Как происходит повышение на госслужбе

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

01 февраля 2017

Президент России Владимир Путин подписал закон, по которому вносится ряд изменений в действующее законодательство, предусматривающие повышение пенсионного возраста для госслужащих, увеличение требуемого стажа для назначения пенсии за выслугу лет указанной категории граждан. Одновременно внесены изменения в Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которыми предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе увеличивается с 60 до 65 лет.

Как происходит увеличение пенсионного возраста госслужащих для назначения страховой пенсии по старости

В настоящее время общеустановленный возраст для выхода на страховую пенсию по старости составляет для мужчин 60 лет, женщин — 55 лет. Для государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности и муниципальные должности, Закон предусматривает поэтапное повышение пенсионного возраста для назначения страховой пенсии по старости (на 6 месяцев каждый год). Так, в 2017 году этот возраст составит 55 лет и 6 месяцев для женщин, 60 лет и 6 месяцев для мужчин, а с 2032 года — 63 года для женщин и 65 лет для мужчин, соответственно.

Категории граждан, которым увеличивается пенсионный возраст

  • государственные гражданские и муниципальные служащие;
  • лица, которые замещают государственные должности РФ и субъектов РФ на постоянной основе;
  • лица, замещающие муниципальные должности на постоянной основе.

Право государственных гражданских служащих на пенсию за выслугу лет

Федеральным государственным гражданским служащим, являющимся получателями страховой пенсии по старости или инвалидности, при наличии соответствующих условий, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», к указанной пенсии может быть установлена пенсия за выслугу лет.

Как реализовать госслужащему право на назначение пенсии за выслугу лет

Если гражданин, замещавший должность федеральной государственной гражданской службы не менее 12 месяцев, был уволен с госслужбы по определенным основаниям, при этом выработал необходимый для назначения пенсии за выслугу лет стаж на государственной службе и ему назначена страховая пенсия по старости (инвалидности), то заявление и все необходимые для установления пенсии за выслугу лет документы он представляет в кадровую службу федерального органа по последнему месту государственной службы. Указанная кадровая служба оформляет на него представление к назначению пенсии за выслугу лет и направляет его со всеми документами в ПФР, который при наличии права на эту пенсию осуществляет ее назначение и выплату.

Стаж для назначения государственной пенсии за выслугу лет

С 1 января 2017 г. минимальная продолжительность стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет будет поэтапно увеличиваться (ежегодно на 6 месяцев): в 2017 году она составляет 15 лет 6 месяцев, а в 2026 — 20 лет.

На кого не распространяются увеличение требуемой продолжительности стажа

  • на федеральных государственных гражданских служащих, приобретших право на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ и уволенных (освобожденных от замещаемой должности) с федеральной государственной гражданской службы до 1 января 2017 года;
  • на лиц, замещающих на 1 января 2017 года должности федеральной государственной гражданской службы и имеющих на этот день стаж федеральной государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет;
  • на лиц, замещающих на 1 января 2017 года должности федеральной государственной гражданской службы, имеющих на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретших до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Сферу применения ротации госслужащих хотят расширить

Минтруд России вынес на общественное обуждение законопроект 1 , которым предлагается ввести обязательную ротацию госслужащих в терртиориальных управлениях федеральных органов, осуществляющих функции по оказанию государственных услуг, а также функции по управлению государственным имуществом. В настоящее время ротация проводится только в контрольно-надзорных органах (ч. 2 ст. 60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; далее – закон о госслужбе).

Ротации будут подлежать руководители и заместители территориальных управлений. А по решению федеральных властей может быть произведена ротация федеральных гражданских служащих, замещающих иные должности «руководители». Сегодня ротация среди последней группы госслужащих обязательна (ч. 2 ст. 60.1 закона о госслужбе).

Еще одно нововведение заключается в том, что в порядке ротации можно будет получить повышение по службе. В настоящее время ротация производится в пределах одной группы должностей гражданской службы (ч. 5 ст. 60.1 закона о госслужбе).

Что произойдет, если бывший госслужащий не уведомит нового работодателя о том, что ранее он занимал должность госслужбы? Узнайте из материала «Особенности приема на работу бывших государственных и муниципальных служащих» в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Планируется также пересмотреть сроки ротации. По действующему законодательству должность гражданской службы в порядке ротации замещается на срок от трех до пяти лет (ч. 6 ст. 60.1 закона о госслужбе). А если поправки получат одобрение, назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации будет производиться не ранее чем через два года и не позднее чем через четыре года со дня замещения им должности.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения должности в порядке ротации по причинам, которые не являются уважительными, служебный контракт с ним будет расторгнут. При этом ему будет выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания (без выплаты выходного пособия).

