Дтп при повороте на лево

Оглавление:

Поворот налево и обгон = ДТП. Кто виноват?

Представим себе ситуацию: вы начали обгон, а в это время кто-то на впереди движущемся автомобиле поворачивает налево (ну, или наоборот – вы поворачиваете налево, а вам в бок влетает тот, кто в это время вас обгонял). Опустим неизбежные подробности того, что за этим следует, и перейдем к главному вопросу – кто же во всем этом виноват?

У сотрудника ГИБДД спрашивать бессмысленно – скорее всего, в справке о дорожно-транспортном происшествии оба водителя будут указаны как нарушители ПДД. Почему? Обратимся к ПДД.

С одной стороны, перед началом обгона водитель должен убедиться, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам движения. При этом ему прямо запрещается выполнять обгон, если транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево (п.п. 11.1-11.2 ПДД). С другой стороны, водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями, при этом выполнение маневра поворота должно быть безопасным и не создавать помех другим участникам движения (п. 8.1 и п. 11.3 ПДД).

Как правило, установить на месте, что «было раньше – курица или яйцо» (то есть выехал ли обгоняющий в нарушение Правил на обгон уже после того, как второй участник начал поворот, или же наоборот – поворачивающий начал маневр, не убедившись, что он никому не помешает) практически невозможно (если, конечно, нет записи видеорегистратора (решение Раменского городского суда Московской области от 23 августа 2012 г., решение Фокинского районного суда г. Брянска от 31 авгутса 2012 г. по делу № 12-133/2012 ), или один из водителей не признает свою вину), поэтому обычно оформляющий дорожно-транспортное происшествие сотрудник ГИБДД указывает в справке о ДТП на нарушение Правил дорожного движения обоими участниками (п.п. 214-219 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 185). В том, «кто виноват и что делать» водителям придется разбираться в группе разбора или в суде.

Как правило, в суде речь идет либо об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности (или приговора) в неисковом порядке, либо о «гражданском» иске того водителя или собственника, который считает себя «более правым», к страховой компании и другому участнику дорожного происшествия. При этом следует помнить, что «административная» вина в нарушении ПДД и «гражданско-правовая» вина в причинении вреда – не одно и то же: решение органов ГИБДД о виновности (в административном смысле) является лишь одним из доказательств для суда, принимающего решение о возмещении вреда в соответствии с ГК РФ, и не имеет заранее установленной силы. Принцип возмещения «гражданско-правового» вреда такой: при причинении вреда при взаимодействии источников повышенной опасности он возмещается на общих основаниях, то есть по принципу ответственности за вину. При этом:

  • при отсутствии вины обоих никто из них друг другу вред не возмещает;
  • вред, причиненный одному из владельцев по вине другого, возмещается виновным;
  • при наличии вины лишь владельца, которому причинен вред, он ему не возмещается;
  • при наличии вины обоих владельцев размер возмещения определяется соразмерно степени вины каждого (ст. 1064 ГК РФ, п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»).

Причем даже если государственными органами к ответственности за нарушение ПДД привлечен только один из участников (например, если выезд на обгон либо поворот налево осуществлялись в запрещенной зоне, а второй участник вроде бы Правил не нарушал, или же административное производство в отношении второго водителя было прекращено по какому-либо основанию) вовсе не означает, что возмещать вред в гражданском порядке будет только этот участник – возможно установление в судебном порядке обоюдной вины водителей в причинении вреда.

