Фз об исполнительном производстве ст 24

Оглавление:

Статья 24. Извещения и вызовы в исполнительном производстве

Комментарий к статье 24

1. Новеллой Федерального закона «Об исполнительном производстве» 2007 г. является введение главы 4, посвященной регулированию извещений и вызовов в исполнительном производстве.

Целью введения института извещений и вызовов является уведомление лиц, участвующих в исполнительном производстве, об исполнительных действиях и о необходимости явки к судебному приставу-исполнителю или к месту совершения исполнительных действий.

К сожалению, Закон не дает разграничения понятий «извещения» и «вызовы». В связи с этим некоторые авторы предлагают рассматривать категорию извещений по отношению к сторонам, а вызовов — к иным лицам, участвующим в исполнительном производстве (переводчик, специалист, хранитель имущества и т.д.) .

Подробнее об этом см.: Загайнова С.К. Извещения и вызовы в исполнительном производстве: Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» / Под ред. В.В. Яркова. М., 2008. С. 103 — 105.

Другие, напротив, полагают, что стороны исполнительного производства извещаются судебным приставом-исполнителем, когда их участие в совершении исполнительных действий является необязательным. В остальных же случаях, а также в отношении лиц, содействующих исполнению требований исполнительных документов, применяются вызовы .

Подробнее об этом см.: Зайцева А.Г. Извещения и вызовы в исполнительном производстве: Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ / Отв. ред. Н.А. Винниченко; науч. ред. А.Ф. Смирнов. М., 2008. С. 72 — 75.

Представляется, что специфика принудительного исполнения судебных решений и актов иных органов предопределяет возможность вызова к судебному приставу-исполнителю или на место совершения исполнительных действий должника, а в некоторых случаях и взыскателя (например, невозможно исполнить требование исполнительного документа о вселении без его личного участия). Поэтому разграничивать понятия «извещение» и «вызовы» нужно скорее не по признаку субъекта, которому оно адресуется, а по цели совершаемого действия. Если повестка направляется лицу, участвующему в исполнительном производстве, для уведомления, предупреждения о предстоящем или уже состоявшемся событии, имеет место извещение. Если судебный пристав-исполнитель назначает время и место явки и, соответственно, требует явиться, — вызов.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает способы извещения и вызова лиц, участвующих в исполнительном производстве: направление повестки с уведомлением о вручении, телефонограммы, телеграммы, использование электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить. Наиболее распространенным способом является использование услуг почтовой связи, т.е. направление повестки с уведомлением о вручении или телеграммы. И это не случайно, поскольку ст. 26 Закона содержит нормы, устанавливающие императивное правило о необходимости фиксации доставки повестки или иного извещения. Надлежащим образом зафиксировать вручение извещения адресату позволяет также доставка лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручил его доставить. Использование электронной и иных видов связи (например, факсимильной) связано чаще всего с необходимостью срочного извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве. Однако судебная практика не всегда признает надлежащим извещением использование иных видов связи. Так, сообщение судебным приставом-исполнителем о возбуждении исполнительного производства и предоставлении должнику срока для добровольного исполнения по телефону было расценено как неизвещение должника .

См.: Определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 октября 2008 г. по делу N 33-8532/2008 // Сайт Свердловского областного суда: www.ekboblsud.ru.

2. Глава 4 Закона не устанавливает конкретных сроков извещения и вызова лиц, участвующих в исполнительном производстве. Поскольку данный институт призван гарантировать права участников исполнительного производства, предусмотренные ст. 50 Закона, извещение должно быть направлено указанным лицам заблаговременно с учетом пробега почты. Однако предварительное извещение лиц, участвующих в исполнительном производстве, может препятствовать своевременному и правильному исполнению судебных актов. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет исчерпывающий перечень случаев, когда судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве: во-первых, это случаи, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, во-вторых, при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер.

Согласно ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, о восстановлении на работе и о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума. В соответствии с ч. 2 ст. 182 АПК РФ немедленному исполнению подлежат решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, а также решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов.

В качестве обеспечительных мер ст. 140 ГПК РФ называет:

— наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или других лиц;

— запрещение ответчику совершать определенные действия;

— запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, в том числе передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства;

— приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста (исключении из описи);

— приостановление взыскания по исполнительному документу, оспариваемому должником в судебном порядке.

