Конкурс на обязательный аудит

Оглавление:

Открытый конкурс обязателен

Наша организация содержит 30% доли участия государства. Необходимо провести обязательный аудит. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом в настоящее время Единая информационная система (ЕИС) не работает, и провести процедуру по Закону № 44-ФЗ невозможно (с размещения плана закупки (изменений) до размещения самой процедуры). Можно ли будет в данной ситуации заключить договор на проведение обязательного аудита с единственным исполнителем по ст. 93 Закона № 44-ФЗ (до 100 тыс. руб.) без проведения конкурса?

М. Забегалова, г. Краснодар

Ответ. На основании п 4. ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об аудиторской деятельности» договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Следовательно, вашей организации необходимо заключать договор на проведение аудита путем проведения открытого конкурса.

Аналогичного мнения придерживается и Министерство экономического развития РФ в Письме от 05.06.2015 № Д 28и-1598. Оно, в частности, указывает, что согласно п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ данный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со ст. 5 Закона № 307-ФЗ.

При этом организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственной корпорации, государственной компании при отборе аудиторской организации в соответствии с Законом № 44-ФЗ необходимо руководствоваться нормами, регламентирующими только порядок проведения конкурса. Порядок определения исполнителей путем проведения конкурса установлен в § 2 Закона № 44-ФЗ.

В случае признания открытого конкурса несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной заявки, заказчик в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ осуществляет проведение повторного конкурса.

В случае если конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, которая соответствует требованиям Закона № 44-ФЗ и конкурсной документации, или по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ и конкурсной документации, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В этой связи у заказчика наступает обязательство согласовать возможность заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) – соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Учитывая, что в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ организация, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственная корпорация, государственная компания не являются ни государственными, ни муниципальными заказчиками, у них отсутствует право обращаться в какой-либо из указанных органов для согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а у соответствующих органов отсутствуют полномочия на такое согласование.

Таким образом, в случае признания конкурса несостоявшимся, а также признания единственной заявки, соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ и конкурсной документации, хозяйствующий субъект вправе заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без согласования с контролирующими органами либо осуществить проведение повторного конкурса.

На основании сказанного можно сделать вывод, что единственной возможностью заключить договор с единственным исполнителем в данной ситуации является случай признания конкурса несостоявшимся, а также признания единственной заявки, соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ и конкурсной документации.

Кроме того, необходимо учитывать, что ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона. За такое правонарушение предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере 50 тыс. руб.

Обращаем ваше внимание, что закон не позволяет заключить договор без проведения конкурса, даже если не работает ЕИС и технически не представляется возможным проведение открытого конкурса.

Конкурс на обязательный аудит

Конкурсы по отбору аудиторских организаций для осуществления аудита финансовой отчетности

Открытое Акционерное Общество «Уральский завод металлоконструкций» объявляет конкурс аудиторских организаций на участие в осуществлении обязательного ежегодного аудита в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 г. и Постановлением Правительства РФ «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» № 409 от 12.06.2002 г.

Условия проведения конкурса:

1. Дата проведения конкурса: через 45 дней после опубликования данного извещения. Время проведения: в 16 ч. местного времени.
2. Место проведения конкурса: 620049 г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 120
3. Форма участия в конкурсе: в течение 15 дней с момента опубликования настоящего извещения участники конкурса (аудиторские организации, изъявившие желание принять участие) направляют письменную заявку на участие в конкурсе с указанием следующих данных:
Полное наименование аудиторской организации;
Опыт работы аудиторской организации в области аудита;
Сведения об имеющихся лицензиях аудиторской организации;
Нотариально заверенные копии следующих документов:
Учредительные документы;
Свидетельство о регистрации;
Аттестаты специалистов;
Страховой полис;
Лицензии (окончание срока лицензии не ранее 01.06.2005 г.)
4. Предмет конкурса: отбор аудиторской организации для обязательного ежегодного аудита
5. Порядок участия в конкурсе: в течение 15 дней с даты направления приглашений организацией, подлежащей обязательному аудиту, аудиторская организацияконкурсант направляет технические и финансовые предложения по техническому заданию на проведение обязательного аудита.
6. Порядок определения победителя: победившим считается участник конкурса, набравший максимальное количество баллов, полученных после поэтапной оценки технического и финансового предложения.
7. Срок заключения договора: не позднее 20 календарных дней с момента утверждения аудитора общества общим собранием акционеров.

