Мероприятия по профилактике правонарушений несовершеннолетних в библиотеке

Оглавление:

Мероприятия по профилактике правонарушений несовершеннолетних в библиотеке

Интеллектуальная игра «200 вопросов – 200 ответов о Грозном» прошла в Национальной библиотеке

Накануне юбилея города Грозный, 1 октября, в Зимнем саду Национальной библиотеки ЧР им. А.А. Айдамир.

Классик барокко

К 445-летию со дня рождения Микеланджело Караваджо 28 сентября в Национальной библиотеке ЧР им. А.А.

Последний из абреков

К 105-летию со дня гибели известного чеченского абрека Зелимхана Гушмазукаева (Зелимхан Харачоевский.

Выставка «Осенние мотивы» открылась в Национальной библиотеке

26 сентября в отделе литературы по искусству Национальной библиотеки ЧР им. А.А. Айдамирова прошла т.

Наш выбор – здоровье

20 сентября в рамках программы по профилактике наркомании, алкогольной и табачной зависимости и здор.

Интеллектуальная игра «200 вопросов – 200 ответов о Грозном» прошла в Национальной библиотеке

Классик барокко

Последний из абреков

Выставка «Осенние мотивы» открылась в Национальной библиотеке

Наш выбор – здоровье

Абузар Айдамиров

Направления

В Национальной библиотеке прошел семинар «Профилактика безнадзорности и правонарушений»

В Национальной библиотеке прошел семинар «Профилактика безнадзорности и правонарушений: библиотека как ресурс формирования гражданской и правовой культуры подростков и молодежи»

15 февраля в конференц-зале Национальной библиотеки ЧР им. А.А. Айдамирова прошел республиканский семинар, в форме круглого стола, на тему: «Профилактика безнадзорности и правонарушений: библиотека как ресурс формирования гражданской и правовой культуры подростков и молодежи».

В работе совещания приняли участие: директора и методисты централизованных библиотечных систем, заведующие библиотек воинских частей Грозного, Гудермеса и Урус-Мартана, а также районных библиотек республики.

С докладами выступили: директор С. Исраилова, заведующая научно-методическим отделом Л. Тарвердиева, инспектор по ПДН ОП №1 УМВД по г. Грозный, капитан полиции С. Интишева, юрист В. Адуев.

Для мероприятия была организована книжная выставка «Проблема детей – забота государства» с тематической литературой, журналами, буклетами, а также законами РФ, регулирующие права детей и подростков.

Выступая с докладом «О возможностях библиотек в профилактике правонарушений и безнадзорности среди детей и подростков», Л. Тарвердиева отметила, что одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности профилактики.

— Каждый год в поле зрения специалистов попадают семьи, ведущие асоциальный образ жизни, неспособные и нежелающие воспитывать детей. Библиотечное сообщество не может стоять в стороне от той большой профилактической работы, проводимой государством среди подрастающего поколения. Очень важно, в первую очередь, организовывать культурно-досуговые занятия для детей, находящихся в группе риска. Чем больше они будут вовлечены в общественную жизнь и саморазвитие, тем меньше у них останется времени на бесполезные и губительные дела.

В докладе С.А. Интишевой – инспектора по делам несовершеннолетних отдела полиции № 1 УМВД РФ по г. Грозный, капитана полиции, была представлена самая последняя информация о состоянии подростковой преступности в ЧР и организации профилактической работы по предотвращению преступлений в подростковой и молодежной среде

— Основная масса несовершеннолетних совершают правонарушения в свободное от учебы и работы время. Незанятость подростков приводит к тому, что они сбиваются в малые группы по интересам, как правило, по месту жительства, и не редко совершают правонарушения, а зачастую и преступления, – отметила С.А. Интишева.

— Одной из социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня – является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности профилактики. Преступность молодеет с каждым годом. Особенно остро стоит проблема свободного времени у несовершеннолетних в сельских местностях республики.

Работники сельских библиотек поделились опытом с сфере профилактики правонарушений и безнадзорности среди подрастающего поколения, рассказали о разных формах и методах работы по правовому воспитанию подростков.

— Библиотекам необходима помощь образовательных учреждений, отделов полиции. Только работая совместно с государственными и правоохранительными органами можно получить положительную динамику в улучшении сложившейся ситуации, – отметила зав. филиалом № 6 ЦБС г. Грозного Т.С. Василихина.

Семинар получился плодотворным и содержательным. В результате общения участники пришли к однозначному выводу, что в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо использовать разнообразные, интересные и увлекательные мероприятия для детей. И лучше делать эту работу сообща.

Деятельность муниципальных библиотек по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

«Централизованная библиотечная система» г. Кирова объединяет 28 муниципальных библиотек.

Библиотеки являются неотъемлемым компонентом социокультурного пространства города Кирова, решают проблемы социализации личности ребёнка и подростка, вхождения его во взрослую среду, помогают усваивать нравственные ценности, воспитывают уважение к своей стране, родному краю, гордость за своих земляков.

Юные жители города составляют значительную часть наших читателей:

– дети, подростки до 14 лет – более 40 тыс. – 36,5 %,

– юношество, молодежь от 14 до 25 лет – еще 26,5 тыс. – 23,8 %.

Для координации деятельности между библиотеками и учреждениями образования заключены соглашения о сотрудничестве:

– с детскими садами – 44 соглашения,

– со школами – 45 соглашений,

– со средними специальными учебными заведениями – 17 соглашений.

С 2009 по 2011 гг. библиотеки становились призерами ежегодного конкурса на лучшую организацию работы по повышению правовой культуры, который был инициирован Кировской городской избирательной комиссией.

В 2012 г. в учреждении был проведен конкурс среди библиотекарей на лучшее мероприятие по воспитанию правовой культуры. Заявки, поданные на конкурс, показали высокий уровень организации мероприятий.

Библиотеки являются активными исполнителями муниципальной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2010 – 2012 годы». Привлечение юного читателя в библиотеку, развитие интереса к культурному досугу, к чтению – такой мы видим свою задачу по профилактике правонарушений.

Массовая работа библиотек строится по долгосрочным целевым программам, и значительная часть мероприятий проводится для детей и юношества.

– «Верю в Россию»: патриотическое воспитание – 513 мероприятий за 2011 год,

– «Мы живем среди людей»: воспитание толерантности и профилактика экстремизма – 225 мероприятий,

– «Кодекс гражданина»: правовое просвещение – 276 мероприятий,

– «Пока не высушен родник»: экологическое воспитание – 225 мероприятий,

– «Прекрасное пробуждает доброе»: эстетическое и духовно – нравственное воспитание – 312 мероприятий,

– «Человек читающий» : популяризация книги и чтения – 584 мероприятия.

Программы содержат весь комплекс библиотечных услуг, рассчитанных на успешную социализацию детей и подростков, на решение проблем, связанных с их образованием и воспитанием. 107 114 детей и подростков посетило в 2011 году массовые мероприятия (викторины, познавательные часы, конкурсы, вечера и.т.д.), организуемые в рамках перечисленных целевых программ.

Несколько библиотек реализуют индивидуальные программы, которые также рассчитаны на работу с несовершеннолетними:

ЦГБ им. А.С.Пушкина: программа «Позиция», направленная на формирование гражданской активности молодежи, в рамках которой ежемесячно проходят встречи с молодыми политиками, писателями, поэтами, музыкантами.

Библиотека №1 им. М.Е.С.-Щедрина: программа «Милосердие и книга»: социальная реабилитация инвалидов.

Библиотека № 12: «Полезный досуг»: развитие творческого потенциала и активности юных читателей библиотеки.

Библиотека № 14 им. Б.А.Порфирьева: программа по профориентации «Через библиотеку – к будущему».

Библиотека № 16 им. Л В.Дьяконова: программа «Вятские писатели – детям»: пропаганда литературного краеведения.

Библиотека № 22 «Благовест»: программа «Духовные родники»: воспитание православной культуры.

Программа «Ростки добра», по которой работают сотрудники библиотеки им. А.С. Пушкина, была одобрена и поддержана Вятской епархией. За год в школах города было проведено 86 мероприятий, на которых присутствовало в общей сложности более 2000 человек. На мероприятии сначала идет показ документального или художественного фильма на темы дружбы, патриотизма, милосердия, сострадания. По окончании просмотра проводится его обсуждение, дети пишут эссе. В ноябре – декабре учащиеся 4-х школ после просмотра фильмов приняли решение сделать рождественские подарки для детей-инвалидов. Подростки школы № 47 после просмотра документального фильма «Хрустальный мальчик» организовали рождественский праздник для детей-инвалидов своего микрорайона.

С особенным вниманием мы подошли к реализации целевой программы «Милосердие», которая в 2011 г. объединила деятельность всех библиотек учреждения по социализации детей, имеющих ограничения жизнедеятельности. В стационаре Кировской детской клинической больницы проводили мероприятия библиотеки им. А.С. Пушкина, им. М.Г. Исаковой, им. Л.В. Дьяконова. Организован здесь и передвижной пункт выдачи литературы. Библиотеки №5 и №7 активно сотрудничают с Кировским социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, где для подростков проводят конкурсно-игровые программы, литературные часы, библиотечные уроки, мероприятия по правовому просвещению. Сотрудники библиотеки им. А.М. Васнецова еженедельно приходят с мероприятиями к подросткам, находящимся в Центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.

Практика показывает, что с воспитанием гуманных чувств и отношений затягивать не стоит. Начав разговоры о толерантности с детьми в раннем возрасте, можно быть уверенным в том, что они вырастут готовыми к пониманию переживаний и своеобразных поступков других людей. Назову лишь несколько мероприятий, организованных по этой теме в библиотеках.

Ключевым мероприятием Недели толерантности был «Марафон комплиментов», издан буклет «Давайте говорить друг другу комплименты!». Оформлена выставка «Почему меня не понимают?!», где были предложены книги, помогающие подросткам найти общий язык с миром.

Урок – дискуссия «Быть терпимым хорошо или плохо!? Поговорим о толерантности» был проведен для учащихся 9 класса школы № 60.

В рамках круглого стола «Нам в конфликте жить нельзя – возьмемся за руки, друзья!» подросткам были предложены ролевые игры, помогающие выйти из той или иной конфликтной ситуации. В завершение мероприятия проведено тестирование, порекомендованы книги по психологии.

К Дню защиты детей в библиотеках было организовано мероприятие «Остров детства: Азбука прав ребенка со Смешариками». Подростки познакомились с основными правовыми документами по правам детей: «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка». Задачей библиотекаря было: в доступной игровой форме привлечь внимание детей к законам, раскрыть их влияние на все стороны жизни человека.

Формирование основ здорового образа жизни у молодого поколения – одна из приоритетных задач библиотек. Уроки здоровья, встречи с врачами, диетологами, наркологами стали традиционными формами работы с детьми и подростками.

В Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина ежегодно организуется акция – концерт против наркотиков «Не оборви свою песню».

«Вредным привычкам – НЕТ!»: так назывался урок здоровья, который прошел в библиотеке № 8 им. А.П. Гайдара для учащихся начальной школы.

Беседа-размышление «Дайте жизни шанс» по здоровому образу жизни была проведена для старшеклассников коррекционной школы № 67. Часто это дети из неблагополучных семей, они, как правило, рано начинают курить, пить пиво. Беседа сопровождалась видеокадрами, иногда шокирующими, о вреде табака, алкоголя, наркотиков, о том, как опасен СПИД. По тому, с каким напряженным вниманием слушали и смотрели ребята, как заинтересованно задавали вопросы, можно сделать вывод, что мероприятие проведено не напрасно, не для «галочки».

На мероприятия по воспитанию толерантности, правовой культуры, здорового образа жизни мы стараемся приглашать специалистов: социальных работников, врачей, психологов, представителей комиссий по делам несовершеннолетних, – тех, кто грамотно и доступно может рассказать о последствиях правонарушений и вредных привычек.

И все-таки наша главная задача – не только информировать, не только предостеречь, но и показать другой, интересный, увлекательный способ проведения свободного времени.

Для организации содержательного досуга в библиотеках организовано 15 детских и юношеских клубов. Для младших школьников: «Читайка» (библиотека № 24), «Кудесница природа», «Чудеса в решете» (библиотека № 9 им. А.М.Васнецова), «Филиппок» (библиотека № 21). В библиотеке для детей и юношества № 8 им. А.П. Гайдара создано объединение «Добродей»: это «тимуровская команда» наших дней. Дети делают своими руками открытки и поздравляют ветеранов микрорайона, мастерят и развешивают кормушки для птиц, вместе выезжают на природу. Клубы для юношества – «Поколение» (библиотека № 3), экологический клуб «Дружба» (библиотека № 2), «От Шекспира до Шоу» (библиотека № 16 им. Л.В.Дьяконова), «Юный эрудит» (библиотека № 13 им. Е.Д.Петряева) предоставляют подросткам возможность с пользой проводить свое свободное время, общаться со сверстниками.

Всего в 2011 году в детских объединениях проведено 260 встреч.

В летние каникулы библиотеки принимают детей летних лагерей, организованных в школах города. Более 5000 младших школьников участвовали в мероприятиях библиотек в дни каникул.

За последние годы существенно увеличился компьютерный парк библиотек, в 9 библиотеках наши юные читатели могут воспользоваться интернетом. Но катастрофически не хватает новых книг, книг современных авторов, книг, рекомендуемых по школьной программе.

Современные дети, пресыщенные доступностью любой информации, вряд ли заинтересуются скучным обзором книг или беседой. Профессионализм и творчество библиотекарей делает знакомство с книгой и литературным героем увлекательным занятием. Литературные викторины, занимательные путешествия, краеведческие видеоэкскурсии, просмотры и обсуждения фильмов и мультфильмов, конкурсы знатоков и поэтические фестивали, театрализованные и кукольные представления – такими формами мероприятий мы пытаемся увлечь детей в мир книги, отвлечь от пагубных привычек и противоправного поведения.

План работы по профилактике правонарушений среди обучающихся профессионального учебного заведения

Цель: совершенствование системы профилактики правонарушений среди обучающихся профессионального учебного заведения.

Задачи:

  • формирование у подростков и молодежи системы ценностей, ориентированной на ведение образа жизни, соответствующего нормам общества;
  • развитие деятельности профессионального образовательного учреждения на совершенствование системы профилактики правонарушений и патриотического воспитания обучающихся;
  • повышение потенциала семьи в вопросах профилактики правонарушений и наркомании;
  • обеспечение максимальной занятости и активной деятельности, обучающихся в молодежном правоохранительном движении;
  • повышение внутриколледжной дисциплины и успеваемости обучающихся;
  • обеспечение информационно-пропагандистской деятельности по формированию привлекательности молодежного правоохранительного движения и системы здорового образа жизни.

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственные

Профилактическо-организационная работа

План мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних

Транскрипт

1 УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с. Тимирязево Буданов А. В. 2015г. План мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних 1.ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ N п/п Мероприятия Исполнители Срок исполнения Выявление семьи и детей группы социального риска Социальный, классный руководитель, 1.2. Выявление детей, занимающихся противоправной деятельностью 1.3 Выявление учащихся, длительное время не посещающих образовательные учреждения, принятие мер по возвращению их в школу 1.5. Провести семинары с приглашением специалистов учреждений и служб системы профилактики на заседаниях КДН и ЗП по вопросам: система работы с подростками, склонными к правонарушениям; организация занятости и летнего отдыха подростков «группы риска» и др Проведение семинаров с классными руководителями по проблемам безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Активизация работы по пропаганде правовых знаний среди несовершеннолетних (разработка тематику лекций, бесед по пропаганде правовых знаний, проведение месячников, иные мероприятия по пропаганде правовых знаний и т.д.) Социальный, классный руководитель, Социальный, классный руководитель, школы по УВР, социальный, классные По факту пропуска занятий 2 раз в год 2 раз в год ежемесячно 2.МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ДОСУГА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 2.1. Информационная пропаганда деятельности дополнительного образования несовершеннолетних Организация и проведение мероприятий с несовершеннолетними, состоящими на учете в ПДН, ДЕСОП,ВШУ, в каникулярное время 2.4. Организация работы (тематической, информационной и др.), способствующей профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на базе сельской библиотеки 2.5. Организация отдыха и оздоровления несовершеннолетних с девиантным поведением в по УВР по УВР, Классные по УВР, библиотекарь, классные Сентябрь Октябрь, декабрь, март, июнь-август Май — август

2 пришкольном оздоровительном лагере 2.6. Проведение рейдов по проверке организации досуговых мероприятий в доме культуры с обучающимися учетных категорий. Ноябрь, апрель 3.ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОЙСТВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 3.1. Оказание консультационной помощи подросткам лет в самоопределении на рынке труда 3.2. Организация работ для подростков по благоустройству района, ремонту школы в каникулярное время. Содействие в трудоустройстве подросткам, склонным к правонарушениям. Март — июнь Октябрь, декабрь, март, июнь-август 4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛИЗМА, НАРКОМАНИИ, ТОКСИКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 4.1. Проведение конкурса агитбригад, конкурс плакатов и рисунков «Здорово быть здоровым». по УВР, классные январь 5.ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО «НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ» И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ 5.1. Выявление и постановка на учет неблагополучных семей, в которых родители ненадлежащим образом исполняют родительские обязанности по воспитанию, содержанию, обучению детей, жестоко с ними обращающихся 5.2. Проведение совместных рейдов по неблагополучным семьям с целью оказания практической помощи 5.3. Организация мероприятий по воспитанию родительской ответственности, пропаганде семейных ценностей, подготовки молодежи к семейной жизни: Дней семьи, клубов семейного общения, фестивалей спортивных семей, лекториев для родителей, родительских клубов и т.д Индивидуальная помощь родителям, испытывающим затруднения в предупреждении девиантного поведения детей Социальный, Социальный, по УВР, классные, классные 5.5. Организация правового просвещения родителей по УВР социальный 5.6. Использование в воспитательной работе опыта семейной жизни социально благополучных семей Оказание методической помощи ическим коллективам в разработке личностно- по УВР социальный По мере необходимости По мере необходимости

3 ориентированных и социально значимых методик по предупреждению асоциального поведения детей. 5.8 Организация и проведение мероприятий, направленных на пропаганду ценностей семейного воспитания, посвященных: — Всероссийскому Дню семьи, любви и верности — Фотоконкурс «Моя семья — моя крепость»; — Встречи с ветеранами Вов и работниками ветеранами «Я горжусь тобой мой дедушка!»; — Международному Дню защиты детей — Дню знаний — Дню матери — Фотоконкурс и конкурс рисунков «Горячее сердце» — праздничный концерт, посвященный дню матери 5.9 Оказание мер социальной поддержки семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации 5.10 Совершенствование работы по межведомственному взаимодействию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учету и реабилитации семей и детей группы риска 5.11 Патронаж социально-опасных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации 5.12 Вовлечение детей с родителями в полезную досуговую деятельность в рамках работы кружка «Умелые руки» классные классные Постоянно Постоянно Постоянно 6. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 6.1. Организовать в средствах массовой информации пропаганду патриотизма, здорового образа жизни подростков и молодежи, их ориентацию на духовные ценности Обобщение для использования в дальнейшей работе и пропаганда в средствах массовой информации позитивного опыта профилактической и коррекционнореабилитационной работы с детьми и семьями «группы риска». 6.3 работа «Телефона доверия» по вопросам защиты несовершеннолетних детей Заместитель диктора по УВР Заместитель диктора по УВР Заместитель диктора по УВР Ежемесячно

4 Август Утверждение состава Совета профилактики на новый учебный год. Сентябрь Анализ работы службы сопровождения за прошлый год Утверждение плана работы Совета профилактики. Анализ организации летней трудовой практики учащихся. Формирование банка данных «трудных» подростков, подростков, «группы риска», подростков из неблагополучных семей. Социально-психологическая диагностика семей учащихся. Создание картотеки (внутришкольный учет) группы «риска». Привлечение учащихся в кружки, секции, клубы и т.д. Организация сотрудничества с правоохранительными органами. Октябрь Причины трудновоспитуемости подростков. Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств подростков. Индивидуальные беседы с учащимися «группы риска», стоящими на внутришкольном учёте и учете в ПДН, и их родителями, с учениками, чьи семьи находятся в социально-опасном положении Планирование и подведение итогов проведения единого дня по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Уроки здоровья (беседы медицинского работника по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения). Ноябрь Организация встречи учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних «Административная и уголовная ответственность». Анкетирование учащихся 8-10 классов с целью выяснения их занятости во внеурочное время. Посещение уроков с целью наблюдения каким образом решается «Работа с «трудными» учащимися на уроке». Проблемы агрессивных детей. Профилактика травматизма, нарушений дисциплины, драк, выражений нецензурной бранью. Приглашение родителей и учащихся — нарушителей дисциплины в школе, устраивающих драки, оскорбления детей. Состояние и реализация планов помощи детям, находящимся в социально опасном положении. Планирование, координация и анализ участия учащихся школы в акции «Спорт против наркотиков». Организация индивидуальной помощи неуспевающим. Заседание Совета профилактики. Декабрь Посещение на дому учащихся, стоящих на внутришкольном контроле и учёте в инспекции по делам несовершеннолетних. Совместное заседание Совета по профилактике и МО классных руководителей по проблеме предотвращения грубых нарушений дисциплины в школе. Составление плана мероприятий по профилактике курения, пьянства, употребления токсических и наркотических веществ. Январь

5 Комплексная оценка положения детей, находящихся в социально-опасном положении., Трудности в обучении и общении с ребенком и пути их устранения. Приглашение родителей, учащихся пропускавших уроки без уважительной причины, родителей, у которых отсутствует контроль за ребенком. Родителей неблагополучных семей. Анализ работы ического коллектива с семьями, находящимися в социально-опасном положении. Заседание Совета профилактики Февраль Организация индивидуальной помощи неуспевающим Совместное заседание Совета и методического объединения классных руководителей по проблеме предотвращения грубых нарушений дисциплины в школе. Проверка дневников учащихся. Беседы с учащимися 6,7,8 классов о законодательстве. Анкетирование учащихся 9 классов о перспективах продолжения образования после окончания школы. Анализ проведённых мероприятий по военно-патриотическому воспитанию. Март Организация работы с неуспевающими. Задачи семьи в формировании нравственных качеств личности. Усиление контроля со стороны родителей за успеваемостью, развитием и воспитанием ребенка. Приглашение родителей учащихся, нарушителей дисциплины и порядка. Приглашение родителей неблагополучных семей. Заседание Родительского клуба. Классные родительские собрания. Родительский лекторий «Вредные привычки ребенка. Как им противостоять?» Апрель Консультация для родителей и учащихся: «Роль семьи в формировании интересов детей и в выборе будущей профессии». Приглашение родителей слабоуспевающих учащихся, часто пропускающих уроки, нарушителей дисциплины и порядка в школе и в общественных местах. Заседание Совета. Май Проведение итогов работы Совета (анализ). Организация отдыха и оздоровления учащихся «группы риска» в летний период. Приглашение родителей из неблагополучных семей, родителей трудновоспитуемых подростков. Анализ состояния и реализации планов помощи детям, находящимся в социально опасном положении. Заседание совета. Отчеты классных руководителей по индивидуальной работе с «трудными» учащимися. Составление плана работы Совета на следующий год. Выявление намерения детей «группы риска» участвовать в трудовой деятельности. Трудоустройство детей летом Итоговые родительские собрания во всех классах. Июнь, июль, август.контроль прохождения летней практики детьми «группы риска» и состоящих на ВШК.Контроль занятости детей из неблагополучных семей. Сбор предварительной информации об устройстве выпускников 9-х классов.

6 Анализ организации ранней профилактики семейного неблагополучия в МБОУ СОШ с. Тимирязево В МБОУСОШ с. Тимирязево из общего количества семей школы (111) 29% являются неблагополучными, 12 детей, это 8% от общего числа, составляют «группу риска», 2 ребенка состояли на учете в ПДН, 5 детей на учете ВШУ и 5 ВШУ. Работа с семьями строится через социального а и классных руководителей, что позволяет наиболее эффективно воздействовать на родителей и предупредить причины детского неблагополучия. Согласно разработанному плану мероприятий и учитывая права и интересы несовершеннолетних, в школе в течение года проводилась соответствующая работа. Наиболее существенным признаком за последнее время стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление — «скрытое»социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становится изменение отношения к детям. В виду этих причин в начале учебного года уточняется социальный паспорт школы. Изучаются списки вновь прибывших учащихся и их семей, изучаются условия жизни, определяется категория семьи. По итогам наблюдения и посещения семей в сентябреоктябре месяце, определяем, какая помощь необходима ическая, психологическая или медицинская. База данных семей, находящихся в социально опасном положении, корректируется в ходе операции «Подросток», которые проводятся ежегодно. Семьи, в которых возможны временные проявления неблагополучия, ставятся на внутришкольный учет и находятся под постоянным контролем классных руководителей и соца. с целью изучения причин неблагополучия семьи, её особенностей, ценностных ориентаций и профилактики неблагополучия совершаются рейды ическими работниками, а по необходимости и с привлечением инспекторов по делам несовершеннолетних и участкового. Так в прошедшем учебном году были выявлены и взяты под контроль дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации: Юнякин Василий, Калашникова Анастасия. В семьях этих детей очень низкий социально-бытовой и материальный уровень, хотя в основном семьи полные, оба родителя работают. Ребята предоставлены сами себе, взрослые мало заботятся и интересуются их успехами в школе. Эти семьи находятся на внутришкольном учете. Семья Калашниковых была поставлена на учет в ДЕСОП. Социальным ом совместно с классными руководителями велся контроль за посещаемостью детей, состоянием их подготовки к занятиям, были проведены индивидуальные консультации по проблемам воспитания детей, на родительских собраниях проводилось анкетирование. Также была оказана материальная помощь органами соцзащиты и материальная поддержка со стороны жителей села. Дети обеспечены бесплатными учебниками и горячим питанием в школьной столовой. Выше перечисленное (выявление и составлением характеристик семёй) является первым направлением взаимодействия ОУ с семьей в едином воспитательном процессе. Следующим направлением плана работы является психолого — ическое просвещение родителей. В этом направлении можно выделить следующие формы работы : индивидуальная работа с родителями (беседы по текущим проблемам, запланированные индивидуальные консультации по вопросам воспитания), родительский всеобуч( родительские собрания,

7 лектории, круглые столы по вопросам воспитания и проблемам общения с детьми, профилактики вредных привычек у детей), работа общешкольного родительского комитета и Совета профилактики, где рассматриваются не только вопросы дисциплины и правонарушений учащихся, но и попустительское отношение к этим проблемам их родителей. Так в течение года на общешкольных родительских собраниях рассматривались следующие вопросы: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни», «Права детей», «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка», «Проблема насилия в семье»; на заседаниях родительского комитета: «Профилактика правонарушений и безнадзорности учащихся», пропуски уроков школьников, профилактика заболеваний. Родительские лектории, индивидуальные беседы помогли наладить контакт с семьями и решить многие важные проблемы, как например, снижение пропусков уроков по неуважительной причине, контроль за детьми во внеурочное время, отсутствие случаев правонарушений за прошедший год. Работа с семьями в профориентационном направлении позволила достичь социальное определение выпускников. Также важным звеном в работе по ранней профилактике семейного неблагополучия являются общешкольные и классные мероприятия, проводимые совместно с родителями. Это позволяет привлечь родителей к интересам детей, помогает сблизить их отношения и стереть накопленные негативные моменты в их взаимоотношениях. В течение последнего времени проводились следующие мероприятия: ток-шоу «Поймем друг друга», семейный клуб «Под счастливой крышей», семейный праздник «Папа, мама, я читающая семья», конкурсная программа «Все мы родом из детства».

План мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних

Выявление семьи и детей
группы социального риска

Социальный педагог, психолог, инспектор ПДН

В течение года (запросы не реже одного раза в месяц)

Выявление детей, занимающихся
противоправной деятельностью

Социальный педагог, психолог, инспектор ПДН

В течение года (запросы не реже одного раза в месяц)

Выявление учащихся, длительное
время не посещающих образовательные учреждения, принятие мер по возвращению их в школу

Социальный педагог, классные руководители

По факту пропуска занятий

Провести семинары с приглашением специалистов учреждений и служб системы профилактики на заседаниях КПДН по вопросам: система работы с подростками, склонными к правонарушениям; организация занятости и летнего отдыха подростков «группы риска» и др.

Заместители директоров школ по ВР, Социальные педагоги

По отдельному плану (не реже 2 раз в год)

Проведение семинаров с классными руководителями по проблемам безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Заместитель директора по ВР, Социальный педагог, инспектор ПДН

По отдельному плану (не реже 2 раз в год)

Активизация работы по пропаганде правовых знаний среди несовершеннолетних (разработка тематику лекций, бесед по пропаганде правовых знаний, проведение месячников, иные мероприятия по пропаганде правовых знаний и т.д.)

Заместитель директора по ВР, Социальный педагог, инспектор ПДН, классные руководители

В течение года (ежемесячно)

2. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ДОСУГА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Информационная пропаганда деятельности досуговых объединений несовершеннолетних по месту жительства.

Заместитель директора по ВР, ОДОД, ДДТ

Организация и проведение мероприятий с несовершеннолетними, состоящими на учете в ОВД, КДН, в каникулярное время

Заместитель директора по ВР, Классные руководители

Октябрь, декабрь, март, июнь-август

Организация работы (тематической, информационной и др.), способствующей профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на базе библиотек микрорайона.

Заместитель директора по ВР,
Библиотекари, классные руководители

В течение года (не реже 4 раз в год)

Организация отдыха и оздоровления несовершеннолетних с девиантным поведением в профильных лагерях

Заместитель директора по ВР, социальный педагог

Проведение рейдов по проверке организации досуговых мероприятий в домах культуры и клубах с обучающимися учетных категорий.

Директор, Заместитель директора по ВР, социальный педагог

3. ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОЙСТВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Оказание консультационной помощи подросткам 14-18 лет в самоопределении на рынке труда (в поиске работы, выборе профессии)

Заместитель директора по ВР, социальный педагог

Организация работ для подростков по благоустройству района, ремонту школы в каникулярное время. Содействие в трудоустройстве подросткам, склонным к правонарушениям.

Заместитель директора по ВР, социальный педагог

Октябрь, декабрь, март, июнь-август

Содействие участию подростков и молодежи района в ярмарках вакансий, проводимых Центром занятости

Социальный педагог, классные руководители

4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛИЗМА, НАРКОМАНИИ, ТОКСИКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Проведение конкурса агитбригад, конкурс плакатов и рисунков «Здорово быть здоровым».

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Провести совместный конкурс с социальными партнерами, посвященный акции «Мы — за здоровый образ жизни»

Заместитель директора по ВР, социальный педагог

Февраль-май (по совместному плану работы)

5. ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО «НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ» И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ

Выявление и постановка на учет неблагополучных семей, в которых родители ненадлежащим образом исполняют родительские обязанности по воспитанию, содержанию, обучению детей, жестоко с ними обращающихся

Социальный педагог, инспектор ПДН

По мере необходимости

Проведение совместных рейдов по неблагополучным семьям с целью оказания практической помощи

Социальный педагог, инспектор ПДН

В течение года (не реже двух раз в месяц)

Организация мероприятий по воспитанию родительской ответственности, пропаганде семейных ценностей, подготовки молодежи к семейной жизни:
Дней семьи, клубов семейного общения, фестивалей спортивных семей, лекториев для родителей, родительских клубов и т.д.

Заместитель директора по ВР, классные руководители

В течение года
(по отдельному плану)

Индивидуальная помощь родителям, испытывающим затруднения в предупреждении девиантного поведения детей

Заместитель директора по ВР, Социальный педагог, классные руководители

По мере необходимости

Организация правового просвещения родителей

Заместитель директора по ВР Социальный педагог

Обновление стенда в течение года

Использование в воспитательной работе опыта семейной жизни социально благополучных семей.

Заместитель директора по ВР Социальный педагог

Обновление информации в течение года

Оказание методической помощи педагогическим коллективам в разработке личностно- ориентированных и социально значимых методик по предупреждению асоциального поведения детей.

Заместитель директора по ВР, Социальный педагог

Обновление информации в течение года

6. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Организовать в средствах массовой информации пропаганду патриотизма, здорового образа жизни подростков и молодежи, их ориентацию на духовные ценности.

Директор, Помощник депутата по 26 округу

Обобщение для использования в дальнейшей работе и пропаганда в средствах массовой информации позитивного опыта профилактической и коррекционно-реабилитационной работы с детьми и семьями «группы риска».

Заместитель диктора по ВР

Обновление информации в течение года

Утверждение состава Совета профилактики на новый учебный год.

Анализ работы службы сопровождения за прошлый год

Утверждение плана работы Совета профилактики.

Анализ организации летней трудовой практики учащихся.

Формирование банка данных «трудных» подростков, подростков, «группы риска», подростков из неблагополучных семей.

Социально-психологическая диагностика семей учащихся.

Создание картотеки (внутришкольный учет) группы «риска».

Привлечение учащихся в кружки, секции, клубы и т.д.

Планирование совместной работы с ЦПМСС.

Организация сотрудничества с правоохранительными органами.

Заседание Родительского клуба. Тема обсуждения — «Проблемы адаптации учащихся 5-х классов»

Причины трудновоспитуемости подростков. Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств подростков.

Реализация Декрета Президента от 24. 11. 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»

  • с учащимися «группы риска», стоящими на внутришкольном учёте и учете в инспекции, и их родителями — с учениками, чьи семьи находятся в социально-опасном положении;
  • с учащимися, оставленными на повторный курс обучения.

Планирование и подведение итогов проведения единого дня по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Уроки здоровья (беседы медицинского работника по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения).

Организация встречи учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних «Административная и уголовная ответственность».

Анкетирование учащихся 8-11 классов с целью выяснения их занятости во внеурочное время.

Посещение уроков с целью наблюдения каким образом решается «Работа с «трудными» учащимися на уроке».

Проблемы агрессивных детей. Профилактика травматизма, нарушений дисциплины, драк, выражений нецензурной бранью.

Приглашение родителей и учащихся — нарушителей дисциплины в школе, устраивающих драки, оскорбления детей .

Состояние и реализация планов помощи детям, находящимся в социально опасном положении.

Анкетирование учащихся 8-11 классов с целью выяснения их занятости во внеурочное время.

Планирование, координация и анализ участия учащихся школы в акции «Спорт против наркотиков».

Организация индивидуальной помощи потенциально неуспевающим в 1 триместре.

Заседание Совета профилактики.

Помощь в подготовке учащихся 6-б класса, участвующим в соревнованиях классов, свободных от курения.

Посещение на дому учащихся, стоящих на внутришкольном контроле и учёте в инспекции по делам несовершеннолетних.

Заседание Родительского клуба.

Совместное заседание Совета по профилактике и МО классных руководителей по проблеме предотвращения грубых нарушений дисциплины в школе.

Составление плана мероприятий по профилактике курения, пьянства, употребления токсических и наркотических веществ.

Приглашение родителей, учащихся задержанных в состоянии алкогольного или токсического опьянения, нарушителей дисциплины и порядка в школе и в общественных местах.

Комплексная оценка положения детей, находящихся в социально-опасном положении.,

Трудности в обучении и общении с ребенком и пути их устранения.

Приглашение родителей, учащихся пропускавших уроки без уважительной причины, родителей, у которых отсутствует контроль за ребенком. Родителей неблагополучных семей.

Анализ работы педагогического коллектива с семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Организация индивидуальной помощи потенциально неуспевающим во 2 триместре.

Совместное заседание Совета и методического объединения классных руководителей по проблеме предотвращения грубых нарушений дисциплины в школе.

Проверка дневников учащихся.

Беседы с учащимися 6,7,8 классов о законодательстве.

Анкетирование учащихся 9,11 классов о перспективах продолжения образования после окончания школы.

Приглашение родителей, учащихся нарушителей Устава школы и Правил поведения учащихся школы № 285. Предупреждение порчи школьного и личного имущества.

Анализ проведённых мероприятий по военно-патриотическому воспитанию.

Организация работы с потенциальными второгодниками.

Задачи семьи в формировании нравственных качеств личности. Усиление контроля со стороны родителей за успеваемостью, развитием и воспитанием ребенка.

Приглашение родителей учащихся, нарушителей дисциплины и порядка. Приглашение родителей неблагополучных семей.

Заседание Родительского клуба.

Классные родительские собрания. Родительский лекторий «Вредные привычки ребенка. Как им противостоять?»

Консультация для родителей и учащихся: «Значимость выбора в жизни человека». «Роль семьи в формировании интересов детей и в выборе будущей профессии».

Приглашение родителей слабоуспевающих учащихся, часто пропускающих уроки, нарушителей дисциплины и порядка в школе и в общественных местах.

Проведение итогов работы Совета (анализ).

Организация отдыха и оздоровления учащихся «группы риска» в летний период .

Приглашение родителей из неблагополучных семей, родителей трудновоспитуемых подростков.

Анализ состояния и реализации планов помощи детям, находящимся в социально опасном положении.

Заседание совета. Отчеты классных руководителей по индивидуальной работе с «трудными» учащимися. Составление плана работы Совета на следующий год.

Выявление намерения детей «группы риска» участвовать в трудовой деятельности.

Трудоустройство детей летом от ЦЗ населения.

Итоговые родительские собрания во всех классах.

Июнь, июль, август

Контроль прохождения летней практики детьми «группы риска» и состоящих на ВШК.

Контроль занятости детей из неблагополучных семей.

Сбор предварительной информации об устройстве выпускников 9-х, 11-х классов.