Как развалить дело об административном правонарушении

Главное правило защиты : по каждому нарушению можно избежать наказания…

Это не стоит оценивать как уклонение от положенной по закону ответственности. Это надо оценивать как помощь для тех, кого пытаются незаконно привлечь к административной ответственности…И для тех, кого законно привлекают…Ведь, к примеру, законно взыскиваемые налоги можно уменьшить или вообще законно избежать их уплаты. Так и здесь…

Я не призываю съедать протокол, я хочу рассказать о ЗАКОННЫХ способах уклонения от административной ответственности, которые выражаются в ТОЧНОМ использовании норм закона и использовании неисполнения этих норм должностными лицами…

При этом напоминаю, что за уклонение от административной ответственности, если при этом не совершается правонарушение, нет НИКАКОЙ ответственности…

Существует 2 схемы защиты:

А) Доказать, что как такого административного нарушения вообще не было, т.е. установить, не имеется ли обстоятельств, указанных в статье 227 КоАП, которые исключают производство по делам административных правонарушений.

1) отсутствие СОБЫТИЯ правонарушения ;

2) отсутствие СОСТАВА правонарушения ;

3) невменяемость лица, совершившего правонарушение;

4) действие лица в состоянии крайней необходимости;

5) действие лица в состоянии необходимой обороны;

6) издание акта , УСТРАНЯЮЩЕГО применение административного взыскания;

7) ИСТЕЧЕНИЕ СРОКОВ наложения административного взыскания ;

8) наличие ПО ТОМУ ЖЕ ФАКТУ привлечения лица к административной ответственности:

— ПОСТАНОВЛЕНИЯ о наложении адм. взыскания ;

— НЕОТМЕНЕННОГО постановления О ПРЕКРАЩЕНИИ дела об адм. правонарушении;

— наличие по данному факту уголовного дела.

Итак , остановимся поподробнее на каждом пункте :

1) Отсутствия СОБЫТИЯ означает отсутствие вообще каких бы то ни было доказательств, подтверждающих сам факт административного правонарушения (например, Вас остановил инспектор, проверил документы, талон ТО и, не зная, к чему еще придраться, наказывает Вас за то, что Вы якобы были не пристегнуты…Вы можете смело утверждать, что отсутствовало СОБЫТИЕ правонарушения! При обжаловании факта превышения скорости Вы также можете ссылаться на отсутствие СОБЫТИЯ (подчеркиваю, события!, а не состава) правонарушения, в виду отсутствия вообще каких бы то ни было доказательств (ну, за исключением измерения скорости с помощью видеокамер).При этом ссылаетесь на ст.227, которая исключает производство по делам адм.правонарушений при отсутствии СОБЫТИЯ правонарушения…

2) Отсутствие СОСТАВА означает, что, хотя правонарушение и БЫЛО (обращаю внимание на отличие от СОБЫТИЯ – его не было!), в этом событии ОТСУТСТВУЮТ ПРИЗНАКИ, которые образуют в своей совокупности СОСТАВ правонарушения. Подробнее про состав можно прочитать на странице : http://avtojulia.narod.ru/sostav.htm . Хочу лишь напомнить, что состав правонаруше­ния является не просто какой-то теорией или чем-то формаль­ным . Знание состава правонаруше­ния очень важно для правильного опре­деления в конечном счете, является деяние правонарушением или нет .

По своей структуре состав административного право­нарушения состоит из четырех составляющих:

1) объект — соответствующие общественные отношения, на нормальное функционирование которых посягает правона­рушение ,

2) o бъективная сторона — конкретные действия, наруша­ющие установленные правила,

3) субъект — конкретное вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет,

4) субъективная сторона — отношение лица к совершенно­му им деянию, то есть наличие вины в форме умысла или неосторожности.

С точки зрения защиты можно подчеркнуть тот факт, что при производстве по делам соответствующие должностные лица в подавляющем своем большинстве не мотивируют долж­ным образом, а то и вовсе не отражают субъективную сторону состава правонарушения (этим, кстати, грешат и многие обви­нительные заключения по уголовным делам). А между прочим, если умысел, к примеру, был направлен не на то, что вменяет­ся в вину, то речь должна идти или об освобождении от ответ­ственности или о переквалификации действий!

Пример : водитель привлекается за нарушение ПДД по ч.2 ст.115 за несоблюдение требований дорожных знаков. В ходе рассмотрения дела выясняется (по жалобе водителя в суд на незаконную установку дорожного знака), что знак «Въезд запрещен», который игнорировал водитель, установлен с нарушением действующих правил, то есть самовольно. – Нет объективной стороны нарушения, поскольку действия водителя не нарушают УСТАНОВЛЕННЫЕ правила.

