Коммунальные услуги для юридических лиц тарифы

Оглавление:

Действующие на 2018 год тарифы на коммунальные услуги для населения

Предоставляемые жилищно-коммунальные услуги стали нормой комфортной жизни и даже неотъемлемой ее частью. Но за удовольствие всегда приходится платить.

Расценки на услуги ЖКХ постоянно пересматриваются, как правило, в сторону увеличения, но тому есть ряд объективных экономических причин.

Кто устанавливает тарифы?

Для начала следует понять, кто регулирует цены на определенные коммунальные услуги и как возможно на них повлиять. Что касается платы за содержание и ремонт жилого помещения, то тут большое значение имеет наличие самоуправления в многоквартирном доме.

Когда владельцы квартир объединились в товарищество собственников жилья, то стоимость этой услуги они определяют самостоятельно путем проведения собрания и голосования. Но утвержденной суммы должно хватить на поддержание в надлежащем состоянии жилого помещения и его содержания в целом, не нарушая требования законодательства.

Если в многоквартирном доме жильцов обслуживает управляющая организация, то тут жильцы тоже вправе обсудить тарифы на коммунальные услуги и определить его величину, но собранием всех собственников.

Но тогда придется учитывать тарифы, которые предложила управляющая компания.

Такие сборы должны проходить в соответствии с нормами ст.ст. 45-48 Жилищного кодекса РФ.

Если владельцы на собрании не смогли решить размер платы за содержание и ремонт их дома или вовсе не собирались для вынесения такого решения, то тариф будет определяться, согласно ст.158 ЖК РФ, главой органа местного самоуправления.

Расценки на остальные коммунальные услуги устанавливает субъект Российской Федерации или непосредственно орган местного самоуправления, если ему делегированы такие полномочия. Они устанавливают тарифы в соответствии с ч.2 ст.157 ЖК РФ.

Стандарт стоимости услуг в регионах

Региональный стандарт на 2018 год представляет собой общий показатель, в который входит:

  • стоимость содержания и ремонта;
  • отопление дома;
  • потребление жилищно-коммунальных услуг жильцами.

Эти показатели рассчитанных исходя из нормы на 1 человека или нормы размера площади жилого помещения.

Нормативная площадь жилья рассчитывается в зависимости от количества человек. Региональный стандарт нормативной площади жилья берется для расчетов субсидий.

Норма жилплощади на:

  • 1 человека составляет 33 кв.м;
  • 2 человек составляет 42 кв.м;
  • 3 и более человека составляет 20 кв.м на каждого;
  • 48 кв.м для живущих в однокомнатной квартире.

Тарифы и нормативы берутся в среднем по каждому муниципальному образованию отдельно. Кроме того, региональный стандарт для некоторых муниципальных образований рассчитывается не только для квартир. Отдельно может быть рассчитан для жилых домов из индивидуального жилищного фонда, но не всегда.

Региональный стандарт стоимости жилищной коммунальных услуг рассчитывается раз в год органами местного самоуправления. Расчет базируется на законодательных нормах РФ и постановлениях местного самоуправления о тарифах.

Кроме этих норм, существует региональный стандарт по максимально возможному расходу доходов проживающих на услуги ЖКХ.

По сути это максимальный процент расхода из совокупного дохода проживающих лиц в жилом помещении.

Как узнать действующие нормативы?

Самым простым способом узнать действующие в 2018 году тарифы на жилищно-коммунальные услуги будет посмотреть в квитанцию, которая приходит ежемесячно. Но и тут далеко не все верят расчетам и на деле бывают ошибки и серьезные погрешности.

Именно для этого была создана Федеральная служба по тарифам, где можно узнать тарификацию именно по вашему дому и расчеты.

Эта государственная служба создана с целью мониторинга и регулирования тарифов и цен на услуги ЖКХ и не только.

На сегодняшний день налажен онлайн калькулятор по расчету коммунальных платежей, отдельно для физических лиц и отдельно для юридических лиц. Пользоваться данным сервисом очень удобно, его можно найти на официальном сайте ФАС России.

