Как платить на спецсчет по ндс

Запрос о спецсчете по НДС в Медке

В связи с изменениями в налоговом кодексе, вступившими с 01.01.2015 года, стал актуальным вопрос о специальном счете в системе электронного администрирования НДС.

Налоговая инспекция сообщала реквизиты спецсчета налогоплательщика путем отправки «Електронного повідомлення про взяття рахунків на облік в органах ДФСУ за даними, отриманими від банків та інших фінансових установ». В Медке данное электронное сообщение можно найти «Довідки державних органів» – «Інформаційна довідка». В верхнем левом углу находиться поле «Період», в котором указываем декабрь 2014 года и проверяем наличие электронного сообщения. Если в декабре 2014 года сообщение не отображается, выбираем январь 2015 года и т.д. до текущего периода.

Вышеуказанное электронное сообщение содержит наименование предприятия, код ЕГРПОУ, номер счета, дату открытия счета, а также дату взятия на учет ГФСУ.

Если данное сообщение не отображается ни в одном из периодов, необходимо сделать запрос самостоятельно в Медке. Заходим «Головне меню» – «Довідки державних органів» – «Інформаційна довідка», в правом верхнем углу «Файл» – «Створити довідку» – «Запит щодо отримання відомостей про стан рахунку в системі електронного адміністрування ПДВ». В данном бланке большинство полей заполняется автоматически из карточки предприятия. Поле «Номер рахунку» оставляем не заполненным. В поле « Запит №….» необходимо внести порядковый номер (1,2,3….). В ответ на такой запрос придет «Витяг з системи електронного адміністрування ПДВ», содержащий все реквизиты, которые необходимы для перечисления денежных средств на Ваш спецсчет по НДС.

На данный момент со спецсчета списываются деньги только в качестве уплаты налога по НДС по прошествии отчетного периода. Ожидается, что система администрирования летом начнет работать в полном масштабе, т.е. для регистрации налоговой накладной, необходимо будет в момент регистрации иметь на спецсчете деньги, достаточные для уплаты НДС по этой налоговой накладной. Пополнение счета происходит, в первую очередь, за счет входящих налоговых накладных и перечисляемых собственных средств предприятия.

Также, после перечисления денежных средств на спецсчет, можно отправить аналогичный запрос для получения информации о текущем состоянии счета. В ответ придет баланс счета, общие суммы налога по выданным и полученным налоговым накладным, а также прочая финансовая информация, содержащаяся в системе электронного администрирования по Вашему предприятию.

По каждому предприятию можно отправить лишь один такой запрос в сутки.

Вы можете получить исчерпывающие технические консультации по этому вопросу связавшись с нами – смотреть контактные данные.

Спецсчет по НДС: собственные или бюджетные средства ?

Для сельскохозяйственного производства, как приоритетной отрасли, предусмотрена льгота по НДС, которая заключается в возможности сельхозпроизводителям не платить НДС в бюджет, а использовать его собственными, специально указанные законодателем цели.

Так, согласно п.209.2. 209 НКУ в соответствии со специальным режимом налогообложения, избранным резидентом, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере сельского и лесного хозяйства и рыболовства, «сумма налога на добавленную стоимость, начисленная сельскохозяйственным предприятием на стоимость поставленных им сельскохозяйственных товаров / услуг, не подлежит уплате в бюджет и полностью остается в распоряжении такого сельскохозяйственного предприятия для возмещения суммы налога, уплаченной (начисленной) поставщику на стоимость производственных факторов, за счет которых сформирован налоговый кредит, а при наличии остатка такой суммы налога — для других производственных целей ».

Порядок аккумулирования сельскохозяйственными предприятиями сумм НДС на специальных счетах, открытых в банках и / или органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств, утвержденный постановлением КМУ от 12.01.2011 г.. № 11. В соответствии с п.1 этим Порядком определяется «механизм аккумулирования сумм налога на добавленную стоимость на специальных счетах, открытых в банках и / или органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств, не подлежащих уплате в бюджет и начисляются сельскохозяйственными предприятиями — субъектами специального режима налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства и рыболовства на стоимость поставленных ими сельскохозяйственных товаров (услуг) ».

Возникает ли ответственность у субъекта спецрежима, который несвоевременно «аккумулирует» суммы НДС для целевого использования? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим подробнее нормы действующего законодательства.

Средства на спецсчета — не денежные средства бюджета

О том, что сумма НДС, которая аккумулируется на специальном счете, не подлежит изъятию в государственный бюджет, прямо говорится и в п.4 Порядка. Этот НДС должен использоваться сельскохозяйственным предприятием в соответствии с п.209.2 ст.209 НКУ, а начиная с 01.01.2018 г.. Перечисляется на текущий счет сельскохозяйственного предприятия.

Учитывая прямые предостережения НКУ и Порядка, следует сделать вывод о том, что:

  • суммы НДС, которые попали на спецсчет сельхозпредприятия, являются средствами, которые принадлежат такому сельхозпредприятию;
  • эти средства не выплачиваются в государственный бюджет Украины и не подлежат изъятию;
  • в пределах целевого назначения эти средства используются сельхозпредприятием, то есть остаются в его распоряжении.

