Гражданский кодекс таможня

Гражданский кодекс таможня

Себежская таможня защитила детей от контрафактных игрушек

Отделом товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Себежской таможни выявлена очередная попытка реализовать на российском рынке контрафактный детский товар: 100 игрушек. На игрушки, которые задекларировал предприниматель из города Северска Томской области, было нанесено изображение котенка, сходного до степени смешения с товарным знаком «HELLO KITTY».

Владельцем прав на визуальные персонажи «HELLO KITTY» и товарный знак в виде визуального изображения (изображение котенка) «HELLO KITTY» является компания «Санрио Компани Лтд.».

Специалистами таможни были направлены запрос и фотографии товаров законному представителю правообладателя компании «Санрио Компани Лтд.» на территории РФ. Представитель правообладателя сообщил, что компания «Санрио Компани Лтд.» не предоставляла этому индивидуальному предпринимателю согласия на использование визуальных образов персонажей «HELLO KITTY» на ввозимых товарах, а сами изображения, нанесенные на товар, являются сходными до степени смешения.

По результатам исследования фотографий декларируемых товаров, представителем правообладателя был сделан вывод о том, что ввозимые товары не соответствуют оригинальной продукции и обладают признаками контрафактности.

Согласно ст. 1225 Гражданского кодекса РФ товарный знак является результатом интеллектуальной деятельности и приравненным к нему средством индивидуализации, которым предоставлена правовая охрана. П.3 ст. 1484 Гражданского Кодекса РФ установлено, что никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован.

В соответствии с п.1 ст.1229 ГК РФ правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Согласно п.1 ст.1515 ГК РФ товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

За нарушение авторских и смежных прав предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.1 ст.7.12 КоАП РФ, за незаконное использование товарного знака предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.1 ст.14.10 КоАП РФ.

В отношении индивидуального предпринимателя, нарушившего закон, Себежской таможней возбуждены дела об административных правонарушениях. Контрафактный товар изъят.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

  • Для работы с файлами .doc, .xls, .odf, .odt, .ppt и многими другими — пакет Libre Office (Open Office)(поддерживает национальный стандарт РФ — ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010, вводимый в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. №2299-р) ;
  • для работы с файлами .pdf — свободные программы просмотра PDF     
  • браузеры: Mozilla , Chrome

Арест автомобиля таможней

Добрый день. Нарушены правила вывоза авто с территории РФ (просрочен вывоз) инностранным гражданином. Автомобиль изъяли, он находится у на стоянке у таможни уже год. Таможня выставила требования уплаты таможенных платежей. Декларант, осуществившии ввоз авто на территорию РФ не является его владельцем ( у него только доверенность на право управления). Возможен ли арест или конфискация авто в пользу таможни при условии что я являюсь законным владельцем автомобиля (тоже иностранный гражданин) и никакого отношения к данному нарушению не имею? Может ли таможня удерживать мой автомобиль пока они судятся с тем кто нарушил правила вывоза?

02 Декабря 2015, 10:57 Alina, г. Москва

Ответы юристов (13)

Уважаемая Алина! Здравствуйте! Нет, на мой взгляд, исходя из положений ст.156 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», это неправомерно и Вам следует обжаловать действия таможенных органов в суд (подача административного иска). Вопрос у меня у Вам только вот какой? А заключался ли договор залога в отношении ТС в счет уплаты таможенных налогов и сборов?

Уточнение клиента

Спасибо за ответ. Нет, такой договор не заключался. Таможня представила иск о признании автомобиля безхозяйным. Суд отклонил. Таможня в устной форме сказала что я как владелица авто вообще никакого отношения ко всему этому не имею и в деликатной форме попросили удалиться.

02 Декабря 2015, 11:29

Есть вопрос к юристу?

Алина, добрый день.

А Вы обращались в таможенный орган с заявлением о возврате вам Вашего авто?

«Таможенный кодекс Таможенного союза» (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением
Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от
27.11.2009 N 17)

Статья 147. Возврат задержанных товаров и документов на них

1.Возврат задержанных товаров и документов на них производится
декларантам, а если декларирование товаров не производилось —
собственникам товаров, а в случаях, если собственник является
иностранным лицом либо сведения о собственнике товаров у таможенного
органа отсутствуют, — лицам, во владении которых товары находились на
момент задержания (далее в настоящей главе — декларант или иные лица), с
учетом особенностей, установленных в настоящей статье.
2.Товары, запрещенные к перемещению через таможенную границу, и документы
на них, задержанные при ввозе на таможенную территорию таможенного
союза, возвращаются любому из лиц, указанных в пункте 1
настоящей статьи, обратившемуся первым в таможенный орган за возвратом
таких товаров для обратного вывоза за пределы этой территории.
3.Товары, запрещенные и (или) ограниченные к перемещению через таможенную
границу, и документы на них, задержанные при вывозе с таможенной
территории таможенного союза, возвращаются декларанту или иным лицам для
использования на таможенной территории таможенного союза, если владение
этими товарами допускается законодательством государства — члена
таможенного союза, таможенным органом которого задержаны товары.
4.Товары, ограниченные к перемещению через таможенную границу, и
документы на них, задержанные при ввозе на таможенную территорию
таможенного союза, возвращаются декларанту или иным лицам для обратного
вывоза за пределы этой территории либо для использования на таможенной
территории таможенного союза при условии представления таможенному
органу документального подтверждения соблюдения установленного
ограничения и помещения товаров под таможенную процедуру в соответствии с настоящим Кодексом.
5. В иных случаях, не указанных в пунктах 2 — 4
настоящей статьи, задержанные товары возвращаются после их помещения
под одну из таможенных процедур лицам, поместившим их под эту таможенную
процедуру, либо их представителям.
6.При необходимости помещения товаров под таможенную процедуру по запросу
лица, которое правомочно совершать таможенные операции, связанные с
помещением товаров под таможенную процедуру, документы, задержанные
вместе с товаром, возвращаются таможенным органом такому лицу до выпуска
товаров.

Уточнение клиента

Нет, не обращалась. Удерживает ее Сочинская таможня по указаниям Брянской. В какую таможню следует направить письмо с требованиями о возврате авто? Или в таком случае следует обращаться лично на таможенный пост? ( живу в Москве)

02 Декабря 2015, 11:38

А на кого оформлен временный ввоз? Ответственность ложится на того кто оформил ввоз. ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ – а это штраф от 1500 до 2500 рублей. При этом, санкцией данной статьи предусмотрена возможность конфискации автомобиля.

Статья 16.18. Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами
[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 16] [Статья 16.18]
1. Невывоз с таможенной территории Таможенного союза физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
2. Неосуществление физическими лицами обратного ввоза в Российскую Федерацию временно вывезенных товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному обратному ввозу, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

Уточнение клиента

Временный ввоз оформлен на иностранного гражданина, не владельца автомобиля, у которого доверенность только на право вождения. Проще говоря я дала авто своей дальней родственнице, суд ее признал виновной, выдвинули требование к оплате таможенных платежей. Задержали авто . А автомобиль мой. Я не нарушила никаких законов, а меня лишили авто.

02 Декабря 2015, 11:44

Если Вы точно уверены, что по указаниям Брянской, направляйте туда.