Обеспечительными мерами в соответствии со ст. 91 АПК РФ являются:

— наложение ареста на денежные средства или иное имущество, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или других лиц;

— запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

— возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества;

— передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу;

— приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

— приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста.

3. Важным аспектом извещения участников исполнительного производства является адрес, по которому необходимо направлять повестки или иные извещения. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона в исполнительном документе обязательно должны быть указаны сведения о должнике и взыскателе, в том числе место жительства или место пребывания для граждан и юридический адрес для организаций. В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Именно по этому адресу по общему правилу происходит извещение сторон исполнительного производства, если речь идет о гражданах. Однако лицо, участвующее в исполнительном производстве, или его представитель вправе указать иной адрес. Законодатель не устанавливает требование о соблюдении письменной формы такого заявления, как делает это для юридических лиц. Представляется, что в материалах исполнительного производства тем не менее должна найти отражение просьба о направлении извещений по иному адресу, нежели указано в исполнительном документе.

Для эффективного извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве, повестка или иное извещение могут быть направлены также по месту работы гражданина.

4. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает направление извещения организации по ее юридическому адресу либо по юридическому адресу ее филиала или представительства. По всей вероятности, законодатель под юридическим адресом организации подразумевал адрес места нахождения юридического лица. В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Поскольку ч. 4 комментируемой статьи предоставляет судебному приставу-исполнителю право направлять извещения для организации по юридическому адресу ее филиала или представительства, следует иметь в виду, что согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами, это обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения. Представляется, что по месту нахождения филиала или представительства могут направляться извещения, адресованные организации, лишь в случаях, когда требования исполнительного документа связаны с деятельностью такого филиала или представительства. В остальных случаях в целях своевременного уведомления об исполнительных действиях и мерах принудительного исполнения извещение должно направляться по месту нахождения самой организации.

Часть 4 ст. 24 Закона предоставляет организации право указать судебному приставу-исполнителю иной адрес, по которому необходимо направлять повестки и иные извещения. В этом случае судебный пристав-исполнитель обязан получить соответствующее заявление от организации в письменной форме, которое приобщается к материалам исполнительного производства.

5. Статья 6 Закона устанавливает, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Одной из санкций за неявку по вызову судебного пристава-исполнителя является возможность привода. Привод — это мера, направленная на принудительное доставление лица, уклоняющегося от явки. При этом судебный пристав-исполнитель должен выяснить, было ли данное лицо надлежащим образом извещено о необходимости явиться по вызову, нет ли уважительных причин неявки и т.д. Основанием для принудительного привода является постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О судебных приставах» осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, производится судебными приставами, обеспечивающими установленный порядок деятельности судов.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013) «ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 02.10.2007 — «Российская газета», N 223, 06.10.2007
  • «Собрание законодательства РФ», N 41, 08.10.2007, ст.4849
  • «Парламентская газета», N 131, 10.10.2007)

Статья 24. Извещения и вызовы в исполнительном производстве

1. Лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.

2. В случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве.

3. Извещение, адресованное лицу, участвующему в исполнительном производстве, направляется по адресу, указанному в исполнительном документе, если лицо, участвующее в исполнительном производстве, или его представитель не указали иной адрес. Извещение может быть направлено по месту работы лица, участвующего в исполнительном производстве.

4. Извещение, адресованное организации, направляется по ее юридическому адресу или по юридическому адресу ее представительства или филиала. Извещение может направляться по адресу, указанному организацией судебному приставу-исполнителю в письменной форме.

5. Лица, уклоняющиеся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, могут подвергаться приводу на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утверждаемого старшим судебным приставом или его заместителем.

Фз об исполнительном производстве ст 24

Принят Государственной Думой 5 июля 2011 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; 2006, N 1, ст. 10; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3420, 3438, 3452; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279, 5281; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 29; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007, 4008, 4015; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; 2008, N 18, ст. 1941; N 30, ст. 3604; 2009, N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759, 2776; N 26, ст. 3120, 3122; N 29, ст. 3597, 3642; N 30, ст. 3739; N 45, ст. 5265, 5267; N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 21, ст. 2525; N 23, ст. 2790; N 30, ст. 4002, 4006, 4007; N 31, ст. 4164, 4195, 4207, 4208; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 10, 23, 33, 54; N 7, ст. 901; N 17, ст. 2310; N 23, ст. 3260; Российская газета, 2011, 30 июня) следующие изменения:

