Когда в ссср появилось официальное понятие земельный кадастр

Общие сведения о земельном кадастре в СССР

Государственный земельный кадастр в СССР введен в соответствии с основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик и содержит в себе совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель.

Земельный кадастр, как и государственное землеустройство в СССР, является комплексным мероприятием, направленным на обеспечение рационального использования земель для целей планирования народного хозяйства, размещения и специализации сельскохозяйственного производства, мелиорации земель, химизации сельского хозяйства, а также осуществления других народнохозяйственных мероприятий, связанных с использованием земли.

Земельный кадастр, как и землеустройство, включает систему государственных мероприятий, направленных на осуществление решений государственных органов в области пользования землей, и является основой решений по образованию и упорядочению землепользовании, организации их территории, особенно при составлении проектов землеустройства и определении комплекса мероприятий по эффективному использованию и охране земель, проведению научно обоснованных технологических приемов по выращиванию сельскохозяйственных культур и отображению этих сведений в соответствующих земельно-кадастровых документах. Эти сведения согласуются с данными землеустройства, специальных обследований и отображением их в текстовых и графических материалах.

Земельный кадастр при его проведении в СССР должен удовлетворять следующим требованиям и принципам проведения:
разработка форм, содержания земельно-кадастровых документов осуществляется централизованно, а их заполнение осуществляется на основе разработанных инструкций и методических указаний;
объективность, точность, полнота и достоверность сведений, отражаемых в земельно-кадастровых документах, с соблюдением геодезических и картографических основ их отображения на планах, картах в соответствующем масштабе;
непрерывность ведения земельного кадастра во времени и пространстве. Необходимость ведения текущего отображения всех происходящих количественных и качественных изменений в составе земель и условиях их использования;
периодическая отчетность об изменениях в составе и использовании земель по установленной форме; взаимосвязанность и взаимообусловленность количественных, качественных и графических сведений о земле, условиях их использования и влияния на них природно-климатических факторов;
единство, согласованность и взаимодополняемость данных земельного кадастра, землеустройства, мелиорации, химизации и других мероприятий, определяющих количество, качество земель и условия их изменения и использования.

Все эти принципы составляют единство системы земельного кадастра с другими мероприятиями по организации и использованию земель.

Государственный земельный кадастр тесно примыкает к таким государственным мероприятиям, как рациональное использование земель, землеустройство, мелиорация, учет земель и т. д.

Земельный кадастр базируется на знании законов общественного развития, на марксистско-ленинском понимании взаимосвязи процессов и явлений. Так, при проведении земельного кадастра в полной мере используются данные почвоведения, экономики, статистики, агрономии, землеустройства, гидротехники и других работ, непосредственно связанных с вопросами использования и оценки земельного фонда страны. В основе проведения земельного кадастра лежит ленинский принцип национализации земли, государственной собственности на землю.

История земельного кадастра

Земельный кадастр как общественный феномен известен с древнейших времен, когда люди начали заниматься земледелием.

Слово «кадастр» имеет французское происхождение и означает систематизированный документ, составленный официальным учреждением на основе данных об определенных ресурсах, их расположении, назначении, величине, стоимости, качественных характеристиках. История земельного кадастра в России началась со времен образования государства и введения системы налогообложения.

Допетровские времена

Объединение в 882 году княжеств Новгородского и Киевского положило начало древнерусского государства – Киевская Русь. В это время и берет свои истоки учет земель, то есть отечественный земельный кадастр. В нем были отражены только качественные характеристики: охотничьи, пахотные, дворовые, пустопорожние угодья. Первые переписи, в которых показаны качественные и количественные характеристики земель стали производиться в XII веке. В дальнейшем было введено экономическое описание земельных угодий, их оценка.

Во времена татаро-монгольского нашествия, когда Киевская Русь выплачивала дань, проводилась перепись населения и его имущества, в том числе земельных владений, так как при раскладе выплат учитывались их качество и количество. Перепись земель в XV-XVI веках, при становлении Московского царства, давала оценку угодий путем приведения их к условным единицам. Соха была той самой условной единицей, а перепись земель именовалась сошным письмом. При Иване Грозном, специально созданным учреждением — Поместным приказом, была произведена опись практически всех земель Московского царства. В Поместном приказе работали писцы, мерщики и дозорщики, в ведении которых находилось измерение пашен, лесов, сенокосов, перелогов, иных угодий и регистрация полученных данных в книгах. Писцовые книги составлялись в двух экземплярах: один предназначался для наместников, воевод и дьяков, а второй отправлялся в Москву. Эти книги имели юридический характер и признавались государством как важное доказательство прав на землю.

