прав) на недвижимое имущество и иных объектов государственной регистрации в правовом кадастре в порядке и сроки, установленные настоящим Законом и иными законами;

7) первичный объект недвижимости — здания и сооружения различного функционального назначения, а также объекты особого регулирования и градостроительной регламентации;

8) вторичный объект недвижимости — жилые и нежилые помещения, которым в целях регистрации прав на них присваиваются кадастровые номера как объектам индивидуального (раздельного) права собственности (иного вещного права);

9) обременение права на недвижимое имущество — любое ограничение права на недвижимое имущество, возникшее в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан или соглашением сторон и выражающееся в ограничении правомочия правообладателя на владение, пользование и (или) распоряжение недвижимым имуществом;

10) формирование объекта недвижимости — процесс установления уникальных идентификационных характеристик объекта недвижимости и присвоение ему кадастрового номера;

11) служащий объект недвижимости — объект недвижимости, обремененный сервитутом;

12) идентификационные характеристики объекта недвижимости — сведения об объекте недвижимого имущества, включая адрес, регистрационный код адреса (при его наличии), вид недвижимости, кадастровый номер, форму собственности, количество составляющих, категорию земель, делимость, целевое назначение, этажность, площадь (общая, жилая, полезная), необходимые для целей ведения правового кадастра;

13) юридические притязания — юридические факты, которые свидетельствуют об оспаривании третьими лицами либо наличии интереса в отношении прав на недвижимое имущество;

14) кадастровый номер — индивидуальный, не повторяющийся на территории Республики Казахстан, номер объекта недвижимости, который присваивается в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

15) объект кондоминиума — имущественный комплекс, состоящий из земельного участка (земельных участков), первичных и вторичных объектов, на который устанавливается в соответствии с законодательством Республики Казахстан собственность на недвижимое имущество в форме кондоминиума;

16) правоустанавливающие документы — документы, на основании которых возникают, изменяются и (или) прекращаются права (обременения прав) на недвижимое имущество;

16-1) электронная копия правоустанавливающего документа — электронный документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного бумажного документа, в электронно-цифровой форме с электронной цифровой подписью заверителя;

(Подпункт 16-1) введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27.04.2012 г. №15-V ЗРК (вступил в силу 01.01.2013 г.))

17) правовой кадастр — единый государственный реестр зарегистрированных прав на недвижимое имущество, сведений о зарегистрированных правах на гражданские воздушные суда, морские суда, суда внутреннего водного плавания, суда плавания «река-море»;

18) систематическая регистрация ранее возникших прав в правовом кадастре — учетная регистрация прав (обременении прав) на недвижимое имущество, которые возникли до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и действительные, если они соответствуют законодательству, действовавшему в момент их возникновения;

19) сведения из правового кадастра — информация о зарегистрированных правах (обременениях прав) на недвижимое имущество и иных объектах государственной регистрации, содержащихся в правовом кадастре, и копии документов, находящиеся в регистрационном деле, предоставляемые регистрирующим органом;

20) государственное техническое обследование недвижимого имущества — определение технических, идентификационных характеристик зданий, сооружений и их составляющих, необходимых для ведения правового кадастра;

21) объект государственной регистрации — подлежащие государственной регистрации в правовом кадастре права и обременения прав на недвижимое имущество, а также юридические притязания;

21-1) регистрационный код адреса – уникальный код адреса объекта недвижимости;

22) заявитель — правообладатель, приобретатель и иные лица, в интересах которых осуществляется государственная регистрация;

23) уполномоченный представитель заявителя — лицо, которое от имени заявителя подает заявление и осуществляет иные действия, связанные с государственной регистрацией, в силу полномочия, основанного на доверенности, законодательстве, решении суда либо правовом акте;

24) сервитут — право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком и (или) другим объектом недвижимости, в том числе для прохода, проезда, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд;

25) технический паспорт — составленный по результатам государственного технического обследования недвижимого имущества документ установленной формы, содержащий технические, идентификационные характеристики первичного или вторичного объекта, необходимые для ведения правового кадастра;

26) регистрационное дело — часть правового кадастра, в котором по объектному принципу осуществляется хранение копии документов, представленных на государственную регистрацию;

27) регистрирующий орган — Государственная корпорация «Правительство для граждан», осуществляющая государственную регистрацию по месту нахождения недвижимого имущества;

28) уполномоченный орган — государственный орган, осуществляющий государственное регулирование и контроль деятельности в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного технического обследования недвижимого имущества;

28-1) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.05.2018 г. №156-VI ЗРК;

29) сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости — сервитут, устанавливаемый в пользу собственника (иного правообладателя) другого, как правило, соседнего недвижимого имущества для удовлетворения его нужд, в том числе для прохода, проезда, проведения воды и других целей;

30) господствующий объект недвижимости — объект недвижимого имущества, собственник (иной правообладатель) которого имеет право ограниченного целевого пользования чужим недвижимым имуществом (сервитут);

(Подпункт 30 изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27.04.2012 г. №15-V ЗРК)

31) электронная регистрация — государственная регистрация прав на недвижимое имущество, осуществляемая на основании электронной копии правоустанавливающего документа, поступающего в информационную систему правового кадастра из единой нотариальной информационной системы автоматически, после нотариального удостоверения сделки.

(Подпункт 31) введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27.04.2012 г. №15-V ЗРК (вступил в силу 01.01.2013 г.))

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Казахстан от 21.07.2011 г. №468-IV ЗРК, 27.04.2012 г. №15-V ЗРК, 17.11.2015 г. №408-V ЗРК, 24.05.2018 г. №156-VI ЗРК)

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон применяется к отношениям по государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на воздушные и морские суда, суда внутреннего водного плавания, суда плавания «река-море», космические объекты.

Статья 3. Объекты государственной регистрации

1. Государственной регистрации в правовом кадастре подлежат возникновение, изменение и прекращение прав (обременении прав) на недвижимое имущество, а также юридические притязания.

2. В правовом кадастре не могут быть зарегистрированы ни передача, ни обременение, ни изменение или прекращение права на недвижимое имущество, пока такое право не будет зарегистрировано в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением случаев, предусмотренных главой 6 настоящего Закона.

