Некоммерческие организации участники

15. НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА (33-й вопрос)

В зависимости от формы некоммерческой организации ее учредительными документами являются: устав, утвержденный учредителями (участниками) (для общественных объединений, фондов, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций); учредительный договор, заключенный ее членами, и устав, утвержденный ими (для ассоциаций и союзов); решение собственника о создании учреждения и устав, и устав, утвержденный собственником (для учреждений).

Законодательство предоставляет право некоммерческим организациям создавать филиалы и открывать представительства. Управление некоммерческой организацией осуществляет созданные и формируемые в соответствии с законом и учредительными документами органы управления.

Некоммерческие организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных как Гражданским кодексом РФ, так и иными федеральными законами.

Иные федеральные законы предусматривают возможность создания таких юридических лиц в форме: некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций; торгово-промышленных палат; товарных бирж; товариществ собственников жилья. Правовой статус, порядок создания и деятельности большинства названных некоммерческих организаций определяется отдельными федеральными законами. Каждая некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке.

Законодательство выделяет несколько организационно-правовых форм (видов) общественных объединений – организация, движение, фонд, учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия. Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. По территориальной сфере деятельности создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Особенности правового положения некоммерческих организаций, общественных и религиозных объединений как участников отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ, определяются законом. В настоящее время таковыми являются Федеральные законы «О некоммерческих организациях» (№ 7-ФЗ от 12.01.1996 г. с последующими изменениями и дополнениями), «Об общественных объединениях» (№ 82-ФЗ от 19.05.1995 г. с посл. изм. и доп.) «О свободе совести и религиозных объединениях» (№ 125-ФЗ от 26.09.1997 г. с посл. изм. и доп.) и некоторые другие законы (например, о профсоюзах, политических партиях, садоводческих и огороднических объединениях).

Какие права имеют учредители, члены и участники некоммерческой организации в отношении

«Аудиторские ведомости», N 2, 2000

Вопрос: Какие права имеют учредители, члены и участники некоммерческой организации в отношении переданного ей и другого ее обособленного имущества как юридического лица?
———————————
Различие между членами и участниками некоммерческой организации четко проводится только применительно к общественным объединениям: членство оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения; участники содействуют деятельности объединения без обязательного оформления условий своего участия (ст.6 Закона N 82-ФЗ). В подавляющем большинстве остальных случаев эти термины используются как синонимы.

Ответ: Обязательственные права (имущественные права требования), заключающиеся в праве получать определенную часть имущества при выходе из организации и при ее ликвидации, сохраняют учредители и члены потребительских кооперативов (п.2 ст.48 ГК РФ) и некоммерческих партнерств (п.3 ст.8 Закона N 7-ФЗ). В этом и те, и другие в некоторой степени сходны с коммерческими организациями, хозяйственными товариществами и обществами и производственными кооперативами, однако Закон N 7-ФЗ не распространяется только на потребительские кооперативы (п.3 ст.1 Закона). Право собственности сохраняют учредители финансируемого собственником учреждения. Соответственно учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете, без согласия учредителя (п.1 ст.298 ГК РФ), а при ликвидации учреждения оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается его собственнику, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами учреждения (п.3 ст.20 Закона N 7-ФЗ). Не имеют имущественных прав учредители, члены и участники общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов). В связи с этим имущество, оставшееся в результате ликвидации после удовлетворения требований кредиторов, направляется, если иное не установлено федеральными законами, в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства. Порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации будет определяться законом, предусматривающим ее создание (п.3 ст.7.1 Закона N 7-ФЗ).

Подписано в печать А.М.Рабинович
04.02.2000 Аудиторская и консалтинговая фирма

Общие положения о некоммерческих организациях

1. Что такое некоммерческая организация? В чем отличие некоммерческой организации от коммерческой?

В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса РФ, все юридические лица делятся на две группы:

— коммерческие организации – юридические лица, определяющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

— некоммерческие организации – юридические лица, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Понятие некоммерческой организации дано в статье 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Таким образом, можно выделить два основных отличия некоммерческой организации от коммерческой: это направленность деятельности на достижение нематериальных целей и нераспределение полученной прибыли между участниками.

