Иные органы местного самоуправления в рф

§ 5. Иные органы местного самоуправления, муниципальные органы

В числе иных органов местного самоуправления Федеральный закон N 131-ФЗ упоминает контрольный орган муниципального образования. Формальное толкование ст. 34 Федерального закона приводит к выводу о том, что муниципальное образование может этот орган не создавать. Статья 38 Федерального закона содержит нормы о том, что в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие).

Перечень иных органов местного самоуправления в Федеральном законе не является закрытым. Как уже отмечалось, любые, не названные в законах органы местного самоуправления могут быть предусмотрены уставом муниципального образования, наделены собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и включены в структуру органов местного самоуправления. Однако практика показывает, что органы местного самоуправления практически не используют эти возможности, предоставленные им федеральным законом, ограничиваясь включением в свою структуру лишь тех органов местного самоуправления, которые были рассмотрены выше.

Статус избирательной комиссии муниципального образования требует уточнения. С одной стороны, это орган местной власти, формируемый представительным органом муниципального образования, финансируемый в том числе из местного бюджета. С другой стороны, ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» называют его не органом местного самоуправления, а муниципальным органом. Что именно означает данный термин и чем муниципальный орган отличается от органа местного самоуправления, ни данные нормативные акты, ни какие-либо иные не объясняют. Более того, оба названных законодательных акта закрепляют положения о том, что избирательная комиссия муниципального образования не входит в структуру органов местного самоуправления. Наличие такого указания представляется не вполне корректным. Цель создания избирательной комиссии муниципального образования согласно части 1 ст. 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» — организация подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума. Формируется она представительным органом местного самоуправления, действует только на уровне муниципального образования. Сама логика построения системы избирательных комиссий, вытекающая из норм Федерального закона: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации — федеральный государственный орган (часть 1 ст. 21 Федерального закона), избирательные комиссии субъектов Российской Федерации — государственные органы субъектов Российской Федерации (часть 1 ст. 23 Федерального закона), приводит к выводу: если избирательная комиссия муниципального образования входит в единую систему с государственными органами, в таком случае федеральному законодателю надо включать в систему государственных органов также и органы местного самоуправления, участвующие в создании такой избирательной комиссии, что прямо противоречило бы ст. 12 Конституции Российской Федерации. Решение, предложенное федеральным законодателем, на практике привело к тому, что избирательные комиссии муниципальных образований оказались «вырванными» из структуры органов местного самоуправления и не стали полностью частью системы государственных органов. А введение понятия «муниципальный орган» (как якобы отличающегося от понятий и государственного органа, и органа местного самоуправления) только создало «размытость» и некорректность применения терминологии в действующем законодательстве, поскольку понятия «орган местного самоуправления» и «муниципальный орган» тождественны.

Решение об отделении избирательных комиссий муниципальных образований от системы органов местного самоуправления не выглядит оправданным и с практической точки зрения: на уровне муниципальных образований могут создаваться и часто существуют территориальные избирательные комиссии, являющиеся согласно части 1 ст. 26 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» государственными органами. То есть данное законодательное решение создает два вида одинаковых, по сути, комиссий, которые должны будут дублировать друг друга в своей деятельности. Таким образом, и статус избирательной комиссии муниципального образования, и ее место в системе публичной власти, как представляется, требуют уточнения в нормах законодательства. И сделать это без признания единства системы органов публичной власти, охватывающих и государственную власть, и местное самоуправление, вряд ли будет возможно.