Причины роста стоимости услуг ЖКХ

Сейчас кризис охватывает все сферы жизнедеятельности и заметно сказывается на карманах потребителей. Эта проблема не обошла стороной и жилищно-коммунальные услуги, что повлекло за собой повышение стоимости коммунальных услуг.

Тарификация жилищно-коммунальных услуг на текущие годы была установлена еще летом 2014 года. В связи с установленными тарифами, стоимость коммунальных услуг будет подниматься постепенно.

Повышение оплаты за коммунальные услуги в 2015 году было в среднем на 8% по России, но все зависело от вида услуг и расположения. В следующие годы темпы роста оставались прежними.

В каждом регионе услуги поднимались по-разному, но больше всего подорожала в 2015 году стоимость воды – в среднем на 10,5%.

Решение о подорожании коммунальных услуг было основано на экономических причинах.

За основу повышения был взят индекс инфляции, ведь по этой причине подорожало сырье и сопутствующее обслуживание.

Общий курс сегодня

В связи с непростой экономической и социальной ситуацией в стране, правительство РФ в ноябре 2016 года приняло вынужденное решение о постепенном росте коммунальных тарифов, то есть, по сути, ничего не изменилось. Цены растут.

Члены правительства предложили в качестве решения данного вопроса, методику постепенно повышения стоимости за услуги ЖКХ. До 2019 года планируется рост стоимости тарифов на уровне предполагаемой инфляции. Так, стоимость основных коммунальных услуг вырастет на 4,9, 4,4 и 4,1 процента. Подобный скачок стоимости тарифной сетки существенно ниже ранее запланированных показателей.

Видео: Тарифы ЖКХ — кто устанавливает, почему растут и что делать?

Подробности роста цен на ЖКХ с 1 июля — на видео ниже.

Где узнать тарифы на коммунальные услуги: для населения и юр лиц

Здравствуйте, друзья. Уверены, что тема платы за коммунальные услуги остается актуальной для большинства российских граждан. К сожалению для населения, эти платежи имеют свойство расти – неумолимо и ежегодно. Вероятно, поставщиков услуг это не огорчает, думаем, они хотели бы, чтобы рост был интенсивнее. Впрочем, это отдельная тема разговора. Мы рассмотрим проблему с позиции жителя.

Прошли времена, когда люди не интересовались, за что и сколько они платят. Сама по себе квартплата во времена Советского Союза была столь небольшой, что занимала далеко не главное место в бюджете семьи. Сегодня ситуация изменилась кардинально: люди хотят знать, из чего складывается плата, к примеру, за воду, что входит в понятие ремонт и содержание жилья, где узнать тарифы на коммунальные услуги.

Ликбез на тему

Проведем небольшой ликбез и уточним, как рассчитываются коммунальные услуги. Для этого необходимы следующие показатели: тариф на коммунальную услугу, общая площадь квартиры или комнаты, норматив потребления, показания счетчиков. Последние два заменяют друг друга: если счетчики в квартире установлены, то при расчете за электроэнергию, воду и газ используются их показатели. И наоборот.

Кто принимает

Тариф в этой цепочке имеет особое значение – без него рассчитать плату за коммунальные услуги невозможно. Этот показатель региональный. То есть право устанавливать тот или иной тариф отдано на откуп регионам. Конечно, существуют специальные методики для расчета тарифов. При этом плата может различаться не только в разных регионах, но и в домах, расположенных по разным адресам.

Как правило, глава муниципалитета утверждает рекомендованные к принятию тарифы, закрепляя решение постановлением. Эти документы публикуются в СМИ. Контроль за процедурой лежит на прокуратуре. Вы можете поинтересоваться, когда было принято постановление, где опубликовано, и самостоятельно ознакомиться с документом. Хотя на самом деле, способов для ознакомления существует гораздо больше.