Если ротация предполагает переезд в другую местность, то определенные гарантии могут получить члены семьи госслужащего, переехавшие с ним. Так, супругам госслужащих предлагается предоставить приоритетное право при поступлении на работу в государственные организации. А если в этой организации происходит сокращение численности или штата работников, супруги госслужащих также получат преимущественное право на оставление на работе. В первоочередном порядке они будут направляться и на прохождение профессионального обучения или для получения дополнительного профессионального образования.

Детям госслужащих, переведенных в другую местность в порядке ротации, будут в первоочередном порядке предоставлены места в школах и детских садах.

В Минтруде России надеются, что предлагаемые поправки позволят снизить коррупционные риски в деятельности госорганов.

Золотые правила: как быстро получить повышение по работе

За 18 лет карьеры в сфере розничной торговли мне удалось поработать в крупных международных компаниях, в том числе в Procter&Gamble и Samsung, но высокие должности я занимал, как и все, не с самого начала. Вам когда-нибудь доводилось полностью выкладываться на работе и не получать за это никакой похвалы и тем более повышения? Или, возможно, вам даже намекали, что скоро в компании намечается сокращение, под которое вы, скорее всего, попадете? Или мое любимое — руководитель абсолютно не интересуется карьерным ростом своих сотрудников, поэтому ваш потенциал ему глубоко безразличен. К сожалению, я сам нередко оказывался в подобных ситуациях. Пожалуй, одним из главных заблуждений сотрудников является распространенное мнение «Усердно работай — придешь к успеху». Фактически это правило актуально только для школы и университета, где оценки напрямую зависят только от приложенных усилий. В бизнесе же все намного сложнее и многограннее. Более того, повышение имеет достаточно мало общего с усердной работой.

Ваш карьерный рост интересен только вам

Самое главное правило быстрого повышения — ваш карьерный рост интересен только вам. Если вы делегируете свое продвижение третьему лицу, то с самого начала обрекаете себя на провал. Если повышение откладывается, позиция закрывается, начальство не интересуется вашими успехами и проектами, вы делаете мало. Сейчас самое время переключиться с усердной работы на умную.

Узнайте правила, играйте по правилам

Бизнес — это игра по особым правилами. Как можно играть в теннис, не зная, что подача делается с задней линии корта? Или в футболе — оставаться за спиной последнего защитника из команды противника при передаче мяча форварду, при этом удивляться, почему арбитр внезапно свистит, показывая, что это офсайд? Не зная этих базовых правил игры, вы не сможете добиться успеха. Другой вопрос, как вам о них узнать, если в вашей компании их никто не озвучивает? Рядом нет даже вышеупомянутого арбитра, чтобы сообщить, что вы делаете не так. Именно поэтому я всегда рекомендую обсуждать все условия с руководством заранее. «Что я должен сделать, чтобы меня повысили?», «Сколько мне еще ждать повышения?», «От кого зависит мое повышение?» — на все эти вопросы начальник должен предоставлять прямые понятные ответы, тем самым от первого лица рассказывая о правилах игры. Это дает понимание того, какие перспективы у той или иной должности, на что можно рассчитывать.

За мою карьеру многие сотрудники стеснялись или не торопились спрашивать своих руководителей о перспективах, я же всегда был настроен иначе — это делать необходимо, чем раньше, тем лучше. Вам не ответили? Спрашивайте еще, до тех пор, пока дверь перед вами не откроется, ведь понимание общих бизнес-процессов — ключ к успеху всей компании. Если вы не получаете четкого ответа на все свои вопросы, просто увольняйтесь — вряд ли вы сможете чего-то добиться на этом месте, так как начальник, который не может сказать, чего ожидать сотруднику, скорее всего, не понимает, куда вообще движется компания.

Агенты влияния — ваши друзья

В каждой компании есть своя «элита». Сейчас речь идет даже не о топ-менеджерах, а о сотрудниках, которые по тем или иным причинам имеют прямой доступ к начальству. Зачастую такими людьми являются личные помощники генеральных директоров или «старички» компании — я называю их агентами влияния. Основная задача — правильно выявить таких сотрудников. Как правило, со временем они становятся более заметны. Второй ваш шаг — завоевать их доверие, что особенно легко сделать, общаясь в неформальной обстановке. Просто выясните, какие бизнес-качества ценит тот или иной агент влияния, и постарайтесь в своей дальнейшей работе проявить себя именно с этой стороны. Также важным дополнением здесь будет обсуждение дальнейшего плана действий с обратной связью. Постарайтесь добиться одобрения, так вы получите поддержку агентов влияния, хорошее впечатление о вас, как о целеустремленном неравнодушном сотруднике, и сможете выделиться среди коллег. Последние, в свою очередь, также играют немаловажную роль.