Источник: Уральский рабочий (Екатеринбург) — 14.04.2004

В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2002 N 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» открытое акционерное общество «Востоксибэлектросетьстрой» по строительству и монтажу высоковольтных линий электропередачи и подстанций сообщает об объявлении конкурса на проведение ежегодного обязательного аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с российским законодательством за 2004 год.

Организатор конкурса: открытое акционерное общество «Востоксибэлектросетьстрой» по строительству и монтажу высоковольтных линий электропередачи и подстанций.

Форма проведения конкурса: открытый, без предварительного отбора. Адрес организатора конкурса: 664056, г.Иркутск, ул.Безбокова, 2. Место проведения конкурса: 664056, г.Иркутск, ул.Безбокова, 2.

Срок подачи заявок: в течение 15 дней с даты опубликования настоящего извещения.

Дата проведения конкурса: не ранее 45 дней с даты настоящего сообщения. Конкретные дата, место и время проведения конкурса сообщаются его участникам дополнительно.

Адрес для подачи заявок на участие в конкурсе: открытое акционерное общество «Востоксибэлектросетьстрой» по строительству и монтажу высоковольтных линий электропередачи и подстанций, председателю конкурсной комиссии; 664056, г.Иркутск, ул.Безбокова, 2.

К участию в конкурсе допускаются аудиторские организации, подавшие заявку на участие в конкурсе, представившие необходимые документы, имеющие лицензии на осуществление аудиторской деятельности и отвечающие установленным законодательством Российской Федерации требованиям, предъявляемым к аудиторским организациям, имеющие опыт работы в области общего аудита не менее 5 (пяти) лет, имеющие опыт проведения ежегодного аудита организаций, в уставном капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.

Заявки направляются по почте или передаются организатору конкурса на имя председателя комиссии по отбору аудиторских организаций. Датой подачи заявки считается дата, указанная на штампе организатора конкурса.

Организатор конкурса не позднее 10 дней после поступления заявки аудиторской организации на участие в конкурсе направляет ей приглашение, которое содержит техническое задание на проведение аудита, образец договора на оказание аудиторских услуг.

Датой отправки приглашения считается дата, указанная на оттиске календарного штемпеля, подтверждающего дату отправки почтового отправления.

В течение 15 дней с даты направления приглашения аудиторские организации представляют организатору конкурса в отдельных конвертах предложения, касающиеся технических показателей и цены проведения аудиторской проверки (далее именуются — технические и финансовые предложения).

Определение аудиторской организации, выигравшей конкурс, производится в порядке, установленном Правилами проведения конкурса по отбору аудиторских организаций, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2002 N409.

По итогам проведенного конкурса кандидатура победителя будет представлена на утверждение аудитора годовому общему собранию акционеров ОАО «ВСЭСС». Срок заключения договора — в течение 30 дней с даты утверждения аудитора общим собранием акционеров. Аудиторская организация обязана застраховать риск ответственности за причинение вреда ОАО «ВСЭСС» в результате непреднамеренной профессиональной ошибки, допущенной аудиторской организацией и/или его работником при осуществлении профессиональной деятельности в течение срока действия договора на проведение ежегодного годового обязательного аудита финансовой отчетности и повлекшей неисполнение обязательств со стороны аудиторской организации по договору перед третьими лицами.

С.А. СУВОРОВ, первый заместитель генерального директора по финансам и Экономике

Источник: Восточно-Сибирская правда (Иркутск) — 14.04.2004

Конкурс по отбору аудиторской организации. Совет директоров ЗАО АИКБ «Енисейский объединенный банк» объявляет о проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита за 2004 год.

Конкурс состоится 31 мая 2004 года в 10 часов по адресу: г. Красноярск, ул. К. Маркса, 62, в форме конкурсного отбора.