1) в части 2 статьи 2.5 слова «статьей 17.7, статьями» заменить словами «статьями 17.3, 17.7 — 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15,»;

2) часть 2 статьи 3.12 дополнить предложением следующего содержания: «Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.»;

3) статью 23.68 изложить в следующей редакции:

«Статья 23.68. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.26, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьей 17.15 настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, его заместители;

2) руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;

3) руководители структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители.»;

4) часть 2 статьи 27.15 изложить в следующей редакции:

ФЗ об исполнительном производстве

Выбор категории

Нарушение приставами п 8 ст 47 ФЗ «Об исполнительном производстве»

17.05.2017 пристав выдал постановление о направлении копии исполнительного документа для исполнения по месту получения дохода. В нарушение п. 8 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство окончено не было и 14.06.2017 . Показать полностью

Каков срок давности по ст. 52 Закона об исполнительном производстве?

Было вынесено судебное решение в отношении физического лица о возмещение ущерба. Решение вступило в законную силу, был выдан исполнительный лист. Ответчик не исполнял данного решения, а через некоторое время умер. Наследник принял наследство. . Показать полностью

Есть вопрос к юристу?

Исполнительное производство

Подскажите пожалуйста что подразумевается под пунктом 8 части 1 статьи 47, статьями 6, 14 Федерального закона от 02 октября 2007 г. №229-ФЗ » Об исполнительном производстве»?

Ст. 99 Закона об исполнительном производстве

Здравствуйте. Федеральный закон № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Статья 99. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления. 1. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том . Показать полностью

Статья 68 ФЗ об исполнительном производстве

Банк прислал письмо на электронную почту, в котором прописывает статью 33 и статью 68 ФЗ «Об исполнительном производстве». В суд пока банк подавать не хочет. Поясните мне пожалуйста, данные статьи и действия по ним возможны только по решению суда? . Показать полностью

Нарушение закона об исполнительном производстве банком

Сбербанк на основании судебных приставов удержал деньги с карты полную сумму согласно требованию, требование отправлено и принято СБ было 04.10.14 , списаны после зачесления на счёт карты на след день всю сумму это подтверждаетсясСМС уведомлением от . Показать полностью

Об окончании исполнительного производства

Исполнительное производство окончено по п. 4 ч.1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» спустя 2,5 лет., остаток долга составляет 3 352016 рублей. Прооизводство закончено только лишь из-за того, что у ответчика нет имущества, на . Показать полностью

ФЗ » Об исполнительном производстве» ст. 113 и ст. 24

Здравствуйте,подскажите пожалуйста могут ли судебные приставы-исполнители выслать извещение о вызове на прием к судебному приставу-исполнителю по месту временной регистрации если человек имеет постоянную регистрацию в другом городе?

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее,
чем искать решение!

Статья 24. Извещения и вызовы в исполнительном производстве

Комментарий к статье 24

1. В отличие от Закона об исполнительном производстве 1997 г. новый Закон содержит совершенно новую гл. 4, посвященную извещениям и вызовам в исполнительном производстве.

В комментируемой статье регламентируется порядок совершения судебным приставом-исполнителем особого рода мероприятий (извещения и вызовы), связанных с информированием лиц, участвующих в исполнительном производстве, относительно осуществляемых процессуальных действий.

Лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются:

1) об исполнительных действиях (например, копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, — ч. 17 ст. 30 комментируемого Закона);

2) о мерах принудительного исполнения (перечень мер указан в ч. 3 ст. 68 комментируемого Закона и не является исчерпывающим).

В свою очередь, указанные лица вызываются:

1) к судебному приставу-исполнителю (п. 1 ч. 1 ст. 64 комментируемого Закона);

2) на место совершения исполнительных действий (ст. 33 комментируемого Закона).

В ч. 1 комментируемой статьи установлены общие способы извещений и вызовов:

1) повестка с уведомлением о вручении;

4) с использованием электронной, иных видов связи и доставки;

5) лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить соответствующее извещение.

В комментируемой статье не указан один из главных способов извещения, традиционно используемый в процессуальной сфере, — заказное письмо с уведомлением о вручении, говорится лишь о повестке с уведомлением о вручении, что не одно и то же. Однако как наиболее действенный способ он несомненно должен использоваться в практике деятельности службы судебных приставов.

