Договор перевозки груза ип образец

Оглавление:

Какой договор должен заключить ИП с ООО для оказания транспортных услуг, чтобы применять ЕНВД?

Добрый день, уважаемые форумчане! Поделитесь пожалуйста опытом. ИП (только ЕНВД) основной вид экономической деятельности 60.24 грузоперевозки (доп. 63.40 организация перевозок груза), имеет грузовые автомобили и водителей, оформленных по трудовым договорам. Какие договора лучше заключать с ООО(УСН 15%) и другими организациями, чтобы ИП остаться под ЕНВД. Предметом договора будет долгосрочное оказание транспортных услуг с водителем(перевозка леса и пр.материалов по деревообработке). Как я понимаю о договоре аренды транспортного средства с экипажем не может идти речи, так как доход полученный уже не будет поподать под ЕНВД? Однако вопрос спорный, согласно письму Минфина. Заранее благодарю за предложения.

Цитата: Письмо Минфина России от 03.06.2010 г. № 03-11-11/154 «О применении ЕНВД при передаче в аренду транспортного средства с экипажем (по договору фрахтования)»

Вопрос: В письме Минфина России от 25.02.2010 г. № 03-11-11/33 указано, что организации и индивидуальные предприниматели, владельцы автомобилей, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров, предоставляющие их юридическим лицам по договорам аренды (фрахтования на время) транспортных средств с предоставлением услуг по их управлению, заключенным в соответствии со статьей 632 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход.
Индивидуальный предприниматель просит разъяснить, действительно ли деятельность, связанная с передачей в аренду транспортного средства (транспортных средств) с экипажем, осуществляемая в рамках договора фрахтования на время, может быть отнесена к автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов и, соответственно, переведена на уплату единого налога на вмененный доход?

Ответ: Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 34626 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов и имеющие на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Определение понятия «автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов» в Кодексе отсутствует. При этом пунктом 1 статьи 11 Кодекса установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Договорные отношения в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров регулируются главой 40 «Перевозка» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 784 ГК РФ установлено, что перевозка грузов и пассажиров осуществляется на основании договора перевозки.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Статья 787 ГК РФ регулирует отношения, связанные с оказанием услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа, в рамках договора фрахтования.
Согласно указанной статье ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.
Кроме того, параграфом 3 главы 34 «Аренда» ГК РФ установлен порядок предоставления в аренду транспортного средства, в том числе, с предоставлением услуг по его управлению и технической эксплуатации.
Так, статьей 632 ГК РФ указанной главы ГК РФ предусмотрено, что по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Статьей 635 ГК РФ установлены обязанности арендодателя по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, переданного в аренду в рамках договора фрахтования на время с экипажем.
На основании изложенного, предпринимательская деятельность по передаче в аренду транспортного средства с экипажем, осуществляемая в рамках договора фрахтования на время, может быть отнесена к автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов и переведена на уплату единого налога на вмененный доход, так как в данном случае услуги по перевозке пассажиров и (или) грузов (услуги по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации) оказываются непосредственно арендодателем.
Если же по договору фрахтования транспортное средство передается в аренду без экипажа, то есть, оказание арендодателем услуг по его управлению и по его технической эксплуатации не осуществляется, то в целях применения главы 263 Кодекса, такую предпринимательскую деятельность следует рассматривать, как оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование транспортного средства, но не в качестве предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по перевозке пассажиров и грузов. Соответственно в отношении такого вида предпринимательской деятельности единый налог на вмененный доход применяться не должен.
Одновременно следует отметить, что письмо Минфина России от 25.02.2010 г. № 03-11-11/33 о порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, о котором упоминается в запросе, носит разъяснительный характер и является ответом на конкретный запрос налогоплательщика.

ИП — организация перевозки грузов: составление договора

Вы не описали, как будет организован процесс перевозок. Без подробного описания процесса ответить на ваш вопрос невозможно. Нужно понимать, какие отношения будут фактически установлены между вами и заказчиком, что вы будете обязаны делать, как вы будете это делать, будете ли использовать для перевозок свои машины или нанимать посторонних перевозчиков.

Опишите, пожалуйста, все это в деталях и сразу постарайтесь сформулировать, что вас смущает, почему вы, на ваш взгляд, не можете при таких условиях заключить договор перевозки, или, напротив, попробуйте доказать, что вы можете заключить дорговор перевозки. Это и вам поможет структурировать свои мысли по данному поводу, и отвечающим даст какую-то пищу для размышлений, ответов и комментариев.