Никогда не забывайте, что вы в конкурентной среде

Есть история, которую я всегда рассказываю, когда речь идет о конкуренции на работе. Два охотника пошли в лес за добычей. Вдруг один из них замечает тигра, который крадется и готовится к прыжку. Первый охотник предупреждает об этом второго, на что тот достает из рюкзака кроссовки и начинает их натягивать. «Зачем ты это делаешь? Ты все равно не успеешь убежать от тигра» — спрашивает первый. «Да, ты прав, но тебя я точно обгоню». В тот момент, когда в компании появляется свободная вакансия на высокую должность, прежде всего поиск кандидата начинается среди уже работающих сотрудников. Они знакомы с корпоративной культурой и имеют представление о том, как организован рабочий процесс. И вот именно тогда «кроссовки в рюкзаке» и могут сыграть решающую роль. Никто не просит вас быть идеальным, вы просто должны быть лучшим среди равных. Помимо ваших явных преимуществ при повышении во внимание будут приниматься и мелочи — как вы ведете коммуникацию, как пишете, вежливы ли вы. Эти качества в совокупности дают вам фору по сравнению с коллегами-конкурентами. Я, например, всегда рекомендую составить список навыков, которые вы считаете важными для продвижения по карьерной лестнице, а затем практиковать их в повседневной работе.

Следите за трендами, мыслите глобально

Здесь опять-таки хотелось бы обратиться к спорту. На этот раз уже к хоккею. Ответьте для себя на вопрос — что важнее: смотреть только за передвижением шайбы или наблюдать за развитием игры в целом? Думаю, ответ очевиден. То же самое происходит и в бизнесе: концентрироваться только на одном процессе — не совсем правильно, нужно смотреть на ситуацию в общем. Я начал свою карьеру в маркетинге, но затем перешел в отдел розничных продаж, так как эта ниша более глобальна. Со временем вторая сфера стала набирать обороты, значительно выигрывая у первой. Я пожертвовал позицией в маркетинге, аналогичную которой в розничной торговле получил только через два года. Вовремя расширив рамки своих компетенций, я обзавелся дополнительной возможностью вырасти профессионально. Такое решение я принял не просто так — я грамотно оценил перспективы рынка и взглянул на бизнес глобально.

Сделайте так, чтобы ваш босс светился от счастья

Свое первое повышение до бренд-менеджера в крупной международной компании я получил в рекордно короткий срок — 3 года. Я долго обдумывал эту ситуацию и пришел к выводу, что причиной тому стала не моя усердная работа, а воля случая. Когда-то под мое руководство попало курирование одного зубного бренда, который очень нравился моему генеральному директору. На тот момент упаковка той зубной пасты была устаревшей, и я принял решение ее модернизировать. Это инициатива очень не понравилась моему начальнику, так как он считал, что глобально менять ее не стоит — достаточно косметических преобразований в старой версии. Я был полностью не согласен с таким подходом и привел достаточно весомые аргументы, почему моя позиция имеет больше прав на жизнь. В итоге генеральный директор дал мне шанс, и предложенная мной концепция имела большой положительный отклик среди потребителей. В результате этот проект многократно упоминался на всевозможных конференциях и презентациях в качестве одного из самых успешных.

Здесь вы скажете: «Усердный труд — заслуженное вознаграждение», — однако я не соглашусь с таким мнением. Мне просто повезло, что проект был с самого начала под контролем генерального директора и что мы пришли к успеху. По факту, сам того не планируя, я сделал победителем начальника. Действительно, зачастую сотрудники забывают, что руководители также должны получать свои награды, которые напрямую зависят от рядовых подчиненных.

О ваших хороших результатах должны знать

Что ж, вы уже составили для себя список самых важных для повышения личных качеств, определили агентов влияния, выяснили основные векторы развития компании, которые наиболее важны для начальства, узнали, по каким правилам в этой организации играют, и принялись за работу. Отлично! Теперь самое время поделиться результатами своей работы. Возможно, вам это покажется хвастовством и даже наглостью, но помните, что самореклама — неотъемлемая часть вашего успеха. Как руководители узнают о ваших достижениях, если никто не будет о них говорить?