Классификация земель по книгам: очень худые, худые, средние, добрые. Учитывались данные об урожае, физических свойствах почв, видах угодий, а также о количестве населения и финансах. Вдобавок к писцовым составлялись вотчинные и дозорные книги, приправочные, окладные, полевые, засечные, строенные, отказные. На основе полевых книг появились межевые книги, отражающие границы владений. В дозорных книгах находились данные о землях, подлежащих конфискации. Информация из книг использовалась при управлении территориями государства, проведении налоговой и земельной политики.

Кадастр и земельная политика после реформ Петра I

Реформатор Петр I упразднил поместную систему, вотчины сравнял с поместьями и ввел подушную подать. Качественный учет угодий и их оценка утратили свое значение, повысилась точность измерений за счет применения геодезических инструментов, применялись геометрические расчеты. Основное межевание российских земель было начато в 1754 году. Помимо сбора статистических данных целью такого межевания было изъятие не соответствующих документам земель и лишение прав владения.

В книгах межевания 1765 года были зарегистрированы казенные и другие земельные наделы. На каждый уезд составлялись свои межевые книги с планами, в которых содержались данные о землевладельцах, местоположении и общем количестве угодий. Был составлен перечень по губерниям и провинциям. К планам прилагались реестры в алфавитном порядке с характеристикой земли и отражением измерений, производились экономические описания качества пахотных наделов.

При Екатерине II была создана Комиссия о генеральном межевании и издан Манифест о генеральном размежевании границ империи. К документу прилагались генеральные правила, в которых были описаны цели и задачи межевания. Земли приписывались к селам и городам, а не к владельцам. В обязанности землевладельцев было вменено обведение своих владений общей межой. Предусматривалось обязательное составление кадастровых (топографических) планов. На основе Генеральных правил были разработаны Инструкции землемерам и Инструкции межевым губернским канцеляриям и провинциальным межевым конторам.

После Революции 1917 года документально была закреплена народная собственность на землю. Определялись две основные формы собственности: государственная и коллективная; созданы три вида кадастров: сельскохозяйственный, лесной, водный. К 1990 г. сформировался многоцелевой Государственный земельный кадастр. В 1992 г. была признана необходимость о переходе на автоматизированный метод получения, обработки и хранения данных земельного кадастра. Современный государственный земельный кадастр содержит сведения обо всех земельных участках и связанного с ними недвижимого имущества в границах РФ.

Чтобы оставить комментарий нужно войти или зарегистрироваться.

Первое генеральное межевание было начато в 1754 г. Оно помимо учета земель имело целью лишение прав владения и изъятия не соответствующих документам земель.

Такой формальный подход привел к возбуждению споров соседствующих владельцев даже в случаях отсутствия взаимных претензий до начала межевания. По свидетельствам очевидцев, нередко возникали бурные споры на межах, драки и даже убийства. Это вызывало отрицательное отношение землевладельцев к самой идее генерального межевания и предопределило его неудачный исход.

Отмена крепостного права послужила толчком для проведения первых земельно-оценочных работ в России.

В 1861 г. с провозглашением Манифеста об отмене крепостного права, утвержденного АлександромII и переходом платежей с»крестьянских душ»на землю возникла необходимость вземельно-оценочных работах и определении доходности земель. Тогда как до этого земельный кадастр подразумевал только ведение кадастрового учета земель и межевание.

В 1888 г. были закончены съемочные работы по Генеральному межеванию европейской части России. При выполнении измерений на местности использовались астролябии – для измерения горизонтальных углов поворота окружной межи, а мерные цепи – для измерения длин линий.

Генеральное межевание сопровождалось изучением хозяйственного состояния страны. Все планы содержали «экономические примечания» (о числе душ, об оброке и барщине, о качестве земель и лесов, о промыслах и промышленных предприятиях, о памятных местах и пр.). Итоги генерального межевания до Октябрьской революции оставались основой гражданско-правовых отношений в сфере земельного права в России.

Конечным результатом генерального межевания стал «межевой паспорт» или план земельного владения в масштабе 100 русских саженей в одном английском дюйме (1:8400), который изготавливался в двух экземплярах – один владельцу (удостоверение на право владения), второй в государственный архив. Были составлены планы городов – в масштабе 100 саженей в 1 дюйме (1:8400) и 50 саженей в 1 дюйме (1:4200) и планы уездов.

Так возник земский земельный кадастр, работы по которому проводились до 1917 года. Декрет «О земле» упразднил частную собственность на землю в России. После

Октябрьской революции 1917 г. в России была осуществлена массовая коллективизация земель. Декретом «О земле» 1917 года провозглашалась абсолютная государственная собственность на землю. Земельный кодекс РСФСР определил порядок коллективизации земель.

В 1935-1938 гг. колхозам были выданы государственные акты на вечное пользование землей. Кадастровым документом, где отражались сведения о землях колхозов, стала Земельная

шнуровая книга, а в административных районах — Государственная земельная книга регистрации земель.

Официально понятие «земельный кадастр» появилось в 1969 г.

