Договор на оказание услуг для списания гсм

Оглавление:

ГСМ: организация учета и списание

Автор: Магурина Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Надо ли медицинскому учреждению оформлять путевые листы? Какая форма должна быть у этого первичного учетного документа? Какие нарушения в оформлении путевых листов выявляются в ходе проведения контрольных мероприятий? По каким нормам происходит списание ГСМ? Какие ошибки в списании ГСМ чаще всего допускаются?

Оформление путевого листа – право или обязанность учреждения?

Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы (п. 7 Инструкции № 157н). Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству РФ, правовым актам уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 7 Инструкции № 157н и ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.

К бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление (п. 3 Инструкции № 157н).

В редакции инструкций № 162н, № 174н, № 183н, действовавшей до вступления в силу Приказа Минфина РФ от 31.12.2015 № 227н, было установлено, что выбытие материальных запасов производится в том числе на основании путевого листа (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007), который применяется для списания в расход всех видов топлива. Таким образом, путевой лист являлся первичным учетным документом для учета и списания ГСМ.

Государственные (муниципальные) учреждения применяли форму путевых листов, утвержденную Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее – Постановление Госкомстата РФ № 78).

Сейчас инструкции № 162н, 174н, 183н не содержат такого требования. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ (п. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). Государственные (муниципальные) учреждения при отражении фактов финансово-хозяйственной деятельности применяют формы первичных учетных документов, приведенные в Приказе Минфина РФ № 52н. В этом документе форма путевого листа отсутствует. Из приказа следует, что основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия со счетов бухгалтерского учета материальных запасов является акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). Поскольку топливо (бензин, масла и др.) – объект материальных запасов (исходя из положений Приказа Минфина РФ № 52н), его списание может быть оформлено актом (ф. 0504230).

Здесь же отметим, что ведомственными нормативными актами может быть установлена необходимость при организации учета и списания ГСМ в учреждении применять путевые листы. Так, в Распоряжении Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 28.07.2009 № 466-р «Об утверждении Положения об организации деятельности и типовых формах документов отделений скорой медицинской помощи городских поликлиник Санкт-Петербурга» сказано, что путевые листы оформляются фельдшером (медицинской сестрой) по приему вызовов отделения, который обязан контролировать продолжительность вынужденных простоев и времени, затраченного на ремонт автомобиля.

Кроме того, путевые листы в обязательном порядке применяются при перевозке пассажиров в случаях, установленных законодательством РФ. Так, в Постановлении Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» сказано, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов.

В случаях, прямо предусмотренных законодательством РФ, водитель должен иметь и передавать для проверки работникам Ространснадзора карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.

В частности, п. 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом,утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7,установлено, что сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации.

По мнению ВС РФ, изложенному в Определении от 09.03.2017 № 309-КГ17-1326 на Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.04.2016 А60-62629/2015, если учреждение ведет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и осуществляет перевозку работников и грузов для собственных нужд, то оно обязано соблюдать требования, установленные ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ, и обязано обеспечить:

1) заполнение путевых листов в соответствии с требованиями нормативных актов (указывать наименование и (или) номер путевого листа, заполнять сведения о собственнике (владельце) транспортного средства);

2) осуществление контроля технического состояния транспортных средств специалистами (назначить на проведение предрейсовых осмотров транспортных средств специалиста, имеющего специальное профильное образование и соответствующего квалификационным требованиям, провести аттестацию специалистов, осуществляющих выпуск транспортных средств на линию);

3) доведение до водителей необходимой информации путем проведения инструктажей (организовать проведение вводных инструктажей со всеми водителями при приеме их на работу, независимо от уровня квалификации и стажа работы; организовать проведение предрейсовых инструктажей при отправлении водителя по маршруту движения впервые, при перевозке детей, при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов; организовать проведение специальных инструктажей с водителями при необходимости срочного доведения до них информации об изменениях и осложнениях, влияющих на профессиональную деятельность водителей).

Ответ на вопрос о том, является правом или обязанностью медицинского учреждения применение путевых листов, отобразим в форме схемы.

Таким образом, в зависимости от условий эксплуатации автотранспортных средств и норм законодательства РФ оформление путевых листов является либо правом, либо обязанностью учреждения. В то же время, поскольку Порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров установлено, что по результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра на путевых листах ставится штамп «Прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр (п. 17), рекомендуем оформлять путевой лист даже в случаях, когда прямого требования на использование этого документа законодательство РФ и ведомственные нормативные акты не содержат.

По какой форме должен быть составлен путевой лист?

