Контрольная работа по теме система права 10 класс

Тема урока : Система права. 10 класс. Право. 07.08.2012. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемinnvik.ucoz.com

Презентация представляет собой разработку урока в 10 классе по теме «Система права».

Похожие презентации

Презентация 10 класса по предмету «Право» на тему: «Тема урока : Система права. 10 класс. Право. 07.08.2012.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Тема урока : Система права. 10 класс. Право

2 Учебные задачи : Сформулировать определение понятия « система права »; Изучить структуру правовой системы, ее элементы, их взаимосвязь.

3 Попробуйте составить определение понятия « система права », используя данные слова ( можно добавлять и другие слова ) Представляет, структура, отраслей, внутренняя, норм, совокупность, институтов, которая, права, собой. Система права – внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность отраслей, институтов, норм.

4 Публичное право Система права Частное право Отрасль права Норма права Институт права (+ субинституты ) Подотрасль права Составьте 3 предложения, комментирующих схему:

5 Что означает выражение : Правовая норма — « молекула права » или « кирпичик права »? Что означает понятие норма в переводе с латинского на русский язык ?

6 Достаточно ли дать такое определение норме права : Нормы права – правила, из которых состоит право. Какими обязательными характеристиками, признаками надо дополнить данное определение ?

7 Понятие нормы права Норма права (правовая норма) — установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого предусмотрена юридическая ответственность.

8 Является ли нижеприведенное положение нормой права? Почему? «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» (ст. 31 Конституции РФ). Кому адресована данная норма? Что она дозволяет? Как вы думаете, предусмотрена ли за ее несоблюдение юридическая ответственность?

9 Структура правовой нормы « Если …, то …, иначе …». Элементы нормы права ГипотезаДиспозицияСанкция Указание на обстоятельства, при которых действует данная норма Указание на обстоятельства, при которых действует данная норма Собственно правило поведения Собственно правило поведения Последствия для субъекта, соблюдающего либо не соблюдающего данную норму. Последствия для субъекта, соблюдающего либо не соблюдающего данную норму.

10 Какие элементы содержит данная норма права ? « Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование » ( ст. 31 Конституции РФ ). Определите, является ли гипотеза данной нормы простой или сложной ? Является ли диспозиция прямой или альтернативной ?

11 Классификации норм права : 1. ( по методу правового регулирования ) Императивные нормы ( содержат безальтернативные варианты поведения ); Диспозитивные нормы ( содержат варианты дозволенного поведения ); Поощрительные нормы ; Наказательные нормы.

12 2. ( по характеру содержащихся правил ) Управомочивающие нормы ; Обязывающие нормы ; Запрещающие нормы.

13 Вставьте пропущенное слово Отрасли права Публичное ?

14 Верны ли суждения : А. Система права – это совокупность правовых норм, упорядоченных по отраслям и институтам права. Б. Система права – это внутреннее строение права. 1. Верно только А. 2. Верно только Б. 3. Верны оба суждения. 4. Оба суждения неверны.

15 Правовая норма « Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы » относится к : 1. Семейному праву. 2. Уголовному праву. 3. Конституционному праву. 4. Трудовому праву.

16 Верны ли суждения : А. Публичное право представляет собой совокупность отраслей права, нормы которых охватывают общественно значимые интересы и отношения. Б. К публичному праву относят гражданское, трудовое и семейное право. 1. Верно только А. 2. Верно только Б. 3. Верны оба суждения. 4. Оба суждения неверны.

17 Верны ли суждения : А. Институт права включает в себя правовые нормы, регулирующие более однородные общественные отношения внутри отрасли права. Б. Отрасль права объединяет правовые нормы, регулирующие более однородные общественные отношения внутри института права. 1. Верно только А. 2. Верно только Б. 3. Верны оба суждения. 4. Оба суждения неверны.

18 Установите соответствие : А. Отрасль права. Б. Институт права. В. Субинститут права. 1. Преступления против жизни. 2. Уголовное право. 3. Преступления против жизни и здоровья личности. 4. Преступления против здоровья личности. 5. Наследование по завещанию. 6. Наследование. 7. Гражданское право. 8. Наследование по закону.