Вы не описали, как будет организован процесс перевозок. Без подробного описания процесса ответить на ваш вопрос невозможно. Нужно понимать, какие отношения будут фактически установлены между вами и заказчиком, что вы будете обязаны делать, как вы будете это делать, будете ли использовать для перевозок свои машины или нанимать посторонних перевозчиков.

Опишите, пожалуйста, все это в деталях и сразу постарайтесь сформулировать, что вас смущает, почему вы, на ваш взгляд, не можете при таких условиях заключить договор перевозки, или, напротив, попробуйте доказать, что вы можете заключить дорговор перевозки. Это и вам поможет структурировать свои мысли по данному поводу, и отвечающим даст какую-то пищу для размышлений, ответов и комментариев.

Добрый день.
Ваша фраза, выделенная мной синим цветом, говорит о том, что Вы хотите уйти от уплаты налогов. Это противозаконно, и обсуждение подобных тем на нашем форуме запрещено. Вам ответят на вопрос только в том случае, если схема Вашей работы будет законной.

Во-первых, советую вам прислушаться к замечанию модератора.

Это»показывать вознаграждение не хочу» мы обсуждать не будем. Тем более в описанной вами схеме вы его никак не спрячете без совершения правонарушения или преступления.

Во-вторых, я не нашел в комметариях к ГК РФ каких-либо препятствий к организации работы по описанной вами схеме. Там, в частности, нет указаний на то, что перевозчик не может привлекать для выполнения обязательств по договору перевозки автомобильным транспортом сторонние организации или ИП.

Однако надо понимать некоторые вещи. Ответственность перед грузоотправителем будете нести вы, а не привлеченная вами организация или ИП. То есть у вас будет два договора: один с заказчиком (вы по нему — перевозчик, исполнитель), второй — с, некорректно говоря, субподрядчиком, то есть с привлеченной организацией (вы по нему — заказчик).

Второе — налоговые последствия. У вас по сути будет перепродажа. То есть вы должны будете в полном объеме учитывать доходы, полученные от заказчика, и сможете уменьшить их на сумму расходов по оплате привлченного транспорта. С разницы (суммы вашего дохода) будете платить НДФЛ. Соответственно, ни о каком вознаграждении (термин из института агентского договора) здесь речи нет. Разница по сути будет вашей наценкой на, некорректно говоря, услугу по перевозке груза.

Плюс надо понимать, что если вы будет нанимать организацию или ИП на упрощенке, про входной НДС можете забыть. Если хотите ставить его к вычету, вам придется искать такие транспортные организации или ИП, которые применяют общую систему.

Добрый день!
Вопрос «повис» и я хочу внести ясность в ситуацию.
На самом деле, Сергей всё уже ответил.
Я повторю лишь основные моменты.
По такой схеме можно работать, это не противоречит Законодательству.
Опытные участники перевозочного процесса применяют в данном случае договор транспортной экспедиции или договор организации перевозок, но разница в данном случае в нюансах и Вы в них разберетесь по мере накопления опыта.
Тем более, что предложенная Вами формулировка «Договор-заявка» по сути может быть и договором перевозки и договором транспортной экспедиции. Эти два договора очень близки друг к другу. Особенно в вашей ситуации. Так что начинайте так, как вам кажется удобнее. А потом поймете, надо ли делать что-то новое.
Проблема может возникнуть с учетом реальной продолжительности работы транспорта. Реальный перевозчик (водители) будут подписывать у клиента путевой лист. Там есть специальный «талон заказчика» или что-то в этом роде. Вам надо заранее продумать документооборот. Если для клиента перевозчик — Вы, а путевые листу от имени неизвестно кого, могут быть проблемы.
Аналогично надо продумать и перевозочные документы на груз.

С НДС всё в порядке. Здесь мы не будем обсуждать подробно принципы и особенности уплаты НДС (при желании откройте новую тему с соответствующим вопросом).
В двух словах:
В качестве «перевозчика» выставляете клиентам счета-фактуры с НДС на всю сумму услуг. Сумма НДС по этим счетам-фактурам ставите к начислению.
В качестве «заказчика» получаете от перевозчиков счета-фактуры с НДС на сумму услуг, которые оплачиваете сами. Этот НДС ставите к вычету.
Разница — тот НДС, который Вам нужно будет платить в бюджет.
Поэтому, если перевозчик на УСН и не даст Вам счет-фактуру на свой НДС, то и уменьшить начисленный НДС будет нечем — будете платить больше.
Но иногда такой перевозчик свои услуги оценивает низко и Вам будет выгоднее заплатить повышенный НДС, но получить больше прибыли.