Перечень обязательных реквизитов путевых листов утвержден Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 (далее – Приказ № 152). Учреждение в своей деятельности может использовать путевые листы по форме, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ № 78, или разработать форму путевых листов самостоятельно, но при этом указать в них все обязательные реквизиты, названные в Приказе № 152.

Обязательными реквизитами являются (п. 3 Порядка заполнения путевых листов):

наименование и номер путевого листа;

сведения о сроке действия путевого листа;

сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

сведения о транспортном средстве;

сведения о водителе;

сведения о сроке действия путевого листа.

На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

Какие нарушения выявляются в оформлении путевых листов?

При проверке организации учета и расходования ГСМ проверяющими запрашиваются:

журналы операций с поставщиками и подрядчиками, журналы операций с подотчетными лицами (к которым прикреплены документы, подтверждающие приобретение ГСМ);

акты списания тосола, масел;

Обычно в заполнении путевых листов допускаются следующие нарушения.

Отсутствие подписей и расшифровок ответственных лиц, в частности водителя.

Ответственность за достоверность, правильность оформления, а также за своевременное и надлежащее составление первичных учетных документов несут лица, их создавшие и подписавшие. Пунктом 13 Приказа № 152 установлено, что даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя учреждения, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий. Также в путевом листе в силу норм п. 16 Приказа № 152 должны присутствовать даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя. Они проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

Отсутствие времени заезда транспортного средства на постоянную стоянку.

Пунктом 6 Приказа № 152 установлено, что сведения о транспортном средстве включают дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку. Эти сведения являются обязательными реквизитами путевого листа, подлежащими заполнению. Время выезда и возвращения имеет непосредственную связь с подтверждением продолжительности работы водителя.

Отсутствие данных о выданном (заправленном) бензине.

Отдельный раздел путевого листа предназначен для учета движения горючего. В нем указывается, сколько литров бензина было в баке при выезде и возвращении, сколько было заправлено и израсходовано во время поездки. Если водителю выдается бензин по заправочному листу, то в графе должно отражаться количество бензина. Если выдача бензина не предусматривается, то водитель приобретает его за подотчетные деньги. Чек, который он получил на АЗС, прикрепляется к авансовому отчету. При проверке ГСМ производится сопоставление сведений о заправках автомобиля топливом, отраженных в путевых листах, с данными авансовых отчетов подотчетных лиц, к которым прилагаются документы, подтверждающие заправку автомобиля топливом.

При проведении такого сопоставления проверяющие обращают внимание:

на дату и количество заправляемого топлива, указанные в путевом листе, оправдательном документе и данных бухгалтерского учета. Заправка должна быть произведена в рабочее время водителя. Если заправка автомобиля топливом по чекам была произведена в нерабочее время, то этот факт является основанием для дальнейших разбирательств;

на соответствие объема израсходованного топлива и километража, указанного на обратной стороне путевого листа при описании маршрута движения автомобиля;

на правильный расчет объема израсходованных ГСМ, подлежащего списанию со счетов бухгалтерского учета;

на правильность отражения на счетах бухгалтерского учета записей по приему к учету и списанию ГСМ.

Отсутствие в путевом листе даты и времени проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя.

В силу норм ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ и Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» юридические лица, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных ч. 4, 5 ст. 24 Федерального закона № 323-ФЗ.

Указание даты (число, месяц, год) и времени (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя является одним из обязательных реквизитов путевого листа учреждения.

Какие нарушения допускаются при списании ГСМ?

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте утверждены Распоряжением № АМ-23-р. При отсутствии в этом нормативном акте норм списания топлива для автомобиля, эксплуатируемого учреждением, они могут быть установлены:

внутренним локальным актом учреждения (приказом, распоряжением);

Минтрансом либо специализированной организацией, в которую учреждение обратится с запросом для расчета нормы списания ГСМ по конкретному виду автотранспорта, не указанному в Распоряжении № АМ-23-р.

При проверке правильности списания горюче-смазочных веществ в учреждении часто выявляются следующие нарушения.

Ошибочное применение повышающей надбавки при определении расхода топлива автомобилем.