Некоторые из указанных способов извещений и вызовов более детально урегулированы специальным законодательством о почтовой и телеграфной связи. Отношения в этой области регулируются Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» , Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» , а порядок оказания услуг регулируется правилами оказания услуг почтовой и телеграфной связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В данный момент действуют Правила оказания услуг почтовой связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221) и Правила оказания услуг телеграфной связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 222) .

СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895. СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3697. СЗ РФ. 2005. N 17. Ст. 1556. СЗ РФ. 2005. N 17. Ст. 1557.

2. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрены два исключения из общего правила, в соответствии с которыми судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве.

К таким исключениям относятся:

1) случаи немедленного исполнения;

2) реализация обеспечительных мер.

Случаи немедленного исполнения предусмотрены соответствующим процессуальным законодательством (ст. ст. 211 и 212 ГПК РФ и ст. 182 АПК РФ, см. комментарий кст. 36), а также законодательством об исполнительном производстве. Например, в самом Законе об исполнительном производстве предусмотрено, что вступивший в законную силу судебный акт об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, подлежит немедленному исполнению (ч. 3 ст. 77 комментируемого Закона).

В свою очередь, реализация обеспечительных мер возможна в силу ч. 2 ст. 30 комментируемого Закона, поскольку в заявлении о возбуждении исполнительного производства может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Следовательно, если данное ходатайство будет удовлетворено судебным приставом-исполнителем, то он вправе совершать исполнительные действия по наложению ареста без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве.

3. В ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи определено место направления извещений в зависимости от категории извещаемого субъекта.

Физические лица извещаются по адресу, указанному в исполнительном документе, если лицо, участвующее в исполнительном производстве, или его представитель не указали иной адрес. Кроме того, извещение может быть направлено по месту работы лица, участвующего в исполнительном производстве.

Организации извещаются по их юридическому адресу или по юридическому адресу представительств либо филиалов. Кроме того, извещение может направляться по адресу, указанному организацией, судебному приставу-исполнителю в письменной форме.

Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации; при этом государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Согласно ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Российская газета. 2001.10 авг.

Несоблюдение указанных правил о месте направления извещений может повлечь неблагоприятные последствия, вплоть до отмены последующих выносимых постановлений. Так, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 18 апреля 2007 г. N Ф08-1960/07 отмечается, что в материалах дела отсутствуют доказательства извещения судебным приставом-исполнителем общества о возбуждении исполнительного производства по адресу государственной регистрации должника, известному судебному приставу-исполнителю, поэтому суд сделал правильный вывод о неправомерности действий судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора.

4. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи лица, уклоняющиеся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, могут подвергаться приводу на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утверждаемого старшим судебным приставом. В данном случае речь идет о специфическом виде неимущественной ответственности в исполнительном производстве.

Для применения санкции в виде принудительного привода необходимы следующие условия:

а) вызов гражданина или должностного лица возможен лишь по возбужденному исполнительному

б) вызываемое лицо должно быть с достоверностью извещено о необходимости явки в точно указанные место и время;

в) отсутствуют уважительные причины неявки по требованию судебного пристава-исполнителя. Сама процедура принудительного привода должна соответствовать требованиям, установленным

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 августа 1999 г. , и заключается в следующем. В случае отказа от добровольной явки лицо, подлежащее приводу на основании определения суда или постановления судьи, доставляется к месту вызова принудительно, путем сопровождения его судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов или группой судебных приставов.

Приказ Минюста России от 3 августа 1999 г. N 226 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности» // Бюллетень Минюста России. 1999. N 10.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов или группа приставов в день привода выезжают к месту фактического нахождения лица, подлежащего приводу, устанавливают по документам его личность, объявляют ему под роспись определение или постановление суда либо судебного пристава-исполнителя.

О болезни, а также об иных обстоятельствах, препятствующих исполнению привода (стихийное бедствие, наличие малолетних детей при невозможности поручить кому-либо уход за ними, длительный перерыв в движении транспорта и т.п.), судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов извещает суд или старшего судебного пристава с приложением рапорта.

В случаях злостного неповиновения или сопротивления законным требованиям судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов для осуществления привода имеет право применять физическую силу, специальные средства и оружие в порядке, определенном Законом о судебных приставах.

При доставлении лица судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов составляет акт, в котором указывает место, время и характер правонарушения, принятые к лицу меры, свидетелей. Акт передается председателю суда, председательствующему в судебном заседании, либо судье, по постановлению или определению которых был осуществлен привод. Старшему судебному приставу о произведенном приводе судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов согласно акту докладывает рапортом, который направляется в органы внутренних дел для проведения проверки и принятия к нарушителю предусмотренных законом мер.