Условия участия в конкурсе

1. Аудиторские организации, подающие заявки на участие в конкурсе, должны отвечать следующим критериям:

— наличие лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области аудита кредитных организаций;
— стаж работы на рынке аудиторских услуг, предоставляемых банкам, не менее 7 (семи) лет;
— наличие в штате не менее 5 аттестованных аудиторов;
— наличие опыта работы по проведению аудиторских проверок кредитных организаций, в уставном капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;

2. Для участия в конкурсе для осуществления обязательного ежегодного аудита ЗАО АИКБ «Енисейский объединенный банк» за 2004 г. претенденты – аудиторские организации представляют в течение 15 дней со дня выхода объявления в конкурсную комиссию следующие документы:

А) заявку аудиторской организации в произвольной форме;
Б) копию лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области аудита кредитных организаций;
В) копию свидетельства о государственной регистрации и копию свидетельства о внесении юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц;
Г) копию устава;
Д) сведения о наличии в штате не менее 5 аттестованных аудиторов с приложением копий аттестатов;
Е) сведения о стаже предоставления кредитным организациям аудиторских услуг не менее 7 лет;
Ж) сведения о наличии опыта работы по проведению аудиторских проверок кредитных организаций, в уставном капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%;
З) иные сведения аудиторской организации по ее желанию.

К заявке должна быть приложена подписанная руководителем претендента опись представленных документов. Документы, представляемые в виде копий, должны быть заверены надлежащим образом претендентом.

Заявки с прилагаемыми к ним документами принимаются по адресу: 660049, г. Красноярск, ул. К. Маркса, 62 (ЗАО АИКБ «Енисейский объединенный банк»).

Порядок определения организации, выигравшей конкурс

Организатор конкурса не позднее 10 дней после поступления заявки от аудиторской организации на участие в конкурсе направит ей приглашение, которое будет содержать:
— техническое задание на проведение аудита;
— образец договора на оказание аудиторских услуг.

В течение 15 дней с даты направления приглашения аудиторские организации должны представить организатору конкурса в отдельных запечатанных конвертах предложения, касающиеся технических показателей и цены проведения аудиторской проверки (далее именуются — технические и финансовые предложения).

Все предложения, полученные по истечении указанного срока, не будут рассматриваться и будут возвращены аудиторским организациям в нераспечатанном виде.

Оценка технических и финансовых предложений, представленных аудиторскими организациями, производится конкурсной комиссией в два этапа, по критериям, определенным в Положении «О проведении конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита ЗАО АИКБ «Енисейский объединенный банк», разработанным на основе Правил проведения конкурса, утвержденных Постановлением Правительства № 409.

Победителем конкурса признается аудиторская организация, которая по заключению конкурсной комиссии набрала наибольшее количество баллов. При равенстве баллов победителем признается аудиторская организация, заявка которой была подана раньше.

Организатор конкурса и победитель конкурса подписывают в день проведения конкурса протокол о его результатах. Договор на проведение аудита подписывается сторонами после утверждения на собрании акционеров победителя конкурса в качестве аудитора на 2004 год. По всем вопросам можно обратиться по тел. 66-05-89.

Источник: Красноярский рабочий (Красноярск) — 15.04.2004

О проведении открытого конкурса по отбору аудиторских организаций ОАО «Щелковский завод вторичных драгоценных металлов», подлежащая публикации.

Настоящим сообщаем, что 15 мая 2004 года в 10 часов по адресу: г. Щелково Московской обл., ул. Заречная, 103а, в очной форме состоится ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного аудита ОАО «Щелковский завод вторичных драгоценных металлов» на 2003 год.

Открытый конкурс проводится в соответствии с Правилами проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, утвержденными постановлением правительства РФ от 12.06.2002 г. N 409. ПОРЯДОК оформления участия в конкурсе:

— заявка на участие направляется по почте по адресу: г. Щелково Московской обл., ул. Заречная, 103а, либо по факсу 2-89-90;
— заявка должна содержать сведения о лицензиях и других разрешительных документах аудиторской организации, перечень организаций, аудит которых она осуществляла с указанием видов их деятельности; — заявка должна быть подписана уполномоченным лицом аудиторской организации.

