Обеспечение жильем военнослужащих уволенных до 2005 года

Оглавление:

В порядок обеспечения военнослужащих жильем внесены поправки

Уточнен порядок обеспечения военнослужащих жильем. Федеральные законы от 2 ноября 2013 г. № 298-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и № 297-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», предусматривающие соответствующие поправки, подписаны Президентом РФ.

Так, военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей, теперь наделены правом получения жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма. Указанные категории лиц смогут получить жилье в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, после 1 марта 2005 года. Помимо этого, при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы свыше 10 лет, военнослужащие смогут получить жилье по избранному месту жительства. Напомним, что по действующему законодательству указанные граждане имеют право на служебные жилые помещения (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

В аналогичном порядке предусмотрено предоставление жилых помещений членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В п. 13 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» внесены изменения, в соответствии с которыми обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы при ее общей продолжительности 20 лет и более, по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы 10 лет и более, теперь не связывается с условием прохождения военной службы по контракту.

Кроме того, уволенные с военной службы граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, а затем переехавшие на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой и принятые на соответствующий учет по новому месту жительства уже после 1 января 2005 года, получат право на обеспечение жилыми помещениями. Указанные граждане смогут реализовать право на получение жилья:

  • в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма);
  • в форме получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Внесенные поправки направлены на совершенствование норм федеральных законов от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с учетом норм жилищного законодательства России.

Изменения начнут действовать с 14 ноября 2013 года.

Повторное обеспечение жильем военнослужащих

В 1993 г. участвовал в приватизации в 1999 г., подарил свою часть собственности. В армии отслужил 23 года,через год увольняюсь по предельному возрасту. Положено ли мне жильё? Осуществляется ли повторное обеспечение жильем военнослужащих, если первое являлось таковым.

Ответы юристов (4)

В соответствии со ст. 1 ПРАВИЛ «ПРИЗНАНИЯ НУЖДАЮЩИМИСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ — ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЕМЫХ НА ВЕСЬ СРОК ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ СЛУЖЕБНЫМИ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ»:

1. Признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее — военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее — уполномоченные органы).

Исходя из ст. 51 Жилищного Кодекса РФ:

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Таким образом, Вам нужно встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. То обстоятельство, что Вы подарили приватизированную квартиру, не имеет значения, т.к. с тех пор прошло более пяти лет.

Есть вопрос к юристу?

Прямого законодательного запрета нет. Но в последнее время военные суды начинают отказывать в признании незаконными действия квартирных органов, отказавших военнослужащим в предоставлении жилья.

Они исходят из того, что государство гарантирует предоставление жилья только один раз и военнослужащий получивший от государства жилье в порядке приватизации теряет право на обеспечение жильем от военного ведомства, поскольку уже был обеспечен.

Поэтому практика противоречива

Вот один из примеров:

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2013 года гор. Красноярск

Красноярский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Зачёсова Р.В., при секретаре судебного заседания Полееве А.В., с участием заявителя С.Н.М., представителя командира войсковой части . подполковника юстиции Бондарева С.В., помощника военного прокурора Красноярского гарнизона майора юстиции Тетерина Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению бывшей военнослужащей войсковой части . старшины запаса С. Н.М. об оспаривании действий жилищной комиссии войсковой части . связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и командира этой же воинской части, связанных с утверждением данных решений жилищной комиссии, увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части,

Решением жилищной комиссии войсковой части . от 30 мая 2013 года С. Н.М. отказано в признании ее нуждающейся в получении жилого помещения.

Решением жилищной комиссии этой же воинской части от 10 июня 2013 года заявителю отказано в признании ее нуждающейся в получении жилого помещения, а также во включении ее в состав очередников на получение государственного жилищного сертификата.

Приказом командира войсковой части . от 10 июня 2013 года № . С. Н.М. уволена с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, и с этой же даты исключена из списков личного состава воинской части.

