Новости регистрации прав на недвижимое имущество

Росреестр напомнил, что для регистрации прав на недвижимость не нужно предоставлять выписку из ЕГРН

Ведомство на своем официальном сайте разъяснило нюансы проведения процедуры государственной регистрации недвижимого имущества, а также напомнило о функциях личного кабинета на своем официальном сайте. В частности, Росреестр отметил, что регистрации прав на недвижимость заявитель не прикладывает к заявлению выписку из ЕГРН, поскольку ведомство самостоятельно проверяет сведения об объекте. При этом полный перечень документов, необходимый для регистрации прав на недвижимость зависит от вида учетно-регистрационного действия.

Так, для осуществления госрегистрации сделки купли-продажи земельного участка с расположенным на нем зданием, где сторонами договорами являются юрлица, в частности, понадобятся:

  • заявление о госрегистрации;
  • оригинал документа, удостоверяющего личность представителя юрлица;
  • договор об отчуждении объекта недвижимости;
  • закладная и документы, названные в закладной в качестве приложений (ч. 1, ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Также Росреестр обратил внимание, что владелец недвижимости может узнать информацию о принадлежащем ему объекте недвижимости через свой личный кабинет: кадастровом номере, адресе, площади, кадастровой стоимости, а также сведения о правах (дате и номере регистрации), ограничениях и обременениях прав. Кроме того, с помощью указанного сервиса правообладатель может также подать заявление о невозможности проведения сделок с принадлежащей ему недвижимостью без его личного участия. Чтобы воспользоваться личным кабинетом, нужно авторизоваться с помощью учетной записи единого портала госуслуг.

Новости регистрации прав на недвижимое имущество

В рамках реализации Плана мероприятий («Дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 01.12.2012г. №2236-р (далее – Дорожная карта), в сфере государственной регистрации прав проведен ряд мероприятий, направленных на оптимизацию процедуры государственной регистрации прав и повышение качества оказания государственных услуг по государственной регистрации прав.
С 31 декабря 2014 года срок государственной регистрации исчисляется рабочими днями и с этого момента предельный (максимальный) срок осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляет 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для ее проведения. Данный срок является общим практически для всех категорий дел, в том числе:
— для государственной регистрации ранее возникшего права, осуществляемой одновременно с государственной регистрацией перехода права на объект недвижимости в связи с его отчуждением по договору купли-продажи, дарению, договору пожизненного содержания с иждивением;
— для государственной регистрации первого договора участия в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Аналогичный срок (10 рабочих дней) установлен для нахождения документов в статусе непринятых к рассмотрению при подаче документов на государственную регистрацию без документа об уплате государственной пошлины, по истечении которого в случае отсутствия информации об уплате государственной пошлины представленные документы возвращаются заявителю без рассмотрения лично или направляются ему посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.
Также сокращен срок государственной регистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов: с 31 декабря 2014 года регистрация прав на основании таких документов проводится не позднее чем в течение трех рабочих дней, следующих за днем приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации. Ранее максимальный срок регистрации на основании нотариально удостоверенных документов составлял 6 рабочих дней.
Остался без изменений срок государственной регистрации:
— ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений (15 рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации),
— ипотеки жилых помещений (5 рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации),
— последующих договоров участия в долевом строительстве (5 рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации).
Сроки государственной регистрации будут сокращаться и далее. Дорожной картой предусмотрено поэтапное сокращение до 2018 года сроков государственной регистрации до 7 дней.
Другим важным нововведением является сокращение процедур, необходимых для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Так, в 2014 году из Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» исключено положение об обязательном представлении юридическими лицами нотариально удостоверенных копий учредительных документов. На государственную регистрацию могут быть представлены копии учредительных документов, заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица. Еще раньше из перечня документов, необходимых для государственной регистрации, была исключена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц. Данный документ получается регистрирующим органом самостоятельно в порядке межведомственного электронного взаимодействия с федеральными органами государственной власти. Данные нововведения позволили организациям существенно снизить временные и финансовые расходы при оформлении прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Большое значение в повышении качества оказания государственных услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и прозрачности ее осуществления, а также уменьшении коррупционной составляющей, имеет проводимая Росреестром работа по информированности граждан и организаций о процедуре получения услуг по государственной регистрации прав. Так, на сайте Росреестра: https://rosreestr.ru размещены сведения о процедуре получения услуг по регистрации прав, получения сведений из Единого государственного реестра прав, о способах получения услуг, необходимых для государственной регистрации документах, сроках предоставления услуг, размерах государственной пошлины, стандартах оказания государственных услуг.
На сайте Росреестра размещена и другая полезная для граждан и организаций информация: нормативно-правовые основания предоставления государственных услуг, информационные письма по вопросам государственной регистрации прав, общие требования к документам, основания приостановления государственной регистрации прав, основания для отказа в государственной регистрации прав, формы заявлений о государственной регистрации и образцы их заполнения, реквизиты и образцы платежных документов.
Перечни документов, необходимых для регистрации прав, и общие требования к ним, основания приостановления государственной регистрации прав, основания для отказа в государственной регистрации прав, формы заявлений о государственной регистрации и образцы их заполнения, реквизиты и образцы платежных документов, размещены в офисах Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ульяновской области, Областного государственного автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области», в местах непосредственного приема граждан и организаций.
Уважаемые заявители, в целях экономии своего времени пользуйтесь сайтом Росреестра и информацией, размещенной в офисах Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ульяновской области, Областного государственного автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области».

