Электронные торги малые предприятия

Микропредприятия могут участвовать в закупках по 44-ФЗ

В составе второй части заявки участника электронного аукциона представлена декларация об отношении участника к субъектам малого предпринимательства. Однако в тексте декларации участником указаны характеристики, которые относятся к микропредприятиям.
Относятся ли микропредприятия к субъектам малого предпринимательства для целей закупок, осуществляемых в соответствии с частью 3 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”?

Статья 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) определяет порядок участия в закупках именно субъектов малого предпринимательства, а также социально ориентированных некоммерческих организаций. Как следует из ч. 4 ст. 27 Закона № 44-ФЗ, преимущества в соответствии со ст. 30 этого федерального закона предоставляются при осуществлении закупок субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.

Для целей указанных закупок понятие “субъект малого предпринимательства” в контексте норм Закона № 44-ФЗ необходимо понимать в том значении, в котором оно определяется правилами, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (далее – Закон № 209-ФЗ). Как прямо указано в подп. “а” п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, микропредприятия выделяются среди малых предприятий, то есть являются разновидностью этой категории субъектов малого предпринимательства. Следовательно, микропредприятия относятся к категории субъектов малого предпринимательства и вправе участвовать закупках, проводимых в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ (смотрите также решение УФАС по Ульяновской области от 28.03.2016 № 13079/03-2016, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 18.11.2016 № 44-4099/16, постановление Девятнадцатого ААС от 31.03.2017 № 19АП-1057/17, письмо Минэкономразвития РФ от 27.10.2016 № Д28и-2845).

Ответ подготовил: Чашина Татьяна, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Льготы малого бизнеса в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ

Малый бизнес пока неохотно участвует в госзакупках. Льготы и законодательные инициативы делают участие в закупках проще, поэтому сегодня поговорим о них.

Критерии малого и среднего бизнеса:

Закон использует термин «субъекты малого предпринимательства» или СМП. Условиям участия посвящена статья 30.

Квоты для СМП

Заказчики должны закупить у СМП не меньше 15% товаров и услуг от совокупного годового объема закупок. Каждый год до 1 апреля они публикуют в ЕИС отчет о закупках у СМП за прошлый год. В него можно включать только те закупки, в которых было указано преимущество для малого бизнеса и эти закупки состоялись. Если квоту не выполнить, учреждение получит штраф 50 000 рублей.

В каких закупках участвует СМП?

СМП может принять участие в любой закупке, если компания соответствует требованиям заказчика и сможет выполнить условия контракта. Но закупки, которые заказчик должен проводить специально среди СМП, интереснее. Это значит, что среди конкурентов не будет представителей среднего и крупного бизнеса. Даже если такие участники подадут заявки, заказчик их отклонит.

Начальная цена таких закупок не должна превышать 20 млн рублей. Для участия в них организация предоставляет декларацию о принадлежности к малому бизнесу. Используйте форму декларации, которую предлагает заказчик, или наш шаблон.

Заказчик может проводить закупки у малого бизнеса шестью способами:

Какие льготы действуют?

  1. Сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦ контракта.
  2. Заказчик должен оплатить работы или товары не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ). Этот пункт включен в контракт с СМП.
  3. Заказчик имеет право не требовать обеспечение контракта при проведении конкурсов, электронных аукционов и запросов предложений, если победителем стал представитель СМП (ПП РФ №182 от 11.03.2016). Правда, на практике этой возможностью заказчики почти не пользуются.

Что упростит жизнь?

Обсуждается законопроект № 623906-6 «О внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе…». Он запретит привлекать к исполнению контракта субподрядчика, который аффилирован с заказчиком. Это поможет избежать ситуаций, когда компания привлекает к исполнению контракта своих же «дочек». Если заказчик нарушит запрет, эту закупку нельзя будет включить в отчет о закупках у малого бизнеса. ​

С 2017 года в ЕИС можно будет отправлять заявки на любые процедуры в электронном виде. Поставщикам это сократит расходы и не оставит заказчику шансов подтасовывать результаты «бумажных» процедур.