Статья 4. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество

Государственной регистрации в правовом кадастре подлежат следующие права на недвижимое имущество:

1) право собственности;

2) право хозяйственного ведения;

3) право оперативного управления;

4) право землепользования на срок не менее одного года;

5) сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости на срок не менее одного года.

Иные права могут быть зарегистрированы по желанию правообладателей.

Статья 5. Государственная регистрация обременении прав на недвижимое имущество

Государственной регистрации в правовом кадастре подлежат следующие обременения прав на недвижимое имущество:

1) право пользования на срок не менее одного года, в том числе аренда, безвозмездное пользование, сервитуты, право пожизненного содержания с иждивением, рента;

2) право доверительного управления, в том числе при опеке, попечительстве, в наследственных правоотношениях, банкротстве и другие;

5) ограничения (запрещения) на пользование, распоряжение недвижимым имуществом или на выполнение определенных работ, налагаемые государственными органами в пределах их компетенции;

6) иные обременения прав на недвижимое имущество, предусмотренные законами Республики Казахстан, за исключением преимущественных интересов.

(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27.02.2017 г. №49-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 6. Государственная регистрация изменений прав (обременении прав) на недвижимое имущество

1. Государственной регистрации в правовом кадастре подлежат:

1) изменение идентификационных характеристик объекта недвижимости, необходимых для ведения правового кадастра, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;

2) изменение сведений о правообладателе, содержащихся в регистрационном листе правового кадастра;

3) изменение вида права, за исключением случая изменения вида права на основании законодательного акта;

4) изменение условий договоров, если они касаются сведений, содержащихся в регистрационном листе, влияют на объем прав, устанавливаемых на объект недвижимости, или если они должны быть зарегистрированы по соглашению сторон;

5) иные изменения подлежат государственной регистрации в правовом кадастре, если это предусмотрено настоящим Законом, иными законодательными актами или соглашением сторон.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Как зарегистрировать права на недвижимость

Регистрация прав на недвижимость – обязательная процедура, которая подтверждает право на имущество. Договор купли-продажи, мены, наследования или аренды не подтверждает ваших прав, но является основанием для регистрации. Регистрация прав на недвижимость необходима для того, чтобы стать полноценным хозяином имущества, уберечь себя от мошенничества и в дальнейшем беспрепятственно совершать с ней операции.

К недвижимому имуществу, относится все, что прочно связано с определенным местоположением – земельные участки, здания и сооружения. При этом недвижимость делится на две категории – первичные и вторичные объекты. К первичным объектам относятся здания и сооружения функционального назначения, важные для градостроительства объекты, а ко вторичным — объекты индивидуального (раздельного) права собственности (квартиры, встроенные помещения, магазины, офисы, входящие в состав первичного объекта). Как и у каждого из нас, граждан РК, есть ИИН и удостоверение личности, у объекта недвижимости на территории страны также есть свой уникальный номер (кадастровый номер) и технический паспорт. Узнать кадастровый номер своей недвижимости вы можете на портале электронного правительства в разделе «Недвижимость». Полными идентификационными характеристиками объекта недвижимости являются сведения об объекте:

Какие виды прав и обременений на недвижимость и необходимо регистрировать

Какие права на недвижимость необходимо регистрировать? Государственной регистрации в правовом кадастре подлежат следующие права на недвижимое имущество:

1) право собственности – позволяет владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом;

2) право хозяйственного ведения;

3) право оперативного управления;

4) право землепользования на срок не менее одного года;

5) сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости на срок не менее одного года.

По желанию вы, как правообладатель, также можете зарегистрировать иные права на недвижимость.

Какие обременения обязательны для регистрации

Обременения прав на имущество – это ограничения, возникающие на основании договора или закона, которые не позволяют в полной мере владеть, пользоваться или распоряжаться недвижимостью. Обременения могут быть добровольными, например, залог, или же не зависеть от собственника, как в случае наложения ареста на имущества. Наличие обременений в той или иной степени ограничивает свободу по совершению различных действий с имуществом (заключение сделок, использование). Если вы покупатель, то до заключения сделки необходимо получить полную информацию об имеющихся обременениях имущества. Обременения обычно неразрывно связаны с имуществом и чаще всего сохраняются при переходе прав на имущество к другому лицу. Тот, кто приобретает имущество, приобретает его вместе с соответствующими обременениями, даже если на этот счет ничего не указано в сделке. Нельзя забывать и о том, что обременения на недвижимое имущество обязательны для регистрации:

  • право пользования на срок не менее одного года, в том числе аренда, безвозмездное пользование, сервитуты, право пожизненного содержания с иждивением;
  • право доверительного управления, в том числе при опеке, попечительстве, в наследственных правоотношениях, банкротстве и другие;
  • залог;
  • арест;
  • ограничения (запрещения) на пользование, распоряжение недвижимым имуществом или на выполнение определенных работ, налагаемые государственными органами в пределах их компетенции;
  • иные обременения прав на недвижимое имущество, предусмотренные законами Республики Казахстан, за исключением преимущественных интересов.

При этом есть ряд условий, при которых права на недвижимость необходимо переоформлять. Очевидно, что как минимум при купле-продаже недвижимости, но не только, ознакомимся со всеми случаями:

  • если изменились идентификационные характеристики объекта недвижимости (адрес, площади, количество составляющих, категория земель, этажность, или форма собственности);
  • если изменились сведения о правообладателе;
  • если изменился вид права (к примеру, сначала вы арендовали недвижимость, а затем приобрели);
  • если изменились условия договора, которые влияют на регистрационные данные.

Если же изменения идентификационных характеристик инициированы государством, то регистрировать ничего не нужно (например, если сменилось название улицы или нумерация домов).

Права пользования имуществом, обременяющие имущество. К таким правам относятся:

  1. Право аренды. Наличие арендатора не препятствует заключению сделки с имуществом (например, его продаже). Но в соответствии со статьей 559 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора имущественного найма. То есть на нового собственника имущества перейдут все обязательства по договору аренды, заключенному прежним собственником, на весь срок действия этого договора.
  2. Право безвозмездного пользования (договор ссуды). По аналогии с арендой к права нового собственника обременяются правами безвозмездного пользователя имущества (ссудополучателя) на весь срок действия договора (статья 604 Гражданского кодекса). При этом согласия ссудополучателя на смену собственника не требуется.
  3. Сервитут — это право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком, в том числе для прохода, проезда, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций, охотничьего хозяйства и иных нужд. Сервитут сохраняется в случае перехода права собственности на земельный участок или права землепользования земельным участком, обремененным сервитутом, к другому лицу (статья 73 Земельного кодекса Республики Казахстан). Сервитут не может быть самостоятельным предметом сделок, в том числе купли-продажи и залога. Сервитут может переходить к другим лицам лишь вместе с правом, для обеспечения которого установлен сервитут.
  4. Право пожизненного содержания с иждивением — это разновидность ренты, которая возникает на основании договора, когда получатель ренты передает принадлежащее ему недвижимое имущество в собственность плательщика ренты, а последний обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением этого гражданина или указанного им третьего лица. В соответствии со статьей 538 Гражданского кодекса для отчуждения, сдачи в залог или иного обременения имущества, требуется предварительное согласие получателя ренты.

Подлежат обязательной регистрации права пользования недвижимым имуществом на срок не менее одного года. Без регистрации эти права не считаются возникшими.

Преимущественные интересы или что регистрировать не обязательно. Есть ситуации, касающиеся вашей недвижимости, но сложившиесябез вашего непосредственного участия (как пример – наложение ареста по решению суда).Таким образом, очень часто возникают права, которые регистрировать не нужно:

  • обременения, выступающие как общие правила и запреты, установленные законодательными актами Республики Казахстан;
  • права (обременения прав), которые возникают на основании нормативных правовых актов, в том числе право нахождения на не закрытых для общего доступа земельных участках и проходов через них, публичные сервитуты;
  • право землепользования на срок менее одного года;
  • право пользования чужим недвижимым имуществом на срок менее одного года, в том числе право аренды, безвозмездного пользования, сервитуты менее года;
  • право доступа людей и проезда транспорта к линиям электропередач, телефонным и телеграфным линиям и столбам, трубопроводам, геодезическим точкам и другим коммуникационным линиям, обусловленные общественными нуждами;
  • фактическое владение недвижимым имуществом лиц, не являющихся правообладателями, до признания в установленном порядке за фактическим владельцем права собственности на недвижимость в силу приобретательной давности;
  • право пользования жилыми помещениями, находящимися в государственном жилищном фонде, или право пользования жилыми помещениями, арендованными местными исполнительными органами в частном жилищном фонде.

Когда и куда обращаться для регистрации прав

Как только вы заключили договор о приобретении недвижимости либо унаследовали его или в иных случаях возникновения права на недвижимое имущества по Закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» ст. 9 необходимо зарегистрировать в течение 6 месяцев.

В аналогичные сроки (не позднее 6 месяцев) стоит обратиться и при возникновении обременений на недвижимое имущество. Если же обременения наложены госорганами и уполномоченными лицами, то регистрирующий орган осуществляет регистрацию их возникновения и прекращения немедленно с момента поступления заявления.

Чтобы зарегистрировать права или обременения на недвижимость вы можете обратиться в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», или к нотариусу.

Автоматизированная услуга на портале электронного правительства (Государственная регистрация прав (обременений) на недвижимое имущество) позволяет сразу у нотариуса при совершении сделки зарегистрировать права онлайн. При приобретении недвижимости или заключении сделок с ней принято обращаться к нотариусам. Это поможет исключить риск обмана со стороны продавца недвижимости. При этом необходимо выбрать компетентного нотариуса, который оформит сделку надлежащим образом. Одним из проектов электронного правительства является информационная система е-нотариат, разработанная специально для нотариусов: она позволяет проверить данные приобретаемой недвижимости и зарегистрированные на нее права и обременения, тем самым обезопасив покупателя недвижимости и себя. (Найти нотариуса использующего enis.kz).

После заключения сделки, тут же, у нотариуса вы можете зарегистрировать права на приобретенную/полученную недвижимость при помощи услуги государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Для этого вам не понадобится ЭЦП, лишь регистрация на портале.

Все необходимые операции нотариус проводит сам, вам же нужно лишь оплатить услугу после того, как нотариус вручит вам уведомление о принятии заявления с указанием суммы оплаты и уникальным номером.

Оплатить вы можете двумя способами – в ближайшем банке или онлайн на портале электронного правительства. Для этого потребуется регистрация на портале и банковская карточка с возможностью онлайн-оплаты (VISA, VISA Electron, Maestro, MasterCard и тд).

Недвижимое имущество: понятие, структура, правовой режим.

Газета «Новости Приишимья» 07.08.2017г. № 32

Понятие недвижимого имущества, порядок и сроки его регистрации определяются Законом Республики Казахстан «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» от 26.07.2007 года.

К недвижимому имуществу относятся земельные участки, здания, сооружения и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению.

Согласно Земельному Кодексу Республики Казахстан, находящиеся в государственной собственности земельные участки могут быть предоставлены в частную собственность гражданам и негосударственным юридическим лицам.

В частной собственности граждан Республики Казахстан могут находиться земельные участки для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, лесоразведения, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, а также предоставленные под застройку производственными и непроизводственными зданиями, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий в соответствии с их назначением.

Негосударственным юридическим лицам РК могут быть предоставлены в частную собственность земельные участки для ведения товарного сельскохозяйственного производства, лесоразведения, под застройку или застроенные производственными и непроизводственными зданиями, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий в соответствии с их назначением.

В частную собственность иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц могут предоставляться земельные участки за исключением земель, предназначенных для ведения товарного сельскохозяйственного производства и лесоразведения. Земельные участки сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены только на праве временного землепользования на условиях аренды сроком до двадцати пяти лет.

При государственной регистрации прав на земельный участок одновременно считаются зарегистрированными права на недвижимое имущество, прочно связанное с земельным участком, за исключением прав на первичные и вторичные объекты, которые регистрируются отдельно или вместе с государственной регистрацией прав на земельные участки.