Уточнение клиента

Подозреваю, что мне откажутся отдавать автомобиль, куда мне следует подавать в суд по месту моего проживания в г. Москва, по месту нахождения автомобиля в г. Сочи или по месту откуда идут указания о удержании авто в г. Брянск? Имеют ли мне право отдать авто но отказать в его вывозе за пределы РФ?

02 Декабря 2015, 12:17

Направляйте письмо с уведомлением о вручении и в Сочи и в Брянск.

Алина, все же рекомендую сначала обратиться в таможенный орган, в случае отказа уже можно обратиться в суд по месту нахождения авто.

Статья 301. Истребование имущества из чужого незаконного владения

[Гражданский кодекс РФ][Глава 20][Статья 301]

Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Статья 304. Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения

[Гражданский кодекс РФ][Глава 20][Статья 304]

Собственник может требовать устранения всяких нарушений его
права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Уважаемая Алина! В дополнение к мнениям уважаемых и профессиональных коллег примите следующее:… извините, отходил. В суд обращайтесь по своему месту жительства… Административными Ответчиками укажите обе таможни.

Добрый день, Алина!

Для Вашего обращения в суд с самостоятельным иском не усматриваю законных оснований.

В связи с не вывозом с таможенной территории таможенного союза временно ввезённого ТС в соответствии с п. 5 ст. 358 ТК ТС в отношении такого ТС взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. Т.е. лицо, ввозившее Ваше ТС попадает на уплату таможенных платежей.

Помимо административной ответственности грозящей конфискацией автомобиля, описанной моими коллегами, при невывозе с территории РФ, КЗ и РБ временно ввезённых ТС по истечении срока временного ввоза, ФТС имеет право выставить требование на уплату таможенных платежей в сумме, как будто Вы бы оформляли Ваше ТС в таможенном отношении, т.е. как за «растаможку». Значения не имеет собственник или доверенное лицо, либо угонщик перемещало автомобиль.

Может ли таможня удерживать мой автомобиль пока они судятся с тем кто нарушил правила вывоза?
Alina

Может и будет удерживать, т.к. Ваше ТС — это обеспечение уплаты таможенных платежей и/или предмет правонарушения и, соответственно, предмет конфискации.

Настоятельно Вам рекомендую вступить в идущий судебный процесс и не относиться к данному процессу так «пока они судятся с тем кто нарушил правила вывоза», т.к. в суде решается вопрос по Вашему ТС и в противном случае Вы останетесь без ТС, а ИГ с долгом по ТП.

Уточнение клиента

Суд между нарушителем и таможней уже состоялся, человека нарушевшего правила вывоза авто признали виновным и присудили штраф в размере 2500 руб, БЕЗ конфискации автомобиля,таможня так же выставила требования уплаты таможенных платежей неимоверной суммы. Автомобиль еще никто не конфисковал. Он там стоит со слов таможни как гарантия уплаты таможенных платежей. Если такие правила существуют , то где они описаны и почему игнорируется мое право на это авто. Я не то что не могу уже год им пользоваться, оно стоит на открытой стоянке и приходит в негодность. А если нарушитель не заплатит таможенные платежи (а он не заплатит, т.к. у нее таких денег нет) то у меня отберут авто ? А в итоге нарушитель выйдет » сухой из воды» из этой всей истории?

02 Декабря 2015, 14:53

Евгений, не соглашусь с Вами, авто помещено под таможенную процедуру, но не конфисковано, следовательно его согласно ст. 146 ТК ТС должны вернуть декларанту или собственнику, если виновным признан декларант в нарушении таможенной процедуры вывоза, то и взыскивать пошлину должны с него, если виновным признают собственника, то с собственника, но авто должны отдать. А собственник (клиент) уже может уплатить платежи и в судебном порядке взыскать их с виновного.

Если ТП не будут уплачены, то ТС пойдёт в уплату ТП, а разница, если таковая останется, будет перечислена Вам.

А если нарушитель не заплатит таможенные платежи (а он не заплатит, т.к. у нее таких денег нет) то у меня отберут авто?
Alina

Да, т.к. данное ТС это обеспечение уплаты таможенных платежей.

А в итоге нарушитель выйдет » сухой из воды» из этой всей истории?
Alina

Ну Вы можете потом в судебном порядке попробовать взыскать с нарушителя эти деньги… Однако взыскав деньгу трудно получить даже с соседа, не говоря уже об ИГ.

Если это так, то нарушена процедура, которой это обеспечение должно быть оформлено. Поэтому в данный момент авто удерживается беззаконных на то оснований.

Статья 86. Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами:
денежными средствами (деньгами);
банковской гарантией;
поручительством;
залогом имущества.

Статья 157. Взыскание таможенных пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены

1.В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в
случае отсутствия денежных средств на счетах плательщика или отсутствия
информации о счетах плательщика таможенные органы вправе взыскивать
таможенные пошлины, налоги за счет товаров плательщика,
в отношении
которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, если эти товары не
приобрели статус товаров Таможенного союза в соответствии с порядком,
установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или)
законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
2.Обращение взыскания на товары, в отношении которых таможенные пошлины,
налоги не уплачены, без направления требования об уплате таможенных
платежей
допускается в случаях, если предельные сроки хранения товаров,
задержанных таможенными органами в соответствии с главой 21
Таможенного кодекса Таможенного союза, истекли либо если плательщик
таможенных пошлин, налогов не установлен таможенными органами.
3.Обращение взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов
производится на основании решения суда, е
сли плательщиком таможенных
пошлин, налогов является физическое лицо либо плательщик таможенных
пошлин, налогов не установлен таможенными органами, или решения
арбитражного суда, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является
юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, за исключением
случаев, когда такие товары переданы таможенным органам в качестве
предмета залога в соответствии со статьей 140
настоящего Федерального закона, а также когда обращается взыскание на
товары, предельные сроки хранения которых при их задержании таможенными
органами, установленные частью 7 статьи 189 настоящего Федерального закона, истекли.

Вас ввели в заблуждение. Таможня никак не может признать Ваш автомобиль бесхозяйным имуществом.

Согласно статье 186 Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ

(ред. от 13.07.2015)
«О таможенном регулировании в Российской Федерации»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2015)

Товары обращаются в федеральную собственность:
1) на основании решения суда по уголовному делу или делу об административном правонарушении при применении конфискации имущества со дня вступления в силу данного судебного решения;
2) на основании судебного акта по заявлению (иску) таможенного органа или иного уполномоченного органа о признании имущества бесхозяйным либо об обращении изъятых товаров в федеральную собственность в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, со дня вступления в силу судебного акта;
3) на основании помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства со дня передачи таможенным органам товаров по акту приема-передачи.

Согласно ст.225 ГК РФ

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Таким образом, оснований для признания Вашего автомобиля бесхозяйным не имеется, т.к. собственник известен и Вы от него не отказывались.

Т.к. в отношении Вашей родственницы не не применялась мера наказания в виде конфискации автомашины, то по этому основанию обращения в собственность также не имеется.

