Источники гражданского права закон о защите прав потребителей

2. Основные источники гражданского права

К источникам гражданского права относятся:
1. Конституция Российской Федерации (ст.ст. 8, 9, 15, 34, 35 и др.). Согласно ст. 15 Конституции России, она имеет высшую юридическую силу, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Предусмотрен определенный механизм защиты высшей юридической силы Конституции — суд. Установив при рассмотрении дела противоречие акта государственного и муниципального органа Конституции, он обязан применить норму Конституции России (ст. 120, ч. 2). Многие конституционные нормы являются непосредственными источниками гражданского права. Так, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34). Статья 35 устанавливает гарантии права частной собственности.
2. Международные договоры Российской Федерации и общепризнанные нормы международного права (ч. 4 ст. 15 Конституции России). В качестве примера можно привести Венскую Конвенцию ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров.
Это могут быть международные договоры универсального характера, например, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. (Ст. 1 Протокола № 1 к указанной Конвенции гарантирует неприкосновенность имущества физическим и юридическим лицам. В практике Европейского суда по правам человека слушалось несколько дел, связанных с нарушением государствами прав, гарантированных указанной статьей).
Договоры между Российской Федерацией и иностранным государством могут содержать нормы, которые отступают от положений национального законодательства. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15, ч.4 Конституции Российской Федерации).
3. Федеральные законы. Они принимаются Федеральным Собранием Российской Федерации или на основе всенародного референдума. При регулировании экономических отношений следует иметь в виду, что отношения, основанные на юридическом равенстве участников гражданского оборота, в основном регулируются Гражданским кодексом РФ. Вместе с тем нельзя не отметить, что ГК РФ отчасти регулирует и иные предпринимательские отношения как внутрифирменные, так и властно-публичные (процедуры регистрации и ликвидации юридических лиц, нормы о конкуренции, нормы о понуждении к заключению договора, вопросы принудительного прекращения права собственности в публичных интересах и пр. При применении норм ГК РФ следует иметь в виду объективные границы, установленные ст. 3 Гражданского кодекса РФ: нормы гражданского законодательства не применяются к отношениям, основанным на административном, финансовом и ином властном подчинении одной стороны другой, если иное прямо не предусмотрено законом. Поэтому нельзя применять нормы ГК РФ в отношениях, регулируемых административным, финансовым, трудовым и иными отраслями права. Например, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ разъяснили, что, поскольку ни гражданским, ни налоговым, ни иным административным законодательством не предусмотрено начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на суммы, необоснованные взыскание с юридических и физических лиц в виде экономических (финансовых) санкций налоговыми органами, таможенными органами, органами ценообразования и другими государственными органами, при удовлетворении требований названных лиц о возврате из бюджета этих сумм не подлежат применению нормы, регулирующие ответственность за неисполнение денежного обязательства (ст. 395 ГК РФ)1.
В настоящее время Гражданский кодекс РФ действует в двух частях (первая введена в действие с 1 января 1995 года, вторая — с 1 марта 1996 года). Вместе с тем следует обратить внимание на то, что каждая часть сопровождалась самостоятельным федеральным законом о порядке введения в действие. Нормы данных законов либо придали отдельным положениям Гражданского кодекса обратную силу (так, нормы ГК РФ об основаниях и последствиях недействительности сделок стали применяться к сделкам, дела о которых рассматривались в судах после 1 января 1995 года), либо приостановили действие отдельных его статей (порядок государственной регистрации юридических лиц сохраняется прежним до вступления в силу федерального закона о регистрации юридических лиц, такой закон принят только в 2001 г., а, следовательно, норма ст. 51 ГК РФ не вводилась в действие более шести лет. Согласно ст. 3 ГК РФ, иные федеральные законы, содержащие нормы гражданского права, не должны противоречить нормам Гражданского кодекса. В юридической литературе высказано суждение о том, что нормы ГК РФ имеют верховенство над нормами других федеральных законов, содержащих нормы гражданского права (если сам ГК РФ не допускает возможности отступить от своих положений. Обычно для этого используется фраза: «если иное не предусмотрено законом, иным правовым актом, соглашением сторон).
Помимо ГК РФ, гражданские правоотношения урегулированы большим количеством других федеральных законов, например. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», федеральные законы «О производственных кооперативах», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», и др.
4. Указы Президента Российской Федерации. Согласно ст. 90 Конституции России, указы не должны противоречить законам, в противном случае должен быть применен закон. Однако в ряде случае и фактически и юридически указы Президента РФ замещают законы. Так, согласно ст. 3 ГК РФ, Президент РФ может издавать указы нормативного характера в случае пробела на уровне закона до принятия федерального закона или когда он специально уполномочен законом. Следует отметить, что Конституционный Суд РФ фактически дал Президенту право издавать временные акты, заменяющие законы: « Не противоречит Конституции Российской Федерации издание им (Президентом) указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения. при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов» ? п. 4 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г.1. Так, с 1994 г. по 2001 г. регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществлялась согласно Указу Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации». Указом от 22 декабря 1993 г. были утверждены Временные Правила аудиторской деятельности, действовавшие до 2001 г. Значительную часть законодательства о приватизации составили указы Президента.
5. Постановления Правительства России. Они должны издаваться на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента (ст. 115 Конституции России). Так, Закон РФ «О защите прав потребителей» уполномочил Правительство РФ издавать правила оказания отдельных видов услуг.
6. Акты федеральных министерств и ведомств. Министерства и ведомства Российской Федерации во исполнение законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ вправе издавать ведомственные нормативные акты в виде приказов, инструкций, директив. (Иногда законодатель вообще лишает федеральные органы исполнительной власти издавать нормативные акты. Так, Закон «О защите прав потребителей» не допускает регулирования защиты прав потребителей ведомственными нормативными актами). Однако непременным условием их действия является регистрация в Министерстве юстиции РФ. При отказе в регистрации акт не может быть обнародован и введен в действие (согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 ведомственные нормативные акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, или носящие межведомственный характер, не прошедшие регистрацию в Минюсте и не опубликованные официально, не влекут за собой правовых последствий, не являются основанием для регулирования соответствующих отношений. На них нельзя ссылаться в судах при разрешении споров).
Для применения любого нормативного акта непременным условием является требование о его официальном обнародовании путем опубликования (ст. 15 Конституции России). Федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ официально публикуются в бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российской газете», а законы — еще в «Парламентской газете». Акты федеральных министерств и ведомств обнародуются в «Российской газете», «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». После их первого официального опубликования законы вступают в силу через 10 дней, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ через 7 дней, если иной срок не указан в самом акте. Ведомственные нормативные акты, как указано выше, предварительно проходят регистрацию в Министерстве юстиции РФ, а затем публикуются.
Нормативно-правовые акты СССР продолжают действовать, если они не изменены и не отменены последующим российским законодательством. Таких актов осталось немного.
Гражданское законодательство входит в исключительную компетенцию Российской Федерации (ст. 71 Конституции России. ст.З ГК РФ). Однако по вопросам жилищного законодательства нормативные акты вправе издавать и субъекты РФ, и муниципальные образования.
В отношениях, регулируемых гражданским правом, может иметь место ситуация, когда отношения сторон не урегулированы ни нормативными актами, ни договором. В этом случае согласно ст.З ГК РФ возможно применение обычая делового оборота, т. е. не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, иными словами, достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например, традиции исполнения тех или иных обязательств. Обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати, изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, и т.п.) Примером может служить Сборник обычаев международной торговли (Правила ИНКОТЕРМС-90). В качестве источника права может выступать и национальный или местный обычай (ст. 19, 221 ГК РФ).
В отношениях, основанных на юридическом равенстве сторон, допустимо применение аналогии закона (применение закона, регулирующего наиболее сходные общественные отношения) или аналогии права (разрешение дела исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства) (ст.6 ГК РФ). Однако в отношениях, основанных на власти и подчинении (административные, финансовые и пр.); применение аналогии исключено.