В ходе разбирательства суды, как правило, признают вину обоих участников, хотя бывают и исключения. Так, Идринский районный суд Красноярского края в своем решении от 12 октября 2010 г. по делу № 11-4/2010 (2-1-10) указал, что обгоняющий водитель при обнаружении опасности (в том числе – увидев начавшего пересекать траекторию его движения попутный автомобиль) должен немедленно прекратить обгон (видимо, вернувшись на свою полосу движения или остановившись), а если он этого не сделал – вина в ДТП лежит полностью на нем. Похожее решение вынес Коломенский городской суд Московской области 1 июня 2012 год, указав также, что виновность установлена исходя из места столкновения – поскольку им является «левая полоса движения, что в совокупности с механическими повреждениями на обеих автомашинах, свидетельствует о том, что водитель уже заканчивал поворот налево, а водитель З. обгонял его, следовательно, виноват в ДТП З.», при этом если бы столкновение произошло на середине проезжей части или чуть ближе к левой полосе, то, как пишет суд в решении, можно было говорить о виновности другого водителя, так как это свидетельствовало бы, что он, начав поворот, не убедился в безопасности своего маневра. Место столкновения и характер повреждений транспортных средств в иной ситуации – когда оно произошло в момент, когда обгоняющий в момент столкновения уже проезжал мимо автомобиля поворачивающего, «въехавшего» непосредственно в него, признаны судом основанием для признания виновным в ДТП именно поворачивающего, поскольку он «создал опасность и помехи для движения автомобилю, воспрепятствовав ему в завершении обгона своей машины» (решение Суда Еврейской автономной области от 13 января 2012 г . ).

В другом случае суд установил, что у обгоняющего «не было технической возможности предотвратить столкновение», поэтому возложил всю ответственность на поворачивающего (апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 22 января 2013 г. по делу № 33-28/2013).

В некоторых случаях суды при вынесении решения руководствуются выводами эксперта-автотехника о том, действия какого именно участника-нарушителя явились непосредственной причиной приведшей к возникновению ДТП (например, апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 августа 2012 г. по делу № 33-7978), и возлагают всю ответственность на него.

Установив вину обоих водителей в ДТП, суд может, не углубляясь в детали, счесть степень ответственности каждого из них равной и взыскать в пользу каждого участника половину от заявленных им требований (например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 января 2013 г. № 03АП-5670/12, решение Дедовичского районного суда Псковской области от 22 июня 2009 г. по делу № 2-84, апелляционное определение СК по гражданским делам Орловского областного суда от 17 июля 2012 г. по делу № 33-1268). В то же время существуют и более оригинальные способы определения степени вины каждого из водителей.

Так, например, в решении Октябрьского районного суда г. Омска от 15 июня 2009 г. по делу № 2-000/2009 указано, что «поскольку ПДД отдают приоритет транспортным средствам, движущимся прямолинейно», вина должна распределяться так: обгоняющий виновен на 30%, а поворачивающий – на 70%. Бородинский городской суд Красноярского края в своем решении от 1 декабря 2010 г. по делу № 2-420/2010 указал, что хотя нарушение ПДД допустили оба, но поскольку один из водителей находился в состоянии алкогольного опьянения, то степень его вины должна быть определена в размере 90%. В другой ситуации суд счел, что именно нарушение правил обгоняющим и его неправомерные действия (повышенная скорость движения) способствовали созданию аварийной ситуации, поэтому установил его вину в размере 80% (кассационное определение Пермского краевого суда от 20 июня 2011 г. по делу № 33-6092).

А вот Уссурийский районный суд Приморского края при вынесении приговора по делу № 1-11-2011 взыскал с оставшегося в живых водителя затребованный потерпевшими размер материального вреда полностью, несмотря на установление обоюдной вины водителей, а размер морального вреда — уменьшил в несколько раз (к сожалению, сведений об обращении данного водителя к наследникам с иском о возмещении причиненного ему материального вреда и результатах такого обращения обнаружить не удалось).

Таким образом, в каждой конкретной ситуации решение судьбы обоих водителей будет зависеть от обстоятельств ДТП и позиции, занятой судом — единого рецепта поведения в этом случае не существует. Можно лишь посоветовать быть внимательнее при совершении каждого маневра, не забывать смотреть в зеркало заднего вида, и быть готовым к любым неожиданностям на дороге.

Обгон и поворот налево — кто виноват в ДТП? Типовые ситуации

Один автомобиль совершает обгон, другой поворачивает налево кто должен уступить дорогу? Кто будет виноват в случае ДТП.

Одна из спорных ситуаций, в которой определение приоритета в движении явно не прописано в Правилах, а в случаях ДТП решение об определении виновника может быть как в пользу поворачивающего, так и в пользу обгоняющего. При определении виновника на месте или в группе разбора в большинстве случаев признают виновным, водителя который совершал поворот, с формулировкой «Не убедился в безопасности маневра».

Обгон и поворот налево — кто виноват в ДТП?

С появлением авторегистраторов и возможностью видеть видеозаписи обстоятельств ДТП практика в определенных случаях стала смещаться на сторону поворачивающего, а участники Интернет дискуссий разделились на две армии.

Мы встаем на вектор примирения армий и разберем ситуацию в соответствии с Правилами дорожного движения. Помните, если все участники дорожного движения будут следовать Правилам, то дорожно-транспортные происшествия исключены, а при обгоне и повороте налево траектории транспортных средств не пересекаются. Давайте выделим, какие требования предъявляются каждому из водителей связанные с пересечением траекторий. Чтобы не перегружать материал, рассматривать будем движение на перекрестке.

Требования для обгоняющего

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

При пересечении траекторий обгоняющий будет в процессе обгона, данное требование нельзя игнорировать по отношению к поворачивающему.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;

Обгон транспортного средства с включенным левым поворотником

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Обгон на дороге, не являющейся главной

Требования для поворачивающего

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Поворот без подачи сигнала поворота

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

Как видите, при выполнении этих правил, исключается пересечение траекторий. Обгон просто напросто запрещен, если поворачивающий выполнил все требования Правил.

Развеем небольшой миф. «Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.» Есть мнение, что данная фраза автоматически делает виновным поворачивающего, так как поворотник не дает преимущество. Мнение не верно. Включенный поворотник не дает преимущество, но и не обязывает уступать дорогу. В данном случае включенный поворотник запрещает выполнять обгон и такой обгон будет нарушением Правил.

Преимущество

Участник движения нарушающий Правила не имеет и не может иметь преимущества перед участниками, движение которых осуществляется в рамках ПДД. Это относится не только к обгону.

Поворот без подачи сигнала поворота. Обгон на дороге, не являющейся главной.

«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Обратите внимание — право на движение. В случае нарушения Правил, у обгоняющего нет права на обгон, и нет права на движение, соответственно и не может быть преимущества. Ни у кого не возникает сомнений, что водитель, который едет прямо на красный сигнал светофора не имеет преимущества перед поворачивающими на зеленый сигнал. И никому не придет в голову обвинить поворачивающий автомобиль, так как он «не убедился в безопасности маневра». Именно с такой формулировкой обвиняют водителя, поворачивающего налево, не смотря на то, что ее не существует в Правилах. Но она звучит убедительно и многие соглашаются с этим нарушением.

«При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.» — для поворачивающего и «в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения» — для обгоняющего — это общие требования для выполнения маневров. Определяющими они могут быть только в случае отсутствия специальных регулирующих норм. В обсуждаемой ситуации выполнение специальных норм исключает пересечение траекторий.

Включенный левый поворотник запрещает выполнять обгон, требования уступить дорогу обгоняющему в нарушение Правил нет и быть не может.

Мы пришли к простому и логичному выводу, виноват тот, кто нарушает.

Однако, существует одна ситуация, когда одновременно есть право обгона и право поворота налево с пересечением траекторий, а очередность проезда уже определяется по общим требованиям пунктов Правил 8.1 и 11.1. Об этом читайте в следующем материале.

Разрешен обгон и поворот налево

Не пропустите последние новости, отвечайте на оригинальные опросы, вступайте в открытую группу ВКонтакте.

ДТП при повороте налево: кто виноват и можно ли избежать в 2018

Выполнение поворота влево на перекрестке является очень распространенной причиной аварий. Ввиду некоторых нюансов дорожного движения и ПДД иногда достаточно трудно сказать, кто виноват в ДТП при повороте налево — сам поворачивающий или другой водитель. Разберем типовые случаи и правила, которые помогут избежать аварийной ситуации.