Увеличив размер требований, заявитель просила суд:

— признать незаконными вышеуказанные решения жилищной комиссии, и действия командира войсковой части . связанные с ее утверждением, обязав их отменить, рассмотреть повторно вопрос о признании ее нуждающейся в жилье, признать таковой, включить в списки нуждающихся в получении государственного жилищного сертификата, а командира войсковой части . – утвердить принятое решение;

— признать незаконным вышеуказанный приказ об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части, обязав командира войсковой части . данный приказ в указанной части отменить, восстановив ее на военной службе и в списках личного состава воинской части, обеспечив положенными видами довольствия, недополученными после необоснованного увольнения;

— взыскать в ее пользу понесенные судебные расходы в размере уплаченной государственной пошлины.

В обоснование требований С. Н.М. привела доводы о том, что она имеет право на обеспечение жилым помещением, представила все необходимые документы для принятия положительного решения, ввиду чего вышеназванные решения жилищной комиссии являются незаконными и подлежат отмене.

Поскольку она имеет право на жилье, уволена с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет, и против своего увольнения до обеспечения жилым помещением возражала, то оспариваемый приказ также является незаконным и подлежит отмене.

Представитель командира войсковой части . заявленные требования не признал, пояснив, что все принятые в отношении С. Н.М. решения являются законными и обоснованными.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, мнение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав представленные доказательства и оценив их допустимость, относимость, достоверность каждого в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, военный суд приходит к следующим выводам.

Как видно из ордера от 6 июня 1989 года № . заявления на передачу квартиры в собственность от 4 августа 1994 года, договора на передачу квартир в собственность граждан № . С. Н.М. (тогда — Алчагирова) путем участия в приватизации занимаемого жилого помещения, получила в собственность 1/5 доли (12,56 кв. м. общей и 7,72 кв. м жилой площади) квартиры № . дома № . по проспекту . города К..

В дальнейшем заявитель (в то время – Алчагирова) распорядилась данной долей жилого помещения по своему усмотрению, получив, путем участия в обмене, в собственность 1/100 доли (0,441 кв. м общей площади) жилого помещения по адресу: г. К., проспект . д. . квартира . общей площадью 44,1 кв. м, что видно из договора мены квартиры на квартиру от 21 ноября 1997 года.

Как видно из протокола № . заседания жилищной комиссии войсковой части . от 30 мая 2013 года, С. Н.М. отказано в признании нуждающейся в получении жилого помещения на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (т.е. представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях), и п. «д» ст. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы. утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 (т.е. в связи с ухудшением жилищных условий в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья).

Согласно протоколу № . заседания жилищной комиссии этой же воинской части от 10 июня 2013 года, заявителю отказано в признании нуждающейся в получении жилого помещения на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (т.е. не представлены документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя), и п. «д» ст. 10 вышеназванных Правил, а также отказано в получении государственного жилищного сертификата, поскольку она в установленном порядке не признана нуждающейся в жилом помещении.

При таких обстоятельствах военный суд приходит к выводу о том, что действия жилищной комиссии войсковой части . связанные с отказом в принятии С. Н.М. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения являются законными и обоснованными, исходя из следующего.

Оба оспариваемых решения жилищной комиссии имеют два самостоятельных основания для принятого отказа.

При этом, в соответствии с п. «д» ст. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы. утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Как видно из приведенных выше доказательств, ранее С. Н.М. в порядке приватизации была обеспечена жилым помещением в размере 12,56 кв. м. общей и 7,72 кв. м жилой площади, которой в дальнейшем распорядилась по своему усмотрению, ухудшив свои жилищные условия до 0,441 кв. м, то есть жилищные условия заявителя явно ухудшились в результате мены ранее полученного от государства жилья.

При этом вывод суда о принадлежности жилого помещения по адресу: город К. проспект . дом № . квартира № . к государственному жилому фонду, основывается на положениях ст. 6 ЖК РСФСР (действовавшего до 1 марта 2005 года), согласно которой государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов, (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

Согласно же ордеру от 6 июня 1989 года № . и заявлению о передаче в собственность от 4 августа 1994 года, данная квартира находилась в ведении городского исполнительного комитета Совета народных депутатов города К..

При этом в городе К. до 20 ноября 2005 года действовала учетная норма 8 кв. м и менее жилой площади на одного человека, а с 21 ноября 2005 года – 10 кв. м и менее общей площади на одного человека, что видно из сообщения Администрации города К. от 6 сентября 2013 года № .