Распоряжением № АМ-23-р установлены надбавки при осуществлении работы автомобиля при определенных условиях. Норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые), от вида используемых топлив, от времени года, от условий, в которых эксплуатируется автомобиль. Нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля определены в литрах бензина или дизтоплива для бензиновых и дизельных автомобилей. Нормы расхода топлива могут повышаться или понижаться в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства. В случае применения нескольких надбавок норма расхода топлива определяется с учетом их суммы или разности. Так, нормы расхода топлива повышаются:

при работе в зимнее время (в зависимости от климатических районов страны увеличиваются с 5 до 20%). В приложении 2 к Распоряжению № АМ-23-р установлена предельная величина зимних надбавок по каждому региону, а также указано, в каком регионе какие месяцы считаются зимними;

при эксплуатации автомобиля на дорогах общего пользования (надбавка может составлять до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий – до 30%);

при работе автотранспорта в городах с определенной плотностью населения. Чем выше плотность населения, тем больше надбавка к норме расхода топлива (например, если плотность населения превышает 3 млн человек, размер надбавки, которую может установить организация, составляет до 25%, при плотности населения от 1 до 3 млн человек – до 20% и т. д.);

при обкатке нового автомобиля, автомобиля, вышедшего из капитального ремонта, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом.

Норма расхода топлив может снижаться при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) до 15%.

Работником бухгалтерии при определении расхода бензина исходя из фактического пробега (км) не всегда надбавка применяется правильно. Например, при расчете расхода бензина исходя из фактического пробега (км) по г. Екатеринбургу применяется повышающая надбавка – 5%, хотя можно было бы применять повышающую надбавку к норме расхода топлива при работе автомобиля в городах с населением от 1 до 3 млн человек – 20%.

Счетные ошибки при определении расхода топлива.

Нормативный расход топлива в отношении конкретного автомобиля определяется по следующей формуле:

Qн = 0,01 x Нs x S x (1 + 0,01 x D), где:

– нормативный расход топлива, л;

Нs – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

S – пробег автомобиля, км;

D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

При проведении мероприятий контроля проверяется правильность применения бухгалтером нормы расхода топлива на основании условий, в которых эксплуатировался автомобиль, и исходя из этого расчетным путем исчисляется размер списания бензина по норме. При определении условий эксплуатации автомобиля используется информация, отраженная в путевом листе. Например, дата, на которую составлен путевой лист, позволяет понять, в какое время нужно (и нужно ли) применять зимнюю надбавку для определения нормы расхода топлива. Обратная сторона путевого листа, на которой отражается маршрут следования автомобиля, помогает определить, как эксплуатировался автомобиль: в черте города или за городом, что позволяет решить, надо ли применять соответствующую надбавку за эксплуатацию автомобиля на дорогах общего пользования, так как автомобиль в этот день эксплуатировался на трассе, где расход топлива меньше.

В результате совершенной счетной ошибки списание бензина производится не по норме, а в большем или в меньшем объеме, что соответственно искажает фактические данные и показатели бухгалтерской отчетности.

Списание смазочных веществ без документов, подтверждающих ремонт автотранспортного средства.

Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов устанавливаются из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел и смазок утверждены Распоряжением № АМ-23-р. Списание смазочных средств осуществляется по акту о списании материальных запасов (ф. 0504230). Как показывают результаты проверок, нередко по акту о списании материальных запасов списываются масла, смазочные жидкости (тосол) в размере, не соответствующем нормам списания.

Например, на балансе учреждения числится один автомобиль. В апреле по акту списан тосол в количестве 10 л. Приказом по учреждению утверждена норма расхода жидкости – не более 0,1 л на 100 л бензина. Расход бензина за списываемый период тосола составил 1 985,09 л. Исходя из этого норма расхода тосола должна составлять 1,985 л, а не 10 л. Никаких документов, подтверждающих проведение ремонта или технического обслуживания автомобиля, нет.

Приведем другой пример. В августе по акту о списании материальных запасов списано 17 л тосола. Списание тосола производилось в связи с ремонтом автомобиля (слив и замена). Проведение ремонтных работ подтверждает акт выполненных работ (датирован августом). Однако, как установлено проверяющими, в сентябре по акту списано еще 10 л тосола. Расход бензина за сентябрь составил 591,864 л. Исходя из этого норма расхода тосола за сентябрь должна быть 0,591 л. Превышение нормы расхода тосола за сентябрь – 9,409 л.

В завершение отметим, что описанные в примере нарушения могут быть квалифицированы проверяющими как грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, а административные лица могут быть привлечены к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ. Напомним, что под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету в силу норм данной статьи понимается в том числе:

искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;

регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;

ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Автотранспортные услуги с гсм заказчика

Наша организация занимается оптовой торговлей и находится на общей системе налогообложения.

По договору с покупателями мы обязаны доставить товар.