1 См.: Конституционный суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1992-1996 / Отв.ред.. Т. Г. Морщакова, М.: 1997. С. 639.

Источники гражданского права: понятие и система.

Формы выражения гражданско-правовых норм, которые в совокупности образуют гражданское право, называют источниками гражданского права.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 15) и ГК (ст. 7) различают:

1). Общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Одни международные договоры, участником которых является Российская Федерация, могут применяться к соответствующим гражданско-правовым отношениям непосредственно, тогда как для применения других международных договоров требуется издание внутригосударственного акта — имплементация. Международным договорам Российской Федерации придана более высокая юридическая сила по сравнению с внутренним законодательством. Как следует из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 2 ст. 7 ГК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора.

2). Конституция РФ — обладает высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами. В ней содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы. Это — нормы, определяющие формы и содержание права собственности, параметры правоспособности, право гражданина на занятие предпринимательской деятельностью и т.д.

3). Гражданское Законодательство Российской Федерации включает в себя:

Ø Гражданский кодекс РФ. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов, и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить (п.2, ст.3 ГК).

Ø принятые в соответствии с ГК иные ФЗ, регулирующие гражданско-правовые отношения (например, ФЗ « О защите прав потребителей»)

4). Иные акты, содержащие нормы гражданского права:

Ø указах Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК РФ),

Ø постановлениях правительства РФ ( п.4, ст. 3 ГК.),

Ø актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3 ГК).

Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК или иному федеральному закону может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. 80-90 Конституции РФ), за исключением случаев, когда соответствующие отношения согласно ГК или федеральному закону могут быть урегулированы только законом.

Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. В противном случае такое постановление может быть отменено Президентом РФ.

Гражданско-правовые нормы могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Однако такие нормативные акты могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Следует иметь в виду, что ни Конституция, ни ГК не предусматривают принятия актов гражданского права субъектами Федерации — республиками, областями, городами федерального значения.

