Комментарий к ст 275 ук

Комментарий к статье 275

1. Государственная измена представляет собой акт предательства, т.е. оказание гражданином РФ помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в осуществлении враждебной деятельности против Российской Федерации. Кроме общей (родовой) формы измены в виде оказания помощи закон предусматривает ответственность за ее специальные формы — шпионаж, выдачу государственной тайны — если они направлены в ущерб внешней безопасности.

2. Внешняя безопасность как объект преступного посягательства означает состояние защищенности государственного и общественного строя России от угроз извне. Действия виновного создают угрозу суверенитету, территориальной неприкосновенности и обороноспособности РФ.

Указанные сферы общественных отношений тесно связаны между собой, и вопрос о том, какому компоненту наносится наибольший вред, подлежит установлению в каждом конкретном случае на основании имеющихся материалов.

3. Государственная измена в форме шпионажа выражается в передаче, а равно в собирании, похищении или хранении в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также в передаче или собиранию по заданию иностранной разведки иных сведений для использовании их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если они совершаются гражданином России. Если подобные действия совершаются иностранным гражданином либо лицом без гражданства, то они квалифицируются по ст. 276 УК (см. комментарий к данной статье).

4. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в действиях, связанных с передачей иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому они были доверены по службе или работе либо стали известны иным путем, за исключением их собирания либо похищения. В этом состоит отличие выдачи государственной тайны от шпионажа, при котором передаются либо хранятся с целью передачи сведения, которыми лицо не располагает по службе (работе).

Например, Т., будучи ведущим инженером режимного НИИ, по своей инициативе установил преступную связь с иностранной спецслужбой и выдал известные ему по работе сведения, составляющие государственную тайну.

Государственную тайну составляют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно — розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г.) .

Государственную тайну образуют сведения 3 степеней секретности: «секретно», «совершенно секретно» и «особой важности»

Оконченным преступлением выдача государственной тайны признается с момента перехода сведений, ее составляющих, в адрес иностранного государства, иностранной организации либо их представителей. Представителями иностранного государства и иностранной организации являются их официальные лица (члены правительственных делегаций, сотрудники дипломатических представительств в России, сотрудники иностранных спецслужб, члены иностранных негосударственных организаций и т.д.), а также иные лица, выполняющие их поручения.

Могут иметь место стадии приготовления либо покушения на преступление (например, задержание виновного при попытке передать сведения указанным адресатам).

5. Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против России выражается в совершении различных деяний, направленных на оказание им содействия в проведении разведывательной и иной подрывной деятельности против основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации, если они не охватываются другими формами государственной измены.

Объективно оказание помощи связано с установлением контакта (связи) гражданином России с представителями иностранного государства или иностранной негосударственной организации и совершением по их заданию:

а) других (кроме измены) преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства;

б) деяний, не образующих признаков указанных преступлений, но наносящих ущерб внешней безопасности России.

В первом случае действия виновного квалифицируются по совокупности преступлений: государственная измена и конкретное преступление данного вида (террористический акт, диверсия, вооруженный мятеж и т.д.).

Во втором случае круг деяний многообразен и не имеет исчерпывающего перечня. Объединяющим началом является их направленность против внешней безопасности России. Это могут быть: вербовка агентуры для иностранной спецслужбы; подбор явочных и конспиративных квартир; оказание содействия иностранным эмиссарам и кадровым разведчикам в приобретении документов прикрытия, устройстве на работу, связанную с доступом к государственным секретам, и т.п. Оказание помощи может быть как в мирное, так и в военное время.

Преступление считается оконченным с момента фактического оказания помощи. Могут иметь место стадии совершения преступления.

Приготовление к преступлению образуют разработка плана оказания помощи, создание условий для установления контакта с адресатами, приведение в систему, удобную для выдачи, тех сведений и возможностей, которыми располагает данное лицо, и т.д.

Как покушение на преступление квалифицируются неудавшаяся попытка установить контакт с представителями иностранного государства или иностранной организации, совершение действий, направленных на оказание помощи, которой иностранная разведка не могла воспользоваться, и т.п.

6. Государственная измена совершается только с прямым умыслом, т.е. виновный сознает общественно опасный характер действий, указанных в диспозиции данной статьи, и желает их осуществить. Некоторые авторы высказывали мнение о возможности совершения измены и шпионажа с косвенным умыслом , однако данная позиция не нашла отражения в практике и дальнейшем развитии теории.

Для квалификации преступления подлежит установлению направленность умысла — нанести ущерб внешней безопасности России. При этом мотивы могут быть самыми разными: корысть, месть, националистические побуждения и т.д. Мотивы, хотя и не указаны в данной норме, имеют большое значение в раскрытии механизма совершения преступления, определении степени вины и назначении наказания.