Требования ПДД

Свод правил дорожного движения хотя и не лишен спорных моментов, однако достаточно полно описывает принципы, которых должны придерживаться водители транспортных средств (ТС), выполняющие поворот налево или обгон того, кто поворачивает налево. Приведем основные из них.

Для тех, кто поворачивает:

  • Водитель обязательно должен заблаговременно при помощи включения «поворотника» подать другим участникам движения сигнал о том, что он собирается выполнить поворот налево.
  • При выполнении такого маневра автомобиль не должен создавать помеху для движения других машин.
  • Подача сигнала не наделяет водителя преимуществом движения и не избавляет его от необходимости придерживаться в ходе маневра правил безопасности.
  • Водитель транспорта (если он безрельсовый) должен уступить дорогу встречному транспорту, если тот движется прямо или выполняет поворот направо.

Для тех, кто обгоняет:

  • Перед началом обгона водитель должен убедиться: полоса, по которой он планирует совершать маневр, свободна в той степени, которая требуется для его выполнения.
  • Водитель должен удостовериться в том, что его маневр не помешает движению других транспортных средств.
  • Обгон запрещен в ситуации, когда водитель транспортного средства, которое планируется обогнать, подал сигнал о повороте налево.
  • Обгон запрещен, если автомобиль движется в рамках регулируемого или нерегулируемого перекрестка по дороге, которая не является главной.

ДТП при повороте на перекрестке

Перекресток дорог предполагает множество потенциально опасных схем движения. Особенно если речь идет об активном потоке транспорта разных видов, многополосности дорожного полотна, полном отсутствии светофора или той его секции, которая регулирует движение налево.

Поэтому ответить на вопрос, кто виноват в дорожно-транспортном происшествии на перекрестке при повороте налево, бывает крайне непросто. В числе возможных виновников аварии, помимо того водителя, который поворачивает в данном направлении, могут оказаться:

  • Другой водитель, находящийся позади и также поворачивающий налево.
  • Люди, которые пересекают дорогу, расположенную перед перекрестком или слева от него. Например, пешеходы, которые пытаются успеть перебежать по «зебре» уже после того, как на светофоре загорелся красный. Или велосипедисты, которые выскакивают на переход, не спешившись со своего транспортного средства.

Во многих случаях аварии возникают в силу таких обстоятельств:

  • Одна или несколько сторон не заметили другого участника движения. Например, при одновременном параллельном повороте нескольких ТС водитель крайнего авто может не заметить пешехода, которого скрывают соседние машины.
  • Действия одной/нескольких сторон были неправильно поняты. Например, один водитель решил на перекрестке развернуться, а следующий по этой же полосе за ним автомобилист решил, что первый пойдет на поворот, и продолжил свой маневр налево.
  • Не была выдержана полосность движения.
  • Поворачивало несколько машин, которые двигались друг за другом, не оставив места для прохождения встречного транспорта.
  • Два водителя поворачивают одновременно, двигаясь параллельно друг другу, там, где поворот разрешен только из одной полосы.
  • Один/несколько участников движения попытались «успеть прорваться» в нужном направлении.

В большинстве случаев разбор ДТП на перекрестке при повороте налево невозможен без детальной трасологической и дорожной экспертиз.

ДТП при обгоне поворачивающего

Чаще всего ДТП при обгоне и повороте налево случается по следующим причинам:

  • Водитель, идущий на поворот, оповещает о своем маневре чуть ли не за секунду до начала его выполнения.
  • Водитель, собравшийся повернуть влево, начинает выполнять маневр, не обратив внимание на происходящее позади себя. Он не замечает транспортное средство, которое уже полным ходом идет на обгон.
  • Водитель, следующий за поворачивающим автомобилем, уже набрал большую скорость для обгона и не успевает ее сбросить, чтобы избежать столкновения с поворачивающей машиной.
  • Водитель, идущий на обгон, пытается успеть обойти поворачивающего влево автомобилиста и сталкивается с идущим навстречу транспортным средством. Это может случиться, например, из-за неправильной оценки скоростей своего и встречного авто. Или из-за неосведомленности водителя о преимуществе движения встречного транспорта. О возможных мерах наказания можно прочитать в статье “Штраф за обгон“.
  • Авто, выполняющее обгон, набирает слишком высокую скорость и не успевает затормозить перед пешеходным переходом, находящимся прямо за перекрестком.