Для того чтобы делиться своими успехами, необязательно вставать на стул, брать в руки громкоговоритель и в середине рабочего дня рассказывать о том, какой вы хороший. Более того, этого делать не нужно. Достаточно информировать начальство об этапах своей работы или в ходе проекта кооперироваться с другими отделами, вовлекая их в процесс, — так ваше дело получит гласность. А если вы еще и сможете добиться успеха, то обязательно поблагодарите всех сотрудников, которые принимали участие в работе. В противном случае, даже если вы не преуспеете, ваши старания так или иначе будут замечены хотя бы по той причине, что постоянная коммуникация со всеми участниками процесса привлекла много внимания.

Давайте признаемся себе, что жизнь — это вообще несправедливая штука, так что всех приложенных усилий может все равно не хватить, момент риска есть в каждом деле. В таком случае начинайте искать новую работу, где вас оценят по достоинству. По моему опыту самый удачный момент поиска новой работы — это работа в текущей компании, все-таки лучше брать с собой парашют до прыжка из самолета. И все же подойдите к проделанной работе с другой стороны. Просто обернитесь назад и посмотрите на все перемены, которые произошли в вашей жизни: как застенчивость переросла в уверенную коммуникацию с начальством, как с вами стало по утрам здороваться большее количество сотрудников, как изменилось ваше положение в обществе. Из усердного сотрудника вы превратились в умного. Именно это и есть повышение для вас как личности, которое приведет к успеху если не в той компании, где вы работаете сейчас, то в следующей, уже на более высокой должности.

Новый закон о госслужбе: в чем суть

06.05.2016 20070 9 2

Принятие Закона от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889) является существенным шагом к построению эффективной, прозрачной и открытой государственной службы. Важно то, что в нем учтены европейские стандарты и лучший зарубежный опыт ради того, чтобы украинская государственная служба функционировала в интересах государства и общества.

Нормы Закона № 889 вступают в силу с 01.05.16 г., кроме некоторых позиций, о которых поговорим далее (о владении госслужащих иностранным языком, премировании в объеме 30 % годового фонда должностного оклада, установлении фонда премирования госоргана в размере 20 % общего годового фонда должностных окладов и экономии фонда оплаты труда, размера минимального должностного оклада госслужащего не менее двух минимальных заработных плат, далее – МЗП).

В то же время утрачивает силу Закон от 16.12.93 г. № 3723-ХІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 3723), за некоторыми исключениями (касающимися пенсионного обеспечения лиц, которые на день вступления в силу Законом № 889 имеют не менее 10 лет и 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей госслужащих).

Что касается Закона от 17.11.11 г. № 4050-VІ «О государственной службе», то он утратил силу с 31.12.15 г.

Согласно новому определению, которое отличается от предоставленного в Законе № 3723, государственная служба – это публичная, профессиональная, политически беспристрастная деятельность по практическому выполнению задач и функций государства. Это значит, что каждый назначенный на должность госслужащий в первую очередь выполняет установленные для его должности полномочия, непосредственно связанные с задачами того государственного органа, в котором он работает.

В отличие от норм Закона № 3723, в ст. 3 Закона № 889 сказано, на каких именно госслужащих он распространяется (это должностные лица Кабмина, министерств, местных госадминистраций, органов прокуратуры, военного управления, заграничных дипломатических учреждений, других госорганов). Кроме того, предусмотрены и особенности прохождения службы в отдельных госорганах (ст. 91 Закона № 889).

Также четко урегулировано, к кому не применяются нормы данного Закона:

  • президент страны;
  • глава администрации президента, его заместители, постоянный представитель президента в АР Крым, его заместители;
  • члены КМУ, первые заместители и заместители министров;
  • председатели и члены Нацтелерадио, АМК, НАПК, Счетной палаты, ЦИК, председатели и члены других государственных коллегиальных органов;
  • секретарь Совета нацбезопасности, его заместители;
  • председатели Госкомтелерадио, Фонда госимущества, их заместители;
  • народные депутаты;
  • уполномоченный Верховной Рады по правам человека, его представители;
  • служащие НБУ;
  • депутаты Верховной Рады АР Крым, председатель Совета министров АР Крым, его заместители, министры АР Крым;
  • депутаты местных советов, должностные лица местного самоуправления;
  • судьи;
  • прокуроры;
  • работники госорганов, выполняющие функции по обслуживанию;
  • работники государственных предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, основанных госорганами;
  • военнослужащие ВСУ и других воинских формирований;
  • лица рядового и начальствующего состава правоохранительных органов и работники других органов, которым присваиваются специальные звания;
  • работники патронатных служб.