7. Субъектом государственной измены признается только гражданин России, достигший шестнадцати лет. Соучастниками же преступления (кроме исполнителя) могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.

Гражданин России может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). При совершении им государственной измены он также подлежит уголовной ответственности, поскольку «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации» (п. 2 ст. 62 Конституции РФ).

8. Примечание к ст. 275 УК предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности, если:

а) лицо добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом содействовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации;

б) в его действиях не содержится иного состава преступления.

Данная поощрительная норма призвана показать человеку, совершившему оконченное преступление, путь к отступлению и при выполнении им указанных условий гарантировать освобождение от уголовной ответственности.

Статья 275 УК РФ. Государственная измена (действующая редакция)

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 275 УК РФ

1. Государственная измена охватывает три альтернативно указанных деяния:

2) выдача государственной тайны;

3) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

2. О понятии шпионажа см. комментарий к ст. 276 УК. Государственная измена отличается от шпионажа как самостоятельного преступления только по его субъекту.

3. Выдача государственной тайны — это сообщение иностранному государству, иностранной организации или их представителю сведений, составляющих государственную тайну.

К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»). Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, по представлению Правительства РФ утверждается Президентом РФ. В него включены сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики и др.

4. Способ выдачи государственной тайны уголовно-правового значения не имеет.

5. Иностранное государство выступает в лице его официальных органов и прежде всего спецслужб; иностранная организация может быть как государственной, так и иной; представителями иностранных государств и иностранных организаций могут быть их официальные или иные лица, действующие по их поручению.

Преступление в этой форме считается оконченным с момента перехода указанных сведений иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

6. Иное оказание помощи в проведении враждебной деятельности выражается в совершении различных действий, в частности в вербовке агентов для спецслужб иностранного государства, оказании помощи в их легализации в России, снабжении необходимыми для этого документами, трудоустройство, подборе явочных квартир, приобретении транспортных средств и т.д. В содержание указанного признака не входят шпионаж и выдача государственной тайны.

Преступление считается оконченным с момента фактического оказания помощи указанным в законе адресатам (иностранному государству, иностранной организации или их представителям).

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

8. Субъект преступления специальный — гражданин РФ, достигший возраста 16 лет.

9. Примечание к комментируемой статье предусматривает специальный вид освобождения от уголовной ответственности.

Комментарий к статье 275 УК РФ

1. Государственная измена представляет собой враждебную деятельность гражданина Российской Федерации, осуществляемую совместно с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, направленную против внешней безопасности Российской Федерации.
Главная опасность при совершении этого преступления исходит извне, так как действия гражданина России направляются и поддерживаются силами и средствами иностранного государства или иностранных организаций, которые имеют в своем распоряжении мощные финансовые, технические и прочие ресурсы. Это своеобразная форма соучастия гражданина России и представителей иностранных государств или организаций в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации.
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории — записано в Конституции (ч. 3 ст. 4). Это конституционное положение является правовой основой установления уголовной ответственности за ущерб внешней безопасности страны.
Объектом государственной измены является внешняя безопасность страны. Внешняя безопасность характеризуется состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних угроз. В свою очередь, жизненно важные интересы это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность.
Суверенитет — это независимость, верховенство и полная самостоятельность государства в решении своих внешних и внутренних вопросов. Территориальная неприкосновенность означает неотторжимость территории государства без разрешения его высших органов власти.
Обороноспособность предполагает наличие политического, экономического, военного и морального потенциала страны, который последняя может использовать для защиты от внешнего нападения.
2. Государственная измена может совершаться в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
Ф., являясь старшим научным сотрудником особо важного учреждения Минобороны России, имел доступ к секретным и совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну. Будучи осведомленным о проявляемом иностранными спецслужбами интересе к тематике решаемых его учреждением вопросов, в поисках источников получения иностранной валюты для последующего выезда на постоянное жительство за границу, Ф. сумел войти в контакт с сотрудником посольской резидентуры ЦРУ, работавшим под прикрытием дипломатической должности. Проинформировав его о своих возможностях, Ф. получил от него официальное предложение о сотрудничестве. Выразив согласие, Ф. на одной из назначенных ему конспиративных встреч передал представителю иностранной разведки собранные им секретные и особо секретные сведения об интересовавшем иностранную разведку изделии и направлениях его дальнейшей разработки. Тогда же Ф. получил присвоенный ему оперативный псевдоним, инструкции об условиях и порядке связи, а также денежное вознаграждение.
Действия Ф. квалифицированы по комментируемой статье как государственная измена в форме шпионажа путем выдачи иностранному государству сведений, составляющих государственную тайну, в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
3. В УК РСФСР были предусмотрены семь форм измены: переход на сторону врага, шпионаж, выдача государственной или военной тайны иностранному государству, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы, оказание помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности против СССР, а равно заговор с целью захвата власти.
Переход на сторону врага предполагал совершение этого деяния в период войны или в боевой обстановке. УК не называет военное время и боевую обстановку в качестве признаков состава преступления.
Бегство за границу и отказ возвратиться из-за границы по существу не были формами измены, а лишь способами совершения указанного преступления. Буквальное толкование этих форм как перемещение гражданина СССР на территорию иностранного государства или отказ возвратиться на территорию СССР противоречило понятию измены Родине как враждебной деятельности гражданина СССР совместно с внешним противником и не позволяло отграничить это преступление от незаконного выезда из страны (ст. 83 УК РСФСР).
В УК эта форма государственной измены отменена.
Не вписывалась полностью в признаки измены и такая ее форма, как заговор с целью захвата власти. В тех случаях, когда заговорщики осуществляют свою деятельность совместно с иностранным государством или иностранной организацией, их действия образуют состав государственной измены. Но когда заговорщики действуют, не контактируя с иностранными государствами или иностранными организациями, заговор не содержит признаков государственной измены.
Важное изменение внесено в содержание таких форм измены, как выдача государственной тайны и оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. В УК РСФСР в качестве адресата выдачи и оказания помощи называлось только иностранное государство и не назывались иностранные организации или их представители.
В УК речь идет не только об иностранном государстве, но и об иностранных организациях или их представителях.
4. Отличие шпионажа от выдачи государственной тайны состоит в том, что шпионаж выражается в передаче, а равно в собирании, похищении или хранении с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну.
5. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в том, что передаются сведения, составляющие государственную тайну, иностранному государству, иностранной организации или их представителям лицом, которому эти сведения были доверены по службе или работе (например, секретоноситель).
Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб внешней безопасности Российской Федерации, — ст. 2 Федерального закона от 21.07.93 N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 06.10.97) .
———————————
РГ. 1993. N 182; СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.

Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разыскной); они содержатся в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; эти сведения подлежат засекречиванию и имеют три грифа: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно»; допуск к этим сведениям ограничен; за противоправное разглашение государственной тайны наступает уголовная ответственность.
6. Предметом шпионажа могут быть иные сведения, кроме государственной тайны, которые передаются или собираются по заданию иностранной разведки для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
И шпионаж, и выдача — конкретизация основной формы измены — оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Именно эта форма составляет содержание государственной измены. Как уже говорилось, возможны формы конкретизации измены в виде шпионажа, выдачи. Однако общим для них является адресат, который проводит враждебную деятельность, и присутствие гражданина Российской Федерации, который оказывает ему помощь во враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Это может быть вербовка гражданина России в качестве агента иностранного государства, иностранной организации или их представителей, инициативная передача сведений, не составляющих государственной тайны (различные изобретения, открытия, не имеющие грифа «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно»), но интересующих иностранные государства, иностранные организации или их представителей в указанных целях, и т.д.
7. Понятие враждебной деятельности включает любую деятельность, направленную в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. В области внешнеполитической это может быть срыв мирных переговоров, разрыв дипломатических отношений; в области экономической — срыв выгодных деловых контактов, экономическая блокада; в области военной — поддержка незаконных формирований на территории России; в области разведки — расшифровка разведывательных операций, провал агентуры и т.п.
8. Государственная измена считается оконченной с момента совершения действий независимо от наступивших последствий. Так, шпионаж окончен с момента сбора сведений, составляющих государственную тайну; выдача государственной тайны окончена с момента фактической передачи сведений адресату; иное оказание помощи — с момента фактического оказания такой помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям.
9. Государственная измена совершается только с прямым умыслом, а собирание сведений, составляющих государственную тайну, должно преследовать цель передачи собранных сведений адресатам шпионажа. Виновный должен осознавать характер собираемых или выдаваемых сведений, характер адресата, которому они предназначены, и желать передать именно эти сведения именно этому адресату. При ином оказании помощи необходимо осознание, что помощь оказывается в осуществлении враждебной деятельности, проводимой иностранным государством, иностранной организацией или их представителями в ущерб внешней безопасности России.
10. Субъектом государственной измены является только гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет. За шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, ответственность наступает по ст. 276 УК.
11. Если за измену Родине по п. «а» ст. 64 УК РСФСР предусматривалась смертная казнь с обязательной конфискацией имущества, то в комментируемой статье — санкция от двенадцати до двадцати лет лишения свободы со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
Согласно ч. 5 ст. 15 УК это преступление относится к особо тяжкому, поскольку за совершение его законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет.
12. В примеч. к комментируемой статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности за государственную измену. Лицо, совершившее государственную измену, освобождается от уголовной ответственности при следующих условиях: если лицо способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Способствовать предотвращению дальнейшего ущерба лицо может добровольным и своевременным сообщением органам власти о совершенной измене либо иным образом. Закон не ограничивает способы предотвращения ущерба, а делает акцент на том, чтобы тот или иной способ способствовал предотвращению ущерба интересам Российской Федерации. Вопрос о том, способствовало ли лицо предотвращению дальнейшего ущерба или нет, решает суд.