5). Обычаи делового оборота (ст. 5 ГК)

6). Локальные нормативные акты юридических лиц некоторые ученые также относят к источникам гражданского права. Они подразделяются на акты, принятие которых санкционировано государством (уставы, положения юридических лиц) и внутренние акты.

Что касается судебной практики, то преобладающим является мнение, что в России она не является источником гражданского права, поскольку решения по конкретным гражданско-правовым спорам носят индивидуальный характер и не создают общеупотребительных норм. Противники этой теории ссылаются на то, что Пленумы ВС и ВАС дают разъяснения по вопросам судебной практики, обязательные для нижестоящих судов. В целом же эти разъяснения не содержат новых норм, они толкуют существующий закон.

Сохранили юридическую силу отдельные правовые акты, принятые еще в СССР. Действуют они, если не были отменены каким-либо нормативным актом и если не противоречат законодательству Российской Федерации) (в качестве примера можно привести Положение о переводном и простом векселе).

Не считаются источниками ГП, но используются в правоприменительной практике:

1) Деловые о. е. в правод праваустановившиеся в гражданском обороте правила поведения, на которые могут ссылаться нормы права.

2) сложившиеся и широко используемые в какой-либо области правила поведения, применяемые к отношениям, не урегулированным соглашением сторон.

3) Нормы морали и нравственности.

4) Постановления судебных пленумов являются актами, разъясняющими допросы прим-я права в порядке толкования законодательства.

5) многократное единообразное решение судами одной и той же категории дел.

6) Судебный прецедент, т. е. решение суда по конкретному делу.

1. Законодательство РФ о защите прав потребителей как система нормативно-правовых актов

7 апреля 1992 г. в России вступил в силу Федеральный закон «О защите прав потребителей». В настоящее время действует Федеральный закон «О защите прав потребителей» c изменениями от 17 декабря 1999 года. Согласно п.1 ст.1 этого закона отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами (далее — законами) и правовыми актами РФ. Таким образом, сам Закон неразрывно связан с другими нормативными актами РФ, которые в определенной степени затрагивают интересы и права потребителя в сфере торговли, транспортных, бытовых, медицинских и других видов услуг. В связи с этим, понятие «российское законодательство о защите прав потребителей» не ограничивается только лишь данным Законом. Оно представляет собой достаточно последовательную, систематизированную и структурированную систему многих законодательных актов РФ, например Кодексом об административных правонарушениях, Гражданским, Уголовным кодексами, а также законами, постановлениями Правительства РФ, которые в разной степени регулируют отдельные стороны законодательства о защите прав потребителей в России.

Наибольшей юридической силой обладает Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. В частности, ст. 30, 37, 40, 41, 42, 43 Конституции РФ не только закрепляют права человека на общественные объединения, право на отдых, на жилище, на здоровье и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду, на образование и т. д., но и устанавливают гарантии осуществления этих прав (ст. 45, 46, 47, 48 и т. д.).

Гражданский кодекс РФ имеет большую юридическую силу при регулировании правоотношений, затрагивающих гражданский оборот. Часть первая ГК устанавливает юридические основания участия граждан, предпринимателей, юридических лиц в процессе гражданского оборота, раскрывает понятия «моральный вред», «защита чести и достоинства» физических и юридических лиц, определяет общие условия заключения гражданско-правовых договоров и т. д. Часть вторая ГК раскрывает содержание норм, определяющих особенности отдельных видов гражданско-правовых договоров, например договор купли-продажи, договор — перевозки, договор — подряда и др. Из содержания ст.1 Закона вытекает, что Гражданский кодекс РФ является основополагающим законом для регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей.

Закон РФ «О защите прав потребителей» направлен на регулирование отношений, возникающих между потребителем, изготовителем, исполнителем и продавцом; устанавливает права потребителя на информацию о товарах, работах, услугах и об их исполнителе, изготовителе, продавце; защищает права потребителя при продаже ему товаров, выполнении работ и оказании услуг; информирует потребителя о государственных органах и общественных организациях,осуществляющих защиту его прав и т.д.

Нормы административного и уголовного законодательства защищают потребителя от наиболее существенных нарушений. Так, в Кодексе об административных правонарушениях глава 14 защищает интересы потребителя и определяет ответственность за административные правонарушения в области торговли и финансов. В зависимости от вида правонарушения назначается мера административного наказания (предупреждение, штраф, конфискация). Ст. 14.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст. 200 Уголовного кодекса РФ содержит примерный перечень способов обмана потребителей и предусматривает ответственность за содеянное правонарушение. Субъекты административной и уголовной ответственности — это должностные лица, которые обязаны в силу своего рода деятельности обеспечивать соблюдение правил по охране прав потребителей.

Отношения в сфере защиты прав потребителей регулируются и другими нормативно-правовыми актами. К ним относятся, например, законы РФ «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «О рекламе», «О страховании», «Об общественных объединениях», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и т. д. В ст. 1 Закона закреплен его приоритетный характер по отношению к другим федеральным законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей: другие законы должны приниматься в соответствии с ним и не могут ему противоречить, а при коллизии должны действовать нормы Закона.

