Международная правовая защита прав детей

Международно-правовая защита прав детей

Актуальность темы исследования: защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье. И трудно сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь – государство или семья. Несомненно, виноваты и те, и другие. Причем очевидно, что декларируемый интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности. Это обстоятельство обязывает перейти от лозунгов, адресованных всем и каждому, как физическим, так и юридическим лицам, к более четким по смыслу и содержанию правовым предписаниям, способным при необходимости на деле помочь ребенку.

Особое место в системе мер поддержки детей занимают нормы права, закрепляющие возможность использования всех существующих в реальной действительности мер и способов обеспечения нормального духовного и физического развития ребенка. Тем более что Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г. содержит следующее положение: «Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией за каждым ребенком». Озабоченность по поводу воплощения прав ребенка в действительность, проявленная на международном уровне, понятна, ибо мировое сообщество обеспокоено состоянием будущих поколений, их способностью на должном уровне поддерживать жизнь человека.

Таково в самом общем виде объяснение важности правовых проблем обеспечения интересов несовершеннолетних граждан. Причем речь идет о широкой гамме правовых средств защиты ребенка, тем более что их предпосылкой являются неодинаковые по своей отраслевой принадлежности законодательные акты, каждый из которых так или иначе, прямо или косвенно служит или может служить правовым инструментом, защищающим права детей.

Степень изученности темы исследования: в своих трудах права человека в международном праве характеризуют Абашидзе А.Х., Федоров М.В., Бирюков П.Н., Валеев Р., Курдюков Г., Кузьмин А.С., Лабин Д.К., Лукашук И., Сеидов А.В., Тимошенко И.В., Симонов А.Н., Толстых В.Л., Шумилов В.М. и др.

Объект исследования – международная защита прав.

Предмет исследования – международно-правовая защита прав детей.

Цель исследования – определение теоретических и практических особенностей международно-правовой защиты прав детей.

охарактеризовать международные документы по защите прав детей;

проанализировать российское регулирование в области защиты прав детей;

описать международные органы в сфере защиты прав детей;

определить особенности ювенальной юстиции в международно-правовой защите прав детей.

Теоретическая основа исследования: охарактеризованы международные и российские нормативно-правовые документы в области защиты прав детей, их содержательные особенности.

Эмпирическая основа исследования: дана характеристика международных органов в сфере защиты прав детей, их функций и полномочий, а также описаны особенности ювенальной юстиции как современной системы защиты прав детей.

Научная новизна: в данной работе выявлены ключевые особенности современной защиты прав детей в международном и российском праве, а также практика этой деятельности с учетом ее преимуществ и недостатков.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав по два параграфа, заключения, списка использованных источников и приложений.

Смотрите также:

Понятие муниципальной службы и служащего
Общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации установлены Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации». Основы статуса муниципального служащего регламентируются ст. 10 данного закона: 1. Муниципальны .

Характеристика Талицкого района
История Талицкого района начинается с середины XVII века, когда волна казаков и людей из казанских земель устремилась в Сибирь. В пойме реки Пышма стали возникать первые слободы. В 1646 году появились слободы — Беляковская, Вновь-Юрмытская, Юрмытская, Уецкая, Буткинская, Куяровская, ныне это сельск .

Соотношение понятий «процедура» и «процесс» на современном этапе развития юридической науки
Правовые категории «процесс» и «процедура» к настоящему моменту получили в юриспруденции определенную обоснованную разработку, что подтверждает наличие учений (концепций) о юридическом (правовом) процессе и одноименной процедуре. Вместе с тем некоторые проблемы данной области (з .

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Международно-правовая защита прав детей (Международно-правовые аспекты) Жавзандолгор Баттогтох

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Жавзандолгор Баттогтох. Международно-правовая защита прав детей (Международно-правовые аспекты) : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.10 : Москва, 2004 203 c. РГБ ОД, 61:04-12/1876

Содержание к диссертации

ГЛАВА 1. Общие международно-правовые вопросы защиты прав детей

. 1. История развития института международно-правовой защиты прав ребёнка-

.2. Основные принципы международно-правовой защиты прав ребёнка 25.