В соответствии с п. 3 ст. 91 Таможенного кодекса Таможенного союза взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства — члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов.
На основании ч. 1 ст. 150 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2012) (далее — Закон N 311-ФЗ) принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.
Из ч. 1 ст. 157 Закона N 311-ФЗ следует, что в случаях, предусмотренных Законом N 311-ФЗ, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах плательщика или отсутствия информации о счетах плательщика таможенные органы вправе взыскивать таможенные пошлины, налоги за счет товаров плательщика, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, если эти товары не приобрели статуса товаров Таможенного союза в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает право таможенных органов взыскивать таможенные пошлины, налоги только за счет товаров плательщика, а не за счет любого собственника товаров.

Если Вы будете обращаться в суд с иском об истребовании имущества, то данный иск подается в соответствии с требованиями ГПК РФ, а не КАС РФ, т.к. имеется спор о праве. Незаконность действий органов таможни будет являться основанием иска. Иск подается по месту нахождения органа таможни, который удерживает автомашину.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Таможня поясняет правила игры

Вопрос. — Союз нефтеэкспортеров России: о применении ст. 138 нового Таможенного кодекса.

Можно ли использовать термин «заявляемый декларантом период вывоза российских товаров» в контексте п.п. 9 п.1 ст.11 кодекса как период, в течение которого грузоотправитель может осуществлять передачу товара перевозчику, осуществляющему его вывоз с таможенной территории Российской Федерации?

Поскольку ни Таможенный, ни Гражданский кодексы РФ не раскрывают понятие «календарный месяц», можно ли рассматривать начало и истечение периода вывоза по правилам главы 11 ч. 1 Гражданского кодекса РФ, считая началом периода любую календарную дату месяца, заявленную декларантом, а окончанием периода соответствующую дату следующего месяца?

Ответ. — В ТК России под вывозом понимается подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств, а также все последующие действия с ними до фактического пересечения таможенной границы (п.п. 9 п. 1 ст. 11 ТК России).

Поскольку к действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и транспортных средств, относится в том числе и сдача транспортным организациям товаров для отправки за пределы таможенной территории (абзац второй п.п. 9 п.1 ст. 11 ТК России), то следовательно, заявляемый декларантом период вывоза российских товаров в соответствии с п. 3 ст. 138 ТК России можно рассматривать как период, в течение которого грузоотправитель может осуществить передачу товара перевозчику, осуществляющему его вывоз с таможенной территории Российской Федерации.

В юридической лексике, используемой законодательством Российской Федерации под календарным месяцем принято понимать период с 1 числа до последнего числа соответствующего месяца. Это значение понятия «календарный месяц» вытекает и из контекста положений ТК России (см. например, ст. ст. 3 11 и 312 ТК России). Таким образом, в отношении товаров, экспортированных с применением периодического временного декларирования, временная таможенная декларация может быть подана начиная с 16 числа месяца (если в нем 30 дней) до 30 числа включительно. Передача транспортным организациям товаров, указанных во временной декларации, может осуществляться с 1-го по последнее число месяца, следующего за месяцем, в течение которого была подана временная декларация.

Фактический вывоз (пересечение таможенной границы) должен осуществляться в течение 4 месяцев со дня принятия таможенной декларации (п.7ст. 138 ТК России).

Вопрос. — Филиал Компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд» (далее Компания) является Инвестором и Оператором Соглашения о разделе продукции (далее СРП) по проекту «Сахалин-2».

При реализации второй фазы Проекта в соответствии с условиями контрактов на осуществление проектирования, материально-технического снабжения и строительства объектов таможенное оформление ввозимых товаров является обязанностью подрядчика. В свою очередь подрядчик может переложить ответственность за таможенное оформление ввозимых товаров на субподрядчика.

При этом не во всех случаях ввоза товаров на таможенную территорию РФ подрядчик/субподрядчик является лицом, перемещающим такие товары. Товар может закупаться также самой Компанией и затем передаваться подрядчику/субподрядчику для использования в работах по проекту на территории РФ.

В тех случаях, когда Компания сама закупает товар, она является его собственником на момент декларирования, поэтому в соответствии с приказом ГТК РФ N 848 Компания указывается в графе 9 и 8 ГТД и, следовательно, Компания будет являться лицом, перемещающим товар.

В связи с тем, что согласно условиям контракта именно подрядчик обязан произвести таможенное оформление всех ввозимых товаров (как закупаемых подрядчиком, так и Компанией), Компания ожидает, что подрядчик должен заключить договор с таможенным брокером на производство таможенного оформления.

Компания официально обратилась в Сахалинскую таможню за разъяснением, может ли подрядчик/субподрядчик, не являясь инициатором ввоза товаров, лицам, перемещающим товары через таможенную границу РФ, заключить договор с таможенным брокером на декларирование таких товаров на основании контракта с лицом, перемещающим товары/подрядчиком, если этот подрядчик/субподрядчик в соответствии с договором с лицом, перемещающим товары/подрядчиком, будет вправе пользоваться этими товарами на территории РФ после их выпуска.

Исходя из официального ответа Сахалинской таможни следует, что подрядчики /субподрядчики, не являясь участниками таможенных правоотношений, вправе заключать договоры с таможенными брокерами на оказание услуг по декларированию товаров.

Однако, судя по разъяснению понятия «декларант», которое было дано начальником Правового управления ГТК РФ Баландиной Г.В. и которое было опубликовано в N 13, 2003 г. журнала «Таможня», такое право может наступить у подрядчика/субподрядчика только после вступления в силу нового Таможенного кодекса.

Товары для реализации второй фазы ввозятся уже сейчас, и их таможенное оформление производится в соответствии с настоящим ТК РФ. Во избежание потенциальных рисков в связи с возможным неправильным толкованием положений существующего Таможенного кодекса РФ просим вас разъяснить, имеют ли право подрядчики/субподрядчики Компании, не являясь лицами, перемещающими товары, заключать договор на таможенное оформление с таможенным брокером.

Если официальный ответ Сахалинской таможни оказался неверным, просим вас разъяснить наши дальнейшие действия, а также просим снять ответственность за возможные вредные последствия, если случаи неправомерного декларирования уже имели место не по нашей вине.

Ответ. — В соответствии со ст. 175 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — ТК России) поданная таможенная декларация принимается таможенным органом. Таможенный орган не вправе отказать в принятии таможенной декларации. Применение данного положения обусловлено тем, что таможенная декларация может быть признана и принята таможенным органом в качестве таковой, если она отвечает требованиям к форме, перечню сведений, порядку декларирования и принятия таможенной декларации, установленным ГТК России на основании ст. 169, 175 ТК России.

В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК России от 16.12.98 N 848 (зарегистрирован Минюстом России 05.02.99, рег. N 1699), в графе 54 грузовой таможенной декларации (далее — ГТД) указываются сведения о лице, заполнившем ГТД.

Достоверность сведений, заявленных в ГТД, удостоверяется декларантом на основном листе ГТД и на каждом добавочном листе. Такое удостоверение осуществляется подписью лица, заполнившего ГТД, и заверяется печатью юридического лица, если декларантом является юридическое лицо.