Закон использует термин «субъекты малого и среднего предпринимательства» (СМиСП или МСП). В законе не прописаны условия участия МСП в закупках, но действует постановление правительства № 1352, которое регламентирует такие закупки. Заказчиков контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Квоты для заказчиков

Если выручка компании больше 2 млрд. рублей, то с 2016 года такие заказчики должны закупить у МСП товаров и услуг на 18% от общего объема закупок, который считается по заключенным договорам. При этом 10% договоров должны быть заключены строго среди МСП. Расчет ведется от суммы заключенных договоров: если объявленная закупка среди МСП не состоялась, она не попадет в отчет.

Заказчик перечисляет в своем положении ОКПД2 всех товаров и услуг, которые будет закупать у МСП:

  • Если НМЦ договора не больше 50 млн. рублей, заказчик обязан провести закупку из этого перечня строго у МСП,
  • Если НМЦ договора от 50 до 200 млн. рублей, заказчик решает сам, закупать товар у МСП или у крупного бизнеса.

Если заказчик не закупит у малого и среднего бизнеса достаточно, не разместит информацию об этом или разместит недостоверные сведения, то с 1 февраля и до конца следующего года ему придется проводить закупки по более строгому 44-ФЗ.

В каких закупках могут участвовать СМП?

Способы закупки определяет заказчик в своем положении. Представитель МСП может принять участие в торгах или других способах закупки, которые заказчик проводит:

  • «На общих основаниях»: участвовать может любой поставщик;
  • Специально для МСП: закупки из перечня товаров в положении заказчика;
  • С условием привлечь МСП на субподряд: участники закупки описывают в заявках план привлечения субподрядчиков из числа МСП.

Представители МСП обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства. Форма декларации есть в постановлении № 1352.

1. 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков обеспечение заявки и контракта. Но если в закупке есть такое требование, то для МСП действуют льготные условия:

  • Сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦ договора;
  • Сумма обеспечения договора не может превышать 5% от НМЦ или равна сумме аванса.

2. Максимальный срок оплаты по договору с МСП — не больше 30 календарных дней со дня подписания акта приемки.

3. Заказчик вправе утвердить собственную программу партнерства для МСП и предусмотреть льготы для ее участников.

Что упростит жизнь?

Госдума рассматривает законопроект № 821534–6, который:

  • Установит исчерпывающий перечень конкурентных способов закупки и основные требования к процедуре закупки этими способами. Сейчас на ЕИС примерно 14 тысяч уникальных наименований способов закупки.
  • Упорядочит количество электронных площадок по 223-ФЗ. Это сделает процесс регистрации поставщиков на площадках и подготовку к торговым процедурам проще.

Электронные торги малые предприятия

Состоялся семинар по теме «Государственные и муниципальные закупки» для представителей малого и среднего бизнеса Томской области. Цель мероприятия заключалась в формировании у предпринимателей понимания особенностей электронных аукционов.

В семинаре приняли участие 22 предпринимателя: директора, руководители, специалисты и консультанты малых предприятий, участвующие в закупках и торгах.

В рамках семинара специалисты Комитета государственного заказа Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области рассказали о правилах регистрации заказчиков на площадке и о процессе проведения электронных аукционов и ходе заключения контрактов.

На семинаре предприниматели смогли найти для себя ответы на следующие вопросы:

  • Размещение информации о госзаказах. Информация о государственном заказе размещается на Официальном сайте Российской Федерации о размещении заказов (zakupki.gov.ru), а также на сайте электронной торговой площадки.
  • Процедура понижения цены во время аукциона. В ходе аукциона цену заказчика можно снижать в пределах плавающего шага: от 0,5% до 1%. Также можно подавать предложения повышающие цену заказчика или равные ей. В последние 10 минут аукциона можно подавать только предложения, повышающие цену заказчика или равные ей. В ходе аукциона поставщикам запрещается торговаться со своей ценой и ухудшать собственное предложение.
  • Сроки проведения. Средний срок проведения процедуры аукциона — начиная с размещения извещения о проведении электронного аукциона и заканчивая заключением контракта.
  • Конфиденциальность аукциона. Все коммуникации между заказчиками и подрядчиками осуществляются исключительно через личный кабинет, расположенный на сайте площадки, что полностью обеспечивает конфиденциальность и юридическую значимость электронных документов, которыми обмениваются стороны в процессе торгов.

В программу семинара также вошли наиболее актуальные вопросы организации проведения работ, а также проблемы нормативного обеспечения закупочной деятельности.