.3. Конвенция о правах ребёнка 33.

.4. Имплементация международно-правовых норм о защите прав ребёнка на

ГЛАВА 2. Деятельность международных организаций в области защиты прав детей

.1. Деятельность ООН в области защиты прав ребёнка 78.

.2. Деятельность ЮНИСЕФ по защите прав ребёнка 88.

.3. Деятельность Всемирного банка по защите прав ребёнка 94.

ГЛАВА 3. Специальные меры международно-правовой защиты прав детей

. 1. Международно-правовая защита ребёнка против сексуальной эксплуатации .

.2. Международно-правовая защита ребёнка от экономической эксплуатации

.3. Биоэтика и права ребёнка 153.

Библ иография 190.

Введение к работе

В условиях развития международных отношений и их усложнения все большее значение приобретает международное право, являющееся необходимым инструментом управления противоречивым и вместе с тем единым миром эпохи глобализации. Убедительным свидетельством роста роли международного права является объявление Генеральной Ассамблеи периода 1990-1999 годов Десятилетием Международного права ООН. Главная задача десятилетия -«содействие принятию и уважению принципов международного права».’

В современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина заняла одно из ведущих мест в международных отношениях. Во многих международных договорах государства признают, что уважение прав и свобод человека является главным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития международного права и сотрудничества между всеми государствами. Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и

вниманием. Права ребёнка являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Здесь нужно отметить, что, несмотря на то, что ребёнок обладает теми же правами, что и взрослый, вследствие своего неполного физического и умственного развития, он должен быть обеспечен особыми правами.

И,И. Лукашук. Международное право: наука и практика. // Международное публичное и частное право. №2 (II) 2003. Москва, 2003. Стр.2.

2 Всемирная конференция по правам человека. Вена, 14-25 июня 1993 года, «Венская декларация и программа действий». A/CONF. 157/23. Стр. 22.

Период с 2001 по 2010 гг. объявлен Организацией Объединённых Наций международным десятилетием культуры, ненасилия и мира в интересах детей планеты, и информирование и просвещение широких слоев населения о правах детей повышает уровень осведомлённости общества, способствует формированию ценностей и установок, необходимых для соблюдения прав человека. Вопросы прав ребёнка являются ключевой категорией, определяющей положение детей во всём мире. До недавнего времени проблема защиты прав детей не рассматривалась на международно-правовом уровне, соответствующие вопросы решались на уровне семьи, местном и национальном уровнях. Защита прав ребёнка в значительной степени обуславливается тем, насколько общество осведомлено о правах детей и о механизмах их реализации и защиты.

К тому же сегодня вопрос о правах ребёнка становится всё более и более актуальным. В настоящее время осложнилось положение детей. Во всем мире дети живут в особенно трудных условиях. Незаконная торговля, контрабандный провоз, похищение экономическая и сексуальная эксплуатация, а также проблемы в области биоэтики и злоупотребление, эксплуатация и коммерческое использование их здоровья являются повседневной реальностью, окружающей детей во всех регионах мира. Во всём мире миллионы детей заняты трудом, который препятствует их образованию и развитию, а также лишает их средств к существованию в будущем; многие из них вовлечены в наихудшие формы детского труда, которые причиняют необратимый физический или психологический вред, либо даже угрожают их жизни. Торговля детьми и их органами и тканями, сексуальная эксплуатация детей — вот далеко неполный список проблем, с которыми дети сталкиваются в современном мире. Такая ситуация представляет собой нетерпимое нарушение прав каждого ребёнка.

Будущее каждой нации и человечества в целом потенциально зависит от подрастающего поколения, поэтому обеспечение прав детей и их правовая защита,

безусловно, являются составной частью международного права в области прав человека. И поэтому целью моей диссертационной работы является международно-правовая защита прав детей.