Как избежать

Логика профилактики аварий при выполнении левого поворота или обгона такая же, как и для любых других схем движения, — нужно соблюдать ПДД. Кроме этого, водителям, вне зависимости от того, какой маневр они собираются выполнить, важно:

  • Внимательно следить за другими участниками движения и уметь на интуитивном уровне распознавать их намерения.
  • Допускать возможность совершения другими участниками движения ошибок.
  • Уметь правильно соотносить действия другого водителя с его фактическими возможностями в конкретной ситуации.
  • Помнить негласное правило всех автомобилистов под названием «Три Д».

Например, если авто, которое вроде бы пошло на левый поворот, на середине перекрестка вдруг начинает останавливаться и мешкает с маневром, то, скорее всего, его водитель собирается сделать разворот либо пропускает встречный транспорт. Нужно понять это, чтобы не попасть в ДТП.

Другой пример — вы собираетесь повернуть и вовремя подали соответствующий сигнал, но видите, что машина позади вас по какой-то причине уже набрала скорость для обгона и не успеет сбросить ее до того, как вы начнете маневр. В этом случае вам следует немного притормозить и пропустить данное транспортное средство, выполнив поворот на пару секунд позже. То есть вы уступите другому водителю право проезда, чтобы избежать аварии.

Кроме этого, каждый водитель должен знать, как вести себя в случае, если авария все же произошла. Информацию по этой теме вы найдете в следующем материале: Что делать при ДТП?

Как вести себя при ДТП? Что делать при ДТП? Порядок действий: Видео

Дтп при повороте на лево

Видео рассматриваемого ДТП по ссылке: https://youtu.be/dV_v-EbNohY

Подобные ДТП вызывают большое количество споров между автолюбителями о виновнике в таких авариях.

Так давайте разберемся в этом вопросе.

В правилах дорожного движения есть пункт 13.4, который звучит так: При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Получается что на регулируемом перекрестке, водитель, желающий повернуть налево должен пропускать все ТС, движущиеся во встречном направлении как сказано в правилах «по зеленому сигналу светофора». Если на зеленый сигнал ему не удалось совершить маневр, то согласно пункт 13.7 ПДД данный водитель должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка.

Таким образом, когда светофор светит запрещающим сигналом, автомобилю, поворачивающему налево — разрешено (и даже необходимо) покинуть перекресток, в то время как встречному транспорту, согласно пункту 6.2, под этот сигнал движение запрещено.

Напомню: желтый так же является запрещающим сигналом светофора.

Но в правилах дорожного движения есть пункт 6.14, который допускает движение при желтом сигнале светофора: Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх, не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению разрешается дальнейшее движение.

Получается коллизия: пункт 6.2 запрещает движение на жёлтый запрещающий сигнал светофора, а пункт 6.14 – разрешает. Но если логически проанализировать, то можно сделать вывод, что действие пункта 6.14 правил распространяется на светофоры, у которых отсутствует режим мигающего зелёного сигнала, когда смена сигналов светофора с зелёного (разрешающего) на жёлтый (запрещающий) сигнал происходит неожиданно для участников движения. Это, в свою очередь, может повлечь применение экстренного торможения для остановки транспортного средства перед «Стоп» линией, а это запрещено ПДД.