Основы земельного законодательства СССР и союзных республик содержали специальный раздел, определяющий цели, назначение и составные части государственного земельного кадастра. Министерство сельского хозяйства СССР 19 июля 1972 г. утвердило «Указания по государственной регистрации землепользований и государственному учету земель», Земельную шнуровую книгу, а также новую форму документации — Государственную шнуровую книгу.

В 1976 г. этим же ведомством была утверждена Общесоюзная методика оценки земель. Постановлением Совета Министров СССР от 10 июня 1977 г. было принято Положение о ведении государственного земельного кадастра.

В 80-х гг. возвращается понятие частной собственности на землю в России.

В период с ноября 1989 г. по март 1990 г. Верховным Советом СССР были приняты законы об аренде, о собственности и земле.

Земельный кодекс РСФСР от 25.04.1991 г. узаконил частную собственность на землю и определил механизм передачи в собственность земельных участков.

В истории учета земель современной России можно выделить четыре основных периода:

1960-1990 гг. особое внимание уделялось землям сельскохозяйственного назначения, а также перераспределению земель, обеспечению развития производственных сил (в том числе административного планирования) и в достаточно большой степени сохранение плодородия земель. Процесс учета земель находился под управлением министерства сельского хозяйства. Для учета земель сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных предприятий использовалась земельная шнуровая книга. В городских поселениях — книга регистрации землепользований;

1992-2001 гг. органы кадастрового учета фактически занимались поддержкой проходившей па всей стране процесса приватизации земель. Т.е. кадастр выполнял функции одновременно кадастрового учета и регистрации права. В начале 90-х годов XX в. земельные участки на праве частной собственности на землю были едва ли не единичными, а полная ясность

с его правовым содержанием и возможными перспективами отсутствовала из-за острой политической борьбы. Таким образом, потребность в законодательном регулировании ведения государственного земельного кадастра остро возникла только во второй половине 90-х годов прошлого века;

2001-2008 гг. ведутся две системы учета: по земельным участкам — государственный земельный кадастр (ГЗК), по объектам капитального строительства (ОКС) — организации технической инвентаризации (ОТИ) или бюро технической инвентаризации (БТИ);

2008 по наст. вр. развивается единая система регистрации прав и кадастрового учета.

Дата добавления: 2016-03-04 ; просмотров: 465 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Краткие сведения из истории кадастра

История кадастра насчитывает несколько тысячелетий. Происхождение термина «кадастр» историки связывают с римским правителем Августом. Считают, что он утвердил единицу учета сбора дани за землю, названную capitiqum, и ввел перепись населения capitiqum registrum. Со временем эти слова трансформировались в одно слово– «catаstrum». По другим источникам термин «кадастр» произошёл от греческого «catastichon» (тетрадь для записей, лист, реестр), или латинского «capitastum», что означает опись податных предметов — предметов, которые облагаются налогом.

Первые сведения о кадастровых работах, проводимых с целью учета земель, относятся к 3000 г. до н. э. — Месопотамия, Вавилон, Древний Египт, Древний Рим . Кадастр в этих древних государствах представлял собой реестр, в котором отображался перечень земель с указанием площади участков, вида использования земель, их принадлежности.

О развитии земельного кадастра в период средневековья свидетельствует византийская сельскохозяйственная энциклопедия «Геопоника». К наиболее прогрессивным средневековым земельным кадастрам относят:

* земельный кадастр короля франков Карла Великого (742–814 гг.);

* английский земельный кадастр времен Вильгельма Завоевателя (1066–1087 гг.);

* сицилийский кадастр Фридриха II (1194–1250 гг.);

* поземельная книга курфюршества Бранденбургского (1375 г.).

Эти кадастры содержали сведения о местоположении, принадлежности земель, их качественных и количественных характеристиках.

До 18-го века содержание кадастровых съемок и основные принципы ведения земельного кадастра практически не изменялись. Лишь в начале 18-го века (1718 г.) Джованни Джакомо Мариони разработал кадастр на основе соблюдения научных методов. В этом кадастре определение границ участков выполнялось путем строгих геометрических построений: методом триангуляции и полигонометрии.

Кадастр в царской России.

Фактически, российский земельный кадастр берет своё начало с древнерусского государства – Киевская Русь. В то время проводился качественный учет земель, который имел упрощенный характер. Описание земель проводилось только по видам угодий – дворовые, пахотные, пустопорожние, охотничьи угодья (без указания почвенных различий).

Считается, что в 12-м веке появились первые переписи земель с характеристикой их качества и количества . К старейшим кадастровым

документам относятся описания земель времен татаро-монгольского ига. В этот период для учета и сбора дани проводилась перепись жителей и их имущества. Первая (татарская) перепись была проведена в 1245 г., а повсеместная перепись русских земель – в 1273 г. Первое упоминание о ведении работ по межевому картографированию для отвода земель относится к 1483 году.

