Ндфл для иностранных граждан с видом на жительство

Оглавление:

Какой порядок налогообложения иностранных граждан

Считается, что если гражданин пребывает значительную часть года в иной стране, центр его финансовых интересов расположен именно здесь. Для таких случаев налогообложение иностранных граждан предусматривает уплату налогов в бюджет данного государства. Для иностранных граждан находящихся на территории чужого государства законодательством установлена обязательная уплата подоходного налога.

В большинстве стран для определения постоянного места жительства учитывается факт пребывания более 183 дней. В некоторых государствах периодом служит не календарный год, а налоговый, что может повлечь за собой двойное резиденство. Чтобы избежать подобных недоразумений используются иные показатели, такие как гражданство, расположение постоянного жилья и место постоянного проживания.

Правовой статус иностранца

Для правильного налогообложения и учета выплат иностранцу, очень важно знать его правовой статус. Подтвердить положение иностранца можно посредством различных документов, в зависимости от ситуации (например, вид на жительство).

На сегодняшний день иностранный гражданин может работать на основании гражданско-правового или же трудового договора, а также осуществлять деятельность в качестве предпринимателя (частного бизнесмена).

Условно всех иностранцев можно разделить на группы:

  • граждане, имеющие вид на жительство;
  • те, кто находится в России, но не имеет разрешения и вида на жительство;
  • с разрешением на временное проживание в РФ.

Порядок налогообложения иностранцев

Работодатель, для трудоустройства иностранца обязан получить разрешение в территориальных органах МВД РФ. В противном случае придется заплатить штраф в размере 1000-2000 руб.

Если уполномоченный орган дает добро на выдачу разрешения, необходимо оплатить 3000 руб. госпошлины за каждого такого работника. Эта сумма может быть включена в состав затрат предприятия, что уменьшит размер налогооблагаемого дохода.

После следует разобраться с тем, какие налоги должен уплатить работодатель в бюджет:

  • Налог на доходы физических лиц. Объект налогообложения определяется по двум схемам:
  1. Обложение налогом доходов, которые получены в РФ. За начисление и уплату отвечает налоговый агент (организация, которая выплачивает сумму дохода).
  2. Налогообложение самостоятельно задекларированных доходов.
  • Единый социальный налог. Налогообложение иностранцев по ЕСН осуществляется на доходы, выплаченные по гражданским или трудовым договорам. Исключением являются суммы, оплаченные индивидуальным предпринимателям.
  • Пенсионное страхование. Для определения права иностранцев на пенсионное обеспечение является их правовой статус, как проживающих постоянно на территории РФ. Соответственно работодатель уплачивает взнос в ПФР только за данную категорию.
  • Медицинское страхование. Право на медицинское страхование имеют лица, пребывающие в стране более 183 дней в году или заключившие трудовой договор.
  • Социальное страхование. Обязательное перечисление взносов в ФСС РФ предусмотрено для иностранцев, которые подписали с работодателем трудовой договор. Данная норма распространяется и на начисление страховых взносов в фонд по несчастным случаям.

Обязательно следует учитывать нормы действующих международных соглашений, что в значительной мере может повлиять на порядок начисления и оплаты налогов.

Налогообложение иностранных работников

Налогообложение иностранных работников

Похожие публикации

Заключение трудового договора предполагает, что работодатель, помимо выплаты самой заработной платы, обязан будет нести дополнительные расходы по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию своего работника. В обычных случаях, когда речи идет о сотруднике – гражданине РФ, общая ставка на страховые взносы определяется, как 30% от заработной платы, не считая взносов на травматизм. Сам сотрудник в этом случае является плательщиком НДФЛ по ставке 13%. Но отвечает за этот налог, опять же, работодатель – именно он удерживает и перечисляет соответствующую сумму в бюджет. Если же трудовое соглашение подписывает иностранный работник, налогообложение в данной ситуации будет иметь свои особенности, касающиеся как расчета взносов, так и уплаты НДФЛ. Зависеть они будут от миграционного и налогового статуса лица, с которым заключается трудовой договор.

Правовое положение иностранной рабочей силы

Правовое положение иностранной рабочей силы в РФ определяется миграционным статусом конкретного млица.

Статус постоянно проживающего в РФ имеет лицо, получившее вид на жительство в нашей стране сроком на 5 лет.

Временно проживающий – тот, кто имеет разрешение на временное проживание сроком на 3 года. Такое разрешение представляет собой отметку в документе, удостоверяющем личность иностранца. И только лицу без гражданства это разрешение выдается в виде отдельного документа.