В редакции ст. 1 Закона 1999 г. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ не входят с состав понятия «законодательство». Эти акты должны приниматься в соответствии с ГК и Законом и не могут им противоречить. Указы Президента РФ могут быть изданы по любому вопросу как в области гражданского права, так и в области защиты прав потребителей, за исключением тех отношений, регулирование которых осуществляется только федеральными законами: органичение и перемещение товаров и услуг на территории РФ; отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства; защита определенных материальных благ(прав и свобод человека). Правительство РФ имеет право принимать постановления, содержащие нормы гражданского права на основании и во исполнение ГК РФ и иных законов, указов Президента РФ. Согласно ст. 25 и 26 Закона «О защите прав потребителей» Правительство РФ утверждает правила отдельных видов договоров купли-продажи, правила продажи отдельных видов товаров, перечень непродовольственного товара надлежащего качества, который не подлежит обмену, перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование о безвозмездном предоставлении товара в пользование на время ремонта и т. д.

Одно из главных требований к иным нормативно-правовым актам, защищающим интересы и права потребителей, заключается в том, что они должны приниматься в соответствии с ГК и Законом и не должны им противоречить. В п.2 ст. 1 Закона говорится о том, что Правительство РФ не вправе поручать никаким другим субъектам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. Таким образом, субъекты Российской Федерации не имеют права устанавливать какие — то ни было правила в сфере защиты прав потребителей.
Законодательство о защите прав потребителей является целостной системой, включающей в себя различные нормативно-правовые акты, направленные на защиту прав потребителей и определяющие правовой механизм их реализации.
(к содержанию)

2. Основные понятия закона РФ
«О защите прав потребителей»

17 декабря 1999 года действует Федеральный закон № 212-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». В Закон внесены уточнения касающиеся его основных понятий. В преамбуле к закону дается перечень понятий, которыми оперирует данный нормативно-правовой акт.

Данное определение «потребителя» указывает на то, что гражданин — это физическое лицо, им могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы и лица без гражданства, согласно ст. 2 ГК РФ. Закон не распространяется на потребителей — юридических лиц, а также и на потребителей — физических лиц, если они используют, приобретают, заказывают либо имеют намерение приобрести или заказать товар, (работу, услугу) для предпринимательских целей, а также на договорные отношения между гражданами по поводу удовлетворения своих нужд.

В преамбуле к Закону дается понятие «недостатка товара (работы, услуги)». Под товаром с недостатком следует понимать товар ненадлежащего качества. Недостатки могут быть явные, которые можно обнаружить при осмотре, проверке товара (работы, услуги), и скрытые, то есть такие, которые проявляются в ходе эксплуатации, употребления, хранения товара (работы, услуги). В тексте закона определение «недостаток» делится на простой недостаток и существенный недостаток. Именно от того, каким будет недостаток, зависят и права потребителя.

Реализуемые товары, выполненные работы, оказанные услуги должны обладать не только качеством, но и безопасностью. Государственный страндарт РФ ГОСТ Р.1. 0-92 определяет безопасность как отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ

Потребитель является экономически менее защищенной стороной при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг. Именно это обуславливает необходимость законодательного регулирования защиты прав потребителей со стороны государства, что позволяет более эффективно удовлетворять материальные и духовные потребности населения.

Наиболее слабым звеном в потребительском законодательстве России остается сфера безопасности и качества товаров (работ, услуг). Именно поэтому работа по совершенствованию и развитию законодательства в сфере качества и безопасности продукции и услуг рассматривается в качестве одного из важнейших приоритетов государственной потребительской политики на перспективу41.

Несомненно, перечень источников правового регулирования необходимо начать с международных правовых актов. Международный опыт по защите прав потребителей выражен, прежде всего, в Резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций от 9 ноября 1985 года № 39/248 «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей»42. Данный документ признал, что потребители зачастую являются слабой стороной в отношениях по ряду объективных причин, таких как их экономическое положение и уровень образования. Документ призывает страны принять меры по защите прав потребителей, создавать экономические условия для удовлетворения потребностей граждан, включая создание условий для большего выбора и низких цен, бороться с вредной деловой практикой и повышать этические нормы в экономической сфере. Также страны должны способствовать развитию общественных организаций потребителей.

Руководящие принципы для защиты интересов потребителей провозгласили ряд положений, которые нашли своё отражение в российском законодательстве. Во-первых, это защита потребителей от некачественных товаров и услуг, доступ потребителей к информации, в том числе к информации публичных услуг, создание правовых механизмов защиты прав потребителей43. Данный документ является своеобразным стандартом в области защиты прав потребителей, положения, которого государства закрепляют в своем внутреннем законодательстве.