19 Назовите лишнее понятие в логическом ряду : норма права; институт права; отрасль права; источник права; подотрасль права субинститут права (часть института).

20 Д/з:Д/з: Подготовиться к практикуму « Характеристика правовой нормы » ( конспект, §5).

21 Решены ли учебные задачи : Сформулировать определение понятия « система права »; Изучить структуру правовой системы, ее элементы, их взаимосвязь.

Презентация по праву «Система права» к учебнику Е. А. Певцовой 10 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

План урока: Правовая норма и ее характеристика. Структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных актах Институты права. Отрасли права.

Норма права: формально определенное установленное и обеспечиваемое государством направлено на урегулирование общественных отношений общеобязательное правило поведения; Учебник с. 47-48

Виды юридических норм 1. В зависимости от задач, которые они решают -Декларативные нормы содержат объявления юридического характера Учредительные нормы закрепляют основы правовых отношений или положения человека в обществе Конституция РФ Глава 2. Права и свободы человека и гражданина Статья 17 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Конституция РФ Глава 1. Основы конституционного строя Статья 1 2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Коллизионные нормы – устраняют противоречие в практике применения правил поведения субъектов права Статья 14 (УК РФ). Понятие преступления 1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Статья 3. (Гражданский кодекс). Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права 5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон. Дефинитивные нормы – содержат определения важных юридических понятий

Охранительные нормы – прописывают систему юридической ответственности для тех, кто нарушает правовые установки. Статья 90 ( УК РФ). Применение принудительных мер воспитательного воздействия 1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. По времени действия Постоянные нормы — действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены. Временные нормы – действуют в пределах определённого промежутка времени.

3. По методу правового регулирования: Императивная норма – это норма, выраженная в категорических предписаниях и действует независимо от усмотрения субъекта «Сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации.» (ГК РФ п. 1 Ст.164) Диспозитивная норма — действует лишь постольку, поскольку субъекты не предусмотрели иное «Замена предмета залога допускается с согласия залогодержателя, если законом или договором не предусмотрено иное.» (ГК РФ п. 1 Ст. 345) «Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.» (СК РФ п. 1 Ст. 33)

Структура правовой нормы Гипотеза – указание на условия, при которых возникают права и обязанности. Диспозиция – указание на сами права и обязанности. Санкция – указание на неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении нормы. «Договор о залоге должен быть совершен в письменной форме. Несоблюдение правил… настоящей статьи, влечет недействительность договора о залоге » (ГК РФ п. 2,4 Ст. 339) (Г.) (Д.) (С.) Общая модель: «Если…, то…, а в противном случае…»

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные: Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма. Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств. Пример в учебнике на с. 51

«Срок действия доверенности не может превышать трех лет» (п. I ст. 186 ГК РФ). Простая «В случаях когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар. » (п. 3 ст. 484 ГК РФ). Альтернативная Условия заключения брака для вступающих в брак: во-первых, взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, а также достижение брачного возраста (ст. 12 СК РФ); во-вторых, отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака (ст. 14 СК РФ — состояние в браке одного из супругов, близкое родство, а также недееспособность, признанная судом). Сложная

Диспозиции нормы подразделяются на простые, сложные и альтернативные. Простая диспозиция содержит одно правило поведения. Например, ст.10 СК РФ: «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния». Сложная диспозиция содержит одновременно несколько правил поведения. Например, ст. 127 КЗоТ РФ «Обязанности работников» перечисляет эти обязанности.