Принципы прохождения госслужбы

Отметим, что Закон № 889 четко и детально урегулировал принципы набора и увольнения госслужащих, прохождения их службы, требования к должностям, ответственность, карьерную мотивацию, прозрачность системы оплаты труда. В то же время в нем определено, что в части отношений, не урегулированных данным Законом, на госслужащих распространяется действие законодательства о труде.

Принципиально изменены подходы к определению категорий должностей госслужбы. Теперь это будут:

  • категория «А» (высший корпус госслужбы, так называемые «первые» руководители);
  • категория «Б» (заместители руководителей госорганов, руководители структурных подразделений, терорганов);
  • категория «В» – другие должности, не отнесенные к категориям «А» и «Б». Важно то, что число должностей первых двух категорий не должно превышать треть штатной численности соответствующего госоргана (ст. 6 Закона № 889).

Среди новаций – законодательное определение прав и обязанностей госслужащих, их подчиненности. Установлено, что государственному работнику необходимо соблюдать политическую беспристрастность (запрещено занимать должности в руководящих органах политической партии, любое использование своего служебного положения в политических целях и т. п.).

Органы управления госслужбой

Отдельный раздел Закона № 889 посвящен вопросу управления госслужбой, которая будет включать: Кабмин, Нацгосслужбу, Комиссию по вопросам высшего корпуса государственной службы и соответствующие комиссии, руководителей госслужбы, службы управления персоналом. Останавливаться на функциях и задачах КМУ и Нацгосслужбы не будем, а об указанных структурах – подробнее.

Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы (далее – Комиссия) определена как постоянно действующий коллегиальный орган, члены которого работают на общественных началах (ст. 14 Закона № 889). Правда, на период участия в работе Комиссии за ее членами сохраняется должность и средний заработок по месту их основной работы. Полномочия Комиссии достаточно высоки, но они касаются только организации работы госслужащих категории «А»: согласование типовых требований к их профессиональной компетентности, проведение конкурса на занятие вакантных должностей среди претендентов на такие должности, дача согласия на их увольнение, осуществление относительно них дисциплинарных производств и т. п.

Что касается госслужащих категорий «Б» и «В», то ими в каждом отдельном госоргане занимается руководитель госслужбы. В министерстве такие полномочия будет исполнять государственный секретарь, в другом ЦОИВ – его руководитель или же руководитель аппарата (секретариата). Упомянутый руководитель фактически организует кадровую работу всего персонала органа. Его функциями, в частности, являются: проведение конкурсов на занятие вакантных должностей, планирование служебной карьеры, назначение на вакантные должности и увольнение с должностей, присвоение рангов, принятие решений о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности и т. п. В то же время для работников, не являющихся госслужащими, руководитель госслужбы является работодателем.

Требования к госслужащим

Остановимся на требованиях к тем, кто намерен поступить на госслужбу. Кстати, эти требования касаются и тех, кто уже сейчас является госслужащим и будет продолжать служить дальше.

В ст. 20 и 21 Закона № 889 конкретизировано, что к претендентам на должности госслужбы выдвигаются общие и специальные требования. Общие касаются общего стажа работы и опыта, владения одним из официальных языков Совета Европы (данная норма будет действовать с 01.05.18 г.). Специальные требования, которые должна определить Нацгосслужба исходя из требований специальных законов относительно деятельности соответствующих госорганов, касаются претендентов на должности категорий «Б» и «В». Следовательно, это должен быть гражданин Украины, который свободно владеет украинским языком и имеет степень высшего образования: для категорий «А» и «Б» – магистр, «В» – бакалавр, младший бакалавр.

Запреты на вступление в должность таковы: возраст свыше 65 лет; недееспособность или ограниченная дееспособность; наличие непогашенной (неснятой) судимости; лишение судом права занимать соответствующие должности; коррупционные деяния; другое (не украинское) гражданство; непрохождение спецпроверки; необходимость люстрации (Закон от 16.09.14 г. № 1682-VІІ «Об очистке власти», далее – Закон № 1682).

Кроме указанных требований претенденты на должности должны пройти конкурс.

На государственную службу поступают исключительно по конкурсу. Прием лиц без конкурса запрещен. Обращаем внимание: вакантные должности, на которые в течение одного года не объявлен конкурс, подлежат сокращению (ст. 24 Закона № 889)!

Об особенностях проведения конкурса расскажем в одном из следующих номеров «БАЛАНС-БЮДЖЕТА» в комментарии к соответствующему постановлению КМУ, которым утвержден порядок его проведения. Но коротко отметим, что нормами Закона № 889 детально установлено: какие именно документы подаются претендентом конкурсной комиссии; какими должны быть действия службы персонала госоргана, в котором проводится конкурс; полномочия конкурсной комиссии; как оформляются и обнародуются результаты конкурса; обжалование результатов конкурса и другое.

