Фз 115 ст 13

Оглавление:

Фз 115 ст 13

Вопрос: можно ли принять в ООО на работу иностранного гражданина с нижеперечисленными документами; если да, то какой порядок взаимодействия с УФМС (со стороны работодателя и со стороны сотрудника). У иностранного гражданина имеются следующие документы: паспорт гражданина иностранного государства (в паспорте стоит штамп УФМС России о разрешении временного проживания), уведомление УФМС России о разрешении временного проживания, отрывная часть бланка уведомления УФМС России о подтверждении проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ (бланк утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 №21), российский ИНН, российское страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Иностранный гражданин не получал разрешения на работу, работодатель (ООО) не оформляло квоту на привлечение иностранных граждан.

Ответ. Особенности регулирования трудовых отношений с иностранными работниками отражены в ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 13 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане вправе:
— свободно распоряжаться своими способностями к труду;
— выбирать род деятельности и профессию;
— свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Особенности трудовой деятельности иностранных граждан зависят от того, к какой категории они относятся. В ст. 2 Закона N 115-ФЗ выделено три категории иностранных граждан :
1. «Постоянно проживающие в РФ» — Граждане, имеющие вид на жительство
2. «Временно проживающие в РФ» — Граждане, имеющие разрешение на временное проживание, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина
3. «Временно пребывающие в РФ» — Граждане, получившие миграционную карту, но не имеющие разрешения на временное проживание или вида на жительство

В данном случае иностранный гражданин относится к категории временно проживающего в РФ.
Временно проживающим и постоянно проживающим иностранным гражданам нужно ежегодно подтверждать свой статус, уведомляя о своем проживании в Российской Федерации отделение миграционной службы по месту получения разрешения на временное проживание или вида на жительство.
Правила подачи уведомления и его форма утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 N 21. Если иностранный гражданин имеет статус временно проживающего в РФ, на уведомление отводится два месяца по истечении очередного года, прошедшего со дня получения разрешения (п. 9 ст. 6 Закона N 115-ФЗ).
От того, к какой из указанных выше категорий относится иностранный гражданин, зависит необходимость получения им специальных разрешительных документов при устройстве на работу.
Граждане, имеющие статус временно проживающих и временно пребывающих, должны получить соответствующее разрешение (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Из этого правила сделаны исключения для девяти категорий иностранных граждан (подп. 1-9 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Иностранцы, имеющие разрешение на временное проживание, в указанном списке не значатся, следовательно, они могут осуществлять трудовую деятельность на территории России только при наличии соответствующего разрешения.
Работать разрешается только в регионе проживания.
Иностранные граждане, временно проживающие и временно пребывающие в России, могут трудиться только в том субъекте РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу (п. п. 4.2 и 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Трудиться только в субъекте РФ, указанном в разрешении на работу, обязаны и иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию как в визовом, так и безвизовом порядке.

Прием на работу временно проживающих в России иностранных граждан

Процедура приема на работу, предусмотренная для российских граждан, распространяется и на временно проживающих на территории России иностранных граждан (ст.11, ст.65 ТК РФ), за исключением того, что для осуществления трудовой деятельности иностранному гражданину придется представить российскому работодателю дополнительные документы .

Документы, необходимые для приема на работу временно проживающих в России иностранных граждан

1. Паспорт (в документе должна иметься отметка о регистрации по месту проживания и особая отметка, разрешающая временное проживание)
2. Разрешение на временное проживание
3. Трудовая книжка установленного образца (гражданам, поступающим на работу впервые или на условиях совместительства, а также лицам, трудовая книжка которых повреждена или утрачена, работодатель должен оформить новую трудовую книжку)
4. Разрешение на работу (этот документ оформляет работник или
работодатель (если приглашает работника, прибывшего по визе)
5. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (лицам, поступающим на работу впервые, пенсионное страховое свидетельство оформляет работодатель)
6. Документ об образовании, квалификации или специальных знаниях (эти документы понадобятся при поступлении на работу, требующую специальной подготовки)
7. Отрывная часть уведомления о постановке на миграционный учет с отметкой ФМС России, гостиницы или отделения почты (Для временно проживающих иностранных граждан этот документ требуется, если место их регистрации не совпадает с местом работы)