Если же светофор имеет режим мигающего зелёного сигнала, действующего порядка 3-х секунд, и информирующий водителей о предстоящей смене сигналов светофора, то ни о каком неожиданном включении запрещающего жёлтого сигнала светофора речи идти не может, и, следовательно, применение пункта 6.14 ПДД – неуместно. Таким образом, если встречный автомобиль продолжает движение на желтый/красный сигнал светофора, после мигающего зеленого, то в данном ДТП виноват водитель автомобиля, который двигается прямо.

ДТП при повороте налево: кто виноват и можно ли избежать в 2018

Выполнение поворота влево на перекрестке является очень распространенной причиной аварий. Ввиду некоторых нюансов дорожного движения и ПДД иногда достаточно трудно сказать, кто виноват в ДТП при повороте налево — сам поворачивающий или другой водитель. Разберем типовые случаи и правила, которые помогут избежать аварийной ситуации.

Требования ПДД

Свод правил дорожного движения хотя и не лишен спорных моментов, однако достаточно полно описывает принципы, которых должны придерживаться водители транспортных средств (ТС), выполняющие поворот налево или обгон того, кто поворачивает налево. Приведем основные из них.

Для тех, кто поворачивает:

  • Водитель обязательно должен заблаговременно при помощи включения «поворотника» подать другим участникам движения сигнал о том, что он собирается выполнить поворот налево.
  • При выполнении такого маневра автомобиль не должен создавать помеху для движения других машин.
  • Подача сигнала не наделяет водителя преимуществом движения и не избавляет его от необходимости придерживаться в ходе маневра правил безопасности.
  • Водитель транспорта (если он безрельсовый) должен уступить дорогу встречному транспорту, если тот движется прямо или выполняет поворот направо.

Для тех, кто обгоняет:

  • Перед началом обгона водитель должен убедиться: полоса, по которой он планирует совершать маневр, свободна в той степени, которая требуется для его выполнения.
  • Водитель должен удостовериться в том, что его маневр не помешает движению других транспортных средств.
  • Обгон запрещен в ситуации, когда водитель транспортного средства, которое планируется обогнать, подал сигнал о повороте налево.
  • Обгон запрещен, если автомобиль движется в рамках регулируемого или нерегулируемого перекрестка по дороге, которая не является главной.

ДТП при повороте на перекрестке

Перекресток дорог предполагает множество потенциально опасных схем движения. Особенно если речь идет об активном потоке транспорта разных видов, многополосности дорожного полотна, полном отсутствии светофора или той его секции, которая регулирует движение налево.

Поэтому ответить на вопрос, кто виноват в дорожно-транспортном происшествии на перекрестке при повороте налево, бывает крайне непросто. В числе возможных виновников аварии, помимо того водителя, который поворачивает в данном направлении, могут оказаться:

  • Другой водитель, находящийся позади и также поворачивающий налево.
  • Люди, которые пересекают дорогу, расположенную перед перекрестком или слева от него. Например, пешеходы, которые пытаются успеть перебежать по «зебре» уже после того, как на светофоре загорелся красный. Или велосипедисты, которые выскакивают на переход, не спешившись со своего транспортного средства.

Во многих случаях аварии возникают в силу таких обстоятельств:

  • Одна или несколько сторон не заметили другого участника движения. Например, при одновременном параллельном повороте нескольких ТС водитель крайнего авто может не заметить пешехода, которого скрывают соседние машины.
  • Действия одной/нескольких сторон были неправильно поняты. Например, один водитель решил на перекрестке развернуться, а следующий по этой же полосе за ним автомобилист решил, что первый пойдет на поворот, и продолжил свой маневр налево.
  • Не была выдержана полосность движения.
  • Поворачивало несколько машин, которые двигались друг за другом, не оставив места для прохождения встречного транспорта.
  • Два водителя поворачивают одновременно, двигаясь параллельно друг другу, там, где поворот разрешен только из одной полосы.
  • Один/несколько участников движения попытались «успеть прорваться» в нужном направлении.

В большинстве случаев разбор ДТП на перекрестке при повороте налево невозможен без детальной трасологической и дорожной экспертиз.

