Консультации для родителей по фэмп в детском саду

Консультации для родителей по фэмп в детском саду

Тажетдинова Д.В., воспитатель МАДОУ №106 «Забава» г. Набережные Челны

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике:

  • Счет до двадцати в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три. ) и порядковые (первый, второй, третий. ) числительные от одного до десяти;
  • Предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;
  • Узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг, овал);
  • Основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;
  • Сравнивание предметов: больше — меньше, шире — уже, выше — ниже, длиннее — короче.

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить детей счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребенку. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.

Наглядность — важный принцип обучения ребенка.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т. п. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино», которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у детей.

Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки ребенка к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение ребенка к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Играем, вмести с детьми

Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

Сколько вокруг машин?

Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: «Здесь больше мальчиков или девочек?», «Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке», «Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое», «Сколько этажей в этом доме?» и т. д.

Мячи и пуговицы.

Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой — к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, — какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

Угадай, сколько в какой руке.

В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.

Кухня — отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.

Консультации для родителей по фэмп в детском саду

Рикунова Л.П., учитель-дефектолог, ГБОУ д/с №2356, г.Москва

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д. , не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?

Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Не допустить вербализма, формальности, знаний ребенка. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».

Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят какимлибо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра_ дело добровольное!

Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободногопо дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. Ведь в программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.

Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа(груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий — узкий (шарфики, полотенца, например), высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины(матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки. Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, а товсе больше, до школы, употребляют большой-маленький. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца — длинные уши, короткий хвост; у коровы — четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.

Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов(любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов(сколько у тебя пуговиц на кофточке).

Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, например «Пятнашки». Предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счете.

Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.

Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра(что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три — ищи!» — говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».

Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.

Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей (денег).

В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

Консультация по математике на тему:
Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством настольных игр»

Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать родители. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №21 «Искорка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и социально-личностному направлению.

Консультация для родителей

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством настольных игр»

Подготовила и провела

Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать родители. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.

Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.

Родители дошколят постоянно слышат ото всех советы как научить детей читать, но редко можно услышать о важности привития любви детям дошкольного возраста к математике. Мы можем считать само собой разумеющимся, что наши дети неизбежно научится складывать, вычитать, умножать и делить, да это когда-нибудь и будет, но малышам дошкольного возраста надо помочь в создании базы мышления для математического развития. Каждый родитель знает, что это хорошая идея, читать своему ребенку перед сном, но родители должны также понимать важность математических упражнений с детьми каждый день. Езда на велосипеде, плавание и игра на музыкальном инструменте — столько примеров наших любимых занятий детства, которые требуют практики в освоении. Так же как и в освоении математики. Математика является интеллектуальным наращиванием мышечной массы, а это важно для умственного развития ребенка.

Маленькие дети хотят учиться. Избегайте говорить отрицательно о математике, даже если у вас нет необходимости применять тригонометрию в вашей повседневной жизни, т. к. у малыша создаётся мнение, что математика не имеет большого значения в жизни, и он не собирается быть максимально открытым, чтобы учиться. Важно помнить, что эти основы имеют значение для последующего обучения ребёнка.

Главная цель математического развития в этом возрасте – сделать математику любимой и понятной, и в этом помогут игры.

У детей дошкольного возраста обучение происходит через игру. Играйте с детьми. Игра не должна быть о математике, но не забывайте, что каждая игра включает в себя элементы математического воспитания. Многие игры, даже те, которые играют взрослые, полагаются на математику. С бесчисленных веб-сайтов, компьютерных игр и телефонных приложений, родители имеют бесконечные варианты игр для детей, но не забывайте о нецифровых играх, которые Вы любили в детстве. Такие все знакомые и любимые настольные игры: лото, нарды, шашки, шахматы и всевозможные детские настольные игры. Вспомните, как вы играли в них с родителями. Вам было весело, интересно и Вы не заметили, как научились считать, различать цифры, понятия «больше», «меньше», «поровну», развилось Ваше логическое мышление и математические способности. Важно помнить, что эти математические основы имеют большое значение для последующего обучения ребёнка. Многие вещи, которые мы узнали в детстве, в математике мы применили гораздо позже. Настольные игры действительно подталкивают развитию логики, которая лежит в основе математики, и учит детей думать визуально. По мнению ученых, что у дошкольников, игравших в эти игры, значительно лучше математические навыки при поступлении в школу, чем у остальных детей. Да, в век компьютеров и гаджетов как-то неловко садиться со своим чадом играть в лото, шашки, нарды, считать количество ходов по игральной кости, но не забывайте, что играя в «ретро» игры Вы общаетесь со своим ребёнком. А это намного больше ценится ребёнком, чем компьютерная графика. Попробуйте сделать игру брендом для вашей семьи, играя её своим собственным особым образом, изменить правила игры. «В нашей семье мы играем в игру» — будут говорить дети и это дает им уверенность в сплочении своей семьи. Важно помнить, что не имеет значения, что настольные игры хорошие, имеет значение, нравится ли играть Вашим детям в эти игры играть.