Исходя из списка, временно проживающим в России иностранным гражданам требуется разрешение на работу, выданное в том же субъекте РФ, где оформлено разрешение на временное проживание.
Иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, не включаются в квоту на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 20.03.2008г. № 692-17), то есть получают разрешение на работу без учета квоты, устанавливаемой ежегодно Правительством РФ на выдачу таких разрешений.
Работодатель привлекает и использует для осуществления трудовой деятельности лиц, имеющих статус временно проживающих, без получения разрешения на их привлечение и использование.
Таким образом, практика такова, что для приема на работу временно проживающего иностранного гражданина ему необходимо оформить разрешение на работу, для чего он сам вправе обратиться в органы ФМС России. Работодателю для привлечения указанной категории иностранных граждан, прибывших из государств с визовым режимом въезда, не требуется разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
Согласно пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона работодатель обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Порядок и формы подачи сведений в налоговую инспекцию на сегодняшний день официально не утверждены. Есть лишь разработанная самими налоговиками форма уведомления, применение которой носит рекомендательный характер (Письмо ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/[email protected]).
О необходимости уведомления налоговых органов о заключении трудового договора с иностранным гражданином также отмечается в Письме УФНС России по г. Москве от 19.01.2010 N 20-15/3/[email protected]

Таким образом, в данном случае работодателю не требуется разрешение на привлечение и использование иностранного работника, но сам работник обязан иметь разрешение на работу, без которого работодатель не имеет права принимать его на работу (данные действия образуют состав административного правонарушения). Работодатель уведомляет только налоговый орган.

Вопрос: Нужна ли квота работодателю, чтобы принять на работу иностранного гражданина с паспортом Вид на жительство РФ?

Ответ: Согласно Федеральному закону от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документом, подтверждающим право иностранного гражданина постоянно проживать на территории РФ, а также право на свободный выезд и въезд, является вид на жительство. Помимо этого, он является документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина. Вид на жительство выдается сроком на пять лет. По окончании срока действия он может быть продлен также на пять лет. Данный срок можно продлевать неограниченное количество раз. В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона N 115-ФЗ до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Постоянно проживающему в России иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Он вправе осуществлять такую деятельность на всей территории РФ. При этом работодатель не обязан уведомлять о приеме на работу государственные органы (территориальный орган ФМС России и службу занятости населения).

Оформлять на работу таких граждан следует в том же порядке, что и граждан РФ. Следовательно, квота при оформлении на работу иностранного гражданина, имеющего вид на жительство, не применяется.

В 2013 г. временно проживающие в России иностранные граждане могут трудиться без разрешения на работу. При этом работодатель не обязан уведомлять о приеме на работу территориальный орган ФМС России и орган занятости населения.

В связи с принятием Федерального закона от 30.12.2012 N 320-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в 2013 г. временно проживающие в России иностранные граждане могут трудиться без разрешения на работу (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее разрешение на временное проживание (это отметка в паспорте или отдельный документ, форма которого утверждается ФМС России) (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ)).

Следует помнить, что иностранные граждане, временно проживающие в России, могут трудиться только в том субъекте РФ, на территории которого им разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Однако из этого правила есть исключения. Они предусмотрены только для иностранцев, работающих по определенным профессиям (должностям), при направлении в командировку или разъездном характере работы. Такие исключения предусмотрены Приложением к Приказу Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)».

Новый порядок уведомлений государственных органов о привлечении и использовании иностранных работников 15.12.2014

Напоминаем вам, что с 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 24.11.2014 N 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон N 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который регламентирует новый порядок уведомлений о привлечении иностранных работников.

Компания Конфиденс Групп предлагает вам ознакомиться с действиями по уведомлению государственных органов в соответствии с порядком пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, предполагаемых к привлечению.

Граждане, прибывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы

до 1 января 2015 года

с 1 января 2015 года

п.9 ст. 13.1 115-ФЗ от 25.07.2002

пп.4 п.8 ст.18 115-ФЗ от 25.07.2002

Работодатель обязан уведомить:

1. территориальный органФМС;

2. орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения:

  • о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров;
  • о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более 1 месяца в течение года.

Срок:3 рабочих дня с момента наступления соответствующего случая

3. налоговый орган (факультативно):

  • об использовании иностранных работников

Срок:10 рабочих дней с момента наступления соответствующего случая

115-ФЗ от 25.07.2002

Работодатель обязан уведомить:

1. территориальный орган ФМС

  • о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора.