Данная работа является попыткой исследования сегодняшнего состояния различных аспектов международного — правового регулирования прав ребёнка. Настоящая диссертация посвящена в проблематике публичного права. В международном публичном праве права и интересы детей — это, прежде всего предмет международного сотрудничества в области развития прав человека.

Исследование данной темы не только предоставляет возможность получения углублённого представления о положении детей, но и позволяет глубже понять тенденции прогрессивного развития и кодификации международно-правовых норм, регулирующих соответствующие правоотношения в данной области.

Предметом данного диссертационного исследования являются международные отношения, права и обязанности государств в области международно-правовой защиты прав детей.

Целью исследования является изучение и структуризация проблем, связанных с прогрессивным развитием и кодификацией международно-правовых норм, касающихся специальных мер защиты прав детей.

В соответствии с указанной целью в настоящем исследовании поставлены следующие задачи:

-выявить исторические особенности развития института международно-правовой защиты прав детей;

-выделить основные принципы международно-правовой защиты прав детей; -выявить существующие недостатки в Конвенции о правах ребёнка 1989 года; -дать оценку значения и роли существующих механизмов контроля в исследуемой области; -выявить особенности международного правового регулирования, исследовать

правовую природу международных документов, касающихся прав ребёнка и специальных мер защиты детей от сексуальной и экономической эксплуатации и прав ребёнка в области биоэтики.

Новизна диссертационной работы определяется актуальностью и характером исследуемой в ней проблематики, а также отсутствием фундаментальных научных работ подобного рода в мировой литературе последних лет.

Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составил комплекс научных методов познания, в том числе конкретно-исторический, системно-функциональный, формально-юридический, сравнительно-правовой, логический и другие методы, а также теоретические положения в области международного публичного права. Прежде всего, это формально — «юридический анализ документов ООН, резолюций и других нормативных актов, касающихся защиты прав ребёнка.

Теоретическую и информационную основу диссертации составляют труды, как по вопросам теории международного права, так и по вопросам, непосредственно исследуемым в диссертации. Исследование осуществлено с широким применением нормативных документов ООН, международных договоров. Автором использовались труды российских учёных: Э.М. Аметистова, В.А. Карташкина, Ю.М. Колосова, И.К. Городецкой, Л.В. Корбут, А.В. Кортунова, Э.С. Кривчиковой, А.В. Кукушкиной, И.И. Лукашука, Е.А. Лукашевой, СВ. Поленикой, Г.И.Тункина, Т.А.Титовой, С.В.Черниченко, З.К. Шнекендорфа, а также зарубежных учёных: С. Нарангэрэла, Ж. Амарсаны, Е.Верхелена, В. Мунтарбхорна и др.

Источниками для диссертации послужили документы Комитета по правам ребёнка, ООН, ЮНИСЕФ, МОТ, ЮНЕСКО, Всемирного Банка и других международных организаций, материалы международных, и национальных

конференций и конгрессов. Также для работы над диссертацией привлекался обширный нормативный материал, а также статьи, опубликованные в журналах «Московский журнал международного права», «Положение детей в мире», «Международное право», «Права ребёнка», «Международное публичное и частное право», «Вестник Московского университета» и т.д.

В результате проведённого исследования сделаны следующие положения, выносимые на защиту:

Международно-правовая защита прав детей — это система международных органов и процедур, осуществляющих защиту детей путём разработки международных стандартов в области прав ребёнка и создания специальных механизмов контроля за соблюдением этих прав со стороны государств и международных организаций.

Проведённое исследование деятельности международных организаций в области защиты прав детей показывает, что Конвенция о правах ребёнка служит основой для международной помощи для цели развития, связанной прямо или опосредовано с решением затрагивающих детей проблем, и что программы деятельности ориентированы на защиту прав детей.

3. Осуществление следующих положений Конвенций о правах ребёнка как право
на выживание и развитие (ст.6), на физическое и психологическое восстановление
и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации сексуального
и экономического характера (ст.34,35, 36, 37 и 39), на сохранение
индивидуальности (ст.8), право на пользование наиболее совершенными услугами
здравоохранения (24) предполагается совместное применение с нормами других
международно-правовых документов, действующих в отношении данного
государства-участника. Их соотношение можно выразить в следующих аспектах: к
первой из них мы относим нормы направленные на защиту детей против
сексуальной эксплуатации, ко второй — нормы, направленные на охрану труда

детей, к третьей — нормы, направленные на защиту прав ребёнка в области биоэтики.