Согласно пункту 8 Правил приема грузовых таможенных деклараций, утвержденных приказом ГТК России от 29.11.2002 N 1284 (зарегистрированы Минюстом России 03.02.2003, рег. N 4167), при оформлении принятия ГТД должностное лицо таможенного органа проверяет полномочия декларанта или его представителя на подачу ГТД. При неподтверждении указанных полномочий таможенный орган не оформляет принятие сведений, внесенных в бланк формы ТД 1 и ТД 2, в качестве ГТД, о чем уведомляет декларанта или его представителя в письменном виде с указанием конкретных причин.

Полномочия на совершение таможенных операций таможенный брокер приобретает в силу нотариально удостоверенного договора (часть третья статьи 157 ТК России). Согласно пункту 11 Положения о таможенном брокере, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.96 N 873, таможенный брокер обязан заключить договор с любым лицом, которое к нему обратится, за исключением случаев, когда имеются достаточные основания полагать, что действия или бездействие такого лица являются противоправными и влекущими уголовную ответственность либо ответственность, предусмотренную ТК России, а также иных случаев, предусмотренных названным Положением.

Таким образом, ни ТК России, ни постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.96 N 873 прямо не установлены ограничения того, кто может обратиться к таможенному брокеру с поручением о производстве декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Однако, рассматривая положения подпункта 10 статьи 18 и статьи 172 ТК России, а также порядка заполнения и принятия таможенной декларации, следует сделать вывод, что дать поручение таможенному брокеру на подачу таможенной декларации вправе только лицо, перемещающее товары.

Вместе с тем в соответствии с частью второй статьи 159 ТК России при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления таможенный брокер выполняет все обязанности и несет ответственность, как если бы он самостоятельно перемещал товары через таможенную границу Российской Федерации. Согласно пункту 11 Положения о таможенном брокере таможенный брокер, совершивший одно юридически значимое действие по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, несет ответственность перед таможенными органами Российской Федерации, как если бы он имел поручение представляемого лица на совершение операций по таможенному оформлению. При этом в соответствии с подпунктом «т» пункта 7 указанного Положения в обязанности таможенного брокера вменяется проверка полномочий представляемого лица в отношении товаров и транспортных средств.

Следовательно, для таможенных органов Российской Федерации таможенный брокер, удостоверивший таможенную декларацию и представивший при ее подаче подтверждающий полномочия на декларирование договор с представляемым лицом, будет считаться надлежащим декларантом.

Таким образом, в случае заключения договора об оказании брокерских услуг в рассматриваемой ситуации таможенная декларация будет принята таможенным органом.

Вопрос. — ОАО «Светогорск»: является ли внутренним таможенным транзитом процедура помещения импортных товаров на СВХ в случае, если СВХ и пункт пропуска находятся в регионе деятельности одного таможенного поста в приграничном населенном пункте пропуска г. Светогорска?

Можно ли в данном случае не заявлять товары к внутреннему таможенному транзиту, а работать по технологической схеме, действующей в настоящее время?

Ответ. — Согласно п. 1 ст. 77 Таможенного кодекса Российской Федерации после прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары могут быть разгружены или перегружены, помещены на склад временного хранения, заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту.

Принимая во внимание, что склад временного хранения и пункт пропуска находятся в регионе деятельности одного таможенного поста и данный склад расположен в г. Светогорске в непосредственной близости от пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации «Светогорск», ГТК России считает возможным дальнейшее использование Технологической схемы таможенного контроля за перемещением товаров и транспортных средств между пунктом пропуска «Светогорск» и складами временного хранения, расположенными в г. Светогорске и имеющими электронные виды связи.

Вопрос. — ОАО «Техснабэкспорт»: в Гражданском кодексе РФ отсутствуют положения, раскрывающие условия распоряжения товарами на таможенной территории Российской Федерации в контексте применения статьи 126 Таможенного кодекса РФ. Возникает вопрос определения права декларирования товаров иными лицами, не являющимися контрактодержателями, или комитентами, или принципалами. В частности, могут ли предприятия — подрядчики, получающие из-за границы сырье и/или изготавливающие и отправляющие произведенную ими продукцию за границу, декларировать эти товары от собственного имени при проведении таможенного оформления согласно договору на выполнение работ по производству продукции и оказание услуг по обеспечению доставки продукции заказчика между предприятием и лицом, заключившим внешнеэкономическую сделку.

Ответ. — Согласно подпункту 1 ст. 16 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров в случае, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, — российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена.

В соответствии с п. 1 ст. 126 Кодекса правом осуществлять декларирование товаров, помимо указанных лиц, наделяются при соблюдении условия, предусмотренного п. 2 ст. 126 Кодекса, любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, предприятие, с которым ОАО «Техснабэкспорт» заключает договор о переработке сырья, предусматривающий право предприятия распоряжаться соответствующими товарами, может выступать в качестве декларанта таких товаров при условии вступления указанного договора в силу на момент осуществления декларирования.

Вопрос. — ООО «Инсервис»: просим дать разъяснения относительно возможности декларирования товаров лицам, не входящим в реестр таможенных брокеров с 1 января 2004 года при наличии договорных отношений, оформленных в рамках гражданско-правовых взаимоотношений с лицом, несущим обязанность по совершению таможенных операций.

Ответ. — Согласно подпункту 1 ст. 16 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров несет в случае, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена.

Согласно п. 1 ст. 126 Кодекса правом осуществлять декларирование товаров, помимо указанных лиц, наделяются при соблюдении условия, предусмотренного п. 2 ст. 126 кодекса, любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, декларирование товаров может осуществляться лицом, заключившим с лицом, несущим обязанность по совершению таможенных операций, договор, предполагающий право первого лица распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации.

Принимая во внимание многообразие вариантов подобных отношений, не представляется возможным привести исчерпывающий перечень случаев, в которых правом декларировать товары обладают лица, не указанные в ст. 16 Кодекса. Вместе с тем в качестве примера можно упомянуть такие категории лиц, как арендатор, доверительный управляющий, иные подобные лица.

Дополнительно обращаем внимание, что представитель таможенного брокера (представителя) вправе выступать в качестве таможенного брокера (представителя) только при условии включения в Реестр таможенных брокеров (представителей), утвержденный приказом ГТК России от 19.12.2003 N 1487.

Государственный таможенный комитет России.

ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 24 июня 2011 года

(В редакции Законов Азербайджанской Республики от 30.09.2014 г. №1035-IVQD, 28.10.2014 г. №1101-IVQD, 28.10.2016 г. №380-VQD, 01.02.2017 г. №517-VQD, 25.04.2017 г. №646-VQD, 13.06.2017 г. №744-VQD, 29.12.2017 г. №962-VQD)

Таможенный кодекс Азербайджанской Республики (далее — Кодекс) определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела в Азербайджанской Республике, в том числе общие процедуры и правила, применяемые по отношению к товарам и транспортным средствам, ввозимым на таможенную территорию Азербайджанской Республики, вывозимым с данной территории, перемещаемым через нее транзитом, права и обязанности лиц в области таможенного дела.