То есть в случае не отчуждения заявителем вышеуказанного жилого помещения, оснований для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, не имелось.

В то же время, в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» от 04 июля 1991 года № 1541-1, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению, вправе продавать, завещать, сдавать в аренду эти помещения, а также совершать с ними иные сделки, не противоречащие закону.

Улучшение жилищных условий основано на равенстве всех нуждающихся в улучшении жилищных условий независимо от того, в какой разновидности жилищного фонда они пользуются жилой площадью, что вытекает из положений ст.ст. 2, 10, 49 и 50 ЖК РФ.

Таким образом, граждане, имеющие в собственности жилые помещения, в том числе ставшие собственниками в результате приватизации ранее полученного от государства жилья, обладают правом улучшения жилищных условий в случае признания их таковыми по основаниям, предусмотренным законодательством.

Вместе с тем у граждан, обеспеченных государством жилыми помещениями по установленным нормам, но воспользовавшихся своим правом на его обмен либо приватизацию и последующее отчуждение, в результате совершенных сделок могут возникнуть основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Поскольку, по смыслу закона, гражданин обладает правом быть обеспеченным жилым помещением на условиях социального найма (либо в собственность) лишь единожды, указанные выше случаи, повлекшие ухудшение жилищных условий и возникновение оснований нуждаемости по воле гражданина, обоснованно были отнесены Правительством РФ к обстоятельствам, исключающим повторное обеспечение таких граждан бесплатным жилым помещением.

В этой связи, отказ в признании С. Н.М. нуждающейся в жилом помещении на основании п. «д» ст. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы. утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054, а пятилетний срок со дня намеренного ухудшения жилищных условий, установленный ст. 53 ЖК РФ, в данном случае применен быть не может, равно как и избрание заявителем постоянного места жительства в городе Кр. как основание для признания ее нуждающейся в жилье.

При этом, во взаимосвязи указанных выше норм с п. 6 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года № 512, пятилетний срок со дня намеренного ухудшения жилищных условий может быть применен лишь к жилым помещением, полученным военнослужащим из источников, отличных от государственного (федерального бюджета).

Также, вопреки мнению заявителя о том, что положения Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы. утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054, к ней применены быть не могут, не основан на действующем законодательстве, поскольку данные Правила не подлежат применению лишь в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 года.

В этой связи суд отвергает доводы С. Н.М. о наличии у нее права на обеспечение жилым помещением за счет государства бесплатно в силу ее статуса военнослужащей, наличия необходимой выслуги лет и основания увольнения, как не основанные на действующем законодательстве, поскольку в настоящее время права быть признанной нуждающейся в жилье она не имеет.

Александр, здравствуйте!
Здесь немного другая логика-в силу ст.15 ФЗ «О статусе в/с» Вы имеете право получить жилье в случае признания Вас нуждающимся в помещении. Ст.51 ЖК РФ четко регулирует случаи когда это возможно. При этом ст.53 ЖК РФ говорит о невозможности получения статуса нуждающегося в случае умышленного ухудшения жилищных условий

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий

Поскольку пять лет у Вас прошло и если нет иной площади, Вы имеете полное право обратиться за признанием нуждающимся и предоставлением жилья.

Александр! Полностью согласна с коллегой Олегом Белоус. Вы намеренно ухудшили свое жилищное положение. Формально Вы имеете право на получение жилой площади, но в связи с тем, что вы намерено ухудшили свое жилищное положение, это право встает под сомнение. ЖК РФ предполагает возможность принять Вас на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, однако данные положения не применимы к военнослужащим, которые, в соответствии с Законом, имеют другое право на получение жилья.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Получение жилья военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и военными пенсионерами и членами их семей

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ военнослужащим, нуждающимся в жилище, наравне с иными категориями граждан, определенными законодательством РФ, оно предоставляется бесплатно.

Право на получение жилья для постоянного проживания возникает у разных категорий военнослужащих в разное время.