Следующий статус — временно пребывающий в Российской Федерации. Такой статус присваивается на основании визы или же миграционной карты. Временно пребывающие в РФ не имеют вида на жительство и разрешения на временное проживание. Отдельно среди временно пребывающих можно выделить граждан государств-членов ЕАЭС, то есть из Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана. Граждане этих стран имеют право работать на территории РФ без получения патента на работу.

Отдельно выделяются статусы беженцев и лица с временным убежищем на территории РФ, получившие соответствующие удостоверения, а также высококвалифицированные специалисты (ВКС), то есть иностранные граждане, у которых имеется опыт работы или навыки в конкретной специальности, и которые привлекаются к трудовой деятельности в России с высокой заработной платой (подп. 3 п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Налогообложение иностранных работников в 2017 году: взносы

Именно от миграционного статуса иностранного работника зависит порядок начисления страховых взносов, которые обязан уплачивать работодатель.

Так, по обычной схеме (22% от зарплаты на пенсионные, 5,1% — на медицинские и 2,9% — на социальные взносы) рассчитываются платежи по работникам со статусом постоянно или временно проживающего в РФ, беженцы, а также граждане государств ЕАЭС. Уплата взносов по таким иностранным работникам не будет отличаться от расчетов по сотрудникам с российским паспортом. Лица с временным убежищем обеспечат своему работодателю экономию по взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,8% вместо обычных 2,9%. Ставка 1,8% также актуальна и для временно пребывающих в РФ, но помимо этого по таким работникам не уплачиваются взносы на медицинское страхование.

И, наконец, если к работе привлекаются высококвалифицированные специалисты со статусом постоянно или временно проживающего в РФ, то пенсионные и социальные взносы по ним уплачиваются по обычным ставкам, а отчисления на медицину работодатель не производит. По временно пребывающему в России ВКС взносы не уплачиваются вовсе.

Отдельный вопрос — взносы на травматизм. Вне зависимости от статуса или гражданства работника данные взносы уплачиваются на общих основаниях. Ставка по ним зависит от вида осуществляемой деятельности и варьируется от 0,2 до 8,5%. Какого-либо освобождения от уплаты этих взносов по иностранцам не предусмотрено.

НДФЛ с дохода иностранца

А вот ставка, по которой необходимо удерживать налог на доходы физлиц при расчете по зарплате с иностранцем, зависит не от миграционного, а от налогового статуса последнего. В данном случае важно, является ли такой сотрудник налоговым резидентом Российской Федерации или нет.

Если иностранец находится в РФ менее 183 дней, он считается нерезидентом. С его зарплаты НДФЛ нужно удерживать по ставке 30%. С 183-го дня пребывания в России в течение 12 месяцев подряд иностранец становится резидентом РФ. Его доходы будут облагаться уже по обычной ставке 13%. Причем интересно, что налоговый статус определяется на дату каждой конкретной выплаты. То есть, прибывший в Россию иностранец заключает свой первый трудовой договор со статусом нерезидента. Со временем он становится резидентом, и после этого момента работодатель должен пересчитать НДФЛ со ставки 30% на 13% с начала календарного года, в котором произошло такое изменение.

В то же время из этого правила есть исключение: граждане стран ЕАЭС в целях уплаты НДФЛ с трудовых доходов признаются резидентами с первого дня работы на территории России. То есть в отношении их заработной платы всегда применяется ставка налога 13%.

НДФЛ для ВКС также удерживается по ставке 13%.

Что дает патент на работу для иностранцев

Ставка 13% НДФЛ применяется и для иностранцев, работающих по патенту. Данное правило было введено с 2015 года. Для применения этой ставки работодатель обязан проверить срок действия патента иностранного гражданина. Собственно, в данном случае патент будет являться одним из документов, который работник обязательно должен будет предоставить при трудоустройстве.

Условия выдачи патента прописаны в статье ст. 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ. В ней говорится, что патент выдается иностранным гражданам, достигшим 18-летнего возраста и прибывшим в РФ без визы из страны, с которой у РФ установлен безвизовый режим.

Трудовой патент предполагает уплату иностранцем фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физлиц за каждый месяц действия патента. Но если такой платеж не внесен, патент признается аннулированным, а иностранец в принципе теряет право осуществлять трудовую деятельность в РФ.

Соответственно перед работодателем ставится вопрос о том, как проверить срок действия патента на работу у сотрудника-иностранца.

В этой связи нужно понимать, что срок действия патента не может быть больше 1 календарного года. Минимум за 10 рабочих дней до окончания действия данного разрешения иностранный гражданин может переоформить патент на новый срок. Повторная выдача патента возможна лишь единожды.