ДТП при обгоне поворачивающего

Чаще всего ДТП при обгоне и повороте налево случается по следующим причинам:

  • Водитель, идущий на поворот, оповещает о своем маневре чуть ли не за секунду до начала его выполнения.
  • Водитель, собравшийся повернуть влево, начинает выполнять маневр, не обратив внимание на происходящее позади себя. Он не замечает транспортное средство, которое уже полным ходом идет на обгон.
  • Водитель, следующий за поворачивающим автомобилем, уже набрал большую скорость для обгона и не успевает ее сбросить, чтобы избежать столкновения с поворачивающей машиной.
  • Водитель, идущий на обгон, пытается успеть обойти поворачивающего влево автомобилиста и сталкивается с идущим навстречу транспортным средством. Это может случиться, например, из-за неправильной оценки скоростей своего и встречного авто. Или из-за неосведомленности водителя о преимуществе движения встречного транспорта. О возможных мерах наказания можно прочитать в статье “Штраф за обгон“.
  • Авто, выполняющее обгон, набирает слишком высокую скорость и не успевает затормозить перед пешеходным переходом, находящимся прямо за перекрестком.

Как избежать

Логика профилактики аварий при выполнении левого поворота или обгона такая же, как и для любых других схем движения, — нужно соблюдать ПДД. Кроме этого, водителям, вне зависимости от того, какой маневр они собираются выполнить, важно:

  • Внимательно следить за другими участниками движения и уметь на интуитивном уровне распознавать их намерения.
  • Допускать возможность совершения другими участниками движения ошибок.
  • Уметь правильно соотносить действия другого водителя с его фактическими возможностями в конкретной ситуации.
  • Помнить негласное правило всех автомобилистов под названием «Три Д».

Например, если авто, которое вроде бы пошло на левый поворот, на середине перекрестка вдруг начинает останавливаться и мешкает с маневром, то, скорее всего, его водитель собирается сделать разворот либо пропускает встречный транспорт. Нужно понять это, чтобы не попасть в ДТП.

Другой пример — вы собираетесь повернуть и вовремя подали соответствующий сигнал, но видите, что машина позади вас по какой-то причине уже набрала скорость для обгона и не успеет сбросить ее до того, как вы начнете маневр. В этом случае вам следует немного притормозить и пропустить данное транспортное средство, выполнив поворот на пару секунд позже. То есть вы уступите другому водителю право проезда, чтобы избежать аварии.

Кроме этого, каждый водитель должен знать, как вести себя в случае, если авария все же произошла. Информацию по этой теме вы найдете в следующем материале: Что делать при ДТП?

Как вести себя при ДТП? Что делать при ДТП? Порядок действий: Видео

ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о ДТП при обгоне поворачивающего налево автомобиля. Это один из самых популярных видов столкновения, при котором сложно выявить виновника дорожно-транспортного происшествия. Как минимум раз в пару месяцев похожие ДТП обсуждаются на форуме pddclub.ru, поэтому я решил рассказать о них в отдельной статье.

Суть ситуации заключается в следующем. По дороге едут одновременно 2 автомобиля (синий и черный). Синий едет впереди черного. Водитель синего автомобиля хочет повернуть налево, водитель черного хочет обогнать синюю машину. Оба водителя одновременно начинают маневр и происходит столкновение на встречной полосе.

Рассмотрим, кто виноват в ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля и как его можно избежать. Приступим.

Если рассматривать данный тип ДТП только теоретически, то понять, почему происходят подобные ДТП, довольно сложно. Поэтому для начала предлагаю Вам посмотреть видео. В данном случае видеорегистратор установлен на черном автомобиле, т.е. на обгоняющем:

Схема столкновения выглядит следующим образом:

Обратите внимание, в данном случае не имеет значения, куда поворачивает синий автомобиль. Он может выполнять поворот на перекрестке, въезд на прилегающую территорию или парковаться на свободное место на левой стороне проезжей части. В любом случае он выполняет поворот налево.