Нельзя не отметить, что в ряде случаев действующий Федеральный закон N 131-ФЗ, регулируя систему органов местного самоуправления, воспроизвел отдельные неточности Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, согласно ст. 41 действующего Федерального закона (и норме ст. 20 Федерального закона 1995 г.) органы местного самоуправления являются юридическими лицами. Это положение не корреспондирует с нормами Гражданского кодекса РФ, согласно которым органы местного самоуправления являются не юридическими лицами, а особыми субъектами гражданского права, представляющими муниципальные образования в гражданско-правовых отношениях. Это противоречие нормы нового Федерального закона пытаются сгладить (прямого указания «органы местного самоуправления — юридические лица» в новом Законе нет). Но в тексте ст. 41 содержатся положения (например, о том, что органы местного самоуправления подлежат регистрации в качестве юридических лиц), позволяющие утверждать, что и новый Федеральный закон, в отличие от статей 124 — 127 Гражданского кодекса РФ, считает органы местного самоуправления именно юридическими лицами.

§ 7. Иные органы и должностные лица местного самоуправления. Консультативные советы и комиссии

Как указывалось ранее, Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» говорит о том, что помимо рассмотренных выше органов местного самоуправления могут существовать иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Практика местного самоуправления дает очень мало случаев создания иных органов и учреждения иных выборных должностных лиц, помимо названных в законодательстве. В качестве примера можно назвать опекунские советы, созданные ранее в некоторых внутригородских муниципальных образованиях города Санкт-Петербурга, занимавшиеся вопросами опеки и попечительства. В связи с тем, что законодатель изменил роль органов местного самоуправления, теперь эти органы лишь участвуют в решении таких вопросов и перспектива подобного органа местного самоуправления неопределенна (см. § 2 гл. 17 учебника).

Зато местное самоуправление имеет богатую практику образования различных совещательных, консультативных и тому подобных по своему назначению общественных советов, комитетов, коллегий, комиссий при главах муниципальных образований, представительных органах, местных администрациях и их подразделениях. Они являются чаще всего постоянно действующими, их руководители избираются или назначаются из числа первых лиц муниципального образования, которые получают денежное содержание только за выполнение полномочий, предусмотренных по штатной должности.

Можно ли считать такие структуры «иными» органами местного самоуправления? Вопрос спорный. По крайней мере в этом случае надо предусмотреть соответствующий орган в уставе муниципального образования и тесно увязать его задачи, состав и деятельность с функциями местного самоуправления.

Такие органы могут иметь комплексное назначение. Например, согласно Положению о Совете безопасности города Белгорода, утвержденному постановлением администрации г. Белгорода от 8 декабря 2003 г., этот Совет является надведомственным органом, обеспечивающим условия для реализации главой местного самоуправления его полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению антитеррористической, экономической, общественной, экологической и иных видов безопасности, прогнозированию чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий на территории города. Деятельность Совета безопасности заключается в определении приоритетов жизненно важных интересов личности и общества, подготовка рекомендаций главе местного самоуправления города для принятия им решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, разработка предложений по координации деятельности территориальных федеральных, областных и муниципальных органов в вопросах обеспечения безопасности и т.п.

В состав Совета безопасности входят не только служащие местного самоуправления в лице руководителя аппарата городской администрации, председателя комиссии по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, председателя административной комиссии, но и по согласованию должностные лица государственной власти — начальник управления внутренних дел города, прокурор, первый заместитель начальника Белгородской таможни, начальник территориального управления Госкомнаркоконтроля. Состав Совета формируется главой местного самоуправления. Он же осуществляет общее руководство Советом. Непосредственно организует работу Совета безопасности, контролирует выполнение принятых им решений, готовит планы работы, проводит проверку работы подразделений городской администрации по выполнению решений Совета его секретарь. Он назначается главой местного самоуправления и по должности является заместителем главы.

В соответствии с Положением о городской Общественной палате, утвержденным постановлением администрации г. Ижевска от 19 марта 2002 г., Палата является совещательным органом при главе городского самоуправления, который создается в целях регулярного и конструктивного взаимодействия некоммерческих организаций и органов городского самоуправления по решению вопросов городского значения в интересах жителей муниципального образования «Город Ижевск». Основные направления деятельности Общественной палаты заключаются в обеспечении взаимодействия некоммерческих организаций и органов местного самоуправления, выработка общих позиций населения и органов городского самоуправления по вопросам развития города, поддержка социально значимых инициатив населения.