4. Имеются существенные пробелы в защите прав детей от сексуальной и
экономической эксплуатации, как в регламентации правого статуса детей, так и
в системе контроля защиты их прав. Для ликвидации торговли детьми и их
сексуальной и экономической эксплуатации следует:

1) принимать законодательные меры на национальном уровне для
объявления уголовно наказуемыми, в соответствии со всеми применимыми
международными документами по этим вопросам, всех форм сексуальной и
эксплуатации и сексуальных надругательств над детьми, в том числе в рамках
семьи или в коммерческих целях, детской проституции, педофилии, детской
порнографии, детского секс-туризма, незаконного провоза, торговли детьми и их
органами и использования насильственного детского труда или любых других
форм эксплуатации, и установления эффективного наказания за такие деяния,
обеспечивая, чтобы при принятии решений в отношении пострадавших детей в
рамках системы уголовного правосудия главным приоритетом были интересы
детей;

2) принять согласованные меры на национальном и международном уровнях
с тем, чтобы положить конец торговле детьми и их органами, сексуальной и
экономической эксплуатации и жестокому обращению, включая использование
детей в целях порнографии, проституции и педофилии, и ликвидировать
существующие рынки в данной области;

3) всем государствам предпринять меры, взяв за основу принцип
ликвидации сексуальной и экономической эксплуатации ребёнка, с тем, чтобы
устранить его на практике.

5. Предложение по проекту нового международно-правового документа,
посвященного защите прав ребёнка области биоэтики.

1) Предлагается рассматривать следующие нормы статей 2,3,6,8,12,16,17 и 24
Конвенции о правах ребёнка в качестве основных принципов осуществления прав
ребёнка в области биоэтики:

1 .Принцип недопустимости дискриминации;

2.Принцип наилучшего обеспечения интересов ребёнка;

3. Принцип соблюдения права ребёнка на выживание и здоровое развитие;

4.Принцип свободного выражения ребёнком своих собственных взглядов;

5.Принцип сохранение своей индивидуальности.

2) При подготовке нового международного документа о защите прав детей в
области биоэтики, представляется целесообразным закрепить следующие нормы:
1.запрет выбора пола будущего ребенка;

2.запрет клонирование человеческих существ;

запрет трансплантации органов ребёнка с целью пересадки.

запрет изъятия тканей или органов у ребёнка.

3) При определении понятия «ребёнок» в разработке проекта нового международного документа, посвященного защите прав детей в области биоэтики нужно учесть:

1 .При определении понятия «ребёнок», как лица несамостоятельного и физически и умственно незрелого следует руководствоваться ст.1 Конвенции о правах ребёнка, но в определённых вопросах, как, например, об информированном согласии на медицинское вмешательство или отказ от него и т.д. нужно рассматривать вопрос с учётом самостоятельности ребёнка.

2.Предлагается учёт мнения по возрастным группам. Разные возрастные группы детей имеют различные потребности и их правовое регулирование и положение неодинаковы.

А) ребёнок — недееспособный, от 0 до 12 лет, согласие на медицинское

вмешательство или отказ от него дают родители.

Б) ребёнок — ограниченной дееспособности, от 12 до 15 лет, способный осознать’ возможные последствия своих решений и сделать сознательный выбор. Согласие на медицинское вмешательство или отказ от него для детей до 15 лет дают родители, но дети в таких случаях, насколько это возможно, должны привлекаться к участию в процессе принятия решения.

В) ребёнок — дееспособный, от 15 до 18 лет, если ребёнок не страдает какой- либо формой неполноценности, согласие на медицинское вмешательство или отказ от него даёт сам. Этот подход можно применяться и национальным законодательством.

Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нём предложения » и выводы могут быть использованы при разработке предложений по внесению поправок в основные документы или по разработке новых документов в области защиты прав детей; решении текущих вопросов в области международного права и защиты, прав человека; определении позиции на международных конференциях и переговорах по защите прав ребёнка; в рассмотрении предложений в области создания нового механизма международного контроля по защите прав ребёнка; конкретных международных отношениях по данным вопросам. Отдельные выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы в практической деятельности, а также в высших учебных заведениях при чтении курса «Международное право» и спецкурсов «Международно-правовая защита прав детей».

Апробация результатов исследования.. Настоящая работа обсуждена на кафедре Международного права Московского Государственного Института Международных Отношений (Университет) МИД РФ и получила рекомендацию к защите.

Основные теоретические положения и практические выводы

диссертации нашли отражение в статьях автора, изданных в РФ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, 10 параграфов,

заключения и библиографии.

История развития института международно-правовой защиты прав ребёнка

Права человека занимают центральное место в системе социально-гуманитарного знания. Они многообразны, так как отражают многогранную природу человека, сочетающую в себе биологическое, социальное и духовное начала, а также изменяющиеся условия его существования. Это делает необходимым выделить права человека в особую, самостоятельную область философского и научного знания.3

Под международной защитой прав человека понимается сотрудничество государств по содействию, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод. Индивидуум пользуется только теми правами, которые предусмотрены национальным законодательством. Цель международной защиты прав человека состоит в том, чтобы побуждать государства к такой защите способами и средствами, свойственными международному праву.4 Вопросы прав человека могут становиться предметом непосредственной международно-правовой защиты без согласия государств лишь, когда налицо массовые и грубые нарушения прав человека: в случаях совершения государствами международных преступлений, таких как геноцид, апартеид и др.

Международная защита прав ребёнка является составной частью международной защиты прав человека, поэтому к ней применимы практически все её положения. При этом выделение вопросов, относящихся к правам ребёнка, в самостоятельный предмет в рамках международной защиты прав человека вызвано, прежде всего, причинами объективного характера: во-первых, в результате целого ряда исторических условий, социальный статус детей ниже, чем взрослых, и международная защита прав ребёнка направлена на обеспечение им равных прав и возможностей с взрослыми; во — вторых, в силу физической и умственной незрелости ребёнку необходимо представление особых прав и дополнительной защиты.

Итак, современные идеи относительно прав человека, постепенно стали развиваться с восемнадцатого века.5 После американской революции бьш принят 12 июня 1776 года Билль о правах.

Ещё одним важным документом, также оказавшим огромное влияние на формирование современной концепции прав человека, явилась Французская Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным собранием 26 августа 1789 года, которая закреплена позднее ставшими традиционными гражданские и политические права. Она провозгласила, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Государство должно воздержаться от вмешательства в частную жизнь своих граждан.

Второе поколение прав человека сформировалось к середине 20 века. Оно характеризуется широким включением в конституции и международные соглашения экономических, социальных и культурных прав и свобод человека (право на минимальный доход, на здравохранение, на работу по найму, на образование, на досуг. ) эти права впервые были закреплены в тексте Российской конституции 1918 года.

Третье поколение прав человека носит характер групповых, коллективных прав и свобод. Оно возникло во второй половине 20 века и было обусловлено не только научно-технической революцией, но и обострением глобальных проблем современности. За последние годы была уточнена и позиция международного сообщества по вопросу о коллективных правах отдельных слоев и групп населения.6 Например, Декларация Рио-де-Жанейро об окружающей среде и развитию. Здесь мы имеем дело с так называемыми правами солидарности, право на мир, право на окружающую среду, на сохранение культурной целостности, на самоуправление и т.д. Эти права касаются интересов людей, принадлежащих к различным социальным группам — народам, этническим группам, меньшиствам, женщинам, детям и т.д.7

Процесс выделения прав ребёнка .в особую сферу человеческой и общественной деятельности начался через несколько веков после введения понятия «права человека». Именно конкретизацие прав специфической социальной группы, т.е. детей, и стремление создать действенный механизм защиты этих наиболее уязвимых членов общества привело учёных и общественных деятелей к мысли о необходимости выделения прав ребёнка в отдельную категорию. Однако эта идея утверждалась с большим трудом.