«На сегодняшний день тема государственных и муниципальных закупок очень актуальна. И хотя с момента принятия ФЗ № 94-ФЗ прошло уже более 6 лет, до сих пор она вызывает множество вопросов у участников правоотношений, регулируемых указанных законом. Разумеется, проведение семинаров по тематике „Государственные и муниципальные закупки“ является мероприятием очень нужным, я бы даже сказал необходимым. Как правило, подобные темы всегда вызывают большой ажиотаж. Прошедший семинар „Государственные и муниципальные закупки“ оставил не только положительные эмоции, но самое главное, увеличил знания тех людей, кто наиболее часто сталкивается с госзакупками. На семинаре задавалось очень много вопросов, что опять же свидетельствует о заинтересованности этой темой» — так отозвался о мероприятии Роман Турбин, младший юрисконсульт, НО «ФРМСП ТО».

Организаторы семинара уточнили, что подобный семинар для предпринимателей состоится и в 2013 году, так как в законодательстве будут внесены новые изменения и, соответственно, появятся новые вопросы.

Семинар прошел по заказу, НО «Фонд развития малого и среднего предпринимательства Томской области» при поддержке Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области.

Госзаказы для малого бизнеса: тендеры, электронные аукционы, договора

В условиях экономического кризиса госзаказы для малого бизнеса – это единственный шанс для многих частных предпринимателей удержаться на плаву. Даже в столь нестабильной ситуации они остаются весьма доходными для предпринимателей.

Госзаказы и малый бизнес

В период кризиса особенно страдает экономика малого бизнеса. И поэтому малый бизнес, как никакой другой, нуждается в государственных заказах, так как для владельцев предприятий такого типа это не только способ удержаться на плаву в нестабильной экономической ситуации, но и отличная возможность получить подспорье для развития. Но далеко не все начинающие предприниматели хотят иметь дело с государственными заказами в связи с обилием подводных камней. Кроме того, найти информацию о госзаказах в открытом доступе не всегда возможно.

Усложняет ситуацию ещё и то, что после введения закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” госзаказы для малого бизнеса оказались практически недоступными. Законодательный акт усложняет процедуру торгов для мелких и средних предпринимателей. Несмотря на то что в последнее время госзаказы для малого бизнеса всячески облегчаются в плане доступа, на данный момент эффективность их привлечения недостаточна.

Кроме того, все еще не существует отрегулированной на законодательном уровне системы для размещения государственных заказов, предназначенных конкретно для предприятий малого бизнеса. Поэтому при подаче заявки начинающим предпринимателям приходится надеяться совсем не на государственное регулирование, а только на удачное стечение обстоятельств.

Виды госзаказов

Сам термин госзаказ (или государственная закупка) означает заказ, сделанный государственными или муниципальными структурами на любые товары или услуги. По статистике, нормой для государства является, когда десять — двадцать процентов из всех заказов являются государственными. Такие данные могут рассматриваться, как государственная поддержка малого и среднего бизнеса.

На данный момент существует пять видов государственных закупок:

  1. Электронные аукционы.
  2. Открытые конкурсы.
  3. Запросы котировок.
  4. Закупки у единственного заказчика.
  5. Открытые аукционы.

Все эти закупки ведутся государством для удовлетворения нужд бюджета (вооружение, техника, оборудование и так далее) и населения (медикаменты, продукты питания и другое).

Электронные аукционы

Электронный аукцион – аукцион, проводимые в онлайн-режиме, на электронных ресурсах или сайтах-аукционах (на данный момент существует пять таких площадок). Аукционы проходят в три этапа:

  1. Подача заявок. Сначала заказчик размещает информацию о проведении аукциона (сделать это он должен не менее чем за неделю до окончания подачи заявок потенциальных исполнителей). После этого любой предприниматель имеет право подать запрос на разъяснение аукционной документации. После чего, если вся необходимая документация собрана (предоставляются бумаги в электронном виде), участник допускается к рассмотрению.
  2. Рассмотрение заявок и непосредственно аукцион. Заявки рассматриваются в течение двух недель, после чего всех кандидатов уведомляют, прошли они отбор или нет. Далее начинается аукцион.
  3. Заключение контракта. Обсуждение контракта длится около трёх недель, в ходе которых победитель и заказчик рассматривают проект и вносят поправки. Если им не удаётся прийти к согласию или победитель уклоняется от того, чтобы заключить договор, госзаказ заключается со вторым участником.