Договор на перевозку грузов автомобильным транспортом

Договор на перевозку грузов автомобильным транспортом — образец данного документа может быть полезен при оформлении отношений между отправителем груза и перевозчиком. Формы такого договора и порядок его заключения будут подробно рассмотрены в статье.

Перевозки автомобильным транспортом (нормативная база)

Груз может отправить как организация, так и любое физическое лицо, в то время как перевозку может осуществлять исключительно юридическое лицо, обладающее лицензией на право заниматься такой деятельностью. Юрлицо при этом принимает на себя обязательства не только по своевременной доставке груза по назначению, но и по его загрузке, выгрузке, сохранности во время перемещения, выдаче получателю.

Согласно п. 1 ст. 4 № 259-ФЗ, выделяются следующие виды транспортного сообщения:

Таким образом, для каждого конкретного вида груза и маршрута перемещения возможно применение специальных правил перевозки.

Порядок транспортировки грузов регулируется:

  • гл. 40–41 ГК РФ;
  • законом «О транспортно-экспедиционной…» от 30.06.2003 № 87-ФЗ;
  • законом «Устав…» от 08.11.2007 № 259-ФЗ;
  • правилами перевозок грузов автотранспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (далее — Правила).

Заключение договора автотранспортных услуг по перевозке грузов путем оформления транспортной накладной

Участниками соглашения такого рода являются отправитель груза и его перевозчик (п. 6 Правил). Договор перевозки грузов автомобильным транспортом заключается после получения от отправителя заявки на предоставление услуги, подтверждением чего является транспортная накладная (далее — ТН).

Согласно п. 2 ст. 8 ФЗ № 259, порядок оформления ТН регламентируется правилами транспортировки грузов. Без ее оформления и предоставления перевозчик не вправе принимать груз (п. 3 ст. 8 ФЗ № 259). Данный документ оформляется согласно установленной форме (приложение № 4 к Правилам), составляется на 1 либо несколько перевозок, при этом необходимо 3 экземпляра-оригинала (п. 9 Правил). После подписания ТН сторонами договор считается заключенным.

Что должен содержать типовой договор (накладная) на перевозку грузов автомобильным транспортом

После заключения договора на перевозку груза путем составления накладной перевозчик принимает на себя обязательство доставить его в пункт назначения и несет ответственность за его сохранность (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Грузоотправитель оплачивает перевозку в размере, установленном в соглашении, на основании представления документов, указанных в договоре.

В частности, в накладной следует обязательно указать:

  • сведения о перемещаемом грузе;
  • дату загрузки и разгрузки;
  • адреса пунктов отправки и назначения;
  • стоимость перевозки;
  • способ оплаты.

Существенным условием договора являются сроки доставки груза. В случае их нарушения сторона, по вине которой произошла задержка, обязана уплатить штраф в размере 20% стоимости транспортировки (п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 35 закона № 59-ФЗ).

Согласно п. 64 Правил, груз считается утерянным, если он не был доставлен грузополучателю в течение:

  • 10 дней с момента загрузки — при городской или пригородной перевозке;
  • 30 дней — при междугородней.

При этом и отправитель груза, и его получатель вправе выставить перевозчику требование о возмещении ущерба.

Разовый договор перевозки грузов автомобильным транспортом — как составить, где скачать образец

Согласно п. 5 ст. 8 ФЗ № 259, договор можно заключить не только путем оформления накладной, но и путем направления перевозчику соответствующей заявки. Заявка в подобном случае обычно отличается небольшим объемом и содержит всю необходимую информацию о перевозке.

В то же время следует понимать, что в силу п. 5 ст. 8 ФЗ № 259 заявка не является самостоятельным договором перевозки. Она заключается только при наличии договора об организации перевозок грузов, являясь дополнением к нему (приложением). Составляется заявка в форме таблицы, в которой указываются все необходимые параметры запрашиваемой услуги.