Альтернативная диспозиция предполагает выбор одного из возможных правил поведения. Например, согласно п.27 Правил продажи отдельных видов товаров от 19.01.98г., покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать: — Замены на товар аналогичной марки; — Замены на аналогичный товар другой марки с перерасчетом покупной цены; — Соразмерного уменьшения покупной цены товара

По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые — категорическое значение санкции (штраф 1500 рублей), относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Способы изложения норм права в нормативных актах. Прямой способ – в одной статье закона размещены все элементы нормы права: гипотеза, диспозиция и санкция. Статья 87 (семейного кодекса) РФ Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних

3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. 4. При определении размера алиментов суд вправе учесть всех трудоспособных совершеннолетних детей данного родителя независимо от того, предъявлено требование ко всем детям, к одному из них или к нескольким из них. 5. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей. Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав.

Отсылочный способ – способ изложения правовой нормы, при котором ее «элементы «разбросаны по другим статьям данного нормативно – правового акта и в самой норме на это имеется соответствующее указание Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение . Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Бланкетный способ – способ изложения правовой нормы, при котором правило поведения лишь называется или устанавливается мера ответственности за его нарушение, а содержание самого правила поведения находится в ином (иных) нормативном правовом акте. Статья 44 (Семейный кодекс РФ). Признание брачного договора недействительным. 1. Брачный договор может быть признан судом недействительным полностью или частично по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для недействительности сделок.

Так, за нарушение правил техники безопасности, правил дорожного движения, всевозможных ГОСТов предусматривается юридическая ответственность. Соответственно, в УК РФ, или Кодексе РФ об административных правонарушениях, или других нормативных актах говорится об ответственности граждан за нарушение правил и ГОСТов и об условиях, при которых она наступает, т. е в них находится гипотеза и санкция. Диспозиция же (правила должного поведения) находится в специальных нормативных актах (в правилах дорожного движения, правилах техники безопасности, в ГОСТах и др.). В связи с этим правоприменителю необходимо обращаться к содержанию данных правил.

Система норм права первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования – институты, подотрасли, отрасли имеет объективный характер, т.к. зависит от объективно существующих общественных отношений, которые призвана регулировать элементы системы взаимосвязаны, согласованы, что обеспечивает целостность и единство обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, культурными и пр. факторами — внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов и отраслей права.

Отрасль Институт права Институт права Институт права N N N N N N N N N совокупность юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения. совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид общественные отношения

стороны и содержание Трудовое право Трудовой договор Оплата труда Время труда и отдыха заключение срок ТД продолжительность неполный рабочий день перерывы для отдыха и питания общий выходной день праздничные дни минимальный размер оплаты труда оплата работы в праздничные дни сроки выплаты заработной платы

Материальное право – совокупность норм, закрепляющих существующие общественные отношения: — имущественные, — семейные, — трудовые и прочее (Гражданское право Семейное право Трудовое право) Процессуальное право — совокупность норм, определяющих порядок осуществления норм материального права: — подача иска — сроки рассмотрения — права истца — права ответчика порядок рассмотрения дела и пр. (Гражданско-процессуальное право Уголовно-процессуальное право)

Частное право – объединяет правовые нормы и отношения, регулирующие негосударственную деятельность, т.е. представляют частный интерес: — имущественные отношения между гражданами, — семейные отношения, — отношения между организациями Публичное право – это правовые нормы, регулирующие государственную деятельность, т.е. отношения, выражающие государственный интерес.

Параграф 5, поверочный тест.

  • Растегаева Ирина Тарасовна
  • 4360
  • 04.10.2015

Номер материала: ДВ-031086

Не нашли то что искали?

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Тест (право, 10 класс) по теме:
контрольная работа по теме «Форма и структура права» для 10 класса

Предварительный просмотр:

по теме «Форма и структура права»

1. Назовите основные группы норм, действующие в современном обществе.

2. Дайте понятие «норма».

3. Составьте схему разделения социальных норм.

4. Дайте понятие «корпоративная норма».

5. Назовите основные признаки правовой нормы.

6. Соотнесите понятия и определения:

1. Общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством, закрепленное в нормативно-правовых актах и иных признаваемых государством источниках, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников

2. Составная часть нормы права, в которой содержится само правило поведения субъекта права, указание на права обязанности сторон

3. Часть правовой нормы, содержащая указания на конкретные жизненные обстоятельства, условия, при которых данная норма вступает в действие (время, место, возраст и т.д.)