Подтверждением участия в конкурсе по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного аудита ОАО «Щелковский завод вторичных драгоценных металлов» является направление аудиторской организации приглашения для участия в конкурсе с приложением технического задания и проекта договора на оказание аудиторских услуг. ТРЕБОВАНИЯ, касающиеся опыта работы аудиторской организации в области аудита:

— наличие лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданной в установленном порядке, срок действия которой истекает не ранее 30 апреля 2005 года;
— наличие лицензии на право осуществления работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, срок действия которой истекает не ранее 30 апреля 2005 года;
— отсутствие обстоятельств, перечисленных в ст. 12 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;
— наличие договора страхования ответственности за нарушение договора при проведении обязательного аудита (страхового полиса) с суммой страхового покрытия, соответствующего масштабу деятельности ОАО «Щелковский завод вторичных драгоценных металлов»;
— опыт проведения аудита или оказания сопутствующих аудиту услуг для крупных промышленных предприятий с уставным капиталом не менее пятисот миллионов рублей и численностью сотрудников не менее 1000 человек;
— наличие в штате не менее 30 аттестованных аудиторов;
— наличие опыта проведения аудиторских проверок годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятий цветной металлургии и промышленности драгоценных металлов.

Порядок определения аудиторской организации, выигравшей конкурс: победителем конкурса признается аудиторская организация, которая по заключению конкурсной комиссии набрала наибольшее количество баллов. При равенстве баллов победителем признается аудиторская организация, заявка которой была подана ранее.

Совет директоров Общества

Источник: Ежедневные новости. Подмосковье — 16.04.2004

Совет директоров ОАО «Уральская нефтяная компания» объявил о проведении открытого конкурса для обязательного аудита компании

Совет директоров ОАО «Уральская нефтяная компания» известил об объявлении открытого конкурса на проведение ежегодного обязательного аудита ОАО «Уральская нефтяная компания» за 2004 г.

Сбор заявок на участие в нем заинтересованных аудиторских организаций осуществляется в течение 15 дней с даты извещения. В случае получения менее двух заявок на участие в конкурсе, конкурс будет объявлен несостоявшимся. Конкурс пройдет 2 июня 2004 г.

Источник: УралБизнесКонсалтинг (Екатеринбург) — 16.04.2004 16:51

Что такое обязательный аудит?

Обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Таким образом, обязательный аудит должен проводиться ежегодно.

Кем проводится обязательный аудит?

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Закон напрямую предусматривает перечень случаев, когда аудит должен проводиться только аудиторскими организациями. К таким случаям относится проведение аудита в организациях, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности.

Какой порядок проведения конкурса по отбору аудиторской организации?

Для организаций с государственным участием аудиторская организация или индивидуальный аудитор определяются путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса.

Рассмотрим порядок проведения такого конкурса, обратившись к Закону об аудиторской деятельности. В соответствии с ч. 4 ст. 5 указанного закона отдельные лица (организации, доля государственного участия в уставном капитале которых составляет 25% и более, а также госкорпорации, госкомпании, ГУП и МУП) осуществляют отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном Законом о контрактной системе. При этом необходимо учесть следующее:

  1. организатор конкурса освобожден от обязанности требовать обеспечения заявки и (или) исполнения договора;
  2. организатор конкурса обязан обеспечить участие в нем аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, если объем выручки заказчика за предшествующий отчетному год не превышает 1 млрд руб.
  3. в случае когда конкурс признан несостоявшимся, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без согласования с контролирующими органами либо провести повторный конкурс (Письмо Минэкономразвития России от 18.08.2015 N Д28и-2505, Письмо Минэкономразвития России от 05.06.2015 N Д28и-1598).

Какая ответсвенность за непроведение обязательного аудита?

Далее, рассмотрим вопрос относительно ответственности за непроведение обязательного аудита. С 1 января 2014 г. Закон N 402-ФЗ действует в новой редакции, согласно которой аудиторское заключение является обязательным при опубликовании бухгалтерской отчетности и ее представлении в органы статистики. Налоговые органы не примут финансовую отчетность без аудиторского заключения, ведь только наличие последнего указывает на достоверность предоставленных сведений.

Отсюда следует вывод, что если аудит для организации является обязательным, если организация публикует свою бухгалтерскую отчетность, то к данной отчетности в обязательном порядке необходимо прилагать также и аудиторское заключение.

Что делать, если в штате компании нет квалифицированного специалиста для проведения открытого конкурса?

Консалтинговый центр «Expert» приглашает к сотрудничеству для организации открытого конкурса по отбору аудиторской организации на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Вашей компании, в соответствии с ч.4 ст. 5 Федерального закона № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности».

Если Вашей организации требуется проведение обязательно аудита — Вы можете воспользоваться опытом профессионалов, и обезопасить себя от спорных ситуаций при проведении конкурса.

Более 5 лет мы работаем в данной сфере и проводим аналогичные открытые конкурсы для таких заказчиков как: ОАО «ТПИ «Хабаровскпромпроект», ОАО «Сахалинский аэропорт Оха», ОАО «Хабаровская краевая типография», ОАО «Заря», ОАО «Дальгипроводхоз», ОАО «Хабаровский комбинат вещевого имущества», ФГУП «Дальневосточный центр подготовки авиационного персонала», ФГУП «Хабаровское протезно-ортопедическое предприятие», ОАО «Хабаровский речной торговый порт», ОАО «БМ Сахалин», ОАО «Санаторий «Кульдур» и многие другие.

Отзывы о нашей работе Вы можете почитать на нашем сайте в соответсвующем разделе.

Успешных Вам закупок
!
Климова Ксения Михайловна
Генеральный директор Консалтингового центра «Expert»

Ваши вопросы имеют ответы, а проблемы — решение! Тел. 8-800-333-28-66, (4212) 788-100 ©

Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (одобрены Советом по аудиторской деятельности 18 сентября 2014 г., протокол № 14)

1. Общие положения

1.1. В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Федеральный закон № 307-ФЗ) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия (далее — договор на проведение аудита) заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.

1.2. Порядок проведения открытых конкурсов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) и изданными в соответствии с ним актами (приложение 1).

1.3. Настоящие Методические рекомендации предназначены для использования при организации и проведении открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита.

2. Организация открытого конкурса на право заключения договора на проведение аудита

2.1. Закупка услуг по проведению аудита осуществляется с учетом характера аудиторской деятельности, определенного:

а) Федеральным законом № 307-ФЗ;

б) федеральными стандартами аудиторской деятельности;

в) Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренными Советом по аудиторской деятельности 20 сентября 2012 г. (протокол № 6) и принятыми саморегулируемыми организациями аудиторов (далее — Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций);

г) Кодексом профессиональной этики аудиторов, одобренным Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г. (протокол № 4) и принятым саморегулируемыми организациями аудиторов (далее — Кодекс профессиональной этики аудиторов).

2.2. Особенности аудиторской деятельности учитываются при описании в конкурсной документации объекта закупки, при формировании требований к участникам закупки, при определении начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита, при формировании заявок участников закупки, при установлении критериев оценки заявок участников закупки, при подготовке проекта договора на проведение аудита, а также при применении антидемпинговых мер.

2.3. В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ в состав конкурсной комиссии по осуществлению закупок аудиторских услуг (далее — конкурсная комиссия) включаются преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

2.4. Не рекомендуется включать в состав конкурсной комиссии лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей аудиту.

2.5. В случае если в организации создан комитет по аудиту, то к основным задачам такого комитета, среди прочего, относятся оценка независимости, объективности и отсутствия конфликта интересов внешних аудиторов организации, включая оценку кандидатов в аудиторы организации, выработка предложений по назначению, переизбранию и отстранению внешних аудиторов организации, по оплате их услуг и условиям их привлечения.

3. Особенности описания объекта закупки

3.1. Объектом закупки при проведении открытого конкурса на право заключения договора на проведение аудита являются услуги по проведению аудита, т.е. независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

3.2. В целях формирования объективного представления об объекте закупки в конкурсную документацию рекомендуется включать информацию, необходимую и достаточную для ознакомления участников открытого конкурса с деятельностью заказчика, а также среды, в которой эта деятельность осуществляется.