Открытые конкурсы

Открытые конкурсы (или открытые тендеры) проводятся в том случае, когда сумма заказа превышает полмиллиона рублей. Открытые конкурсы отличаются от аукционов тем, что выигрывает компания, которая не только предложила оптимальную цену, но и лучшие сроки выполнения заказа. Заказчик делает окончательный выбор, опираясь именно на эти показатели.

При проведении открытых конкурсов на госзаказы тендеры изначально имеют максимальную стоимость, скорость исполнения и другие пункты в условии. Всё начинается с размещения такого тендера на специальном ресурсе или в средствах массовой информации. После чего предприниматели начинают присылать свои предложения со своими сроками и ценами.

В определённый заранее день все заявки будут собраны и рассмотрены, после чего определяются предприятия, которые допущены к конкурсу. Почти всегда для участия в тендере от участников требуется оплатить обеспечение заявки (обычно это 5 % от максимальной стоимости), по окончании аукциона вся сумма возвращается.

Открытые тендеры для малого бизнеса имеют значительный плюс перед закрытым, поскольку они проводятся полностью открыто на всех этапах. В таких торгах могут участвовать любые поставщики товаров и услуг.

Запрос котировок

Запрос котировок по своей сути тот же аукцион, но сумма контракта в таком случае значительно меньше. Как и в случае с аукционом, здесь выигрывает предприниматель, предложивший меньшую сумму за исполнение. Сроки и остальные параметры указывает заказчик при размещении заказа.

Есть два правила проведения, которые отделяют данный вид госзаказа от аукциона. При запросе котировок максимальная сумма не должна превышать 500 тысяч рублей. Объем годовых закупок, производимых таким методом, не должен составлять более десяти процентов от общего числа средств, выделенных на все закупки. Госзаказ, поставщик для которого ищется таким способом, является оптимальным для малых бизнесов, в связи с малой конкуренцией и низкой вероятностью махинаций.

Открытые аукционы

Открытые аукционы – вид проведения госзаказов, постепенно теряющий популярность. За последние годы количество таких аукционов заметно снизилось. Всё дело в способе проведения. Открытый и электронный аукцион ничем не отличаются, за исключением того, что публикация заказа происходит не на электронных площадках, а в СМИ, и того, что документы нужно собирать не в электронной форме.

Открытые аукционы проигрывают электронным из-за необходимости лично присутствовать в месте подачи заявок и на самом аукционе, ведь куда удобнее делать это сидя дома или в офисе.

Закупки у единого заказчика

Закупка у единого поставщика – это единственный неконкурентный способ получения госзаказа, среди всех представленных в списке. По сути, это даже не торги в прямом смысле, а контракты между заказчиком и поставщиком.

Такой вид закупок привлекает поставщиков своей простотой и быстротой исполнения. Обычно он применяется при незначительных суммах заказа и отсутствии каких-либо ограничений.

Закупку у единственного поставщика нельзя производить, если такая закупка не предусмотрена в перечне. На сегодняшний день предусмотрено 45 случаев, разрешающих процедуру. Основные случаи, разрешающие закупку у единого поставщика, включают в себя такие ситуации:

  • если признано, что конкуренция не состоялась;
  • закупки, которые связаны со строительством, приобретением, ремонтом, арендой или содержанием имущества;
  • закупки в сфере культуры, спорта, науки и образования;
  • закупки в сфере медицины и ликвидации последствий ЧС;
  • закупки коммунальных услуг;
  • закупки у естественных монополистов;
  • закупки в сфере государственного управления и обороны;
  • иные случаи, предусмотренные законодательством.

Подробный список оговаривается в 44-м федеральном законе, статье 93.

Закрытые способы распределения государственных заказов

Отдельно следует рассмотреть закрытые методы определения поставщиков (закрытые аукционы и конкурсы). При проведении закрытых процедур информация о закупке направляется ограниченному перечню предпринимателей. Здесь речь, конечно же, идёт о проверенных компаниях, и вряд ли в эту сферу попадут госзаказы для малого бизнеса. К закрытым способам относятся те же аукцион, конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс. Для данных процедур заказчику будет необходимо согласование с федеральными органами.