Проверить актуальность выданного патента работодатель может по уплаченным авансовым платежам по НДФЛ. Сделать это можно на сайте Главного управления по вопросам миграции МВД России гувм.мвд.рф. При проверке нужно учитывать установленный размер платежа – он варьируется в зависимости от региона, для работы в котором выдается патент. Так, в Москве в 2017 году он составляет 4200 рублей, в Московской области – 4000 рублей, Санкт-Петербурге и Ленинградской области – 3000 рублей. Данные платежи, если они были перечислены в бюджет самим трудовым мигрантом, работодатель вправе вычесть из суммы НДФЛ, начисленного с выплат данному иностранному сотруднику.

Что касается взносов по зарплате иностранного сотрудника с патентом, то уплачиваются они в стандартном размере для граждан со статусом временно пребывающих в РФ, то есть по ставкам 22% по пенсионным взносам и 1,8% по взносам на случай временной нетрудоспособности.

Заполнение справки 2-НДФЛ для иностранца

Оформление данного документа потребуется в случаях, когда возникает необходимость подписания трудового соглашения между компанией, организацией с одной стороны и физическим лицом — с другой.

Существуют общие правила и порядок внесения сведений. Если речь идет о наемном работнике, не имеющим российского гражданства, алгоритм заполнения бланка имеет определенную специфику, рассмотреть которую целесообразно более детально.

Нормы закона

Образец справки 2-НДФЛ для иностранца, который приехал в Россию и планирует осуществлять на ее территории трудовую деятельность, регламентирована действующим Приказом Федеральной налоговой службы от 30 октября 2015 года.

Документ отражает сведения, как о наемном сотруднике, так и о нанимателе. В рамках нормативно-правовых и законодательных актов все мигранты, работающие на предприятиях страны, должны иметь специальный разрешительный патент.

Порядок расчета доходов, вычетов, премий и удержаний, информация о которых так же указывается в справке, утвержден Налоговым Кодексом РФ — в частности, ст.227 НК РФ.

Для чего нужна?

Данная справка нужна как исполнительным государственным органам, так и самому работнику.

В первом случае – это пополнение информационной базы о доходном налогообложении, удержанном с трудящегося за конкретный отрезок времени.

Потребность физического лица на порядок выше, без документа не обойтись, если потребуется:

  • подтвердить свою кредитную платежеспособность;
  • для получения ежегодного налогового вычета;
  • для участия в судебных процессах, подаче исковых заявлений, арбитражных спорах и разбирательствах;
  • при смене места работы;
  • при оформлении вида на жительство и получении иностранцем российского паспорта в качестве резидента.

Какие доходы включать?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. В каждом конкретном случае могут быть различные категории доходов и вычетов.

Заполнять нужно только те из указанных пунктов, которые относятся к финансовому обороту данного работника.

Это могут быть:

  • официальная заработная плата;
  • дополнительные доходы – от авторства, новаторства, публикаций;
  • любые виды деятельности, подлежащие оплате;
  • финансовые вклады с указанием валютного эквивалента;
  • акционные прибыли;
  • страховые начисления;
  • выкупы;
  • доходы от аренды;
  • прибыль от реализации товара или продукции;
  • декретные, пенсионные, отпускные и больничные начисления.

Из всего перечисленного составитель выбирает то, что имеет к нему отношение и дает соответствующую информацию.

Для чего нужна справка 2-НДФЛ для пенсионера? Читайте здесь.

Оформление справки 2-НДФЛ для иностранного гражданина в 2018 году

С 2018 года бланк претерпел изменения в строках, касающихся гражданства. Так, во втором разделе документа появилось место для указания ИНН той страны, из которой приехал работник.

Та же увеличился перечень правовых статусов лиц, перечисляющих налоги, и появились новые пункты:

  • трудящиеся, квалифицированные как переселенцы, покинувшие родину на добровольной основе, являющиеся при этом соотечественниками;
  • лица, считающиеся беженцами;
  • сотрудники других государств, осуществляющие трудовую деятельность в рамках патента.

Порядок составления

Данную справку должны составлять все руководители, имеющие наемных работников.

Подается в бумажном или электронном виде, если штатных единиц более 10 – только в электронном.

Вся информация черпается из налогового регистра по учету НДФЛ. Финансовые показатели отражаются в рублевом эквиваленте. Копейки округляют.

Отражает все данные о налоговом агенте. Руководитель указывает Фамилию, Имя, Отчество (без сокращений), аналогично тому, как это прописано в паспорте, персональный налоговый номер, ОКАТО, рабочий и мобильный телефон.

Если контакты отсутствуют, данная строка не заполняется.

Здесь прописываются все сведения, касающиеся физического лица.

В графе, где следует писать номер ИНН, имеется ввиду постановка на учет в налоговую службу РФ. Если ее нет, срока остается пустой – никакие пометки не делаются.