Заместитель начальника отдела правового обеспечения
Управления Росреестра по Ульяновской области
Елисеева Л.В.

Новый порядок госрегистрации недвижимости: успеть по-быстрому

1 января 2017 года вступает в силу новый закон о государственной регистрации недвижимости. Предполагается, что его нормы позволят гражданам и юридическим лицам быстрее и проще регистрировать свое имущество. На первый взгляд, это действительно так: сроки регистрации прав и постановки на кадастровый учет сократятся почти вдвое, саму регистрацию можно будет осуществлять в любом регионе вне зависимости от местанахождения объекта, а некоторые записи будут вноситься в реестр автоматически. Однако практикующие юристы считают, что с применением некоторых новых норм могут возникнуть трудности, и рекомендуют зарегистрировать права и поставить объект на кадастровый учет по старым правилам – время сделать это еще есть.

Нормативно-правовое регулирование

Фактически с 1 января 2017 года отношения по регистрации недвижимости будут регулироваться сразу тремя законами: новым законом о государственной регистрации недвижимости и действующими сейчас законами о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и о государственном кадастре недвижимости (ч. 4 ст. 72 нового закона о государственной регистрации недвижимости). Директор по правовым вопросам BIND Therapeutics Татьяна Ситнова рекомендует особенно внимательно отнестись к перечню документов, которые необходимы для регистрации и учета: «Они немного различаются в разных законах, но друг другу не противоречат – а значит, надо будет предоставлять их все».

Ведение Единого государственного реестра недвижимости

Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и Государственный кадастр недвижимости (ГКН) будут объединены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Для этих целей из федерального бюджета планируется выделить 4851 млн руб. Однако бывает, что сведения в ЕГРП и ГКН часто не совпадают, например, новосибирская дорога с газоном, деревьями и кустарником была отмечена в ЕГРП как объект недвижимости (см. «Газон как недвижимость: ВС разрешил дело о записи в ЕГРП»), а в Кемерово недвижимостью чуть было не признали теплоход, переоборудованный под кафе (см. «Из корабля в ресторан: ВС объяснил, почему бывший теплоход – не объект недвижимости»). Чтобы в новом реестре появилась правильная запись, есть смысл проверить ЕГРП и ГКН (и при необходимости исправить данные, указанные там) до начала следующего года. При этом вестись ЕГРН будет исключительно в электронной форме. «Бумажки о собственности» Росреестр с 15 июля также не выдает.

Год назад суды подчеркивали, что «в совокупности записи реестра должны соответствовать правоустанавливающим и другим документам, представляемым на государственную регистрацию, а сведения, указанные в свидетельстве о государственной регистрации права, – записям в реестре» (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2015 года по делу № А39-5198/2013). Теперь возможна ситуация, что если с записью в реестре что-то случится, при отсутствии свидетельства у собственника могут возникнуть сложности с доказыванием факта регистрации своих прав. «Чтобы этого не произошло, я бы советовал периодически запрашивать выписки из реестров и хранить их у себя. Но будьте готовы к тратам – одна бумажная выписка об объекте недвижимости из ЕГРН обойдется для граждан минимум в 750 руб., для юридических лиц – в 2200 руб.», – предупреждает генеральный директор компании «ЮрПартнерЪ» Антон Толмачев.

Достоверность сведений

В новом законе декларируется принцип достоверности сведений, содержащихся в ЕГРН. «Однако на деле оказывается, что речь идет только о достоверности предоставляемых данных. Если, например, в реестре отсутствует информация об охранной зоне инженерных коммуникаций, водоохранной зоне или иных ограничениях, то это вовсе не означает, что их там нет. Соответственно грош цена такой достоверности», – заявляет партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Виталий Можаровский.

Год назад ФСБ предложила ограничить доступ третьих лиц к персональным данным владельцев недвижимости. Хотя Кабмин заморозил этот законопроект (см. «Кабмин заморозил законопроект ФСБ о засекречивании ЕГРП»), на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов все еще идут его общественные обсуждения и независимая антикоррупционная экспертиза. «Не предусмотренное никакими законами кодирование в ЕГРП имен высокопоставленных чиновников и настойчивые попытки вообще закрыть информацию о собственниках – ну о какой достоверности здесь можно говорить?» – задается вопросом Можаровский.

Действительно, с конца 2015 года фамилии высокопоставленных чиновников стали исчезать из действующих реестров. Так, сообщения об этом поступали из Фонда борьбы с коррупцией и Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси интернешнл». Тем не менее, очевидно: запись о том, что тот или иной особняк принадлежит просто «физическому лицу» (а не Иванову Ивану Ивановичу), вовсе не означает, что он является ничейным.

Срок регистрации недвижимости

Сегодня регистрация прав и кадастровый учет занимают по 10 рабочих дней соответственно (12 рабочих дней – при подаче документов через МФЦ). После вступления в силу нового закона срок регистрации сократится до семи рабочих дней (девять – при подаче документов через МФЦ), а срок постановки на кадастровый учет – до пяти рабочих дней (семь – при подаче документов через МФЦ). Если же регистрация прав и постановка на кадастровый учет будут проходить одновременно, то их общий срок составит 10 рабочих дней (12 рабочих дней – через МФЦ). «Это, конечно, хорошо», – замечает юрист сервиса «Конструктор документов FreshDoc.ru» Алина Тухватуллина. «Но как бы такая оперативность не привела к ошибкам регистратора при проведении правовой экспертизы сделки. Тем более, что нагрузка на Росреестр только возрастает», – опасается эксперт. Чтобы этого избежать, она советует провести горящие сделки и регистрацию ранее возникших прав уже сейчас. «Сроки регистрации прав и проведения кадастрового учета постоянно снижаются. Но я всегда выступаю за одно: допустим, пусть срок составляет не пять дней, а 10, но этот срок будет реальным. А не так, что написано пять дней, а в действительности регистраторы используют какие-то лазейки, и этот срок становится уже другим», – высказался начальник управления Департамента ПАО «Газпром» Алексей Харламов.

Экстерриториальность

С 1 января 2017 года у граждан и юридических лиц появится возможность подавать документы в любое отделение Росреестра вне зависимости от того, где расположен объект недвижимости. Это очень удобно для компаний, которые имеют огромное количество помещений и один головной офис, например, в Москве или Санкт-Петербурге. «Все очень долго ждали этого нововведения. Вот только вызывает опасение поток заявлений на регистрацию региональных объектов недвижимости в крупных городах – боюсь, он может взорвать технические и физические возможности регистраторов», – считает Ситнова.