Срок: 3 рабочих дня с момента наступления соответствующего случая

115-ФЗ от 25.07.2002

Иностранный гражданин, прибывший в порядке, не требующем получения визы, получивший патент обязан представить либо направить по почте в территориальный орган ФМС:

  • копию трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Срок: 2 месяца со дня выдачи патента

Граждане, прибывшие в РФ в порядке, требующим получении визы

до 1 января 2015 года

с 1 января 2015 года

пп.4 п.8 ст.18 115-ФЗ от 25.07.2002

115-ФЗ от 25.07.2002

115-ФЗ от 25.07.2002

Работодатель обязан уведомить:

1. Налоговый орган:

  • об использовании иностранных работников

Срок: 10 рабочих дней с момента наступления соответствующего случая

2. территориальный орган ФМС:

  • о досрочном расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров.
  • о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Срок: не регламентируется законом

3. территориальный орган ФМС и ФСБ:

  • информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Срок: не регламентируется законом

п.8 ст.13 115-ФЗ от 25.07.2002

пп.7 п.8 ст.18 115-ФЗ от 25.07.2002

115-ФЗ от 25.07.2002

Работодатель обязан уведомить:

1. территориальный орган ФМС

  • о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора.

Срок: 3 рабочих дня с момента наступления соответствующего случая

2. территориальный орган ФМС:

  • о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Срок: не регламентируется законом

3. территориальный орган ФМС и ФСБ:

  • информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Срок: не регламентируется законом

до 1 января 2015 года

с 1 января 2015 года

п.13 ст.13.2 115-ФЗ от 25.07.2002

пп.4 п.8 ст.18 115-ФЗ от 25.07.2002

Работодатель обязан ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять:

  • об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) ВКС;
  • о случаях расторжения трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с данными ВКС;
  • о случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Работодатель обязан уведомить:

2. Налоговый орган:

  • об использовании иностранных работников

Срок: 10 рабочих дней с момента наступления соответствующего случая

п.13 ст.13.2 115-ФЗ от 25.07.2002

Работодатель обязан уведомить территориальный орган ФМС:

  • о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора.

Срок: 3 рабочих дня с момента наступления соответствующего случая.

Работодатель обязан ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять ФМС:

  • об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) ВКС

Иностранные граждане, обучающиеся в РФ по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования

до 1 января 2015 года

с 1 января 2015 года

п.18 ст.13.4 115-ФЗ от 25.07.2002

Работодатель обязан уведомить:

1. территориальный органФМС;

2. орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения:

  • о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров;
  • о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более 1 месяца в течение года.

Срок:3 рабочих дня с момента наступления соответствующего случая

п.18 ст.13.4 115-ФЗ от 25.07.2002

Работодатель обязан уведомить:

1. территориальный органФМС;

2. орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения:

  • о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров;
  • о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более 1 месяца в течение года.

Срок:3 рабочих дня с момента наступления соответствующего случая

Иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность в рамках межправительственных соглашений об упрощенном порядке осуществления трудовой деятельности (Франция, Южная Корея)

до 1 января 2015 года

с 1 января 2015 года

пп.4 п.8 ст.18 115-ФЗ от 25.07.2002

Работодатель обязан уведомить:

1. Налоговый орган:

  • об использовании иностранных работников

Срок: 10 рабочих дней с момента наступления соответствующего случая

п.8 ст.13 115-ФЗ от 25.07.2002

Работодатель обязан уведомить:

1. территориальный орган ФМС

  • о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора.

Срок: 3 рабочих дня с момента наступления соответствующего случая

Как видно, обязанности по уведомлению о привлечении иностранных работников были скорректированы.

Стоит обратить внимание на п.8 ст.13, который вступит в силу 1 января 2015 г.. В соответствии с ним, территориальные органы ФМС обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения и налоговыми органами в соответствующем субъекте РФ сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Таким образом, обязанность по взаимодействию с налоговыми органами и органами, ведающими вопросами занятости населения перекладывается на ФМС.

Что касается форм уведомлений, то по состоянию на 12 декабря 2014 года они не утверждены. Конфиденс Групп будет держать вас в курсе последних изменений.

За дополнительной информацией обращайтесь к консультантам Конфиденс Групп.

Тексты рассылки являются объектом интеллектуальной собственности компании Конфиденс Групп и охраняются частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013) . Полное или частичное копирование, воспроизведение, тиражирование, каким-либо способом, в том числе и в электронном виде, не допускается.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РФ

Основными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими особенности трудовой деятельности иностранных граждан в России, являются Трудовой кодекс РФ, в частности, гл. 50.1 ТК РФ, и Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (далее – Закон N 115-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 115-ФЗ понятие “иностранный гражданин” в целях применения данного Закона включает в себя понятие “лицо без гражданства”, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от установленных для иностранных граждан. В связи с этим далее под иностранными гражданами понимаются в том числе лица без гражданства.

Правовой статус иностранцев при осуществлении трудовой деятельности в значительной степени зависит от режима их пребывания (проживания) в РФ и порядка въезда на ее территорию.