Личные паспортные данные пишутся латинскими печатными буквами, согласно тому, как это указано в документе, удостоверяющем личность работника.

Поле «статус» оформляется согласно таблице.

НДФЛ и страховые взносы с заработной платы иностранного гражданина

Здравствуйте. Для того чтобы определиться со взносами нужно знать какой статус данного гражданина ( временно, постоянно проживающий, временно пребывающий и т.д. ) Уточните этот момент. Что касается НДФЛ : Ставка НДФЛ зависит от статуса получателя дохода (резидент или нерезидент) Человек считается налоговым резидентом, если он находился на территории России 183 дня и более. 12-месячный период определяется на соответствующую дату получения дохода ( п.2 ст. 207 НК РФ )

До тех пор пока количество дней, проведенных иностранцем в России, не достигнет 183, с его доходов удерживается НДФЛ по ставке 30 процентов (как с нерезидентов) (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Опять же есть страны с которыми у РФ имеются соглашение об избежании двойного налогообложения. В этом случае они имеют приоритет (ст. 7 НК РФ).

У России и Армении оно есть ( МЕЖДУНАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ДРУГИХ СУБЪЕКТОВ ПРАВА от 28.12.1996 ) Вам нужно его внимательно изучить. Будут конкретные вопросы, задавайте.

В штате иностранные работники: шпаргалка для бухгалтера

По данным органов статистики и миграционной службы, в России наблюдается ежегодный прирост трудовых мигрантов. Усугубила ситуацию и обстановка на Украине, повлекшая за собой поток беженцев из этой страны. Принимая иностранных граждан на работу, компания должна не только учесть особенности их трудоустройства, но и знать, какие последствия ожидают ее в области обложения доходов таких работников НДФЛ и страховыми взносами. Наша статья поможет не допустить ошибок.

Три категории

В Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ) все иностранцы в России разделены на три категории:

  • временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
  • временно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;
  • постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

Доходы иностранных граждан, работаю­щих на территории РФ, облагаются ­НДФЛ. Порядок налогообложения доходов таких работников зависит от многих факторов. Например, являются ли иностранные граждане резидентами РФ, есть ли у них статус беженцев, прибыли ли они в Россию в безвизовом режиме, являются ли они гражданами стран Евразийского союза.

Новые правила для безвизовых граждан

Если иностранный гражданин прибывает в Россию в безвизовом режиме (например, с территории Украины), то с этого года для получения возможности трудоустройства на территории нашей страны ему необходимо получить патент (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ). Обратите внимание: гражданам Белоруссии, Казахстана и Армении не нужно получать патент для работы в России (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

За период действия патента безвизовые иностранцы уплачивают фиксированные авансовые платежи по ­НДФЛ. Сумма платежа установлена в размере 1200 руб. в месяц. Она индексируется на коэффициент-дефлятор, а также на региональный коэффициент, устанавливаемый на соответствующий календарной год субъектами РФ. Напомним, что коэффициент-дефлятор на 2015 г. равен 1,307 (приказ Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685). Такие правила установлены в ст. 227.1 НК РФ.

В случае заключения с иностранным гражданином трудового договора организация признается налоговым агентом по ­НДФЛ. То есть компания в любом случае должна исчислить, удержать из доходов работника сумму ­НДФЛ. В отношении безвизовых иностранных работников ст. 226 НК РФ устанавливает особые правила. Так, согласно п. 2 ст. 226 НК РФ в таком случае сумма налога уменьшается на сумму фиксированных авансовых платежей по ­НДФЛ, которую иностранец перечислил самостоятельно в бюджет. Для этого у работодателя должно быть соответствующее заявление от работника и до­кумен­ты, подтверждающие уплату фиксированных авансовых платежей.

Кроме того, налоговому агенту необходимо получить из налоговой инспекции уведомление о подтверждении права на уменьшение исчисленной суммы ­НДФЛ. Сделать это можно, подав в инспекцию заявление на получение уведомления. Обратите внимание: письмом ФНС России от 19.02.2015 № БС-4-11/2622 налоговые органы направили для использования в работе рекомендованные формы заявления и уведомления.

Резидент — нерезидент

Основная ставка ­НДФЛ для налоговых резидентов в силу ст. 224 НК РФ равна 13%, а для нерезидентов — 30%. Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся в России в совокупности не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом требований о непрерывности течения указанного срока в Налоговом кодексе нет.

Подсчет указанных 183 дней производится налоговыми агентами — организациями, которые заключили договоры с иностранными работниками, на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, определяемую в соответствии с положениями ст. 223 НК РФ.

