Как признать земельный участок бесхозяйным

Оглавление:

Определение Санчурского районного суда Кировской области от 24 января 2013 г. по делу N 2-12/2013 (ключевые темы: собственность на земельный участок — муниципальная собственность — прекращение права собственности — бесхозяйные объекты — дата государственной регистрации)

Определение Санчурского районного суда Кировской области от 24 января 2013 г. по делу N 2-12/2013

Председательствующего судьи Шевниной Г.Г. при секретаре Журавлёвой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску МО Санчурский муниципальный район в лице администрации о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости,

Истец — администрация Санчурского муниципального района Кировской области обратилась в суд с иском о признании права собственности на земельный участок кадастровый номер . . . . расположенный по адресу: . область, пгт. . , ул. . д. . , площадью . кв.м., земли населённых пунктов, разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства. В обоснование требований указано, что на основании заявления собственника данного земельного участка Лешкина А.Т., . г. рождения, проживающего в г. . , ул. . д. . кв. . от 02.12.2005 N . , поступившего на рассмотрение 02.12.2005, Лешкин А.Т. отказался от права собственности на указанный земельный участок. Управлением Федеральной регистрационной службы по Кировской области в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о принятии на учёт данного земельного участка как бесхозяйного. Так как прошло более года с момента признания земельного участка бесхозяйным, просит признать на спорный земельный участок право муниципальной собственности.

В судебном заседании представитель истца Киселёва Т.В. по доверенности, просит прекратить производство по гражданскому делу, мотивируя тем, что в настоящее время изменился порядок регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности. Данная регистрация происходит непосредственно в органах регистрации прав на недвижимое имущество. На спорном земельном участке строений и иной недвижимости нет.

Заслушав представителя истца, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 222 ч. 1 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора.

Из ст. 223 ГПК РФ следует, что производство по делу в случае оставления заявления без рассмотрения заканчивается определением суда. В этом определении суд обязан указать как устранить указанные в ст. 222 обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела.

Судом установлено, что собственник земельного участка Лешкин А.Т., . г. рождения, проживающий в г. . , ул. . д. . кв. . 14 октября 2005 года направил на имя главы Санчурского района заявление об отказе от права собственности на спорный земельный участок. Рассмотрев указанное заявление, пакет документов МО «Санчурский район» был направлен в Управление федеральной регистрационной службы по Кировской области. Согласно расписки N . от 02.12.2005 документы были приняты, спорный земельный участок был принят на учёт как бесхозяйное имущество. В то же время уведомления от 16.11.2012 г. в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений не установлено.

Согласно положениям статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок прекращается при отказе собственника от права собственности на него. Порядок государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него определен положениями статьи 30.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок установлены пунктом 2 статьи 53 Земельного кодекса, согласно которому отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

В силу статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством.

Поскольку нормами Земельного кодекса Российской Федерации не определено понятие отказа от права собственности на земельный участок как основания прекращения права собственности, в данном случае применимы общие нормы гражданского законодательства.

В соответствии со статьей 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Исходя из смысла названной нормы, отказ от права собственности заключается в полном отстранении собственника от принадлежавшей ему вещи, а не в отказе только от титула собственника при возможном сохранении отдельных правомочий.

Согласно абзацу 2 статьи 236 ГК РФ отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

При этом под отчуждением понимается передача имущества, принадлежащего одному лицу, в собственность другого лица. С учетом положений пункта 1 статьи 16 , пункта 3 статьи 18 , пункта 1.1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 30.2 Закона N 122-ФЗ при отказе гражданина или юридического лица от права собственности на земельный участок с даты государственной регистрации прекращения права собственности такой участок становится муниципальной собственностью.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что спорные правоотношения по прекращению права собственности на земельный участок подлежат регистрации в Управлении Росреестра по Кировской области и только в случае отказа в регистрации права собственности, заявитель вправе обратиться в суд.

Руководствуясь статьями 222 , 223 , 224 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Исковое заявление МО Санчурский муниципальный район в лице администрации о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости — земельный участок, принадлежащий на праве собственности Лешкину А.Т., . г. рождения, проживающего в г. . , ул. . д. . кв. . от 02.12.2005 N . оставить без рассмотрения.