Таким образом, соглашение о перемещении груза автомобильным транспортом составляется в следующих формах:

  • в виде транспортной накладной;
  • в виде договора о перевозке и заявки.

Примечание: все условия, которые могут содержаться в накладной (описывались выше), актуальны и для договора перевозки, к которому прилагается заявка.

Таким образом, оформление соглашений о перевозке грузов автомобильным транспортом имеет много важных нюансов, которые следует учитывать при их заключении. Стороны вправе избрать любой способ заключения договора (оформление накладной или составление договора и заявки). Образец договора перевозки грузов с приложением заявки вы можете найти на нашем сайте.

Документальное оформление транспортных услуг

Чем отличаются услуги по перевозке от иных транспортных услуг, когда договор экспедиции является чисто посредническим договором и как выплачиваются налоги при оказании услуг по экспедиции груза — актуальные в перевозочном бизнесе вопросы. Чтобы ответить на них правильно, индивидуальному предпринимателю следует ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регламентирующими особенности ведения дел в компаниях этого профиля.

Перевозка и транспортные услуги

В связи с перемещением товара от продавца к покупателю появляется необходимость в посреднике, который организует перевозку и осуществит её. Нередко эту роль берут на себя индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на оказании транспортных услуг. В таком случае к договору купли-продажи добавляются договоры:

  1. Перевозки. С перевозчиком подписывается договор на обычную операцию по транспортировке груза. Вопросами организации перевозочного процесса, подготовкой груза к отправке, а также оформлением необходимых документов на груз занимается отправитель.
  2. Транспортного экспедирования. Договор экспедирования подразумевает предоставление дополнительных услуг, связанных с транспортировкой груза — организация перевозки, поиск перевозчика, подготовка груза к отгрузке. В рамках такого соглашения грузоотправитель (или грузовладелец) оформляет заявку с точными инструкциями для экспедитора, но сам непосредственным оформлением и подготовкой груза не занимается.
  3. Агентирования. Агентский договор заключается между индивидуальным предпринимателем — посредником, организующим перевозочный процесс, и транспортной компанией, которая выполнит доставку груза. В рамках договора агентирования экспедитор является посредником, которому необходимо найти транспортную компанию для осуществления перевозки груза.

Прежде чем оказывать кому-либо транспортные услуги, предпринимателю необходимо заключить договор соответствующего вида

К транспортным нередко прибавляются дополнительные услуги:

  1. Консалтинговые: определение маршрута перевозки, выбор вида транспорта и способа доставки, расчёт стоимости и сроков доставки и т. д.
  2. Организационные: подготовка и оформление перевозки, заключение договоров с участниками транспортного процесса, создание необходимых документов, планирование операции доставки и пр.
  3. Подготовка груза: укладка, маркировка, затаривание.
  4. Таможенное оформление.
  5. Приём и выдача груза.
  6. Погрузочно-разгрузочные работы (стивидорские, если речь идёт о морском судне), услуги сюрвейерских компаний, проводящих оценку имущества для целей страхования.
  7. Сопровождение грузов.
  8. Работа с претензиями и неисправностями при перевозке.

Состав работ определяет вид заключаемого договора. Рассмотрим основные два договора транспортных услуг.

Структура и содержание договоров перевозки и транспортного экспедирования

Для оказания услуг заключается договор перевозки между перевозчиком и грузоотправителем (грузовладельцем).

Договор перевозки

Предметом сделки является организация транспортной операции, поэтому в соответствующем разделе договора индивидуальному предпринимателю полезно дать указание на законодательные нормы, регулирующие взаимодействие сторон в перевозочном процессе (ГК РФ глава 40 «Перевозка»).

По договору перевозки перевозчик обязан подать под погрузку транспорт в указанное место и время. Кроме того:

  1. Транспортное средство должно быть исправным и пригодным для перевозки заявленных грузов.
  2. Перевозчик обязан осуществлять перевозку груза по согласованному маршруту.
  3. Груз должен быть доставлен в сроки, которые были оговорены при обсуждении заказа и зафиксированы в письменном соглашении.
  4. Если происходит вынужденная задержка транспортного средства в пути, перевозчик своевременно информирует заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих доставке грузов.

Заказчик обязан сообщить полную информацию о перевозимом грузе — наименование, тип, общее количество. И также нужен график с указанием пунктов подачи транспортных средств под погрузку. Заказчик готовит всю товаросопроводительную и транспортную документацию на перевозимый груз и оплачивает фрахт транспортного средства.

Транспортные услуги индивидуального предпринимателя оплачиваются после представления им соответствующих счетов и накладных. Оплата может взиматься в виде фиксированной суммы или за единицу транспортной работы.

Сделка по перевозке грузов будет взаимовыгодной только в том случае, если в договоре чётко прописаны права и обязанности сторон

Перевозчик отвечает за подачу транспортных средств под погрузку вовремя и за срыв сроков поставки. В разделе договора «Штрафные санкции» указывается величина выплат за нарушение сроков перевозки.

Кроме этого, перевозчик ответственен перед заказчиком за полную или частичную утрату груза, его повреждение, ухудшение качества и потерю товарного вида, произошедшие по причине ненадлежащего исполнения договора перевозки. Подписывая договор, индивидуальному предпринимателю нужно определить, за чей счёт будет проведена оценка размера ущерба.

Заказчик отвечает за:

  • ненадлежащее выполнение своих обязательств по договору;
  • причинённый ущерб перевозчику;
  • необоснованный отказ в оплате услуг перевозчика;
  • несвоевременную оплату выставленных по договору счетов;
  • несвоевременное освобождение транспортного средства.

Договор транспортного экспедирования

Договор транспортной экспедиции заключается между заказчиком и транспортным экспедитором.

Экспедиционные услуги сегодня представляют собой исполнение не только транспортной операции, но и оказание услуг по консолидированию, хранению, складированию, обработке грузов в соответствии с инструкциями заказчика. Современные экспедиторы консультируют по выбору способа и маршрута доставки груза, решают налоговые вопросы, занимаются страхованием, координируют перевозочные процессы. Всю совокупность экспедиционных услуг делят на четыре группы:

Что представляют собой доставочные и складские услуги, ещё можно догадаться, а вот стивидорским и тальманским услугам дадим определение.

Стивидорские услуги — погрузочно-разгрузочные и перегрузочные операции в промежуточном пункте. Тальманские услуги представляют собой подсчёт количества единиц груза при погрузке и выгрузке груза из транспортного средства. Услуги по осмотру груза и транспорта называются сюрвейерскими. Обычно сюрвейерские и тальманские услуги предоставляются комплексно.

Авторитетная международная организация ЮНКТАД делит всех экспедиторов на экспедиторов следующих специализаций:

  • поверенные;
  • комиссионеры;
  • владельцы склада, хранители грузов;
  • арендодатели контейнерно-трейлерного парка;
  • перевозчики.

Каждый из перечисленных экспедиторов предлагает определённый спектр услуг, связанный с транспортировкой — консолидирование-расконсолидирование грузов, формирование отправок, резервирование тоннажа, размещение на складе и ответственное хранение, аренда средств пакетирования грузов. Специфика работы индивидуального предпринимателя — экспедитора определяет содержание договора экспедирования, а также даёт ответ на вопрос, кем же является экспедитор для заказчика — поверенным, комиссионером, владельцем склада, агентом или перевозчиком.

В разделе «Предмет договора» указывается сфера регулирования отношений экспедитора и заказчика. Понятно, что деятельность индивидуального предпринимателя и его услуги транспортного экспедирования полностью определяют содержание текста этой статьи.

Заказчик выдаёт экспедитору поручение на перевозку груза. Для документального оформления этой операции существует специальная форма ФИАТА.

Оформление проформы ФИАТА, выдачей которой оформляется поручение экспедитору, является обязательным при международных перевозках

Затем экспедитор акцептирует (подтверждает) факт принятия поручения. Доказательством этого служит расписка экспедитора ФИАТА.

Оборотная сторона проформы ФИАТА, которая подтверждает, что экспедитор принял к исполнению поручение заказчика

Экспедитор готовит транспортные и все необходимые документы на груз. По желанию заказчика экспедитор может участвовать в проработке транспортных условий договора купли-продажи.

Обязательства и ответственность экспедитора и заказчика определяются «Общими условиями деятельности Российских международных экспедиторов» и Гражданским кодексом РФ: главой 40 «Перевозка», главой 41 «Транспортная экспедиция», главой 47 «Хранение», главой 49 «Поручение», главой 51 «Комиссия», главой 52 «Агентирование», главой 37 «Подряд».