Оформление назначения на должность

Назначенным на должность должен быть победитель конкурса (ст. 31 Закона № 889). Решение об этом принимается по окончании срока обжалования результатов конкурса, но не позднее 30 календарных дней после обнародования информации о победителе. Основанием для такого решения служит протокол заседания конкурсной комиссии. Важными являются результаты проверок, установленных Законом № 1682 и Законом от 14.10.14 г. № 1700-VІІ «О предотвращении коррупции» (далее – Закон № 1700).

Требования для занятия должности в госоргане на этом не исчерпаны. Нельзя назначать на должность лицо, которое будет прямо подчиняться близкому человеку (или которое само будет иметь в подчинении близких лиц). В противном случае ответственность за такое нарушение законодательства несет руководитель госслужбы. Если само лицо не уведомило о подобных обстоятельствах, оно и будет отвечать. Это является одним из ограничений, установленных Законом № 1700.

Закон № 889 установил, согласно какому локальному распорядительному документу производится назначение на должность государственной службы, а именно: согласно указу, постановлению, приказу, распоряжению, решению (далее – распорядительный документ). В этом документе обязательно должны быть указаны фамилия, имя, отчество лица, занимаемая должность, структурное подразделение, дата начала выполнения должностных обязанностей, условия оплаты труда. Также в нем может быть зафиксирован испытательный срок (если таковой установлен), срок назначения (при необходимости).

Процедура найма на госслужбу

Знаем, что госслужащие назначаются на должность бессрочно. Однако Закон № 889 предусмотрел и исключение, когда происходит срочное назначение. Обратим внимание, что должностные лица категории «А» назначаются сроком на 5 лет с правом повторного назначения еще на один срок или следующего перевода на равнозначную или более низкую должность в другой госорган. Предусмотрено срочное назначение и в случае замещения должности на период отсутствия госслужащего, за которым сохраняется должность (например, если работающий госслужащий призван на военную службу по мобилизации).

Как и в условиях действия Закона № 3723, предусматривается испытание для госслужащих. Для лиц, впервые претендующих на занятие должности, оно обязательно.

Как предусмотрено ст. 27 КЗоТ, срок испытания при приеме на работу не может превышать трех месяцев, за исключением частных случаев, когда по согласованию с профсоюзами он длится 6 месяцев. В отличие от норм общего трудового законодательства, Законом № 889 установлены более жесткие сроки и условия установления и прохождения испытания. Поэтому для проверки соответствия госслужащего занимаемой должности ст. 35 Закона № 889 установила его продолжительность до 6 месяцев.

Мало того, если лицо не соглашается на испытание, это расценивается как отказ от занятия должности госслужбы. В таком случае применяется отложенное право второго по результатам конкурса кандидата, который желает занять вакантную должность (ст. 29, 35 Закона № 889). Однако второй по результатам конкурса кандидат будет иметь право быть назначенным только в течение одного года со дня проведения конкурса. Также второй по очереди претендент может назначаться в течение этого периода, если победителю конкурса (т. е. первому претенденту) отказано в назначении по результатам спецпроверки.

Если субъект назначения или руководитель госслужбы уже в период испытания обнаружил признаки несоответствия лица занимаемой должности, госслужащего необходимо в письменном виде предупредить об увольнении за 7 календарных дней с обязательным указанием оснований несоответствия.

Заметим, что согласно ст. 2 Закона № 889: руководитель госслужбы – это должностное лицо, которое занимает высшую должность госслужбы в госоргане и к должностным обязанностям которого относится осуществление полномочий по вопросам госслужбы и организации работы других работников в этом органе; субъект назначения – госорган или должностное лицо, которому в соответствии с законодательством предоставлены полномочия от имени государства назначать на соответствующую должность госслужбы в госоргане и увольнять с такой должности.

Традиция, введенная Законом № 3723 в части принесения присяги госслужащего, сохраняется и сейчас. Присягу публично должен принести тот, кто впервые назначается на должность. При отказе от присяги решение государственного органа о назначении на должность госслужащего отменяется, и к занятию должности приглашается второй по результатам конкурса кандидат на эту вакансию. Если второго кандидата не было, придется объявлять и проводить повторный конкурс.

Как видим, во-первых, следует тщательным образом избирать претендентов на должности госслужбы, а во-вторых, квалифицированно проводить сам конкурс и по его результатам выявлять достойного кандидата на службу государству.

Служебная карьера

Рассмотрим, как проходит прием и продвижение по службе лиц.