3.3. В описании объекта закупки рекомендуется приводить, как минимум, следующую информацию:

1) об осуществляемых заказчиком видах деятельности;

2) о наличии у заказчика филиалов и месте их расположения;

3) о наличии у заказчика вложений в дочерние и зависимые общества;

4) о наличии у заказчика службы внутреннего аудита;

5) об общей численности работающих, в том числе о численности работников бухгалтерской и финансовой служб;

6) об используемых для подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности информационных системах и программном обеспечении;

7) о наличии у заказчика ценных бумаг, допущенных к организованным торгам;

8) иные показатели, характеризующие масштаб деятельности заказчика и влияющие на объем аудита.

3.4. В случаях, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность заказчика за предыдущий отчетный период не подлежала обязательному раскрытию в открытых источниках информации, рекомендуется включать такую отчетность в конкурсную документацию.

3.5. В конкурсную документацию рекомендуется включать информацию о требованиях к результатам услуг по аудиту отчетности, в том числе к форме сообщения руководству заказчика и представителям его собственников информации по результатам аудита.

3.6. В случае если необходимо присутствие аудитора при проведении инвентаризации в связи с особенностями хозяйственной деятельности заказчика (например, при существенном объеме материально-производственных запасов в структуре активов бухгалтерского баланса) либо по иным причинам, в конкурсную документацию рекомендуется включать информацию о местах размещения материально-производственных запасов.

3.7. В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе в форме требований к качеству услуги) требования к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуги, являющейся предметом договора на проведение аудита.

4. Требования к участникам закупки

4.1. Помимо общих требований к участникам закупки, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ, в конкурсной документации рекомендуется учесть следующие требования Федерального закона № 307-ФЗ:

1) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе должны быть включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов;

2) аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны проходить внешний контроль качества работы;

3) в отношении участника закупки на момент проведения конкурса и в период предполагаемого подписания договора на проведение аудита не должны действовать меры воздействия в виде приостановления членства в саморегулируемой организации аудиторов, лишающие участника закупки права заключать новые договоры;

4) обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности может проводиться только аудиторскими организациями;

5) участник закупки должен быть независим от аудируемого лица в смысле требований независимости, установленных статьей 8 Федерального закона № 307-ФЗ и Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций;

6) аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

5. Определение начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита

5.1. Исходя из Федерального закона № 44-ФЗ определение и обоснование начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита должно осуществляться на основе метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

5.2. Метод сопоставимых рыночных цен заключается в установлении начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита на основании информации о рыночных ценах (далее — ценовая информация) идентичных услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии — однородных услуг.

5.3. При формировании начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита для получения информации о рыночных ценах рекомендуется направлять запросы на предоставление ценовой информации не менее чем пяти аудиторским организациям, соответствующим требованиям к участникам закупки, обладающим опытом оказания аналогичных по характеру и объему аудиторских услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (опубликована в средствах массовой информации, размещена на Интернет-сайтах, др.), в том числе организациям, имевшим в течение последних трех лет, предшествующих определению начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита, опыт выполнения аналогичных договоров, заключенных с заказчиком и (или) другими заказчиками.

5.4. В запрос на предоставление ценовой информации рекомендуется включать:

— подробное описание объекта закупки с учетом положений раздела 3 настоящих Методических рекомендаций;

— перечень сведений, необходимых для определения объема и качества аудиторских услуг;

— основные условия исполнения договора на проведение аудита, предполагаемого к заключению, включая требования к порядку оказания услуг, предполагаемые сроки подписания и исполнения такого договора, порядок оплаты услуг;

— сроки предоставления ценовой информации;

— информацию о том, что проведение сбора ценовой информации не влечет за собой возникновения каких-либо обязательств заказчика;

— указание о том, что из ответа на запрос должны однозначно определяться цена услуги за один человеко-час работы специалистов исполнителя и общая цена договора на проведение аудита на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены с целью предупреждения намеренного завышения или занижения цен на аудиторские услуги.

5.5. При обосновании начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита необходимо учитывать полученную ценовую информацию по предоставлению сопоставимых по объему и качеству услуг, соответствующих описанию объекта закупки.

6. Особенности содержания заявок участников закупки

6.1. Заявка участника закупки должна быть составлена в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом № 44-ФЗ, с учетом следующих особенностей, предусмотренных настоящими Методическими рекомендациями.