Фактически картографический материал земельного кадастра России того времени содержался в описаниях земель, собранных в писцовых, межевых и дозорных книгах. Этот материал составлялся по результатам натурных землемерных работ, которые заключались в измерении длин граничных линий «мерной вервью» (веревкой длиной в 20, 40, 80 саженей, 1 сажень равна 2,1336 м).

В 16-ом веке для описания земель было создано специальное учреждение «Поместный приказ». Первым в истории Российского государства органом, ведающим землеустройством, была «Поместная изба». Поместная изба выполняла наблюдения за проведением землеустройства и землемерными описаниями. Необходимость осуществления землеустройства была вызвана решением царя Ивана Грозного разделить все поместья между неимущими. В связи с этим царь Иван Грозный издал соответствующий приказ (20.09. 1556 г.). При Иване Грозном были описаны почти все земли России.

В 1714 году по приказу царя Петра I деление на поместья было отменено. Взамен были введены новые понятия «недвижимая собственность» или «имение». Прогрессивным нововведением царя Петра I было «геометрическое межевание»: площадь земельного участка определялась путем расчета площади различных геометрических фигур, к форме которых приближена форма соответствующего земельного участка.

Очередной этап в развитии земельного кадастра российского государства связан с отменой в 1861 году крепостного права (царь Александр II). До этого времени земельный кадастр подразумевал только ведение кадастрового учета земель и межевание.

В 1861 г. с провозглашением Манифеста об отмене крепостного права, был осуществлен переход к платежам на землю с «крестьянских душ». В связи с этим, возникла необходимость в земельно-оценочных работах и определении доходности земель. Так возник земский земельный кадастр, работы по которому проводились до 1917 года.

Кадастр в Советском Союзе. В Советском Союзе кадастра как токового не было. Земля принадлежала государству, и, этот факт определял всё. После Октябрьской революции 1917 г. в России (РСФСР) Декретом «О земле» 1917 года была отменена частная собственность на землю и была провозглашена абсолютная государственная собственность на землю. Земельный кодекс РСФСР определил порядок коллективизации земель. В 1935-1938 гг. колхозам были выданы государственные акты на вечное пользование землей. Председатели колхозов затем, в сундуках, десятилетиями хранили эти акты. Некоторые из них ставили акты на самое видное место

Кадастровым документом, где отражались сведения о землях колхозов, была Земельная шнуровая книга, а в административных районах — Государственная земельная книга регистрации земель.

Справедливости ради необходимо отметить, что Правительством СССР принимались постановления и решения о создании кадастра (1962 г, 1968г, 1977г). Определённую роль в этом сыграла и экономическая реформа 1965 года. Учет осуществлялся по планово-картографическим материалам, на которых отображались границы территориального и внутрихозяйственного землеустройства. В каждом районе был землеустроитель, который из года в год сдавал, фактически, одну и ту же отчётность.

Кадастр в современной России. В современной России кадастр берёт свое начало 90-х годах 20-го века. В апреле 1991 года был принят Земельный кодекс РСФСР, который узаконил частную собственность на землю и определил механизм передачи в собственность земельных участков. Если в начале это был земельный кадастр, то в настоящее время это кадастр объектов недвижимости.

За последние двадцать с небольшим лет ведомство, занимающееся кадастром претерпело ряд изменений и трансформаций:

1. В 1993 г. был создан Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем, ПП РФ № 91). В его функции входила обязанность по ведению землеустроительных и кадастровых работ.

2. В июле 1999 г Роскомзем упразднен (ПП РФ № 744). В замену ему создан Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике (Госкомзем, ПП РФ № 1056). Госкомзем просуществовал менее года и был упразднен в мае 2000г.

3. В июле 2000 г. Постановлением Правительства Российской Федерации была официально утверждена Федеральная служба земельного кадастра, или Росземкадастр.

4. В 2004 г. федеральная служба земельного кадастра была упразднена, создано Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости

(Роснедвижимость), которое просуществовало до 2008 г.

5. В декабре 2008 г. на основании Указа № 1847 Президента РФ была создана федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), объединяющая три ведомства: Росрегистрацию, Роснедвижимость и Роскартографию.

С начала создания и развития кадастра в РФ субъектом кадастровой деятельности являлось юридическое лицо (организация). Кадастровая деятельность лицензировалась. В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» кадастровая деятельность не относится к лицензируемым видам деятельности.

В соответствии с федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (№ 221-ФЗ, от 24.07.2007) субъектом кадастровой деятельности является кадастровый инженер.

Тема 1 общие сведения о кадастре, субъектах и объектах городского кадастра

Вопросы для изучения:

История возникновения и развития кадастра.

Общие сведения о государственных информационных кадастровых системах.

Объекты и субъекты городского кадастра.