3,4, 5) Вопросы возраста, невменяемости, состояния крайней необходимости и необходимой обороны вопросов не вызывают. Например: Вас не смогут наказать за пересечение сплошной линии и выезд на полосу встречного движения, если это совершено для предотвращения ДТП (даже если Вам это только показалось).

Еще пример : привлекается конкретное лицо за конкретное правонарушение, но при рассмотрении дела обозревается его паспорт – 16 лет есть. Но само правонарушение он совершил за 2 дня до его 16-летия . – Нет субъекта правонарушения.

6) Если принят новый акт, смягчающий ответственность, то производство по делу продолжается, но вид и размер взыскания определяются по этому акту.

7) ИСТЕЧЕНИЕ СРОКОВ наложения административного взыскания определяется ст.38 КоАП, которая устанавливает что взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения. Важнейшим также является указание п.7 ст.227 КоАП, что если срок давности, установленный ст.38, истек к моменту рассмотрения дела об административном нарушении, то это исключает производство по делу. Верховный суд прямо отмечает правильность прекращения дела в связи с истечением срока наложения административного взыскания по п.7 ст.227 (БВС.1997. №10. стр.3-4)

8) НАЛИЧИЕ ПО ТОМУ ЖЕ ФАКТУ привлечения лица к административной ответственности ПОСТАНОВЛЕНИЯ о наложении адм. взыскания

МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Есть еще одна возможность избежать ответственности, это ст. 22 КоАП, которая предоставляет возможность уполномоченному органу, должностному лицу освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться замечанием в случ ae , если совершенное правонарушение малозначительно.

Здесь все зависит от усмотрения этого уполномоченного органа, должностного лица, поскольку закон в этом вопросе не носит обязывающего характера. Конечно, правильнее было бы зать, что все здесь зависит от факта малозначительности совершенного правонарушения. Но дело в том, что законом не определены признаки этой малозначительности. На практике следует исходить из того, что малозначительным будет нарушение, которое не повлекло сколь-либо ощутимого ущерба интересам государства, общества, граждан. Но при этом следует учитывать обстоятельства нарушения и личность виновного.

Следует отличать устное замечание, о возможности которого говорит ст. 22, от предупреждения. Первое вообще не является административным взысканием, не влечет никаких юридических последствий для нарушителя. Предупреждение же относится к административным взысканиям и фиксируется по установленной форме. Оно может выступить в ряде случаев отягчающим (квалифицирующим) признаком при повторности нарушения.

Второй путь защиты

НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Это когда невозможно доказать, что правонарушения не было, говоря юридически : деяние квалифицировано как административное правонарушение…

Тогда надо искать нарушение порядка процессуального производства…Вспомним статью 50 Конституции РФ:
«…2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Комментарий к статье 50:
Положение о недопустимости доказательств, полученных незаконным путем, направлено на предотвращение следственных и судебных ошибок, которые могут быть порождены неверными источниками информации. Это положение направлено также на защиту прав граждан и предостережение должностных лиц правоохранительных органов и суда от НАРУШЕНИЯ НОРМ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. «

Таким образом, любой документ будет получен с нарушением закона, если он : составлен не управомоченным на то органом или должностным лицом, если не был соблюден установленный порядок привлечения лица, к которому предъявлено требование, к выполнению возложенной на него обязанности, без разъяснения прав и обязанностей привлекаемому, без участия понятых (когда это предусмотрено), если объяснения и допросы проведены с нарушением права, установленного ст.51 Конституции РФ, а также если получен от привлекаемого после его ходатайства о предоставлении помощи адвоката и непредоставление такой помощи и т.д.

Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, СОВЕРШИЛО ИЛИ НЕТ лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение…Об этом прямо говорится в Постановлении ВС РФ по гражданским делам (БВС №12 от 2001 г.)
Относительно таких доказательств следует ставить вопрос об их исключении из числа таковых на основании ст.50 Конституции РФ как на любой стадии ПДАП, так и при рассмотрения дела непосредственно.