Российское законодательство по защите прав потребителей услуг состоит из положений ГК РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей» и других ФЗ и правовых актов РФ, принимаемых в соответствии с ними. В этой связи необходимо упомянуть положения ст. 779 ГК РФ, в соответствии с которой по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Глава 39 ГК РФ, регулирует так называемые непоименованные договоры по оказанию услуг, то есть применяется ко всем подобным договорам, которые не нашли своего самостоятельного правового регулирования в отдельных главах ГК РФ. По отношению к договору возмездного оказания услуг возможно субсидиарное применение норм о подряде, что очень важно, так как Закон «О защите прав потребителей» не делает различия между работами и услугами. Помимо этого для ряда договоров возмездного оказания услуг предусмотрено правовое регулирование на уровне Правил предоставления услуг, которые утверждаются Правительством РФ.

П. 2 ст. 779 ГК РФ определяет примерный перечень услуг, которые регулируются главой 39 ГК РФ. К ним относятся услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию. Данный перечень не является закрытым, поэтому положения данной главы могут применяться к ряду распространённых возмездных договоров, например, к договору возмездного оказания юридических услуг.

Формирование законодательства в сфере защиты и охраны прав потребителей началось с 70-ых годов XX века. Причиной этому послужила монополизация экономики, вследствие чего качество товаров и услуг стало снижаться. Защита прав потребителей представляла собой вторжение в договорные отношения между продавцами и покупателями (потребителями). Государство стало принимать меры государственного регулирования в этой области, которые преследовали цель защитить потребителей и помочь им. Во время перестройки проект закона «О качестве продукции и защите прав потребителей» содержал много положений о качестве товаров и услуг, однако механизму защиты потребителей был посвящён только один раздел. После широкого обсуждения проект закона был отвергнут. В 1991 году был принят Закон СССР «О защите прав потребителей» от 22.05.1991 № 2184-1, но он не успел вступить в действие и фактически утратил юридическую силу.

32 Ваниянц Д.Ю. Некоторые аспекты правового регулирования защиты прав потребителей в РФ // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2015. № 2. С. 101

33 Руководящие принципы для защиты интересов потребителей (Приняты 09.04.1985 Резолюцией 39/248 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // документ опубликован не был.

34 Ситдикова Л.Б. Проблемы защиты прав потребителей в сфере оказания публичных услуг // Российская юстиция. 2015. № 2. С.14-17.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим непосредственно защиту прав потребителей в РФ, является на данный момент, принятый в 1992 году Закон РФ «О защите прав потребителей». Принятие этого закона позволило превратить потребителя из пассивного участника общественных отношений (покупателя товара или пользователя работы, или услуги) в лицо, наделённое особыми правами на защиту со стороны государства. Это стало возможным благодаря становлению новых рыночных отношений в нашей стране и формированию конкурентной экономики.

Законодательство в сфере защиты прав потребителей регулирует отношения, которые изначально возникают как гражданско-правовые. Отношения по оказанию услуг являются только частью отношений, регулируемыми Законом «О защите прав потребителей». Таким образом, можно сделать вывод о том, что так называемое потребительское право является производным от гражданского права и призвано облегчить положение одной из сторон правоотношений.

Закон устанавливал полномочия органов государственной власти, ответственных за защиту прав потребителей44. Что касается механизма защиты прав, то он устанавливался в равной степени, как при ненадлежащем выполнении услуг, так и по отношению к ненадлежащему выполнению работ или продаже некачественных товаров. Новый закон позволил потребителям гораздо эффективнее защищать свои права, в том числе в судебном порядке.

Серьёзные изменения Закон претерпевал в 1996 году, в 1999 году и в 2004 году. Изменения были обусловлены правоприменительной практикой и необходимостью его дальнейшего совершенствования. Редакция Закона от 17 декабря 1999 года усовершенствовала понятия, применяемые в законе и благодаря этому Закон «О защите прав потребителей» стал соответствовать ГК РФ и международным стандартам в области защиты прав потребителей.

Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, которые возникают с участием потребителей при продаже товаров, осуществлении работ и оказании услуг. Сторонами в этих отношениях помимо граждан- потребителей являются изготовители и продавцы товаров, исполнители работ и услуг. Закон закрепляет право потребителей на качественные товары, работы и услуги; на их безопасность для жизни и здоровья; право на получение информации потребителями, которая касается товаров, работ и услуг. Также Закон регулирует государственную и общественную систему защиты прав потребителей, а также устанавливает механизм реализации прав потребителей45.

Таким образом, основными источниками правового регулирования защиты прав потребителей при оказании услуг являются международные нормы, выраженные в Руководящих принципах для защиты интересов потребителей, Гражданский кодекс РФ, Закон «О защите прав потребителей» а также правила оказания отдельных видов услуг.

35 Стародумова С.Ю. О соотношении мер защиты и мер ответственности в гражданском праве. Сборник: Основные проблемы и тенденции развития в современной юриспруденции / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Волгоград, 2015. С. 40-42.

36 Волкова М.А. Эффективность формирования системы права в современных условиях // История государства и права. 2013. № 16. С. 30-32. итогам международной научно-практической конференции. Волгоград, 2015. С. 40-42.