Выделенные различия между коммерческими и некоммерческими организациями налагает определенный отпечаток на их правоспособность, т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Коммерческие организации обладают общей, или универсальной правоспособностью, т.е. они могут иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Некоммерческие организации обладают специальной (ограниченной, целевой) правоспособностью, т.е. они могут иметь только те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены в ее учредительных документах и соответствуют целям ее деятельности.

2. Какие цели деятельности может указывать некоммерческая организация в своих учредительных документах?

В пункте 2 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» содержится примерный перечень целей создания некоммерческих организаций.

Так, некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а так же в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

3. Может ли некоммерческая организация заниматься предпринимательской деятельностью?

В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Гражданского кодекса РФ, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Занятие некоммерческой организацией предпринимательской деятельностью представляется законным при наличии одновременно двух условий:

— такая деятельность служит достижению целей некоммерческой организации, т.е. укрепляет ее материально-техническую базу, является источником формирования имущества, используемого для целей организации;

— предпринимательская деятельность не выходит за рамки ее специальной правоспособности, т.е. не противоречит предмету и целям деятельности, указанным в ее учредительных документах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций признаются приносящие прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

4. Какими видами деятельности может заниматься некоммерческая организация?

Деятельность некоммерческой организации должна соответствовать целям ее создания.

В пункте 1 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» говорится, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

5. Какими нормативными актами регулируется деятельность некоммерческих организаций?

Правовое положение некоммерческих организаций, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12 января 1996 года определяет правовое положение, порядок создания, деятельность, реорганизацию и ликвидацию некоммерческих организаций как юридических лиц, порядок формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Действие данного закона не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.

Действие указанного закона не распространяется также на органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и на государственные (муниципальные) учреждения, если иное не установлено самим законом.

Деятельность некоммерческих организаций регулируется также следующими законами и подзаконными нормативными актами:

— Федеральный закон от 08.01.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» граждан»;

— Постановление Правительства РФ от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»;

— Приказ Минюста России от 31.03.2009 № 96 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций»;

— Приказ Минюста России от 31.03.2009 № 90 «Об утверждении административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации»;

В определенных сферах деятельность некоммерческих организаций может регулироваться также следующими актами:

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 11.08.1996 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;- Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»

Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».

Ряд вопросов деятельности некоммерческих организаций может регулироваться законами субъекта Российской Федерации.

6. В каких организационно-правовых формах может быть создана некоммерческая организация?

В отличие от организационно-правовых форм коммерческих организаций, которые исчерпывающе определены в статье 50 Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не содержит закрытого перечня таких форм. Вместе с тем перечень организационно-правовых форм нельзя считать абсолютно открытым в том смысле, что сверх указанных в Законе дозволено избрать любую форму по собственному усмотрению. Допустимо выбрать лишь такую организационно-правовую форму некоммерческой организации, которая предусмотрена федеральными законами.

Согласно Гражданскому кодексу некоммерческие организации создаются в формах общественных и религиозных объединений, потребительских кооперативов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), учреждений, благотворительных и иных фондов.

К числу организационно-правовых форм некоммерческих организаций, названных в ФЗ «О некоммерческих организациях» относятся: некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, государственные корпорации, государственные компании, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества.

7. Какие требования предъявляются к учредительным документам некоммерческой организации?

Согласно статье 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации действуют на основании устава, утвержденного учредителями, для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, частного учреждения и автономной некоммерческой организации, либо на основании учредительного договора, заключенного их членами, и устава, утвержденного ими, для ассоциации или союза.

В учредительных документах некоммерческих организаций, как установлено в статье 52 Гражданского кодекса РФ, в обязательном порядке должны быть определены конкретные предмет и цели деятельности. Кроме того наименование некоммерческих организаций в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса РФ должно содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено, что в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.

Устав фонда также должен содержать наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Учредительные документы ассоциации (союза), некоммерческого партнерства также должны содержать условия о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза), некоммерческого партнерства.

Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

8. Кто может быть учредителем некоммерческой организации?

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона «О некоммерческих организациях» создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя).

При этом, как установлено в статье 15 указанного федерального закона Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

Не может быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации:

иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.

Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом.

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

9. Что является местом нахождения некоммерческой организации?

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ, место нахождения юридического лица, в том числе и некоммерческой организации, определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Место нахождения некоммерческой организации должно быть указано в ее учредительных документах.

10. Могут ли некоммерческие организации открывать филиалы и представительства?

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом установлено, что филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть из них, в том числе функции представительства.

Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.

Следует учитывать, что филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.

Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.

Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Ответственность за деятельность своих филиала и представительства несет создавшая их некоммерческая организация.

11. Какие требования установлены законом к органам управления некоммерческой организации?

Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (статья 28) установлено, что структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с вышеназванным Федеральным законом и иными федеральными законами.

При этом статьями 29-30 указанного федерального закона установлена следующая классификация органов управления некоммерческой организацией:

— постоянно действующий коллегиальный орган управления;

Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

— общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Для фонда этот орган определяется в соответствии с уставом.

Как установлено законом, основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией – обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

К компетенции высшего органа управления отнесено решение наиболее важных вопросов деятельности некоммерческой организации:

— изменение устава некоммерческой организации;

— определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

— образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

— утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

— утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

— создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

— участие в других организациях;

— реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого могут быть отнесены следующие вопросы:

— утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

— утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

— участие в других организациях.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, не могут быть переданы на разрешение другим органам, в том числе постоянно действующему коллегиальному органу управления.

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации.

12. Какова ответственность учредителей некоммерческой организации и ее должностных лиц?

В Гражданском кодексе РФ (ст.56) закреплено общее правило, согласно которому учредитель юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя. Исключение из этого правила может быть предусмотрено самим Кодексом либо учредительными документами юридического лица. Это объясняется тем, что юридическое лицо имеет обособленное имущество (т.е. отделенное от имущества учредителей) и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

Примером ответственности учредителей (членов) некоммерческой организации является предусмотренная ст.123 Гражданского кодекса РФ (ст.12 ФЗ «О некоммерческих организациях») субсидиарная (дополнительная) ответственность члена ассоциации (союза) по обязательствам юридического лица, в случае его выхода.

Субсидиарная ответственность предусмотрена и для собственника учреждения. Это объясняется тем, что учреждение не является собственником закрепленного за ним имущества. Учреждение полностью или частично финансируется собственником и отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность будет нести собственник имущества учреждения (ст. 120 Гражданского кодекса РФ, ст.9 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В случае принудительной ликвидации некоммерческой организации решением суда обязанности по осуществлению ликвидации этой организации могут быть возложены на учредителей этой организации (ст.61 Гражданского кодекса РФ).

Должностные лица некоммерческой организации на общих основаниях несут ответственность за соблюдение законодательства Российской Федерации. Они могут нести гражданско-правовую, налоговую, административную, а также уголовную ответственность.

Лицо, которое выступает в силу закона или учредительных документов от имени некоммерческой организации (например, лицо, являющееся его исполнительным органом), должно действовать от имени организации добросовестно и разумно. В противном случае учредители вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных недобросовестными действиями (бездействием) такого лица.

Некоммерческие организации

  • Предпринимательское право и предпринимательская деятельность
  • Предпринимательские правоотношения

Некоммерческая организация

Некоммерческие организации отличаются от коммерческих целями своей деятельности.

Определение некоммерческих организаций дано в ст. 50 ГК РФ. Они рассматриваются как организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Организационной-правовые формы некоммерческих организаций

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

В ГК РФ (ст. 116-121) предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

  • потребительские кооперативы;
  • общественные и религиозные организации;
  • фонды;
  • учреждения;
  • объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Потребительские кооперативы

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив» или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество» (ст. 116 ГК РФ). Отличие потребительского кооператива от производственного заключается в том, что он не является коммерческой организацией, хотя при определенных условиях может иметь характерные для нее признаки.

Общественные и религиозные организации (объединения)

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные образования граждан, в установленном законом порядке объединившиеся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Общественные организации создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118-119 ГК РФ).

Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Учреждение — это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Учреждение полностью или частично финансируется собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Объединения юридических лиц — это ассоциации и союзы, которые создаются в целях:

  • координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций;
  • защиты общих имущественных интересов коммерческих организаций;
  • координации защиты интересов.

Учредительными документами ассоциаций (союзов) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Члены ассоциаций (союзов) сохраняют свою самостоятельность и право юридического лица (ст. 121-123 ГК РФ).

Особенности некоммерческих организаций

В федеральном законе Российской Федерации № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» определено, что некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на приобретение общественных благ. Закон имеет общее значение и распространяется на все формы некоммерческих организаций (исключение составляют потребительские кооперативы и частично религиозные организации).

Некоммерческие организации могут быть созданы только в определенных организационно-правовых формах, предусмотренных действующим законодательством. Таких форм установлено более двух десятков (рис. 7.1).

Отличительными особенностями некоммерческих организаций являются их бесприбыльная деятельность, ориентация на социальный эффект, необязательность принятия формы юридического лица, ограничения в процедуре банкротства.

Некоммерческие организации функционируют (так же, как и коммерческие) в качестве юридически независимых и хозяйственно-самостоятельных субъектов. Они имеют в своем хозяйственном ведении имущество. Материальную базу некоммерческих организаций могут формировать членские взносы (потребительские кооперативы), носящие регулярный характер, также возможны и добровольные взносы в виде пожертвований, грантов и т. п. Любая некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся в ее собственности. Однако деятельность некоммерческих организаций направлена не на максимизацию прибыли от использования имущества, а на реализацию общественной миссии, достижение тех или иных общественных целей, выраженных в программах и проектах.

В то же время не все формы некоммерческих организаций соответствуют такому критерию, как «нераспределение прибыли между участниками».

Например, потребительские кооперативы, относимые ГК РФ к некоммерческим организациям, могут распределять полученные от предпринимательской деятельности доходы между своими членами. В связи с этим на потребительские кооперативы не распространяется пункт 3 ст. 1 федерального закона «О некоммерческих организациях», а их деятельность помимо ГК регламентируется рядом специальных законов (закон РФ от 19 июня 1992 г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», законом РФ от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации», законом РФ от 15 июня 1996 г. «О товариществах собственников жилья» и др.).

Законодательно некоммерческим организациям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, если доходы от этой деятельности направляются на достижение целей, ради которых они созданы.

Данная деятельность для многих некоммерческих организаций является вынужденной и осуществляется для поддержания нормальных условий работы. При необходимости расширения предпринимательской деятельности некоммерческие организации вправе быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, цели которых могут вовсе не соответствовать целям некоммерческих организаций.

Существенным отличием некоммерческих организаций от коммерческих является возможность их функционирования без государственной регистрации. Законодательство РФ о некоммерческих организациях допускает существование без государственной регистрации некоторых разновидностей общественных организаций, учреждений, движений, фондов и органов общественной самодеятельности. В данном случае организации функционируют не имея прав юридического лица и не являясь субъектами гражданских правоотношений (не могут иметь в собственности или в оперативном управлении имущество, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь счета в банках, печать и т. п.).

В отличие от коммерческих организаций не ко всем некоммерческим организациям может быть применена процедура банкротства. Так, в федеральном законе № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» оговорено, что действие данного закона не распространяется на учреждения, политические партии и религиозные организации. Особенность ликвидации некоммерческих организаций заключается в отсутствии механизма раздела имущества.

Несмотря на то, что некоммерческие организации создаются на неопределенный срок, федеральный закон «О некоммерческих организациях» допускает возможность создания организации с ограниченным сроком действия, необходимым для достижения поставленных целей.

В остальном к некоммерческим организациям предъявляются те же требования, что и к коммерческим, например, получение лицензии для осуществления некоторых видов деятельности. Действие федерального закона № 128-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в полной мере распространяется и на некоммерческие организации.

Особенности организации финансов некоммерческих организаций

Особенности некоммерческих организаций находят отражение в формировании, распределении и контроле за финансовыми ресурсами. Основными финансовыми документами в некоммерческих организациях являются финансовый план, а также сметы отдельных проектов, мероприятий и программ. Утверждение финансового плана и внесение в него изменений находятся в компетенции высшего органа управления некоммерческой организации.