Поэтому можно дать такой совет: если на Вас составляют административный протокол, внимательно прочтите набранную типографским способом строчку . Слово зачеркните и напишите сверху слово . В этом есть большой смысл. Вы подчеркиваете, что виновным себя не признаете, а нарушителем вас может признать в конечном итоге только суд. Обязательно найдите в протоколе свободное место и напишите: . При разборе жалобы в любой инстанции будет ясно, что вы с первых минут не согласны с оценкой ваших действий инспектором, с бездоказательным обвинениями. Кроме того, инспектор, составивший протокол в соответствии со ст.2361 КоАП РСФСР, обязан вручить копию административного протокола, поэтому будьте внимательны, смотрите, за что расписываетесь в протоколе, а также сделайте запись в протоколе «требую адвоката для защиты в соответствии со ст.247 КоАП РСФСР». В дальнейшем, это даст возможность обжаловать протокол… Закон, в соответствии со ст.ст.247 и 250 не позволяет рассмотреть дело и вынести постановление без удовлетворения такого ходатайства. Подчеркиваю, сделать такую запись надо, если даже Вы не собираетесь воспользоваться такими услугами. Это Ваша защита в будущем. Обычно после составления протокола Вас отпускают. Если все же Вам предоставят адвоката(?!), Вы всегда можете заявить, что Ваше право выбрать конкретного (ст.247 КоАП – «…или иного лица, приглашенного по выбору…»)

Потом этот протокол или уже вынесенное постановление (напомню, что на месте обычно составляют протокол, а постановление выносят уже потом, в группе разбора, но бывает , что Постановление ГАИшник выносит сразу…) можно обжаловать лишь по той простой причине, «что Вы выразили желание (ходатайство, и даже письменно) пользоваться юр. помощью, что не было обеспечено. Данное обстоятельство прямо подтверждает нарушение установленного порядка рассмотрения дела, в связи с чем названное постановление подлежит безусловной отмене.».


Требуйте вписать в протокол ваших пассажиров в качестве свидетелей. Статья 251 КоАП РСФСР гласит, что «свидетелем по делу может выступать любое лицо, которому что-либо известно по делу». А значит, свидетелем может быть и жена, и любовница, и мать родная… Если инспектор отказывается вписать их в протокол, придумывая несуществующий в Кодексе термин “это — заинтересованные лица”, вписывайте их в протокол собственноручно. Когда инспектор не вносит в протокол имена пассажиров или представляет свидетелей, он совершает уголовно наказуемое деяние, предусмотренное ст. 292 УК РФ «Служебный подлог», что предполагает ответственность за внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Знайте, что около 70 процентов всех протоколов инспекторы ДПС по причине своей хронической полуграмотности составляют с нарушением требований статьи 237 КоАП РСФСР, а постановления выносят с нарушением процессуальных норм. И дают, таким образом, достаточные основания для отмены вынесенных ими на месте решений. Получите копию такого протокола и станьте обладателем “бомбы”, которая может легко рвануть и развалить ваше дело.

Федерация Автовладельцев России

Как развалить сфабрикованное дело и остаться с правами?

Никто из простых смертных в России не застрахован от фабрикации против себя дела об административном правонарушении. В последние годы фабрикации данных дел стали приобретать массовый характер. Злостное умаление прав граждан, инспекторами ДПС и судьями, увеличение различных злоупотреблений, сложившаяся незаконная правоприменительная практика свидетельствуют о необходимости отхода от традиционных и поиска новых действенных способов защиты прав автовладельцев. Несмотря на примитивность действующего законодательства граждане наделены большими возможностями защиты своих прав и преследованию фальсификаторов, чем последние по осуществлению административного преследования граждан. Однако законы нужно не только знать, но и уметь их своевременно применять. Врачи говорят: «Чем раньше начнешь лечиться, тем больше шансов остаться в живых». Схожий принцип действует и в праве. Данная публикация призвана находиться в автомобиле каждого уважающего свои права автовладельца.

Итак, всегда встречайте инспектора ДПС с включенным средством аудио и (или) видеозаписи. Запись следует производить скрытно. В протоколе об административном правонарушении сразу следует писать дежурные фразы: «ПДД РФ не нарушал, доказательства вины не представлены, а сфабрикованы, прошу составлять протокол только в присутствии моего защитника», и больше ничего. Для убедительности своих доводов стоит позвонить в службу 911 и вызвать на место происшествия руководство территориального ОСБ, а также сфотографировать место происшествия. Впоследствии все это пригодится для расследования. Более смелые, могут в бланке объяснения написать заявление о совершенном инспектором ДПС преступлении и привлечении последнего к уголовной ответственности. Еще более смелые могут писать данное заявление часами, ибо сроки написания заявлений для автовладельцев законом не ограничены. Такое ограничение допустимо лишь федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Такая фальсификация административных материалов сопряжена с превышением должностных полномочий и в действиях фальсификатора содержатся два состава преступления, предусмотренные ст. 286 и ст. 292 УК РФ. Дабы не дать возможность инспектору ДПС уничтожить заявление, нужно написать в протоколе, что оно прилагается к протоколу.