Так, те из них, кто заключил первый контракт, получил первое офицерское звание до 1 января 1998 года, приобретают такое право после пяти лет прохождения военной службы, те, кто начал свою службу после 1998 года, но не является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих — при достижении общей продолжительности военной службы 20 лет. В случае увольнения с военной службы при выслуге (не льготной) от 10 лет до 20 лет, право на получение жилья от военного ведомства сохраняется в случае увольнения по одному из «льготных» оснований (ОШМ, предельный возраст, состояние здоровья, несоблюдение условий контракта со стороны МО РФ), также такое право сохраняется в случае увольнения по любому основанию при выслуге 20 лет и более.

Примечание ЮК СТРАТЕГИЯ: Следует обратить внимание, что в данном случае речь идет именно о «военной выслуге». Служба в федеральных органах исполнительной власти, в которой не предусмотрено прохождение военной службы, не засчитывается, в общую продолжительность военной службы (выслугу лет), которая учитывается при определении права на обеспечение жильем от военного ведомства. (Смотрите позицию Уполномоченного по правам человека в РФ по данному вопросу).

При этом следует знать, что само по себе то обстоятельство, что гражданин является военнослужащим, не дает ему право на получения жилья от государства. Помимо прочего, военнослужащий должен быть признан нуждающимяс в обеспечении жильем (относиться к категории нуждающихся в обеспечении жильем).

Так, пленум Верховного Суда РФ в п. 25 Постановления от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснил, что «при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации. «.

Так, в частности, статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений (жилищном обеспечении), к ним относятся:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом следует обратить внимание, что согласно п. 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительствапо избранному постоянному месту жительства.

Мы разработали специально для военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей жилищные онлайн калькуляторы, которые позволяют самостоятельно рассчитать размер жилищной субсидии, предоставляемой военнослужащим в 1-м полугодии 2018 г., размер социальной выплаты для приобретения жилого помещения при помощи государственного жилищного сертификата (ГЖС) на 1-е полугодие 2018 г., единовременную денежную выплату на 1 квартал 2018 г. на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемую бывшим военнослужащим и членам их семей, вставшим на жилищный учет до 1 января 2005 года в органах власти местного самоуправления по избранному месту жительства в соответствии с постановлением Правительства РФ 1998 г. № 1054, а также размер денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, выплачиваемой в 2018 году военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Рассмотрим наиболее актуальные вопросы жилищного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, военных пенсионеров и членов их семей.

Военнослужащие, бывшие военнослужащие (уволенные после 2005 года) могут реализовать свое право на получение жилья одним из следующих способов: получение жилья в натуре (по договору социального найма или сразу в собственность), посредством получения жилищной субсидии (Схему предоставления жилищной субсидии военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, установленная приказом Министра обороны Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы» можно посмотреть тут), социальной выплаты для приобретения жилого помещения при помощи государственного жилищного сертификата (ГЖС), единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой бывшим военнослужащим и членам их семей, вставшим на жилищный учет в органах власти местного самоуправления по избранному месту жительства в соответствии с постановлением Правительства РФ 1998 г. № 1054, а также, участвуя в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих (НИС) (военной ипотеке).

Предоставление жилья бывшим военнослужащим

Порядок предоставления гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения

Категории граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета

1) Граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и совместно проживающие с ними члены их семей;

2) Члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, которые приобрели право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, при этом за вдовами (вдовцами) военнослужащих или граждан, уволенных с военной службы, имеющими право на обеспечение жилыми помещениями, указанное право сохраняется до повторного вступления в брак;

3) Уволенные со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и совместно проживающие с ними члены их семей, являющиеся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ;

4) Уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, и совместно проживающие с ними члены их семей, являющиеся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Формирование списков

Для формирования списков граждан, уволенных с военной службы, уполномоченные органы, согласно имеющимся спискам лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, направляют гражданам, уволенным с военной службы, уведомления о проводимом формировании списков граждан в целях обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с Федеральными законами.

В Уведомлении указываются:

1) перечень документов, необходимых для включения гражданина, уволенного с военной службы, в список граждан в соответствии с настоящим Порядком;

2) формы обеспечения жилым помещением:

— предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;

— предоставление жилого помещения по договору социального найма;

— предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;

3) сроки подачи документов;

4) почтовый адрес, телефон и время приема граждан, уволенных с военной службы, уполномоченным органом.