В письме от 22.10.2014 № ОА-3-17/3584 специалисты ФНС России отметили, что для исчисления сумм ­НДФЛ при каждой выплате доходов иностранному работнику налоговый агент должен принимать во внимание количество дней пребывания иностранца в РФ на дату фактического получения дохода за 12-месячный период, предшествующий этой дате. Датой фактического получения дохода в виде зарплаты признается последний день календарного месяца, за который она выплачивается (п. 2 ст. 223 НК РФ).

Таким образом, при определении размера налоговой ставки в отношении заработной платы, например, за май 2015 г., принимается совокупное количество дней пребывания физического лица в РФ за период с 1 июня 2014 г. по 31 мая 2015 г.

Тонкости перерасчета

Налоговый агент рассчитывает сумму ­НДФЛ ежемесячно нарастающим итогом с начала года применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Такой порядок установлен п. 3 ст. 226 НК РФ. А как применять эту норму Кодекса, когда в течение налогового периода (календарного года) статус работника меняется с нерезидента на резидента?

Ответ на этот вопрос содержится в письме Минфина России от 01.09.2011 № 03-04-06/6-195. Финансисты указали следующее. Если в течение налогового периода работник приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться (то есть физическое лицо находится в РФ более 183 дней в текущем налоговом периоде), все суммы вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала налогового периода, подлежат налогообложению по ставке 13%. Следовательно, начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в Российской Федерации в текущем налоговом периоде превысило 183 дня, суммы налога, удержанные по ставке 30%, подлежат зачету при определении налоговой базы нарастающим итогом.

Как видите, из разъяснений Минфина России следует, что перерасчет ранее удержанного ­НДФЛ в связи с изменением налогового статуса работника производится на дату, после которой налоговый статус работника за текущий налоговый период уже не изменится.

Иностранный работник прибыл в Россию 1 октября 2014 г. и продолжал работать до конца 2015 г.

183 дня пребывания в России, необходимые для установления налогового резидентства, истекли для него 1 апреля 2015 г. То есть с апреля 2015 г. его доходы облагаются по ставке 13%. Однако, исходя из позиции Минфина России, на эту дату перерасчет делать еще рано. Ведь налоговый агент пока не знает, сколько дней иностранный работник будет находиться на территории РФ в 2015 г.

Перерасчет можно будет произвести только в июле 2015 г., так как 2 ­июля 2015 г. истекут 183 дня нахождения работника в России в 2015 г. С этого момента налоговый агент должен пересчитать иностранцу ­НДФЛ по ставке 13% с начала 2015 г.

Обратите внимание: в п. 1.1 ст. 231 НК РФ сказано, что возврат суммы ­НДФЛ налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогам налогового перио­да в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента РФ производится налоговиками при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, в порядке, установленном в ст. 78 НК РФ. Но это не означает, что работодатель должен отправить иностранного работника в налоговую инспекцию за возвратом налога. В письме от 15.11.2012 № 03-04-05/6-1301 специалисты Минфина России сообщили, что в этом случае налоговые агенты — работодатели должны руководствоваться все-таки п. 3 ст. 226 НК РФ.

Таким образом, иностранный работник обратится в налоговую инспекцию только в том случае, если по итогам года сумма налога, удержанная по ставке 30%, окажется больше суммы налога, исчисленной по ставке 13%.

Особый статус

В письме ФНС России от 06.03.2015 № БС-4-11/3628 налоговики рассказали о некоторых тонкостях налогообложения доходов беженцев. Понятие «беженец» содержится в подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.93 № 4528-1 «О беженцах» (далее — Закон № 4528-1). Беженцем на территории РФ признается лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлеж­ности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Если российские влас­ти признают человека беженцем, ему выдается соответствующее удостоверение. Этот статус теряется, когда беженец получает разрешение на проживание в России или гражданство РФ, либо уезжает из России (ст. 9 Закона № 4528-1).

Федеральный закон от 04.10.2014 № 285-ФЗ внес изменения в п. 3 ст. 224 НК РФ. Согласно им ставка ­НДФЛ от осуществления трудовой деятельнос­ти иностранными гражданами, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ в соответствии с законом о беженцах, устанавливается в размере 13% вне зависимости от наличия налогового резидентства РФ.

Обратите внимание: такой порядок налогообложения относится к доходам только от трудовой деятельности. Если беженец получает еще какие-то доходы и при этом не является налоговым резидентом России, ему придется платить ­НДФЛ по ставке 30%.

Беженец, получивший вид на жительство в РФ, с одной стороны, получает право на проживание и работу в России, но, с другой стороны, если он не имеет необходимых для налогового статуса резидента 183 дней, то с момента получения вида на жительство тут же лишается права на ставку ­НДФЛ в размере 13%. Работодатель при получении работником статуса беженца удерживает ­НДФЛ по ставке 13%, а после того, как работник получит вид на жительство, — по ставке 30%. Такой вывод следует из письма ФНС России от 06.03.2015 № БС-4-11/3628.