Уголовный кодекс РФ Статья 275. Государственная измена

Статья 275 УК РФ:

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, — наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет. Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к статье 275 УК РФ:

1. Высокая общественная опасность государственной измены заключается в том, что из владения государства уходят сведения, составляющие государственную тайну. Действия изменника способны нанести колоссальный экономический и политический ущерб государству, повлечь за собой срыв перспективных научных исследований, вызвать осложнения в межгосударственных связях вплоть до разрыва дипломатических отношений. Необратимый ущерб несут в себе действия изменника в годы войны или военного конфликта.
Суть государственной измены заключается в акте предательства, т.е. оказания гражданином России помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. Закон предусматривает ответственность за специальные формы оказания помощи (шпионаж и выдачу государственной тайны). Иное оказание помощи включает те деяния, которые не образуют шпионажа и выдачи, но направлены в ущерб безопасности Российской Федерации.
Безопасность как объект преступного посягательства означает состояние защищенности личности, общества и государства от угроз извне и внутри страны. Угроза может быть обращенной практически в любую охраняемую государством сферу общественных отношений: политику, экономику, экологию, науку, культуру и т.д.
В предшествующей редакции ст. 275 УК объектом преступления предусматривалась внешняя безопасность Российской Федерации. Однако научные исследования и практика показали, что ущерб от измены наносится и внешней, и внутренней безопасности. Поэтому законодатель применил обобщающий термин — «безопасность».
Предметом государственной измены выступают сведения, составляющие государственную тайну. В соответствии с п. 4 ст. 29 Конституции РФ «перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».
Государственную тайну образуют охраняемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, выход которых из владения может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 5 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»). В указанном Законе дается перечень сведений, составляющих государственную тайну (СЗ РФ. N 41. Ст. 8220). Исчерпывающий же открытый Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

Государственную тайну не могут составлять ряд сведений (например, об экологической безопасности России, состоянии преступности и другие), что обусловлено интересами конституционного обеспечения прав граждан на информацию.
Адресатами государственной измены являются: иностранное государство, международная или иностранная организация или их представители.
Иностранное государство при совершении данного преступления фигурирует в лице его официальных органов и прежде всего спецслужб.
Иностранная организация может быть и государственной, и негосударственной (различные объединения, союзы, общества и т.д. — независимо от их профессиональной и творческой направленности).
Международная организация может находиться на территории иностранного государства или на территории России. В специальной литературе выделяют критерии признания организации международной: это объединение государств на основе международного договора или иного учредительного нормативного акта; наличие в организации системы постоянно действующих органов; наличие представительства на территории двух и более государств; достижение специальной цели — решение определенных уставными документами задач, соответствующих общепризнанным принципам и нормам международного права.
Представителями иностранного государства, международной или иностранной организации являются их официальные лица (члены правительственных делегаций, сотрудники дипломатического корпуса, сотрудники иностранных спецслужб, члены иностранных негосударственных организаций и т.д.), а также иные (неофициальные) лица, действующие по их поручению.

2. Объективная сторона государственной измены выражается в трех формах: а) шпионаж; б) выдача государственной тайны; в) иное оказание помощи иностранному государству, международной или иностранной организации или их представителям в проведении деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. Объективные признаки шпионажа раскрываются в ст. 276 УК (см. комментарий к данной статье).
Выдача государственной тайны выражается в действиях, связанных с передачей иностранному государству, международной или иностранной организации или их представителям указанных сведений лицом, которому они были доверены или стали известны по службе или работе либо стали достоянием лица иным путем, за исключением их собирания либо похищения. В этом состоит отличие выдачи государственной тайны от шпионажа, при котором собираются и передаются либо хранятся с целью передачи сведения, которыми лицо не располагает по службе (работе). Например, Т., будучи ведущим инженером режимного НИИ, по своей инициативе установил преступную связь с иностранной спецслужбой и выдал известные ему по работе сведения, составляющие государственную тайну.
Оконченным преступлением выдача признается с момента перехода сведений, составляющих государственную тайну, в адрес иностранного государства, международной или иностранной организации либо их представителей.
Могут иметь место стадии приготовления либо покушения на преступление (например, покушение образует задержание виновного при попытке передать сведения указанным адресатам).
Иное оказание помощи иностранному государству, международной или иностранной организации или их представителям в проведении деятельности против безопасности Российской Федерации представлено в диспозиции в виде типичных, хотя и не исчерпывающих форм оказания помощи: финансовая, материально-техническая, консультативная или иная помощь, направленные на оказание содействия в проведении разведывательной и иной деятельности против основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации, если они не охватываются вышеуказанными формами государственной измены. Объективно оказание помощи связано с установлением контакта (связи) гражданином России с иностранным государством, международной или иностранной организацией или их представителями и совершением по их заданию:
а) других (кроме государственной измены) преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства;
б) деяний, не образующих признаков указанных преступлений, но наносящих ущерб безопасности России.