В зависимости от режима пребывания (проживания) иностранцев можно разделить на постоянно или временно проживающих на территории РФ и временно пребывающих на территории РФ, что следует из абз. 10, 11, 12 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ. Иностранные граждане могут въезжать в РФ на основании визы или в безвизовом порядке. Это следует из положений ч. 2 ст. 6 и ст. 24 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”, абз. 19 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ.

  1. Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации

Иностранный гражданин признается постоянно проживающим в РФ, если он имеет вид на жительство – документ, подтверждающий его право постоянно проживать на территории РФ, а также свободно выезжать из РФ и въезжать в РФ (абз. 8, абз. 12 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).

По общему правилу вид на жительство выдается сроком на пять лет и по окончании срока действия может быть продлен еще на пять лет. Количество таких продлений не ограничено. Это предусмотрено п. 3 ст. 8 Закона N 115-ФЗ. Вместе с тем до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание (п. 2 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

Для отдельных категорий иностранных граждан установлены иные правила получения вида на жительство и сроки его действия. В частности, высококвалифицированному специалисту и членам его семьи вид на жительство оформляется на срок действия разрешения на работу, выданного данному иностранному специалисту (абз. 2 п. 27 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, п. 98 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 22.04.2013 N 215). При этом, чтобы получить вид на жительство, указанным лицам не нужно жить в РФ на основании разрешения на временное проживание не менее одного года. Такой вывод следует из положений п. п. 2, 3.1 ст. 8 Закона N 115-ФЗ.

По общему правилу постоянно проживающему в России иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу или патент (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Исключение из этого правила сделано, в частности, в отношении высококвалифицированных специалистов. Для осуществления трудовой деятельности им необходимо разрешение на работу, даже если они оформили вид на жительство. Такой вывод следует из системного толкования положений п. п. 4, 4.1 ст. 13, п. п. 11, 12, абз. 2 п. 27 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ.

Поскольку никаких ограничений законодательством не установлено, постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность на всей территории РФ. Ограничения при осуществлении трудовой деятельности на территории РФ установлены, в частности, для высококвалифицированных специалистов. Чтобы работать на территории двух и более субъектов, такой специалист должен иметь разрешение на работу, действующее на территории соответствующих субъектов РФ (п. 12 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).

С 1 января 2015 г. работодатели и заказчики работ (услуг) обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России о заключении и прекращении (расторжении) трудового или гражданско-правового договора с иностранцами, постоянно проживающими в РФ. Срок подачи уведомления – не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Это следует из положений абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, пп. “з” п. 3 ст. 1 и ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ.

  1. Граждане Республики Беларусь

В отношении граждан Республики Беларусь не применяется действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы. Они имеют равные права с гражданами России в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Данный вывод следует из п. п. 1, 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 “О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий” и ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.1998 “О равных правах граждан”.

Кроме указанных международных актов привилегии, касающиеся трудовой деятельности граждан Республики Беларусь, предусмотрены Договором о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор о ЕАЭС), подписанным в г. Астане 29.05.2014. Договор ратифицирован Федеральным законом от 03.10.2014 N 279-ФЗ. Например, для осуществления трудовой деятельности гражданам Республики Беларусь не требуется получать разрешение на работу или патент. Данный вывод следует из анализа п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС.

Нужно ли уведомлять ФМС России о заключении или о расторжении (прекращении) трудового (гражданско-правового) договора с гражданином Республики Беларусь?

Ответ: Законодательство не содержит однозначного ответа на данный вопрос.

По общему правилу с 01.01.2015 работодатели и заказчики работ (услуг), привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России субъекта РФ, на территории которого такие граждане трудятся, о заключении и прекращении (расторжении) с ними трудовых (гражданско-правовых) договоров. Это необходимо сделать не позднее трех рабочих дней с даты заключения (прекращения, расторжения) соответствующего договора. Данные выводы следуют из абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, абз. 2 пп. “з” п. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ.

Вместе с тем предусмотренный законодательством РФ порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы не распространяется на граждан Республики Беларусь в силу абз. 1 п. 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4.

Поскольку официальные разъяснения ФМС России отсутствуют, нельзя достоверно установить, что понимается под порядком регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы и включается ли в этот порядок предусмотренное абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ положение о необходимости уведомить территориальный орган ФМС России о заключении и прекращении (расторжении) трудового (гражданско-правового) договора с иностранцем.

Во избежание штрафных санкций рекомендуем уведомлять миграционную службу о заключении и прекращении (расторжении) указанных договоров с гражданами Республики Беларусь, а также обращаться за разъяснениями в ФМС России.