4. Часть нормы права, в которой определяются последствия ее нарушения или неисполнения, предусматриваются меры государственного воздействия в отношении ее нарушителей.

7. Назовите основные виды правовой нормы.

8. В части 1 статьи 26 Гражданского кодекса РФ записано: «Несовершеннолетние

в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки…с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя»

Проанализируйте правовую норму и назовите её составные части.

9. Римское юридическое изречение гласит « «Не право выводится из правила (нормы), а правило (норма) из существующего права»

Объясните как Вы понимаете данное изречение. Свое мнение обоснуйте.

10. Дайте понятие «источник права» и составьте схему основных форм источников права.

11. Выберите правильный вариант ответа «судебный прецедент- это»:

а) случай, происшедший в судебном заседании;

б) судебное решение по конкретному юридическому делу;

в) соглашение между обвинителем и защитником в судебном заседании.

11. Дополните таблицу:

нормативно –правовых актов

12. Дополните иерархическую лестницу нормативных актов:

13. Назовите три обстоятельства, при которых нормативно-правовые акты прекращают свое действие (утрачивают силу):

14. Дайте понятие «система права».

15. Назовите основные методы правового регулирования и дайте их понятия.

16. Закончите определение: «Правовые системы (правовые семьи) – это…»

а) целостные совокупности взаимосвязанных правовых норм, правил, регулирующих общественные отношения;

б) взаимоотношения, сложившиеся исторически между различными слоями населения различных стран;

в) человечество в целом;

г) правильны все определения.

17. Составьте схему основных правовых систем современности

18. Какая правовая система (семья) может быть охарактеризована следующими словами: «Судьи творят право, право есть то, что говорят о нём судьи»? Свой ответ обоснуйте.

19. Ниже приведено несколько групп, которые содержат признаки правовых систем. Какая правовая система подразумевается в каждом случае? В каждой группе укажите лишний признак:

а) основной источник права — нормативно-правовой акт; деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; юридическая доктрина, как правило имеет сугубо прагматический, прикладной характер;

б) деление системы права на публичное и частное, юридические предписания даны Богом раз и навсегда, в них можно верить и соответственно строго соблюдать; законодательство имеет вторичное значение;

в) предпочтение отдаётся не обязанностям, а правам гражданина; существует кодификация права; отсутствие деления системы права на частное и публичное.

20. Соотнесите определения и понятия:

А. Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения;

Б. Соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей;

В.Специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требования и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

Г. Закон, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений.

Тест по праву (10 класс) на тему:
Контрольная работа по теме «Государство и право». 10 класс, право.

Контрольная работа по теме «Государство и право». 10 класс, право.

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Государство и право». 10 класс, право.

1.Высший орган законодательной власти в государстве П. формируется выборным путем. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данное государство отличается

демократическим политическим режимом?

1) Выборы парламентариев осуществляются избирателями непосредственно, а не через выборщиков.

2) Кандидаты в депутаты имеют равные условия в представлении своих программ в средствах массовой информации.

3) В структуре депутатского корпуса заранее выделяется квота на представительство женщин.

4) Граждане имеют возможность голосовать по открепительным талонам и досрочно.

2.Государство, в отличие от иных институтов политической системы, характеризует признак

1) отображение политической воли и интересов группы людей

2) формирование политических программ

3) выдвижение лидеров, подготовка кадрового резерва

4) выражение властной воли в нормативно-правовых актах

3.В стране Н. проходят политические реформы. Журналисты и аналитики оценивают их как демократические. Какое положение проводимых реформ могло вызвать подобную оценку специалистов?

1) Сроки пребывания депутатов Законодательного собрания увеличены с 4 до 5 лет.

2) Вместо мажоритарной избирательной системы введена смешанная.

3) Законодательно гарантированы равные права всех участников избирательной кампании, их доступ к СМИ.