Финансовая деятельность некоммерческой организации осуществляется в рамках финансового плана или сметы. Наиболее распространенная форма финансового плана — бюджет.

Финансовый план — основной документ, характеризующий объем, состав и структуру финансовых ресурсов некоммерческой организации. В финансовом плане отражаются источники финансирования и направления использования финансовых ресурсов на определенный временной период.

В настоящее время наиболее популярной формой финансового плана некоммерческой организации является бюджет.

На практике используется четыре вида бюджетов:

  • текущий бюджет, который отражает запланированные доходы и расходы некоммерческой организации обычно на финансовый год и объединяет все программы, проекты и административные расходы;
  • бюджеты заявок на гранты или контракты (это бюджеты по одной программе или проекту, финансирование которых происходит из разных источников);
  • бюджет наличных средств (это краткосрочный бюджет, составленный на основе движения наличности, используемый организацией для своевременной оплаты текущих счетов, выплаты заработной платы);
  • бюджеты по основным средствам, не имеющие официального названия и используемые крупными структурами, так как в них планируются крупные расходы по замене или приобретению капитального имущества.

Разработка бюджетов есть ничто иное, как логическое и обоснованное распределение финансовых ресурсов по программам и проектам некоммерческой организации. Бюджеты являются одним из основных управленческих документов некоммерческой организации.

Составление бюджета некоммерческой организации

Составление бюджета базируется на принципах программно-целевого планирования:

  • на основании данных о прошлых периодах деятельности;
  • на основании расчетов потребности в ресурсах;
  • на реализации уставных задач исходя из имеющихся финансовых ресурсов.

В настоящее время применяются три подхода к составлению бюджетов некоммерческих организаций.

Первый подход предполагает планирование на основе данных предыдущего периода деятельности некоммерческой организации. Он подходит для стабильно действующих организаций, не собирающихся вносить кардинальные изменения в свою деятельность.

Второй подход наиболее предпочтителен для организаций, начинающих или осваивающих новые проекты или программы, т. е. не имеющих данных за предыдущий период по этим направлениям деятельности. Он основан на расчете и оценке потребностей организации в материально-техническом обеспечении с применением экспертных оценок предполагаемых расходов.

Третий подход соединяет в себе первые два. В его основе — соединение данных, полученных от предыдущего периода работы организации, и расчетные элементы для начала новой деятельности.

Исходя из алгоритма разработки программ и проектов некоммерческие организации определяют потребности в материальных и трудовых ресурсах, финансовые затраты и объем финансовых ресурсов.

На рис. 7.2 представлена последовательность процедуры определения финансовых ресурсов в зависимости от поставленных целей где , , … — цели; — комплекс мероприятий, направленных на достижение ; — ресурсы, необходимые для выполнения .

Рис 7.2. Последовательность этапов определения ресурсной базы

На первом этапе задаются стратегические цели, на втором — определяются пути реализации выработанных целей, на третьем — оценивается и определяется ресурсная финансовая база.

На рис. 7.3 представлена схема определения финансовых ресурсов на основе анализа имеющихся или предполагаемых ресурсов, необходимых для достижения целей, где — наличие финансовых ресурсов; , … — комплекс мероприятий, направленных на освоение ; , … — цель или цели, достижение которых возможно при наличии и выполнении .

Рис. 7.3. Последовательность этапов оценки возможности достижения цели

На рис. 7.3 показана процедура принятия решения, где на первом этапе анализируются имеющиеся финансовые ресурсы. На втором этапе идут постановка комплекса задач и поиск путей их реализации, исходя из имеющихся ресурсов. На третьем этапе выбираются цели, достижение которых возможно при имеющихся финансовых ресурсах.

Источники финансов некоммерческих организаций

Ст. 26 закона «О некоммерческих организациях» предусмотрены основные источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций:

  • регулярные и (или) единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие поступления, не запрещенные законом.

Основным источником финансовых ресурсов являются различные поступления.