Математика будет играть важную роль в жизни вашего ребенка всегда. Хотелось бы напомнить Вам, уважаемые родители, о необходимости поддерживать инициативу ребенка и находить 10-15 минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие. Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры.

Консультации для родителей по фэмп в детском саду

Автор: Шарафеева Валентина Михайловна

Организация: МАДОУ д/с № 106 «Забава»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны

Понятие «формирование математических способностей» состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка.

Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.

Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура. Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного действия. Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющего багажа и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвертый элемент – игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отдельных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Однако, если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, который организовывает игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра – это «поиск и открытие», и всегда игра – это радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием – особенность дидактической игры.

При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

1. Игры с предметами: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй башенку» и т. п. Задача этих игр – способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

2. Игры для сенсорного развития:

— на закрепление цвета предмета: «Разноцветные бусы», «Поставь букет в вазу», «Угостим медведя ягодой» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

— на закрепление формы предмета: «Какой это формы? », «Круг, Квадрат», «Заплатки для коврика», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

— на закрепление величины предмета: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угостим мишку» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

3. Игры с крышками от бутылок: «Воздушные шары», «Солнечная поляна», «Подбери колеса для машины» и т. п. Эти игры учат детей различать, группировать, чередовать предметы по цвету, величине.

Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.

Предлагаем родителям чаще использовать в играх с детьми счётные палочки.

Игры со счётными палочками.

Игра с палочками:

На столе ставятся коробки со счётными палочками по числу играющих. По сигналу надо правой рукой выкладывать по одной счётной палочке из коробки придерживая её при этом левой рукой. Затем, также по одной палочке убирать обратно. Во время игры нужно спрашивать у ребёнка: какой рукой он работал? Сколько палочек на столе? Сколько палочек в руке? И т. д.

Игры на развитие внимания:

Игра «Что изменилось? »

Игра проводится с игрушками, они меняются местами, а ребёнок говорит, что изменилось, начиная с трёх предметов в средней группе и постепенно увеличивая до 10 в подготовительной группе.

Счет:

«Назови число» или «Назови соседей»

Взрослый бросает мяч и называет любое число, например 4. Ребёнок должен поймать мяч и назвать соседей( 3, 5) Аналогично проводится

Величина:

Игра «Что, кто больше? »

Ребёнок по памяти сравнивает некоторые знакомые предметы. (Машина-автобус, котёнок- кошка и др.) Здесь можно использовать игры с мячом. «Что бывает высоким, низким, далёким, близким, широким и т. д»)

Измерение:

Во время приготовления обеда можно спросить ребёнка, где больше воды в кастрюле или в чайнике, чашке или стакане и т. д.

Геометрические фигуры:

Составление геометрических фигур из ниток и счетных палочек

-составить квадрат. Треугольник маленького размера

— составь маленький квадрат, затем большой квадрат

— составь из ниток фигуры: круг, овал, квадрат и т. д.

Список использованной литературы:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  2. В.П. Новикова Математика в детском саду.
  3. Л.Ю. Козина Игры по математике для дошкольников.
  4. Л.Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова Практический курс математики для дошкольников «Игралочка».
  5. М.Н. Султанова «Путешествие в страну математики».

Консультация для родителей (ФЭМП) в подготовительной к школе группе

Транскрипт

1 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.нижневартовска Детский 90 «Айболит» Консультация для родителей по реализации образовательной области «Познание» (ФЭМП) в подготовительной к школе группе Тема: «Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе» Воспитатель: Шмидт С.С.