Для доставки привлекаются сторонние перевозчики. В договорах на оказание транспортных услуг в обязанность нашей организации (заказчика) входит обеспечение ГСМ транспортных средств перевозчиков, используемых для выполнения работ по договору перевозки грузов. Для этих целей заключен договор на приобретение ГСМ посредством топливных карт. (Топливные карты передаются водителям перевозчика)., а также предусмотрено возмещение перевозчиком заказчику расходов на ГСМ(т.е изначально передаем топливную карту, а затем

Может ли мы как заказчик автотранспортных услуг возмещать НДС по ГСМ, израсходованным перевозчиками? Какие документы нам необходимо затребовать от перевозчика? Должен ли заказчик выставлять счет-фактуру перевозчику при возмещении расходов на ГСМ? Возможен ли взаимозачет между стоимостью возмещения расходов и оказанными услугами. Каковы налоговые последствия для обеих сторон сделки (НДС,Прибыль, НДФЛ для ИП)?

Примечание: ЗАКАЗЧИК – ООО на ОСНО, ПЕРЕВОЗЧИК- ИП на ОСНО

Ответы юристов (8)

операции по реализации товаров подлежат обложению НДС в общем порядке в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.

В таком случае налогоплательщик вправе принять к вычету суммы НДС , предъявленные поставщиками ГСМ , в порядке, установленном п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ, а именно после получения счетов-фактур и отражения в бухгалтерском учете операций по оприходованию ГСМ .
Возможно также принятие к вычету НДС с суммы предоплаты за ГСМ , перечисленной поставщику, в порядке и на условиях, установленных положениями п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ.
Для подтверждения использования ГСМ при осуществлении налогооблагаемых операций (оптовой торговли) в данном случае будут служить следующие документы:
— договоры на оказание услуг перевозки товаров, содержащие условия обеспечения перевозчиков необходимыми ресурсами;
— накладные на отпуск материалов, оформляемые заказчиком транспортных услуг и подтверждающие передачу ГСМ перевозчику ;
— товарно-транспортные накладные, подтверждающие факт оказания услуг перевозки товаров в соответствии;
— отрывные талоны к путевым листам перевозчика , иные подобные документы, в которых зафиксированы соответствующие показатели работы автотранспорта.

Есть вопрос к юристу?

Дмитрий Александрович, здравствуйте!

По мнению Минфина России (письмо от 15.03.2005№
03-03-02-04/1/67) расходы на приобретение ГСМ в пределах норм,
определенных в технической документации к транспортному средству, могут
быть признаны в целях налогообложения при соблюдении требований,
установленных упомянутым выше пунктом 1 статьи 252 НК РФ.Таким образом, ВЫ имеете право предъявив счета-фактуры и путевые листы по основаниям ст.171-172 НК РФ поставить данные суммы к вычету.

Здравствуйте! Вы вправе принять к вычету суммы НДС, предъявленные поставщиками ГСМ, для этого Вы должны получить от них счетов-фактуру и отразить в бухгалтерском учете операции по оприходованию ГСМ. От перевозчиков Вы должны получить договоры на оказание услуг перевозки товаров, в которых будет обязательное условие о том, что Вы возмещаете им ГСМ;
— товарно-транспортные накладные;
— отрывные талоны к путевым листам перевозчика.

«Возможен ли взаимозачет между стоимостью возмещения расходов и оказанными услугами.» — для этого Вам необходимо заключить товарообменный (бартерный) договор, в котором обмениваемые товары (работы, услуги) признаете равноценными, поэтому расчеты деньгами изначально не предусматриваются.

Учет самой топливной карты

Топливные карты, приобретенные за плату, можно принять к бухгалтерскому учету в составе МПЗ по фактической себестоимости (п. 2, 5 ПБУ 5/01). Эти фактические затраты относятся к расходам по приобретению сырья, товаров, материалов и др. МПЗ и являются расходами по обычным видам деятельности.

Стоимость топливных карт можно учесть на счете 10.6 «Прочие материалы», основание – товарная накладная. На

конец месяца стоимость топливных карт учитывается в стоимости приобретенного топлива.
При этом делаются следующие проводки:

Дебет 60 – Кредит 51 – перечислена оплата за изготовление топливной карты (основание – выписка банка)

Дебет 10 – Кредит 60 – карта отражена в составе МПЗ (основание – товарная накладная, договор на поставку ГСМ)
Дебет 19 – Кредит 60 – учтен НДС по карте (основание – счет-фактура)

Дебет 68 – Кредит 19 – НДС к вычету (основание – счет-фактура, запись в книге покупок)

Дебет 20, 26, 44 – Кредит 10 – стоимость карты списана в расходы (основание – бухгалтерская справка).