1. Ваниянц Д.Ю. Некоторые аспекты правового регулирования защиты прав потребителей в РФ // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2015. № 2.

2. Волкова М.А. Эффективность формирования системы права в современных условиях // История государства и права. 2013. № 16. С. 30-32.

3. Золотарева А.Е., Шиловская А.Л. Международные договоры в сфере защиты прав потребителей // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 12. С. 70-78.

4. Ситдикова Л.Б. Проблемы защиты прав потребителей в сфере оказания публичных услуг // Российская юстиция. 2015. № 2. С.14-17.

5. Ситдикова Л.Б. Теоретические и практические проблемы правового регулирования информационных и

консультационных услуг в гражданском праве России – М.: ИГ «Юрист», 2008. – 344 с.

6. Источники гражданского права

Важнейшей составной частью правового регулирования общественных отношений, в том числе гражданско-правовых, является законодательство.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Это означает, что нормативные акты в области гражданского права могут приниматься лишь высшими органами власти РФ и не могут издаваться субъектами РФ.

Под гражданским законодательством понимается совокупность федеральных законов, главным из которых является ГК РФ. Вместе с тем нормы гражданского права могут содержаться также в иных правовых актах, о чем прямо говорится в ст. 3 ГК РФ.

Таким образом, понятие «источники гражданского права» шире, чем понятие «гражданское законодательство», поскольку гражданско-правовые отношения регулируются не только законами, но и подзаконными нормативными актами.

Основополагающие нормы для любой отрасли права, в том числе и гражданского, содержатся в Конституции РФ.

В ст. 8 Конституции РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В Конституции РФ закреплены такие важные права человека и гражданина, как право заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельностью, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц и др.

Основным кодифицированным актом гражданского права является Гражданский кодекс РФ. Современный ГК РФ состоит из четырех частей.

В первой, общей части ГК РФ, содержатся базовые положения, имеющие значение для всего круга отношений, регулируемых гражданским правом. В ней определяются: понятие и принципы гражданского законодательства; способы защиты гражданских прав; объекты гражданских прав; правовое положение участников гражданского оборота; основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав; основные положения о договорных и иных обязательствах и др.

Вторая часть ГК РФ посвящена конкретным договорным и внедоговорным обязательствам. В ней, в том числе, нашли правовое закрепление отношения, которые не регулировались советским гражданским законодательством (продажа и аренда предприятий, финансовая аренда (лизинг), финансирование под уступку денежного требования (факторинг), постоянная и пожизненная рента и некоторые другие).

Третья часть ГК РФ содержит нормы наследственного и международного частного права.

В четвертую часть ГК РФ включены нормы, регулирующие права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Характеризуя действующий ГК РФ в целом, можно отметить, что его объем значительно превысил объем предыдущего ГК РСФСР. По своей сути это новый правовой акт, отражающий современный опыт экономических отношений и учитывающий мировую практику их регулирования.

Гражданско-правовые отношения регулируются также отдельными законами. В качестве примера можно привести Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», федеральные законы от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.

К иным правовым актам, в которых содержатся нормы гражданского права, относятся указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Важным является правило о том, что в случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ Гражданскому кодексу РФ или иному закону, применению подлежит соответственно ГК РФ или закон как акты, обладающие более высокой юридической силой и непосредственно относящиеся к гражданскому законодательству.

Право издания гражданско-правовых актов предоставлено также федеральным органам исполнительной власти. Такие акты обычно называют ведомственными. Они принимаются только в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Согласно Конституции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные нормы международного права и международные договоры РФ. Соответственно международные договоры, в которых содержатся гражданско-правовые нормы, также являются частью гражданского законодательства. В качестве примера такого договора можно привести Венскую конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 г., которая подлежит применению кдоговорам международной купли-продажи товаров, регламентируемым гражданским правом и подпадающим под сферу действия Конвенции.

Немалое значение в регулировании гражданско-правовых отношений принадлежит обычаям делового оборота, под которыми понимаются сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством. Они не должны противоречить обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору. В ГК РФ в качестве обычаев делового оборота названы примерные договоры.

Тема 2. ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Нормы гражданского права фиксируются в федеральных законах и нормативных правовых актах. Гражданское законодательство находится в ведении РФ, основывается на Конституции РФ, общепризнанных нормах и принципах международного права, международных договорах, состоит из Гражданского кодекса РФ (часть первая ГК РФ принята в 1994 году, часть вторая ГК РФ принята в 1996 году, часть третья ГК РФ принята в 2001 году) и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих соответствующие отношения (например, Федеральные законы “Об актах гражданского состояния”, “Об обществах с ограниченной ответственностью”, “Об акционерных обществах”, “О производственных кооперативах”, “О некоммерческих организациях”, “О поставках товаров и услуг для федеральных государственных нужд”, “Об ипотеке (залоге недвижимости)”, “О банках и банковской деятельности”, “О рынке ценных бумаг”, Законы РФ “О защите прав потребителей”, “Об авторском праве и смежных правах”, “Об организации страхового дела в РФ”), причём нормы гражданского права, содержащиеся в федеральных законах должны соответствовать ГК РФ. Нормы гражданского права могут содержаться также в подзаконных нормативных актах (они не должны противоречить законам) – в указах Президента РФ, а также в постановлениях Правительства РФ и актах федеральных органов исполнительной власти, в тех случаях, когда это предусмотрено законами и иными правовыми актами. Источниками гражданского права также являются обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признаётся сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством (независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе). Обычаи делового оборота, противоречащие положениям законодательства или договору, не применяются.