1.1. История возникновения и развития кадастра

Под термином «кадастр» обычно понимается систематизированный свод, перечень, реестр основных сведений об экономически значимых ресурсах страны, государства, имеющий официальный статус. Кадастры содержат данные о местоположении учитываемых ресурсов и объектов, их величине, качественных характеристиках и стоимостной оценке. Кадастр — основной источник информации для управления недвижимостью и регулирования её использования.Главными потребителями информации любого кадастра являются органы власти и управления всех уровней, их структурные подразделения, а также учреждения и предприятия, в той или иной степени участвующие в организации среды обитания людей.

Наиболее известны земельный кадастр, а также водный кадастр, кадастр природных ресурсов, лесной кадастр, кадастры месторождений и проявлений полезных ископаемых и некоторые более частные отраслевые кадастры. Новым для нашей страны является кадастр недвижимости, объектом учёта которого является недвижимое имущество (земельные участки и прочно связанные с ними объекты, включая здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства) и сведения о прохождении некоторых границ и зон. Основой для создания, ведения и развития кадастра недвижимости послужил земельный кадастр, так как именно земля, земельные участки являются базисным, объектоформирующим элементом недвижимого имущества.

Кадастр как наука и вид деятельности представляет собой формирование и учёт земельных участков и иных объектов недвижимости (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства), расположенных в границах территорий населённых пунктов, муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом.Каждый учитываемый в кадастре объект недвижимости регистрируется уникальным, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации учётным номером — кадастровым номером, и описывается правовыми, физическими и экономическими характеристиками.

Кадастр возник в результате длительного исторического процесса как вид деятельности, обеспечивающей учет характеристик землепользований и территорий. С античных времен в разных государствах возникла необходимость получения сведений о земле как источнике материальных благ и объекте налогообложения. История возникновения кадастра с целью учёта земель и кадастровых работ по установлению границ и площадей земельных участков, уходит корнями в 4000 г. до н.э. Так, археологическими исследованиями подтверждено, что в этот период в Халдее на глиняные дощечки уже наносились схематические участки земли и клинописью указывались размеры сторон и площадь участков, а во времена Древнего Египта (около 3000 г. до н. э.) египтянами производились кадастровые съемки по установлению границ разрабатываемых земельных участков и фиксировались подробные сведения о границах, площади и владельцах земельных участков.

Термин «кадастр» применяется со времен римского правителя Августа (27 г. до н. э.). Первый римский кадастр, называвшийся «Табулес Цензуалес», был введён в VI веке до н.э. Сервием Туллием. В этот период была утверждена единица учета сбора дани за землю — «caputigum». В дальнейшем это слово трансформируется в «catastrum», позднее — «cadastre» (франц.), дословно «книга-реестр». В этом кадастре производилась съемка периметра земельного участка, а также устанавливался налог с учетом качества и продуктивности почвы. Поскольку все кадастровые действия были связаны с землей, с конкретным земельным участком, появилось название «земельный кадастр». Со временем в некоторых странах Запада из системы земельного кадастра начали выделяться отдельные подсистемы: кадастр инженерных сооружений, кадастр транспортных коммуникаций, кадастр застроенных территорий и так далее. В разное время и в разных странах содержание земельного кадастра и значение его составных частей отличалось, и зависело от существующих в стране земельных отношений, потребностей и интересов граждан и общества в целом.

Земельный кадастр России также характеризуется длительной историей развития. Первые сведения о кадастре в России связаны со сбором поземельного налога и оценкой земель. Первые описания земель в России появились в IX веке. Причиной начала учета и описания земель на Руси стало татаро-монгольское иго. Поскольку главной доходной статьей сбора дани являлась земля, то при раскладе дани учитывалось количество и качество земли, т.е. проводился кадастровый учет пространства целых княжеств и поземельное владение каждого частного лица. Появилась необходимость в разграничении земель не только технически, но и юридически — возникло межевание. В летописях имеются свидетельства о существовании землевладений и меж на границах удельных княжеств. Установлено, что по примеру Византии княжескими служителями (писцами) проводились описания земельных владений княжеских подданных с целью распределения податей, повинностей и дани.

Первое на Руси межевание как государственное мероприятие стало проводиться с появлением первых поместий. Удельные князья наделяли своих подданных землей в потомственное или пожизненное владение, поэтому требовалось проведение землеустроительных работ по отводу земельных участков в натуре и разрешения земельных споров. Первый в истории Российского государства государственный орган, ведающий землеустройством, — «Поместная изба», созданная по приказу Ивана Грозного. Поместная изба проводила наблюдения за проведением землеустройства и землемерными описаниями. Землемерные работы заключались в измерении «мерной вервью» длин граничных линий, которые разделяли землю по угодьям, различающимся по «добротности» («добрые», «средние» и «худые»). Картографический материал земельного кадастра России того времени составлялся по результатам натурных и землемерных работ и содержался в описаниях земель в писцовых, смотренных, дозорных и межевых книгах.