Налогообложение расходов на приобретение карты

В учетной политике закрепляется, по какому виду расходов будет отражаться приобретение карт. Этом могут быть
материальные расходы, расходы на содержание служебного транспорта, прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

НДС по картам принимается к вычету, когда:

— карта принята на учет;

НДС по топливу можно принять к вычету, когда

— топливо принято на учет;

— топливо предназначено для осуществления операций, облагаемых НДС.

Вы ГСМ на учёт не принимаете — поэтому не можете по нему НДС принять к вычету.

Перечислены поставщику денежные средства в порядке
предоплаты приобретаемого бензина
Д 60-2 Субсч. «Авансы выданные» К 51 Сумма, руб. 11 800 (1000 х 11,8)
Перечислены поставщику денежные средства в оплату приобретаемой топливной карты
Д 60-1 Субсч. «Расчеты с поставщиками» К 51 Сумма, руб. 118
Принята к учету полученная от поставщика топливная карта (118 — 18).
Д 50-3 К 60-1 Сумма, руб. 100
Отражена сумма НДС, предъявленная организации поставщиком
Д19 К60-1 Сумма, руб. 18
Принята к вычету сумма НДС, оплаченная организацией при приобретении карты
Д68 К19 Сумма, руб. 18
Примечание: для принятия НДС к вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ
должны выпол-нятся следующие условия
• Товары (работы, услуги) приобретались для производства товаров (работ, услуг)
реали-зация которых признается объектом налогообложения НДС
• Наличие счета-фактуры
• Оприходование приобретенных товаров (работ, услуг)
• Фактическая оплата приобретенных товаров (работ, услуг)
Отражена выдача топливной карты под отчет водителю
Д71 К50-3 Сумма, руб. 100
По окончании месяца, на основании документов, выставленных поставщиком
Оприходован бензин, заправленный в бак автомобиля по топливной карте на
основании на-кладной поставщика
Д10-3 К60-1 «Расчеты с поставщиками» Сумма, руб. 9900 (990 х (11,8 — 1,8))
Отражена сумма НДС по оприходованному бензину
Д19 К60-1 Сумма, руб. 1782 (990 х 1,8)
Зачтен ранее выданный аванс (предоплата)
Д 60-1 «Расчеты с поставщиками» К 60-2. «Авансы выданные» Сумма, руб. 11682
Принят к вычету НДС по оплаченному и оприходованному бензину на основании полученного счета-фактуры.
Д68 К19 Сумма, руб. 1 782
Списана стоимость израсходованного организацией бензина на основании путевого листа авто-мобиля.
Д20 (23, 26, 29, 44) К10-3 Сумма, руб. 9 700 ((990 — 20) х (11,8-1,8))
Фактически израсходованное количество бензина определяется исходя из пробега автомобиля и нормы расхода бензина на 100 км. Норма расхода бензина утверждается
приказом руководите-ля исходя из контрольного замера расхода топлива.
В соответствии с Руководящим документом Р3112194-0366-03 «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (утв. Минтрансом РФ 29 апреля 2003
г.) нормы расходов топлива устанавливаются на основе
фактического пробега (на основа-нии путевого лица) помноженного на норму расхода топлива для соответвующей марки маши-ны (л/100 км), скорректированную
на коэффициенты учитывающие факторы, изложенные в Р3112194-0366-03. Во соответствии с письмом УМНС по г. Москве от 30 апреля 2004 г. № 26-12/31459 оправдательным
документом для списания расходов на ГСМ служит путевой лист.
Примечание: в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 264 НК организация вправе отнести на расходы для целей налогообложения расходы на бензин, это можно сделать, даже
если транспортное средство взято организацией в аренду (Письмо Управления МНС по г. Москве от 23 января 2003
г. N 26-12/4740).
Консультант АС-АУДИТ

НДС по топливу можно принять к вычету, когда

— топливо принято на учет;

— топливо предназначено для осуществления операций, облагаемых НДС.

Я извиняюсь — вы принимаете НДС по топливу к вычету с момента его отпуска по вашим топливным картам на основании переданных поставщиком топлива по состоянию на последнее число каждого месяца:

— товарной накладной на топливо;

— акта сверки взаимных расчетов;

— ежемесячного реестра (отчета) операций по картам.

Здравствуйте, Дмитрий Александрович

Может ли мы как заказчик автотранспортных услуг возмещать НДС по ГСМ, израсходованным перевозчиками?

Да, так как между Вами и перевозчиком заключен договор на приобретение ГСМ у третьей стороны. С учетом данного договора покупателем ГСМ являетесь Вы как ИП для обеспечения своей предпринимательской деятельности, соответственно, и НДС Вы же уплачиваете.