Регулярные взносы могут поступать либо в виде членских взносов в некоммерческих организациях, имеющих членство, либо в виде частичного или полного финансирования собственником созданного учреждения. Вступительные и членские взносы являются характерным источником финансирования для общественных объединений, их союзов и ассоциаций, благотворительных организаций, основанных на членстве. За счет этих средств покрываются административно-хозяйственные расходы. Размер взносов и поступлений определяется учредительными документами или решением органов управления, либо в соответствии с решением собственника (для учреждений).

Единовременные поступления обычно вносятся учредителями (участниками) помимо вступительных и регулярных взносов. Они могут носить целевой характер, если переданы на выполнение определенных проектов и программ. Но возможна и нецелевая передача имущества на осуществление уставной деятельности некоммерческой организации.

Пожертвования — основная форма финансовых поступлений.

Пожертвования отличаются от добровольных взносов тем, что поступают от любого лица, не являющегося учредителем (участником) некоммерческой организации. Пожертвования могут быть как целевыми, так и не предназначенными для определенных целей. В качестве пожертвований некоммерческой организации могут быть переданы различные вещи, ценные бумаги, а также денежные средства. Законодательство не содержит специальных ограничений по видам имущества, которое может быть пожертвовано некоммерческой организации (естественно, за исключением имущества, которое изъято из оборота или ограничено в обороте).

Некоммерческая организация самостоятельно определяет направления и способы использования полученных средств в соответствии с законодательством и уставом. В этом случае, если благотворительное пожертвование выделяется в денежной форме, не менее 80% этих средств должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента их получения. Иной порядок использования благотворительных пожертвований возможен при условии, что это установлено благотворителем или благотворительной программой.

Доходы от предпринимательской деятельностью, как правило, не связаны с уставной.

Доходы от предпринимательской деятельности некоммерческой организации составляют:

  • плата за аренду имущества;
  • проценты по вкладам в банках;
  • доходы от реализации (отчуждения) имущества;
  • доходы от размещения рекламы на имуществе некоммерческих организаций и т. д.

Смета некоммерческой организации

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Смету как форму финансового плана используют, как правило, при отсутствии у юридического лица собственных средств дохода, а его финансирование носит целевой характер, направленный на покрытие расходов, не относящихся к производственной деятельности.

Смета представляет собой документ, определяющий стоимость выполненных некоммерческой организацией программ и проектов, а также величину расходов на содержание аппарата управления некоммерческой организации.

Смета составляется руководством некоммерческой организации, утверждается соответствующим органом управления (попечительским советом, собранием участников и т. п.) и служит для планирования и учета объемов принятых к реализации программ и проектов, для организации своевременных расчетов с исполнителями.

По каждой программе или проекту составляется собственная смета на весь комплекс работ, выполняемых как собственными силами некоммерческой организации, так и привлеченными исполнителями. Сводная смета составляется путем объединения отдельных или локальных смет. Если порядок выполнения программы или проекта предусматривает несколько этапов, то на каждый этап составляется своя смета.

Сметное финансирование обеспечивает:

  • достижение целей деятельности некоммерческой организацией в рамках данной деятельности;
  • накладные и административно-управленческие расходы;
  • расходы на предпринимательскую деятельность.

Особенность сметы — жесткое лимитирование статей расходов некоммерческой организации и согласование их с финансовыми возможностями участников некоммерческой организации и жертвователей. Особенностью сметного финансирования является расходование денежных средств в точном соответствии с целевым назначением расходов и их лимитами, установленными на этапе распределения имеющихся ресурсов. Таким образом, смета — основной плановый документ для финансирования расходов некоммерческой организации ее собственником, участниками или жертвователями ввиду особенности ее места и роли в общественно-экономической жизни государства, поскольку ее деятельность направлена на безвозмездное предоставление общественных благ социального характера. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета отражает односторонний характер финансовых отношений с внешними источниками финансирования, выражающийся в расходовании получаемых денежных средств.

Расходы и доходы некоммерческой организации

Смета состоит из доходной и расходной частей с постатейной разбивкой каждой.

Доходная часть сметы — это всевозможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые. Доходная часть сметы некоммерческой организации формируется с делением ее по программам (проектам) и прочим поступлениям.

Расходная часть сметы сгруппирована по направлениям расходов, определенных финансовым планом или спецификой деятельности организации.