Список граждан формируется в той же хронологической последовательности, в какой гражданин, уволенный с военной службы, был поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В указанный список в первоочередном порядке включаются члены семей военнослужащих (исключение — военнослужащие, участвовавшие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, которые приобрели право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.

Условия предоставления жилья бывшим военнослужащим

Решение о включении в список граждан список граждан, уволенных с военной службы, которые изъявили желание об обеспечении их жилыми помещениями, принимается при условии, если гражданин, уволенный с военной службы:

1) был принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года;

2) состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления;

3) полностью представил в орган местного самоуправления, в котором он состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, необходимые документы, подтверждающие право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральными законами;

4) избрал форму обеспечения жилым помещением* и письменно известил об этом орган местного самоуправления, в котором он состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

* Формы обеспечения жилым помещением, в соответствии с п.2.1 статьи 1 Федерального закона от 8 декабря 2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан»:
— предоставление жилого помещения органом местного самоуправления в собственность бесплатно,
— предоставление жилого помещения по договору социального найма,
— предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство).

Свидетельство

Право гражданина на обеспечение его жилым помещением удостоверяется именным документом – Свидетельством на приобретение (строительство) жилого помещения.

Срок действия Свидетельства составляет 6 месяцев, а в случае замены в связи со смертью владельца Свидетельства или члена его семьи – 3 месяца. Указанный срок может быть продлен по объективным причинам на основании решения органа местного самоуправления на срок не более чем на один месяц по соглашению сторон.

В случае смерти владельца Свидетельства (члена его семьи) расчет размера средств федерального бюджета на обеспечение жилым помещением гражданина, уволенного с военной службы, производится с учетом измененного состава семьи.

Свидетельство, нереализованное в течение срока его действия, гражданин обязан сдать в уполномоченный орган в течение одного месяца с даты окончания срока действия Свидетельства. Нереализованное Свидетельство считается недействительным, погашается уполномоченным органом и хранится в учетном деле гражданина.

Свидетельства, не предъявленные в уполномоченный орган в порядке и сроки, которые установлены настоящим Порядком, считаются недействительными.

В случае, если владелец Свидетельства по какой-либо причине не смог в установленный срок действия Свидетельства воспользоваться правом на получение единовременной выплаты, он представляет Свидетельство в уполномоченный орган и сохраняет право на улучшение жилищных условий.

Средства, выделяемые на обеспечение жильем бывших военных

Размер средств федерального бюджета, выделенных на обеспечение гражданина, уволенного с военной службы, жилым помещением, указывается в Свидетельстве и является неизменным на весь срок действия Свидетельства.

На поступившие из федерального бюджета средства приобретаются жилые помещения на первичном или вторичном рынке жилья, а также по договорам долевого участия в строительстве.

В случае оформления права собственности на жилое помещение, расходы по оформлению осуществляются силами и за счет финансовых средств гражданина, уволенного с военной службы. Жилое помещение, предоставляемое в собственность, оформляется в общую совместную собственность гражданина, уволенного с военной службы, и всех членов семьи.

В случае принятия гражданами, уволенными с военной службы, решения о получении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения уполномоченный орган на основании выписки из сводного списка граждан в течение 3 рабочих дней после получения выписки из сводного списка граждан осуществляет расчет размера единовременной денежной выплаты гражданину, уволенному с военной службы.

Единовременная денежная выплата гражданином, уволенным с военной службы, может быть использована:

1) для оплаты договора купли-продажи жилого помещения (далее – договор купли-продажи);

2) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого помещения, в том числе индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам;

3) для осуществления платежа по договору участия в долевом строительстве жилого помещения (жилых помещений) в многоквартирном доме (домах) в случае его строительства на территории, благоустроенной применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности;

4) для оплаты по договору подряда на строительство индивидуального жилого дома (жилых домов), благоустроенного (благоустроенных) применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности;

5) для оплаты разницы цены договора мены имеющегося в собственности жилого помещения на другое жилое помещение, находящееся в собственности любых физических или юридических лиц, большей площади.