В первом случае действия виновного квалифицируются по совокупности преступлений: государственная измена и конкретное преступление данного вида (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), диверсия (ст. 281), вооруженный мятеж (ст. 279) и т.д.).
Во втором случае круг деяний многообразен и не имеет исчерпывающего перечня. Объективно оказание помощи сходно с пособническими действиями в контакте с иностранным государством, международной или иностранной организацией или их представителем. Объединяющим началом является их направленность против безопасности России. Это могут быть: вербовка агентуры для иностранной спецслужбы, подбор для нее явочных и конспиративных квартир, оказание содействия иностранным эмиссарам и кадровым разведчикам в приобретении документов прикрытия, устройстве на работу, связанную с доступом к государственным секретам, и т.п. Оказание помощи может быть как в мирное, так и военное время.
Преступление считается оконченным с момента фактического оказания помощи. Могут иметь место стадии совершения преступления. Приготовление образуют: разработка плана оказания помощи, создание условий для установления и осуществления контакта с адресатами, приведение в систему, удобную для выдачи тех сведений и возможностей, которыми располагает данное лицо, и т.д. Как покушение квалифицируются: неудавшаяся попытка оказать конкретную помощь, совершить действия, направленные на оказание помощи, которой иностранная разведка по каким-то причинам не смогла воспользоваться, и т.п.

Например, С. подготовил и тайно подбросил на территорию одного из иностранных генконсульств в Санкт-Петербурге пакет с письмом, в котором изложил свою просьбу о конспиративной встрече с представителем консульства для обсуждения условий его сотрудничества. Не дождавшись ответа, С. повторно изготовил и подбросил на территорию того же консульства пакет с двумя рукописными документами.
В первом документе С. заявил о своей готовности сотрудничать со спецслужбой и назначил встречу в обусловленном месте. Во втором документе С., подчеркивая серьезность своих намерений, изложил сведения о действительном и условном наименовании, дислокации, штатном составе и боевой задаче одной из воинских частей, а также выразил готовность за материальное вознаграждение выдать и остальные известные ему сведения военного характера.
Прибыв на обусловленную встречу на Площадь искусств, С. вступил в контакт с оперативным работником контрразведки, которого принял за представителя генконсульства. В беседе с ним подтвердил свои намерения по оказанию помощи в проведении деятельности против своей страны. На очередной встрече с «дипломатом» С. был задержан с очередной партией документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну. Санкт-Петербургский городской суд, рассмотрев материалы предварительного следствия, квалифицировал действия С. как покушение на измену в форме оказания помощи иностранному государству в проведении деятельности, направленной против безопасности России и покушение на измену в форме выдачи сведений, составляющих государственную тайну.

3. Субъективная сторона государственной измены характеризуется виной в форме прямого умысла, при котором лицо сознает общественно опасный характер действий, указанных в диспозиции данной статьи, и желает их осуществить. Подлежит установлению и направленность умысла — нанести ущерб безопасности России. При этом мотивы могут быть самыми разнообразными: корысть, месть, националистические побуждения и т.д. Мотивы не указаны в данной норме, однако они имеют большое значение в раскрытии механизма совершения преступления, определении степени вины и назначении наказания.

4. Субъектом (исполнителем) государственной измены признается только гражданин России, вменяемый, достигший шестнадцатилетнего возраста, т.е. спецсубъект. Соучастниками же преступления (кроме исполнителя) могут быть и иностранные граждане, и лица без гражданства.
При выдаче сведений, составляющих государственную тайну, субъектом может быть лишь лицо, которому указанные сведения были доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом диспозиция Федерального закона может быть бланкетной, и для установления юридически необходимых признаков диспозиции статьи должны использоваться подзаконные нормативные правовые акты.
Вопрос о субъекте выдачи сведений неоднозначно трактуется в специальной юридической литературе. Например, некоторые авторы считают, что способ получения информации при выдаче является несущественным обстоятельством (нашел утерянный кем-то документ, случайно стал свидетелем разглашения сведений, секретоносителем и т.д.), тем более что в действующем УК до внесения в него изменений об этом прямо не говорилось .

Административная ответственность
Судебная власть
Мировое соглашение
Преступление

Назад | | Вверх

Статья 275. УК РФ

Государственная измена

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарии к статье 275 УК РФ

Объектом государственной измены являются общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения безопасности Российского государства. Согласно Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 , стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной безопасности являются защита основ конституционного строя и суверенитета РФ, ее независимости и территориальной целостности.

СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Основы конституционного строя РФ представляют собой главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить РФ характер конституционного государства, которое, с одной стороны, выполняет функции управления обществом, а с другой — находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей. В Конституции РФ основы конституционного строя регламентированы главой 1, в которой определены носитель суверенитета и источник власти в России, заложены основы правового статуса личности в государстве, закреплена форма правления и тип государственного устройства, указаны иные принципиальные характеристики Российского государства как демократического, светского, социального.

Суверенитет предполагает по смыслу ст. ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции РФ верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении и представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус .

Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. N 5.

Территориальная целостность и неприкосновенность России тесно связаны с государственным суверенитетом, являются одновременно его отражением и условием. Они раскрываются в следующих положениях: «1) в юридической невозможности уступки Российской Федерацией, ее органами и должностными лицами части территории России иностранным государствам; 2) в запрете на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на нарушение целостности Российской Федерации; 3) в обязанности органов государственной власти по принятию необходимых мер для охраны суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обороны страны, государственной безопасности; 4) в невозможности выхода субъекта Российской Федерации из ее состава; 5) в возможности «федеральной интервенции» в случаях угрозы территориальной целостности, исходящей от субъекта Российской Федерации» .

Эбзеев Б.С. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2001. С. 40.

Предметом государственной измены являются сведения, составляющие государственную тайну, либо иные сведения, которые могут быть использованы иностранным государством, международной или иностранной организацией или их представителями в ущерб безопасности Российской Федерации .

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 марта 1996 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина» признал неконституционной практику отстранения адвоката от участия в качестве защитника в производстве по уголовным делам, связанным с государственной тайной, ввиду отсутствия у него специального допуска к государственной тайне.

В соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) сведения, составляющие государственную тайну РФ, — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень таких сведений утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 (в ред. Указа Президента РФ от 19 марта 2013 г.). В частности, государственную тайну составляют сведения о дислокации, организационной структуре, вооружении и состоянии боевого обеспечения войск; о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное или экономическое значение; о финансовой политике в отношении иностранных государств; о лицах, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную или оперативно-розыскную деятельность, и т.д. .

СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220.

СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 892.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Постановлении от 20 декабря 1995 г. N 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова» и подтвержденной в Определении Конституционного Суда РФ от 27 мая 2004 г. N 188-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Финкеля Моисея Зусмановича на нарушение его конституционных прав частью пятой статьи 9 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из ч. 3 ст. 15 Конституции РФ. Сказанное полностью применимо и к проблеме ответственности за государственную измену и шпионаж.

К «иным сведениям», которые могут стать предметом государственной измены, относятся любые сведения, не составляющие государственной тайны, использование которых иностранными или международными силами способно причинить ущерб безопасности страны. Эти сведения могут касаться различных сторон жизни государства и общества: политики, хозяйства, культуры, науки, организации транспортных перевозок, сети дорог автомобильного и железнодорожного транспорта, порядка оформления документов и т.д. Они могут носить ограниченный характер либо находиться в свободном доступе, почерпнуты из средств массовой информации или получены в частных беседах. Характер сведений и источник их получения не влияют на квалификацию содеянного.

Как предмет государственной измены сведения могут быть объективированы в устной речи, письменных источниках, технических изделиях и т.д.

Объективная сторона государственной измены состоит в активных, враждебных, совместных с иностранным государством, иностранной или международной организацией или их представителями действиях гражданина РФ, направленных в ущерб безопасности Российской Федерации. Состав преступления является формальным; государственная измена окончена с момента совершения виновным действий независимо от фактического наступления последствий.

В диспозиции ст. 275 УК РФ альтернативно указаны следующие действия, составляющие объективную сторону государственной измены: а) шпионаж, б) выдача государственной тайны, в) оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, иностранной или международной организации или их представителям . Выполнения хотя бы одного из них достаточно для привлечения к уголовной ответственности.

Конституционность существующих форм государственной измены была полностью подтверждена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 декабря 1995 г. N 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова». Как указал Суд, гарантируя права и свободы человека и гражданина и обеспечивая их защиту, государство одновременно вправе устанавливать в федеральном законе ограничения прав и свобод в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, в том числе предусматривать уголовную ответственность за деяния, умышленно совершенные в ущерб основным ценностям конституционного строя. Установление уголовной ответственности за выдачу государственной или военной тайны иностранному государству не противоречит ч. 3 ст. 15, ч. 4 ст. 29, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а установление уголовной ответственности за измену Родине в форме оказания иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации, умышленно совершенное гражданином в ущерб ее суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности, не противоречит ч. ч. 1 и 3 ст. 4, ч. 3 ст. 55, ч. 1 ст. 59 Конституции РФ.