Расчетный листок

Где конкретно? Первый, лежащий на поверхности ответ – из полученной вами квитанции на оплату услуг ЖКХ. Этот документ содержит ряд граф – единицы измерения коммунальной услуги (куб. м, кВт/час), объем коммунальных услуг индивидуального потребления, а также мест общего пользования, льготы, перерасчеты и, конечно же, тарифы в расчете на 1 кв. метр площади.

Чем плох этот способ? Единственным – в нем может быть случайная или даже сознательная ошибка. К сожалению, такое действительно происходит: по вине работников расчетного центра вам могут неверно начислить плату за услуги ЖКХ. И тогда приходится обращаться к другим источникам.

Поход в контору

Например, пойти в соответствующий орган власти, комитет по тарифам и ценам, отдел ЖКХ и другие подобные инстанции. В администрации любого города есть служба, отвечающая за функционирование предприятий ЖКХ. Кто-то, а они уж точно знают, какие тарифы действуют в регионе. Запишитесь на прием, задайте лично интересующие вас вопросы.

На уровне регионов действуют специальные комитеты по тарифам и ценам. В частности, в Московской области работает комитет, целью которого является именно установление регулируемых государством цен и тарифов. Такие структуры имеют сайты с разнообразной информацией. Вы можете узнать ее, ознакомившись с материалами сайта либо позвонив по телефонам, указанным в разделе “Контакты”.

Интернет в помощь

Однако на данных сайтах имеется еще одна полезная услуга. Называется она онлайн-калькулятор расчета услуг по водоснабжению, электроэнергии, газу. Для того, чтобы воспользоваться ею, вы должны иметь некоторую информацию: о том, кто поставляет эту услугу в вашем регионе, какова общая площадь вашей квартиры и др. На каждом шаге вы отвечаете на вопрос, после чего происходит примерный расчет платы.

Если какой-то информацией вы не владеете, ее можно узнать у специалиста, обратившись лично или позвонив по телефону. Зато в следующий раз вы легко рассчитаете платежи самостоятельно. Понятно, что воспользоваться услугой могут люди, имеющие доступ в интернет и умеющие работать в нем. Для пожилых людей доступны предложенные выше способы.

Фирма тоже платит

Все, что мы рассказали сейчас, касается физических лиц, проживающих в жилых помещениях. А как поступать, если вы, к примеру, работаете в фирме, являющейся юридическим лицом? Знать, сколько платить за коммунальные услуги, необходимо и владельцам либо арендаторам нежилых помещений.

Не секрет, что тарифы для физических и юридических лиц существенно различаются – последние тратят больше. Суммы, которые платит за электричество житель и организация, различны. Есть нюансы и в оплате услуг в нежилых помещениях. Если они оснащены индивидуальными приборами учета, ситуация одна, если нет – другая.

Но узнать величину установленных тарифов и те, и другие также могут в органе местного самоуправления, специализированных комитетах по утверждению региональных тарифов. Более того, онлайн-калькулятор может рассчитать платеж отдельно по физическим и юридическим лицам, и многие организации активно им пользуются.

Знания – не самоцель

В любом случае без информации вы не останетесь. Во многих регионах сегодня, кстати, проводятся Дни открытых дверей управляющих компаний. Здесь вы можете задать любые интересующие вас вопросы, в том числе и по тарифам. А заодно проверить правильность начисленных вам платежей.

Знания, как говорится, нужны не сами по себе, а для их применения. Мало знать, каковы тарифы, как рассчитывается плата, самое главное – оплачивать их вовремя. Иначе расплачиваться придется по другим ценам. Вам начислят пени, могут отключить от услуг, а в особо сложных случаях инициируют процедуру выселения. Стоит ли оно таких жертв? Если же, получив информацию, вы заметите ошибку, смело добивайтесь пересчета.

Надеемся теперь, если вы захотите уточнить, по какому тарифу оплачивать услуги, вы знаете, где искать эту информацию. Насколько полезной стала для вас наша статья? Будем рады услышать ваше мнение по затронутой теме. Заходите на сайт, оставляйте комментарии.