Все эти признаки указанных средств является свидетельством того, что они не являются ни бюджетными, ни государственными.

Согласно ст.2 БКУ [1] бюджетные средства (средства бюджета) — это «надлежащие соответствии с законодательством поступления бюджета и расходы бюджета». Поэтому, средства сельхозпредприятия, находящихся на его спецсчета, не является бюджетным, поскольку законодатель прямо указывает на то, что они не поступают в бюджет, не является его (бюджета) поступлениями.

Даже в условиях действия электронных счетов, предназначенных для администрирования НДС, средства на спецсчета не приобретает статуса бюджетных. Так, письмом от 11.09.2015 г.. № 33835/7 / 99-99-19-03-01-17 ГФСУ разъяснила, что «сельскохозяйственные предприятия используют в системе электронного администрирования два электронных счета: основной и дополнительный».

При этом основной электронный счет предназначена для проведения расчетов с бюджетом по деятельности другой, чем сельскохозяйственная, а «дополнительный электронный счет предназначен для перечисления средств на специальные счета сельскохозяйственных предприятий».

Однако средства на этом дополнительном счете не задерживаются даже на один операционный день. Они «автоматически перечисляются Государственной казначейской службой на специальные счета сельскохозяйственных предприятий в течение операционного дня, в котором средства поступили на такие электронные счета».

То есть, технический вопрос, связанный с электронным администрированием НДС, решено таким образом, что суммы НДС, необходимые для составления налоговых накладных сельхозпроизводителями при продаже сельхозпродукции, статуса бюджетных не приобретает: они остаются на спецсчета такого сельхозпроизводителя, которым он распоряжается самостоятельно (а именно использует на производственные цели, которыми считаются расходы, непосредственно связанные с ведением деятельности в сфере сельского хозяйства). Ведь электронный счет (основной или дополнительный) также счету налогоплательщика, а не бюджетным счетом.

Средства на спецсчета — неденежное обязательства

На практике проблематичным оказался вопрос ответственности сельхозпроизводителя за нарушение порядка пользования данной льготой, а именно вопрос применения штрафов за несвоевременное перечисление НДС сельхозпроизводителем на спецсчет.

Так, если до введения системы электронного администрирования НДС, средства на спецсчет попадали непосредственно с текущего счета сельхозпроизводителя, то возникал вопрос о сроках такого перечисления. Налоговики считали, что этими сроками является предусмотренные п.203.2 ст.203 НКУ, согласно которому «сумма налогового обязательства, указанная плательщиком налога в поданной им налоговой декларации, подлежит уплате в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного пунктом 203.1 этой статьи для представления налоговой декларации ».

Но в соответствии с пп.14.1.156. п.14.1. ст.14 НКУ такие средства не соответствовали признакам налогового обязательства из-за того, что сумма НДС, которая подлежала перечислению сельхозпроизводителем на спецсчет, не подлежала уплате именно в соответствующий бюджет. И хотя в соответствии Порядком было предусмотрено, что сумма ПДВперераховуетьсяним «с текущего счета на специальный счет в сроки, установленные статьей 203 Кодекса для перечисления суммы налога на добавленную стоимость в государственный бюджет», однако в этом случае КМУ применил ст.203 по аналогии. Так что их нарушение не могло быть основанием для применения санкций в соответствии с ст.126 НКУ.

Не соответствует указанная сумма НДС и признакам денежного обязательства, поскольку в соответствии с пп.14.1.39. п.14.1. ст.14 НКУ «денежное обязательство налогоплательщика — это сумма средств, которую налогоплательщик должен уплатить в соответствующий бюджет как налоговое обязательство». А санкция в виде штрафа в размере 10 и 20 процентов (в зависимости от срока задержки) в соответствии с ст.126 НКУ должна начисляться именно на «согласованную сумму денежного обязательства» — даже не налогового обязательства.

С этой позиции совершенно непонятным и нелогичным вывод ВАСУ в постановлении от 11.03.2015р. № К / 800/53401/14 о том, что несвоевременно перечислена сельхозпроизводителем с текущего счета на спецсчет сумма НДС является денежным обязательством.

При этом, если апелляционный суд пришел к вполне логичному выводу о том, что «сумма НДС, подлежащая уплате (перечислению) на специальный счет, не может считаться денежным обязательствам, в понимании пп. 14.1.39 п. 14.1 ст. 14 НК Украины, а значит, даже в случае несвоевременного перечисления денежных средств на спецсчет предприятия, штрафные санкции, указанные в п. 126.1 ст. 126 НК Украины не могут быть применены к истцу, который находится на специальном режиме налогообложения в сфере сельского хозяйства », то мнение ВАСУ о том, что« нормами налогового законодательства такие предприятия не освобождаются от обязанности соблюдать при перечислении средств на спецсчет предельных сроков уплаты налоговых обязательств, определенных п. 203.2 ст. 203 НК Украины, а также от ответственности, предусмотренной п. 126.1 ст. 126 НК Украины в виде штрафа за их нарушение », по крайней мере противоречит ст.19 Конституции Украины.