  1. Граждане Казахстана, Армении, Кыргызстана

Привлечение к трудовой деятельности в РФ граждан иностранных государств – членов ЕАЭС осуществляется в упрощенном порядке с учетом положений Договора о ЕАЭС (в частности, ст. 97 названного Договора). К гражданам государств – членов ЕАЭС относятся в том числе граждане Казахстана, Армении и Кыргызстана. Это следует из преамбулы, п. 1 ст. 1 Договора о ЕАЭС, преамбулы, абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., подписанного в г. Минске 10 октября 2014 г. и ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2014 N 420-ФЗ (далее – Договор о присоединении Армении к Договору о ЕАЭС), преамбулы, абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., подписанного в г. Москве 23 декабря 2014 г. и ратифицированного Федеральным законом от 13.07.2015 N 219-ФЗ (далее – Договор о присоединении Кыргызстана к Договору о ЕАЭС).

Упрощенный порядок привлечения к трудовой деятельности в РФ граждан иностранных государств – членов ЕАЭС предполагает, в частности, следующее:

  1. Работодатели (заказчики работ, услуг) вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности в РФ таких иностранцев без учета ограничений по защите национального рынка труда (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС). Например, при приеме на работу указанных лиц работодателю не нужно учитывать ограничения, которые касаются ежегодно устанавливаемой Правительством РФ в соответствии с п. 5 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ допустимой доли иностранных работников, используемых в определенных отраслях экономики.
  2. Данным гражданам для осуществления трудовой деятельности в России не требуется получать разрешение на работу или патент. Такой вывод следует из анализа п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 16, 17 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ.
  3. В целях осуществления гражданами иностранных государств – членов ЕАЭС трудовой деятельности в РФ признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) указанных государств, без проведения установленных законодательством РФ процедур признания документов об образовании. Это следует из абз. 1 п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС.

Исключение составляют случаи, когда названные граждане претендуют на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в РФ. Для занятия такими видами деятельности им необходимо пройти установленную законодательством РФ процедуру признания документов об образовании, выданных в упомянутых государствах. Данный вывод следует из абз. 2 п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС.

Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами иностранных государств – членов ЕАЭС, признаются в соответствии с законодательством РФ (абз. 3 п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Признание на территории РФ образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве

Работодатель (заказчик работ, услуг) вправе запрашивать нотариальный перевод на русский язык документов об образовании, а также для верификации этих документов направлять запросы, в том числе путем обращения к информационным базам данных, в образовательные организации (учреждения образования, организации в сфере образования), которые выдали документы, и получать соответствующие ответы. Это следует из абз. 4 п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС.

Отметим, что несмотря на упрощенный порядок привлечения к трудовой деятельности в России граждан иностранных государств – членов ЕАЭС работодатели и заказчики работ (услуг) обязаны уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) трудового или гражданско-правового договора с такими иностранцами территориальный орган ФМС России в субъекте РФ, на территории которого данные иностранные граждане осуществляют трудовую деятельность. Срок подачи уведомления – не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Данный вывод сделан на основании абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ с учетом того, что Договор о ЕАЭС не содержит положений, которые предусматривают исключение из требований, установленных данной нормой, в случае привлечения к трудовой деятельности в РФ таких иностранцев.

Формы и порядок уведомления территориальных органов ФМС России о заключении и прекращении (расторжении) договора с иностранным работником

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ, иностранные граждане подлежат миграционному учету по месту пребывания.

Исключений из приведенного правила в отношении граждан иностранных государств – членов ЕАЭС названным Законом и Договором о ЕАЭС не предусмотрено. Однако имеются некоторые особенности постановки указанных граждан на миграционный учет. Подробнее об этом см. Особенности миграционного учета граждан Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана.

Работодателям, желающим принять иностранных граждан на работу

Согласно ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае при наличии разрешения на работу.

ВАЖНО: Неисполнение требования закона о получении разрешения на привлечение и использование иностранных работников влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ.

В случае, если иностранный гражданин прибыл на территорию России в порядке, не требующем получения визы, работодатель имеет право не получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников. В данном случае требуется лишь наличие у иностранного гражданина разрешения на работу.

ВАЖНО: За привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина без разрешения на работу предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, влекущая назначение административного штрафа в размере до 800 тысяч рублей.

При этом в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан административная ответственности наступает в отношении каждого иностранного гражданина.

Согласно ч. 4.2 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», работодатель не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу.

На основании ч. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ работодатели, привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС и органы занятости о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Указанное уведомление должно быть направлено в течение трех рабочих дней с даты трудоустройства иностранного гражданина заказным письмом, либо нарочным в территориальные орган ФМС России.