Привод несовершеннолетнего, не достигшего 16-летнего возраста, производится через его родителей либо его законных представителей.

Доставленное в суд лицо по требованию судьи или судебного пристава-исполнителя может находиться под контролем судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов до окончательного выполнения судебных или исполнительных действий.

На практике часто требования судебного пристава-исполнителя игнорируются, поэтому наличие подобных санкций вполне уместно и стимулирует граждан и организации выполнять законные требования судебного пристава-исполнителя при исполнении любых исполнительных документов по возбужденному исполнительному производству.

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ 24 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА от 18 апреля 2007 г. N Ф08-1960/07

ООО «Спецстрой» (далее — общество, должник) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании неправомерными действий судебного пристава-исполнителя Ериной Е.Н., выразившихся в неизвещении общества о возбуждении исполнительного производства, составлении акта описи и ареста имущества от 18.05.2005 в нарушение статьи 58 Федерального закона от 21.07.1997 «Об исполнительном производстве» (далее — Закон), вынесении постановления о передаче на реализацию самовольной постройки, расположенной на земельном участке, титульным владельцем которого является должник, вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора (уточненные требования).

Определением от 06.09.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Карапетян Рипсиме Сарибековна (т. 1, л.д. 131).

Решением от 11.10.2006 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции от 15.01.2007 решение оставлено без изменения. Судебные инстанции исходили из неправомерности действий судебного пристава-исполнителя, нарушившего Закон об исполнительном производстве и права и законные интересы общества.

В кассационной жалобе Аксайский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области (далее — служба судебных приставов) просит отменить решение и Постановление апелляционной инстанции, отказать обществу в удовлетворении заявления о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству и решений, связанных с арестом и реализацией самовольной постройки.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества возражал против доводов жалобы, просил отказать в ее удовлетворении.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения

судами первой и апелляционной инстанций материального права и норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В материалах дела отсутствуют доказательства извещения судебным приставом-исполнителем общества о возбуждении исполнительного производства по адресу государственной регистрации должника, известному судебному приставу-исполнителю. В связи с этим суды обеих инстанций сделали правильный вывод о неправомерности действий судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора.

Суд установил, что судебный пристав-исполнитель не обладал документами, подтверждающими законность возведения строения на арендуемом обществом земельном участке. Право собственности на не завершенный строительством объект также не зарегистрировано за обществом в установленном порядке. При таких обстоятельствах судебный пристав-исполнитель неправомерно арестовал строение как принадлежащее должнику и передал его на реализацию.

Разрешая спор, суды всесторонне исследовали фактические обстоятельства дела и дали надлежащую правовую оценку представленным доказательствам.

В соответствии с частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, кассационная инстанция не вправе предрешать вопросы достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, не вправе переоценивать доказательства, которым уже была дана оценка судом первой или апелляционной инстанции.

Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено. Основания к отмене обжалуемых судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской

Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:

решение от 11.10.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 15.01.2007 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-13356/06-С5-49 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СУДА, СУДЬИ ИЛИ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ С ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ И ГРАЖДАНАМИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ И УЧАСТИЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (утв. Приказом Минюста России от 3 августа 1999 г. N 226)

. 5.1. В случае отказа от добровольной явки лицо, подлежащее приводу на основании определения суда или постановления судьи, доставляется к месту вызова принудительно, путем сопровождения его судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов или группой судебных приставов.

5.2. Привод исполняется подразделением судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, как правило, по месту фактического проживания лица, уклоняющегося от явки. Основанием для исполнения привода является определение суда, постановление судьи или судебного пристава-исполнителя.

5.3. Поступившее постановление судебного пристава-исполнителя о приводе утверждает старший судебный пристав, который организует его точное и своевременное исполнение. Старший судебный пристав поручает исполнение привода судебному приставу по обеспечению установленного порядка деятельности судов или группе приставов. Определения и постановления о приводе регистрируются в специальном журнале и выдаются судебному приставу для исполнения под роспись (приложение N 4).

5.4. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов или группа приставов в день привода выезжают к месту фактического нахождения лица, подлежащего приводу, устанавливают по документам его личность, объявляют ему под роспись определение или постановление суда либо судебного пристава-исполнителя.