Согласно ст.19 Конституции Украины «правовой порядок в Украине основывается на принципах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством». Поскольку НКУ не предусматривал сроков перечисления сельхозпроизводителем средств на спецсчет и тем более не предусматривал обязанности такого плательщика платить штраф, установленный п.126.1 НКУ, то применение этих норм НКУ в сельхозпроизводителя являются действиями, которые выходят за пределы полномочий налогового органа. А согласно ч.2 ст.19 Конституции «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины».

Таким образом, применение положений ст.203 и соответственно ст.126 НКУ в сельхозпроизводителя о перечислении средств с текущего счета на спецсчет является ничем иным как привлечение такого налогоплательщика к ответственности по аналогии закона, что само по себе уже является неправомерным.

Спецсчет и электронное администрирование

Со времени введения системы электронного администрирования НДС проблема сроков перечисления сельхозпроизводителем средств на спецсчет имеет отпасть, поскольку средства на такой счет попадают по дополнительному электронного счета (по НКУ: с «собственного счета в системе электронного администрирования налога, открытого для перечисления средств на специальные счета») . С такого счета средства перечисляются органом Госказначейства на спецсчет в течение того же операционного дня автоматически.

Поэтому вопрос заключается в том, когда должен быть выполнен обязанность сельхозпроизводителя перечислить средства НДС на дополнительный электронный счет. И ответ на него содержится в ч.5 п.209.2. 209 НКУ: «сельскохозяйственные предприятия — субъекты специального режима налогообложения в сроки, установленные настоящим Кодексом для самостоятельной уплаты налоговых обязательств, должны обеспечить перечисление на их счет в системе электронного администрирования налога, открытый для перечисления средств на специальные счета, средств в размере, достаточном для перечисления на специальный счет на основании налоговой декларации, в которой отражаются результаты деятельности в рамках специального режима налогообложения в течение отчетного (налогового) периода ».

Как будут работать спецсчета по НДС

Татьяна Григорян, партнер аудиторской фирмы «Аксенова и партнеры» рассказала Delo.UA о механизме электронного администрирования НДС, одобренном Верховной Радой

По инициативе Кабинета Министров Украины и при поддержке Верховной Рады для администрирования налога на добавленную стоимость вводятся спецсчета по НДС. Со слов премьер-министра Украины Арсения Яценюка, потери госбюджета из-за злоупотреблений с НДС составляют около 12 млрд гривень в год. Кабмин заверил, что предложенная им модель даст возможность всем честным налогоплательщикам «как платить НДС, так и получать возмещение налога на добавленную стоимость, а не ждать месяцами». Яценюк убежден, что введение таких счетов позволит решить проблему коррупции и злоупотреблений при возмещении НДС.

Введение спецсчетов по НДС — это не новость, уже неоднократно законодатели пытались ввести в действие такой механизм. Впервые о нем заговорили еще весной 2004 году, когда Леонид Кучма своим указом ввел специальные счета. Однако под шквалом критики он вначале перенес его действие, а затем и вовсе отказался от затеи. Во второй раз к введению спецсчетов вернулся Кабмин под руководством Азарова в 2006 году, эта попытка также не увенчалась успехом.

Система электронного администрирования НДС будет введена в Украине с 1 января 2015 года, а не с 1 ноября 2014 года, как планировалось ранее. До момента ее введения — 1 января 2015 года — система электронного администрирования НДС-счетов будет совершенствоваться. То есть, на данный момент отсутствует четкий технический механизм работы таких счетов. Порядок электронного администрирования налога на добавленную стоимость будет установлен Кабинетом Министров Украины.

Нововведениями в НКУ предусмотрено автоматическое открытие спецсчетов в системе электронного администрирования НДС в банке, который определит Кабмин, то есть счета будут открывать не в банке, в котором обслуживаются налогоплательщики.

Как пояснил руководитель Государственной фискальной службы Игорь Билоус, система электронного администрирования НДС будет состоять из трех основных элементов: электронного Единого реестра налоговых накладных, из банка, в котором автоматически будут открыты счета всем плательщикам НДС, и из базы данных таможни об импорте и экспорте товаров. Кроме того, будет уменьшено число критериев для автоматического бюджетного возмещения, а возмещение НДС экспортерам и инвесторам в автоматическом режиме будет осуществляться на месяц раньше, чем сейчас.

Система электронного администрирования налога на добавленную стоимость будет обеспечивать автоматический учет в разрезе налогоплательщиков:

— суммы налога, который содержится в выданных и полученных налоговых накладных, зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных;
— суммы налога, уплаченного при ввозе товара на таможенную территорию Украины;
— суммы пополнения и остатка средств на счетах в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость;
— суммы налога, на которую плательщики имеют право выдать налоговые накладные.

Предусмотрено, что на счета в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость плательщика будут зачисляться средства:

— с собственного текущего счета плательщика, в суммах, необходимых для увеличения размера суммы НДС;
— из собственного текущего счета плательщика, в суммах, недостаточных для оплаты в бюджет согласованных налоговых обязательств по этому налогу;
— с собственного текущего счета плательщика, суммы налога, полученного от покупателей при проведении операций по продаже товаров / услуг за наличные средства или при проведении бартерных (товарообменных операций);
— с собственного текущего счета плательщика, суммы налога, начисленного плательщиком по результатам проведения операций, предусмотренных пунктом 198.5 НКУ (в случае использования товаров/услуг, необоротных активов в операциях, которые не являются объектом налогообложения НДС, льготных операциях и пр.)