ВАЖНО: За нарушение порядка либо сроков уведомления о заключении трудового договора, его расторжении с иностранным гражданином предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Дополнительно обращаем Ваше внимание на то, что патент не предоставляет права трудиться у юридического лица либо индивидуального предпринимателя, равно как не позволяет на основании договора с физическим лицом выполнять работы по договору подряда, характер которых связан с осуществлением предпринимательской деятельности.

О возможности трудоустройства иностранных рабочих для юридических лиц

1.

Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории нашей страны регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ).

На основании п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на категории иностранных граждан, перечисленные в пп.пп. 1-9 п. 4 данной статьи.

Согласно п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане прибыли в порядке, не требующем получения визы.

Между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова заключено Соглашение о взаимных безвизовых поездках граждан РФ и граждан Республики Молдова (Москва, 30.11.2000). Следовательно, привлекая граждан Республики Молдова, работодателю не нужно оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работников. При этом сам работник обязан иметь разрешение на работу, если не относится к одной из категорий, перечисленных в пп.пп. 1-9 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.

В п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ закреплена обязанность работодателя по обеспечению получения иностранным гражданином разрешения на работу. Однако она распространяется лишь на те случаи, когда работодатель пригласил в РФ либо заключил новый трудовой договор с иностранным гражданином, пребывающим в РФ на основании визы (п. 2 ст. 18 Закона N 115-ФЗ, п. 45 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС РФ, Минздравсоцразвития РФ, Минтранса РФ, Госкомрыболовства РФ от 11.01.2008 N 1/4/1/2 (далее — Регламент)).

Иностранные граждане, въехавшие на территорию РФ в безвизовом порядке, подают заявление о выдаче разрешения на работу и получают разрешение на работу самостоятельно либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в РФ, либо через своего представителя (п. 2 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ, п. 11 Регламента). При этом заявление рассматривается с учетом квот на выдачу разрешений на работу, установленных Правительством РФ (п. 6 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). На 2013 год такие квоты утверждены постановлением Правительства РФ от 03.11.2012 N 1137 и распределены по субъектам РФ приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.11.2012 N 566н.

Таким образом, граждане Молдовы получают разрешение на работу самостоятельно.

В силу подп. 4 п. 3 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ, п. 46.5 Регламента для получения разрешения на работу представление трудового или гражданско-правового договора не является обязательным, при их отсутствии разрешение на работу выдается иностранцу без указания наименования работодателя, а если впоследствии работник заключит такой договор и представит его, то в разрешение вносятся необходимые дополнения (п. 3.1 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Между тем стороны вправе заключить трудовой договор и до получения иностранным гражданином разрешения на работу, включив в трудовой договор условие о том, что работник обязан приступить к работе на следующий день после получения разрешения на работу (ст. 61 ТК РФ).

Cогласно п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ о заключении трудового договора с иностранным работником, прибывшим в РФ в безвизовом порядке и имеющим разрешение на работу, а также о предоставлении ему отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года работодатель обязан уведомить территориальный орган ФМС России (форма и порядок подачи указанного уведомления установлены приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147) и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ. Кроме того, работодатель, заключивший с иностранным работником трудовой договор, также обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня заключения трудового договора (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ). Рекомендованная форма такого уведомления приведена в письме ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676.

За невыполнение этих обязанностей организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

До тех пор, пока у работника отсутствует разрешение на работу он не может быть допущен к работе и сведения на него не подаются.

Норм права, обязывающих работодателя в обязательном порядке получать квоту для привлечения безвизовых иностранных работников, в настоящее время не имеется, ответственность за привлечение таких работников при отсутствии квоты также не установлена.

Необходимо также отметить, что согласно в ст.13.1 Федерального закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» указаны различные обстоятельства, которые могут быть учтены при оформлении работников БЕЗ УЧЕТА КВОТ (см.ниже). Согласно п.7.1.ст.13.1 Закона 115-ФЗ срок действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину, может быть продлен. Для продления этого срока иностранный гражданин не позднее пятнадцати рабочих дней до окончания срока действия указанного разрешения представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:

(п.7.1)1) заявление о продлении срока действия разрешения на работу;

2) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) сведения о видах трудовой деятельности, осуществлявшейся иностранным гражданином на основании полученного им разрешения на работу, представляемые по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции;

4) документы, подтверждающие отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и представляющих опасность для окружающих инфекционных заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);

5) документы, подтверждающие постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

Согласно п.7.3. ст.13.1 Закона 115-ФЗ решение о продлении срока действия разрешения на работу принимается без учета квот на выдачу таких разрешений. Отказ в приеме от иностранного гражданина заявления о продлении срока действия разрешения на работу не допускается, за исключением случаев непредставления данным иностранным гражданином документов, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 7.1 настоящей статьи. В случае непредставления иностранным гражданином разрешения на работу в целях продления срока действия разрешения на работу территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции проверяет наличие такого документа у иностранного гражданина на основании сведений, имеющихся в федеральном органе исполнительной власти в сфере миграции.