Коммунальные услуги для юридических лиц тарифы

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) абонент — физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения;
2) водоотведение — прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;
4) водоснабжение — водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);
5) водопроводная сеть — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения;
9) канализационная сеть — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;
14) объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения — инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
15) организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), — юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем;
26) транспортировка воды (сточных вод) — перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей;
29) централизованная система холодного водоснабжения — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

Статья 7. Общие правила осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения

1. Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.
2. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.

Статья 11. Взаимодействие организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение

1. В целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
2. Указанные в части 1 настоящей статьи договоры заключаются в соответствии с гражданским законодательством. Договоры по транспортировке воды (горячей воды) и договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с гражданским законодательством с учетом положений статей 16 и 17 настоящего Федерального закона.
3. Собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.

Статья12
5. Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
6. Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны осуществлять забор, водоподготовку и (или) транспортировку воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения. Организации, осуществляющие транспортировку холодной воды, обязаны приобретать у гарантирующей организации воду для удовлетворения собственных нужд, включая потери в водопроводных сетях таких организаций.

Статья 16. Договор по транспортировке горячей или холодной воды

1. По договору по транспортировке горячей или холодной воды (далее — договор по транспортировке воды) организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема воды установленного качества.

Статья 31. Виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию

1. К регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся:
1) холодное водоснабжение, в том числе:
а) транспортировка воды, включая распределение воды;
б) подвоз воды в случаях, установленных частью 3 настоящей статьи;
2) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
2. Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения:
1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);
2) тариф на техническую воду;
3) тариф на транспортировку воды;
4) тариф на подвоз воды;
5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

Т.о. получается что есть организации, которые продают воду (на это тариф), организации, которые транспортируют воду (на это свой тариф).

Коммунальные услуги юр лицам

Первые этажи и большинство подвалов в многоквартирных домах обычно передаются по праву собственности или арендному договору коммерческим компаниям и организациям, и для полноценного осуществления своей деятельности им необходимо тепло, электричество и другие коммунальные услуги.

Как же им оформить отношения по поставке услуг с управляющей домом компанией или ТСЖ? И как на законных основаниях пользоваться всеми благами цивилизации?

Могут ли предоставляться

Цель любой управляющей компании – качественное предоставление всех коммунальных услуг собственникам жилых, и даже нежилых помещений.

Под коммунальными услугами понимается:

  • обеспечение владельцев помещений горячей водой;
  • электроресурсами;
  • магистральным газом или в баллонах;
  • тепловой энергией;
  • вывоз твердых бытовых отходов.

Как и остальные собственники жилых помещений, так и юридические лица, пользуются выделяемыми им коммунальными услугами, и обязаны платить за предоставление всех жизнеобеспечивающих ресурсов в полном объеме.

То есть юридические лица, владеющие магазинами, сервисными центрами, офисами или кафе, расположенными в жилом массиве, обязаны исполнять свои обязательства не только по уплате предоставленных им коммунальных ресурсов, но и затраченные на потребление общедомовых нужд.

Эти законодательные нормы оговорены в Правилах по содержанию общедомового имущества жилого дома от 13.08. 2006 г. за номером 491, причем юридическое лицо может не пользоваться подъездом, крышей или лифтом, но выделять средства на их обслуживание просто обязан.

Коммерческая организация может владеть как жилым помещением, например, для проживания своих сотрудников, так и нежилым, которое используется для ведения основной хозяйственной деятельности.

Или помещения используются для прохождения регистрации компании, установления их юридического адреса как юридического лица – эти условия обязательны, чтобы компанию поставить на налоговый и статистический учет.

Или юрлицо может передать свою собственность третьему лица по договору аренды, либо выставить свое имущество как залоговую недвижимость при получении кредитных средств.

Порядок

Получение, равно как и оплата, всех коммунальных услуг может осуществляться только при заключении договора поставки благ цивилизации.

Это вовсе не означает, что владельцы нежилых помещений должны будут по отдельности заключать договора на получение электроэнергии, газа, горячей воды и отопления, нет, все это будет оговариваться в рамках одного обоюдного соглашения между коммерческой компанией или индивидуальным предпринимателем и управляющей компанией многоквартирного дома.