В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг)

Следовательно, возместить НДС сможете.

Какие документы нам необходимо затребовать от перевозчика?

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ

Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 — 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Таким образом, от перевозчиков Вам следует затребовать следующие документы:
— договор на оказание услуг перевозки товаров, содержащие условия обеспечения перевозчиков необходимыми ресурсами;
— накладные на отпуск материалов на сторону по форме N М-15, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а, оформляемые заказчиком транспортных услуг (то есть Вами) и подтверждающие передачу ГСМ перевозчику;
— товарно-транспортные накладные по форме 1-Т, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, подтверждающие факт оказания услуг перевозки товаров в соответствии с п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, принятого Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ;
— отрывные талоны к путевым листам перевозчика по форме N 4-П, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, либо по самостоятельно разработанной форме с учетом требований Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152, или иные подобные документы, в которых зафиксированы соответствующие показатели работы автотранспорта. Должен ли заказчик выставлять счет-фактуру перевозчику при возмещении расходов на ГСМ? В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ счета-фактуры выставляются только при реализации товаров, работ, услуг в ситуациях, когда согласно условиям договора поставки продавец товаров обязуется организовать их доставку покупателю, а покупатель — возместить понесенные продавцом расходы. При этом, в данном случае продавцом ГСМ будете Вы, а покупателем — транспортная компания.
Возможен ли взаимозачет между стоимостью возмещения расходов и оказанными услугами. Да, возможен. В соответствии со ст. 410 ГК РФ

Обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.

Взаимозачет оформляется актом, который с этого момента считается первичным расчетным документом. Акт подписывается представителями сторон и заверяется печатями организаций.
Каковы налоговые последствия для обеих сторон сделки (НДС, Прибыль, НДФЛ для ИП)Налоговые последствия для обеих сторон сделки будут применены в соответствии с общими правилами Вашего режима налогообложения. Не вижу необходимости в рамках данного вопроса приводить все плюсы и минусы данного налогового режима, при необходимости, можете обратиться в чат. Так же, даю ссылку, где данные режим очень подробно расписан.
Вместе с тем, исходя из Вашего вопроса я делаю вывод о том, что покупатель Вашего товара перечисляет необходимую сумму Вам как продавцу, а Вы производите все расчеты с перевозчиком, которым является сторонняя организация. Фактически, стоимость транспортных услуг оплачивает покупатель. Если это так, то, Вы как продавец товара, организовавший его доставку силами стороннего перевозчика с возмещением транспортных расходов покупателем, не должны уплачивать НДС с суммы оплаты за транспортные услуги. Данная мысль изложена в статье, посвященной комментарию к Письму Минфина России от 15.08.2012 N 03-07-11/299 «О применении вычетов НДС и выставлении счетов-фактур по транспортным расходам, возмещаемым покупателем товаров их продавцу» по ссылке. С Уважением.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

документ на списание гсм по наемной технике

Путевой лист оформлять должен владелец строительной техники. На основании данного документа, он и должен списывать ГСМ. По вашему договору топливо предоставляете вы. Таким образом, владелец вправе требовать от вас компенсации расходов на ГСМ.

Делай что должен — и будь что будет.

Если условиями договора аренды определено, что расходы по эксплуатации транспортного средства несет арендатор, то стоимость использованных ГСМ должна быть включена арендатором в расходы. Если транспортное средство использовалось для обеспечения производственного процесса, то расходы на ГСМ должны быть учтены в качестве материальных расходов.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. которыми признаются любые экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком в ходе деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы на ГСМ, включенные в арендную плату экономически обоснованные. Документальным подтверждением данных расходов будут являться путевые листы (либо их копии, заверенные арендодателем) арендодателя. К тому же, согласно путевых листов будет производиться подсчет машино часов отработанных арендуемой техникой.

Документальное оформление и учет транспортных услуг

Современные условия хозяйствования требуют от управленческого учета повышения прозрачности, наглядности и сопоставимости данных, являющихся предметом учета. Многим организациям приходится пользоваться услугами специализированных автотранспортных организаций-перевозчиков. Нередко при документальном оформлении сделки и подтверждении выполнения обязательств между перевозчиками и заказчиками возникает масса разногласий.

Наиболее распространенными ошибками, допускаемыми организациями, являются:

• использование старых форм путевых листов;

• выдача грузоотправителем водителю перевозчика меньшего, чем необходимо, количества экземпляров ТТН;

• беспорядочная нумерация путевых листов и ТТН;

• выдача путевых листов легковых автомобилей на период от нескольких дней до месяца;

• отсутствие реквизитов, предусмотренных унифицированными формами.