Общая часть


Раздел I. Общие положения


Глава 1. Основные положения


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

1.0. Для целей настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

1.0.1. декларирование — заявление в письменной, устной или электронной форме в таможенный орган сведений о перемещаемых через таможенную границу (далее — таможенная граница) Азербайджанской Республики товарах и транспортных средствах, помещаемых под таможенный контроль;

1.0.2. декларант — лицо, представляющее таможенную декларацию, либо от имени которого представлена таможенная декларация;

1.0.3. внутренняя переработка — специальная таможенная процедура, при которой ввезенные товары используются на таможенной территории Азербайджанской Республики (далее — таможенная территория) для целей проведения определенных операций по переработке товаров с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов с последующим вывозом;

1.0.4. внутренние товары — товары, полностью произведенные в Азербайджанской Республике, либо подвергнутые достаточной переработке в соответствии с критериями достаточной переработки или выпущенные в свободное обращение;

1.0.5. перевозчик — лицо, фактически перемещающее товары через таможенную границу и (или) осуществляющее перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, либо являющееся ответственным за использование транспортных средств;

1.0.6. электронный документ — заверенный электронной подписью документ, представляемый в электронной форме для использования в электронных информационных системах;

1.0.7. операции по переработке — изготовление товара, в том числе монтаж, сборка или приведение в соответствие с другими товарами; обработка или переработка товара; ремонт товаров, включая восстановление и приведение в порядок; полное или частичное использование некоторых товаров, которые содействуют процессу переработки или облегчают его;

1.0.8. продукты переработки — помещенные под специальную таможенную процедуру переработки товары, подвергшиеся операциям по переработке;

1.0.9. форс-мажор — чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, либо общественно-политические события, заранее непредсказуемые и предотвратить которые в соответствующих условиях невозможно, в результате которых возникают препятствия для исполнения лицами своих обязательств;

1.0.10. таможенный аудит — мероприятия, осуществляемые таможенными органами для целей установления достоверности сведений, указанных в таможенной декларации, после выпуска товаров и транспортных средств, а также проверки исполнения лицами обязательств по соблюдению ограничений, требований и условий в отношении распоряжения товарами и транспортными средствами;

1.0.11. таможенная декларация — документ, содержащий сведения, необходимые для помещения товаров под соответствующую таможенную процедуру, представляемый в таможенный орган лицами в установленной соответствующим органом исполнительной власти форме;

1.0.12. таможенная стоимость — стоимость товаров, определяемая в соответствии с Законом Азербайджанской Республики «О таможенном тарифе»;

1.0.13. таможенная служба — государственная служба, ответственная за применение таможенного законодательства, а также взимание таможенных платежей;

1.0.14. таможенный контроль — меры, осуществляемые таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

1.0.15. товары, находящиеся под таможенным контролем — товары, таможенный контроль в отношении которых не завершен в соответствии с настоящим Кодексом;

1.0.16. таможенный орган — административное подразделение таможенной службы, которое уполномочено на осуществление таможенного оформления и таможенного контроля;

1.0.17. таможенные платежи — таможенные пошлины, налоги, таможенные сборы, государственная пошлина и плата, взимаемые таможенными органами в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

1.0.18. таможенная процедура — одна из процедур вывоза, реэкспорта, временного вывоза, выпуска в свободное обращение, реимпорта, под которые могут быть помещены товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем в соответствии с положениями настоящего Кодекса, и специальных таможенных процедур;

1.0.19. таможенное оформление — действия по помещению товаров и транспортных средств под соответствующую таможенную процедуру и завершению таможенной процедуры в соответствии с требованиями настоящего Кодекса;

1.0.20. таможенные пошлины — вид таможенных платежей, взимаемых таможенными органами при импорте и экспорте товаров на таможенную территорию;

1.0.21. таможенный участок — определенные в соответствии с настоящим Кодексом таможенный погранично-пропускной пункт, таможенный терминал, таможенная лаборатория, таможенный пост;

1.0.22. перемещение через таможенную границу — действия по ввозу на таможенную территорию или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств способами, установленными законодательством Азербайджанской Республики (далее — законодательство), включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач;

1.0.23. таможенный тариф — собрание ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, и систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

1.0.24. таможенное обеспечение — пломбы, печати и другие средства идентификации, которые наносятся на товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, таможенными органами для отображения результатов таможенного контроля и оформления;

1.0.25. таможенный орган отправления — таможенный орган, который начинает специальную таможенную процедуру транзита;

1.0.26. норма выхода — определенное количество или процент продуктов в результате переработки товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру переработки;

1.0.27. внешняя переработка — специальная таможенная процедура, в соответствии с которой товары, пребывающие в свободном обращении на таможенной территории, вывозятся с целью их переработки за пределами таможенной территории и последующего возврата с освобождением или частичным освобождением от импортных таможенных пошлин и налогов;

1.0.28. иностранные товары — прочие товары, за исключением указанных в статье 1.0.4 настоящего Кодекса, либо утратившие статус внутренних товаров;

1.0.29. импортер — лицо, ввозящее товары;

1.0.30. экспортер — лицо, вывозящее товары;

1.0.31. нерезиденты — лица, не указанные в статье 1.0.44 настоящего Кодекса;

1.0.32. владелец товара — лицо, уполномоченное от своего имени распоряжаться товарами;

1.0.33. страна происхождения товара — страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, предусмотренными для применения таможенного тарифа, количественных ограничений, либо других мер, касающихся торговли;

1.0.34. товары — любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, газ, нефть, электрическая энергия, в том числе транспортные средства, за исключением транспортных средств, указанных в статье 1.0.42 настоящего Кодекса;

1.0.35. выпуск товаров — передача таможенными органами товаров с учетом таможенной процедуры, под которую они помещены, в пользование или распоряжение лица;

1.0.36. представление товаров в таможенной орган — доставка товаров в место расположения таможенного органа или в иное установленное таможенным органом место и представление этих товаров в таможенный орган для осуществления над ними таможенного контроля;

1.0.37. таможенный статус товаров — отнесение товаров к иностранным или отечественным товарам;

1.0.38. проверка товаров — действия таможенных органов по физической проверке товаров в целях установления соответствия характера, происхождения, состояния, количества и стоимости товара сведениям, указанным в декларации на товары;

1.0.39. сопровождаемый багаж — товар, перемещаемый через таможенную границу пассажирами лично;

1.0.40. несопровождаемый багаж — принадлежащие пассажирам товары, перемещаемые через таможенную границу транспортом или почтовой службой на основании накладной;

1.0.41. транспортные документы — международная автомобильная накладная, железнодорожная транспортная накладная, багажная ведомость, багажная квитанция, авианакладная, коносамент, а также другие сопроводительные документы, используемые при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, предусмотренные законодательством при перевозке товаров и транспортных средств и международными договорами, участницей которых является Азербайджанская Республика (далее — международные договоры);

1.0.42. транспортные средства — воздушное, железнодорожное, морское, внутреннее водное, автомобильное транспортное средство, в том числе контейнеры и другое транспортное оборудование, используемые для осуществления международных перевозок пассажиров и грузов;

1.0.43. владелец процедуры — лицо, подготовившее таможенную декларацию либо от имени которого она подготовлена, либо лицо, которому переданы права и обязательства данного лица в связи с таможенной процедурой;

1.0.44. резиденты — юридические лица и другие учреждения, предприятия и организации, с местом нахождения в Азербайджанской Республике, созданные в соответствии с законодательством, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, взятого на учет в Азербайджанской Республике, граждане Азербайджанской Республики и лица, постоянное проживающие в Азербайджанской Республике;

1.0.45. риск — вероятность невыполнения требований таможенного законодательства;

1.0.46. уполномоченный экономический оператор — юридическое лицо, которое на основании настоящего Кодекса уполномочен пользоваться упрощенными формами и методами таможенного контроля, в соответствии с нормами и стандартами Всемирной Таможенной Организации;

1.0.47. выпуск для свободного обращения — таможенная процедура, при которой ввозимые на таможенную территорию товары выпускаются в свободное обращение на этой территории после уплаты всех предусмотренных законодательством таможенных пошлин и налогов и выполнения необходимого таможенного оформления;

1.0.48. свободная зона — часть таможенной территории, на которой по отношению к ввезенным товарам не применяются таможенные пошлины и налоги, а также меры торговой политики.