Ввод объекта в эксплуатацию

Существующая сейчас практика в целом допускает получение разрешения на ввод в эксплуатацию вновь созданного объекта, даже если срок аренды земельного участка, предоставленного для строительства этого объекта, закончился. Однако после 1 января 2017 года это станет невозможным – в новом законе прямо указано, что ввод в эксплуатацию должен быть осуществлен в пределах срока действия соответствующего договора. А вот зарегистрировать право на такой объект можно будет уже после окончания аренды. «Учитывая, что с прошлого года земельное законодательство существенно ограничивает сроки и возможности продления договоров аренды для целей строительства, застройщикам следует очень внимательно отнестись к указанному нововведению. Ведь теперь в пределах срока аренды нужно будет не только успеть собственно достроить объект, но еще и оставить для уполномоченных органов достаточно времени на выдачу всей разрешительной документации», – предостерегает старший юрист Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Антон Алексеев.

Запись об образовании земельного участка

«Если вы планируете приобрести земельный участок, образуемый из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, при подаче заявления о государственном кадастровом учете после 1 января 2017 года рекомендую обязательно приложить к нему заявление о государственной регистрации права собственности», – советует управляющий партнер Адвокатского бюро «Мурашов, Яшин и партнеры» Денис Мурашов. Дело в том, что после вступления в силу нового закона при кадастровом учете земельных участков по умолчанию будет вноситься запись о том, что эти участки образованы из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена. Это означает, что такая земля принадлежит государству, однако пока не определено – муниципалитету, региону или Российской Федерации. Если это не так и собственником земли в соответствии с правоустанавливающими документами является, например, юридическое лицо, его права могут быть нарушены. «Кроме того, перед приобретением такого участка обязательно поинтересуйтесь, на основании каких документов была внесена соответствующая запись в ЕГРН», – добавляет Мурашов.

Новый закон о государственной регистрации недвижимости, по мнению экспертов, имеет не только позитивные, но и весьма неоднозначные нормы. Таким образом, гражданам стоит серьезно задуматься: имеет ли смысл ждать его вступления в силу или, может, лучше поскорее зарегистрировать свои права на недвижимость, пока еще действуют прежние правила?

Системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним исполнилось 20 лет

Законодатели, представители института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также люди, лично причастные к его становлению, подвели итоги работы системы и обсудили перспективы ее развития в рамках расширенного совещания Комитета по государственному строительству и законодательству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, которое прошло 31 января 2018 года.

Модератором совещания выступил председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, один из авторов закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принявший непосредственное участие в создании Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра).

Выступая перед коллегами, Павел Крашенинников напомнил, что потребность в полноценной публичной системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество появилась в России в начале девяностых годов XX века. Закон о госрегистрации обеспечил гарантии и защитил права собственности граждан, организаций и государства, создал условия для предупреждения и пресечения правонарушений в сфере оборота недвижимости.

«Система государственной регистрации прав на недвижимость – по сути, фундамент гражданского общества», — подчеркнул Павел Крашенинников. – «Сегодня здесь присутствуют люди, которые принимали непосредственное участие и в подготовке этого «фундамента», и в создании российского института государственных регистраторов, который имел и всегда будет иметь колоссальное значение для всего общества».

Начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов, также принявший участие в становлении института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, напомнил, что создание системы государственной регистрации было непростым опытом, а работа над системой проходила в постоянных спорах и поисках путей решений крайне сложных вопросов. Однако сегодня этот опыт помогает в других сферах, например, в модернизации системы строительной экспертизы, создании новых информационных систем, таких, как ФГИС ЦС и ЕГРЗ, оператором которых является Главгосэкспертиза России.

«Я и мои коллеги, используя не только современные разработки, но и многие основные подходы, заложенные при формировании системы государственной регистрации прав на недвижимость, применяем их уже в несколько ином формате, работая теперь с объектами капитального строительства. Внедрение электронных услуг и создание новых информационных систем, которые сегодня используются в строительной отрасли, были бы крайне сложными без того опыта, который мы получили во время работы над формированием системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество», — заметил Игорь Манылов.

Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации — руководитель Росреестра Виктория Абрамченко рассказала, что в настоящее время система находится в стадии существенной трансформации.

«Сегодня регистратор прав – это не просто специалист в области учета, но и в области информационных технологий. Отдельно хочется выразить большую благодарность людям, стоявшим у истоков создания системы», — сказала глава Росреестра.

Также в мероприятии приняли участие первый заместитель начальника Главгосэкспертизы России Вадим Андропов, который с 2009 по 2014 годы работал заместителем руководителя Росреестра, начальник отдела аттестации экспертов Главгосэкспертизы России Сергей Харламов, до этого — ректор Российского института государственных регистраторов при Министерстве юстиции Российской Федерации, а также начальник Екатеринбургского филиала Главгосэкспертизы России Вадим Хохлов, в прошлом возглавлявший Управления Росрегистрации по Вологодской области и Республике Башкортостан.

Кроме того, в совещании приняли участие заместитель руководителя Росреестра Галина Елизарова, первый в истории России государственный регистратор Вячеслав Огородников и другие.

Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступил в силу 31 января 1998 года и стал основой российской системы регистрации прав на недвижимость. За двадцать лет система госрегистрации претерпела колоссальные изменения. В стране сформировалась база учреждений, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость, на всей территории Российской Федерации был введен единый порядок осуществления госрегистрации, также был сформирован Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Позже был запущен в эксплуатацию Единый Государственный кадастр недвижимости. На базе Росрегистрации образована Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, создана объединенная система кадастрового учета объектов недвижимости, а поправками в Гражданский кодекс Российской Федерации закреплены принципы проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра, что обеспечило защиту прав участников гражданского оборота.

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который юридически закрепил объединение системы регистрации прав на недвижимость и системы кадастрового учета объектов недвижимости. В эксплуатацию был запущен Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), создание которого существенно упростило регистрационные процедуры и сократило их сроки.

Новости регистрации прав на недвижимое имущество

Проект направлен на упрощение, ускорение и удешевление процедур, необходимых к проведению для регистрации прав собственности и защиты интересов собственника.

Цели проекта

  • Объединение по принципу «одного окна» всех видов учета объектов недвижимости и государственной регистрации права собственности.
  • Установление исключений из заявительного порядка регистрации в случаях, предусмотренных законом (например, автоматическая регистрация изменений при поступлении сведений из ФНС при универсальном правопреемстве).
  • Усиление ответственности органов, осуществляющих учет и государственную регистрацию прав, за совершение противоправных действий.
  • Создание механизма компенсационных выплат в случаях утраты собственником недвижимого имущества, в том числе по вине регистрирующих органов.

Дорожная карта

Контрольные показатели

Материалы мониторинга

  • Дорожная карта
  • Протоколы
  • Нормативно-правовые акты
  • Отчеты

Рабочая группа

Романов Павел Николаевич

Руководитель рабочей группы

Генеральный директор
ООО «УК Земельное развитие», член Клуба Лидеров

Лебедев Данила Валентинович Заместитель руководителя рабочей группы, генеральный директор ЗАО «Коммерцэстейт», член Клуба Лидеров

Усович Лариса Владимировна Заместитель руководителя рабочей группы, генеральный директор ООО «Центр развития континентального права»

Бабкин Павел Сергеевич Директор ГБУ МО «Центр кадастровой оценки»

Баранова Марина Владимировна Росреестр, заместитель руководителя

Беднягин Александр Павлович Генеральный директор ГУП МО «МОБТИ»

Береговских Анна Николаевна Генеральный директор ООО «Институт Территориального Планирования «Град»

Борцов Дмитрий Валерьевич ООО «ЭйТи Консалтинг», директор практики прикладных систем поддержки государства

Бутовецкий Алексей Игоревич Директор департамента недвижимости Минэкономразвития

Война Андрей Петрович Партнер QBF, член Клуба Лидеров

Елисеев Олег Николаевич Генеральный директор ООО «ТехноКад»

Журба Виктор Викторович Генеральный директор ООО «Холдинг КиПиАй»

Ивакин Андрей Иванович ЗАО ГК «РЕНОВА», заместитель директора по взаимодействию с органами государственной власти и международным отношениям

Кизякин Егор Сергеевич Заместитель директора ГБУ МО «Центр кадастровой оценки»

Кислов Виктор Степанович Президент НП «Кадастровые инженеры»

Колтонюк Константин Александрович Росреестр, заместитель руководителя

Кривова Наталия Витальевна АНО «Институт проблем регистрации, оценки и налогооблажения недвижимости»