Типовой договор на грузоперевозки ИП и образец акта выполненных работ

Выдача транспортного документа (транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз) подтверждает заключение договора на грузоперевозки. Иногда одной транспортной накладной достаточно, чтобы свидетельствовать о заключении договора перевозки в простой письменной форме, не требуя при этом подписания ещё какого-то договора.

Если перевозчик принял заказ грузоотправителя на перевозку груза или грузоотправитель принял заявку перевозчика на перевозку груза, то договор перевозки считается заключённым.

Типовой договор на перевозку может использоваться при стандартных условиях транспортировки груза

Факт исполнения перевозочных услуг подтверждается различными документами. Это могут быть: транспортная накладная, путевые листы, заявка на перевозку, акт сверки расчётов и др.

Акт выполненных работ подтверждает факт оказания индивидуальным предпринимателем услуг по перевозке груза

Расторжение и изменение договора

Изменение условий договора предполагает, что договор будет исполнен, но содержание обязательств или размер ответственности был пересмотрен путём изменения ряда статей документа. Расторжение договора предполагает аннулирование достигнутых ранее договорённостей. Изменение и расторжение возможно с общего согласия сторон, путём подписания соглашения об изменении или расторжении договора либо в одностороннем порядке через суд. Обращаться в суд индивидуальному предпринимателю следует после получения отказа контрагента по сделке менять содержание договора или расторгнуть договор (ст. 452 ГК РФ).

Договор считается расторгнутым после того, как стороны подпишут соглашение, либо после вступления в действие решения суда. Последствия ожидаются для стороны, существенно нарушившей условия договора или не исполнившей своих обязательств в ответ на выполнение обязательств партнёра по сделке (ст. 453 ГК РФ).

Отчётность и налогообложение

Вопросы предоставления отчётности по налогообложению определяются выбранной системой налогообложения. Система ЕНВД, как самая популярная среди ИП, может применяться к договорам перевозки с выполнением условий:

  1. Оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов предпринимателями, имеющими транспорт на праве собственности или ином праве (договор аренды или лизинга подойдёт).
  2. Парк транспортных средств не должен превышать 20 автомобилей.
  3. К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
  4. Заключение договора подтверждается выдачей транспортной накладной.
  5. Не имеет значения способ расчёта за оказанные услуги, расплачиваться можно наличными и безналичными платежами.

Иные транспортные услуги не входят в перечень видов деятельности, к которым можно применять ЕНВД, зато индивидуальному предпринимателю вполне можно вести деятельность на УСН.

Чтобы правильно выбрать систему налогообложения, ИП следует систематизировать перечень оказываемых услуг и изучить нормативные трабования к ведению бизнеса в сфере перевозок

Налоги с договоров грузоперевозок и транспортных услуг

Договор экспедиции предусматривает проведение посреднических операций, налогом облагается прибыль с получаемой платы за услуги экспедитора. Деньги от заказчика, переданные для исполнения обязательств по договору, не являются прибылью, налоги с них не выплачиваются. Кроме этого, расходы экспедитора по исполнению условий договора возмещаются клиентом и не учитываются при исчислении налогов. Об этом говорят письма Минфина России от 24.05.2012 № 03–03–06/1/270, от 30.01.2012 № 03–11–06/2/13, от 14.06.2011 № 03–07–08/185, от 01.12.2009 № 03–11–06/2/252, от 30.03.2005 № 03–04–11/69.

А также экспедитор уплачивает налог на добавленную стоимость с суммы вознаграждения (письма Минфина России от 14.06.2011 № 03–07–08/185, от 30.03.2005 № 03–04–11/69, от 21.06.2004 № 03–03–11/103). После оказания индивидуальным предпринимателем иных транспортных услуг по контракту исчисляется сумма НДС и выставляется счёт-фактура в течение пяти дней.

Видео: документальное оформление транспортных услуг

Индивидуальному предпринимателю, решившему оказывать транспортные услуги, следует различать перевозочные и экспедиционные услуги, так как вид деятельности в сфере перевозок определяет применимость ЕНВД. Оформлять договор в чистом виде не всегда обязательно, иногда достаточно иметь транспортную накладную, путевой лист и счёт-фактуру.

Договор на перевозку грузов автомобильным транспортом

Договор перевозки грузов, как и любой другой договор представляет собой соглашение двух сторон: в данном случае перевозчика и отправителя, по которому первый берет на себя обязательство доставить вверенный ему груз в нужный пункт, выдать груз указанному отправителем лицу — получателю.