Согласно новых норм НК, со счета в системе электронного администрирования НДС плательщика перечисляются средства в государственный бюджет или на специальный счет плательщика — сельскохозяйственного предприятия, который избрал специальный режим налогообложения, в сумме налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, подлежащего уплате по результатам отчетного налогового периода.

По итогам отчетного налогового периода плательщиком производится расчет с бюджетом в порядке, определенном статьей 200 НКУ (разница между суммой налогового обязательства и суммой налогового кредита по НДС за отчетный период). Для перечисления налога в бюджет ГФС направляет банку, в котором открыты НДС-счета, реестр плательщиков, в котором указывается название плательщика, код ЕГРПОУ и индивидуальный налоговый номер плательщика, отчетный период и сумму налога. На основании такого реестра банк перечисляет суммы налога в бюджет.

Средства, зачисленные на НДС-счет плательщика, могут использоваться исключительно для уплаты налога в бюджет или перечисления денежных средств на спецсчет плательщика сельхозпредприятия на спецрежиме.

Соответственно, введение электронной системы администрирования НДС предполагает полный переход на электронную отчетность и необходимость регистрации в ЕРНН всех налоговых накладных и расчетов корректировки (независимо от суммы).

Законодатели считают, что введение системы электронного администрирования НДС позволит свести к минимуму злоупотребления при возмещении НДС, увеличить поступления в бюджет и снизить количество проверок. В то же время такая система может негативно сказаться на бизнесе за счет ограничения возможности пользоваться пятой частью денежных средств для полноценного функционирования предприятий.

Возможно, какая-то часть предприятий задумается о переходе на упрощенную систему налогообложения (станет плательщиком единого налога), дабы избежать «замораживания» собственных оборотных средств, но при этом на таких предприятиях также вырастет налоговая нагрузка, ведь единый налог платится по кассовому методу, а значит пополнение бюджета страны не пострадает.

Специально для НДС

Власти решают, как лучше усилить контроль за перечислением НДС в бюджет: ввести специальные счета для расчетов по этому налогу или электронные счета-фактуры? А может, и то и другое?

Материал предоставлен журналом
«Расчет» (№8, 2003)

Ознакомиться с содержанием номера
вы можете в разделе
«Периодика»
либо непосредственно на сайте журнала
www.raschet.ru

Власти решают, как лучше усилить контроль за перечислением НДС в бюджет: ввести специальные счета для расчетов по этому налогу или электронные счета-фактуры? А может, и то и другое?

Когда весной правительство отказалось снизить ставку НДС больше чем на 2 процента, представители крупного бизнеса предложили кабинету министров улучшить контроль за уплатой этого налога. Это увеличило бы его поступления в бюджет, а значит, позволило бы более радикально снизить его ставку. Скажем, процентов до десяти.

Систему контроля за поступлением НДС правительство и само давно собирается менять. Не может только решить, как именно. У чиновников есть два варианта, и сейчас они решают, какой из них лучше: введение спецсчетов в банках для НДС (чтобы контролировать расчеты) или электронных счетов-фактур (чтобы следить за движением товара). Есть еще и третий вариант: ввести и то и другое одновременно.

Идея выделить все движение НДС в стране на специальные счета фирм и предпринимателей в банках всплывает не в первый раз. В МНС об этом публично заговорили год назад. Тогда, на очередной коллегии, замминистра по налогам и сборам Виктор Мишин предложил с помощью спецсчетов решить проблему мошеннического возмещения из бюджета «экспортного» НДС. Годом раньше спецсчета предложил ввести бывший тогда советником Минфина Владислав Конторович. В нынешнем же году с таким предложением обратились в правительство крупные предприниматели.

Изначально система спецсчетов была придумана для того, чтобы прикрыть незаконный возврат «экспортного» НДС. В большинстве мошеннических схем, как известно, используются фирмы-однодневки. «Пропуская» товар через несколько таких фиктивных посредников, можно искусственно завысить его стоимость, а значит, и начисляемый на нее НДС. Однодневки налог в бюджет, естественно, не платят, а стоящий в конце их цепочки экспортер (или лжеэкспортер) получает всю его «накрученную» сумму из бюджета. Недоимку по НДС с заброшенных однодневок, понятно, не взыщешь.

Спецсчета делают эту схему бессмысленной. Исчезая, однодневка все равно оставит причитающийся бюджету НДС на спецсчете, ведь забрать с него деньги она не может. Оттуда его рано или поздно спишут налоговики.

Сейчас над идеей введения спецсчетов размышляет межведомственная комиссия из специалистов Минфина, МНС, Минэкономразвития и Центробанка. Свои предложения на этот счет направили кабинету министров крупнейшие предприниматели. Однако более или менее внятный проект на сегодняшний день смог представить лишь глава Бюджетного комитета Совета Федерации Евгений Бушмин. Впрочем, последнее время исходящие от сенаторов предложения в области налогов весьма похожи на идеи представителей крупного бизнеса. Так что можно предположить, что проект Бушмина разработан не без их помощи. Как бы то ни было, он позволяет хоть в некоторой степени представить реалии функционирования системы спецсчетов и оценить последствия ее введения.