Причины проведения закрытых процедур:

  1. Закупка услуг или товаров федеральных нужд, представляющих государственную тайну.
  2. Заключение договоров на оказание услуг по охране, страхованию и транспортировке ценностей Государственного фонда музейных предметов, предметов, имеющих исключительное историческое, художественное или иное культурное значение.
  3. Закупок услуг по уборке помещений или услуг водителей для обеспечения беспрепятственной деятельности судей или судебных приставов.

Ответственность при государственных закупках

Ответственность при госзакупках является очень высокой. Государством определена система административных штрафов за невыполнение условий тендера, как для участника, так и для заказчика. Все госзаказы должны проводиться только на принципах открытости и равноправия.

Заказчик не имеет права нарушать порядок и формы проведения торгов, изменять сроки публикации заявок, скрывать данные об условиях и порядке предоставления заказа или вносить изначально неверные сведения об участниках торгов и прочее. Каждому из участников должен быть предоставлен полный доступ ко всем данным.

Махинации при госзаказах

Несмотря на наказания, предусмотренные государством за нарушение условий проведения торгов, всё же находятся желающие нажиться на этом деле. Чаще такое происходит, когда речь идёт о крупном заказе, на мелких торгах с небольшой суммой риск махинаций минимален.

Основные схемы махинаций при проведении государственных торгов:

  1. Указание завышенных объёмов работ в заведомо короткие сроки.
  2. Заявление невыгодных сроков оплаты.
  3. Блокировка сильных исполнителей.
  4. Занижение цены заказа.
  5. Участие подставных клиентов.

Все эти схемы рассчитаны на то, чтобы отпугнуть ненужных исполнителей и оставить одного конкретного, который получит адекватные сроки и цену.

Электронные торги малые предприятия

Какие льготы получает малый и средний бизнес при участии в госзакупках

Компании и ИП, получившие статус субъектов малого и среднего предпринимательства, могут участвовать в госзакупках на особых условиях. Для них проводят тендеры, в которых не могут участвовать представители крупного бизнеса. Сумма обеспечения заявки для малых и средних предприятий ниже, а срок оплаты контракта меньше, чем для «обычных» участников закупок. Об этих и других льготах идет речь в сегодняшней статье.

Критерии, по которым организация или ИП относятся к субъектам малого или среднего предпринимательства, приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ. Для удобства мы объединили эти критерии в таблицу.

Таблица
Критерии, по которым компанию или ИП относят к субъектам малого или среднего предпринимательства

Критерий

Значение для малого бизнеса

Значение для среднего бизнеса

Средняя численность работников за предшествующий год

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС

не более 800 млн. руб

не более 2 000 млн. руб.

Суммарная доля сторонних организаций, не являющихся малыми и средними предприятиями, в уставном капитале

Все организации и предприниматели, отнесенные к указанным категориям, поименованы в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Чтобы подтвердить свою принадлежность к малому или среднему бизнесу, участнику торгов достаточно предоставить выписку из данного реестра. Получить ее можно бесплатно на сайте rmsp.nalog.ru.

Льготы, предусмотренные для малых и средних предприятий, зависят от того, в рамках какого закона проводится госзакупка. Напомним, что здесь возможны два варианта. Первый вариант — закупку осуществляют в рамках Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ). Второй вариант — закупку осуществляют в рамках Федерального закона от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ; подробнее см. «Как проходят госзакупки: электронный аукцион, открытый конкурс, запрос предложений и котировок»). Рассмотрим каждый вариант в отдельности.

Закупки в рамках Закона № 44-ФЗ

Льготы, предусмотренные для субъектов малого предпринимательства (СМП), установлены статьей 30 Закона № 44-ФЗ.

Какие квоты установлены для СМП

Закон № 44-ФЗ обязывает госзаказчиков закупать у субъектов малого предпринимательства товары и услуги в объеме не менее 15% от совокупного годового объема закупок. За невыполнение квоты заказчикам грозит штраф в размере 50 000 рублей.

Ежегодно до 1 апреля заказчики должны публиковать в Единой информационной системе (ЕИС) отчет о закупках у СМП за прошедший год. В отчете отражаются только состоявшиеся закупки, в которых было заявлено преимущество для малого бизнеса.

В каких закупках участвуют субъекты малого предпринимательства

СМП могут на общих основаниях принять участие во всех без исключения закупках. Нужно лишь, чтобы поставщик соответствовал требованиям заказчика и располагал ресурсами для выполнения контракта.