6.2. Исходя из Федерального закона № 44-ФЗ в заявку участника закупки должны быть включены:

а) выписка (или ее надлежаще заверенная копия) из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является участник закупки, полученная не ранее, чем за три месяца до даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки;

б) копия квалификационного аттестата аудитора руководителя участника закупки или лица, им уполномоченного на подписание аудиторского заключения;

в) лицензии, допуски и другие документы, подтверждающие соответствие требованиям к участникам закупки, если такие документы требуются для проведения аудита в соответствии с законодательством.

6.3. Заявка участника закупки должна содержать:

а) описание качественной характеристики объекта закупки согласно федеральным стандартам аудиторской деятельности, Кодексу профессиональной этики аудиторов и Правилам независимости аудиторов и аудиторских организаций, в частности:

— методика проведения аудита (описание общего подхода к организации и проведению аудита, описание внутреннего контроля качества работы, др.);

— оценка общего объема трудозатрат на проведение аудита, календарный план-график оказания услуги;

— описание формы и содержания сообщения руководству заказчика и представителям его собственника информации аудитора по результатам аудита (в том числе указание на то, в каком объеме такая информация сообщается руководству заказчика и представителям его собственников (сведения, которые привлекли внимание аудитора в процессе аудита; сведения, которые привлекли внимание аудитора в процессе аудита и сведения по специальному запросу руководства заказчика или представителей его собственников — описание системы бухгалтерского учета; описание системы внутреннего контроля; перечень выявленных нарушений с указанием соответствующих нормативных правовых актов; др.));

— документы о прохождении внешнего контроля качества работы, содержащие сведения о результатах внешнего контроля качества работы;

б) описание квалификации участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, содержащее, в частности, следующие сведения:

— продолжительность осуществления аудиторской деятельности участником закупки;

— опыт и квалификация руководящего персонала;

— опыт и квалификация специалистов;

— наличие опыта аудита сопоставимого характера и объема (аудит отчетности организации аналогичного масштаба деятельности и отраслевой принадлежности);

— сведения, подтверждающие деловую репутацию;

— наличие необходимого оборудования и программного обеспечения.

7. Оценка заявок участников закупки

7.1. В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ для оценки заявок участников закупки заказчиком в конкурсной документации устанавливаются не менее двух из следующих критериев:

1) цена договора;

2) качественные характеристики объекта закупки;

3) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

7.2. В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ в конкурсной документации заказчик указывает используемые при определении исполнителя критерии и их величины значимости. Одним из критериев, установленных заказчиком, должна быть цена договора. Не указанные в конкурсной документации критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

7.3. В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных конкурсной документацией, составляет 100%.

7.4. В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ оценка заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, осуществляется в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1085 (далее — Правила оценки заявок).

Предельные величины значимости критериев оценки заявок для закупки аудиторских услуг устанавливаются в значениях, предусмотренных пунктом 2 приложения к Правилам оценки заявок «Работы, услуги за исключением отдельных видов работ, услуг»:

1) минимальная значимость стоимостных критериев оценки — 60%;

2) максимальная значимость нестоимостных критериев оценки — 40%.

Если устанавливаются три критерия оценки заявок участников закупки аудиторских услуг, указанных в пункте 7.1 настоящих Методических рекомендаций, то совокупное предельное значение критериев «качественные характеристики объекта закупки» и «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» не может быть более 40%.

7.5. В соответствии с Правилами оценки заявок оценка заявок участников закупки аудиторских услуг по критерию «цена договора» осуществляется путем расчета присуждаемого количества баллов каждой заявке (*) по формуле:

* — предложение участника закупки, заявка которого оценивается;

* — минимальное предложение из предложений по критерию «цена договора», сделанных участниками закупки.

7.6. В конкурсной документации в отношении нестоимостных критериев оценки рекомендуется предусматривать показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых услуг по нестоимостным критериям оценки. Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Для каждого показателя устанавливается шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений.

7.7. В качестве показателей нестоимостного критерия оценки «качественные характеристики объекта закупки» рекомендуются, в частности, следующие показатели:

1) наличие и содержание методики проведения аудита (описание общего подхода к организации и проведению аудита, описание внутреннего контроля качества работы, др.);

2) оценка общего объема трудозатрат на проведение аудита, календарный план-график оказания услуги;

3) описание формы и содержания сообщения руководству заказчика информации аудитора по результатам аудита;

4) наличие документов о прохождении внешнего контроля качества работы, результаты внешнего контроля качества работы.