Проект предполагает, что открытие НДС-счета в банке станет обязанностью каждой фирмы или предпринимателя. Тогда весь НДС в стране будет «проходить» только через такие счета, не попадая на расчетные. К каждому спецсчету банки заведут внебалансовый аналитический счет. На нем они будут вести учет, показывающий, сколько собственных денег вложено фирмой в уплату НДС (контрагентам и в бюджет). Разумеется, владельцу спецсчета придется платить комиссию банку. А может быть, и не одному – ведь спецсчет должен быть открыт к каждому расчетному, которых у большинства фирм несколько. И это не самые большие расходы, которых потребует от фирм введение спецсчетов.

Находящиеся на НДС-счете деньги будут оставаться собственностью фирмы. Однако свободно распоряжаться ими она не сможет – со спецсчета деньги могут уходить только на такие же спецсчета контрагентов, в бюджет (когда наступает срок платежа), на НДС-счет самой фирмы в другом банке. Или же на ее расчетный счет, но лишь в пределах той суммы собственных денег, которую фирма раньше с него перечислила на специальный счет для его пополнения.

Соответственно зачисляться на спецсчет деньги могут только с НДС-счетов других фирм, НДС-счета самой фирмы в другом банке, из бюджета при возврате «экспортного» НДС и с ее расчетного счета. Если в последнем случае речь идет о собственных средствах фирмы, то банк отразит их сумму на внебалансовом аналитическом счете. Если же с расчетного счета на специальный зачисляется НДС, «сидящий» в инкассированной выручке розничного торговца, то учитывать его на аналитическом счете банк не станет. Ведь это не собственные деньги фирмы, а полученный от покупателей НДС.

Следить за тем, чтобы со специального счета на расчетный не ушло лишнего, будет банк. Для этого внебалансовый аналитический счет ему и нужен. Суммы пополнения спецсчета с расчетного в нем будут отражаться со знаком «плюс», а суммы возврата денег со специального на расчетный – со знаком «минус». То есть отрицательным остаток по аналитическому счету быть не может. Учитывая суммы денег, которые будут оставаться на спецсчетах фирм, банки возьмутся за подобный контроль с радостью.

В итоге схема расчетов будет выглядеть следующим образом. Предположим, фирма «Бета» рассчитывает НДС «по оплате». Она покупает у фирмы «Альфа» сырье для своей продукции за 120 рублей (из которых 20 руб. – НДС). 100 рублей (цена товара) «Бета» перечисляет на расчетный счет «Альфы». А 20 рублей (НДС) зачисляет на свой спецсчет. Одновременно банк отражает их поступление на аналитическом счете. Затем со спецсчета «Беты» эти 20 рублей НДС уходят на спецсчет «Альфы».

Из сырья «Бета» производит некую продукцию. И продает ее фирме «Гамма» за 270 рублей, из которых 45 – НДС. Эти 45 рублей «Гамма» перечисляет на свой спецсчет (одновременно банк отражает его пополнение на аналитическом счете), а затем оттуда – на спецсчет «Беты». С него на свой расчетный счет «Бета» может «забрать» лишь 20 рублей. Ведь именно столько раньше (при покупке сырья у «Альфы») она перечислила с него на спецсчет, и именно эта сумма составляет остаток аналитического счета. Для «Беты» это сумма вычета по НДС.

Остающиеся же на спецсчете 25 рублей «Бета» может либо заплатить в бюджет, либо перечислить поставщикам при очередной закупке сырья в оплату предъявленного ими НДС. Представьте, что деньги пришли на спецсчет в начале месяца и до его конца «Бета» больше не будет ничего покупать у поставщиков. Выходит, что до наступления срока уплаты НДС (то есть целый месяц) эти 25 рублей оказываются для «Беты» «замороженными» на спецсчете, хотя и остаются при этом декларативно ее собственностью. Зато ими свободно будет пользоваться банк. Понимая это, авторы проекта предложили заставить банки платить небольшой процент на остаток средств на спецсчете его владельцу.

Если бы «Бета» считала НДС по «отгрузке» и не получила в текущем месяце оплаты от «Гаммы», то должна была бы, как и сейчас, заплатить 25 рублей (45–20) НДС из собственных средств. Но не напрямую с расчетного счета, а «пропустив» их через специальный. Потом, когда на него придет НДС от покупателя, фирма сможет «забрать» эту сумму к себе на расчетный счет.

Очевидно, что система спецсчетов дает сбой при неденежных расчетах за продукцию – кусочек векселя или часть встречного товара через спецсчет не «пропустишь». Выход авторы проекта нашли «блестящий»: обязать всех без исключения оплачивать предъявленную продавцом сумму НДС только деньгами. Разумеется, через спецсчет. О том, что фирмы обращаются к неденежным расчетам тогда, когда у них нет денег или имеющиеся необходимо направить на первоочередные нужды, авторы проекта не вспомнили. Видимо, первой необходимостью всех и каждого они считают пополнение бюджета. А уж каким после этого будет финансовое состояние самой фирмы – дело десятое.