Если эти превентивные меры не помогли и протокол составлен, необходимо немедленно перехватывать инициативу в свои руки. Пока сфабрикованные материалы не попали к мировому судье, в течение двух суток со дня фабрикации дела нужно написать и подать заявление о преступлении на имя начальника отдела ГИБДД в котором «трудится» фальсификатор. Это одно из главных условий пресечения вынесения обвинительного постановления мировым судьей. В заявлении требовать проведение проверки изложенных доводов и направления заявления вместе с материалами дела об административном правонарушении в следственный отдел следственного комитета РФ.

Ни в коем случае, нельзя пускать дело на самотек и наивно тешить себя иллюзией о том, что фабрикация будет доказана в суде. Вошедшая в водительский сленг поговорка: «Как инспектор дело сошьет, так судья и осудит», имеет право на истину. По делам связанным с лишением права управления транспортным средством, протокол об административном правонарушении направляется судье, в течение трех суток с момента составления (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). Столько же времени отведено на проверку заявления о преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Заявление через аппарат начальника ГИБДД должно поступить в производство командиру строевого подразделения ДПС.

По некоторым категориям дел комбат процессуально не связан с инспекторами, тем не менее, в силу должностных обязанностей он обязан осуществлять контроль за деятельностью инспекторского состава. Во время проверки доводов заявления о преступлении, комбат не вправе передавать дело об административном правонарушении в суд. Поскольку в заявлении о совершенном преступлении идет речь о фабрикации административных материалов, то проверить доводы заявления отдельно от сфабрикованного дела невозможно. В связи с чем, комбат вынужден на время проведения проверки отложить передачу дела мировому судье.

Согласно п. 23 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях (утв. Совместным приказом Генеральной Прокуратуры, МВД, МЧС, Минюста, ФСБ, Минэкономразвития, ФСКН России № 39/1070/1021/253/ 780/353/399 от 29.12.05г.), дежурный по подразделению ДПС (отделу ГИБДД) обязан зарегистрировать заявление в КУСП и выдать заявителю талон-уведомление. Это правило регистрации входящих заявлений в подразделения ГИБДД содержится и в пункте 248 Административного регламента (Утв. Приказом МВД РФ № 185 от 02. 03. 2009г.). Соблюдение этих правил означает, что заявление о преступлении попало в государственную статистику, и отделаться формальной отпиской не получится. По истечении 3-х суток, комбат обязан вынести постановление о направлении заявления о преступлении в территориальный следственный отдел следственного комитета РФ в порядке п. 3 ч. 1 ст. 145 и на основании п.п., а, п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ.

Если комбат не передал заявление с материалами сфабрикованного дела в следственный отдел, необходимо немедленно обжаловать его незаконное бездействие вышестоящему начальнику, либо прокурору в порядке ст. 124 УПК РФ. Сроки рассмотрения жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ составляют трое суток. В исключительных случаях данные сроки могут быть продлены до 10 суток, о чем немедленно уведомляется заявитель. Если начальник комбата, либо прокурор не рассмотрели жалобу в течение суток, следует обжаловать их действия в порядке, предусмотренном ст. 124 УПК РФ вплоть до Генерального прокурора РФ. При неполучении основанного на законе постановления жаловаться на Генпрокурора и ко Президенту РФ. В таком же порядке стоит обжаловать незаконные действия и решения данных лиц.

Если комбат не рассмотрел заявление о преступлении и направил сфабрикованное дело в суд, то такое незаконное действие комбата также следует немедленно обжаловать его вышестоящему начальнику, либо прокурору в порядке ст. 124 УПК РФ. А пока до принятия дела судом к производству зарегистрировать в канцелярии судебного участка ходатайство о возвращении протокола вместе с делом в ОГИБДД. Верховный суд России разъяснил всем нижестоящим судьям, что протокол, не отвечающий ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ подлежит возврату для устранения недостатков. Очевидно, в сфабрикованном протоколе сфабрикованы и сведения. Поэтому сфабрикованный протокол не соответствует ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ. В ходатайство о возвращении протокола можно переделать поданное заявление о преступлении. Стоит приобщить к ходатайству копию талона-уведомления, сообщив помимо несоответствия протокола ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ о том, что в данное время проводится проверка по факту фабрикации административных материалов в порядке, предусмотренном ст. 141 – 144 УПК РФ.