К первичным объектам недвижимости относятся здания и сооружения различного функционального назначения, а также объекты особого регулирования и градостроительной регламентации.

Вторичными объектами недвижимости являются жилые и нежилые помещения, которым в целях регистрации прав на них присваиваются кадастровые номера как объектам индивидуального либо раздельного права собственности (иного вещного права).

Права на недвижимое имущество необходимо зарегистрировать не позднее шести месяцев с момента наступления юридического факта, являющегося основанием для возникновения права. Нарушение данного срока влечет административную ответственность в виде штрафа на физических лиц в размере десяти, на юридических лиц – в размере двадцати месячных расчетных показателей.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество производится в течение трех рабочих дней с момента поступления заявления в регистрирующий орган.

Электронная регистрация (при совершении нотариальной сделки) производится не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления в информационную систему правового кадастра подтверждения об уплате сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество или освобождении от уплаты сбора.

Регистрация обременений, налагаемых государственными органами и иными уполномоченными лицами, а также юридических притязаний производится немедленно с момента поступления заявления в регистрирующий орган.

В ускоренном порядке, при условии уплаты в бюджет суммы сбора, предусмотренного налоговым законодательством Республики Казахстан, государственная регистрация производится не позднее дня, следующего за днем поступления заявления в регистрирующий орган.

И.о.руководителя

Управления юстиции

района имени Г.Мусрепова,

член СКОФ РОО

«Казахстанский союз юристов»

Недвижимое имущество по законодательству Казахстана: понятие, структура и правовой режим

Деление вещей на движимые и недвижимые является новым для Казахстана и вследствие этого недостаточно разработанным и противоречивым как в законодательстве, так и в цивилистической доктрине и правоприменительной практике. Сегодня можно говорить о двух основных проблемах классификации веще

Деление вещей на движимые и недвижимые является новым для Казахстана и вследствие этого недостаточно разработанным и противоречивым как в законодательстве, так и в цивилистической доктрине и правоприменительной практике. Сегодня можно говорить о двух основных проблемах классификации вещей на движимые и недвижимые для законодательства Республики Казахстан: 1) определение понятий “движимых” и “недвижимых” вещей, 2) отличительных особенностей правового режима каждой категории вещей.

Понятие и структура недвижимых вещей (недвижимости, недвижимого имущества [1] ) в общем виде закреплена в п. 1 ст. 117 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее — ГК). К недвижимости отнесены: земельные участки, здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Буквальное толкование этого положения закона позволяет утверждать, что перечень недвижимости имеет исчерпывающий характер. Законодатель при формулировании этого правила использовал не конкретный и подробный перечень (что представляется трудновыполнимым), а закрепил правило, следуя которому можно на практике без особых затруднений определить недвижимые вещи.

Высказанное нами суждение противоположно мнению о том, что перечень недвижимости в ГК имеет примерный характер [2] . Данная позиция является весьма распространенной в Казахстане. На это указывают, в том числе материалы недавно опубликованной конференции [3] .

Утверждение об открытом перечне недвижимости свойственно и российской цивилистической доктрины. Например, Л.В. Щенникова выделяет следующие характерные черты недвижимости:

1) учет законодателем, при отнесении вещей к недвижимому имуществу, естественных свойств последний, в частности, необходимость их нахождения в одном и том же месте;

2) применение законодателем для обозначения круга недвижимостей метода перечня, который не является исчерпывающим;

3) законодатель устанавливает особый правовой режим недвижимого имущества, который основывается на необходимости обеспечения устойчивости прав на это имущество и определения специального порядка распоряжения им [4] .

В казахстанской цивилистической науке на указанные особенности недвижимости обращается меньше внимание. Например, Р.А. Маметова выделяет следующие отличительные черты недвижимого имущества от движимого:

1) прикрепленность к земле;

2) специальные законодательные требования к регистрации сделок с недвижимостью;

3) возникновение права собственности (производных вещных прав) на недвижимость с момента регистрации в установленном законодательстве порядке;

4) сохранение закона места нахождения недвижимого имущества при изменении места жительства его обладателя [5] .

Высказанной точке зрения созвучно мнение Ю.Г. Жарикова и М.Г. Масевич, которые объясняют выделение недвижимости из остального имущества важностью для экономики страны имеющихся природных ресурсов, тесной связи другой недвижимости с земельными участками, а так же отнесением к ней наиболее ценных и общественно значимых объектов. Это, по мнению авторов, требует специальной регламентации участия недвижимости в гражданском обороте, что находит отражение в особенностях содержания многих правоотношений, особом порядке и форме заключения договоров, предметом которых является недвижимое имущество, установлении особых правил для приобретения права собственности на недвижимость и в ряде других случаев. При этом особо подчеркивается, что правовой режим отдельных видов недвижимого имущества существенно отличается друг от друга [6] .

На наш взгляд, мнение о примерном (незакрытом) перечне объектов недвижимости основывается не на положении указанном выше п. 1 ст. 117, а на содержании п. 2 этой же статьи ГК, согласно которому к недвижимым вещам приравниваются также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего водного плавания, суда плавания «река-море», космические объекты. При этом законодательными актами к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Проанализируем содержание соответствующих предписаний закона.

По нашему мнению, главная трудность толкования и применения п.п. 1 и 2 ст. 117 ГК заключается в последнем предложении п. 2 этой статьи. Если буквальное толкование п. 1, как уже было сказано выше, позволяет говорить об исчерпывающем перечне недвижимого имущества, а первое предложение п. 2 о приравнивании к недвижимости движимых по природе вещей, то смысл второго предложения п. 2 ст. 117 не поддается логическому объяснению. Мы полагаем, что его правильное толкование заключается в том, что законодательством может быть дополнительно определен перечень движимых вещей, которые приравниваются к недвижимым [7] .

Здесь важно проводить различие между понятием собственно недвижимых вещей и вещей, на которые в определенной степени распространяется правовой режим недвижимого имущества, но которые таковыми по существу не являются. Подобный подход подтверждается правилом, изложенным в п. 6 ст. 1 Указа Президента Республики Казахстан от 23 декабря 1995 г. № 2723 «Об ипотеке недвижимого имущества» [8] . Согласно ему к недвижимости отнесены: земельные участки, а также здания, сооружения и иное имущество, прочно связанное с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Данное положение созвучно п. 1 ст. 117 ГК в редакции закона от 2 марта 1998 г.