В XVI в. для проведения описания земель в России было создано специальное учреждение — Поместный приказ, которое стало общегосударственным руководящим центром, объединяющим межевые и кадастровые работы. Описания земель и измерение земельных угодий проводились специальными лицами — писцами, дозорщиками и мерщиками. Сведения о земле отражались в «Писцовых книгах», которые имели юридический и правовой характер. Эти книги признавались государством в качестве важнейшего доказательства прав на землю, а сама запись в них получила характер земельной регистрации. При их заполнении также проверялись права землевладельца на описываемые земли. В писцовых книгах отражались и подтверждались документально купля-продажа земли, обмен земельными владениями, передача земель по наследству. В писцовых наказах 1680-1684 гг. межевание впервые отделяется от описания земель и землевладельцев для целей налогообложения. Основной задачей писцов являлось размежевание земель, но при этом им вменялось в обязанность проверять права на землю и определять неправомерно прирезанные ко владению территории («примерные земли»). Орудиями измерения служили простая веревка и сажень.

По приказу Петра I в 1714 году введены новые понятия «недвижимая собственность» или «Имение». Был упразднен Поместный приказ, а его функции распределены между многими учреждениями. В 1721 году появился новый орган, частично исполняющий функции «Поместного приказа» — «Вотчинная коллегия». В середине XVIII в. в России с целью защиты прав землевладельцев работы по межеванию были расширены – основой кадастра стало «геометрическое межевание», заключающееся в определении площади земельных участков путем расчета площади различных геометрических фигур, приближенных к форме земельного участка. При Елизавете Петровне в 1754 г. была обнародована основанная на писцовом наказе 1684 г. межевая Инструкция. В ней было упразднено различие между вотчинными и поместными землями, а мерную веревку заменила десятисаженная цепь, за единицу меры принята десятина. Межевщик был снабжен астролябией и сопровождался геодезистом и военной командой. В обязанности межевщика входило измерение и межевание земли в порученном ему округе, а также проверка и утверждение права на владение в определенном пространстве или определенных границах.

В 1765 г. особым манифестом Екатерины II была утверждена Комиссия о государственном межевании земель, и с 1766 г. начаты работы по генеральному межеванию российских земель. Владельцы земельных участков обязаны были обозначить границы земельных участков столбами и просеками, решить вопрос о границах участков с соседями. Съемочные работы по Генеральному межеванию европейской части России были закончены в 1888 г. Были составлены документы учета и описи городских дворов, сельскохозяйственных земель и лесного фонда. Документы описи и перечня дворов содержали информацию о территории двора с перечнем построек и размером налога в рублях, а также имя владельца. Во многих городах проводили оценку недвижимого имущества и его опись с составлением схем и планов земельных участков. При выполнении измерений на местности для измерения горизонтальных углов астролябии, а для измерения длин линий использовались мерные цепи. Конечным результатом генерального межевания стал «межевой паспорт» или план земельного владения в масштабе 100 русских саженей в одном английском дюйме (1:8400), который изготавливался в двух экземплярах – владельцу как документ, удостоверяющий право владения, второй экземпляр передавался в государственный архив. Также были составлены планы городов и планы уездов. Все планы содержали экономические сведения о территории — о числе душ, об оброке и барщине, о качестве земель и лесов, о промыслах и промышленных предприятиях, о памятных местах и прочие сведения. К специальным планам прилагались полевая записка землемера, полевой журнал и межевая книга. Основные работы по межеванию земель Российской империи были завершены в начале XIX в. Первые земельно-оценочные работы в России начались с 1861 г. с отменой крепостного права и переходом платежей с «крестьянских душ» на землю и определении доходности земель — возник Земский земельный кадастр, работы по которому проводились до 1917 года.

Таким образом, в начале ХХ века в дореволюционной России земельный кадастр включал в себя следующие составные части:

— учет и регистрацию земель;

— естественно историческое описание земель;

— экономическое описание земель;

Кадастровые сведения о земле содержались в «Поземельной книге» и «Межевой книге». В «Поземельной книге» фиксировались обладателей прав на землевладения и отражались сведения о совершаемых с землей сделках, в «Межевой книге» описывались границы землевладений и отражались происходящие изменения в прохождении границ между землевладениями, связанные с куплей-продажей части владения. Такое документирование сведений о земле соответствовало сложившимся земельным отношениям — государство, могло выполнять фискальную функцию, а землевладельцы могли защищать в суде свои права и решать межевые споры.

После Октябрьской Революции 1917 года земельные отношения в России резко изменились. Декретом «О земле» была упразднена частная собственность на землю, вся земля была национализирована, объявлена всенародным достоянием и единой государственной собственностью — провозглашена абсолютная государственная собственность на землю. От имени народа право на землю реализовывало государство, а все остальные граждане могли только пользоваться землей. Распоряжение землей (наделение и изъятие земель) от лица государства производилось чиновниками. Одновременно с этим земля фактически перестала являться объектом налогообложения, необходимость в «Межевой книге» и «Поземельной книге» отпала.