  1. Источником права в юридическом смысле слова называется форма выражения правовых норм, в которой они могут применяться для регулирования конкретных отношений. Формально непризнанный источник права не имеет юридического, т.е. общеобязательного, значения.

Известно несколько разновидностей основных источников, в которые могут быть заключены нормы права: правовой обычай, нормативно-правовой акт, судебный прецедент, акты и договоры международного характера. В континентальной правовой системе, к которой относится Россия, господствующей формой (источником) права являются нормативные акты, т.е. акты компетентного органа государственной власти, содержащие нормы права. Среди них приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы.

Таким образом, источником гражданского права Российской Федерации выступают признанные государством формы закрепления гражданско-правовой нормы. ГК РФ называет в качестве таковых международные и национальные нормативно-правовые акты, а также обычаи.

  1. Статья 3 ГК РФ закрепляет разветвленную систему национальных нормативно-правовых актов, содержащих нормы гражданского права. К ним относятся:

1) Конституция РФ;

2) ГК РФ и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, регулирующие гражданские правоотношения;

3) иные акты, содержащие нормы гражданского права:

– указы Президента РФ, которые не должны противоречить ГК РФ и иным федеральным законам;

– постановления Правительства РФ, принимаемые на основе и во исполнение ГК РФ и других законов, а также указов Президента РФ;

– акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты), издаваемые в пределах их компетенции.

В своей совокупности названные нормативные акты охватываются термином “гражданское законодательство” в широком его значении. В то же время в п. 2 ст. 3 ГК РФ данный термин употребляется в узком (буквальном) смысле, применительно лишь к Кодексу и принятым в соответствии с ним иным федеральным законам.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу в отношении всех законов и иных нормативных актов, содержащих нормы гражданского права, предопределяя содержание системы в целом. Согласно п. 1 ст. 3 ГК РФ в соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Таким образом, только Российская Федерация наделена законотворческой функцией в сфере гражданского права. Субъекты РФ не могут принимать, изменять или отменять законы, регулирующие гражданские правоотношения.

Гражданский кодекс РФ с учетом общего характера включенных в него правил занимает центральное место в системе гражданского законодательства (и в узком, и в широком значении термина). Все иные нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, должны соответствовать правилам, установленным в Кодексе.

Современный ГК РФ является третьим актом кодифицированного гражданского законодательства в нашей стране. Первая кодификация была проведена в 1922 г. Она служила базой для реализации новой экономической политики (НЭП), осуществляемой Советским государством. Второй ГК РСФСР был принят в 1964 г. Он закреплял правила гражданского оборота в рамках планового ведения экономики, где государственный интерес существенно ограничивал частную инициативу.

Оживление экономики и переход к рынку обусловили новую кодификацию, которая была проведена поэтапно. 1 января 1995 г. (с учетом отдельных исключений) вступила в силу часть первая ныне действующего Гражданского кодекса РФ. Она включает три раздела: “Общие положения”, “Право собственности и другие вещные права”, “Общая часть обязательственного права”. Часть вторая ГК РФ – “Отдельные виды обязательств” – введена в действие с 1 марта 1996 г. Часть третья ГК РФ, объединяющая два раздела – “Наследственное право” и “Международное частное право”, применяется с 1 марта 2002 г. Часть четвертая ГК РФ – “Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации” – в целом действует с 1 января 2006 г.

Структурирование ГК РФ основано на использовании пандектной системы права, предполагающей, в частности, деление правовых норм на общие и специальные, а также строгую иерархию нормативных актов. Общие нормы применимы ко всем (большинству) гражданско-правовым отношениям, специальные – только к конкретным. В структуре ГК РФ наличие общих положений встречается на разных “уровнях”. Они составляют часть первую ГК РФ, выделяются в качестве его разделов, подразделов, глав, параграфов, подпараграфов и даже отдельных статей (например, гл. 6 “Общие положения” подразд. 3 “Объекты гражданских прав”; § 1 “Общие положения” гл. 7 “Ценные бумаги”; ст. 149 “Общие положения о бездокументарных ценных бумагах” § 3 “Бездокументарные ценные бумаги”).