Если мировой судья принял сфабрикованное дело к производству, необходимо немедленно подать жалобу на незаконные действия комбата в порядке ст. 125 УПК РФ в районный суд. В ответе на вопрос 16 Обзора законодательства и судебной практики за 4 квартал 2008 года Верховный суд РФ установил, что аналогия процессуальных норм допустима. Значит, ведение уголовного судопроизводства тоже является основанием для приостановления рассмотрения дела об административном правонарушении. Используя данное обстоятельство, следует заявить мировому судье ходатайство о приостановлении рассмотрения дела до вступления в законную силу постановления районного судьи. Затем, после приостановления рассмотрения сфабрикованного дела, следует немедленно написать заявление о прекращении рассмотрения жалобы на незаконные действия комбата. Рассмотрение жалобы в суде лишает возможности обжаловать незаконные действия в более упрошенном и эффективном порядке по административно-прокурорской линии. К тому же, если жалоба останется без удовлетворения, постановление судьи станет надежным прикрытием комбата вместе с подчиненными ему фальсификаторами. Кроме того, для приостановления вновь возобновленного рассмотрения сфабрикованного дела, можно повторно обращаться в районный суд и так до истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Юрий Шулипа
Московское отделение ФАР

Как развалить дело об административном правонарушении

Если комбат не передал заявление с материалами сфабрикованного дела в следственный отдел, необходимо немедленно обжаловать его незаконное бездействие вышестоящему начальнику, либо прокурору в порядке ст. 124 УПК РФ. Сроки рассмотрения жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ составляют трое суток. В исключительных случаях данные сроки могут быть продлены до 10 суток, о чем немедленно уведомляется заявитель.

Если начальник комбата, либо прокурор не рассмотрели жалобу в течение суток, следует обжаловать их действия в порядке, предусмотренном ст. 124 УПК РФ вплоть до Генерального прокурора РФ. При неполучении основанного на законе постановления жаловаться на Генпрокурора и ко Президенту РФ. В таком же порядке стоит обжаловать незаконные действия и решения данных лиц.

К тому же, если жалоба останется без удовлетворения, постановление судьи станет надежным прикрытием комбата вместе с подчиненными ему фальсификаторами. Кроме того, для приостановления вновь возобновленного рассмотрения сфабрикованного дела, можно повторно обращаться в районный суд и так до истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Протокол – основное доказательство вашей вины (ст.26.2 КоАП) и от того, как он будет составлен, во многом зависит, понесете вы наказание или нет.

Содержание протокола об административном правонарушении подробно изложено в ст. 28.2 КоАП:

— дата и место составления протокола об административном правонарушении;
— должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
— сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
— фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших;
— место, время совершения и событие административного правонарушения (так называемый НПА, который был вами нарушен);
— статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение,
— объяснение физического лица, в отношении которых возбуждено дело
— иные сведения, необходимые для разрешения дела.

По поводу обязательного указания в протокоде нарушенного вами НПА (нормативно-правового акта) есть отличная запись беседы грамотного водителя с инспектором ДПС — Составление протокола административного правонарушения.

Получив протокол в руки нужно внимательно его прочитать. Помните, что инспектор будет вас торопить и в любой момент может вырвать протокол из ваших рук. Ведите себя спокойно, скажите, что вы имеете полное право написать объяснения и действия ИДПС будете рассматривать как нарушение ваших законных прав.

— В «объяснениях лица» следует написать: «Не согласен».
— Если схемы и рисунки не составлялись — добавьте «Схема не составлялась». Это лишит ИДПС возможности добавить к протоколу схемы, сделав надпись «Водитель от подписи отказался». Если схема составлена в одном экземпляре, пишите: «Копию схемы не дали»
В любом случае перед подписанием схемы пишите на ней: «Не согласен». Схема составляется «на глазок» без соблюдения масштаба, без измерения расстояний, без привязки к местности. На схеме, как правило, отображается действие во времени, например, обгон. При этом точность расстояний на схеме составляет десятки метров, таким образом, ваше несогласие вполне закономерно.

— Если есть свидетели, а инспектор не внес их в протокол (обычно ИДПС говорят «потом на суде приобщите свидетелей если надо») —
требуйте вписать в протокол ваших пассажиров в качестве свидетелей. Если инспектор отказывается вписать их в протокол, утверждая, что это – заинтересованные лица, собственноручно вписывайте их в протокол. Заинтересованными лицами по КоАП могут быть понятые, эксперты и тп, но никак не свидетели, статья 25.6 КоАП.

В своих объяснениях для суда запишите: «Прошу обратить внимание, что инспектор отказался вносить моих свидетелей в протокол. Мне не важно, что они скажут, важно, что инспектор испугался, что они расскажут правду. Других причин отказа не нахожу».
Если свидетелей нет, поставьте Z в колонке, чтобы свидетели потом «случайным» образом не появились.

— Если Вас остановили в другом городе или на трассе — вы имеете полное право заявить ходатайство о рассмотрении дела по месту регистрации транспортного средства или по месту жительства, причем таковое лучше подавать сразу же, вместе с подписание протокола. Поэтому бланки ходатайства надо возить с собой. Подробнее разницу и рассмотрении дела по месту регистрации ТС и по месту жительства смотрите Вас остановили в другом городе в этом же разделе.