4) Установлен 5% избирательный порог для прохождения партий в парламент.

4.Порядок образования и деятельности высших органов государственной власти отражает понятие

1) политический режим

2) форма правления

3) форма административного устройства

4) государственный суверенитет

5.В стране Н. прошел референдум о принятии новой конституции. В результате ее принятия, страна Н. стала федеративным государством. Какая статья обязательно должна содержаться в конституции Н.?

1) власть принадлежит народу, который избирает своих представителей

2) гражданам гарантируется свобода совести и вероисповедания

3) суверенные права распределены между центром и регионами

4) президент страны избирается коллегией выборщиков сроком на 4 года

6.Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике – это

1) политический режим

2) форма правления

3) форма административного устройства

7.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски.

«Государственная власть опирается на государственный ________ (1), юридические нормы, материальные ресурсы, механизмы убеждения и принуждения. С юридической точки зрения государственная ________ (2)

имеет право и возможность подчинять своей воле других людей, издавать властные _____________(3). Исполнительная власть обязана объединять усилия граждан, наводить ____________(4) и в нормальных, и в

экстремальных условиях. Для исполнения ____________(5) необходимы организующие, координирующие и контролирующие действия ______________(6). Их осуществляют органы исполнительной власти,

имеющие дело с действительными явлениями жизни и выполняющие задачи постоянного, целенаправленного управления людьми».

Слова в списке даны в именительном падеже. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

А) идеология Б) порядок В) аппарат Г) государство Д) распоряжения Е) суд Ж) власть З) закон И) парламент

8.Государство Р. Имеет двухуровневую систему власти, суверенные права распределены между центром и регионами. Верховная власть принадлежит наследственному монарху, символизирующему единство нации и выполняющему представительские функции. Исполнительная власть находится в руках премьер-министра, лидера партии парламентского большинства. Права оппозиции защищены и гарантированы законом.

Выберите в приведенном ниже списке признаки государства, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) федеративное государство

2) президентская республика

3) демократическое государство

4) конфедеративное государство

5) парламентарная монархия

9.В стране М после длительного правления военного диктатора к власти пришли силы, избранные демократическим путем. На учредительном конституционном конгрессе была принята новая конституция страны, закрепившая демократические основы государства. Какая статья обязательно должна быть представлена в конституции страны М?

1) В стране в качестве ведущего принципа политической жизни провозглашен идеологический плюрализм.

2) Президент страны избирается обеими палатами парламента на пятилетний срок.

3) В нижнюю палату парламента, Палату народных представителей, проходят депутаты от партий, набравших на выборах не менее 10% голосов избирателей.

4) Правительство страны регулярно отчитывается в своей деятельности перед президентом.

10.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

11.Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Социальные нормы – общепризнанные или достаточно распространенные образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они предохраняют общественную жизнь от хаоса и

самотека, направляют ее течение в нужное русло. В число социальных норм входят моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев и др. Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жестко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Исторически право возникает, как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти. В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социального регулирования. Поэтому очень важно выявить тесную взаимосвязь права и морали.

Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего правовые нормы – это их специальность. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения

возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Русские правоведы неизменно подчеркивали, что право есть юридически оформленная мораль. Право – средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.

В.С. Соловьев, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла». Право и мораль различаются по способам их установления. Правовые нормы создаются государством, и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.

С1.Приведите любые два предназначения социальных норм, названные автором.

С2. Назовите любые пять видов социальных норм, перечисленных автором, и приведите по одному примеру любых двух из названных норм.

С3. Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите три отличия правовых норм от норм морали.

С4. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите три проблемы, урегулирование которых возможно только с помощью права.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа составлена для учащихся социально — гуманитарного класса, включает вопросы по темам «Государство» и «Право». Включены вопросы по теории возникновения государства и права и по оценке.

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология», 5 класс, УМК С.И. Львовой.

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» для 5 класса. Контрольная работа включает 7 заданий для двух вариантов.