Однако шансы на победу намного выше в тендерах, которые проводятся специально для субъектов малого предпринимательства. Здесь нет представителей среднего и крупного бизнеса, поэтому конкуренция не такая высокая.

Чтобы не пропустить размещение информации о нужной закупке, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). При этом можно включить фильтр, отбирающий тендеры для малого и среднего бизнеса. После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Заказчики вправе проводить закупки у малого бизнеса шестью способами: посредством открытого конкурса (см. «Госзакупки по 44-ФЗ: что нужно знать об открытом конкурсе»), электронного аукциона (см. «Электронный аукцион: что нужно знать поставщикам и подрядчикам»), запроса котировок (см. «Запрос котировок в системе госзакупок: что нужно знать поставщикам и подрядчикам»), запроса предложений (см. «Госзакупки: что нужно знать поставщикам, участвующим в запросе предложений»), конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса. Начальная (максимальная) цена (НМЦ) таких закупок не может быть выше 20 000 000 рублей.

При подаче заявки на участие поставщик должен предоставить декларацию о принадлежности к малому бизнесу. Иногда форму декларации разрабатывает заказчик. Но в некоторых закупках бланка декларации нет, и тогда участники могут воспользоваться формой, разработанной специалистами «СКБ Контур».

Какие льготы предусмотрены для СМП

Во-первых, сумма обеспечения заявки не может превышать двух процентов от НМЦ контракта (для «обычных» участников обеспечительный платеж, как правило, равен пяти процентам).

Во-вторых, госзаказчик обязан оплатить товары или работы не позднее 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (для «обычных» участников срок оплаты контракта составляет 30 календарных дней).

При проведении торгов в рамках Закона № 223-ФЗ действуют льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП). Данные льготы закреплены постановлением Правительства РФ от 11.12.14 № 1352. Предоставление льгот контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Какие квоты установлены для СМиСП

Госзаказчики с выручкой, превышающей 2 миллиарда рублей, обязаны закупать у субъектов малого и среднего предпринимательства товары и услуги в объеме не менее восемнадцати процентов от общего объема закупок. При этом десять процентов закупок необходимо производить строго среди представителей малого бизнеса. Добавим, что в зачет идут лишь состоявшиеся закупки.

Государственный заказчик должен перечислить в своем положении о закупках коды ОКПД2 всех товаров и услуг, которые он будет приобретать у СМиСП. Также заказчик обязан соблюдать следующее правило:

если НМЦ контракта не превышает 50 000 000 рублей, закупка из данного перечня проводится строго у СМиСП; если НМЦ договора от 50 000 000 до 200 000 000 рублей, заказчик волен решать, среди кого проводить закупку: среди СМиСП или среди представителей крупного бизнеса.

В каких закупках участвуют СМиСП

Субъекты малого и среднего предпринимательства могут на общих основаниях принять участие во всех без исключения закупках. Нужно лишь, чтобы поставщик соответствовал требованиям заказчика и располагал ресурсами для выполнения контракта.

Однако шансы на победу намного выше в тендерах, которые проводятся специально для субъектов малого и среднего предпринимательства. Здесь нет представителей крупного бизнеса, поэтому конкуренция не такая высокая. Такие торги проводятся либо для самих СМиСП, либо для всех участников с условием привлечения СМиСП на субподряд.

При подаче заявки на участие поставщик должен предоставить декларацию о принадлежности к малому и среднему бизнесу. Форма такой декларации приведена в приложении к постановлению Правительства № 1352.

Какие льготы предусмотрены для СМиСП

Во-первых, Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков, чтобы те перечислили обеспечение заявки и контракта (см. «Обеспечительные платежи при участии в госзакупках: когда их можно заменить банковской гарантией»). Но даже если в документации по закупке есть подобное требование, то для МСиСП действуют льготные условия. Так, сумма обеспечения заявки не может превышать двух процентов от НМЦ контракта (для «обычных» участников обеспечительный платеж, как правило, равен пяти процентам). Сумма обеспечения контракта не может превышать пяти процентов от НМЦ или должна равняться сумме аванса (для «обычных» участников обеспечение контракта, как правило, составляет 30 процентов от НМЦ).