Договором будет определен порядок предоставления всех услуг, и тарификация каждой услуги согласно установленным значениям ресурсоснабжающей организации.

Окончательные расчеты будут вестись согласно показаниям приборов учета, то есть за электроэнергию по данным электросчетчика, за воду будут приниматься данные водомеров, а за топление и содержание плата будет взиматься по установленным тарифным ставкам для всего дома.

Правительством РФ введены новые правила по потреблению коммунальных услуг, в них даны уточнения:

  • для собственников жилых и нежилых помещений, которые заключили договоры поставки – услуги будут предоставляться до момента отказа по своим обязательствам одной из сторон договора;
  • при смене управляющей компании или поставщика услуг, тарификация не должна меняться в сторону увеличения, стоимость должна соответствовать установленным Правительством ценам за расчетную единицу потребления;
  • юридические лица, владеющие нежилыми помещениями в многоквартирном доме, обязаны предоставлять управляющей компании показания приборов учета не позднее пятидневного срока с начала нового отчетного периода;
  • УК дома будет иметь право вести контроль над правильностью предоставляемых показаний приборов учета, наличие пломб, установленных поставщиком услуг;
  • сотрудники бухгалтерии обязаны информировать собственников о наличии у юрлиц задолженности по поставкам энергоресурсов и всех услуг всеми доступными способами.

Как оформляется договор

Составлять договор должен в соответствии с установленным порядком его заключения, в тексте договорных обязательство сторон должны найти отображения пункты:

  • место, дата и реквизиты сторон по сделке;
  • данные расчетного счета поставщика услуг, его юридический адрес и контактные данные;
  • полные данные юридического лица – наименование компании, сведения о прохождении обязательной регистрации (номер свидетельства), контактные сведения;
  • точный почтовый адрес занимаемого помещения, его параметры, с указанием общей площади, вида хозяйственной деятельности;
  • полный перечень предоставляемых компании коммунальных услуг;
  • сведения о качестве поставляемых ресурсов (например, температура горячей воды или отопительных элементов в помещении);
  • сведения о порядке исчисления потребляемых ресурсов – либо расчеты будут вестись по установленным нормативам потребления, либо по показаниям учетных приборов, либо по другим методам определения;
  • данные обо всех приборах учета – электросчетчиков, водомеров или датчика учета температуры в отопительном оборудовании помещения. А также сведения о проведении калибровки приборов и опломбирования лицензионной компанией, регламент контроля над предоставляемыми показаниями, и периоды проверок контролирующей комиссией;
  • методология исчисления оплаты за потребляемыми ресурсами, способы платежей;
  • если владелец помещения относится к льготной категории граждан, меры защиты по снижению установленных ставок в соответствии с законодательством России;
  • определение метода доставки уведомлений по оплате предоставляемых услуг потребителю ресурсов;
  • возможности разрешения спорных ситуаций, которые могут возникнуть во время действия обоюдных соглашений по поставке услуг управляющей компанией или ТСЖ, разрешение споров по снижению себестоимости услуг при нарушении качества поставок, или временного не предоставления ресурсов;
  • ссылка на права и обязанности сторон по сделке;
  • предпосылки для остановки поставку услуг при наступлении оговоренных обстоятельств;
  • порядок и важные обстоятельства по расторжению заключенных соглашений в рамках его действия;
  • на какой срок заключается соглашение, возможность его продления.

В приложениях к договору могут быть представлены другие документы, например, экспликация помещения и его расположение в составе общего имущества дома, другие оговоренные возможности, такие как содержание зверей или домашней скотины, если эта деятельность предусмотрена коммерсантом.

Как составить акт о затоплении квартиры, описывается в этой статье.