1.0.49. личные предметы — предметы, необходимые физическим лицам для личного пользования;

1.0.50. лица — физические и юридические лица;

1.0.51. условный выпуск — выпуск товаров и транспортных средств, сопряженный с обязательствами лица о соблюдении установленных ограничений, требований или условий по распоряжению ими;

1.0.52. тарифная квота — метод временного регулирования ввоза отдельных видов товаров, предусматривающий применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины, чем предусмотрено законодательством, при ввозе определенного соответствующим органом исполнительной власти количества товара (стоимости) и более высокой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе товара свыше этого количества (стоимости);

1.0.53. таможенный орган назначения — таможенный орган, который завершает специальную таможенную процедуру транзита;

1.0.54. меры торговой политики — меры нетарифного регулирования ввоза и вывоза товаров в установленной законодательством форме, как часть применения решений Всемирной Торговой Организации;

1.0.55. транзит — специальная таможенная процедура, включающая перевозку товаров под таможенным контролем от одного таможенного органа к другому таможенному органу;

1.0.56. налоги — налог на добавленную стоимость, дорожный налог и акцизы, взимание которых возложено на таможенные органы в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Статья 2. Таможенное дело и таможенное регулирование

2.1. Таможенное дело — представляет собой совокупность методов обеспечения соблюдения участниками внешнеторговой деятельности мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с таможенным законодательством по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу, и другие средства осуществления таможенной политики.

2.2. Таможенное регулирование — установление норм и правил, подлежащих соблюдению лицами, реализующими право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.

2.3. Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством и законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, международными договорами.

2.4. Соответствующий орган исполнительной власти обеспечивает реализацию государственной политики и регулирования в области таможенного дела.

2.5. Азербайджанская Республика участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях унификации законодательства Азербайджанской Республики в области таможенного дела и практики в этой сфере с нормами международного права и с общепринятой международной практикой.

Статья 3. Таможенная территория и таможенная граница

3.1. Территория Азербайджанской Республики составляет единую таможенную территорию.

3.2. Таможенную территорию Азербайджанской Республики составляют сухопутная территория Азербайджанской Республики, внутренние воды, сектор Каспийского моря (озера), принадлежащий Азербайджанской Республике (включая находящиеся в нем острова, искусственные острова, сооружения и строения), и воздушное пространство над ними.

3.3. На таможенной территории могут создаваться свободные зоны в соответствии с порядком, установленным настоящим Кодексом.

3.4. Пределы таможенной территории, а также периметры свободных зон являются таможенной границей.

3.5. Таможенная граница совпадает с государственной границей Азербайджанской Республики, за исключением периметров свободных зон.

Статья 4. Таможенное законодательство

4.1. Таможенное законодательство состоит из Конституции Азербайджанской Республики, настоящего Кодекса, Закона Азербайджанской Республики «О таможенном тарифе», Закона Азербайджанской Республики «Об антидемпинговых, компенсационных и защитных мерах», и принятых в соответствии с ними других нормативно-правовых актов и международных договоров, участником которых является Азербайджанская Республика.

4.2. Вопросы таможенных платежей и таможенного контроля не могут содержаться в других законодательных актах, помимо таможенного законодательства, за исключением нижеследующего:

4.2.1. положения об административных проступках, касающиеся таможенных отношений, предусмотренных в Кодексе Азербайджанской Республики об административных проступках;

4.2.2. положения о соответствующих преступлениях, предусмотренные в Уголовном кодексе Азербайджанской Республики;

4.2.3. положения в бюджетном законодательстве, связанные с таможенными платежами;

4.2.4. положения, предусмотренные соглашениями или законами о долевом разделе добычи, об основном трубопроводе и другими схожими соглашениями или законами;

4.2.5. положения, предусмотренные в законах о нефтегазовой деятельности экспортного направления и об особых экономических зонах.

4.3. Если межгосударственными договорами, к которым присоединилась Азербайджанская Республика, не установлены более длительные сроки, в регулирующем внешнеторговую деятельность нормативно-правовом акте должно быть указано его вступление в силу через 30 (тридцать) дней после его опубликования. В исключительных случаях, при условии незамедлительного уведомления международных организаций, регулирующий внешнеторговую деятельность нормативно-правовой акт может вступить в силу в установленный в нем срок.

4.4. Если соглашениями и законами о долевом разделе добычи, об основном трубопроводе и другими схожими соглашениями или законами, утвержденными до или после вступления в силу настоящего Кодекса, в том числе законами о нефтегазовой деятельности экспортного направления и об особых экономических зонах, о нефти и газе, установлены положения, отличные от предусмотренных настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами о таможенном деле, то применяются положения указанных соглашений или законов.

4.5. Таможенное законодательство должно быть также размещено на официальном интернет сайте соответствующего органа исполнительной власти.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом Азербайджанской Республики от 01.02.2017 г. №517-VQD)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 5. Нормативно-правовые акты соответствующего органа исполнительной власти

5.1. В случаях и пределах, предусмотренных актами Президента Азербайджанской Республики, соответствующие органы исполнительной власти принимают нормативно-правовые акты только по вопросам, отнесенным к их компетенции актами Президента Азербайджанской Республики.

5.2. Нормативные правовые акты соответствующего органа исполнительной власти, если в данных актах не предусмотрен более поздний срок вступления в силу, вступают в силу по истечении 30 (тридцати) дней после дня их опубликования в электронном варианте Государственного реестра правовых актов.

5.3. Нормативно-правовые акты соответствующего органа исполнительной власти должны быть также размещены на его официальном интернет сайте.

Статья 6. Таможенные органы и их деятельность

6.1. Таможенное дело в Азербайджанской Республике осуществляется таможенными органами.

6.2. Таможенные органы, являющиеся административным подразделением таможенной службы, являются правоохранительными органами и составляют единую систему.

6.3. Основу деятельности таможенных органов составляют верховенство закона, защита прав и свобод человека, правовое равенство лиц перед законом, гласность, профессионализм, служебная дисциплина.

6.4. Таможенные органы в своей деятельности руководствуются таможенным законодательством.

6.5. Никакие государственные органы не вправе принимать решений, затрагивающих компетенцию таможенных органов или изменять их, выполнять их функции или иным образом вмешиваться в их деятельность, за исключением случаев, установленных законодательством.