2 Задачи: 1. Показать родителям актуальность работы по данному направлению. 2. Научить родителей использовать рекомендованные игры и упражнения в домашних условиях. Ход консультации: Воспитатель:- Уважаемые родители. Сегодня я пригласила вас на консультацию. Тема моей консультации «Занятие по формированию элементарных математических представлений как одно из средств к подготовке детей к школе» При обследовании детей было выявлено, что многие дети не в полном объеме усваивают программу подготовительной группы по ФЭМП. Работа детского сада над формированием элементарных математических представлений является одним из средств умственного воспитания ребёнка и подготовки его к школе. Последний год обучения в детском саду имеет особую значимость: — систематизируются знания детей, приобретённые ими в предыдущих группах; — дети готовятся к поступлению в школу. Существует связь между программой подготовительной к школе группы и программой первого класса. Программные задачи подготовительной к школе группы перекликаются с некоторыми программными задачами первого класса: Принцип образования натурального ряда чисел. Усвоение порядкового и количественного значения чисел. Усвоение элементарных вычислительных приёмов. Логический анализ текста задач и количественных отношений. Умение найти необходимое арифметическое действие для решения задач. Самостоятельное составление задач по числовому примеру. Измерение различных величин в связи с изучением протяжённости, пространственных и временных отношений и др.

3 Одной из наиболее актуальных и важных задач является составление и решение задач. Задача это маленький рассказ. Наши дети имеют различные нарушения речи и поэтому с трудом составляют задачи: не могут правильно построить фразу, возникают трудности при формулировке вопросов. Умение детей правильно составлять задачи, умение точно формулировать вопросы, способствует дальнейшему успешному обучению в школе. Когда дети составляют задачи, важно, чтобы они использовали качественный и глагольный словарь. Для того чтобы правильно решить задачу, нужно знать состав числа из двух меньших. Знание состава числа из двух меньших чисел в пределах десяти имеет практическое значение для подготовки к вычислительной деятельности. С этой задачей в основном дети справляются, но необходимо постоянно закреплять состав чисел. Ещё одной актуальной задачей является ориентировка во времени: Последовательность дней недели. Последовательность частей суток. Последовательность времён года. Последовательность месяцев года. К сожалению, дети не знают последовательности частей суток, дней недели, времён года и особенно месяцев года! Дети, как правило, такой материал осваивают на уровне механического запоминания без чувственного понимания их последовательности. Воспитатель:- Сегодня вы увидите небольшую часть занятия по формированию элементарных математических представлений. Внимательно слушайте ответы ваших детей. После каждого выполненного задания делайте для себя пометку, на сколько именно ваш ребёнок справился с данным заданием. ЗАДАЧА 1 Закрепить знание последовательности дней недели. Игра с мячом (Воспитатель кидает мяч детям, задаёт вопрос. Дети отвечают) Воспитатель:- Какой день недели наступает после четверга? После вторника?

4 — Какой день идёт перед вторником? Перед понедельником? — Как называется третий день недели? — Какой день стоит между четвергом и субботой? — Назовите по- порядку дни недели, начиная со среды. — Назовите выходные дни. — Назовите рабочие дни. ЗАДАЧА 2 Закрепить представления о частях суток. (На столе лежат картинки с изображением частей суток) Воспитатель:- Дети, назовите какие части суток вы знаете? — Ребята, перед вами лежат картинки с изображением частей суток. — Разложите картинки в правильной последовательности, начиная с вечера. — Какое время суток бывает между утром и вечером? Между днём и ночью? — Какое время суток наступает после вечера? Дня? Утра? Ночи? ЗАДАЧА 3 Закрепить знание последовательности времён года. (На столе лежат картинки с изображением времён года) Воспитатель:- Ребята, назовите времена года. — Разложите картинки с временами года по — порядку, начиная с лета. — Какое время года наступает после весны? Зимы? Осени? — Какое время года между зимой и летом? Между осенью и весной? ЗАДАЧА 4

5 Закрепить названия месяцев по временам года, знание последовательности месяцев года. (Игра с палочкой- выручалочкой) Воспитатель:- Ребята, сколько месяцев в каждом времени года?- Назовите месяцы зимы? Весны? Лета? Осени? — Сколько всего месяцев в году? — Кто может перечислить все месяцы в году? ЗАДАЧА 5 Закрепить знание о составе чисел первого десятка из двух меньших. Игра «Засели домик» Воспитатель:- Ребята, у каждого из вас числовые домики. В каждом домике живёт число. Ваша задача заселить этажи дома. — Скажите, их каких двух меньших чисел состоит число 5? 6? и т.д. ЗАДАЧА 6 Закрепить представление о структуре задачи. Продолжать учить детей самостоятельно составлять задачи по сюжетным картинкам. Закреплять навык использования математических терминологий. Продолжать учить детей давать полный развёрнутый ответ на вопрос задачи. Воспитатель:- Ребята, сегодня мы вспомним из каких двух частей состоит задача. И что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? — Итак, из каких двух частей состоит задача? — Что такое условие? — Что такое вопрос? -С какого слова начинается вопрос задачи? — Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