В случае приобретения земельного участка и индивидуального жилого дома (части дома), имеющего надворные постройки, за счет единовременной денежной выплаты оплачивается только приобретаемый жилой дом (часть дома) без учета надворных построек и земельного участка.

Приобретаемое с использованием единовременной денежной выплаты жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) может находиться на территории любого муниципального образования, независимо от того, где гражданин состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на одного члена семьи гражданина, уволенного с военной службы, учтенного при расчете размера единовременной денежной выплаты, должна быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения, а для одиноко проживающих граждан – не менее удвоенной нормы предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в целях обеспечения граждан жилыми помещениями в месте приобретения (строительства) жилого помещения.

Нормы предоставления площади жилого помещения

Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

При предоставлении военнослужащему и гражданину, уволенному с военной службы, реализующим право на дополнительную общую площадь жилого помещения, жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, считается в пределах от 15 квадратных метров до 25 квадратных метров.

С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более 9 квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности.

Для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, — превышение не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.

В случае, если гражданин, уволенный с военной службы, которому направлено Уведомление, изъявит желание на обеспечение его жилым помещением в соответствии с Федеральными законами, ему предлагается не позднее чем в двухмесячный срок с момента получения уведомления проинформировать в письменном виде орган местного самоуправления об избранной форме обеспечения жилым помещением и предоставить в уполномоченный орган следующие документы (копии документов должны быть заверены в установленном законом порядке или представлены с предъявлением подлинников):

1) заявление о включении в список граждан (лично, ценным письмом с описью вложения или бандеролью) по соответствующей форме;

2) копии документов, удостоверяющих личность гражданина, уволенного с военной службы, и лиц, указанных им в качестве членов семьи – граждан Российской Федерации (далее именуются – члены семей) (паспорта, свидетельства о рождении лиц, не имеющих паспортов);

3) выписки из приказа об увольнении с военной службы (службы), из приказа об исключении из списков личного состава воинской части по месту службы;

4) справки об общей продолжительности военной службы и составе семьи, заверенные военным комиссариатом, в котором гражданин, уволенный с военной службы, состоит на воинском учете;

5) копии документов, подтверждающих родственные отношения (свидетельство о заключении (расторжении) брака – при состоянии в браке (расторжении брака), свидетельства о рождении детей, судебное решение в случае признания членом семьи в судебном порядке);

6) выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с мест жительства гражданина, уволенного с военной службы, и членов его семьи за период с даты признания органом местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до подачи заявления, указанного в подпункте 1 настоящего пункта;

7) справки (сообщения) от территориального органа, осуществлявшего учет недвижимого имущества до 01.01.1999, о недвижимом имуществе с мест жительства гражданина, уволенного с военной службы, и членов его семьи за период с даты признания органом местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 31 января 1998 года;

8) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним из органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о правах гражданина, уволенного с военной службы, и членов его семьи на имеющиеся у него и членов его семьи объекты недвижимого имущества и о совершении или о несовершении гражданско-правовых сделок гражданином, уволенным с военной службы, и каждым из членов его семьи в отношении жилых помещений, находящихся в его собственности и членов его семьи с мест жительства гражданина за период с 31 января 1998 года до даты подачи заявления о включении в список граждан;

9) копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения в случаях, установленных пунктом 8 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

10) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в случаях:

когда гражданином, уволенным с военной службы, проживающим на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, и членами его семьи, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;

когда гражданином, уволенным с военной службы, и членами его семьи принимается обязательство о безвозмездном отчуждении жилого помещения принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющего обременений в муниципальную собственность (в этом случае подписи заверяются нотариально);

11) справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (в случае если такое жилье предоставлялось) или документ, подтверждающий отсутствие у гражданина, уволенного с военной службы, и (или) членов его семьи жилого помещения для постоянного проживания, – для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания;

12) выписку из технического паспорта жилого помещения или справку органов (организаций) технической инвентаризации, подтверждающие размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина, уволенного с военной службы, и (или) членов его семьи или в пользовании на основании договора социального найма, в следующих случаях:

отчуждения гражданином, уволенным с военной службы, и (или) членами его семьи жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности, в период с даты признания органом местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