Начиная с 1924 года, эволюция международно-правовой защиты прав и интересов детей прошла ряд этапов.

Деятельность ООН в области защиты прав ребёнка

Наиболее эффективной формой контроля за выполнением государствами-членами многочисленных договоров в сфере защиты прав человека является включение в них контрольных механизмов

Наряду со структурами, созданными ООН, все большее значение для защиты прав и свобод ребёнка на международном уровне приобретает функционирование конвенционных органов, учреждённых на основании целого ряда международных соглашений-96 Полномочия его органов определяются Уставом ООН, решениями ООН и её специализированных учреждений, международными соглашениями универсального и регионального характера.

Конвенционные органы (комитеты, комиссии, суды) — это органы, созданные по воле государств н действующие на основе включённых в соответствующий договор (пакт или конвенцию) процессуальных норм. Они призваны контролировать соблюдение государствами содержащихся в этих договорах прав. Применение термина «конвенционные органы» объясняется тем, что эти контрольные органы создаются в отличие от постоянно действующих органов международных организаций, например комиссий ООН, самими участниками того или иного международного договора.

Порядок их создания и компетенция определяются, как правило, нормами договора. В сфере защиты прав человека такие договоры чаще всего называются конвенциями. Поэтому и органы, создаваемые участниками конвенций, принято называть договорными или конвенционными.97 В 1970 году состоялось первое заседание Комитета по расовой дискриминации, созданного в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Существующая в настоящее время система конвенционных органов по правам человека появилась недавно. В настоящее время ситуация кардинальным образом изменилась. Масштаб деятельности конвенционных органов постоянно расширяется, растёт число обсуждаемых ими докладов и их объём.

Так в рамках Конвенции о правах ребёнка был создан специальный механизм контроля за выполнением положений Конвенции — Комитет по правам ребёнка, уполномоченный рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

Комитет по правам ребёнка был создан в соответствии со ст.43 Конвенции о правах ребёнка, В ст.43 говорится, что в целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, учреждается Комитет по правам ребёнка.

Международно-правовая защита ребёнка против сексуальной эксплуатации

Сексуальная эксплуатация детей — это преступление международного характера. Она является преступлением против основных прав ребёнка и унижением, что очень опасно для жизни и развития детей. Под сексуальным насилием мы понимаем посягательство на половую неприкосновенность детей и половую свободу подростков, сексуальную стимуляцию, а также сексуальную эксплуатацию несовершеннолетних, то есть все виды неадекватного вмешательства в естественный ход психосексуального развития ребёнка.

Проституцию (от латинского prostituere — выставлять публично), то есть сексуальное обслуживание за плату, часто называют первой древнейшей профессией. В научной литературе проституток часто называют сексуальными работниками» (sex workers). Несмотря ни на какие запреты, в нее вовлекаются несовершеннолетние (по оценке американских социологов, проституцией занимаются 2,4 миллиона подростков обоего пола), а это очень страшно.136

Проституция вообще, а подростковая проституция в особенности, неотделима от таких социальных условий, как бедность, безработица, бездомность. Не ликвидировав их, устранить проституцию нельзя.

Слово «порнография» (от древнегреческих «порнейя» — проституция и «графо» — пишу) — не научный, а общий термин, обозначающий сексуально возбуждающие и непристойные рисунки, книги и фильмы. Различают «мягкое порно», которое сексуально возбуждает, но не содержит прямого изображения полового акта и половых органов, и «жесткое порно», изображающее именно гениталии и половой акт. Однако и эти, и любые другие определения достаточно нечётки, поэтому ученые предпочитают более технические, не оценочные термины, например, «явно сексуальные материалы».