7.4. Решение о продлении срока действия разрешения на работу принимается в течение трех рабочих дней со дня представления иностранным гражданином заявления и других требуемых документов.

Отказ в продлении срока действия разрешения на работу допускается при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 9, 9.1 или 9.2 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также в случае отсутствия в федеральном органе исполнительной власти в сфере миграции сведений о наличии у иностранного гражданина документов, указанных в подпункте 5 пункта 7.1 и подпунктах 2 и 3 пункта 7.2 настоящей статьи, если указанные документы не были представлены иностранным гражданином одновременно с заявлением о продлении срока действия разрешения на работу.

П.7.5. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение пятнадцати рабочих дней со дня досрочного расторжения с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), являвшихся основанием для выдачи данному иностранному гражданину разрешения на работу или для продления срока действия такого разрешения, вправе заключить новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) либо обязан выехать из Российской Федерации в случае истечения срока временного пребывания, установленного абзацем вторым пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

В случае, если срок действия нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) превышает срок действия имеющегося у иностранного гражданина разрешения на работу, срок действия такого разрешения может быть продлен в соответствии с пунктом 7.1 настоящей статьи без представления документов, предусмотренных подпунктом 4 указанного пункта.

7.6. В случае заключения иностранным гражданином в течение срока действия разрешения на работу нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) данный иностранный гражданин в течение семи рабочих дней обязан обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции для внесения изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу.

Если новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) предусматривает осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания, данный иностранный гражданин должен подтвердить владение русским языком на уровне не ниже базового уровня владения русским языком в соответствии с пунктом 8.2 настоящей статьи.

7.7. В случае непредставления иностранным гражданином одновременно с заявлением о продлении ему срока действия разрешения на работу документа, указанного в подпункте 5 пункта 7.1 настоящей статьи, по собственной инициативе используются сведения о постановке данного иностранного гражданина на учет по месту пребывания, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета.

8. Если разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдано на срок более девяноста суток, он обязан в течение тридцати суток со дня получения такого разрешения представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

2.

Применение патентной формы взаимодействия с посредниками нецелесообразно.

Судебной практикой выработана позиция согласно которой Закзчик услуг ( подрядчик) привлекается к ответственности наряду с работниками и «посредниками», которые, якобы являются физическими лицами-работодателями. При этом суды указывают, что в силу пункта 4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу… В соответствии с пунктом 4.2, подпунктом 1 пункта 6 статьи 13 Закона N 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление трудовой деятельности без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом влечет за собой ответственность предусмотренную частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ.

Наличие договора подряда с физическим лицом, у которого работали иностранные не опровергают факта допуска иностранного гражданина к трудовой деятельности без разрешения на право трудовой деятельности Обществом.

При этом, под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в любой форме к выполнению работ или оказанию услуг либо использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства, независимо от наличия или отсутствия оформленных документов — трудового договора, гражданско-правового договора, в том числе, при наличии самого факта выполнения таких работ.

В пункте 1 примечания к ст. 18.15 Кодекса указано, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

При этом, давая оценку фактическим обстоятельствам, суды, как правило указывают, что допуск к объектам осуществлен именно Заказчиком, который обязан был осуществлять контроль за работающими на объекте в силу прямого указания закона(часть 4 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ.)

Кроме того, что особенно важно, суды указывают, что работы велись не в личных целях и не для физического лица, а для юридического лица. Указанное обстоятельство не дает возможности ссылаться, например, на то обстоятельство, что договор заключен не просто с физическим лицом, а с предпринимателем. Так как это противоречит условиям выдачи патента ( собственные нужды не производственного характера). В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ наличие патента у иностранного гражданина предоставляет право гражданам России привлекать таких иностранных граждан к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Кроме того, суды отмечают, что действительно, согласно ч. 4.5 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено право работодателя или заказчика работ (услуг) привлекать и использовать как иностранных работников иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, без разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

В силу пункта 9 статьи 13.1 Федерального закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Однако, согласно статье 13.1 Федерального закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных граждан только при наличии у иностранного работника разрешения на трудовую деятельность, а также при условии обязательного уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками.