Тарифы коммунальных услуг для юридических лиц

Тарифные ставки за поставку и потребление коммуникационных услуг для юридических лиц представлены в таблице:

Коммунальные услуги юридическим лицам

Коммунальные услуги для юридических лиц предоставляются на весь комплекс владений в многоквартирном доме либо любом другом сооружении, подключённым к инженерно-техническим коммуникациям. Плата за предоставление коммунальных услуг не зависит от типа помещений и правового статуса потребителя, ведь некоторые виды коммуналки потребляются не только в жилищном быту, но и в производственном процессе.

Юридическое лицо как потребитель коммунальных услуг

Коммунальные услуги юридические лица получают наравне с обычными жителями многоквартирных домов.

В этом смысле потребление может выражаться в следующих формах:

  1. Потребление коммунальных услуг на обеспечение нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в собственности юридических лиц.
  2. Потребление с целью содержания жилых помещений, принадлежащих юр. лицам.
  3. Потребление коммунальных услуг в производственных целях.

Форма потребления имеет большое значение, так как оплата услуг производится в соответствии с такой формой. Так, если лица юридические услуги ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) потребляют в форме содержания жилых помещений, то порядок оплаты устанавливается такой же, как и для обычных жителей таких помещений.

Если помещения используются в производственных целях, то порядок взаимоотношений с поставщиками услуг регламентируется в особом порядке. Однако это не лишает права заключать соглашения с посредниками, к примеру, управляющими компаниями или ТСЖ (товарищество собственников жилья).

В чём же заключается основное отличие от потребления коммуналки физическими лицами? В отличие от физических лиц, для которых устанавливаются общие условия федеральными и местными законодательными актами, для каждого юридического лица, если оно потребляет коммуналку в целях производства, условия устанавливаются отдельно, специальным соглашением.

То есть, отношения юр. лиц с поставщиками или посредниками преимущественно регламентируются общими гражданско-правовыми нормами, а также нормами ведения хозяйственной деятельности. Ответственность и последствия нарушения договорных правил также определяются самими соглашениями.

Виды поставляемых коммунальных услуг

Виды услуг, отнесённых к категории коммунальных, определены в Постановлении Правительства от 06.05.2001 № 354.

Так, согласно данному акту в перечень услуг коммунального характера могут быть включены:

  • снабжение холодной и горячей водой;
  • обслуживание канализации и водоотведение;
  • снабжение электроэнергией;
  • поставка газа и обслуживание газового оборудования;
  • обеспечение отоплением;
  • сбор и вывоз твёрдого мусора.

Таким образом, другие услуги не могут быть включены в категорию коммунальных. Однако жилищная организация вправе включить в перечень расходов, а соответственно и плат, свои издержки на содержание многоквартирного дома.

В случае с юр. лицами услуги, помимо коммунальных, могут быть представлены исключительно при наличии соответствующего условия в соглашении. Но в многоквартирных домах такие услуги могут быть включены в квитанцию, если соглашением не определено иное или же соглашение отсутствует вовсе.

Многое зависит от того, осуществляет ли сама организация траты на содержание и использует ли иные помещения в МДК (многоквартирном доме). Как правило, траты на обеспечение работоспособности инженерно-технических коммуникаций включаются в квитанцию в любом случае.

А вот нужно ли платить юр. лицу за ремонт, необходимо определять в соглашении. Если такого соглашения нет, то жилищная организация вправе на своё усмотрение распределить подобные траты и на юр. лиц, пользующиеся помещениями нежилого типа в МКД.

Однако, если юр. лицо является владельцем помещения жилого типа, то оплата производится по общим правилам, а траты на ремонт и обеспечение распределяются и на них.

Поэтому очень важно учесть, какой тип здания находится во владении юр. лица.

Кроме того, особое значение нужно уделить основанию владения помещением. Так, если помещение используется по праву собственности, то организация или предприятие несёт полную ответственность, которую несёт любой другой собственник жилья в доме.

Основные обязанности юр. лиц при потреблении коммунальных услуг

Как правило, стороны гражданско-правовых соглашений вправе самостоятельно определять их условия. Но исходя из практики предоставления юридическим лицам услуг коммунального характера, можно выделит определённые общие нормы, включая обязательства юр. лица при потреблении коммуналки.