Правовые институты, закрепленные в ГК РФ, конкретизируются в “иных федеральных законах” и в “иных актах, содержащих нормы гражданского права” (указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах федеральных органов исполнительной власти). Последние носят название подзаконных, поскольку принимаются во исполнение правил, установленных федеральными законами, и не могут им противоречить. Так, например, Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” развивает положения ст. 25 “Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя” и 65 “Несостоятельность (банкротство) юридического лица” ГК РФ. В соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” Правительство РФ приняло Постановление от 7 мая 2003 г. N 263 “Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств”. Правила определяют типовые условия, в соответствии с которыми заключается договор обязательного страхования.

Интенсивное развитие экономики нашей страны диктует необходимость его адекватного отражения в законодательстве. На основе Указа Президента РФ от 18 июля 2008 г. N 1108 “О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации” была разработана Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, в которой с учетом обширной практики применения норм действующего ГК РФ определены основные направления его модернизации, а также совершенствования других федеральных законов. В этой связи подготовлено несколько законопроектов. Часть из них уже получила статус законов, другие находятся на стадии обсуждения. Реализация основных положений Концепции предполагает стабилизацию гражданско-правового регулирования, обеспечение устойчивости гражданского оборота.

  1. Статья 7 ГК РФ указывает на возможность регулирования гражданско-правовых отношений нормами международного права, которые находят свое закрепление в международных актах. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы нашего государства. Общепризнанные нормы и принципы признаются в качестве регуляторов внутригосударственных отношений в силу их авторитета. Они, так же как и общие принципы гражданского права, в первую очередь оказывают влияние на формирование нормативного содержания соответствующих правил.

Международные договоры Российской Федерации применяются к гражданским правоотношениям непосредственно, если из самого договора не следует, что для их применения требуется издание внутригосударственного акта. Речь идет прежде всего о различных многосторонних международных договорах, участницей которых является Россия (например, Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.). В Российской Федерации установлен приоритет международного договора над актами гражданского законодательства: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.

  1. С переходом к рыночной экономике повышается удельный вес обычая в регулировании имущественных отношений. ГК РФ признает обычай в качестве источника гражданского права (ст. 5 ГК РФ). В таком качестве могут выступать правила поведения, не предусмотренные действующим законодательством, но сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности. Документарная фиксация обычая не имеет правоустанавливающего значения.

Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства (императивным нормам) или договору, не применяются. В частности, ст. 309 ГК РФ устанавливает, что к обязательственным правоотношениям обычаи применимы только при отсутствии соответствующих правил в договоре, законе или иных правовых актах.

Правила гражданского законодательства, закрепляющие приоритет императивной нормы закона или договора над обычаем, не вызывают сомнений. Иная ситуация складывается по поводу соотношения обычая и диспозитивной нормы. В международной практике подчиненную роль играет диспозитивная норма закона, поскольку обычай выступает уже устоявшимся общим правилом, не требующим дополнительного согласования вопроса о его применении сторонами правоотношения. Российский законодатель, решая этот вопрос, отдает предпочтение диспозитивной норме (ст. 309, 421 ГК РФ).

От обычаев следует отличать деловые обыкновения – широко распространенную, но не обязательную для сторон практику поведения. Деловые обыкновения представляют собой не правовую норму, а особый способ восполнения содержания воли сторон в конкретном правоотношении, если эта воля не выражена явно. Они становятся регулятором отношений лишь в случае обязательного указания на возможность их применения в соглашении сторон.

  1. Если отношения участников гражданского оборота прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон, а также отсутствует применимый к ним обычай, имеет место пробел в праве. Статья 6 ГК РФ предусматривает два способа восполнения пробела – аналогия права и аналогия закона.

Под аналогией закона понимается применение норм гражданского законодательства, которые регулируют сходные правоотношения и не противоречат существу последних. При невозможности использования аналогии закона (нет соответствующей нормы или она не может быть применена) права и обязанности сторон определяются на основании аналогии права, т.е. исходя из общих начал (принципов) и смысла гражданского законодательства. При этом учитываются требования добросовестности, разумности и справедливости.

  1. Не является источником права, но играет важную роль в установлении единообразного понимания и применения гражданско-правовых норм судебная практика – решения судов, обобщенные и систематизированные высшими судебными органами. Вместе с тем разъяснения по вопросам практики применения той или иной категории дел, изложенные в постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, содержат толкование действующих правовых норм и носят обязательный характер для нижестоящих судебных органов.

Не признан в качестве источника гражданского права и судебный прецедент – вступившее в законную силу решение суда (низшей или равной инстанции) по конкретному спору. Этот источник характерен для англо-американской системы права. Особое место занимают решения Конституционного Суда РФ, признающие нормативный правовой акт (или отдельное его положение) неконституционным. Такие решения вносят изменения в действующую систему источников, однако не создают новых общеобязательных правил, поэтому не могут рассматриваться в качестве источника гражданского права.

Не является источником права, но оказывает влияние на правотворческую деятельность или правоприменительную практику цивилистическая доктрина. Толкование законодательства, которое дается в научной или учебной литературе, а также в комментариях к законам, не носит обязательного характера, однако в силу своей авторитетности отдельные доктринальные выводы могут быть учтены при принятии конкретного решения.