Статья 7. Единая система таможенных органов

7.1. В единую систему таможенных органов входят:

7.1.1. аппарат соответствующего органа исполнительной власти;

7.1.2. территориальные таможенные управления;

7.1.3. специализированные таможенные управления;

7.1.4. таможенные посты.

7.2. Положение о соответствующем органе исполнительной власти и его структура утверждаются соответствующим органом исполнительной власти.

7.3. Таможенные органы, входящие в структуру соответствующего органа исполнительной власти, осуществляют деятельность в соответствии с положениями, утвержденными соответствующим органом исполнительной власти.

7.4. Создание, реорганизация и ликвидация таможенных органов, входящих в структуру соответствующего органа исполнительной власти, осуществляются соответствующим органом исполнительной власти.

Статья 8. Задачи таможенных органов

8.0. Таможенные органы выполняют следующие задачи:

8.0.1. участие в формировании таможенной политики Азербайджанской Республики и обеспечение реализации этой политики;

8.0.2. обеспечение соблюдения законодательных актов, контроль за выполнением которых возложен на таможенные органы;

8.0.3. предотвращение нарушения настоящего Кодекса и иных законодательных актов в области таможенного дела и проведение соответствующих расследований;

8.0.4. обеспечение экономической и национальной безопасности Азербайджанской Республики в порядке, предусмотренном законодательством;

8.0.5. осуществление и совершенствование таможенного контроля и оформления;

8.0.6. обеспечение соблюдения правил таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств при перемещении через таможенную границу;

8.0.7. взимание таможенных пошлин, соответствующих налогов и прочих таможенных платежей;

8.0.8. создание благоприятных условий для ускорения перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

8.0.9. участие в разработке и реализации мер торговой политики в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров;

8.0.10. ведение борьбы с преступлениями в области таможенного дела, а также административными нарушениями таможенных правил и другими правонарушениями, пресечение незаконного перемещения через таможенную границу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия, озоноразрушающих веществ, культурного, исторического и археологического достояния народов, объектов интеллектуальной собственности, находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, других товаров;

8.0.11. оказание содействия другим правоохранительным органам в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в деятельность международных транспортных средств на железнодорожных вокзалах, морских и речных портах Азербайджанской Республики и других местах;

8.0.12. оказание содействия соответствующим государственным органам в осуществлении мер по защите национальной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей, охране животного и растительного мира, окружающей среды, защите художественного, исторического и археологического достояния народов;

8.0.13. участие в реализации государственной политики по рациональному использованию и охране биологических ресурсов, находящихся в принадлежащем Азербайджанской Республике секторе Каспийского моря (озера), контроль за выполнением требований законодательства при их перемещении через таможенную границу;

8.0.14. в порядке, предусмотренном законодательством, пресечение попыток пересечения торговцами людьми таможенной границы, а также перемещения через таможенную границу жертв торговли людьми;

8.0.15. ведение и совершенствование в соответствии с международными стандартами и практикой таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики Азербайджанской Республики;

8.0.16. содействие соответствующим государственным органам в осуществлении мер по защите прав потребителей по товарам, ввозимым на таможенную территорию;

8.0.17. принятие мер по защите прав и интересов лиц, при осуществлении таможенного дела;

8.0.18. осуществление валютного контроля за провозом согласно соответствующему законодательству национальной и иностранной валюты, других валютных средств через таможенную границу, а также в случаях, определенных настоящим Кодексом;

8.0.19. участие в разработке международных договоров, связанных с таможенным делом, обеспечение выполнения предусмотренных в них международных обязательств;

8.0.20. осуществление экспортного контроля в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством;

8.0.21. в соответствии с законодательством осуществление ветеринарного, фитосанитарного и санитарного контроля товаров, перемещаемых через пропускные пункты государственной границы;

8.0.22. в соответствии с законодательством выдача разрешительных бланков на пропускных пунктах государственной границы транспортным средствам, осуществляющим международные автомобильные перевозки;

8.0.23. обеспечение разработки и внедрения новых информационных систем и проектов новых технологий в области таможенного дела;

8.0.24. совершенствование таможенного контроля на основании системы управления рисками в таможенном деле, с применением современных технологий и оборудования;

8.0.25. принятие соответствующих мер по ведению товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

8.0.26. проведение научно-исследовательских работ и консультирования в области таможенного дела;

8.0.27. в установленном соответствующим органом исполнительной власти порядке информирование государственных органов, юридических и физических лиц по таможенным вопросам;

8.0.28. осуществление обмена данными в электронной форме с государственными органами, участниками внешней торговли и уполномоченными экономическими операторами;

8.0.29. в установленном соответствующим законодательством порядке электронный обмен данными об импорте и экспорте с таможенными службами других государств, максимальное сокращение времени таможенного оформления и контроля, создание условий для упрощения международной торговли путем участия в комплексном управлении международной торгово-снабженческой сетью;

8.0.30. установление партнерских отношений с участниками внешнеторговой деятельности и уполномоченными экономическими операторами в целях обеспечения безопасности международной торгово-снабженческой сети;

8.0.31. сотрудничество с другими государственными органами, включая в случаях, предусмотренных законодательством, координацию их деятельности для достижения соответствующих целей;

8.0.32. исполнение иных обязанностей, предусмотренных законодательством.

Статья 9. Права таможенных органов

9.0. Таможенные органы для выполнения возложенных на них настоящим Кодексом и другими законодательными актами функций обладают следующими правами:

9.0.1. принимать соответствующие меры в целях соблюдения таможенного законодательства;

9.0.2. требовать у лиц документы и сведения, представление которых в таможенные органы предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом и другими законодательными актами в области таможенного дела;

9.0.3. проверять достоверность сведений, документов и деклараций, представляемых в таможенные органы;

9.0.4. проводить таможенный аудит внешнеторговых операций лиц;

9.0.5. в соответствии с законодательством проверять документы товаров и транспортных средств, перемещаемых через пропускные пункты государственной границы, включая ветеринарные, фитосанитарные, гигиенические и другие сертификаты (свидетельства) товаров;

9.0.6. организовывать мобильные группы внутри системы таможенных органов для проверки соблюдения лицами ограничений, требований и условий по распоряжению товарами и транспортными средствами после их выпуска, осуществления контроля над таможенными процедурами, оперативного предупреждения правонарушений, ускорения оперативно-розыскной деятельности и других целей;

9.0.7. осуществлять в установленном законодательством порядке оперативно-розыскную деятельность в целях пресечения, выявления и раскрытия преступлений, производство следственных действий и дознания по которым отнесено к ведению таможенных органов, установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

9.0.8. осуществлять дознание и предварительное расследование в порядке, определенном уголовно-процессуальным законодательством;

9.0.9. осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, рассматривать данные дела и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений согласно соответствующему законодательству об административных правонарушениях;

9.0.10. использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие учреждениям, предприятиям и организациям (за исключением средств связи и транспортных средств специального назначения, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международных организаций), для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении;

9.0.11. самостоятельно или с привлечением других правоохранительных органов осуществлять надзор над соблюдением режимных правил в зонах таможенного контроля, организовывать систему охраны объектов инфраструктуры таможенной службы, другие мероприятия по охране таможенной границы;

9.0.12. производить документирование, аудиозапись, видео- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершения с ними грузовых операций;

9.0.13. в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, применять физическую силу, специальные средства (в том числе технические средства) и огнестрельное оружие;

9.0.14. в целях выполнения своих функций выносить лицам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства и контролировать выполнение указанных требований;

9.0.15. осуществлять сотрудничество с таможенными органами других стран, а также международными организациями;

9.0.16. устанавливать официальные отношения, проводить консультации с участниками внешнеторговой деятельности в целях сотрудничества по вопросам внедрения современных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;

9.0.17. использовать иные права, предусмотренные настоящим Кодексом и иным законодательством в области таможенного дела.