Шпионаж как форма государственной измены с объективной стороны идентичен шпионажу как самостоятельному преступлению, предусмотренному ст. 276 УК РФ. Он определяется законом как передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности России .

Характеристика действий дается по аналогии с рекомендациями, содержащимися в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» и в п. п. 7, 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».

В отношении сведений, составляющих государственную тайну, уголовно наказуемыми признаются следующие действия: передача, собирание, похищение или хранение; при этом состав преступления будет иметь место как в случае совершения указанных действий по заданию иностранного государства, иностранной или международной организации или их представителей, так и в инициативном порядке, если будет установлена цель передачи этих сведений определенным в статье уголовного закона адресатам.

В отношении «иных сведений» уголовно наказуемыми признаются лишь их передача или собирание; при этом обязательным признаком является совершение указанных действий по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, в то время как цель последующей передачи указанных сведений тем или иным адресатам не имеет решающего значения при квалификации.

Передача — это действия, состоящие в незаконном предоставлении сведений, составляющих предмет шпионажа, лицами, у которых находятся эти сведения, посторонним лицам для временного использования или хранения. Как передачу сведений следует квалифицировать и иные разновидности действий, состоящих в любых способах их возмездного либо безвозмездного сбыта другим лицам (продажу, дарение, обмен и т.д.). Как самостоятельный признак состава государственной измены, передача предполагает предоставление соответствующим адресатам сведений, которыми виновный изначально владеет на незаконных основаниях.

Собирание — это действия, состоящие в различных (кроме похищения) способах завладения и приобретения сведений, составляющих предмет шпионажа: покупка, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т.п., а также незаконное временное завладение этими сведениями в преступных либо иных целях, когда в действиях виновного не установлено признаков хищения. Собирание сведений может быть совершено способом, составляющим самостоятельное преступление (например, путем применения насилия к лицу с целью получения от него соответствующих сведений). В этом случае виновный несет ответственность по правилам совокупности преступлений.

Похищение — это действия, заключающиеся в изъятии у юридических или физических лиц носителей информации, составляющей государственную тайну, независимо от того, владеют ли эти лица соответствующими предметами законно или незаконно; это противоправное завладение носителями информации любым способом с намерением присвоить похищенное либо передать его другому лицу, а равно распорядиться им по своему усмотрению иным образом. Очевидно, что «похищение» сведений, составляющих государственную тайну, предполагает хищение физических носителей таких сведений. В силу чего при наличии к тому оснований содеянное виновным может быть квалифицировано по совокупности с преступлениями против собственности (например, ст. 164 УК РФ).

Хранение — это действия, связанные с незаконным владением сведениями, составляющими государственную тайну, и сокрытие носителей соответствующей информации в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность.

Адресаты, которым передаются сведения, составляющие предмет шпионажа, четко определены в ст. 276 УК РФ. Ими являются иностранное государство, иностранная или международная организация, иностранная разведка, их представители.

Иностранное государство — это любая (кроме Российской Федерации) политико-правовая организация конкретного общества с соответствующей формой правления вне зависимости от того, входит ли она в ООН, имеются ли у нее дипломатические отношения с Россией и признана ли она международным сообществом в качестве субъекта международного права.

Иностранная организация — это объединение людей, созданное за рубежом, совместно реализующее определенную программу, действующее как на территории РФ, так и за ее пределами.

Понятие международной организации для целей применения ст. 275 и ст. 276 УК РФ нуждается в широкой трактовке. Ею следует признавать не только созданные государствами на основании договоров или иных соглашений органы сотрудничества государств по тем или иным вопросам или наднациональные, надгосударственные организации, которым государствами передано осуществление некоторых суверенных полномочий, а также, исходя из Пояснительной записки к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (который стал Законом N 190-ФЗ от 12 ноября 2012 г.), организации, основанные отдельными лицами для осуществления деятельности на территории нескольких государств.

Представители иностранного государства, международной или иностранной организации — это лица, которые наделены правом принимать решения, выступать от имени и в интересах такого государства или организации. Исходя из смысла закона, передача сведений частному лицу, не представляющему интересы иностранного государства или организации, не образует состава преступления, предусмотренного ст. 275 или ст. 276 УК РФ, но при определенных обстоятельствах может квалифицироваться как пособничество в указанных преступлениях либо как разглашение или выдача государственной тайны.

Иностранная разведка — это разновидность спецслужбы иностранного государства, государственный орган (их система или структурное подразделение государственного органа), наделенный полномочиями по осуществлению разведывательной (контрразведывательной) деятельности.

Лицо, действующее в интересах иностранной разведки, не обязательно является представителем (официальным представителем) спецслужб, в качестве такого может выступать любое частное лицо, выполняющее отдельные задания иностранной разведки.