О болезни, а также об иных обстоятельствах, препятствующих исполнению привода (стихийное бедствие, наличие малолетних детей при невозможности поручить кому-либо уход за ними, длительный перерыв в движении транспорта и т.п.), судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов извещает суд или старшего судебного пристава с приложением рапорта.

5.5. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполняющие привод лиц, уклоняющихся от явки в суд, обязаны быть внимательными и корректными, проявлять бдительность, особенно при сопровождении подсудимого.

5.6. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов на время осуществления привода обеспечиваются автотранспортом.

5.7. В случаях злостного неповиновения или сопротивления законным требованиям судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов для осуществления привода имеет право применять физическую силу, специальные средства и оружие в порядке, определенном Федеральным законом «О судебных приставах».

При доставлении лица судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов составляет акт, в котором указывает место, время и характер правонарушения, принятые к лицу меры, свидетелей. Акт передается председателю суда, председательствующему в судебном заседании, либо судье, по постановлению или определению которых был осуществлен привод. Старшему судебному приставу о произведенном приводе судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов согласно акту докладывает рапортом, который направляется в органы внутренних дел для проведения проверки и принятия к нарушителю предусмотренных законом мер.

5.8. Привод несовершеннолетнего, не достигшего 16-летнего возраста, производится через его родителей либо его законных представителей.

5.9. Доставленное в суд лицо по требованию судьи или судебного пристава-исполнителя может находиться под контролем судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов до окончательного выполнения судебных или исполнительных действий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ОТ 27 НОЯБРЯ 2008 Г. N 01-3093

Исполнительное производство. Что надо знать?

В данном цикле статей представлена общая информация об исполнительном производстве, которая носит информативный характер и не может быть использована как исчерпывающая инструкция или руководство к действию. В тексте приведены выдержки из Федерального Закона «Об исполнительном производстве». Некоторые статьи приведены с комментариями Председателя Комитета по работе с проблемными кредитами Ассоциации Банков Северо-Запада Мартынова Олега Викторовича и ответами на вопросы заемщиков, обратившихся в Ассоциацию Банков Северо-Запада.

Суд вынес решение о взыскании с Вас как с должника денежной суммы. Возникают вопросы: «Что далее будет происходить? Как будут развиваться события? Каково правовое регулирование в данной ситуации? Что необходимо знать, чтобы понимать свои права и обязанности, как стороны исполнительного производства?»

Содержание

Общая информация, получение корреспонденции, обязательность вызова к судебному приставу-исполнителю

После вступления в силу решения суда, в случае его неисполнения, исполнительный документ направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».

Внимание! На основании ст.5 ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов Российской Федерации и ее территориальные органы. Только судебные приставы-исполнители могут осуществлять действия по исполнению судебных актов в процессе исполнительного производства.

Никакие другие юридические лица не могут заниматься данной деятельностью!

Получайте почту, не уклоняйтесь от писем, телеграмм, повесток!

Особое внимание необходимо уделить извещениям и вызовам в исполнительном производстве. Согласно ст.24 ФЗ «Об исполнительном производстве» лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или извещаются лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.

Внимание! На основании п.3 ст.24 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве. При отказе адресата принять повестку или иное извещение, лицо, доставляющее их, делает соответствующую отметку на повестке или ином извещении.

Важно! Вы считаетесь извещенными, если отказались от получения повестки , иного извещения или, несмотря на получение почтового извещения, не явились за повесткой, иным извещением, направленным по Вашему адресу.

Лица, уклоняющиеся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, могут подвергаться приводу!

Помните! Что лицо, участвующее в исполнительном производстве, обязано сообщить в подразделение судебных приставов о перемене своего адреса во время ведения исполнительного производства. При отсутствии такого сообщения, повестка, иное извещение посылаются по последнему известному адресу указанного лица, и оно считается извещенным, хотя по этому адресу более не проживает или не находится.

Своевременное получение информации о ходе исполнительного производства даёт Вам возможность реализовать свои права, предусмотренные ст. 50 ФЗ «Об исполнительном производстве», и, таким образом, защитить свои законные интересы.

Постановление судебного пристава-исполнителя

Решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также — должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

Директор Департамента по претензионной работе ОАО «Балтинвестбанк»
Председатель Комитета по работе с проблемными кредитами
Ассоциации Банков Северо-Запада
Мартынов Олег Викторович