Разъяснить истцу право для регистрации прекращения права собственности на земельный участок обратиться в Управлении Росреестра по Кировской области.

На определение может быть подана частная жалоба в Кировский областной суд в течение 15 дней через Санчурский районный суд.

Как оформить в собственность бесхозный земельный участок

У нас в садоводческом кооперативе есть бесхозные участки уже 24 года налоги не платятся, взносы и освещение, заросшие пожароопасные участки.

Проблема в том, как быть с ними, как признать их бесхозными официально? Со слов председателя, по суду их отнимают после уведомления через 10-8 лет. Два участка уже отсужены, но в пользу не нашу(кооператива), а к администрации по земельным делам Калужской области. Разъясните наши права для администрации.

Ответы юристов (4)

Добрый день, Людмила!

В соответствии со ст. 255 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Таким образом, скорее всего два таких участка, о которых Вы пишите, перешли в муниципальную собственность.

Что касается приобретения права собственности на такой участок, то ст. 234 ГК РФ предусмотрен порядок приобретения права собственности в силу приобретательской давности.

Лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

Таким образом, приобрести право собственности на такой участок возможно по истечении 18 лет открытого владения участком (15 лет + 3 года исковой давности) путем подачи искового заявления в суд о признании права собственности на садовый участок в силу приобретательской давности. Как видите, времени потребуется много, если речь вести о праве собственности. При этом Вы должны будете доказать, что владели таким участком добросовестно, открыто и непрерывно втечение 15 лет, т.е. ухаживали за ним, несли все необходимые расходы и т.п. При этом нет гарантии, что не появится собственник участка или его правопреемники. В любом случае для начала выясните, кто собственник и есть ли он вообще. Если нет и участок на учете, т.е. ему присвоен кадастровый номер, то можете обратиться в местную администрацию с заявлением о передаче Вам такого участка в пользование (бессрочное или аренду), возможно и в собственность, все зависит от заинтересованности администраиции. Если собственника нет или его установить невозможно, но участок не поставлен на учет в кадастре, то можете начинать владеть, а дальше — как указано выше, через суд признавать право собственности. Вывод: выясните — что с участком, что о нем известно, а дальше решайте, как поступить.

Есть вопрос к юристу?

Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы либо некоммерческие партнерства создаются гражданами для реализации прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав (ст. 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»). К слову сказать, этот закон применяется ко всем таким некоммерческим юридическим лицам, созданным ранее. Такие юридические лица прав на участки членов не имеют, они могут получать в собственность недвижимое имущество, приобретенное за счет взносов членов в специальный фонд (ст. 4 того же закона), кроме того, по смыслу той же статьи, юрлица в форме дачного потребительского кооператива, могут иметь в собственности только имущество полученное в качестве оплаты паевых взносов.

Участки граждане получают не от дачного кооператива, а от органов местного самоуправления (ст. 13). Вправе распоряжаться ими как им угодно (пп. 5 п. 1 ст. 19 закона). В то же время член несет обязанности по содержанию участка, оплате взносов. Кооператив вправе обязать через суд члена заброшенного участка исполнить эти обязанности, взыскать задолженность, а в исполнительном производстве, соответственно обратить взыскание на земельный участок.

В то же время, оставление участка — распоряжение собственностью.

В соответствие со ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Кроме того, право собственности на участок можно получить по правилам приобретательной давности, установленным ст. 234 ГК РФ через суд, однако, необходимо, чтобы давностный приобретатель владел имуществом 15 лет как своим собственным (оплачивал все необходимые расходы), владел добросовестно, то есть, не мог или не должен знать об наличии у такого участка собственника.

Так как участки заброшены, расходы по ним кооператив не оплачивал, не содержал их как собственник, кооператив знает кто собственник, приобрести только по тому основанию, что бросившие их собственники имеют отношение к кооперативу нельзя. Тем более, участки приватизированы, а значит собственность на них приобретена после 2006 года. Принуждайте собственников к исполнению их обязанностей через суд. До суда отправьте по последним известным адресам соответствующие письменные требования (хотя не обязательно), вполне может быть, что собственники сами откажутся от участков в Вашу пользу.