По факту оказания услуг у заказчика в большинстве случаев имеются в наличии только следующие документы: счет на оплату за оказанные услуги, акт выполненных работ на общую сумму за определенный период и счета-фактуры (иногда даже без указания количества единиц измерения). Этих документов недостаточно для подтверждения размера выполнения обязательств перевозчика перед заказчиками. Объясняется такая ситуация тем, что сотрудники большинства организаций забывают (или не знают?) о существовании действующих нормативных документов, соблюдение положений которых обеспечивает порядок в учете.

К чему же приводит такая забывчивость? Руководитель организации-перевозчика не имеет достоверной информации о количестве выполненных рейсов автопарком даже за прошлый отчетный период, оперативная информация на текущий день тем более недостоверна. У него нет уверенности в том, что машины используются только в интересах организации, соответственно в оправданности затрат на заработную плату, ГСМ и прочих. У заказчика возникают сложности при отнесении транспортных расходов в целях налогообложения к экономически оправданным (в соответствии со ст. 252 НК РФ). Руководитель организации-заказчика не имеет документального подтверждения сумм, выставленных в счетах перевозчика. Соответственно и у него отсутствует уверенность в том, что полученные услуги использовались исключительно в интересах организации. Итак, у обеих сторон сделки отсутствуют прозрачность, наглядность учетных данных и управленческий учет перестает служить главным инструментом в повышении рентабельности функционирования организации.

Этих разногласий можно избежать при соблюдении законодательства РФ, регламентирующего порядок оказания услуг по перевозке груза.

Документальное оформление сделки

Порядок заключения договора перевозки грузов регулируется главой 40 Гражданского кодекса РФ и предполагает обязательство перевозчика доставить вверенный ему заказчиком груз в пункт назначения. Заказчик, в свою очередь, обязуется уплатить за перевозку установленную договором плату.

Уставом автомобильного транспорта РСФСР (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.69 № 12) разработаны (и утверждены 30.07.71) Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее — Правила), в соответствии с которыми перевозка грузов должна оформляться ТТН.

ГК РФ позволяет подтверждать факт заключения договора перевозки груза путем составления и выдачи грузоотправителем ТТН. Но при длящихся договорных отношениях рекомендуется оформлять договор на перевозку грузов в письменной форме, где следует предусмотреть штрафные санкции и четкий перечень документов, формируемых при выполнении обязательств сторонами сделки.

При требовании от перевозчиков документов, подтверждающих суммы выписанных счетов на оплату за перевозку грузов, заказчикам следует помнить о существовании Инструкции МФ СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР№ 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30.11.83 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» (далее — Инструкция). В настоящее время она все еще имеет статус действующего документа. Согласно Инструкции стороны договора обязаны не реже одного раза в квартал производить сверку данных, на основании которых перевозчики рассчитывают стоимость оказанных услуг, с фактически перевезенным количеством груза. Она производится в сроки, установленные графиками, утвержденными заказчиком и перевозчиком, ее результаты оформляются актом, в который включаются все промежуточные акты об оказанных перевозчиком услугах за определенный период. Акт подписывается представителями сторон.

Порядок оформления ТТН

Действующая в настоящее время форма ТТН № 1-Т утверждена Постановлением Госкомстата от 28.11.97 № 78»Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее — Постановление Госкомстата) и предназначена для списания ТМЦ у грузоотправителей и соответственно их оприходования у грузополучателей. Форма также используется для учета транспортной работы, расчетов за перевозки грузов.

В соответствии с разд. 2 вышеуказанного Постановления Госкомстата ТТН на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя (отдельно на каждый рейс автомобиля). Если на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких грузополучателей, ТТН выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности. ТТН следует выписывать в четырех экземплярах (по грузам нетоварного характера (груз насыпью) — в трех). Один остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей и формирования выручки; второй и третий экземпляры (заверенные подписями, печатями (штампами) грузополучателя и подписями водителя) сдаются водителем представителю организации-перевозчика. Затем второй экземпляр, служащий основанием для расчетов, перевозчик прилагает к Акту об оказании услуг по перевозке и высылает заказчику, а третий прилагается к путевому листу. Четвертый экземпляр для грузов товарного характера, заверенный подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у грузополучателя.