Упустили авторы проекта из виду и то, что иногда фирмы рассчитываются наличными (в пределах 60-тысячного лимита). Но решение, которое найдут власти, легко предсказать: предъявленную продавцом сумму НДС нужно будет перечислять на его спецсчет, предварительно зачислив на свой расчетный. В этом, кстати, будет заинтересован сам покупатель, иначе он, получив на спецсчет деньги от покупателя уже своей продукции, не сможет потом забрать оттуда заплаченную своему поставщику сумму НДС.

Данные аналитических счетов будут активно использовать налоговики и прочие фискальные ведомства. Сравнивая сумму НДС, которую фирма требует вернуть из бюджета, с данными аналитического счета, контролеры смогут понять, законно это требование или нет. Таким образом, невозможным станет получить из бюджета сумму больше той, которая из собственных денег была через спецсчет заплачена в качестве НДС (бюджету или поставщикам). Но даже если налоговики ошибутся и вернут фирме налога больше чем надо, то забрать с НДС-счета сумму превышения она не сможет – сработает контроль банка. Ведь он следит за тем, чтобы со специального счета на расчетный списывалось не больше, чем было раньше зачислено из собственных денег.

Зато могут существенно сократиться сроки возврата НДС экспортерам. Ведь для проверки обоснованности требования налоговикам достаточно будет запросить у всех банков, в которых у экспортера открыты расчетные (а значит, и специальные) счета, данные внебалансовых аналитических счетов. И не понадобится никаких встречных проверок, запросов в другие инспекции и т. п.

Кроме того, система спецсчетов нужна государству для планирования. Во-первых, объемов поступления НДС в бюджет (исходя из суммарных балансов всех специальных и аналитических счетов). А во-вторых, налоговых проверок. Владельцев тех спецсчетов, с которых деньги в течение нескольких месяцев подряд не уходят в бюджет, налоговики станут проверять в первую очередь и с пристрастием.

Главное же, что, введя спецсчета, государство гарантирует себе наличие денег для перечисления НДС у каждого его плательщика. Ведь предназначенные бюджету деньги в системе спецсчетов «застревают» и никуда из нее уйти не могут. Тем самым из оборота фирм будет изъята немалая часть денег. Ратующие за перевод всей страны на НДС-счета крупные компании, безусловно, могут себе это позволить. А вот средний и мелкий бизнес при определенных обстоятельствах недостаток оборотных средств может разорить.

Правда, авторы проекта рассчитывают, что, оказавшись в столь существенном выигрыше, власти не поскупятся и как следует снизят ставку НДС, и тогда всем станет хорошо. Возможен, правда, и другой вариант развития событий: бизнес по-прежнему станет платить ровно столько НДС, сколько захочет, еще больше уйдя в тень или придумав новые схемы минимизации налога.

Альтернатива или дополнение?

Второй способ усиления контроля за НДС, над которым сейчас думают в правительстве, – введение электронных счетов-фактур. В департаменте косвенных налогов МНС сейчас вовсю трудятся над разработкой механизма их функционирования. В главном же источнике налоговых законопроектов – Минфине – отнюдь не исключают, что электронные счета-фактуры будут введены одновременно с системой спецсчетов. Однако подчеркивают, что окончательного решения на этот счет пока нет.

Механизм контроля с помощью электронных счетов-фактур довольно прост. Все без исключения счета-фактуры нужно будет оформлять в специальной, единой для всех, программе и отсылать в налоговую инспекцию в электронном виде. По ним инспекторы будут отслеживать движение товаров и следить, чтобы на всех его этапах был заплачен НДС. При этом задумано три уровня контроля: если оба участника облагаемой НДС операции находятся в ведении одной инспекции, то сверкой счетов-фактур на полученные и отгруженные товары занимается она сама. Если в ведении разных инспекций, но в пределах одного региона, то за сверку возьмется региональное управление министерства. А если в разных регионах, то само МНС. Там же будут изучать счета-фактуры, касающиеся движения экспортного товара.

Как видно, если спецсчета несут неприятности в основном налогоплательщикам, то электронные счета-фактуры добавляют головной боли еще и самим налоговикам. Им существенно добавится работы (а значит, будет больше ошибок), да и нет во многих инспекциях необходимого компьютерного оборудования. Есть оно, кстати, далеко не у всех фирм и предпринимателей. «Если в Госдуме согласятся, что у каждых фирмы и предпринимателя должен быть компьютер, то законопроект о введении электронных счетов-фактур скоро может быть принят», – сказал наш собеседник из МНС. Впрочем, проект этот еще даже не разработан.

Ратующие за введение спецсчетов указывают на еще один недостаток контроля с помощью электронных счетов-фактур: даже обнаружив на том или ином этапе движения товара не собирающуюся платить НДС фирму-однодневку, налоговики все равно не смогут взыскать с нее налог.