Проверочная контрольная работа №1 по праву в 10 классе 9социально-гуманитарный профиль). Составлено по типу ЕГЭ. Способствует подготовке к ЕГЭ по обществознанию.

В работе даны задания на определение:географических координатрасстоянийнаправленийвысот и глубин.

\В данной контрольной работе предлагается выполнить задания на оценку «3», «4» или «5».. Ученик имет возможность оценить свои знания по данной теме.

Тест по обществознанию (10 класс) на тему:
Контрольная работа по обществознанию по теме «Право»

Контрольная работа по обществознанию по теме «Право» в форме ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по обществознанию «Право».

1. Совокупность общеобязательных правил (норм), охраняемых силой государства, называют : А) моралью Б) правом В)политикой Г)властью

2. В отличие от норм морали, действие норм права обеспечивается

А) религиозными запретами, Б) силой общественного мнения, В) сложившимися представлениями о добре и зле, Г) силой государственного принуждения

3. Из перечисленного источником права является: А) решение жильцов дома Б)решение съезда партии В) действующее законодательство Г) результаты социологического опроса.

4. Юридическая ответственность – это предусмотренная нормами права ответственность за: А) невыполненное обещание, Б) грамматические ошибки, В) мысль о дезертирстве, Г) нарушение закона

5.Высшей юридической силой на территории РФ обладает (ют): А) Конституция РФ, Б)федеральные законы, В)указ Президента, Г)постановление Правительства

6. К числу обязательных признаков правового государства не относится:

А) верховенство закона, Б) защита прав и свобод человека, В) монархическая форма правления, Г) система разделения ветвей власти

7.Примером правонарушения является следующий факт: А) молодой человек не уступил в автобусе инвалиду, Б) гражданин Н. уплатил коммунальные услуги на две недели позже срока, В) ученик К., встретив на улице учителя, не поздоровался,

Г) водитель М. превысил скорость, ограниченную на определенном участке дороги

8.Верны ли следующие суждения о праве А) Право способствует упорядочению общественных отношений Б) Реализация права гарантирована государством

1) верно только А, 2) верно только Б, 3) оба суждения верны, 4) оба суждения неверны

9. Что является примером правовой нормы: А) участница конкурса красоты должна соответствовать параметрам 90-60-90, Б)некрасиво сочетать красную футболку и зеленые брюки, В) при входе в комнату мужчина должен пропускать женщину вперед, Г)совершеннолетние дети обязаны помогать нетрудоспособным родителям.

10. Главой государства по Конституции РФ является: 1) Председатель Правительства, 2) Президент, Министр обороны, 3) Председатель Государственной думы.

1. Соотнесите понятие и определение :

1) гражданское право,2) уголовное право, 3) административное право,4) конституционное право, 5) семейное право

А)Определяет преступность и наказуемость деяний Б) регулирует общественные отношения, связанные с деятельность органов государственной власти, В)регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, Г) регулирует основы социально-экономического, политического, территориального устройства государства.

2. Закончите высказывание:

«Основным международным документом по правам человека остается принятая в 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН______________________________»

3. Допишите. Видами правонарушений являются: проступок и __________________.

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов

Правовая норма — это общее ______________(1)поведения, установленное государством, регулирующим посредством их общественные____________ (2). Юридические нор-
мы, составляющие право ________________(3), отличаются очень большим разнообразием. Однако существо их таково, что они, несмотря на разнообразие, обнаруживают тесную взаимосвязь, представляя в совокупности единую ________________________(4).

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

А) Правило. Б) Норма. В)Отношения. Г) Система. Д) Государство. Е) Общество.

1. Прочитайте текст и выполните задания

Гражданский кодекс РФ, извлечения

1.Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская

правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.

2.Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Статья 18. Граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запре-щенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятель-ности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

  1. Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя).
  2. Гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. Гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и креди-торов о перемене своего имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени.

1)Составьте план текста.

2)Что такое правоспособность? Кто является правоспособным

3)Что, согласно ГК РФ, составляет имя гражданина? Как гражданин приобретает имя? Укажите два способа.