Украинский гражданин получил статус беженца 13 января 2015 г. На следующий день он устроился на работу. 13 мая 2015 г. беженец получил вид на жительство в РФ.

За январь — апрель 2015 г. работник получил доход от своей трудовой деятельности в размере 123 300 руб., с которых был удержан ­НДФЛ по ставке 13%. Сумма налога составила 16 029 руб.

Так как беженец в 2015 г. до момента получения вида на жительство пробыл в России только 120 дней, то он не является налоговым резидентом РФ. Следовательно, после получения вида на жительства он потерял статус беженца и право на ставку 13%. Поэтому налоговый агент должен дополнительно удержать с него ­НДФЛ в размере 20 961 руб. [123 300 руб. х (30% — 13%)].

Обратите внимание: если бывший беженец продолжит жить и работать в России в 2015 г., то уже в этом году он приобретет статус налогового резидента РФ, и работодателю как налоговому агенту придется опять пересчитать ­НДФЛ с доходов работника по ставке 13%.

Льгота для союзников

С 1 января 2015 г. вступил в силу До­говор о Евразийском экономическом ­союзе от 29.05.2014 (далее — Договор). Его подписали четыре страны — Россия, Респуб­лика Беларусь, Республика Казахстан и Армения. Статья 73 Договора предусмат­ривает особый порядок обложения доходов, полученных гражданами указанных стран от работы по найму. В частности, доходы граждан Белоруссии, Казахстана и Армении от трудовой деятельности на территории РФ облагаются по ставкам, предусмотренным для налоговых резидентов РФ, то есть по ставке 13%, с первого дня их работы в России.

Правомерность использования данной ставки подтвердили специалисты Минфина России и ФНС России (письмо Минфина России от 27.01.2015 № 03-04-07/2703, доведенное до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 03.02.2015 № БС-4-11/1561).

Страховые взносы

Сразу скажем, что порядок обложения страховыми взносами доходов иностранных граждан, временно проживаю­щих в России, ничем не отличается от правил, предусмотренных для обычных российских граждан. Дело в том, что иностранные работники, временно проживающие на территории РФ и работающие по трудовым договорам, подлежат обязательному страхованию наравне с гражданами Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № ­255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ), п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ) и ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 326-ФЗ)).

Трудности возникают при обложении страховыми взносами на обязательное социальное и пенсионное страхование доходов иностранных граждан, временно пребывающих в РФ. Обратите внимание: иностранные граждане, временно пребывающие в России, на основании ст. 10 Закона № 326-ФЗ не подлежат обязательному медицинскому страхованию.

ФСС России

Стандартный тариф страховых взносов в ФСС России равен 2,9%. В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), с 1 января 2015 г. применяется страховой тариф в размере 1,8% (подп. 2.1 ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Обратите внимание: иностранные граждане, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. Основание — п. 4.1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ.

Пенсионный фонд

Согласно п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ застрахованными лицами являются в том числе иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории РФ.

Для временно пребывающих в России иностранных граждан работодатели должны уплачивать страховые взносы по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой пенсии, независимо от года рождения указанных иностранцев. Об этом сказано в ч. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ. Страховые взносы в ПФР с оплаты труда иностранных работников начисляются в размере 22%, пока сумма выплат не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов. После достижения этой величины ставка в отношении суммы превышения становится равной 10% (ч. 2 ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ). В 2015 г. эта предельная величина равна 670 000 руб. (постановление Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316).

Если у иностранного работника нет страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, то работодателю придется его оформить (ст. 15 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Страхование от несчастных случаев

Как сказано в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», такому страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем. В пунк­те 2 этой же статьи сказано, что действие данного закона распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Соответственно, все начисления иностранному работнику от работодателя по трудовому договору являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и включаются в базу для начисления таких страховых взносов на основании п. 1, 2 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ.

Страховые взносы для союзников

Особенности начисления обязательных страховых взносов в отношении работаю­щих в России граждан Белоруссии, ­Казахстана и Армении Минтруд России разъяснил в письме от 13.03.2015 № ­17-3/ООГ-268.

Специалисты трудового ведомства указали, что в случаях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные данными законами, то применяются правила международного договора РФ (ст. 1.1 Закона № 255-ФЗ, ст. 2 Закона № 326-ФЗ и ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Согласно п. 3 ст. 98 Договора социальное страхование (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом п. 5 ст. 96 Договора определено, что социальное обеспечение означает в том числе обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.