принятия гражданином, уволенным с военной службы, и (или) членами его семьи решения не отчуждать жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности, или принятия решения не освобождать занимаемое по договору социального найма жилое помещение;

13) удостоверение на право пользования льготами, выданное командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным военным комиссариатом государства – участника СНГ – для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств – участников СНГ (в случае, когда указанное удостоверение гражданином не было предоставлено ранее);

14) в случае, если необходимо предоставление документов об ином лице, не являющимся заявителем, заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие наличие согласия указанных лиц или их законных представителей на обработку персональных данных указанных лиц, а также полномочие заявителя действовать от имени указанных лиц или их законных представителей при передаче персональных данных указанных лиц.

Для перечисления единовременной денежной выплаты гражданин, уволенный с военной службы, представляет в уполномоченный орган следующие документы:

1) заявление на имя главы муниципального района или городского округа о перечислении единовременной денежной выплаты на банковский счет продавца жилья или строительной организации;

2) документы, подтверждающие оплату расходов на приобретение или строительство жилья в части, превышающей размер предоставляемой единовременной денежной выплаты;

3) договор купли-продажи жилого помещения. Оригинал договора купли-продажи жилого помещения должен быть зарегистрирован в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, и содержать условие об оплате стоимости или части стоимости приобретаемого жилого помещения за счет предоставляемой единовременной денежной выплаты в соответствии с настоящим Порядком;

4) Свидетельство, выданное уполномоченным органом.

В случае направления денежной выплаты на строительство индивидуального жилого дома гражданин, уволенный с военной службы, вместо договора купли-продажи представляет договор подряда со строительной организацией на строительство жилого дома, проектно-техническую документацию, смету на его строительство, акты выполненных работ, документы на приобретение строительных материалов, правоустанавливающие документы на земельный участок. Расходы, связанные с оформлением документов на приобретение или строительство жилого помещения, гражданин, уволенный с военной службы, осуществляет за счет собственных финансовых средств.

Уполномоченный орган проводит проверку документов, и при их соответствии требованиям законодательства перечисляет средства единовременной денежной выплаты на банковский счет продавца (застройщика) жилья, указанный в договоре, или отказывает в перечислении до устранения оснований для отказа.

В случае, если стоимость приобретаемого жилого помещения или затрат на строительство жилого дома ниже размера предоставляемой денежной выплаты, на банковский счет продавца (застройщика) жилья перечисляются средства в размере, указанном в договоре о приобретении жилья (затрат на строительство индивидуального жилого дома).

От имени гражданина, уволенного с военной службы, документы могут быть поданы одним из членов его семьи либо иным уполномоченным им лицом при наличии нотариально заверенной доверенности.

Основания для отказа

Основаниями для отказа во включении в список граждан являются:

1) несоответствие или отсутствие документов, подтверждающих категорию граждан, указанную в пункте 1 настоящего Порядка, в том числе:

увольнение с военной службы (службы) по основаниям, не дающим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета;

продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет менее 10 лет;

увольнение после 31.12.1994 из Вооруженных Сил государств – участников Содружества Независимых Государств, с которыми Российская Федерация не заключала соглашений об обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (Украина, Грузия, Узбекистан, Азербайджан, Армения, Белоруссия);

увольнение после 31.12.1999 из Вооруженных Сил государств — участников Содружества Независимых Государств (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан), заключивших двусторонние соглашения с Российской Федерацией об обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы;

2) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка;

3) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

4) ранее реализованное гражданином, уволенным с военной службы, право на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обеспечения граждан, уволенных с военной службы (службы) жилыми помещениями;

5) выявление в представленных документах сведений, свидетельствующих об утрате гражданином оснований, которые давали ему право на получение жилых помещений, предусмотренных пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации; пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации»; пунктом 26 постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».

Граждане, уволенные с военной службы, включенные в список граждан, исключаются из него в случае:

а) подачи ими заявления об исключении из списка граждан;

б) утраты оснований, дающих право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральными законами;

в) получения от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

г) предоставления органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка для строительства индивидуального жилого дома;

д) выявления в представленных в уполномоченный орган документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц органа местного самоуправления при решении вопроса о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.