Окончательное решение о введении спецсчетов и (или) электронных счетов-фактур останется скорее всего за межведомственной комиссией. Ведь депутаты в предвыборную пору вряд ли захотят выступить с инициативой ужесточения контроля за уплатой НДС тем или иным способом. Но, какое бы из «зол» ни выбрала комиссия, легче, как видно, не станет. Утешает лишь то, что, возможно, проблемы добавятся не скоро: наш собеседник из входящего в комиссию Минфина не исключил, что нововведения грянут уже в январе следующего года, но оценил вероятность этого как небольшую.

Научно-
образовательный
портал IQ

Спецсчета одобрены. — Осталось оценить последствия для экономики

С 1 июля 2004 г. все российские предприятия обяжут уплачивать НДС со специальных счетов. Одобрив вчера введение новой системы, правительство дало чиновникам два месяца на анализ последствий этой новации для экономики. Бизнесмены обещают подготовить к этому сроку собственные расчеты, которые покажут порочность идеи, овладевшей умами чиновников, пишут Ведомости. Заседание правительства вчера не принесло неожиданностей для налогоплательщиков. Кабинет одобрил введение с 1 июля 2004 г. специальных счетов для уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) , но не стал рассматривать все другие налоговые предложения чиновников.

Система спецсчетов предусматривает, что каждое предприятие (включая индивидуальных предпринимателей и те предприятия, которые вообще не платят НДС) будет обязано открыть в дополнение к расчетному счету еще и специальный счет для уплаты НДС. При расчетах компаниям придется перевести платеж без НДС на расчетный счет поставщика, а сумму налога — на спецсчет, откуда деньги могут быть направлены только для уплаты НДС — сразу в бюджет или другому поставщику, но тоже для уплаты НДС.

C 1 июля 2005 г. спецсчета дополнятся системой тотальной сверки электронных счетов-фактур, с помощью которой налоговики будут сравнивать данные, полученные от поставщиков и покупателей. Счет-фактура, который не найдет себе пары, будет считаться фальсифицированным, а налогоплательщик станет объектом тщательной проверки.

Предприниматели, в течение двух месяцев критиковавшие планируемые нововведения, на заседании правительства промолчали. По словам одного из участников заседания, никто из выступавших не возражал против спецсчетов НДС. «Идею одобрили все», — подтверждает руководитель департамента налоговой политики МНС Татьяна Карасева из МНС. «Мы готовим расчеты — как вырастут издержки компаний в разных отраслях экономики. После этого с цифрами в руках уже будем говорить с чиновниками», — объясняет пассивность бизнесменов замруководителя налогового комитета РСПП Станислав Воскресенский.

Свои расчеты к 1 декабря должны представить и чиновники. «У нас остается очень много вопросов к новой системе», — предупреждает замминистра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович. Минэкономразвития поручено просчитать макроэкономические последствия нововведений, и подчиненные Германа Грефа опасаются, что система спецсчетов приведет к росту цен и увеличению издержек предприятий. «Появление спецсчетов — это не техническая операция. Это революционное изменение, сравнимое только с отменой НДС», — говорит Дворкович.

В Минфине озабочены другими проблемами. «Нам, видимо, придется проводить очень серьезные переговоры с Белоруссией, потому что если они не введут у себя НДС-счета, то на поставки товаров из Белоруссии фактически будет объявлено эмбарго, — говорит первый замминистра финансов Сергей Шаталов. — Белорусский НДС не будет приниматься к вычету, а это будет крайне невыгодно российским предприятиям и покупателям». «Пока нет никаких вариантов решения этой проблемы», — подтверждает Карасева из МНС.

Однако в том, что спецсчета будут введены в любом случае, чиновники фискальных ведомств не сомневаются. По словам Шаталова, этот механизм «резко снизит» привлекательность схем лжеэкспорта, и дополнительные поступления в бюджет составят 100-150 млрд руб. ежегодно начиная уже с 2005 г. Поэтому с этого же года, согласно предложениям МНС, экспортеры смогут рассчитывать на уведомительный порядок возмещения НДС и его автоматический зачет против НДС по внутренним поставкам. Кроме того, с 2005 г. НДС по капвложениям, возможно, начнут возмещать в том же налоговом периоде, а не после постановки объекта на учет, а НДС с авансов по экспортным поставкам отменят. По словам Карасевой, окончательный пакет «компенсаций» налогоплательщикам будет внесен в правительство к 1 декабря.

Минфин ставит страну под тотальный контроль. — Новая налоговая реформа может вызвать шок у предпринимателей

Вчера правительство одобрило пакет предложений Министерства финансов и МНС, связанных с улучшением методов собирания налога на добавленную стоимость. В результате деловой климат в России может измениться до неузнаваемости, пишет Независимая газета. А государство, если верить первому замминистра финансов Сергею Шаталову, сможет получать сотни милиардов рублей дополнительных доходов.

Предложения Минфина заключаются в следующем. Каждое предприятие России должно будет дополнительно открыть по крайней мере один счет для расчетов по НДС. Этот счет можно использовать только для того, чтобы осуществлять расчеты по НДС с поставщиками и с покупателями, а также для расчетов с бюджетом. Если предприятие должно провести какую-то сделку, то вместо одного платежного поручения банку оно оформляет два: одно — по основной части сделки без НДС и другое — по НДС.