— Поставьте Z на всех пустых или незаполненных графах.
В спокойной обстановке, с адвокатом, вы потом разберетесь, а было ли нарушение вообще, а на разборе дела сможете предоставить более подробное объяснение. Если Вы сразу знаете, что написать в объяснениях и места не хватает — пишите объяснения на отдельном листе (лучше под копирку, её надо возить с собой), а в протоколе в графе «объяснения лица» отметьте, что они прилагаются к протоколу на отдельном листе.

Далее ищем в протоколе место, где вы расписываетесь за разъяснения ваших прав и обязанностей и, если инспектор ДПС вам их не разъяснил или предложил прочитать их на обороте протокола, то вместо подписи пишите: «Нет», либо ставите прочерк.
Не вы должны их читать, а инспектора ДПС — разъяснять. Если инспектор зачитал по памяти или с листка ст.25.1 КоАП, поинтересуйтесь, какими именно «иными процессуальными правами» вы можете пользоваться (надеюсь, ваш диктофон работает).

Если вы отказываетесь от Постановления-квитанции, пишите: «Требую защитника». Если в машине два инспектора, то за несогласие они могут сразу же после составления протокола выписать постановление. Один и тот же инспектор не имеет права писать и то, и другое (см. Протокол составляет один инспектор, постановление – другой). Если фраза «Требую защитника» записана, то «немедленное» постановление можно будет отменить в суде. Если в графе за разъяснение вам ваших прав вы написали «Нет», то про защитника промолчите.

К протоколу можно приложить любые иные документы: вашу схему, показания ваших свидетелей, ваши ходатайства и т.д., сделав соответствующую запись в протоколе.
Например, протокол, переданный вам на подпись, уже заполнен полностью, в т.ч. указана дата «разбора полетов» в отделе Административной практики ГИБДД. Никто не запрещает вам написать ходатайство о переносе даты рассмотрения. Впишите в протокол, что к нему прилагается ходатайство. Вряд ли инспектор сообразит тут же написать определение по делу об административном правонарушении, что в ходатайстве отказано и сможет соблюсти форму определения по ст.29.12 КоАП.

Устное определение вас не устроит, тк оно должно быть подписано инспектором (ст 29.12 пункт 3 КоАП). А значит, вас должны будут уведомить либо о новой дате рассмотрения, либо об отказе в удовлетворении вашего ходатайства, то еесть вы уже начинаете тянуть время (см. Схема № 2).
Любые неправильно написанные данные – исправляйте. Например, вас не спросили про место работы и написали «безработный». Вычеркивайте, пишите, где и кем работаете. Чем больше исправлений в протоколе – тем лучше.

Никогда и ничего не пишите в протоколе под диктовку инспектора ДПС.

Если сомневаетесь, что именно нужно писать, то лучше не пишите ничего.

Подписав протокол, уточните, можете ли вы сразу после подписания забрать копию. Ответ должен быть положительный, обязательно подпишите протокол, оторвите копию протокола и положите в карман. Отрицательный ответ должен насторожить. Уточните, почему нельзя, ведь протокол уже составлен, все нужное со стороны инспектора вписано, и он его подписал.

Немного теории:

1. КоАП разрешает обнаруживать правонарушение одному должностному лицу, а составлять протокол — другому (ст 28.1). Однако, КоАП обязывает должностное лицо, обнаружившее правонарушение, передать своему товарищу в патрульной машине согласно ст.28.1 пункт1 подпункт 2 материалы, содержащие данные, например, видеозапись или рапорт (ст. 6 «Методических рекомендаций»), а согласно ст.28.5 и ст.28.1 п.1 пп.1 и п.3 КоАП протокол должен быть составлен немедленно, а не заменяться передачей документов водителя кому бы то ни было.

Если инспектор, который выписывает вам административный протокол, имеет право рассматривать эти дела, то в принципе он может совместить выписку с этапом «подготовки». Если инспектор не имеет право рассматривать дело по этой статье КоАП, то и назначать дату и время он не имеет права. Смотрите статью 23.3 п 2 КоАП, где перечислены должности инспекторов и статьи, дела по которым они имеют право рассматривать (см протокол составляет один инспектор, постановление выносит другой).

Более того, в ст.28.2 КоАП, в которой перечислены требования к протоколу, нет требований к указанию даты и времени рассмотрения — они должны вас официально уведомить о времени и дате рассмотрения дела после этапа подготовки.

Более подробно узнать о том, как избежать административной ответственности, можно совершено бесплатно у наших юристов по прямым ссылкам, расположенным на этой странице

Арбитражные юристы Новосибирска
— компания Капитал Групп

Как отменить постановление об АПН?