Таким образом, с 1 января 2015 г. доходы граждан указанных выше государств, временно пребывающих в РФ и работаю­щих в российских компаниях по трудовым договорам, облагаются страховыми взносами в ФСС России и ­ФФОМС по тарифам, применяемым в отношении выплат в пользу граждан РФ. Соответственно, с этого года указанные иностранцы получают право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с первого дня работы на территории России.

Не так все просто с пенсионными отчислениями. В пунк­те 3 ст. 98 Договора определено, что пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов регулируется законодательством государства постоянного проживания или в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами. Однако по поводу начисления страховых пенсионных взносов в Договоре ничего не сказано.

Специалисты Минтруда России делают из этого вывод, что в отношении граждан Белоруссии, Казахстана и Армении должно действовать законодательство страны трудоустройства. Иначе говоря, если они работают в России, то российского. А это означает, что в силу п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ на оплату их труда должны начисляться взносы в ПФР.

НДФЛ с доходов иностранных работников

​Условно всех иностранцев, работающих в России с точки зрения налогообложения можно разделить на 2 категории:

1. В отношении которых на момент удержания НДФЛ необходимо определять налоговый статус в соответствии со статьей 207 НК РФ, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 223, пункта 4 статьи 226 и статьи 225 НК РФ (дополнительно см. Письмо Минфина от 16.05.2011г. № 03-04-06-/6-110, Письмо ФНС России от 22.07.2011г. № ЕД-4-3/[email protected]).

В отношении указанных категорий иностранных работников налоговая ставка будет зависеть от времени фактического их нахождения в России.

К таким иностранным работникам относятся:

√ иностранцы-визовики, независимо от гражданской принадлежности, которые работают в России на основании разрешения на работу, полученного в свою очередь на основании разрешения на привлечение и использование иностранных работников, оформленного работодателем в рамках полученной квоты или на «внеквотные» должности (см. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 мая 2015 г. № 324н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу не распространяются»).

√ граждане Франции и Республики Корея, которые работают в России на основании разрешения на работу, полученного в свою очередь на основании разрешения на привлечение и использование иностранных работников, оформленного работодателем в рамках:

Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства;

Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства.

√ иностранцы, обучающиеся в России по очной форме и получившие разрешение на работу в порядке статьи 13.4 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (на оборотной стороне такого разрешения в графе «Особые отметки» будет указано: «в соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ».

√ граждане Таджикистана, которые до настоящего времени имеют на руках полученные в 2014-м году разрешения на работу сроком на 3 года (в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о трудовой деятельности и защите прав граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан и граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации);

√ Некоторые категории иностранцев, которым разрешение на работу не требуется:

— студенты ВУЗов и профессиональных образовательных организаций независимо от формы обучения и гражданства, выполняющие работы (оказывающие услуги) в течение каникул (см. подпункт 6 пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ);

— научные сотрудники и преподаватели, приглашенные в Россию ВУЗами или научными организациями для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью, а также педагоги и учителя, работающие в детских садах и школах (см. подпункт 7 пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ). Таким работникам, в случае, если они прибыли из стран с визовым режимом въезда в Россию, для осуществления трудовой деятельности достаточно иметь обыкновенную рабочую визу с указанной целью поездки «Преподаватель».

√ иностранцы, получившие вид на жительство и разрешение на временное проживание в Российской Федерации. Налоговый Кодекс напрямую не относит их к категориям налогоплательщиков, налоговая ставка в отношении которых установлена в размере 13%.

И вид на жительство, и разрешение на временное проживание являются документами, предоставляющими иностранцам временно (в течение 3-х лет на основании разрешения на временное проживание) или постоянно (на основании вида на жительство) находиться в Российской Федерации, но не являются документами, подтверждающими их фактическое нахождение на территории страны в течение 183 дней (см., например, Письма Минфина России от 26.10.2007г. № 03-04-06-01/362, от 17.07.2009г. № 03-04-06-01/176). Таким образом, расчет и удержание НДФЛ происходит в общем порядке через установление налогового статуса работника.

Однако, существует и другая точка зрения, относящая указанных иностранцев к категории налоговых резидентов с первого дня работы. Правда, она была высказана ранее — в Письме Минфина от 15.08.2005 № 03-05-01-03/82 «О порядке взимания налога на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь».

Первая точка зрения представляется более обоснованной.

2. В отношении которых налоговая ставка установлена Налоговым Кодексом в размере 13% (они не являются налоговыми резидентами по содержанию статьи 207 НК).

В отношении таких иностранных работников налоговая ставка будет зависеть не от времени фактического их нахождения в России, а от их правового статуса.