В состав Палаты входят представители некоммерческих организаций, общественных объединений, политических партий, органов территориального общественного самоуправления, товариществ собственников жилья. Руководят деятельностью Палаты сопредседатели. Одним из них по должности является мэр города, другим — избранный Палатой один из ее членов. Палата полномочна участвовать в обсуждении проектов муниципальных правовых актов, в разработке и реализации городских программ, проводить общественную экспертизу проектов нормативных правовых актов местного самоуправления.

Согласно Положению о Консультативном совете членов сельских, поселковых администраций Череповецкого района, утвержденному постановлением главы администрации района от 17 ноября 2003 г., Совет является совещательным и консультативным органом по вопросам местного самоуправления. Он включает семь глав сельских и поселковых администраций района. Задачами Совета являются участие в подготовке и реализации программ социально-экономического развития района, рассмотрение проектов решений районного Собрания представителей по наиболее важным вопросам. Руководит работой Консультативного совета глава администрации района. Организацию работы Совета обеспечивает отдел организационно-контрольной работы администрации района.

Общественные органы могут быть отраслевыми и функциональными. Они создаются по различным направлениям жизнеобеспечения муниципального образования, для решения приоритетных вопросов отдельных социальных групп населения — ветеранов, молодежи, женщин, детей и т.д.

Так, в постановлении главы Чагодощенского района Вологодской области от 15 марта 2002 г. «О создании общественных советов женщин» предписано создать советы женщин при администрациях района, сельсоветов, пос. Сазоново и поселковом отделе администрации района. Согласно утвержденному постановлением Положению «О Совете женщин при администрации района» в состав Совета входят его председатель, председатели женсоветов сельских администраций пос. Сазоново, поселкового отдела администрации района, предприятий и учреждений района. Основные задачи Совета женщин — взаимодействие с администрацией по вопросам материнства и детства, содействие образовательным учреждениям в вопросах воспитания детей, организация агитационной работы по здоровому образу жизни в семье. Руководит работой Совета его председатель. Он же распределяет обязанности между членами совета, контролирует исполнение поручений, координирует взаимоотношения между Советом и районной администрацией заместителем главы района по социальным вопросам.

Согласно Положению «О Молодежном совете при мэре города Брянска», утвержденному постановлением администрации г. Брянска от 25 октября 2001 г., названный Совет является консультативным органом при мэре города, созданным для информирования мэра о положении дел в молодежной сфере в целях привлечения молодежных и детских общественных объединений к выработке предложений по вопросам молодежной политики, координации их деятельности в городе.

В Положении «О Совете по культуре на общественных началах при главе муниципального образования город Краснодар», утвержденном постановлением главы города от 1 июня 2004 г., сказано, что Совет по культуре является совещательно-консультативным органом, обеспечивающим рассмотрение важнейших вопросов развития культуры и искусства в городе. В своей работе Совет взаимодействует с курирующим совет заместителем главы муниципального образования «Город Краснодар», с руководителями отраслевых органов администрации города, муниципальных предприятий и учреждений. В состав совета входят работники органов местного самоуправления, депутаты городской Думы, руководители учреждений культуры, искусства и образования, представители творческих союзов. Персональный состав совета утверждается постановлением главы муниципального образования. Председатель совета избирается из числа членов совета тайным или открытым голосованием. Основные задачи совета: рассмотрение приоритетных вопросов в сфере культуры и искусства, обсуждение проектов правовых актов в обозначенной сфере, осуществление полномочий по общественному контролю за выполнением муниципальных правовых актов и разъяснение их сути среди населения города.