Прежде всего, мы не агитируем вас нарушать установленный правопорядок. Мы — за правопорядок! Однако зачастую административная ответственность является запредельной для рядового гражданина и сильно «бьёт» по его семейному бюджету, как то: административный штраф в размере от 5000 до 400000 рублей, аннулирование профессионального удостоверения, запрет работать по специальности и т.д.

Первое, из опыта: административный орган практически никогда не выносит постановление о привлечении к административной ответственности в виде предупреждения. Это всегда денежный штраф или лишение специального права.

Второе: опыт показывает, что обжалование постановления о привлечении к административной ответственности в вышестоящем административном органе — это просто трата своего времени и обращение к вышестоящему гос. органу не приостанавливает истечение срока на обжалование постановления. Вывод: нужно не тратить свое время и сразу подавать жалобу в суд. Времени на обжалование постановления об административном правонарушении дается немного, всего 10 суток.

Чтобы выиграть дело в суде, нужно доказать суду, что:

а) «Это не я и хата не моя». Юридически это звучит: отсутствует событие правонарушения.

б) Отсутствует состав правошарушения, т.е. отсутствует установленное «правило поведения», отсутствует причинно — следственная связь между противоправным деянием и вредом, отсутствует вина (умысел или неосторожность) или отсутствует сам «субъект» правонарушения (например: нельзя привлечь к административной ответственности 10 летнего ребенка или лишить водительского удостоверения неводителя).

Доказать в суде, что гос. орган составил протокол об административной ответственности и вынес постановление по делу об административном правонарушении при отсутствии события или состава правонарушения — практически не реально. И хотя у нас в стране никто презумпцию невиновности не отменял, суды зачастую имеют мнение, что представители гос.органа защищают публичные интересы, а значит являются беспристрастными.

Поэтому, единственным способом отменить постановление о привлечении к административной ответственности, даже совершив правонарушение, — является признание вынесения данного постановления незаконным в связи с нарушением процедуры его вынесения. Очень часто сотрудники, уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении (охотоведы, рыбнадзор, пожарные инспекторы, специалисты ФАС РФ, ГИБДД и т.д.) допускают ошибки при заполнении бланка протокола или бланка постановления об административном правонарушении, что позволяет оспорить впоследствии эти документы в суде. Поэтому, если вы увидели, что должностоное лицо допустило ошибку при заполнении протокола или постановления — говорить ему об этом не стоит.

Самый задаваемый вопрос: подписывать или не подписывать протокол и постановление об административном правонарушении?

Ответ: однозначно да, подписывать документы нужно! Если вы откажетесь их подписывать, то должностное лицо об этом сделает запись в документах и пригласит (своих знакомых) «дежурных» понятых, которые засвидетельствуют ваш отказ подписать эти документы. Ваша подпись в протоколе и в постановлении «закрепляет», что в будущем в данные документы не будут внесены исправления и дописки. Поэтому, всегда нужно подписывать протокол и постановление и забирать свои копии этих документов.

Чтобы избежать административной ответственности необходимо «развалить» дело об адмнистративном правонарушении. Основным доказательствами по делу в суде будет являться административный протокол. Поэтому первая задача для нарушителя (для этого юрист еще не нужен) — это аннулировать этот протокол, а именно: необходимо при подписании протокола и постановления в протоколе и постановлении сделать запись, что с протоколом (постановлением) не согласен. Вторая задача: в протоколе написать: имеются свидетели, список к протоколу прилагается; и приложить к протоколу лист А4 со списком свидетелей (Ф.И.О., адрес, сотовый телефон), которые подтвердят позицию правонарушителя. Срок привлечения к административной ответственности равняется 2 месяца (по некоторым делам до 2х лет), затянув рассмотрение дела — можно уйти от административной ответственности в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности. Поэтому, при подписании протокола, и не подписав еще постановление о привлечении к административной ответственности — нарушитель может заявить ходатайство о том, что он хочет, чтобы его дело рассматривалось по месту его жительства. Пока будут пересылать его дело по месту его жительства — срок привлечения к ответственности может истечь.

При привлечении нарушителя к административной ответственности, нарушителю ПЕРЕД составлением протокола должны разъяснены его права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ «никто не обязан свидетельствовать против самого себя и своей семьи» и ст. 25.1 КоАП РФ о том, какие права есть у нарушителя: права на обжалование куда и в какие сроки и т.д. Неразъяснение указанных прав является основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности.

Определенный тип юристов говорит своим клиентам только то, что клиенты хотят услышать, а именно: «Да! Водительские права можно вернуть!» Остается только заплатить деньги «за юридическую консультацию», в которую входит перечисление номеров статей из КоАП РФ.