Для начала стоит отметить, что юр. лица в подобных правоотношениях выступают в виде заказчика, а не как потребитель. Подобным образом поставка коммуналки и характеристика взаимоотношений сразу приобретает несколько иную природу.

Так, можно выделить следующие обязанности юр. лица при потреблении услуг коммуналки:

  1. Оплачивать потреблённые услуги способом, установленным соглашением. Обычно устанавливается плата за потребление по истечении соответствующего месяца в течение определённого периода. К примеру, может быть назначена обязанность по оплате в течение недели по истечении соответствующего месяца потребления.
  2. Соглашением может быть предусмотрена обязанность юр. лица обеспечивать сохранность оборудования, позволяющего поставлять коммунальные услуги.
  3. Заказчик берёт на себя все расходы по ремонту инженерно-технического оборудования на территории своего помещения (участка и так далее).
  4. Обеспечить на территории своего помещения соблюдения норм пожарной, санитарной, эксплуатационной безопасности.
  5. Не осуществлять без согласования с поставщиком дополнительные подключения к линиям снабжения.
  6. Использовать инженерно-техническое оборудование поставщика в соответствии с его назначением.
  7. Своевременно осведомлять поставщика о сбоях в системе снабжения, аварийных ситуациях, возникших в связи с поставкой определённых видов коммунальных услуг.

За нарушение правил, устанавливаемых соглашениями, юр. лица привлекаются к ответственности. Так, по общему правилу, поставщик услуг может прекратить поставку, если заказчик не оплачивает услуги в течение трёх месяцев.

При этом расходы поставщика, связанные с отключением и последующим подключением, несёт сам заказчик.

Потребление юр. лицами коммуналки за владения в МДК

Поставка юр. лицам коммунальных услуг осуществляется исключительно при наличии соответствующего договора. К примеру, жильцы многоквартирных домов могут стать участниками таких отношений, не заключая никакого договора, а лишь имея лицевой счёт на своё жилище.

Когда юр. лицо потребляет коммуналку за обособленно стоящее помещение, в том числе и жилое, то без соглашения ему услуги не предоставляются ни в коем случае. А вот при владении помещениями в многоквартирных домах они становятся потребителями автоматически.

Большинство организаций, подразумевая, что у них без договора никаких обязательство не возникает, не спешат заключать соглашение с поставщиком или жилищной организацией. В свою очередь, жилищные организации также не настаивают на этом, рассматривая юр. лицо как обычного жителя многоквартирного дома.

Закон точной регламентации такой ситуации не содержит. Однако судебная практика богата подобными примерами. В большинстве случае суды обязывают организации оплачивать потреблённую коммуналку даже при отсутствии соглашения.

Так, основные правила, на которые опираются суды, заключаются в следующем:

  1. Некоторые суды полагают, что не оплаченные за коммуналку средства представляют собой необоснованное обогащение, которое взыскивается в пользу пострадавшего лица, то есть поставщика или жилищной организации, управляющего хозяйства.
  2. Другие суды, подразумевая, что место располагается в МКД, применяют правила жилищно-коммунального законодательства. Эти правила устанавливают обязательство каждого владельца в МКД, по которому оплачиваются коммуналки.

С 2011 года в данной области действует правило, согласно которому поставщик заключает сделку со всем МКД при его вводе в эксплуатацию. Уполномоченные органы не дают разрешение на ввод в эксплуатацию соответствующего дома, пока не будет заключено соглашение с коммунальщиками.

При этом кто является собственником помещений, а кто им станет в будущем, не имеет значения. Каждый собственник автоматически становится участником данного соглашения.

Отношения ТСЖ и собственника – юр. лица

Когда в качестве жилищной организации выступает управляющая компания, которая, по сути, является коммерческим предприятием, вопросов по поводу заключения соглашений с юр. лицами не возникает. Но ведь ТСЖ является некоммерческой организацией. Соответственно возникает вопрос, а может ли ТСЖ вступать в коммерческие отношения?