6 -Дети, перед вами лежат картинки. Что вы видите на картинках? -Придумайте задачи к этим картинкам. (Дети выполняют задание) Воспитатель:- Итак, уважаемые родители! Испытывали ли трудности ваши дети при выполнении заданий? Какие? (Ответы родителей) Воспитатель:- Значит, мы с вами можем сделать вывод, что дети не совсем усвоили задачи подготовительной группы. Мы на занятиях работаем над этими задачами, а вы, уважаемые родители, должны помочь в решении данных проблем. Далее, вы можете познакомиться с дидактическими играми на выставке, которую я вам приготовила. Итог: Воспитатель:- Уважаемые родители! Скоро заканчивается учебный год, но дети нуждаются в подготовке к школе. Летом обязательно используйте рекомендованные игры и упражнения, с которыми сегодня я вас познакомила. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ: Для закрепления состава числа из двух меньших чисел можно поиграть в игру «Засели в домик соседей» Для составления и решения задач можно использовать задачи-иллюстрации, по числовому примеру, задачи-драматизации. Для закрепления ориентировки во времени можно использовать словесные игровые упражнения: «Дни недели», «Продолжи», «Скажи наоборот». При знакомстве с названием и последовательностью месяцев целесообразно использовать сказку «12 месяцев» С.Я. Маршака.

Консультация (средняя группа) на тему:
Консультация для родителей «Занимательная математика дома»

Любая математическая игра, загадка, задача, упражнение развивает у детей память, внимание, познавательный интерес, способствует вовлечению детей к исследовательскому творческому поиску.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет педагогам решать ряд педагогических задач.

Через различные виды игр, упражнений, заданий у детей развивается интеллект, самостоятельность, речь. Формируются такие качества личности ребенка как находчивость, усидчивость, сообразительность, быстрота реакции, наблюдательность.

С целью повышения интереса к занимательной математике, в частности к математической загадке, предлагаю придумать вместе с детьми загадки, в начале — легкие, по образцу, а потом более сложные и самостоятельно.

В условиях семьи организовывайте соревнования: «Кто правильно докажет? », «Кто интереснее докажет? ». Предложите ребенку поиграть с вами в игру «Соседи»: разложите цифры с 1 до 10, закрепите их названия, затем, оставляя одну цифру, в начале, вместе с ребенком, называйте «соседей» слева и справа. Если ребенок дал правильный ответ, поменяйтесь с ним ролями. Поупражняйте ребенка в закреплении названий геометрических фигур с помощью игр: «Какой нет? », «Найди фигуру». В начале, рассмотрите геометрические фигуры, закрепите названия, а затем, вместе с ребенком начинайте играть.

В свободное время, на прогулке решайте с детьми математические задачки. В начале, придумайте сами, а затем, предложите детям.

Отгадывайте загадки. Например:

Пять цветочков у Наташи,

И ещё два дал ей Саша.

Кто тут сможет посчитать,

Сколько будет два и пять?

Пусть ребенок сам подумает, посчитает, а если возникнут трудности, посчитайте и объясните вместе.

Побольше обращайте внимание на логические загадки. Они развивают речь у детей, логическое мышление. Разгадывайте кроссворды, шарады, лабиринты.

Пример логической загадки:

Стоит дуб. На нём висят 2 больших яблока и 2 маленьких. Сколько всего яблок растет на дубе?

Ответ: Ни одного. На дубе яблоки не растут.

Если ребенок сразу не ответил, прочитайте еще раз. Спросите: Какие фрукты? Где растут?

Обсудите условия загадки.

Уважаемые родители! Изготовляйте вместе с детьми занимательные игры. Это различные головоломки, лото, шарады, лабиринты, кроссворды и др. Дети будут с большим интересом принимать участие в изготовлении, а затем, играть.

Играйте вместе с детьми! Развивайте у детей творческие способности, интеллект, самостоятельность.

Успехов Вам и сотрудничества в работе с детьми!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом, подбирая занимательный материал, воспитатели должны учитывать возрастные осо.

Предлагаются игры математического содержания , которые можно использовать дома без специальной подготовки и дидактического материала.

Занимательная математика в играх.

Консультация для родителей «Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников».

Консультация для родителей «Занимательная математика».

Консультация была создана по просьбе родителей. В консультации собраны способы и приемы развития у дошкольников логики и мышления по формированию элементарных математических представлений.

Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать родители. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспеч.