Методы науки муниципального права

Образовательный портал — все для студента юриста.

II.Муниципальное право как наука

1. Понятие муниципального права как науки.

Муниципальное право как науки — это система научного знания, совокупность знаний, представлений, теорий и идей в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.

Муниципальное право как наука — это юридическая наука, изучающая муниципальное право как отрасль, в частности, совокупность общеобязательных норм права в сфере местного самоуправления.

2. Метод муниципального права как науки.

Метод муниципального права как науки — это совокупность приемов, способов и правил изучения муниципального права как отрасли.

Метод муниципального права составляют следующие элементы:

— Общенаучные методы, такие как диалектико-материалистический, системный, метод анализа, синтеза, индукции, дедукции и другие методы.

— Специальные методы, в частности, метод сравнительного правоведения, структурный, историко-юридический метод и другие.

3. Объект и предмет муниципального права.

Объектом муниципального права выступает государственно-правовая действительность Российской Федерации

Предметом муниципального права выступают общественные отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.

Предмет и методы муниципального права

Предметом муниципального права является совокупность общественных отношений, возникающих при организации и функционировании местного самоуправления.

Такие общественные отношения можно классифицировать как отношения, которые возникают:

при реализации населением форм непосредственной демократии;

формировании органов местного самоуправления;

обеспечении органами местного самоуправления жизнедеятельности населения муниципального образования, решения других вопросов местного значения;

взаимодействии органов местного самоуправления с органами государственной власти, в том числе и реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они могут наделяться в соответствии с законодательством;

судебной защите прав органов местного самоуправления и гарантий местного самоуправления как такового;

несении ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.

Более сложная ситуация складывается в отношении ме-тода муниципального права. Само слово «метод» означает способ, прием практического осуществления чего-либо. Однако такое понимание метода является слишком общим и, по сути, ничего не объясняющим. Применительно к отрасли права любой метод прежде всего направлен на осуществле

ние некоего воздействия одного субъекта права на другой. Такое воздействие осуществляется обычно путем волеизъявления одного участника по отношению к другим. Таким образом, метод приобретает роль связующего средства между субъектом муниципального права и другими участниками правоотношений. При этом метод правового регулирования заключает в себе не только волеизъявление, но и характер

Развитие юридической науки в последние годы привело к появлению принципиально новых отраслей российского права, которые не имеют своего особого метода правового регулирования и именуются комплексными. Комплексная отрасль права — это особая юридическая целостность, ее своеобразие объясняется наличием специфических приемов регулирования, принципов, положений, свидетельствующих о существовании специального юридического режима [3, с. 198].

Комплексный характер муниципального права проявляется в соединении в нем разнородных институтов. Деятельность органов местного самоуправления распространяется на самые различные сферы общественной жизни. Так, они имеют полномочия в сфере ЖКХ, транспорта и связи, охраны общественного порядка, земельных отношений, управления муниципальной собственностью, охраны окружающей природной среды и т.д. Соответственно, нормы муници-пального права направлены на регулирование не только собственно муниципально-правовых, но и административно- правовых, конституционно-правовых, гражданско-правовых и иных общественных отношений. Многие нормы муниципального права одновременно являются нормами других отраслей. Например, ч. 1 ст. 52 Закона о местном самоуправлении (2003) содержит следующую правовую норму: «Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет)». Данная норма, безусловно, является нормой муниципального права, так как закрепляет право муниципальных образований на формирование собственного бюджета.

Для публичных отраслей права характерно использование императивных, а для частных отраслей — диспозитивных методов. Местное самоуправление по своей сути является публично-правовым институтом, поэтому в муниципальном праве преобладают императивные методы.

Императивные методы правового регулирования основаны на неравенстве участников правоотношений и установлении жесткой, однозначной модели их поведения. В муни-ципальном праве используют следующие императивные методы:

предписание, заключающееся в установлении в для субъекта правоотношения определенного порядка действий, который не может быть нарушен. Юридическим фактом для возникновения правоотношений в данном случае является, как правило, властное предписание. Так, ч. 7 ст. 19 Закона о местном самоуправлении (2003) предписано сопровождать наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями предоставлением им субвенций из федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ;

запрет, заключающийся в запрещении определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия. Так, ч. 2 ст. 19 Закона о местном самоуправлении (2003) запрещает производить наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами, кроме законов.

Диспозитивные методы правового регулирования основаны на равенстве участников правоотношений и в их возмож-ности самостоятельно выбирать модель поведения. В муниципальном праве используют следующие диспозитивные методы:

дозволение, заключающееся в предоставлении участ-никам муниципальных правоотношений права совершать либо не совершать какие-либо действия по своему выбору. Дозволение может быть неопределенным, когда никаких ограничений в выборе вообще не предусматривается, и определенным, когда субъекту предоставляется свобода выбора из нескольких вариантов поведения. Так, ч. 4 ст. 35 Закона о местном самоуправлении (2003) предусматривает, что пред-ставительный орган муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных

поселений либо может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

согласование, применяющееся при регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения какого-либо согласия между ними. Этот метод может применяться, например, при взаимодействии органов местного самоуправления двух муниципальных образований и более;

рекомендации, заключающиеся в указании законодателем предпочтительной (но не обязательной) модели поведения участников муниципальных правоотношений. Так, многие субъекты РФ с целью упрощения муниципального правотворчества принимают типовые уставы муниципальных образований, которые носят рекомендательный харак-тер;

поощрение. Этот метод во многом схож с методом реко-мендаций. Разница состоит лишь в том, что при использовании метода поощрений законодатель не только рекомендует какую-либо модель поведения, но и предоставляет льготы или иные блага при ее выборе.

Исходя из изложенного выше, муниципальное право можно определить как комплексную отрасль российского права, представляющуюсовокупностъправовыхнорм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования местного самоуп — равнения.

Муниципальное право как наука и учебная дисциплина

Термин «муниципальное право» используется для обозначения не только отрасли права, но и научной дисциплины.

Научная дисциплина «муниципальное право» — это совокупность знаний, теорий и идей о правовом регулировании организации и функционировании местного самоуправления. Муниципальное право как наука — более широкое понятие, чем муниципальное право как отрасль права. Наука муниципального права помимо общепризнанных норм использует дискуссионные положения, выдвигает новые концепции и гипотезы. В рамках научных исследований учеными изучается помимо действующих в Российской Федерации в настоящее время институтов местного самоуправления также и практика правового регулирования организации и деятельности местной власти на предыдущих этапах развития российской государственности, а также зарубежный муниципальный опыт.

Муниципальное право как научная дисциплина является составной частью юридической науки. Возникновение науки муниципального права датируется началом 90-х гг. XX в. Вместе с тем проблемы организации органов местного управления изучались еще задолго до этого. Поэтому их исследование зачастую основано на опыте организации земской власти в Российской империи, а также опыте организации местных Советов в СССР.

Теоретическими источниками муниципального права как научной дисциплины являются фундаментальные труды ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России. Опыт организации земского и городского самоуправления был предметом изучения многих видных ученых-юристов. Прежде всего можно отметить фундаментальные работы В. П. Безобразова «Государственное и общественное управление и самоуправление и судебная власть» (1882); А. И. Васильчикова «О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений» (1869-1877); А. Д. Градовского «История местного самоуправления в России- (1X99); Н. И. Лазаревского «Самоуправление» (1902). Изучением проблем местного самоуправления занимались также Л./V Велихов. Н. VI. Коркунов, В. Н.Леш-ков, М. И. Свешников, Б. Н. Чичерин и др.

Однако в России до 1917 г. не произошло выделение муниципального права в качестве отрасли права или научной дисциплины. Проблемы муниципальных отношений изучались в основном в рамках государственного или административного права.

В Советское время местное самоуправление в России было фактически ликвидировано и заменено системой местных Советов, которые являлись местными органами государственной власти. Не следует, однако, полностью отбрасывать опыт изучения этой системы, который получил отражение в юридической науке советского строительства. Теоретиками данной науки можно назвать ученых: С. А. Авакьяна, И. А. Азовкина, Г. В. Барабашева, А. А. Безуглова, В. И. Васильева, Ю. М. Козлова, Е. И. Козлову, А. Я. Сливу, Ю. А. Тихомирова, К. Ф. Шеремета.

Многие из них в настоящее время являются видными представителями науки муниципального права. Помимо них проблемы организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации в последние годы активно изучались и изучаются такими учеными, как: Н. С. Бондарь, Т. М. Бялкина, И. В. Выдрин, А. И. Коваленко, А. Н. Кокотов, А. Н. Костюков, М. А. Краснов, О. Е. Кутафин, В. С. Мокрый, И. И. Овчинников, Н. А. Писарев, Н. В. Постовой, А. А. Сергеев, В. В. Таболин, А. А. Уваров, В. И. Фадеев, Г. Н. Чеботарев, В. С. Четвериков, Е. С. Шугрина и пр.

Научная дисциплина муниципального права изучает нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения, используя при этом присущие всему правоведению научные методы, как общенаучные: диалектический, системный, конкретно-социологичекий, так и специальные: сравнительно-правовой, статистический, нормативно-логический, структурно-функциональный, историко-юридический и др.

Термин «муниципальное право» понимается также в качестве учебной дисциплины, изучение которой предусматривается учебными планами нескольких специальностей, например «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление» и т.д. Задачи данной учебной дисциплины состоят в оказании помощи будущим юристам и менеджерам в изучении основ правового регулирования организации и функционирования местного самоуправления.

Учебная дисциплина муниципального права представляет собой совокупность наиболее общих знаний, теорий и идей о правовом регулировании организации и функционирования местного самоуправления.

Можно выделить следующие основные отличия учебной дисциплины муниципального права от науки:

— является вторичной по отношению к науке, так как базируется на ее достижениях;

— не использует теорий и гипотез, а оперирует только общепризнанными положениями;

— не обладает свойством пробельности;

— источником учебной дисциплины являются учебники и учебные пособия, а науки — научные статьи, монографии, диссертационные исследования.

В рамках данной учебной дисциплины изучаются как наиболее значительные нормы муниципального права, так и важнейшие теоретические положения, выработанные наукой.

II. Метод муниципального права;

I. Понятие, предмет и особенности муниципального права Российской Федерации.

Другие информационные источники

Информационно-правовые системы «Гарант», «Консультант Плюс».

Термин «муниципальное право» употребляется в трёх основных значениях:

  1. Муниципальное право – как юридическая наука: это совокупность идей, взглядов, представлений, юридических знаний, теорий о местном самоуправлении, о формах, системе и практике его осуществления.
  2. Муниципальное право – как учебная дисциплина: это совокупность первичных знаний о наиболее важных положениях науки муниципального права.
  3. Муниципальное право – как комплекснаяотрасль права: это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, на территории городских, сельских поселений и других муниципальных образований, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

P.S.: в Конституции РФ в отношении местного самоуправления применяются как термин «местный» (например: ст. 3, 12, 15, 130, 132), так и термин «муниципальный» (например: ст. 8, 9, 40 – 42). ФЗ №131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»в ч. 2 ст. 2 установил, что: «В законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации, слова «местный» и «муниципальный» применяются в одном значении в отношении:

a) Органов местного самоуправления;

b) Находящихся в муниципальной собственности организаций и объектов;

c) В иных случаях касающихся осуществления населением местного самоуправления».

Таким образом, муниципальное право можно определить как право местного самоуправления.

Специфика муниципального права определяется двумя основными моментами:

  1. Муниципальное право не принадлежит к числу основных (базовых) отраслей права (коими являются Конституционное право, Гражданское право, Уголовное право и т.д.), а представляет собой вторичное, производное правовое образование, возникшее на базе (на стыке) основных отраслей права в результате развития местного самоуправления.
  2. Муниципальное право – комплекснаяотрасль российского права, т.е. многие нормы муниципального права одновременноявляются нормами других отраслей российского права (например: институт муниципальных выборов и местных референдумов регулируется также нормами конституционного права; институт муниципальной собственности – также нормами гражданского права; институт местных налогов и сборов – также нормами финансового права (налогового права)).

Предмет муниципального права как отрасли – это общественные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления местного самоуправления на территории муниципального образования, а также в процессе реализации органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Структура предмета муниципального права – включает 4 группы общественных отношений:

  1. Отношения, связанные со способностью местного населения непосредственнорешать вопросы местного значения (например: отношения возникающие в связи с организацией и проведением местных референдумов, муниципальных выборов, собраний, сходов (сход граждан возможен только в сельском поселении, числом жителей менее 100 человек), конференций граждан, обращений граждан в органы местного самоуправления и т.п.).
  2. Отношения, связанные с организацией и деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе отношения в сфере муниципальной службы, отношения связанные с функционированием различных отраслей местного хозяйства (через определение компетенции муниципального образования и статуса различных объектов муниципального имущества).
  3. Отношения, возникающие в процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий переданных им в соответствии с законодательством.

Вывод: все отношения составляющие предмет муниципального права объединяет один общий признак, а именно, способность территориально организованного населения (т.е. населения муниципального образования) решать вопросы местного значения как непосредственно или через органы местного самоуправления.

Метод муниципального права – это совокупность приёмов, средств и способов, посредством которых муниципальное право воздействует на общественные отношения, на поведение граждан и организаций в этих отношениях. Специфика муниципального права в том, что оно лишено собственного основного метода правового регулирования. В муниципальном праве имеет место синтез (т.е. сочетание) методов основных отраслей права. Таким образом, метод муниципального права носит смешанный характер, что объясняется комплексной природой данной отрасли права.

В теории права выделяют два основных метода правового регулирования:

Поскольку предмет муниципального права как сферу публичного, так и сферу частного права, то используемый данной отраслью права метод основывается на сочетании императивного и диспозитивного методов правового регулирования. Местное самоуправление – это одна из форм народовластия (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ), а значит, является преимущественно публично-правовым институтом, а это в свою очередь означает, что для него свойственно преобладание императивного метода правового регулирования. В частности данный метод используется при регулировании властной деятельности органов местного самоуправления, а также отношений в сфере муниципальной службы (примеры использования императивного метода: ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132 Конституции РФ; примеры по ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: ч. 2 ст. 3, ч. 3 ст. 7).

В муниципальном праве используется также и диспозитивный метод правового регулирования, в частности, в имущественных (гражданско-правовых) отношениях, в которые вступают органы местного самоуправления. Так в Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 124) сказано: «… городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами».

Кроме императивного и диспозитивного методов в муниципальном праве также используются:

  1. Метод гарантий– его суть: государство не только провозгласило местное самоуправление, но и установило систему условий и средств, при которых возможно его реальное осуществление (например: ч. 4 ст. 3 ФЗ №131 или ч. 3 ст. 23 ФЗ №131).
  2. Метод рекомендаций: заключается в принятии на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ, актов адресованных органам местного самоуправления и носящих рекомендательный характер.
  3. Метод саморегулирования: он присущ автономному уровню, охватывающему отдельные муниципальные образования. Речь здесь идёт о нормах, принятых:

· Непосредственно местным населением (на местном референдуме, либо сходе граждан);

· Органами и должностными лицами местного самоуправления.

Метод саморегулирования распространяется на все муниципальные образования в пределах РФ.

Муниципальное право как наука и учебная дисциплина

Муниципальное право как наука представляет собой совокупность знаний о различных проявлениях местного самоуправления и муниципального права как отрасли права. Как отрасль научного познания она относится к семье правоведческих дисциплин и имеет предмет, содержание, форму, методологию и ценностные основания.

Предмет науки — это то, на что направлен научный поиск (институты, процессы, явления и др.). Содержание — это само знание (взгляды, идеи, теории, представления, концепции). Оно выражается в понятиях, категориях, моделях, формулах, других познавательных образованиях и закрепляется на бумажных, электронных, иных материальных носителях. Понятийно-категориальный аппарат — это внутренняя форма научного знания. Материальные носители научного знания: книги, брошюры, рукописи, электронные тексты и т.п., составляют внешнюю форму научного знания и обычно именуются источниками науки.

Методология науки — это совокупность приемов, способов исследования ее предмета, выражения и закрепления научного знания. Ценностные основания исследований (или аксиология науки) — побудительные мотивы научных поисков, заставляющие ученых выбирать то или иное направление, тот или иной способ исследований. Аксиологический (ценностный) подход выступает также в качестве метода исследований.

Предметом науки муниципального права является местное самоуправление как общественный и политико-правовой институт в его статике и динамике, отношениях с иными институтами общества и государством. Составной частью предмета науки является муниципальное право как отрасль права, то есть совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения местного самоуправления.

Методология — это относительно самостоятельная отрасль научного знания. Она основана на общеметодологических подходах, наиболее значимый из которых — диалектический. Он требует рассматривать местное самоуправление, его отдельные институты в контексте таких фундаментальных закономерностей, как единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания. В рамках этих закономерностей полезно рассмотреть последовательную смену российского земского самоуправления советской системой местной власти, а ее — совреме- ной моделью местного самоуправления.

В числе методов муниципально-правовой науки, раскрывающих диалектический подход, исторический, генетический, аксиологический и движения от абстрактного к конкретному и наоборот.

Исторический метод ориентирует на исследование фактов прошлого. Аксиологический (ценностный) метод настраивает на рассмотрение муниципальной практики с точки зрения тех или иных социальных ценностей, заставляет обратить внимание и на цивилизационно-исторический контекст местного самоуправления в стране.

Метод движения от абстрактного к конкретному, и наоборот, помогает общее разделять на частности, а частности соединять в общие правила, установки, институты, модели. Это, например, движение от «муниципального образования вообще» к отдельным видам муниципальных образований, а от них — к конкретным муниципальным образованиям. Пример обратного движения — соединение территориальных, организационных, материально-финансовых, правовых составляющих жизни местных сообществ жителей в родовой конструкции местного самоуправления.

Научные исследования опираются также на такие приемы, как: формальнологический, системно-структурный, функциональный, нормативно-интерпретационный, сравнительного правоведения и др.

В числе источников науки муниципального права нормативные, судебные, теоретические источники, социологические исследования, муниципальная практика. К теоретическим источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, так или иначе связанные с осмыслением проблем местного самоуправления.

В системе муниципального права как науки выделяются ряд блоков. О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев выделяют, например, введение в муниципальное право; местное самоуправление в системе народовластия; основы местного самоуправления; предметы ведения и полномочия местного самоуправления; гарантии местного самоуправления; ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправ- ления . Можно выделить крупные блоки исследования науки муниципального права:

а) история местного самоуправления;

б) местное самоуправление в зарубежных странах;

в) местное самоуправление в обществе, системе социального управления, в том числе системе народовластия;

г) территориальные и компетенционные основы местного самоуправления;

д) общественно-публичное самоуправление граждан, включая муниципальные выборы, референдумы;

е) статус, организация деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления;

ж) муниципальное правотворчество;

з) муниципальная служба;

и) финансово-экономические основы местного самоуправления; к) гарантии местного самоуправления.

Муниципальное право как учебная дисциплина. В этом качестве муниципальное право представляет собой определенную совокупность знаний из области науки, которые посредством различных методических приемов доводятся до сведения обучаемых. Если наука муниципального права охватывает всю совокупность муниципально-правовых знаний, то учебная дисциплина содержит лишь ту их часть, которая необходима для подготовки специалистов в области права, государственного и муниципального управления. Система муниципального права как учебной дисциплины совпадает с системой теоретико-практических исследований местного самоуправления.

Муниципальное право. Учебное пособие.
Понятие муниципального права.
Муниципальное право. Предмет муниципального права.

Банковское право как отрасль российского права, как наука и учебная дисциплина.
В российском правоведении понятие «состав науки» разрабатывалось рядом ученых. Так, О.А. Красавчиков сравнивал состав науки со зданием, употребляя выражение.

Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь, теории права и государства. Финансовое право как учебная дисциплина, учебный курс предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем.

Понятие «финансовое право» может употребляться в двух. 7. Финансовое право как наука и учебная дисциплина. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь, теории права и.

Методы науки муниципального права

Муниципальное право как научная дисциплина является составной ча­стью юридической науки.

Муниципальное право — это отрасль науч­ных знаний об организации власти на местах.

Предмет науки муниципального права

Предметом изучения научной дисциплины муниципального права являются раскрытие сущности мест­ного самоуправления, эволюция становления и развития местного само­управления, организация и функционирование местного самоуправления как формы народовластия на современном этапе, проблемы правового ре­гулирования местного самоуправления.

Научная дисциплина муниципального права — это совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, о формах и практике его осуществления и правового регулирования.

Теоретическую базу муниципального права составляют общепри­знанные ценности муниципальной демократии и муниципального управления, которые нашли свое отражение, в частности, в Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октяб­ря 1985 г.
Теоретическими источниками муниципального права как научной дисциплины являются также фундаментальные различные труды ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России (В.Н. Лешкова, князя А.И. Васильчикова, В.П. Безобразова, Б.Б. Веселовского, А.Д. Градовского, Н.И. Лазаревского и др.). Фунда­ментальными работами в области муниципального хозяйства являлись труды Л. А. Велихова «Опыт муниципальной программы» (1928) и «Ос­новы городского хозяйства» (1928).

Негативная оценка правового положения и роли местных Советов не означает, что накопленный опыт, практика их функционирования, наработанный научный потенциал, связанный с ее изучением и обобще­нием, должны быть безоговорочно отвергнуты. Исследования совет­ских специалистов (С.А. Авакьяна, Г.В. Барабашева, А.А. Безуглова, О.Е. Кутафина, В.М. Манохина, В.А. Пертцика, К.Ф. Шеремета и других ученых), задали направление научным изыска­ниям в сфере местного самоуправления, хотя, конечно, сам научный ин­струментарий этих исследований в значительной мере устарел.

Таким образом, научная дисциплина муниципального права, крити­чески оценивая накопленный опыт научных исследований местных ор­ганов власти, не отбрасывает его, как некогда был, по существу, отбро­шен опыт дореволюционной школы отечественного государствоведения. Ведь «наука как приведенное в систему достоверное, логически обоснованное знание имеет историческую преемственность одним из су­щественных признаков своего развития».

Кроме научных трудов специалистов в области местного самоуправ­ления, муниципального права, к источникам науки муниципального права относятся правовые акты, содержащие муниципально-правовые нормы, и практика осуществления местного самоуправления в России и зарубежных странах как на современном этапе, так и в прошлом.

Методы науки муниципального права

Наука муниципального права опирается на следующие методы:

1. общенаучные:

  • диалектико-материалистический;
  • системный;
  • социоло­гический;

2. специальные:

  • сравнительного правоведения;
  • нор­мативно-логический;
  • структурно-функциональный;
  • историко-юридический.

Общенаучные методы используются, например, при рассмотрении и анализе понятия местного самоуправления, его политико-правовой природы, раскрытии сущности местного самоуправления.

Анализ сис­темы местного самоуправления, раскрытие элементов и установление взаимосвязей проводятся с помощью специальных методов, в первую очередь метода сравнительного правоведения, нормативно-логическо­го. Взаимоотношения между органами местного самоуправления опре­деляются при помощи анализа правовых актов, закрепляющих их пра­вовой статус, практики функционирования. Анализ нормативно-пра­вовой базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований позволяет выявить некоторые тенденции, сделать обоб­щения; в основе этих исследований лежат методы перехода от частного к общему.

Термин «муниципальное право» используется и для обозначения учебной дисциплины, изучение которой предусматривается учебными планами в рамках специальности «Юриспруденция».