Кычаков Александр Анатольевич Председатель правления Фонда «Эндаумент Новосибирского Государственного Университета», член Клуба Лидеров

Латыпов Руслан Ильдарович ИП Латыпов

Лисовец Денис Геннадьевич Исполнительный директор ООО «Интеллектика», член Клуба Лидеров

Лупашко Анна Ивановна Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», председатель отраслевого отделения по недвижимости

Овчинникова Алла Григорьевна СРО «Кадастровые инженеры», начальник отдела контроля качества

Осипов Александр Александрович Генеральный директор ООО «Архкадастр», кандидат экономических наук

Приданкин Андрей Борисович Росреестр, заместитель руководителя

Репин Дмитрий Павлович Минэкономразвития России, начальник отдела департамента недвижимости

Рожин Василий Иванович Росреестр, начальник управления целевых программ и проектов

Смолина Галина Линуровна Минэкономразвития России, референт департамента недвижимости

Спиренков Вячеслав Александрович Росреестр, заместитель руководителя

Тетыш Андрей Анатольевич Председатель совета директоров Агентства развития и исследований в недвижимости, член Клуба Лидеров

Худяев Владимир Сергеевич Начальник управления информационных технологий администрации города Ростов-на-Дону

О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

(в ред. Федеральных законов от 05.03.2001 № 20-ФЗ,

от 12.04.2001 № 36-ФЗ, от 11.04.2002 № 36-ФЗ,

от 09.06.2003 № 69-ФЗ, от 11.05.2004 № 39-ФЗ,

от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 29.12.2004 № 189-ФЗ,

от 29.12.2004 № 196-ФЗ, от 30.12.2004 № 214-ФЗ,

от 30.12.2004 № 217-ФЗ, от 05.12.2005 № 153-ФЗ,

от 31.12.2005 № 206-ФЗ, от 17.04.2006 № 53-ФЗ,

от 03.06.2006 № 73-ФЗ, от 30.06.2006 № 93-ФЗ,

от 18.07.2006 № 111-ФЗ, от 04.12.2006 № 201-ФЗ,

от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ,

от 02.10.2007 № 225-ФЗ, от 18.10.2007 № 230-ФЗ,

от 08.11.2007 № 257-ФЗ, от 23.11.2007 № 268-ФЗ,

от 13.05.2008 № 66-ФЗ, от 30.06.2008 № 108-ФЗ,

от 22.07.2008 № 141-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ,

от 22.12.2008 № 264-ФЗ, от 30.12.2008 № 306-ФЗ,

от 08.05.2009 № 93-ФЗ, от 17.07.2009 № 174-ФЗ,

от 21.12.2009 № 334-ФЗ, от 27.12.2009 № 343-ФЗ,

от 07.04.2010 № 60-ФЗ, от 17.06.2010 № 119-ФЗ,

от 30.11.2010 № 328-ФЗ, от 29.12.2010 № 435-ФЗ,

от 20.03.2011 № 41-ФЗ, от 04.06.2011 № 129-ФЗ,

от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 18.07.2011 № 214-ФЗ,

от 19.07.2011 № 246-ФЗ, от 21.11.2011 № 329-ФЗ,

от 03.12.2011 № 378-ФЗ, от 03.12.2011 № 383-ФЗ,

от 06.12.2011 № 405-ФЗ, от 07.12.2011 № 417-ФЗ,

от 08.12.2011 № 423-ФЗ, от 12.12.2011 № 427-ФЗ,

от 05.06.2012 № 61-ФЗ, от 29.06.2012 № 96-ФЗ,

от 10.07.2012 № 118-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ,

от 30.12.2012 № 318-ФЗ, от 05.04.2013 № 43-ФЗ,

от 07.05.2013 № 101-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральным законом

от 30.12.2012 № 294-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 13.05.2008 № 66-ФЗ;

недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, — земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы;

ограничения (обременения) — наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других);

сервитут — право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 13.05.2008 № 66-ФЗ;

регистрационный округ — территория, на которой осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости (далее также — орган по государственной регистрации; орган, осуществляющий государственную регистрацию прав).