Статья 10. Структуры, подведомственные соответствующему органу исполнительной власти

10.1. Соответствующий орган исполнительной власти создает таможенные лаборатории для проведения таможенной экспертизы товаров.

10.2. Соответствующий орган исполнительной власти в целях проведения исследовательских работ в области таможенного дела, подготовки кадров и повышения их квалификации может создавать научно-исследовательские учреждения и учебные заведения, другие структуры, деятельность которых способствует осуществлению таможенной деятельности.

10.3. Имущество таможенных органов, таможенных лабораторий, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, прочих структур, подведомственных соответствующему органу исполнительной власти, является государственной собственностью.

Статья 11. Атрибуты таможенных органов

11.1. Таможенные органы имеют флаг и эмблему.

11.2. Флаг и эмблема размещаются на административных зданиях таможенных органов, на принадлежащих им автотранспортных средствах, морских, речных и воздушных судах.

11.3. Описание флага и эмблемы таможенных органов утверждается соответствующим органом исполнительной власти.

Статья 12. Взаимодействие таможенных органов с иными государственными органами, юридическими и физическими лицами

12.1. В целях решения задач таможенного дела таможенные органы взаимодействуют с другими государственными органами, юридическими и физическими лицами, включая правоохранительные органы.

12.2. Должностные лица государственных органов должны создавать таможенным органам надлежащие условия в решении возложенных на них задач.

Статья 13. Внедрение таможенными органами принципа «единого окна»

13.1. В целях упрощения международной торговли таможенные органы осуществляют ветеринарный, фитосанитарный и другие виды контроля товаров на пропускных пунктах государственной границы, определенные соответствующим органом исполнительной власти в максимально короткие сроки на основании принципа «единого окна».

13.2. Таможенные органы и другие государственные органы в целях снижения рисков, обеспечения безопасности деятельности международной торгово-снабженческой сети, упрощения условий для внешнеторговой деятельности осуществляют обмен полученными сведениями в отношении прибытия, убытия и транзита через таможенную территорию перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств между собой и в порядке, установленном соответствующим органом исполнительной власти, с таможенными и иными компетентными государственными органами других стран.

Статья 13-1. Применение систем пропуска для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

13-1.1. В целях упрощения таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенно-пограничные пропускные пункты, применяются системы пропуска товаров и транспортных средств на таможенную территорию на основе краткой импортной декларации по «зеленому», «голубому», «желтому» и «красному» коридорам.

13-1.2. Правила использования «Зеленого коридора» и других систем пропуска для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти.

(Статья 13-1 введена в соответствии с Законом Азербайджанской Республики от 28.10.2016 г. №380-VQD)

Статья 14. Международное сотрудничество таможенных органов

14.1. При выполнении своих функций таможенные органы в соответствии с международными договорами осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, а также международными организациями.

14.2. Соответствующий орган исполнительной власти наделен полномочиями назначать своих представителей (таможенных атташе) в государствах и международных организациях, имеющих существенное значение для обеспечения выполнения своих функций в порядке, установленном соответствующим органом исполнительной власти.

Статья 15. Создание условий для деятельности таможенных органов

15.1. Лица, заинтересованные в том, чтобы таможенный контроль и таможенное оформление производились непосредственно на их территориях или в их помещениях, а не в местах нахождения таможенных органов, предоставляют этим органам в безвозмездное пользование необходимые служебные и бытовые помещения, оборудование и средства связи в пределах, позволяющих таможенным органам осуществлять свою деятельность.

15.2. Предоставление в пользование таможенных органов земельных участков, необходимых для размещения таможенных объектов, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

Статья 16. Информация, предоставленная таможенным органам для таможенных целей

16.1. Информация, предоставленная таможенным органам государственными органами, юридическими и физическими лицами в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами по таможенному делу, может использоваться исключительно в таможенных целях.

16.2. Охраняемые законом тайны, конфиденциальные сведения не должны разглашаться, использоваться должностными лицами таможенных органов в личных целях. Такие тайны и конфиденциальные сведения могут передаваться третьим лицам в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Глава 2. Правоохранительная деятельность таможенных органов


Статья 17. Проведение дознания и следствия таможенными органами

17.1. Таможенные органы являются органами дознания и следствия по делам о преступлениях в области таможенного дела.

17.2. Проведение дознания и следствия таможенными органами Азербайджанской Республики регулируется Уголовно-процессуальным кодексом Азербайджанской Республики.

Статья 18. Ведение таможенными органами производства по административным нарушениям таможенных правил и их рассмотрение

Ведение таможенными органами производства по административным нарушениям таможенных правил, рассмотрение таких дел, а также выполняемые при этом процессуальные действия, виды административного наказания, применяемого за административные нарушения регулируются Кодексом Азербайджанской Республики об административных проступках.

Статья 19. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов

19.1. Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, производство следственных действий и дознания по которым отнесено к полномочиям таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

19.2. Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Азербайджанской Республики, Законом Азербайджанской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности» и иными законодательными актами, регулирующими оперативно-розыскную деятельность.

Статья 20. Мероприятия, обеспечивающие безопасность таможенных органов

20.1. Таможенные органы проводят мероприятия, обеспечивающие безопасность таможенных органов, их должностных лиц в порядке, предусмотренном законодательством.

20.2. Для проведения этих мероприятий таможенные органы осуществляют сотрудничество с другими правоохранительными органами, а также с таможенными службами других государств.

Раздел II. Взаимоотношения таможенных органов с другими лицами


Глава 3. Таможенное представительство


Статья 21. Таможенный представитель

21.1. Каждое лицо для осуществления деятельности, предусмотренной в настоящем Кодексе и других законодательных актах по таможенному делу, может назначить таможенного представителя для взаимоотношений с таможенными органами.

21.2. Таможенное представительство может быть прямым (когда представитель действует от имени и в интересах представляемого лица по его поручению) либо косвенным (когда представитель действует от собственного имени и в интересах представляемого лица по его поручению).

21.3. Правила, регулирующие деятельность таможенного представительства, устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти.

21.4. Таможенный представитель должен уведомить таможенный орган в интересах какого лица он действует, а также указать идет ли речь о прямом или косвенном таможенном представительстве.

21.5. Лица, которые не заявляют, что они действуют в качестве таможенного представителя, или заявили об этом, но не имеют соответствующих полномочий, рассматриваются, как действующие от собственного имени и в своих интересах.

21.6. Таможенные органы должны потребовать от лица, прямо или косвенно осуществляющего таможенное представительство, предъявить документ, подтверждающий наделение его соответствующими полномочиями.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.