В соответствии с Положением об Общественном координационном совете по национальной политике при администрации г. Волгограда, утвержденным постановлением главы администрации г. Волгограда от 8 мая 2003 г., основной целью указанного Совета является содействие органам местного самоуправления г. Волгограда в реализации национальной политики. Для достижения этой цели Совет разрабатывает предложения по созданию в городе условий, способствующих реализации информационных, образовательных, культурных и иных гуманитарных потребностей жителей, связанных с их национальной принадлежностью. Совет также консультирует органы и должностных лиц местного самоуправления, общественные организации, представителей культуры и науки по вопросам сохранения и развития традиционных для местного населения национальных культур на территории г. Волгограда, предпринимает меры по привлечению всех заинтересованных лиц и организаций для проведения мероприятий, направленных на улучшение межнациональных отношений в городе.

Согласно Положению о Совете по развитию предпринимательства при главе городского самоуправления (мэре города), утвержденному постановлением администрации г. Обнинска Калужской области от 18 декабря 2002 г., указанный Совет является постоянно действующим совещательным экспертно-консультативным органом. Назначение Совета заключается в подготовке предложений по формированию политики мэра города в области предпринимательства, участие в разработке нормативных актов местного самоуправления в сфере предпринимательства, создание условий, способствующих развитию предпринимательской инициативы на территории города. Для реализации этих функций Совет направляет в администрацию города предложения по выполнению программ поддержки предпринимательства, проводит экспертизу и оценку правовых актов мэра города по вопросам предпринимательской деятельности на предмет их эффективности, представляет в администрацию предложения заинтересованных лиц по улучшению предпринимательского климата на территории города. В состав Совета входят представители частного бизнеса, объединения предпринимателей. Персональный состав Совета утверждается мэром города.

В Положении об Экономическом совете при первом заместителе мэра города Благовещенска, утвержденном постановлением мэра от 9 февраля 2004 г., этот Совет определен как совещательный орган, созданный в целях осуществления практического взаимодействия руководства предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей с администрацией г. Благовещенска по выработке и подготовке предложений по перспективным и текущим вопросам управления экономикой города, а также для информационно-аналитического обеспечения деятельности администрации в сфере экономики. Для осуществления указанных целей Совет вносит предложения и рекомендации по разработке программ развития городского хозяйства и социальной сферы, координирует взаимодействие органов местного самоуправления и руководителей предприятий и организаций по вопросам развития экономики города, разрабатывает предложения по совершенствованию и развитию предпринимательства, участвует в подготовке правовых актов Амурской области и местного самоуправления в области промышленной, инвестиционной, финансовой политики. Состав Совета утверждается постановлением мэра г. Благовещенска. Подготовку заседаний Совета и его деятельность в целом обеспечивает Управление экономического развития инвестиций администрации города.

В соответствии с Положением о Градостроительном совете при Комитете по архитектуре и градостроительству администрации города Тюмени, утвержденным распоряжением администрации г. Тюмени от 25 декабря 2001 г., Совет является постоянным коллегиальным совещательным органом при названном Комитете. Совет формируется из наиболее квалифицированных специалистов в области архитектуры и градостроительства, представителей творческих организаций, Союза архитекторов России, представителей администрации города и области, проектных и научных организаций. Основные функции совета: определение качества и оценки градостроительных и архитектурных решений, произведений монументально-декоративного искусства в синтезе с архитектурой; рассмотрение и экспертиза градостроительной документации, проектов зданий, сооружений и комплексов. В компетенцию совета также входит рассмотрение важнейших научно-технических проблем в области градостроительства, концепции градостроительного развития и генерального плана города, проектов благоустройства, инженерного оборудования, транспортного обслуживания города и иных подобных вопросов в своей сфере. Состав Совета утверждается главой города. Председателем Совета по должности является председатель комитета по архитектуре и строительству администрации — главный архитектор города.

Практика дает и примеры утверждения на местах положений об общественных должностях. Так, Положением о Внештатном советнике главы городского самоуправления — мэра города Ижевска, утвержденным постановлением администрации г. Ижевска от 25 апреля 2002 г., предусмотрена соответствующая должность, назначение которой заключается в содействии в осуществлении полномочий мэра города. Советник не включается в штат муниципальных служащих и не имеет денежного содержания из местного бюджета. Он назначается и освобождается от должности распоряжением мэра г. Ижевска. Основные задачи внештатного советника заключаются в подготовке проектов правовых актов мэра, подготовке аналитических материалов и рекомендаций по вопросам, входящим в компетенцию мэра.

Иные органы и должностные лица местного самоуправления

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации. Он наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может обладать правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях.

В Российской Федерации избраны 96,61% действующих глав муниципальных образований, при этом 65,60% — непосредственно населением, 29,91% — представительными органами местного самоуправления и 1,10% — собраниями (сходами) граждан[72].

Наименование главы муниципального образования и сроки его полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации.

Статус главы муниципального образования характеризуется следующими признаками:

• глава муниципального образования — это выборное должностное лицо;

• глава муниципального образования возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования;

• глава муниципального образования наделяется уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения;

• согласно уставу муниципального образования глава муниципального образования может входить в состав представительного органа местного самоуправления и председательствовать на его заседаниях;

• глава муниципального образования подотчетен населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления;

• глава муниципального образования, занимая муниципальную должность, вместе с тем не относится к категории муниципальных служащих, ибо эта должность — выборная.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы администрации муниципального образования. В отличие от главы муниципального образования данное должностное лицо, как правило, осуществляет свою деятельность на основе трудового договора (контракта) и не является выборным должностным лицом (хотя закон не запрещает и выборы главы администрации). Глава администрации — это должностное лицо, возглавляющее деятельность исполнительного органа местного самоуправления.

В Законе Московской области о местном самоуправлении указаны следующие варианты структуры и полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления:

• если не предусмотрена должность главы муниципального образования, то Советом избирается председатель Совета и назначается глава администрации;

• если предусмотрена должность главы муниципального образования, избираемого Советом из своего состава, то председатель Совета не избирается, глава администрации не назначается, а полномочия председателя Совета выполняет глава муниципального образования;

• если предусмотрена должность главы муниципального образования, избираемого населением, и согласно уставу муниципального образования глава муниципального образования входит в состав Совета с правом решающего голоса, то председатель Совета не избирается, глава администрации не назначается, а полномочия председателя Совета выполняет глава муниципального образования;

• если предусмотрена должность главы муниципального образования, избираемого населением, а согласно уставу муниципального образования глава муниципального образования не входит в Совет, то Советом избирается председатель Совета, а глава администрации не назначается. Надо сказать, что прежде главы местного самоуправления (местной администрации), как правило, назначались вышестоящим главой администрации. Однако в соответствии со ст. 59 Закона об общих принципах организации местного самоуправления (с учетом изменений, внесенных 22 апреля 1996 г.) главы местных администраций (главы местного самоуправления), назначенные на должность государственными должностными лицами, органами государственной власти, а также в ином порядке, чем это предусмотрено Законом, сохраняли свои полномочия до избрания (назначения) соответствующего органа, должностного лица с учетом положений данного Закона, но не более16 месяцев со дня вступления его в силу (с 1 сентября 1995 г. — со дня официального опубликования).

В уставе муниципального образования помимо представительных органов и глав муниципальных образований (глав администрации) могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления, а также иные должностные лица местного самоуправления как выборные, так и назначаемые. Наименование такого рода органов местного самоуправления, подотчетность, вопросы организации и деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Федерации.

Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами согласно ст. 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления не допускается.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 11 июня 1999 г. по запросу главы Республики Коми о проверке конституционности п. 4 ст. 10 и ч. 5 ст. 27 Закона Республики Коми “О местном самоуправлении в Республике Коми” любое вмешательство каких бы то ни было органов государственной власти и государственных должностных лиц, в том числе в форме представления ими обязательных для рассмотрения представительным органом местного самоуправления кандидатур на должность главы администрации муниципального образования, ущемляет права местного самоуправления и его органов, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, препятствует самостоятельному решению населением вопросов местного значения.