Одним из первейших признаков статуса должности, выполняемых полномочий, уровня ответственности служит присвоенный госслужащему ранг. В разд. V Закона № 889 (ст. 38, 39) ранг определен как вид специальных званий. В отличие от ст. 26 Закона № 3723, теперь рангов будет 9. Сейчас законодательно определено, что присваивается ранг одновременно с приемом на должность, за исключением назначения с испытательным сроком – тогда ранг присваивается после окончания испытательного срока.

Поэтому если госслужащий профессионально и компетентно выполняет возложенные на него задачи, то ему, конечно, повышается и ранг. Правда, очередной ранг может быть присвоен уже не после двух лет успешной работы, как это было ранее, а через три года. Для этого нужно иметь хорошие результаты оценки его служебной деятельности.

И тогда госслужащего продвигают по службе путем занятия им более высокой должности. Напомним, что для этого необходимо пройти конкурс. Конечно, те работники, к которым применено дисциплинарное взыскание (ст. 66 Закона № 889), о развитии своей карьеры на госслужбе могут забыть.

Перевод на другую должность

В ст. 41 Закона № 889 предусмотрена возможность перевода на другую должность госслужащего (причем конкурс не обязателен). Это происходит:

  • при переводе на другую равнозначную или низшего уровня вакантную должность в том же госоргане, включая другую местность (например: главный специалист управления соцзащиты населения облгосадминистрации переводится в управление персонала этой же госадминистрации или же директор департамента в аппарате министерства – на должность начальника отдела территориального подразделения, находящегося в ведении этого же министерства; начальник отдела благоустройства райгосадминистрации г. Конотопа – на должность главного специалиста Черкасской горгосадминистрации);
  • при переводе на равнозначную или низшего уровня вакантную должность в другом госоргане, в том числе в другой местности (например, руководитель финансового подразделения районной в городе госадминистрации переводится на такую же должность в другом районе города или начальник отдела благоустройства Киевской облгосадминистрации – на должность главного специалиста отдела капитального строительства г. Бровары).

Такие переводы могут осуществляться лишь с согласия госслужащего. Кстати, подобную норму о получении согласия работника на его перевод содержит и ст. 32 КЗоТ.

Из вышеупомянутой нормы ст. 32 КЗоТ и ст. 41 Закона № 889 следует, что относиться к самому процессу перевода нужно достаточно внимательно, поскольку, во-первых, беременные женщины или те, кто является инвалидом или единственным опекуном ребенка в возрасте до 14 лет, вообще не подлежат переводу. Во-вторых, перед принятием подобного решения руководителю, в частности, кадровой службы в первую очередь необходимо выяснить, нет ли у госслужащего особо важных личных или семейных обстоятельств.

И только тогда, получив личное согласие госслужащего, выдается акт о его переводе. А уже на новом месте работы переведенному госслужащему подлежит выплате тот заработок, который соответствует его новой должности.

Особенности прохождения госслужбы

Прохождение госслужбы в отдельных госорганах имеет свои особенности, связанные с особыми функциями этих органов. Речь идет о председателях местных госадминистраций, руководителях аппаратов Верховной Рады, созданных президентом вспомогательных органов, других определенных Конституцией органов (в частности, Антимонопольный комитет, Фонд госимущества, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший совет юстиции, НАПК, Счетная палата), а также государственных коллегиальных органов.

Поэтому в ст. 91 Закона № 889 определено, как госслужащие упомянутых госорганов назначаются на должность и увольняются с нее. Также отмечено, в каком порядке утверждается: перечень должностей госслужбы, патронатной службы, должностей работников с выполнением обслуживающих функций, установление категорий должностей госслужбы по упомянутым «особым» органам.

Что касается патронатной службы, то о ней речь идет в ст. 92 Закона № 889. Теперь четко определено, какие именно должности относятся к этой службе: советники, помощники, уполномоченные и пресс-секретарь Президента, работники секретариатов председателя Верховной Рады, его первого заместителя и заместителя, работники патронатных служб премьер-министра и других членов Кабмина, помощники-консультанты народных депутатов, помощники и научные консультанты судей Конституционного Суда, помощники судей, а также должности патронатных служб в других госорганах.

Важным является то, что с работниками этой службы заключаются срочные трудовые договоры – на срок полномочий того лица, в патронате которого они работают. Из этого следует, что они увольняются в день прекращения полномочий своего «патрона».