Средства со спецсчета на другие цели использовать невозможно: их будет нельзя переводить на расчетный счет или тем более обналичить. Сегодня наиболее популярным способом ухода от НДС является использование так называемых фирм-однодневок. Но если часть денег у однодневок будет на спецсчете, то, даже исчезнув, они эти деньги забрать не смогут.

Остается только гадать, какие дополнительные накладные расходы Минфин возложит на бизнес. И еще надо узнать, насколько увеличится стоимость расчетно-кассового обслуживания в банках: ведь кредитным учреждением придется обслуживать в два раза больше количество счетов. Кроме того, банки обязаны будут постоянно отчитываться перед МНС о состоянии спецсчетов.

По данным экспертов, сегодня государство недополучает в виде НДС от 100 до 300 млрд. рублей. На эту сумму после проведения реформы увеличится налоговая нагрузка на экономику. К тому же на спецсчетах фактически будут заморожены 20% оборотных средств предприятий.

Впрочем, режим спецсчетов не единственный сюрприз для бизнеса. Вся хозяйственная жизнь страны будет поставлена под строгий электронный контроль Министерства по налогам и сборам. Министерство финансов предлагает в течение 2005 года внедрить систему, в соответствии с которой налогоплательщики должны будут ежемесячно предоставлять в налоговые органы реестры входящих и выходящих счетов-фактур. По всей стране МНС расставит суперкомпьютеры, которые будут заняты сопоставлением входящих и исходящих реестров разных предприятий. Если компьютер обнаружит расхождение — это послужит поводом для того, чтобы МНС послать ревизора.

Кроме того, МНС хочет получить право автоматически списывать со счета налогоплательщика штрафы за налоговые нарушения. Сейчас для этого налоговая инспекция должна обратиться в суд. Нередко налоговые инспекции пропускают сроки подачи заявлений о взыскании штрафов. Согласно предлагаемым поправкам, о сроках обжалования штрафа должен беспокоиться налогоплательщик: ему предоставят срок оспаривания штрафа, а как только он истечет, деньги спишут автоматически.

Малый бизнес протестует против введения спецсчетов НДС. Общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» направила вчера письмо вице-премьеру Борису Алешину. В нем предприниматели сообщают о том, что введение спецсчетов ударит по их бизнесу. Они прогнозируют сокращение количества предприятий малого и среднего бизнеса и их массовый уход в тень из-за удорожания системы расчетов и невозможности расплачиваться по кредитам. «Это слишком высокая цена за облегчение механизма администрирования НДС», — пишут бизнесмены.

У предложенной реформы есть и плюсы и минусы. К плюсам относится улучшение собираемости налогов и ускорение возврата НДС экспортерам. Гораздо серьезнее — минусы. В результате реформы налоговые органы установят тотальный электронный контроль за хозяйственной деятельностью страны, из экономики будет изъята пятая часть оборотных средств всех предприятий, резко вырастут накладные расходы бизнеса и банков, а заодно и налоговая нагрузка. Тем не менее правительство предложения Мифина в целом одобрило. Минфину, МЭРТу и МНС дано поручение совместно с ЦБ РФ разработать и внести в Кабмин соответствующие законопроекты.

Репрессивным мерам в отношении неплательщиков налогов должно предшествовать снижение ставки налогов, считает экономист А.Шохин

Репрессивные меры в отношении неплательщиков налогов заставит представителей российского бизнеса еще больше уходить в тень, такое мнение высказал в беседе с корреспондентом радиостанции «Эхо Москвы» председатель наблюдательного совета инвестиционной компании «Ренессанс-Капитал», экономист Александр Шохин.

Применению репрессивных мер в отношении неплательщиков должно предшествовать приведение некоторых налогов в соответствие с реальностью, отметил он. В частности, по словам экономиста, это касается единого социального налога, который «заставляет бизнес платить зарплату работникам по различным серым схемам, не фиксируя это в ведомости». «Это неуплата налогов», но «сажать за то, что налоговая система еще до конца не реформирована» неправомерно, убежден А.Шохин. По его мнению, «необходимо снизить номинальную, установленную законом ставку налога до той, которая реально собирается, и лишь после этого ужесточить санкции за неуплату этого налога». «В ряде случаев это уже сделано, ставка подоходного налога сейчас такова, что не платить его просто стыдно», — отметил А.Шохин. В целом, полагает он, «общая логика правительства представляется правильной — либерализовать налоги, снизить их и ужесточить санкции за неуплату налогов». Первоочередные меры по совершенствованию налогового администрирования в 2003-2004 годах обсуждались сегодня на заседании российского правительства. Что касается Всемирного экономического форума в Москве, участником которого является А.Шохин, то этот вопрос подробно на форуме не обсуждался, сообщил корреспондент радиостанции «Эхо Москвы», вопрос о мерах по более эффективному сбору налогов на форуме подробно не обсуждался на прошедших сегодня пленарных заседаниях. Главная тема дискуссий — инвестиционные возможности России в условиях подъема экономики и укрепления политической стабильности, сообщил корреспондент «Эхо Москвы».