Возвращаясь к структуре недвижимости, необходимо ответить на вопрос: что, собственно, составляет понятие недвижимости по гражданскому законодательству Республики Казахстан?

Вполне очевидно, что основу понятие недвижимости составляет земля, правильнее — земельный участок. Земля традиционно во всех странах является особым объектом права собственности и иных вещных прав. В Казахстане законодательная база вовлечения земли в гражданский оборот только создается. За сравнительно короткий период было принято три нормативных правовых акта, регулирующих земельные отношения наряду с ГК: 1) Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 22 декабря 1995 г. № 2717 О земле [9] ; 2) Закон Республики Казахстан от 24 января 2001 г. № 152-II “О земле” [10] ; 3) Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II [11] . При этом принципиальных изменений в определение земельного участка внесено не было. Так, в соответствии с п. 13 ст. 12 ЗК земельный участок — выделенная в замкнутых границах часть земли, закрепляемая в установленном ЗК порядке за субъектами земельных отношений. В качестве общего правила для земли установлен правовой режим государственной собственности. Частноправовой (гражданско-правовой) режим земельных участков допускается на основаниях, условиях и в пределах, установленных ЗК (ст. 3 ЗК).

В Казахстане земля, в соответствии с целевым назначением, разделена на следующие категории (п. 1 ст. 1 ЗК):

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения;

4) земли особо охраняемых природных территорий;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

При этом объектом гражданского оборота становится земля не всех категорий, а только некоторых из них (см. п.п. 2-4 ст. 23, ст. 24 и другие ЗК) и на вопрос какие собственно земельные участки находятся в гражданском обороте и могут ли быть предметами сделок, в законодательстве до сих пор не дан четкий ответ. Вместо того, , чтобы законодательно определить категории земельных участков, которые могут быть объектами права собственности и иных вещных прав, ЗК только указывает для каких целей соответствующие земельные участки предоставляются. Следовательно можно заключить, что негосударственным субъектам могут быть предоставлены земельные участки любой категории. Важно, чтобы их использование соответствовало указанным в законе целям (ст.ст. 23 и 24 ЗК).

Не вызывает сомнений то, что на праве собственности и праве землепользования могут быть предоставлены земельные участки отнесенные, например, к землям сельскохозяйственного назначения, некоторых земель населенных пунктов, несельскохозяйственного значения, лесного и водного фондов. Эти земельные участки, практически независимо от их принадлежности к определенной категории, потенциально могут быть объектами совершения гражданско-правовых сделок [12] . Определенный вопрос возникает о выделении земельных участков особо охраняемых природных территорий, земель оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. Сложившаяся судебная практика знает такие примеры. Так, определением судебной коллегии по гражданским делам Алматинского областного суда по иску прокуратуры было признано законным решение акима Талгарского района о предоставлении в частную собственность гр-ну З. земельного участка в урочище «Бельбулак». Суд, на основе действующего в тот момент ч. 1 ст. 18 Указа о земле, постановил, что З. является собственником жилого дома и в этом случае к приобретателю переходит и право собственности на земельный участок [13] .

Не вдаваясь в анализ целесообразности и обоснованности данного решения только укажем на то, что в нашем законодательстве, правовой доктрине и практике преобладает рассмотрении земельных участков в качестве принадлежностей зданий и сооружений, а не наоборот. При этом важно отметить, что сегодня существует определенная законодательная база для оборота земельных участков. Главную роль здесь играют нормы Указа об ипотеке и ЗК. Как это не парадоксально заметить, ГК в обороте недвижимости играет незначительную роль и большая часть его норм о договорных обязательствах по передаче имущества в пользование или в собственность может быть применена только по аналогии, используя общие положения, например, купли-продажи и имущественного найма, их отдельных разновидностей.

Таким образом, земельные участки являются основным объектом недвижимости. Но понятие недвижимости отнюдь не исчерпывается землей, которая является очень важной ее составляющей, но не перестает быть лишь одним из объектов. В этом плане достаточно серьезную проблему представляет собой иное недвижимое имущество, которое мы склонны определять его в качестве принадлежностей земельного участка (ст. 122 ГК), а не наоборот.

Определению принадлежностей земельного участка, относящиеся к объектам недвижимости, в законодательстве уделены только общие положения. Так, согласно п. 1 ст. 117 ГК РК к таковым отнесены: здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. П. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предлагает более развернутый перечень недвижимости, относя сюда, помимо земельных участков, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Таким образом, и тот и другой нормативный акт понятие недвижимости связывает с землей (земельными участками) и содержит правило, следуя которому можно непосредственно на практике определить, является та или иная вещь недвижимой.

Интересную особенность цивилистической доктрины по этому вопросу заметил Е.А. Суханов, который указывает, что в классическом обороте главной вещью всегда признается земля (земельный участок), а принадлежностью — расположенные на ней объекты, включая недвижимость. В условиях признания исключительной собственности государства на землю в отечественном правопорядке главным объектом стали считаться расположенные на земле здания, сооружения и тому подобные объекты, за которыми в случае их отчуждения автоматически следовало право землепользования. При этом автор указывает, что признание частной собственности на землю автоматически должно влечь возврат к традиционному подходу, при котором отчуждатель и приобретатель объекта недвижимости будут, прежде всего, решать вопрос о судьбе земли, на которой он расположен [14] . Как уже было нами отмечено, мы так же придерживаемся этой позиции и считаем, что дальнейшее развитие гражданского оборота земельных участков и иных объектов недвижимости настоятельно потребует пересмотра положения об определении земельных участков в качестве принадлежностей зданий и сооружений.

Данный тезис подтверждается практикой правового регулирования развитых стран. Например, Инго Риш указывает, что «…на застроенных земельных участках принципиально все здания и части зданий с вещной точки зрения имеют ту же правовую принадлежность (rechtliches Schicksal), что и сам земельный участок… Это означает, что с застройкой сооружения становятся согласно § 93 ГК (Германии — С.С.) существенной составной частью земельного участка и автоматически переходят в собственность владельца земли (см. § 946 ГК)» [15] .