При этом отправитель должен оплатить установленную сумму за перевозку.

Порядок регулирования данных взаимоотношений

Общее регулирование обязательственных отношений по перевозке осуществляется нормами Гражданского кодекса. Это основополагающие нормы, общие для всех видов транспортировки людей, грузов и багажа.

Основная же роль во взаимодействии участников конкретных перевозок принадлежит уставам и транспортным кодексам (они имеют силу федеральных законов и единообразно регулируют правоотношения участников). Также широко используется соглашение сторон, как основной принцип гражданского права.

Законодательное регулирование перевозок в России осуществляется:

  • Воздушным кодексом;
  • Уставом железнодорожного транспорта (и законом о ж/д транспорте);
  • Кодексом торгового мореплавания;
  • Кодексом внутреннего водного транспорта;
  • Уставом автотранспорта;
  • Правилами перевозок пассажиров и багажа автотранспортом.

Кроме того, министерства и ведомства принимают отдельные правила по перевозкам грузов. Таким образом регулирование перевозок в РФ пребывает в состоянии постоянного развития и изменения.

Виды соглашений перевозки

В российском законодательстве издавна сложилось разделение договоров перевозки по видам транспорта:

  1. перевозка железнодорожным,
  2. автомобильным,
  3. морским,
  4. воздушным видом транспорта.

Также по направлениям:

Выделяют основные виды соглашений о перевозке:

  1. Собственно, договор грузоперевозки — соглашение отправителя и перевозчика по возмездной доставке груза в определенную точку (ст. 785 ГК РФ). Важная характеристика договора то, что он реальный, то есть возникает только при фактической приемке-сдаче груза перевозчику в натуре. Особенность такого соглашения — частое наличие третьей стороны (получателя груза), которая также обладает рядом прав и обязанностей.
  2. Об организации перевозки грузов — характеризуется приемкой перевозчиком в обусловленные сроки оговоренных грузов от отправителя в заранее определенном объеме. (то есть такой договор носит долгосрочный характер при систематических перевозках).
  3. Перевозка пассажира — очень распространенный договор. По нему исполнитель берется за плату отвезти пассажира и его багаж в определенный пункт, а в необходимом случае багаж может быть отдан определенному лицу, управомоченному на получение. Пассажир как сторона договора должен оплатить предоставляемую ему услугу. Интересно, что факт заключения договора для человека подтверждается купленным билетом на проезд, а для багажа — квитанцией.
  4. Фрахтование — отдельный вид соглашения, по которому фрахтователь (перевозчик) предоставляет все транспортное средство (или его часть) под провоз какого-либо груза, багажа или пассажиров фрахтовщику-заказчику. Такой тип договора сходен с арендным обязательством, так как включает действия по предоставлению определенной вместимости на определенное количество рейсов.

Кроме того, по моменту заключения подразделяются реальный и консенсуальный виды договора, по статусу перевозчика — публичные (на общедоступных видах транспорта) и заказные договоры транспортных организаций. Различны и формы соглашения на перевозку: от реальных договоров, до заключаемых путем конклюдентных действий (таких, как покупка проездного билета, оплата квитанции на багаж).

Ключевые моменты и характеристика договора перевозки

Более половины грузов в нашей стране перевозятся автотранспортом. Законодательное регулирование такого сообщения осуществляется Гражданским кодексом и Правилами перевозок грузов автотранспортом.

Рассмотрим важнейшие условия такого договора на перевозку. Договор считается заключенным тогда, когда обе стороны пришли к согласию по всем важнейшим условиям, имеет письменную форму (для автотранспорта это товарно-транспортная накладная), с указанием сведений о грузе, отправителе, получателе, расстоянии перевозки, ее стоимости.

Сторонами соглашения являются грузоотправитель и перевозчик. Отправителем могут быть как физические лица, так и организации, перевозчик же — это обычно организация или индивидуальный предприниматель. Деятельность по перевозке относится к лицензируемым видам, поэтому организация или предприниматель обязаны заключать соглашения с любым обратившимся за оказанием услуги лицом, то есть публичные договоры.

Перевозчик, рассмотрев ее (по Правилам перевозки срок рассмотрения – до 3-х дней), сообщает о согласии/несогласии на принятие заказа. При этом отказ должен быть разъяснен, а заявка возвращена. При согласии перевозчик определяет условия договора с заказчиком.