Хотя ТСЖ является организацией некоммерческого типа, но уставом определяется, что товарищество может распоряжаться общим имуществом МКД. Что касается поставки коммуналки, то закон рассматривает такие соглашения как коммерческие, но для ТСЖ делается исключение.

Одно дело, когда организация выступает владельцем части в МКД. Тогда оно вправе участвовать в управлении ТСЖ по общим правилам. Но зачастую юр. лица выступают арендаторами. В таких случаях закон не запрещает ТСЖ заключать соглашения об аренде. Взаимоотношения в сфере поставки и оплаты коммуналки регламентируются данным соглашением. Так, соглашением может быть установлено нормативное исчисление стоимости коммуналки, а также исчисление в зависимости от показателей потребления.

Однако средства, вырученные от подобных коммерческих отношений, ТСЖ может использовать только на нужды самого МКД в соответствии с целями, определёнными уставом организации, решениями собрания собственников.

Тот факт, что лица выступают арендаторами, не освобождает их от обязательства оплачивать коммуналку. Это было неоднократно отмечено в постановлениях судов различных уровней.

Порядок взыскания задолженности юр. лица

Порядок взыскания с юридического лица долгов по ЖКХ напрямую зависит от типа помещения, в которое такие услуги поставлялись. Так, если это части в МКД, то задолженность является бесспорной и предоставляющие поставщики взыскивают в приказном порядке через суд.

Если же взыскивается задолженность за поставленные ресурсы в обособленное производственное здание или же между поставщиком, посредником и юр. лицом было заключено отдельное соглашение, то взыскание производится по общим правилам разрешения хозяйственно-правовых споров.

В этом смысле законодательство предусматривает несколько способом разрешения конфликта без обращения в судебные органы:

  • переговоры;
  • претензия;
  • прекращение поставки.

Переговоры с юридическими лицами довольно эффективный инструмент, при помощи которого достаточно легко можно разрешить спор по поводу задолженности по коммуналке. Так, если пересмотреть платёжную политику, перевести некоторые расходы на саму организацию и перераспределить задолженность, то юр. лицо пойдёт навстречу. Ведь оно прекрасно понимает, что отключение от сетей снабжения ничем хорошим ему не сулит. При возникновении сложностей можно привлекать юристов в качестве медиаторов.

Претензионный порядок является общим и обязательным досудебным порядком разрешения конфликтных ситуаций между хозяйствующими субъектами. Так, поставщик или посредник должен направить письменную претензию с указанием суммы задолженности и требованием оплатить её. При этом необходимо установить срок, в течение которого долг должен быть погашен.

Лишь после направления претензии, в случае если юр. лицо не погашает долг в течение отведённого для этого срока, поставщик может отключить его.

Ответственность юр. лица за просрочку платежа

Порядок назначения и расчёта штрафных санкций на потребление обособленного производственного здания осуществляется согласно договору либо общим правилам гражданского законодательства. Однако для зданий, включая нежилые в МКД, способ начисления штрафных санкций определяется жилищным законодательством и специальными актами правительства.

Так, на сегодняшний день существуют следующие основные правила назначения и исчисления штрафных санкций за долги по коммунальным услугам в многоквартирных домах:

  1. Начисление пени производится лишь с 30 дня просрочки. То есть за первый месяц просрочки поставщик не вправе назначать какие-либо денежные штрафы на потребителя.
  2. Размер пени строго определён законодательством. Так, он равен 1/300 части ставки Центрального банка за день просрочки. Данная ставка регулярно изменяется, так что расчёт осуществляется исходя из действующей на дату просрочки процентной ставки.
  3. После трёх месяцев просрочки оплаты долга поставщик вправе начислять пеню в размере 1/130 части ставки ЦБ.
  4. Общий размер начисленной за весь срок просрочки пени не может быть больше половины всей суммы задолженности.

Стоит отметить, что отключить от сетей снабжения потребителя, в том числе и юр. лица в многоквартирном доме, возможно только после трёхмесячной просрочки платежа.