Надо сказать, что рассмотрение земельного участка в качестве главной вещи характерно в определенной степени и для законодательства Республики Казахстан. Данное обстоятельство наглядно демонстрирует пример приобретение прав на самовольные постройки (ст. 244 ГК).

Нам представляется заслуживающей внимание структура недвижимости, которая была предложена С.А. Беляцким. В этом случае недвижимость — это земля со всем тем, что образует с ней составную часть. Помимо земельных участков С.А. Беляцкий к недвижимости относит: то, что прочно и навсегда (бессрочно — С.С.) соединено с землей: сооружения, как каменный дом; затем все то, что образует постоянную принадлежность земли — постройки, и, наконец, такие предметы, как растущий лес, хлеб на корню и прочее, которые составляют до момента отделения единую вещь с землей. По мнению Беляцкого в состав недвижимости относится пространство над участком — воздушный столб — и под участком, в глубине земли настолько, насколько простирается интерес управомоченного лица [16] .

Данное доктринальное положение корреспондирует с одним из положений действующего законодательства. Так, согласно ст. 42 ЗК вещные права на земельный участок распространяются на находящиеся в границах этого участка поверхностный почвенный слой, замкнутые водоемы, лесные насаждения. При этом собственник земельного участка или землепользователь вправе использовать по своему усмотрению и без необходимости получения каких-либо разрешений все, что находится над и под поверхностью этого участка, если такое использование не нарушает права других лиц или государства, в том числе права на недра, воды, леса и воздушное пространство. Таким образом, можно заключить, что концепция принадлежности реализована в ЗК относительно естественных принадлежностей земельного участка, указанных выше. Это будет означать, что при отчуждении земельного участка, если об этом в акте об отчуждении специально не предусмотрено иное, к приобретателю переходят все принадлежности земельного участка, предусмотренные ст. 42 ЗК и специально это оговаривать не нужно.

В качестве естественных принадлежностей земельного участка должно быть определено и то, что находиться под поверхностью земельных участков: недра, полезные ископаемые и минеральное сырье и другое. Для этих частей недвижимости законодатель установил несколько режимов. Во-первых, режим права государственной собственности в целом недра, в том числе полезные ископаемые на недра (п. 3 ст. 6 Конституции Республики Казахстан, а так же п. 1 ст. 5 Указа Президента, имеющего силу закона, “О недрах и недропользовании” [17] ). Во-вторых, полезные ископаемые, будучи отделенными от земельного участка или участка недр, а) выступают движимыми вещами, б) на них распространяется соответствующий правовой режим и в) могут принадлежать недропользователю на праве собственности (ст. 5 Указа о недрах). В-третьих, право постоянного и безвозмездного недропользования предоставлено недропользователю на земельных участках, принадлежащих ему на праве частной собственности или постоянного землепользования, для осуществления добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд (п. 3 ст. 10 Указа о недрах).

Сложнее дело обстоит в отношении прочих принадлежностей земельного участка, указанных в п. 1 ст. 117 ГК. Прежде всего это относится к рассмотрению в качестве объектов недвижимости зданий и сооружений, которые могут быть: 1) на поверхности и под поверхностью земельных участков, 2) предназначены для проживания и иметь иное предназначение.

Правовой режим сооружений, расположенных под поверхностью земельного участка, регулируется Указом о недрах. Так, согласно п.п. 17 и 25 ст. 1 Указа операциями по недропользованию выступают: работы по строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей, для общего хозяйственного назначения, а также для захоронения радиоактивных отходов, вредных веществ и сточных вод. Непосредственно регулированию правового режима сооружений под поверхностью земельного участка, посвящена только ст. 19 Указа о недрах, в п. 1 которой к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей, применяются правила Указа о недрах, связанные с добычей, если иное не предусмотрено законодательством. П. 2 этой же статьи указывает на необходимость получения лицензии на строительство и/или на эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Здания и сооружения, которые расположены на поверхности земельного участка, могут быть двух категорий: предназначенные для проживания людей и нежилые здания и сооружения. При этом, если относительно жилых помещений законодательство достаточно развито, то большинство нормативных актов по нежилым помещениям а) преимущественно имеют подзаконный характер; б) предназначены для имущества, отнесенного к государственной собственности.

Осуществление права собственности на жилые помещения регламентированы Законом Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года № 94-1 “О жилищных отношениях” [18] . Их принципиальной особенностью является то, что все они непосредственно предназначены или косвенным образом связаны с главной целью — проживание граждан. Но вместе с тем, Закон “О жилищных отношениях” предусматривает возможность использование указанных объектов и для иных целей, не связанных с проживанием. Так, согласно п. 2 ст. 19 закона использование собственником жилища или его части по нежилому назначению не требует разрешения на это государственных органов, но может быть реализовано собственником лишь при соблюдении строительных, санитарных, противопожарных и других обязательных норм и правил.

Достаточно много вопросов, в том числе и связанных со структурой недвижимости, породило введение в жилищное законодательство понятия «кондоминиума». Следует не согласиться с распространенным у нас мнением о том, что кондоминиум есть своеобразная, объективно существующая форма собственности [19] . На наш взгляд правильнее его определить как имущественный комплекс недвижимости. И именно здесь концепция «земельный участок — главная вещь, а все прочие недвижимости являются его принадлежностями» вступает в противоречие с действующим законодательством, чему еще будет уделено внимание ниже.

Примерно аналогичную ситуацию мы имеем с водами. Потенциально законодательство не исключает их из объектов частной собственности, но в тоже время устанавливает для них режим государственной собственности [21] .

В качестве особого объекта, отнесенного к недвижимому имуществу, выступает предприятие — как имущественный комплекс (п. 1 ст. 119 ГК РК).

В литературе по поводу признания предприятия в качестве недвижимого имущества были высказаны различные суждения.