Исключения, позволяющие привлекать и использовать иностранных работников, не имеющих разрешения на работу, в подп. 1 — 9 пункта 4 и пункте 4.5 статьи 13 Федерального закона N 115 -ФЗ исключения, применительно к нашему случаю отсутствуют:

1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

7) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;

8.1) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;

9) являющихся работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных в Российской Федерации в установленном законодательством порядке, в пределах численности, согласованной при аккредитации указанных представительств уполномоченным аккредитующим органом, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

3. ДЛЯ СПРАВКИ

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Статья 13.1. Трудовая деятельность иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы

1. Разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 18 настоящего Федерального закона, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу.

1) на срок временного пребывания;

2) на срок действия заключенного иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

Перечень сведений об иностранном гражданине, содержащихся в разрешении на работу, порядок внесения изменений в указанные сведения (в том числе при выдаче указанного разрешения или продлении срока его действия) и форма бланка разрешения на работу устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

2. Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации, либо через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина.

3. Одновременно с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, иностранным гражданином представляются:

1) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

2) миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты. В случае непредставления указанного в настоящем подпункте документа федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган проверяет на основании имеющихся в таких органах сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте;

3) квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу. Указанную квитанцию данный иностранный гражданин вправе представить в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган по собственной инициативе. В случае непредставления указанной квитанции федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган проверяет факт уплаты государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;

4) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии).

4. Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган направляет информацию о выданных иностранным гражданам разрешениях на работу в орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

6. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти рассматривает заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений, если данные квоты установлены Правительством Российской Федерации.

7. Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган не позднее десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на работу обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на работу или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения. Разрешение на работу выдается данному иностранному гражданину лично по предъявлении им документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве. Решение об отказе в выдаче данному иностранному гражданину разрешения на работу может быть обжаловано в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином указанного уведомления.

Статья 13.3. Особенности трудовой деятельности иностранных граждан у физических лиц

1. Граждане Российской Федерации имеют право привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее — трудовая деятельность у физических лиц), законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3) миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты. В случае непредставления указанного в настоящем подпункте документа территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции проверяет на основании имеющихся в таком органе сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте;

4) документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее — документ об уплате налога), за предыдущий период осуществления трудовой деятельности у физических лиц на основании патента;

В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог.

9. В случае, если иностранный гражданин временно пребывает в Российской Федерации свыше установленного в соответствии с пунктом 2 статьи 5 и со статьей 5.1 настоящего Федерального закона срока временного пребывания и срок действия имеющегося у него патента не был продлен либо иностранным гражданином не был получен новый патент, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении пятнадцати дней со дня истечения срока действия патента. В течение указанных пятнадцати дней данный иностранный гражданин считается законно находящимся на территории Российской Федерации.

3) при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 и 15 пункта 9 и пунктом 9.1 статьи 18 настоящего Федерального закона.

13. Форма патента, порядок оформления и выдачи патента, а также форма заявления о выдаче патента утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

В безвизовом порядке на территорию России вправе въезжать граждане Азербайджана, Армении, Республики Беларусь, Казахстана, Кыргызской Республики, Республики Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины (то есть граждане стран СНГ, кроме Грузии и Туркмении). Такой порядок въезда иностранных граждан установлен соглашениями о взаимных безвизовых поездках граждан между правительствами Российской Федерации и:

— Республик Беларусь, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана (Соглашение от 30.11.2000);

— Республики Молдовы (Соглашение от 30.11.2000);

— Республики Узбекистан (Соглашение от 30.11.2000);

— Республики Армения (Соглашение от 25.09.2000);

— Азербайджанской Республики (Соглашение от 03.07.97).

Безвизовый въезд на территорию России гражданам указанных государств разрешен еще одним документом — письмом Министерства иностранных дел России от 27.09.2006 N 32253/19 «О перечне стран и режимах въезда их граждан на территорию Российской Федерации». В этом же письме приводится перечень других иностранных государств, граждане которых вправе въезжать на территорию России без визы.

Въезжать на территорию России в безвизовом порядке могут граждане из Латвии и Эстонии (Указ Президента РФ от 17.06.2008 N 977 «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации лиц без гражданства, состоявших в гражданстве СССР и проживающих в Латвийской Республике или Эстонской Республике»).

Временно пребывающие иностранные граждане, въехавшие на территорию России в безвизовом порядке

Если иностранные работники прибыли в РФ в порядке, не требующем получения визы, при приеме на работу они должны предоставить работодателю документы, перечисленные в табл. 4.

Таблица 4. Документы, необходимые при приеме на работу временно пребывающих безвизовых иностранных граждан