По мнению Витита Мунтарбхорна: «Сексуальная эксплуатация детей-это использование детей до 18 лет в целях сексуального удовлетворения взрослого человека. В основном сексуальная эксплуатация строится на экономическом интересе между ребёнком и взрослым человеком. Ребёнок эксплуатируется женщиной и мужчиной для их сексуального удовлетворения. А иногда эксплуатация организуется и третьим лицом ». Миллионы девочек и мальчиков используются в целях проституции, порнографии, торговли и прочих видов сексуальной эксплуатации» Кроме того, исследования показывают, что совращенный и эксплуатируемый ребёнок в дальнейшем зачастую становится совращенным и эксплуатируемым подростком и взрослым человеком, либо сам превращается в человека, совращающего детей. Торговля детьми и их органами и тканями, сексуальная эксплуатация детей — вот далеко неполный список проблем, с которыми дета сталкиваются в современном мире.138

Вопреки мнению о том, что сексуальные покушения в отношений детей совершаются главным образом в бедной, необразованной среде и неполных семьях, где дети хуже социально защищены и чаще являются жертвами всяческих злоупотреблений, сексуальные домогательства по отношению к детям имеют место во всех слоях общества, с любым уровнем образования и дохода, во всех этнических и религиозных группах.

Международно-правовая защита прав женщин и детей

Международно-правовая защита прав женщин и детей осуществляется на основании как договоров об общих правах человека, так и в соответствии с многочисленными специальными соглашениями.

Конвенция о политических правах женщин (Нью-Йорк, 20 декабря 1952 г.) предусматривает право женщин голосовать на всех выборах наравне с мужчинами, избирать и быть избранными, занимать должности на государственной службе.

Согласно Конвенции о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака (Нью-Йорк, 10 декабря 1962 г.) не допускается заключение брака без полного согласия обеих сторон. Устанавливается обязательная официальная регистрация брака. Брак должен заключаться лично, в присутствии свидетелей и представителя власти, имеющего право на оформление брака. Государства обязались принять законодательные акты, устанавливающие минимальный брачный возраст.

По Конвенции о гражданстве замужней женщины (Нью-Йорк, 29 января 1957 г.) ни заключение, ни расторжение брака между кем-либо из его граждан и иностранцем, ни перемена гражданства мужем в браке не отражаются автоматически на гражданстве жены. Устанавливается упрощенный порядок натурализации иностранок, состоящих замужем за гражданином государств-участников.

Государства — участники Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.) обязались запрещать любые формы дискриминации в отношении женщин и с этой целью: включают принцип равноправия мужчин и женщин в свои конституции и законодательство; устанавливают юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами; обеспечивают, чтобы государственные органы и учреждения действовали в соответствии с обязательствами государств по Конвенции. Женщинам также обеспечивается право голосовать на всех выборах и референдумах, занимать государственные посты, участвовать в общественной и политической жизни страны, равные права в области гражданства, образования, права на труд, социальное обеспечение, здравоохранение, перед законом и др. Государства должны принимать все меры для пресечения всех видов торговли женщинами и эксплуатации проституции.

Согласно Концепции о правах ребенка (I [ыо-11орк, 20 ноября 1989 г.) ребенком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону ребенок не достигает совершеннолетия ранее.

Государства обязались обеспечивать всем детям все права, предусмотренные Конвенцией, независимо от расы, цвета кожи, языка, религии или любых других обстоятельств, в том числе взглядов и убеждений самого ребенка и членов его семьи. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, первоочередное внимание должно уделяться обеспечению интересов ребенка.

Государства должны предоставлять всем детям как общие права человека (право на жизнь, свободу мысли, совести и религии, право па защиту закона от вмешательства в личную жизнь и т.д.), так и специальные права, вытекающие из специфики данного субъекта права право на имя и приобретение гражданства, право не разлучаться со своими родителями. В тех случаях, когда ребенок разлучается с родителями при аресте, тюремном заключении, высылке и т.п., государство обязано информировать сто в отношении места нахождения его членов семьи. Ходатайства о выезде с целью воссоединения семьи должны рассматриваться государством «позитивным, гуманным и оперативным образом». Государства обязались предотвращать незаконное перемещение и невозвращение детей из-за границы.