По мнению О.М. Козырь особый характер предприятия как объект гражданский прав заключается в трех качествах: 1) формально предприятие не упоминается в определении недвижимости в статье 130 ГК РФ, а «вводится» в статье 132, которая расположена после блока статей о недвижимости; 2) по составляющим его элементам объект этот настолько неоднороден, что отнесение его к той или иной группе объектов может быть осуществлено только исходя из характеристики его как особого имущественного комплекса, но не основываясь на природе составляющих его элементов, многие из которых, такие как права требования, долги, исключительные права, к недвижимости не относятся. Предприятие является недвижимостью не в силу его неразрывной связанности с землей, а по решению законодателя распространить на этот специфический объект особенности правового режима, устанавливаемого для недвижимого имущества; 3) предприятие является объектом, который «выпадает» из классификации недвижимых и движимых вещей, поскольку оно вещью, даже сложной, не является [22] . Далее автор указывает, что, признав предприятие недвижимостью, в дальнейшем ГК не подчиняет его автоматически всем общим правилам о недвижимости, а устанавливает для сделок с предприятиями особый, более формализованный и строгий режим [23] .

Р.А. Маметова и Б.В. Покровский отмечают только два качества предприятия как особого объекта права:

1) это не просто одна или несколько разнородных вещей, а единый имущественный комплекс, обычно включающий в себя как вещи, так и имущественные права и обязанности;

2) этот комплекс предназначен для предпринимательской деятельности [24] .

По нашему мнению, предприятие в качестве особого имущественного комплекса нельзя признать ни в качестве недвижимого имущества, ни в качестве объекта вещи, т.е. объекта права собственности и иных вещных прав.

Данное утверждение связано с тем, что структуру предприятия как имущественного комплекса образуют не только вещи, но и другое имущество, которое призвано выступать объектом соответствующих гражданских прав, например, исключительных — право на фирменное наименование, торговый знак и другие. Кроме того, имущественный комплекс предприятия может включать и долги, определенные обязательства, а право собственности на обязанности является ничем иным как юридическим нонсенсом. Далее, в самом понятии предприятие заключены качества объекта и субъекта гражданского права и по сути, например в случае совершения сделки в отношении предприятия как имущественного комплекса, речь должна идти о нескольких различных юридических ситуациях:

а) передача вещей (движимых и недвижимых),

б) перевод долга,

в) уступка требования,

г) переход исключительных прав и другое.

Таким образом, перед нами сделка, объемлющая собой несколько юридических понятий и конструкций. Поэтому, насколько нам известно, ни одна попытка произвести государственную регистрацию предприятия в качестве недвижимости по ст. 119 ГК и другим, не увенчалась успехом. Регистрирующему органу удалось только зарегистрировать собственно недвижимость в узком значении этого слова (п. 1 ст. 117 ГК).

Итак, можно сделать предварительные выводы:

1) понятие и структуру недвижимости образует земельный участок и его принадлежности: здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей;

2) относительно принадлежностей земельного участка, который находиться в частной собственности, должны быть законодательно закреплены положения о том, что все прочие вещи, выступающие в качестве принадлежностей земельного участка, как-то замкнутые в границах участка водные объекты, леса, общераспространенные полезные ископаемые, должны принадлежать собственнику со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями;

3) правовой режим недвижимости должен безусловно учитывать ее естественные свойства и заключаться в двух основных моментах: а) должна быть легально закреплена конструкция о том, что недвижимостью являются земельный участок и его принадлежности, которые прочно связаны с землей, и б) права на недвижимость, их приобретение, осуществление и прекращение, напрямую зависят от государственной регистрации.

Концепция «земельный участок — главная вещь, а все прочее, что тесно и неразрывно с ним связано, является его принадлежностью», должна стать центральным звеном правового режима недвижимого имущества. Во всяком случае того, который ориентирован на будущее развитие гражданско-правовых отношений с ней. Вместе с тем, реализация этого положения на практике будет затруднена в силу определенных, прежде всего исторических, причин. С одной стороны, как уже было указано нами ранее, земельные участки стали основными структурными элементами современного понятия недвижимости, с другой — постсоветские реалии в определенных случаях исключают применение этой концепции. Прежде всего это относится к жилищной сфере (для граждан) и зданиям, сооружениям и просто помещениям, которые используются по нежилому назначению. Исключение из гражданского оборота земельных участков привело к тому, что именно здания и сооружения стали выступать в качестве главных вещей. Приватизация этих объектов повлекла за собой практически автоматическое наделение юридическим титулом на владение земельным участком, занимаемым соответствующим зданием и сооружением. В жилищной сфере это обстоятельство усугубилось еще и тем, что аналогичный земельный участок передавался не одному лицу, а всем тем, кто приватизировал жилье.

В рассматриваемых ситуациях концепция «земельный участок — главная вещь, а здания и сооружения его принадлежности» не может даже заработать. Она рассчитана на классические ситуации: первоначально предоставляется земельный участок, а в последующем он обрастает принадлежностями. У нас же имела место прямо обратная ситуация: вовлечение в оборот жилого и нежилого фонда повлекло за собой необходимость легализации и вовлечение в оборот земельных участков. Здесь на помощь приходит другая концепция — концепция сложной вещи. П. 1 ст. 121 ГК в качестве сложной вещи определяет ситуацию, когда разнородные вещи образуют единое целое, позволяющее использовать его по назначению, определяемому существом соединения, они рассматриваются как одна вещь. В Казахстане ее автором для недвижимости является К.М. Ильясова [25] .

По нашему мнению концепция сложной вещи для недвижимости заключается в следующем. При реализации прав на недвижимость (прежде всего на земельный участок) правообладатель (преимущественно собственник) может установить различный правовой режим для разных структурных элементов, которые составляют конкретное недвижимое имущество. Например, земельный участок имеет одного правообладателя. Возведенное на нем здание — другого или других. В этом случае единое понятие недвижимости как бы распадается на несколько составляющих: земельный участок является одной вещью, здание — другой. Каждый из этих объектов имеет самостоятельное значение, как для оборота, так и для осуществления прав на эти вещи и для целей государственной регистрации прав на них. Особенно это наглядно проявляется в понятии кондоминиума, которое уже отчасти было затронуто нами. В этом случае мы как раз имеем сложную вещь, которую образуют несколько составляющих:

1) квартиры и/или нежилые помещения, являющиеся самостоятельными объектами,

2) общее имущество, которое предназначено для обслуживания вещей первой категории (подъезды, подвалы, линии коммуникаций и т.п.),

3) земельный участок, на котором располагается соответствующее здание и/или сооружение.