Государственная измена в форме шпионажа (и шпионаж как самостоятельное преступление) окончена с момента совершения соответствующих действий: передача — в момент отчуждения сведений; собирание и похищение — в момент завладения сведениями; хранение — с момента начала хранения независимо от его продолжительности.

Поскольку действия, образующие шпионаж, перечислены законодателем как альтернативные, последовательное собирание, хранение и передача лицом сведений, составляющих предмет преступления, квалифицируются как единое преступление.

Выдача государственной тайны как форма государственной измены состоит в передаче соответствующих сведений международной или иностранной организации, иностранному государству или их представителям и может быть совершена лишь лицом, которое располагает соответствующими сведениями по службе, работе, учебе или в силу иных законных оснований. Установление законности факта владения сведениями, составляющими государственную тайну, является необходимым условием отграничения таких форм государственной измены, как шпионаж и выдача государственной тайны.

Оказание помощи иностранному государству, международной или иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ как форма государственной измены, может выражаться в различных действиях: предоставлении денежных средств, оборудования, проведении финансовых операций, оказании консультационных услуг, укрывательстве агентов иностранных спецслужб, пособничестве в осуществлении ими своей разведывательной и иной деятельности, вербовке агентов для иностранных спецслужб, переходе на сторону врага в военное время, совершении каких-либо преступлений по заданию иностранного государства или его спецслужб и т.д. В случаях, когда конкретные действия, состоящие в оказании помощи иностранному государству, содержат признаки каких-либо самостоятельных составов преступлений, содеянное подлежит квалификации по правилам идеальной совокупности преступлений. Для установления данной формы государственной измены в настоящее время нет необходимости устанавливать, что субъект оказывал помощь иностранному государству, иностранной или международной организации в проведении именно враждебной деятельности. Достаточно, чтобы эта деятельность была направлена на причинение ущерба безопасности страны.

Преступление окончено с момента совершения любого из действий, указанных в диспозиции ст. 275 УК РФ. Состав преступления формальный.

С субъективной стороны государственная измена характеризуется виной в форме умысла. Субъект преступления осознает, что совершаемые действия причиняют или способны причинить ущерб безопасности Российской Федерации, но несмотря на это не высказывает желания прекратить преступные действия и не прекращает их .

Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 6 ноября 2003 г. N 5-О03-234 по делу Бабкина А.И. // Официальный сайт Верховного Суда РФ: http://www.supcourt.ru.

Мотивы и цели государственной измены могут быть разнообразными (корыстные, политические, националистические, трусость и малодушие и т.д.). Они не влияют на квалификацию, но подлежат обязательному установлению, поскольку значимы для определения меры ответственности и наказания виновного.

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и являющееся гражданином РФ. Субъект специальный. Бипатриды также несут ответственность за государственную измену по ст. 275 УК РФ, поскольку наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ). Граждане иных государств, лица без гражданства при совершении действий, описанных в диспозиции ст. 275 УК РФ, могут нести ответственность в зависимости от ситуации либо по ст. 276 УК РФ, либо согласно ч. 4 ст. 34 УК РФ за соучастие (как организаторы, подстрекатели или пособники) в государственной измене.

В примечании к ст. 275 УК РФ законодатель предусмотрел поощрительную норму, согласно которой лицо, совершившее государственную измену, должно быть освобождено от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным способом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится состава иного преступления.

Добровольность сообщения органам власти о совершенном преступлении не связывается законом с мотивами поведения лица, а также с обстоятельствами, предшествовавшими такому поведению или повлиявшими на принятое решение. Сообщение может быть сделано как в любой государственный, так и в муниципальный орган власти.

Добровольность предполагает: отсутствие принуждения со стороны кого-либо, неосведомленность органов власти о совершенном преступлении или лице, его совершившем, наличие у субъекта преступления реальной возможности продолжать свою преступную деятельность. Добровольное сообщение о совершенном преступлении в смысле примечания к ст. 275 УК РФ не предполагает обязательного наличия известных закону признаков деятельного раскаяния (способствование раскрытию преступления, возмещение ущерба). Соответствующие действия могут иметь место, но их отсутствие не препятствует при наличии иных требуемых обстоятельств применению анализируемого примечания.

Своевременность сообщения предполагает, что оно сделано в срок, разумно достаточный для того, чтобы компетентные органы имели возможность предотвратить наступление дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации. Исходя из текста закона, своевременность сообщения не зависит от стадии совершения преступления; она может быть установлена как на стадии покушения, так и после окончания преступления.

«Иное» способствование предотвращению ущерба интересам России как альтернативное основание освобождения от ответственности за государственную измену, как правило, имеет место после соответствующего сообщения о совершенном преступлении. Оно может выражаться в изобличении соучастников, раскрытии каналов связи с иностранными спецслужбами, перевербовке и т.д.