В то же время молодое советское государство нуждалось в сведениях о земле. Потребность государства в сведениях о земле определяла состав сведений и порядок ведения земельного кадастра. В первые годы после революции согласно «Положению о земельных распорядках в городах» все без исключения земли и водные пространства в пределах городской черты, независимо от пользователя, подлежали земельной регистрации. Кадастр того времени представлял сведенные в единую книгу регистрационные сведения по землепользователям, а также количественные и качественные характеристики земель. Под земельным участком в то время понималась любая территория, которая предоставлялась конкретному лицу, т.е. участок земли в границах права пользования. При регистрации проводили опись земельного участка с отображением характеристик строения и сооружения, составляли экспликацию участка по видам угодий.

Главной задачей российского земельного кадастра периода 30-х годов ХХ века было создание системы сведений о земле, в первую очередь позволяющей планировать и контролировать производство сельскохозяйственной продукции, а также обеспечивать советские и партийные органы сведениями, необходимыми для планирования расходов государственного бюджета.Кадастровым документом, где отражались сведения о землях, стала Земельная шнуровая книга, а в административных районах – Государственная книга регистрации земель.

Официально понятие «земельный кадастр» появилось в России в 1969 году. Основы земельного законодательства СССР и союзных республик содержали специальный раздел, определяющий цели, назначение и составные части государственного земельного кадастра. Министерство сельского хозяйства СССР 19.07.1972 г. утвердило «Указания по государственной регистрации землепользований и государственному учету земель», Земельную шнуровую книгу, а также новую форму документации – Государственную шнуровую книгу. В 1976 году этим же ведомством была утверждена Общесоюзная методика оценки земель. Постановлением Совета министров СССР от 10.06.1977 г. было принято Положение о ведении государственного земельного кадастра. Основными документами земельного кадастра являлись земельно-кадастровая книга юридического лица – пользователя земли, государственная земельно-кадастровая книга района (города), государственный земельный кадастр области, края и т.д., государственный земельный кадастр СССР.

В истории кадастрового учета земель и иной недвижимости современной России выделяют три основных периода.

1 период. В 1990—2000 гг. правовое обеспечение развития земельных отношений в России, в том числе в части управления и учёта на землях населённых пунктов, осуществлялось по следующим направлениям:

1) развитие законодательства, регулирующего отношения собственности на землю и другую недвижимость;

2) обеспечение государственных гарантий конституционных прав граждан на землю;

3) принятие законодательных актов, регулирующих правовой механизм эффективного управления землей и другой недвижимостью, создание рыночной инфраструктуры;

4) развитие законодательства, регулирующего оборот земли и другой недвижимости;

5) правовое обеспечение рационального использования и охраны земель как в сельскохозяйственной, так и в несельскохозяйственной сфере и т.д.

Земельный Кодекс РСФСР от 25.04.1991 г. узаконил частную собственность на землю и определил механизм передачи в собственность земельных участков. В конце 1991 г. в России, как и во многих государствах мира, были введены платежи за землю: земельный налог, арендная плата и цена земли в случае ее купли-продажи.

Указом Президента РФ от 11.12.1993 г. «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» на Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем) были возложены функции по ведению многофункционального государственного земельного кадастра, регистрации и оформлению документов о правах на земельные участки и прочно связанную с землей недвижимость, а также ведение Поземельной регистрационной книги.

Во исполнение положений данного Указа были разработаны нормативные правовые документы, определяющие:

— порядок регистрации прав на землю и порядок выдачи соответствующих свидетельств о праве собственности;

— методические указания о регистрации прав;

— положение и форма Поземельной книги;

— положение о регистраторе прав;

— положение о дежурных кадастровых картах, на которых должны быть представлены все земельные участки и прочая связанная с ними недвижимость, причем каждый из участков должен иметь единственный на всей территории России кадастровый номер.

В этот период была разработана специальная федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра (1996 — 2002 годы)». Программа включала в себя совокупность мероприятий, обеспечивающих к 2000 году развертывание на территории Российской Федерации автоматизированной системы земельного кадастра с последующей интеграцией ее в единое информационно-коммуникационное пространство России. С 1998 года, с принятием федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», функции регистрации прав на земельные участки были возложены на федеральный орган — Учреждение Юстиции по регистрации прав, специально созданный при Министерстве Юстиции РФ.

Таким образом, до начала 2000 года земельный кадастр Российской Федерации, в том числе кадастр на землях городов и иных населенных пунктов, состоял из следующих составных частей:

— регистрация землевладений и землепользований;

— количественный и качественный учет земельного фонда;

— бонитировка почв и экономическая оценка земель.