Таким образом, можно заключить, что концепция «земельный участок главная вещь, а здания и сооружения его принадлежности», во-первых, должна быть рассчитана преимущественно на будущие отношения в сфере недвижимости, и, во-вторых, должна выступать в качестве общего правила, исключением из которого должно стать другая концепция — концепция недвижимости как сложной вещи.

Еще одним важным моментом понятия недвижимости по законодательству Казахстана является правовой режим, который установлен для данного объекта гражданских прав.

Главной составляющей правового режима недвижимости по нашему мнению является действующая система государственной регистрации прав на нее. Как уже было отмечено ранее, именно в особенностях государственной регистрации прав на недвижимость и регистрации прав на приравниваемые ГК к недвижимым вещам воздушных и морских судов, судов внутреннего водного плавания, судов плавания «река-море», космических объектов и иного имущества (п. 2 ст. 117 ГК), заключается наиболее существенные особенности понимания и структуры недвижимого имущества. Проиллюстрируем этой тезис действующим законодательством Республики Казахстан.

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество можно определить как публично осуществляемую при посредстве органов общественной власти гласное утверждение соединения вещного права лица с индивидуально-определенной вещью. Регистрация способствует достижению следующих целей:

а) фиксации момента возникновения вещного права. Иначе говоря, регистрация прав на недвижимость имеет правообразующее значение;

б) публичности, т.е. о наличии вещного права на определенную вещь у конкретного лица становится известным всем, особенно заинтересованным лицам; в) индивидуализации и конкретизации правового режима недвижимого имущества. Объектами регистрации являются определенные виды субъективных гражданских прав на недвижимое имущество, их изменение и прекращение в результате сделок и иных юридических фактов (п.п. 1 и 2 ст. 2 Указа “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”);

г) регистрация осуществляется путем составления особого письменного акта, который свидетельствует о существовании вещного права;

д) документ о регистрации вещного права рассматривается в качестве основного доказательства его существования. Последнее имеет существенное значение при защите вещных прав, при распоряжении правом и других ситуациях.

В свою очередь движимые вещи, как мы уже отмечали, можно классифицировать на две категории:

1) движимые вещи, для которых необходима регистрация. В этом случае считается, что правовой режим движимости приравнен к правовому режиму недвижимого имущества;

2) движимые вещи, для который гражданским законодательством установлен общий правовой режим, не требующий регистрации.

Движимые вещи, для которых необходима регистрация, могут быть весьма различными. П. 2 ст. 117 ГК РК к таковым относит: воздушные и морские суда, суда внутреннего водного плавания, суда плавания «река-море», космические объекты. При этом законодательными актами к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

По нашему мнению следует в данном случае разделять понятия:

1) регистрация прав на недвижимое имущество

2) регистрация движимого имущества.

Следует указать, что указанные термины не совпадают друг с другом как по определению (форме), так и по содержанию. Если в первом случае объектами государственной регистрации выступают права, то во втором — сами вещи. Например, п. 1 ст. 13 Закона Республики Казахстан от 15 декабря 2001 года № 271-II “О государственном регулировании гражданской авиации” [26] гражданские воздушные суда Республики Казахстан, права на них и сделки, совершаемые с ними, подлежат обязательной государственной регистрации уполномоченным органом в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Казахстан. Государственной регистрацией является процедура учета уполномоченным органом права собственности и других прав, а также обременений на гражданские воздушные суда, в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Казахстан. Аналогичные правила предусмотрены для автомототранспортных средств [27] .

По нашему мнению, государственная регистрация движимого имущества преследует иные цели и не является аналогом регистрации прав на недвижимое имущество. По существу ее можно назвать технической регистрацией определенных движимых вещей. Такая регистрация может влиять лишь на осуществление гражданских прав, но не на их возникновение, изменение или прекращение.

Таким образом, регистрация движимых вещей имеет два принципиальных отличия от регистрации прав на недвижимое имущество:

1) объектом регистрации движимых вещей являются они сами, а не права, которые существуют на эти вещи;

2) подобная регистрация не имеет правопорождающего значения, но является необходимым условием осуществления права собственности и иных вещных прав на это имущество.

Последний тезис подтверждается п. 1 ст. 8 Закона Республики Казахстан от 30 июня 1998 г. № 254-1 “О регистрации залога движимого имущества” [28] , согласно которому правовое значение регистрации залога движимого имущества состоит в том, что она устанавливает очередность (дату) удовлетворения требования залогодержателя по отношению к требованиям других залогодержателей, претендующих на данное имущество залогодателя, в соответствии с положениями ГК и других законодательных актов. При этом каждый предшествующий зарегистрированный залогодержатель имеет приоритет при обеспечении исполнения обязательства перед всеми последующими зарегистрированными залогодержателями, а также перед всеми незарегистрированными залогодержателями данного имущества.

В качестве выводов можно заключить следующее:

1) в законодательстве Республики Казахстан о недвижимости должна быть реализована в качестве общего правила концепция — земельный участок есть главная вещь, а все прочие составляющие понятие недвижимости (п. 1 ст. 117 ГК) есть его принадлежности;

2) концепция сложной вещи должна быть рассмотрена в качестве исключения из общего правила и может быть применена в случаях:

а) прямо предусмотренных в законе

б) при установлении присвоенности земельного участка и его принадлежностей разным лицам;

3) понятие недвижимости имеет исчерпывающий характер, а вещи, указанные в п. 2 ст. 117 ГК должны признаваться движимыми вещами, которые к тому же имеют правовой режим, отличный от правового режима недвижимых вещей;

4) недопустимо рассматривать в качестве недвижимого имущества предприятие (ст. 119 ГК), которое следует определять в качестве имущественного комплекса, состоящего из разнородных объектов гражданских прав (ст. 115 ГК).