Расходы по направлениям деятельности некоммерческих организаций делятся на три основные группы:

  • расходы на уставную некоммерческую деятельность (расходы на программы или проекты, осуществляемые организацией в рамках данной деятельности);
  • накладные и административно-управленческие расходы;
  • расходы на предпринимательскую деятельность.

Все расходы, направленные на поддержание функционирования самой организации и ее административно-управленческого аппарата, являются текущими. Расходы на ведение уставной деятельности и выполнение целевых программ для некоммерческих организаций законодательно не регламентированы и ограничены только сметами и финансовыми возможностями. Расходы на содержание аппарата управления некоммерческой организации ограничены 20% и должны быть строго распределены. Превышение данных расходов расценивается контролирующими органами как нецелевое использование средств.

Расходы некоммерческой организации делятся на прямые и косвенные.

Расходы, которые непосредственно связаны с определенными направлениями деятельности или программами в некоммерческой организации, являются прямыми и относятся за счет этих видов деятельности или программ.

Однако в текущей деятельности некоммерческих организаций возникают расходы, которые не могут быть прямо отнесены к какому-либо виду деятельности. Например, расходы по содержанию зданий, помещений, автотранспорта, аренде помещений, оплате труда административно-управленческого персонала и др. Данные расходы носят общехозяйственный характер и являются общими для всех видов деятельности. Исходя из экономического содержания данных расходов и особенностей финансирования некоммерческих организаций, они должны быть распределены между всеми видами деятельности, включая предпринимательскую, если она ведется в организации.

Определение величины общехозяйственных расходов опирается на принципы финансирования, как и расходы по отдельным программам и проектам. При отсутствии доходов от предпринимательской деятельности размер общехозяйственных расходов не может превышать 20 % от общей стоимости выполняемых целевых программ и проектов. Исходя из заданного лимита финансирования определяется планируемая величина по каждой статье общехозяйственных расходов. Если некоммерческая организация имеет доход от предпринимательской деятельности, то полученная прибыль исходя из положений закона «О некоммерческих организациях» является целевым источником финансирования. Поэтому некоммерческая организация при определении финансового результата обязана уплатить налог на прибыль, а затем оставшуюся чистую прибыль использовать в качестве источника покрытия расходов, связанных с целями своей деятельности. На финансирование хозяйственных расходов из чистой прибыли может быть направлено не более 20%, если некоммерческая организация выполняет какие-либо социальные программы или проекты, или в размере, определенном высшим органом управления (собранием участников, попечительским советом и т. п.). Таким образом, порядок планирования текущих расходов аналогичен порядку определения расходов по выполняемым программам или проектам: сначала определяется допустимая величина текущих общехозяйственных расходов (лимит финансирования), а затем — величина каждой статьи этих расходов. Степень детализации статей расходов также определяется самой организацией

К расходам по содержанию некоммерческой организации относятся:

  • оплата командировок и служебных поездок;
  • заработная плата административно-управленческого персонала;
  • отчисления в фонды социального страхования;
  • канцелярские и хозяйственные расходы;
  • расходы на приобретение оборудования и инвентаря;
  • капитальный и текущий ремонт;
  • арендная плата;
  • оплата за телефон;
  • почтово-телеграфные расходы;
  • расходы на проведение обязательного аудита;
  • амортизационные отчисления;
  • оплата коммунальных услуг;
  • расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • прочие расходы.

Таким образом, особенности финансов некоммерческих организаций определяются спецификой их деятельности, базирующейся на потреблении совокупного общественного продукта, создаваемого в коммерческом секторе экономики. Источниками финансирования некоммерческих организаций, как правило, могут быть взносы ее участников и пожертвования. Прибыль, получаемая некоммерческой организацией в процессе предпринимательской деятельности, в соответствии с законодательством является источником целевых расходов. В связи с этим она подлежит обложению налогом на прибыль и затем уже может быть использована в соответствии с целями организации. Неопределенность размеров и регулярность денежных поступлений предъявляют особые требования к финансовому планированию в некоммерческой организации. Оно опирается на принципы программно-целевого планирования, сметного планирования и ориентировано на достижение конечных результатов.