2 период. В 2000—2008 годах в Российской Федерации функционировали две системы учета, в том числе на землях городов и иных населенных пунктов:

— федеральными органами исполнительной власти осуществлялось ведение государственного земельного кадастра (далее — ГЗК) по землям и земельным участкам;

— организациями технической инвентаризации (бюро технической инвентаризации) осуществлялся технический учет объектов капитального строительства (ОКС).

Функции регистрации прав на земельные участки и объекты капитального строительства осуществляли Учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, учреждённые в составе Министерства Юстиции РФ.

Отношения, возникающие при ведении государственного земельного кадастра и при использовании его сведений регулировал федеральный закон от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Основной целью ГЗК, в соответствии с данным законом, являлось создание земельно-информационной системы для обеспечения механизма закрепления прав граждан и юридических лиц на земельные участки, т. е. их государственной регистрации. Возникла закономерная ситуация, при которой собственники земли становятся самыми заинтересованными лицами в создании такого кадастра, основу которого составляют не только сведения о площадях земельных участков, а сведения об их границах.

Законом о кадастре был установлен состав сведений и документов ГЗК, порядок его ведения, включая условия финансирования, а также полномочия органов власти разных административных уровней в сфере ведения государственного земельного кадастра. Государственное управление ведением государственного земельного кадастра Правительство РФ осуществляло через федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами — Федеральную службу земельного кадастра России, впоследствии переименованную в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Принятый федеральным законом от 29.12.2004 №190-ФЗ Градостроительный кодекс Российской Федерации установил основные положения в части управления и развития территориями населенных пунктов, а также определил основные понятия, термины и определения в части развития территорий населенных пунктов, такие как градостроительная деятельность, территориальное планирование, градостроительное зонирование, функциональные зоны, и другие понятия. Градостроительным кодексом РФ также определены принципы градостроительства и законодательные основы, регламентирующие развитие городских территорий (территорий иных населенных пунктов).

3 период. С 2008 года по настоящее время. С 01.03.2008 г. государством на всей территории Российской Федерации осуществляется ведение государственного кадастра недвижимости, объединившего в себе сведения государственного земельного кадастра и сведения технического учета объектов капитального строительства, переданные в органы кадастрового учета организациями технической инвентаризации. Принятый в 2007 году федеральный закон № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) установил состав сведений государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН), определил порядок кадастрового учета объектов недвижимости и предоставления сведений кадастра.

Правовую основу регулирования кадастровых отношений в Российской Федерации в настоящее время составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, иные федеральные законы, а также издаваемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации.

Законом о кадастре недвижимости предусмотрено включение в кадастр таких сведений, как сведения о границах территорий субъектов Российской Федерации в виде границ между субъектами РФ, границ муниципальных образований и населенных пунктов, сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, а также о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки на территории муниципальных образований. Законом установлены новые требования к формированию документов, необходимых для государственного кадастрового учета объектов недвижимости, кадастр стал электронным, на бумажных носителях хранятся только документы, представленные для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости.

При использовании государством имеющейся в ГКН информации возникла потребность создания агрегированного информационного ресурса на уровне Российской Федерации и субъекта РФ. Развивается единая система регистрации прав и кадастрового учета. Создается единая федеральная информационная система недвижимости (ЕФИСН), объединившая территориальные информационные ресурсы единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости о земельных участках и объектах капитального строительства в единый Федеральный Информационный Ресурс (ФИР). Реализация мероприятий по централизации обработки документов и принятия решений о проведении кадастрового учета позволяет существенно повысить качество ведения кадастра, обеспечить единообразие при осуществлении кадастровых процедур, т.е. исполнить требование закона о применении единой методики или технологии ведения кадастра на всей территории Российской Федерации.

Предоставление сведений кадастра недвижимости по сравнению с земельным кадастром поднялось на качественно новый уровень. Так, приоритетной является форма электронного документа как для подачи заявления и документов с целью осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости, запроса о предоставлении сведений ГКН, так и для предоставляемых органами кадастрового учета сведений. Кроме этого, Законом о кадастре установлена обязанность органа кадастрового учета осуществлять предоставление сведений кадастра неопределенному кругу лиц в виде публичной кадастровой карты путем размещения ее на официальном сайте органа кадастрового учета. Состав сведений публичных кадастровых карт установлен приказом Министерством экономического развития РФ от 19.10.2009 г. № 416.

Распоряжением Правительства РФ от 28.06.2013 г. №1101-р утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)». Основная цель программных мероприятий – повышение гарантий прав собственности и защита прав потребителей государственных услуг. За счет создания единой учетно-регистрационной системы, реализации комплекса нормативных, административных и информационных мероприятий планируется сократить сроки государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, количество необходимых процедур, а также повысить гарантии зарегистрированных прав и исключить административные барьеры и коррупционные проявления в учётно-регистрационной сфере.

Переход на новые электронные технологии, в том числе с использованием цифровых карт, предъявляет более высокие требования к квалификации специалистов, осуществляющих ведение кадастра.