Порядок осуществления некоторых общих прав человека детьми (право выражать свои взгляды, право на информацию, право на отдых) регламентирован Конвенцией более подробно, чем регламентация этих прав в отношении взрослых Пактами о правах человека и другими документами.

Государства обязались принимать все меры по защите детей от всех форм физического и психологического насилия, отсутствия заботы или сексуального злоупотребления. Конвенция устанавливает требования к внутригосударственным институтам усыновления и опеки, системе здравоохранения, образования, а также защиту от эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребенка или наносить ущерб его полноценному развитию. С этой целью государства устанавливают минимальный возраст для приема на работу, определяют продолжительность рабочего дня и условия труда. Предусматриваются также гарантии при привлечении детей к уголовной ответственности. Создан Комитет по нравам ребенка.

Международная правовая защита прав детей

Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.

Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это делают компетентные органы в интересах их благополучия.

Государства уважают права ребенка на свободу мысли, совести и религии.

Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд в страну или выезд из нес членам одной семьи.

Дети имеют право выражать свое собственное мнение.

Государства признают право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.

Родители несут ответственность за воспитание детей, однако государства должны оказать им соответствующую помощь и развивать сеть детских учреждений.

Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психологического ущерба, включая сексуальное злоупотребление или эксплуатацию.

Государства обеспечивают уход за детьми, оставшимися без родителей. Процесс усыновления должен тщательным образом регулироваться, должны быть подписаны международные соглашения в целях предусмотрения гарантий и обеспечения юридической защиты в том случае, если приемные родители предлагают вывести ребенка из страны, где он родился.

Неполноценные дети имеют право на полноценное общение, обучение и заботу. Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государства должны обеспечивать охват системой здравоохранения всех детей, уделяя при этом первоочередное внимание профилактическим мерам, пропаганде медицинских знаний и сокращению детской смертности.

Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.

Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно воспитывать в ребенке дух понимания, мира и терпимости.

Дети должны иметь время на отдых и игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.

Государства должны защищать ребенка от эксплуатации и от работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб его здоровью и благополучию.

Государства должны защищать детей от незаконного употребления наркотических средств и от их привлечения к производству или торговле такими средствами.

Необходимо приложить все усилия для предотвращения похищения и торговли детьми.

Смертная казнь или пожизненное заключение нс назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.

Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых; они не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению.

Ни один ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участие в военных действиях; во время вооруженного конфликта детям должна быть обеспечена специальная защита.

Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и коренным малочисленным народам, должны свободно пользоваться своей собственной культурой, религией и языком.

Детям, которым был нанесен ущерб в результате плохого обращения, пренебрежения или содержания их под стражей, должен быть обеспечен соответствующий уход или профессиональная подготовка с целью восстановления их здоровья и реабилитации.

Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у ребенка чувства достоинства, значимости и должно быть направлено на их реинтеграцию в обществе.

Государства должны широко информировать о предусмотренных Конвенцией правах ребенка как взрослых, так и детей.

Источники международно-правового регулирования в сфере защиты прав детей

В статье представлен краткий обзор международного законодательства, имеющий отношение к защите прав детей. Анализируются международно-правовые документы, гарантирующие защиту прав человека в общем и ребенка в частности. Рассматриваются документы универсального характера, кроме того, в отдельную группу выделены документы регионального характера. Проанализированы основные источники международного права, имеющие непосредственное отношение к детям, а именно: Конвенция ООН «О правах ребенка» и Декларация о правах ребенка. Автором обосновывается роль института международно-правовой защиты прав детей. В заключении отмечена необходимость развития отдельных аспектов международно-правовой защиты прав ребенка, практического применения уже имеющихся норм, предложены направления по развитию национального законодательства в этой области в соответствии с международными нормами.

защита прав детей, международное право, нормы международного законодательства, Конвенция о правах ребенка, гражданские права детей, политические права детей, социальные права детей, культурные права детей, экономические права детей, Декларация о правах ребенка, детский труд