Последовательность действий по заключению:

  1. Отправитель знакомится с расценками (прейскурантом) на перевозку;
  2. Производится расчет провозной платы;
  3. Согласовывается вид груза, вес, объем, количество;
  4. Определяется срок доставки;
  5. Указывают пункт отправки и назначения.

Часто груз в пункте назначения выдают не отправителю, а грузополучателю (третье лицо в договоре).

Предмет перевозки — существенное условие договора. Предмет включает в себя вид груза, его количественные и объемные характеристики, род упаковки, количество мест. Они указываются в транспортной накладной по утвержденной Правилами перевозки форме (как можно более полно). Обычно накладную заполняет отправитель, а заверяют подписями и печатями обе стороны договора. При незаполненной накладной или при несогласовании предмета перевозки сторонами, договор может быть признан незаключенным (ничтожным).

Срок действия. При разовых договорах перевозки, достаточно заполнения накладной, при долгосрочных отношениях — могут заключаться и традиционные, бумажные договоры.

Разовая перевозка обычно оформляется на индивидуально определенные вещи (мебель, транспорт и т. д), а долгосрочные договоры оформляют на регулярную, периодическую перевозку товаров, объединенных родовыми свойствами (зерно, песок и т. д.). Длящиеся договоры, как правило, заключаются на срок до года.

Обязанности сторон

Исполнитель (перевозчик) обязан привезти доверенный ему груз в оговоренный срок и в соответствии с накладной (количество, сохранность). Срок доставки может и не указываться, так как он часто определяется действующими Правилами перевозки.

Кроме того, перевозчик должен информировать и отправителя, и получателя о задержке доставки.

Отправитель обязан подать для перевозки груз, обозначенный в накладной, а также оплатить услугу перевозки.

Ответственность сторон

Отправитель и получатель считают груз утраченным, если он не выдан получателю по его требованию: в течение 10 дней в пригородном сообщении, а в междугородных перевозках — в течение месяца. Если договором не установлено иное, за недоставку груза следует взыскание ущерба с перевозчика.

Бухгалтерский учет данного договора у всех сторонах соглашения

Подтверждает заключение договора надлежаще заполненная транспортная накладная. Указанный документ является одновременно и договором, и учетным бухгалтерским документом, на основании которого согласно Закону о бухучете подтверждаются расходы налогоплательщика на доставку грузов сторонней организацией, а для грузоперевозчика — стоимость оказанных услуг.

Нюансы ведения документооборота при осуществлении перевозок грузов автомобильным транспортом рассмотрены в следующем видеоматериале:

Почему грузоперевозчик может отказаться от доставки груза и что делать

Хотя организаций, оказывающих услуги перевозчика, достаточно много, и конкуренция в этом виде деятельности высокая, существуют причины, когда перевозчик вправе отказаться от перевозки груза.

Кроме форс-мажорных ситуаций (а ими считаются те, которые стороны не могли предвидеть и/или предотвратить) основаниями к отказу являются:

  • Ненадлежащая упаковка груза, в том числе хрупкого, опасного, ценного;
  • Груз не вписан в товарно-транспортную накладную (то есть не оговорен в договоре при его заключении);
  • При превышении веса груза над грузоподъемностью транспорта перевозчика.

Если заказчик не устраняет допущенные нарушения, перевозка считается несостоявшейся. Перевозчик при этом вправе потребовать оплаты транспортных расходов, которые он понес за приезд к месту отправки груза. Для предотвращения подобных случаев сторонам при подготовке к заключению договора необходимо оговаривать все условия перевозки.

Как и почему происходит переадресация

Случаи переадресовки груза, то есть доставка его по адресу, отличному от адреса получателя, нередки. Согласно Правилам перевозки это вполне законно.

При этом в процессе перевозки транспортная организация сообщает отправителю об отказе получателя от товара, а получатель письменно должен указать новый адрес доставки. Расходы по переадресовке или возврате груза возлагаются на отправителя.

Договора перевозки грузов очень многообразны, но хорошо регламентированы, к тому же конкуренция в данном виде деятельности достаточно развита. Поэтому, найти перевозчика с хорошей репутацией и опытом, несложно. Главное, при подготовке к заключению договора предусмотреть все возможные спорные ситуации и тщательно заполнить документы, чтобы обезопасить себя от ненадлежащего исполнения соглашения о перевозке.