Юристы ООО «Капитал Групп» всегда говорят правду, какая бы она горькая не была: если протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности составлены правильно, в них нет отметки о несогласии, не указаны свидетели — оспорить эти документы очень сложно в суде, практически невозможно.

Как развалить дело об административном правонарушении

Рассмотрение дела об административном правонарушении
НОУ «Карельский республиканский межотраслевой Центр непрерывного образования руководящих работников, специалистов органов управления и субъектов хозяйственной деятельности»

1. При подготовке дела к рассмотрению орган (должностное лицо) должен решить вопрос, относится ли к его компетенции это дело. Это решается исходя из правил подведомственности по предметной компетенции (ст. 199-224.11 КоАП). При этом, если выясняется, что дело неподведомственно данному органу, оно направляется по подведомственности.

Второй шаг – проверка правильности составления протокола и иных документов. Напоминаем, что наличие протокола является обязательным условием рассмотрения дела. К сожалению, законом четко не определено, что делать, если при составлении документов допущены нарушения. На практике, как правило, наличие существенных нарушений является причиной возврата документов органу, их составившему, если, конечно, еще возможно их правильное оформление. В противном случае, дело остается без рассмотрения. И в любом случае, эти нарушения являются лишним основанием для отмены постановления о наложении штрафа в суде.

Следующее действие, являющееся чрезвычайно важным при обжаловании впоследствии постановления, заключается в проверке надлежащего извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте его рассмотрения. Здесь необходимо отметить, что КоАП не определяет порядок и способы извещения лиц. Однако суд в своей практике по рассмотрению жалоб на ненормативные акты руководствуется гражданским и арбитражным процессуальным законодательством, согласно которому надлежащим извещением признается извещение повесткой, телеграммой или телефонограммой.

Повестка может быть вручена либо лично, либо направлена по почте. Внимание: расписываться за вручение повестки может только либо сам правонарушитель, либо его законные представители (причем, продавцы не являются представителями предпринимателя). Следует отметить, что в ряде случаев суд признает надлежащим вручение повестки управляющему или иному лицу, которое фактически выполняет функции администрирования (т.е. проводится аналогия с администрацией предприятия). Кроме вышеуказанных способов извещения, суд признает действительным извещение путем росписи нарушителя в протоколе или акте под извещением о дате, месте и времени рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 247 КоАП «дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайств об отложении рассмотрения дела». Кроме того, имеется ряд дел, которые могут быть рассмотрены только в присутствии правонарушителя. Для предпринимателя это ст. 150 «Торговля с рук в не установленных местах». И, наконец, последними действиями при подготовке дела являются рассмотрение ходатайств сторон и проверка наличия всех необходимых дополнительных документов.

2. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении определен ст. 258-259 КоАП. Не останавливаясь подробно на этапах рассмотрения, коротко перечислим их: представление дела и состава комиссии (должностного лица), разъяснение процессуальных прав сторон, оглашение дела, заслушивание сторон, рассмотрение и оценка доказательств, вынесение решения. Остановимся на самом главном – правах предпринимателя, привлекаемого к административной ответственности. Они определены ст. 247 КоАП. В соответствии с данной статьей лицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет право:

  • знакомиться с материалами дела;
  • давать объяснения, представлять доказательства;
  • заявлять ходатайства;
  • пользоваться юридической помощью защитника;
  • выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика;
  • обжаловать постановление по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении обязательно должны быть выяснены следующие вопросы:

  • был ли факт нарушения;
  • виновно ли лицо в его совершении;
  • имеются ли отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Рассмотрение дела заканчивается составлением протокола и вынесением решения по делу.

3. Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу, которое может быть двух видов – о наложении административного взыскания, либо о прекращении производства по делу. Постановление должно содержать:

  • наименование органа, вынесшего постановление;
  • дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело;
  • изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;
  • указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность; принятое по делу решение;
  • Федеральный закон № 143-ФЗ предусматривает необходимость указания срока и порядка обжалования постановления.

В постановлении по делу должен быть решен вопрос об изъятых ранее вещах и документах, при этом необходимо отметить, что, согласно Закона № 143-ФЗ, решение о конфискации алкогольной продукции может быть решен только судом. К тому же, здесь возможна ссылка на ст. 35 Конституции РФ, также предусматривающую возможность лишения собственника имущества только судом.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. Вручение производится под расписку. И в заключение данной главы скажем несколько слов о процессуальных сроках, предусмотренных административным законодательством. В соответствии со ст. 38 КоАП «административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения». Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения (ст. 282 КоАП).

Как вести себя при проверке — пособие для предпринимателей

4. Рассмотрение дела об административном правонарушении