Как предусмотрено ст. 3 Закона № 889, нормы данного Закона не распространяются на работников патронатной службы. Поэтому к ним применяются нормы общего трудового законодательства, то есть КЗоТа (кроме отдельных норм КЗоТа). Следовательно, такие работники при приеме на работу не должны проходить процедуру конкурсного отбора, им не присваивается ранг госслужащего, к ним не применяется дисциплинарная ответственность, условия оплаты их труда не могут быть определены на принципах, установленных для госслужащих, и т. п.

При этом зачисление в стаж гослужбы периода работы на должности патронатной службы возможно лишь в случае, если до назначения на такую должность работник находился на госслужбе и после увольнения с должности патронатной службы возвратился на госслужбу. При таких же условиях этот стаж учитывается при присвоении ранга госслужащего.

Однако при желании вернуться или поступить на госслужбу к претенденту применяются все требования Закона № 889, в частности обязательным является проведение конкурса.

Изменение существенных условий госслужбы

Согласно общим нормам трудового законодательства (ст. 32 КЗоТ) изменение существенных условий труда допускается, если происходят изменения в организации производства и труда и работник продолжает работать по той же специальности, квалификации или должности. Под таким изменением имеется в виду изменение систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установление или отмена неполного рабочего времени, совмещения профессий, изменение разрядов и наименования должностей и другое. Работодатель обязан об этом уведомить работника не позднее чем за 2 месяца.

Коротко отметим, что Закон № 889, исходя из особенностей функционирования госорганов, конкретизировал данный вопрос, установив основания для изменения существенных условий труда, которыми в госоргане могут быть: ликвидация, реорганизация, уменьшение фонда оплаты труда, сокращение численности или штата путем оптимизации системы госорганов или структуры отдельного госоргана.

Относительно отдельного госслужащего это может быть изменение:

  • отнесения должности к определенной категории;
  • основных должностных обязанностей;
  • условий (систем и размеров) оплаты труда или социально-бытового обеспечения;
  • режима службы, установления или отмены неполного рабочего времени;
  • места расположения госоргана.

Поэтому Закон № 889, по аналогии с нормами ст. 32 КЗоТ, предусматривает обязанность руководителя госслужбы заблаговременно, за 60 дней до таких изменений или еще раньше, в письменном виде уведомить госслужащих, за исключением случаев, когда условия улучшаются, то есть заработная плата повышается (тогда предварительно уведомлять не нужно).

В то же время госслужащему, который не согласен далее служить государству при изменении условий прохождения госслужбы, необходимо в течение 60 дней со дня ознакомления с уведомлением руководителя подать заявление о несогласии. При отсутствии заявления о несогласии он должен в дальнейшем проходить госслужбу в предложенных ему новых условиях. Есть у него также возможность обжаловать принятое руководством по нему решение, как это предусматривает ст. 11 Закона № 889.

Работа госслужащего и ее оценка

Конечно, в условиях реформирования государственности работа госслужащего должна быть качественной, профессиональной, эффективной, направленной на развитие страны. Поэтому предусмотрено, что она будет оцениваться. Об этом – далее.

Каждое должностное лицо, прежде чем вступать в соответствующую должность, знакомится с функциями и полномочиями как госоргана, в котором он будет работать, так и с объемом своей работы, а также ответственностью, которая на него возлагается. Качество выполняемой госслужащим служебной деятельности подлежит ежегодной оценке, и по ее результатам принимается решение о возможности его премирования, карьерного роста или же необходимости профессионального обучения (ст. 44 Закона № 889)

Обратим внимание: ради получения объективных результатов оценки в первую очередь анализируются показатели результативности, эффективности и качества работы. В свою очередь, упомянутые показатели следуют из установленных по соответствующей должности обязанностей. Кроме того, учитывается соблюдение госслужащим этики поведения и норм законодательства по предотвращению коррупции.

Заключение по результатам оценки принимается приказом. Причем обоснованию подлежит любая из выставленных оценок: отрицательная, положительная, отличная.

Следует иметь в виду, что теперь на премирование или же продвижение по службе может рассчитывать только то должностное лицо, которое получило отличную оценку. А если дважды подряд получены отрицательные оценки, госслужащего увольняют. Установлено, что типовой порядок оценки госслужащих утверждает Кабмин (на сегодняшний день его еще нет).

Закон № 889 также содержит нормы, касающиеся:

  • нового порядка исчисления стажа государственной службы (ст. 46 Закона № 889, постановление КМУ от 25.03.16 г. № 229);
  • правил внутреннего служебного распорядка госоргана (ст. 47 Закона № 889, приказ Нацгосслужбы от 03.03.16 г. № 50);
  • порядка стажировки госслужащих (ст. 48 Закона № 889, приказ Нацгосслужбы от 03.03.16 г. № 48).