Во-вторых, максимальный срок оплаты по контракту для СМиСП не может превышать 30 календарных дней (для «обычных» участников срок оплаты не регламентирован; см. «Возврат обеспечения и оплата контракта: в какие сроки заказчик должен вернуть участникам торгов обеспечительные платежи и оплатить контракт»).

В-третьих, госзаказчик может утвердить собственную программу партнерства для субъектов малого и среднего предпринимательства и установить льготы для ее участников.

Обратите внимание: для работы в систем госзакупок и для участия во многих видах торгов необходима специальная электронная подпись.

Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства», иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Уставом.

Торг уместен

На отсутствие должного регулирования закупочной деятельности бизнес сетовал давно. О том же говорили и в Федеральной антимонопольной службе. Как рассказали в ведомстве «РГ», в 2016 году от участников закупок поступило 7767 жалоб по закону о закупках, а за первое полугодие этого года — уже 4366 жалоб. Особенно чувствительны к действующей системе малый и средний бизнес.

Поправки распространили на госкомпании многие нормы из сферы госзакупок. Все эти изменения будут способствовать повышению конкуренции, считает вице-президент «ОПОРЫ России» Виктор Степанов. С одной стороны, изменения четче регламентируют процесс закупки, с другой — облегчают жизнь малому и среднему бизнесу (МСБ). В частности, установлен закрытый перечень способов закупок у МСБ и их полный перевод в электронную форму. Установлены требования к описанию объекта закупки. Кроме того, расширен круг оснований для обжалования действий заказчика.

Послабления для МСБ связаны прежде всего с ограничением размера обеспечения заявки. То есть отсекать участников закупки, устанавливая непомерные суммы обеспечения, больше не получится.

«Основной целью нововведений является расширение доступа к корпоративным закупкам со стороны МСБ. Расширение круга оснований для обжалования повышает юридическую защищенность поставщиков. Отмена гарантийного обеспечения в конкурентных закупках до пяти миллионов рублей позволит предпринимателям активнее участвовать в закупках по 223-ФЗ», — говорит Степанов.

Расширять конкуренцию необходимо. По данным мониторинга минфина о применении закона о закупках госкомпаний, в первом полугодии 2017 года более 94 процентов закупок проходило на неконкурентной основе, то есть с единственным поставщиком или путем торгов с применением «иных способов». Причем количество таких «иных способов», то есть без открытых торгов, растет.

В закупках госкомпаний по 223-ФЗ небольшие аффилированные предприятия получают многомиллиардные контракты, чтобы формально была выполнена квота на участие в закупках малого и среднего бизнеса. Зато в закупках для государственных и муниципальных нужд тех же «малышей» постепенно оттесняют крупные компании. Согласно результатам мониторинга применения закона о контрактной системе (44-ФЗ) по итогам I полугодия 2017 года, количество извещений о закупках, участниками которых могут быть только представители МСБ и социально ориентированные некоммерческие организации, снизилось на 5,5 процента. Общая сумма таких закупок упала на четыре процента. На очереди — изменения в закон о контрактной системе.

Бизнес в целом заинтересован в повышении прозрачности торгов. Вопрос в том, каким путем это будет достигнуто. Главный принцип — перевод закупок в электронный вид. Торги будут проходить на универсальных площадках, действующих по закону 44-ФЗ. Закупки для малого и среднего бизнеса будут проводиться на федеральных площадках. Глава Единой электронной торговой площадки Антон Емельянов перевод всех закупочных процедур в электронный вид он назвал позитивным и долгожданным решением. Принятие этой части поправок является радикальным шагом для дальнейшего повышения прозрачности госзакупок, торги по которым должны проходить максимально конкурентно и открыто, говорит он.

Однако сразу перейти на электронные торги, видимо, оказалось непросто. Первоначально сделать это предполагалось прямо с января 2018 года. Но рынок к этому оказался не готов. В результате удалось убедить законодателя перенести обязательный переход на электронную форму торгов с 1 января 2019 года. (Постепенный переход начнется 1 июля 2018 года.)

Внесенные изменения могут стать началом преобразований системы закупок. К тому же, как это обычно бывает, после внедрения новшества какое-то время уйдет на устранение шероховатостей. «После окончательного принятия и вступления в силу этих поправок всем участникам закупочного процесса предстоит масштабная организационная и техническая работа по исполнению всех прописанных в поправках норм», — отмечает Емельянов.