Ситуация глазами водителя поворачивающего автомобиля

Водитель поворачивающего (синего) автомобиля видит ситуацию следующим образом. Скоро мне будет нужно повернуть налево. Место поворота издалека не видно, поэтому чтобы не проскочить его, поеду помедленнее.

Ошибка водителя синего автомобиля в данном случае заключается в том, что либо он вообще не смотрит в зеркала заднего вида, либо ошибочно предполагает, что черный автомобиль не успеет его догнать.

Ситуация глазами водителя обгоняющего автомобиля

Водитель обгоняющего (черного) автомобиля видит ситуацию по-иному. Ему кажется, что синий автомобиль движется слишком медленно без особых на то причин. Водитель черного автомобиля спешит, начинает нервничать и предпринимает необдуманную попытку обгона.

Кто виноват в ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля?

В данном случае ситуация достаточно интересная, т.к. виновником ДТП на практике может оказаться как любой из водителей по отдельности, так и оба водителя одновременно.

Рассмотрим пункты правил, относящиеся к данной ситуации.

Нарушения, которые могут быть допущены водителем синего автомобиля:

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Нарушение водителя черного автомобиля:

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Таким образом на практике ситуация сводится к тому, что нужно определить, кто из водителей раньше подал сигнал поворота.

1. Если водитель синего автомобиля включил поворотник раньше, то водитель черного автомобиля при попытке обгона нарушает пункт 11.2 ПДД.

2. Если водитель черного автомобиля включил поворотник раньше и начал обгон, то водитель синего автомобиля нарушает пункт 8.1 ПДД, т.к. создает помехи другому участнику дорожного движения.

3. Если же никто не подал сигнал поворота, то виновниками ДТП будут признаны оба водителя. Соответственно, они поделят между собой затраты на ремонт автомобилей.

Казалось бы, все просто. Нужно определить, кто из водителей первым подал сигнал поворота. При разборе подобного ДТП на практике это вызывает сложности. Даже если у каждого из водителей есть видеорегистратор, видеозаписи не позволят точно разобраться в ситуации.

Регистратор черного автомобиля может зафиксировать момент включения поворотника синего автомобиля. Однако включение поворотников на самом черном автомобиле не попадает в поле его зрения. Видеорегистратор синего автомобиля вообще «не видит» поворотники участников дорожно-транспортного происшествия.

Поскольку на практике возникают сложности с доказательством вины каждого из водителей, решение суда может быть любым. Виновником может быть признан как любой из водителей по отдельности, так и оба водителя одновременно.

Как избежать ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля

В рассматриваемой ситуации любой из водителей может избежать столкновения автомобилей:

1. Водитель синего автомобиля должен внимательно оценивать обстановку, в том числе и с помощью зеркал заднего вида. Если Вы видите сзади чересчур активного и агрессивного водителя, то не выполняйте поворот. Лучше остановитесь на обочине или у тротуара и дождитесь более благоприятной ситуации.

2. Водитель черного автомобиля имеет гораздо больше возможностей для предотвращения ДТП. В первую очередь не следует нервничать, если перед Вами медленно едет автомобиль, водитель которого, кажется, засыпает на ходу. Скорее всего водитель ищет место для какого-то маневра и готовится к нему приступить.

Если же Вам трудно с этим смириться, то представьте, что за рулем едущего впереди автомобиля сидит хронический алкоголик, действия которого не предсказуемы. Он может продолжить движение прямо, может повернуть, а может включить задний ход. Поэтому к медлительному автомобилю вплотную лучше не приближаться. Создайте после него комфортную дистанцию и двигайтесь с его скоростью. Обгон выполняйте только в том случае, если уверены, что маневрировать синий автомобиль не собирается.

В завершение хочу еще раз подчеркнуть, что на практике любой из водителей может предотвратить ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля. Это нужно обязательно сделать, т.к. результаты разбора данного ДТП в ГИБДД и суде могут быть непредсказуемыми.