7.8. В качестве показателей нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» рекомендуются, в частности, следующие показатели:

1) продолжительность осуществления аудиторской деятельности участником закупки, в том числе наличие опыта аудита сопоставимого характера и объема (аудит отчетности организации аналогичного масштаба деятельности и отраслевой принадлежности);

2) опыт и квалификация руководящего персонала;

3) опыт и квалификация специалистов;

4) сведения, подтверждающие деловую репутацию;

5) наличие необходимого оборудования и программного обеспечения.

7.9. В соответствии с Правилами оценки заявок для использования в целях оценки заявок шкалы оценки в конкурсной документации устанавливается количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.

7.10. Пример величины значимости нестоимостных критериев оценки заявок участников закупки приведены в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

8. Договор на проведение аудита

8.1. В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ в конкурсную документацию должен включаться проект договора на проведение аудита.

8.2. Проект договора на проведение аудита рекомендуется составлять на основе Примерного договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, одобренного Советом по аудиторской деятельности.

8.3. Поскольку требования к порядку осуществления аудиторской деятельности определяются федеральными стандартами аудиторской деятельности в проект договора на проведение аудита не рекомендуется включать такие требования.

8.4. В соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам за проведение аудита определяются договорами на проведение аудита и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований заказчика о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

8.5. Исходя из Федерального закона № 307-ФЗ проект договора на проведение аудита не должен содержать какие-либо положения, направленные на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на ограничение доступа к информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении.

8.6. Проект договора на проведение аудита не может противоречить требованиям Федерального закона № 307-ФЗ, федеральным стандартам аудиторской деятельности, Правилам независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодексу профессиональной этики аудиторов.

В случае, если в проекте договора на проведение аудита имеются положения, не соответствующие Федеральному закону № 307-ФЗ, федеральным стандартам аудиторской деятельности, Правилам независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодексу профессиональной этики аудиторов, то проект договора должен быть приведен в соответствие с указанными актами до завершения процедуры закупки.

8.7. В проекте договора на проведение аудита рекомендуется указать, что аудитором должна быть сообщена руководству заказчика и представителям его собственников только та информация, которая представляет интерес для управления, и на которую аудитором будет обращено внимание в результате аудита, и что аудитор не обязан разрабатывать аудиторские процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления заказчиком. В проекте договора на проведение аудита также рекомендуется определить конкретные вопросы аудита, представляющие интерес для управления заказчиком, в отношении которых ожидается соответствующая информация от аудитора.

9. Антидемпинговые меры

9.1. В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ в случае, если при проведении конкурса начальная (максимальная) цена договора на проведение аудита составляет 15 млн. рублей и менее и участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены, договор на проведение аудита заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

9.2. В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится содержащаяся в реестре договоров, заключенных заказчиком, информация, подтверждающая исполнение участником закупки в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе трех и более договоров на проведение аудита (при этом все договоры должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе четырех и более договоров на проведение аудита (при этом не менее чем 75% договоров должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе трех и более договоров на проведение аудита (при этом все договоры должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек).

В этих случаях цена одного из таких договоров должна составлять не менее чем 20% цены, по которой участником закупки предложено заключить договор на проведение аудита в соответствии с пунктом 9.1 настоящих Методических рекомендаций.

9.3. При подтверждении добросовестности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов наряду с документами об опыте оказания аналогичных услуг заказчикам рекомендуется рассматривать информацию о прохождении и результатах внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.

9.4. Информацию, подтверждающую добросовестность участника закупки, рекомендуется проверять по данным реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов или контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов либо путем обращения в саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой является участник закупки, непосредственно.

Перечень
актов, определяющих порядок организации и проведения открытых конкурсов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

1. Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1085.

2. Типовое положение (регламент) о контрактной службе, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631.

3. Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567.

4. Методические разъяснения по осуществлению закупок с применением различных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Минэкономразвития России от 22 октября 2013 г.