К таким иностранным работникам относятся:

√ граждане Азербайджана, Молдовы, Узбекистана, Украины, Таджикистана, неграждане Латвии и неграждане Эстонии, работающие в России на основании патентов. Необходимо помнить, что в отношении иностранцев, работающих по патенту, НДФЛ как таковой уплачивается ими самими в виде фиксированного авансового платежа, размер которого устанавливается ежегодно федеральной и региональной властями.

Вместе с тем, работодатель, выполняя обязанность налогового агента также должен удерживать НДФЛ с доходов работников, полученных от осуществления трудовой деятельности. Налоговая ставка составляет 13 процентов независимо от того, является ли иностранец резидентом (абзац 3 пункта 3 статьи 224 НК РФ). С целью избежать двойной налоговой нагрузки Налоговый Кодекс устанавливает возможность уменьшить удерживаемый работодатель НДФЛ на сумму авансовых платежей, которые были уплачены иностранным работником. Достигается это через обращение в налоговый орган по месту регистрации работодателя. Поводом для обращения является соответствующее заявление работника с приложенными к нему квитанциями об уплате фиксированного платежа.

Форма заявления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей утверждена Приказом ФНС России от 13.11.2015 N ММВ-7-11/[email protected] При получении из налогового органа уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей работодатель вправе проводить соответствующее уменьшение начисленной суммы НДФЛ на сумму, оплаченную иностранцем по квитанции.

Сумма НДФЛ, удержанная из реальных доходов иностранца, может быть меньше уплаченных им фиксированных авансовых платежей. Разница между этими суммами не признается излишне уплаченным налогом, поэтому возвращать ее сотруднику налоговый агент не вправе.

Налоговая инспекция может и отказать в выдаче уведомления. Причин может быть две: работник в текущем году уже использовал такое право у предыдущего работодателя и органы МВД не предоставили в инспекцию информацию о заключении договора между работником и компанией-работодателем (дополнительно см. Письма ФНС России: от 14.03.2016 г. № БС-4-11/4184, от 16.03.2016 г. № БС-3-11/1096, от 22.03.2016 г. № БС-4-11/4792).

√ иностранные высококвалифицированные специалисты, получившие разрешение на работу в порядке, установленном статьей 13.2 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ (дополнительно см. Письмо ФНС России от 26.04.2011 № КЕ-4-3/6735 «О порядке применения отдельных положений Федерального закона от 19.05.2010 № 86-ФЗ», Письмо Минфина от 04.05.2012г. № 03-04-06/6-130)

√ граждане государств – участников Договора о Евразийском Экономическом Союзе (граждане Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии).

В соответствии с положениями статьи 73 Договора о Евразийском Экономическом Союзе и статьи 224 Кодекса доходы от работы по найму, полученные гражданами государств — членов Евразийского экономического союза, осуществляемой ими в Российской Федерации, подлежат обложению НДФЛ с применением налоговой ставки 13 %, начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации, независимо от налогового статуса этих лиц.

Однако, окончательный налоговый статус работника определяется по итогам налогового периода в зависимости от времени его нахождения в Российской Федерации в данном налоговом периоде и, если по итогам налогового периода сотрудники организации не приобрели статус налогового резидента (находились в Российской Федерации менее 183 дней), их доходы, полученные в данном налоговом периоде, подлежат обложению по ставке 30 % (дополнительно см. Письмо Минфина России от 27 января 2015г. № 03-04-07/2703, Письмо ФНС от 28 ноября 2016 г. № БС-4-11/[email protected] «О налогообложении доходов физических лиц»)

√ участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию (абзац 5 пункта 3 статьи 224 НК РФ).

Статус участника Госпрограммы подтверждается соответствующим свидетельством, выдаваемым иностранному гражданину. Иностранец признается членом семьи участника Госпрограммы, если сведения о нем (Ф.И.О.) вписаны в свидетельство.

В отношении указанных категорий иностранцев ставка 13% применяется с первого дня их работы.

√ иностранные граждане, признанные беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации. Их статус подтверждается соответствующими документами – удостоверением беженца и свидетельством о предоставлении временного убежища. В отношении указанных категорий иностранцев ставка 13% применяется с первого дня их работы.

Тем не менее, фиксированная в 13% ставка налога может применяться только к его заработной плате, но не применима к выплатам, не связанным напрямую с исполнением трудовой функции работника. В случае если работник на момент начисления и выплаты заработной платы не пробыл на территории РФ более 183 дней (не является налоговым резидентом) к этим выплатам применяется ставка в 30%.

Это относится к таким выплатам, как:

— компенсация затрат на аренду жилья;

— компенсация расходов на корпоративный автомобиль;

— компенсация расходов на мобильную связь;

— единовременная компенсация на обустройство при переезде в Россию;

— компенсация расходов на питание;

— компенсация стоимости авиабилетов на возвращение в родную страну после окончания контракта и пр.