Контрольные и иные органы в системе органов муниципального образования.

Закон о местном самоуправлении (2003) предусматривает возможность создания в муниципальных образованиях и иных, помимо рассмотренных выше, органов местного самоуправления. В самом Законе указаны два из них: контрольный орган муниципального образования и избирательная комиссия муниципального образования.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно‑счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Хотя наличие таких органов не является обязательным, целесообразность их создания, особенно в крупных муниципальных образованиях, не вызывает сомнений. В связи с этим в настоящее время во многих муниципальных образованиях такие органы уже созданы. Как свидетельствует практика, на них обычно возлагаются функции контроля за эффективностью и целесообразностью расходов муниципальных денежных средств, использованием иных видов муниципальной собственности; законностью и своевременностью движения муниципальных бюджетных средств; хозяйственно‑финансовой деятельностью муниципальных предприятий, учреждений и организаций с точки зрения целевого и эффективного использования муниципальной собственности; производственно‑финансовой деятельностью иных экономических субъектов, получающих средства из местного бюджета либо пользующихся налоговыми и иными льготами и преимуществами, предоставленными органами местного самоуправления и т. п.

В соответствии с Законом о местном самоуправлении (2003) контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию).

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Статус избирательных комиссий муниципальных образований и их полномочия устанавливаются Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67‑ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон об основных гарантиях избирательных прав) и законами субъектов РФ.

Избирательная комиссия муниципального образования имеет печать и бланки со своим наименованием, расчетный счет в банке.

Перечень органов местного самоуправления, указанный в Законе о местном самоуправлении (2003), не является закрытым, так что на практике возможно создание и иных органов.

Статья 38. Контрольный орган муниципального образования

1. Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
2. Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
3. Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию).
4. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.
Статья 39. Избирательная комиссия муниципального образования

1. Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
2. Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления.

3. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

Иные органы и должностные лица местного самоуправления

рольный орган муниципального образования и избирательная комиссия муниципального образования.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Хотя наличие таких органов не является обязательным, целесообразность их создания, особенно в крупных муниципальных образованиях, не вызывает сомнений. В связи с этим в настоящее время во многих муниципальных образо-ваниях такие органы уже созданы. Как свидетельствует практика, на них обычно возлагаются функции контроля за эффективностью и целесообразностью расходов муниципальных денежных средств, использованием иных видов муниципальной собственности; законностью и своевременностью движения муниципальных бюджетных средств; хозяйственнофинансовой деятельностью муниципальных предприятий, учреждений и организаций с точки зрения целевого и эффективного использования муниципальной собственности; производственно-финансовой деятельностью иных экономических субъектов, получающих средства из местного бюджета либо пользующихся налоговыми и иными льготами и пре-имуществами, предоставленными органами местного самоуправления и т.п.

В соответствии с Законом о местном самоуправлении (2003) контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию).

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выбо

ров, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Статус избирательных комиссий муниципальных образований и их полномочия устанавливаются Федеральным законом от 12 июня 2002 г.

Избирательная комиссия муниципального образования имеет печать и бланки со своим наименованием, расчетный счет в банке.

Перечень органов местного самоуправления, указанный в Законе о местном самоуправлении (2003), не является закрытым, так что на практике возможно создание и иных органов.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.08.95 N 154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 28.08.95 — «Российская газета», N 170, 01.09.95;
  • «Собрание Законодательства РФ», 1995, N 35, ст. 3506; 1996,
  • N 17, ст. 1917)

Статья 17. Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления

1. В уставе муниципального образования помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, указанных в статьях 15 и 16 настоящего Федерального закона, могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

2. Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

3. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.