Порядок оформления путевых листов

Постановлением Госкомстата утверждены также следующие унифицированные формы: путевые листы № 4-с (для оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам), № 4п (для работы по временному тарифу). Путевые листы служат для определения показателей учета работы подвижного состава и водителя, для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

На основании разд. 2 вышеуказанного Постановления Госкомстата водителю выдается заполненный диспетчером путевой лист, в котором должна быть обязательно указана дата выдачи, стоять штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль. Участие водителя в заполнении путевого листа не допускается, за исключением постановки подписей, удостоверяющих прием (при выезде) и сдачу (при возвращении) автомобиля (п. 8 Инструкции). Путевые листы выдаются водителю под расписку только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы. Путевые листы остаются у перевозчика, хранятся совместно с товарно-транспортными документами, дающими возможность их одновременной проверки (разд. 2 Постановления Госкомстата).

Заказчик обязан заполнить раздел «Выполнение задания», предусматривающий запись маршрута движения «откуда — куда» по каждому рейсу, и обеспечить наличие подписи своего представителя. В путевой лист обязательно вписывают номера прилагающихся (по одному экземпляру) ТТН, по итогу которых указывается количество перевезенных тонн груза и другие показатели, отражающие работу автомобиля и водителя.

В случае повременной оплаты в форме № 4-п предусмотрены отрывные талоны путевого листа, которые заполняются заказчиком и служат основанием для предъявления перевозчиком стоимости оказанных услуг заказчику (перевозчик прилагает соответствующие отрывные талоны к Акту об оказании услуг).

При оплате услуг по сдельным расценкам основанием для предъявления перевозчиком стоимости оказанных услуг служат перечень ТТН и их приложенные экземпляры.

В случае транзитных перевозок обязанность по заполнению маршрута в путевых листах и отрывных талонов должна быть возложена на грузополучателя.

Постановлением Госкомстата предусмотрено ведение журналов учета движения путевых листов у перевозчиков. Обеспечить контроль за движением путевых листов, выданных водителю, и сдачей обработанных путевых листов в бухгалтерию можно с помощью нумерации листов журнала типографским способом.

Учет выдачи и принятия к учету ТТН и путевых листов

Принятие к учету первичных документов недействующей формы или с незаполненными реквизитами не допускается (ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете»).

Следует обратить внимание на нумерацию ТТН и путевых листов. В Инструкции сказано, что ТТН и путевые листы являются бланками документов строгой отчетности и должны изготавливаться типографским способом сучетной серией и типографским номером. Путевые листы в большинстве случаев изготавливаются типографским способом. А вот ТТН очень часто составляются при помощи компьютерной техники с последующей распечаткой бумажных экземпляров. В этой ситуации можно порекомендовать следующий способ контроля выписанных ТТН: произвести нумерацию в типографиях чистых листов, на которых затем будут распечатываться документы. Пронумерованные чистые листы будут являться бланками документов строгой отчетности.

Инструкцией предусмотрено хранение бланков путевых листов на складах организаций и выдача их по мере потребности под расписку лицу, ответственному за эксплуатацию автотранспорта (заведующему гаражом, начальнику эксплуатации, диспетчеру и др.). В бухгалтерском учете эти операции должны отражаться следующим образом:

Д-т сч. 10 «Материалы на складе» К-т сч. 60 — оприходованы бланки документов строгой отчетности с пропечатайными сериями и номерами (возможно, с перечислением наименования документов)

Д-т сч. 10 «Материалы в подотчете» К-т сч. 10 «Материалы на складе»— выданы под отчет бланки документов строгой отчетности серии N с номерами А—S

Д-т сч. 20, 23, 26 К-т сч. 10 «Материалы в подотчете — списаны использованные бланки документов строгой отчетности серии N с номерами А—S по акту, подписанному лицами, утвержденными приказом.

В целях сохранности бланков документов строгой отчетности в учетной политике организации следует предусмотреть обязательность заполнения журнала по учету бланков документов строгой отчетности и ежегодную их инвентаризацию. Аналогичным должен быть подход к оформлению, учету документов при использовании транспорта организации для собственных нужд.

Учитывая изложенное, наличие у заказчиков транспортных услуг документов, оформленных в соответствии с законодательством РФ (таких как ТТН, отрывные талоны к путевым листам при повременной оплате услуг и акты сверок), является необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли транспортных расходов как документально подтвержденных. А руководитель будет уверен в действительности и оправданности полученных услуг.

Перевозчикам соблюдение порядка оформления документов позволит правомерно принимать в расходы начисленную заработную плату, производить списание ГСМ в целях налогообложения, пресекать несанкционированный расход ГСМ, а также оперативно управлять работой автопарка. Кроме того, наличие у сторон сделки первичных документов и оформление их должным образом способствуют формированию достоверной информации на счетах бухгалтерского учета, сопоставимости данных о доходах и расходах и оперативному их получению.