Что касается собственников, то соглашусь с коллегой, наверняка они есть и вероятность того, что они откажутся от своих участков — тоже существует.

А что касается долгов, то действительно, у вас как членов кооператива есть право взыскать долги через суд.

Для начала вам необходимо узнать в Росреестре кому принадлежат на праве собственности эти участки — администрации поселения (муниципальная собственность) или частная собственность (сведения в Росреестре можно получить, уплатив госпошлину 200 р.). Поскольку длительное время эти участки никем не использовались возможно они уже перешли в муниципальную собственность. Тогда судьбу этих участков необходимо решать в администрации поселения.

Если же участки по прежнему находятся в частной собственности, то в соответствии со статьёй 44 ЗК РФ, право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам (продажа, дарение и.т.п.), отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Не исключено, что собственник может отказаться от права на земельный участок, в соответствии со статьёй 53 ЗК РФ отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

Не касаюсь вопроса бесхозного имущества и приобретательной давности т.к. об этом подробно рассказали коллеги.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Вопросы и ответы, дело № 130

Какова процедура признания земельных участков бесхозными и каков порядок оформления бесхозного земельного участка в муниципальную собственность?

Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации ( Глава 14) , бесхозяйной является вещь , которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен , либо вещь , от права собственности на которую собственник отказался. В то же время , отказ от собственности сам по себе не влечёт прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до тех пор , пока право собственности на него не приобретено другим лицом ст. 236 ГК РФ ( Глава 15) .

Приобретение права собственности на бесхозяйное имущество относится к первоначальному способу приобретения права собственности , что подтверждается ст. 218 ГК РФ ( Глава 14) .

Дела о признании имущества бесхозяйным рассматриваются судом в порядке особого производства . Прежде чем муниципальный орган ( а именно , комитет по управлению имуществом КУИ ) обратится в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь , она должна быть принята на учёт органом , который осуществляет государственную регистрацию права на недвижимое имущество . Т.е . другими словами участок нужно поставить на кадастровый учет .

Постановка на кадастровый учёт осуществляется по заявлению органов местного самоуправления , на территории которого эта вещь находится . Если в течении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт никто не заявит о своих правах на неё , то только тогда соответствующий комитет по управлению имуществом может обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на данную вещь .

При приёме заявления судья должен проверить , были ли приняты заявителем меры по постановке бесхозяйной вещи на учёт , как того требует ст. 225 ГК РФ ( Глава 14) . Если доказательств постановки бесхозяйной недвижимости на учёт не имеется или со дня её постановки на учёт не истек годичный срок , судья в соответствии со ст. 129 ГК РФ (Глава 6) отказывает в принятии заявления .

Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно содержать точное указание на то, какая именно недвижимость подлежит признанию бесхозяйной , кем и каким образом она выявлена , когда поставлена на учёт в качестве бесхозяйной и что у данной недвижимой вещи не имеется собственника либо он неизвестен .

КУИ , обращаясь в суд с заявлением о признании прав муниципальной собственности на бесхозный участок должен привести доказательства , которые подтверждали бы невозможность установления собственника земли , либо свидетельствовали бы об оставлении этого участка собственником без намерения сохранить на неё право собственности. В качестве таких доказательств могут выступать акты описи бесхозного участка , составленные при его выявлении , акты постановки на учёт в качестве бесхозяйной вещи , иные письменные и другие доказательства .

После принятия заявления судья начинает подготовку дела , к судебному разбирательству .
В ходе подготовки дела о признании права муниципальной собственности на бесхозный участок судья принимает меры по установлению собственника предполагаемой бесхозяйной вещи . С этой целью в суд вызываются лица , которые могут дать сведения о принадлежности данной недвижимости ( собственник , фактический владелец и др.) .

Если во время подготовки дела к судебному разбирательству будет обнаружено лицо , считающее себя собственником предполагаемой бесхозяйной вещи , то в соответствии со ст. 246 ГК РФ (Глава 16) судья оставляет заявление без рассмотрения .

На этом процедура и заканчивается . Если все хорошо , то суд принимает решение о признании права муниципальной собственности на бесхозную землю .

Как признать земельный участок выморочным имуществом?

какие документы нужно представить в суд, чтобы признать земельный участок, на который долгое время не зарегистрированы права собственности — выморочным (бесхозным).

Ответы юристов (1)

Признание земельного участка выморочным имуществом — это прерогатива органа местного самоуправления, ведь именно муниципалитет приобретает право на такой земельный участок, если наследство никто не принял, либо наследники отказались от наследства. Категория «выморочное имущество» имеет актуальность только в контексте наследственного права. Если говорить о бесхозяйности, то в соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, при наличии земельного участка в государственном кадастре недвижимости, орган местного самоуправления вправе обратиться в Росреестр за постановкой вещи на учёт в качестве бесхозяйной, с тем, чтобы спустя год приобрести право на участок в судебном порядке.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Как признать участок с незавершенным строительством бесхозным и изменить его границы?

Я подала заявление в земельный департамент города на участок под ИЖС который не обременен правами и сформирован еще 2000 году. Участок заброшен и на нем недострой так же 2000 год.

Получила ответ что участок частично расположен на границах территории улично- дорожной сети постановление от 2015 года. И на участке сооружение. объект незавершенного строительства. Такой участок не может быть предметом аукциона.

Мой вопрос как нужно действовать чтоб получить признание, что участок и незавершенное строительстово на нем бесхозные. А далее изменить границы участка.

Желательно пошаговая инструкция.

Ответы юристов (2)

Как признать участок с незавершенным строительством бесхозным и изменить его границы?

Вы это сами никак не сможете сделать. Это прерогатива органов местного самоуправления. Они могут обратиться в суд о признании участка бесхозяйным, оприходовать незавершенное строение и потом уже распорядиться им. Причём, это будет уже возможно через аукцион. В целом ответ департамента по земельным отношениям правильный. Только нужно уточнить у них причины их бездействия насчёт признания участка бесхозяйным.

Уточнение клиента

Спасибо за ответ. Для уточнения причин бездействия департамента мне нужно обратится к ним как гражданин с простым письмом?

Подскажите пожалуйста, где узнать основание для признания участка и недостроя бесхозными.

23 Августа 2018, 12:18

Наталья

Спасибо за ответ. Для уточнения причин бездействия департамента мне нужно обратится к ним как гражданин с простым письмом?

Вы можете сходить к ним и узнать без письма; можете и написать такой запрос и передать в канцелярию администрации или отправить им регистрируемой почтой. Следует иметь в виду, что для них процедура признания недвижимого имущества бесхозяйным никакого дохода не приносит, а хлопот по подготовке нужных документов немало и потому они бездействуют.

Подскажите пожалуйста, где узнать основание для признания участка и недостроя бесхозными.

Они Вам сами об этом могут сказать. Основанием для признания недвижимого имущества бесхозяйным является его реальная бесхозяйственность, что должно быть подтверждено соответствующими актами осмотра, проверки и опроса соседей по имуществу, а также документами из отдела миграции о не проживании собственников в районе расположения недвижимости. Вопрос этот регулируется ст. 225 ГК РФ.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Основания и процедура признания земельного участка бесхозным

Основания и процедура признания земельного участка бесхозным

Основания и процедура признания земельного участка бесхозным?

В соответствии с положениями ст.225 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Процессуальный порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь определен п. 3 ст. 225 ГК, ч. 2 ст. 290, ч. 2 ст. 291, ст. 292, ч. 2 ст. 293 ГПК. Прежде чем муниципальный орган местного самоуправления обратится в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, она должна быть принята на учет органом, который осуществляет государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Постановка на учет осуществляется по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого эта вещь находится. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом (комитет по управлению муниципальным имуществом), может обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 ГК, ч. 2 ст. 290 ГПК). В заявлении о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано, кем, когда недвижимая вещь была поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии собственника (ч. 2 ст. 291 ГПК).

Однако, в случае, если у недвижимого имущества, в том числе части жилого дома, имеется собственник, право собственности которого зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и отсутствуют сведения об отказе собственника от права собственности, основания для признания данной вещи бесхозяйной отсутствуют.