Охрана труда статья 20

Оглавление:

Закон РБ Об охране труда
Статья 20. Служба охраны труда (специалист по охране труда)

Для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда наниматель в установленном законодательством порядке создает службу охраны труда, вводит в штат должность специалиста по охране труда или возлагает соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.

Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью.

Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы создают службу охраны труда или вводят в штат должность специалиста по охране труда в пределах установленной численности работников.

Должности специалистов по охране труда в организациях производственной сферы вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек. При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку. В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.

Служба охраны труда (специалист по охране труда) подчиняется непосредственно руководителю организации или уполномоченному в соответствии с системой управления охраной труда его заместителю. Служба охраны труда (специалист по охране труда) организует работу по охране труда в соответствии с настоящим Законом, иными актами законодательства. Специалисты по охране труда кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Типовое положение о службе охраны труда утверждается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Нормативы численности специалистов по охране труда разрабатываются и утверждаются Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Исключение из структуры организации службы охраны труда, сокращение должности специалиста по охране труда допускаются только в случаях реорганизации (ликвидации) организации, сокращения численности или штата работников.

Применение взрывчатых материалов при проведении горных работ

Проведение на горных предприятиях взрывных работ или работ с взрывчатыми материалами осуществляется в соответствии с едиными правилами безопасности при взрывных работах при наличии разрешения, выдают органы горного надзора . В случае проведения взрывных работ на горных предприятиях применяются взрывчатые материалы , занесенные в перечень взрывчатых материалов , допущенных к постоянному производству и применению , который утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам надзора за охраной труда и государственного горного надзора . Предприятия , производящие взрывные работы , обязаны иметь склады и другие специальные места для хранения взрывчатых материалов , средства их перевозки и охраны , документацию , а также персонал в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Украины .

Похожие:

  • Как еще можно убить угольную промышленность Украины::

Одна из новостей августа размещенная на сайте Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, которая окончательно убьет Украинскую.

«>Как еще можно убить угольную промышленность Украины — 07/10/2014 17:46
Вопросы приватизации энергетических объектов::

4 июня заместитель Министра Вадим Улида принял участие в работе круглого стола на тему: «Приватизация в энергетике: проблемы и дальнейшие шаги». Круглый.

«>Вопросы приватизации энергетических объектов — 11/06/2014 06:07
Сегодня шахтеры хотят только одного — МИРА::

Первый заместитель Министра в своем заявлении сообщил, что через сепаратистов не работают отдельные предприятия угольной отрасли, которые.

Действия работников шахты и инженерно технических работников при внезапной остановке вентилятора главного проветривания.

Правила поведения при появлении дыма в горных выработках, правила поведения при обнаружении очага пожара в горных выработках, правила поведения при пожаре в.

Следующие:

  • Закон Украины об охране труда СТАТЬЯ 26::

Возмещение юридическим, физическим лицам и государству убытков, причиненных нарушением требований по охране труда Работодатель обязан возместить убытки, причиненные.

Экономическое стимулирование охраны труда К работникам могут применяться любые поощрения за активное участие и инициативу в осуществлении.

Добровольные объединения граждан , работников и специалистов по охране труда С целью объединения усилий наемных работников , ученых , специалистов по охране труда и.

Информация и отчетность о состоянии охраны труда Работодатель обязан информировать работников или лиц, уполномоченных на осуществление.

Расследование и учет несчастных случаев , профессиональных заболеваний и аварий Работодатель должен организовывать расследование и вести учет.

Предыдущие:

  • Закон Украины об охране труда СТАТЬЯ 20::

Горношахтное оборудование и материалы Горношахтное оборудование и материалы допускаются органами горного и санитарно — эпидемиологического надзора к.

Финансирование охраны труда Финансирование охраны труда осуществляется работодателем. Финансирование профилактических мероприятий по охране труда , выполнение.

Обучение по вопросам охраны труда Работники при приеме на работу и в процессе работы должны проходить за счет работодателя инструктаж , обучение по вопросам охраны.

Обязательные медицинские осмотры работников определенных категорий Работодатель обязан за свои средства обеспечить финансирование и организовать проведение.

Комиссия по вопросам охраны труда предприятия На предприятии с целью обеспечения пропорционального участия работников в решении любых вопросов.

Комиссия по вопросам охраны труда предприятия

На предприятии с целью обеспечения пропорционального участия работников в решении любых вопросов безопасности , гигиены труда и производственной среды по решению трудового коллектива может создаваться комиссия по вопросам охраны труда.

Комиссия состоит из представителей работодателя и профессионального союза , а также уполномоченного наемными работниками лица , специалистов по безопасности , гигиены труда и других служб предприятия в соответствии с типовым положением , утверждаемым федеральным органом исполнительной власти , обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны труда . ( часть вторая статьи 16 с изменениями , внесенными Законом Украины от 16.10.2012 г. N 5459 — VI)
Решения комиссии имеют рекомендательный характер.

Похожие:

  • Как еще можно убить угольную промышленность Украины::

Одна из новостей августа размещенная на сайте Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, которая окончательно убьет Украинскую.

«>Как еще можно убить угольную промышленность Украины — 07/10/2014 17:46
Вопросы приватизации энергетических объектов::

4 июня заместитель Министра Вадим Улида принял участие в работе круглого стола на тему: «Приватизация в энергетике: проблемы и дальнейшие шаги». Круглый.

«>Вопросы приватизации энергетических объектов — 11/06/2014 06:07
Ответственность при краже и порче государственного имущества на угольных предприятиях::

По информации , предоставленной ГП « Шахта« Комсомолец » ( г. Горловка Донецкой области) , 19.05.2014 в 15:00 предприятие было захвачено группой.

«>Ответственность при краже и порче государственного имущества на угольных предприятиях — 27/05/2014 20:05
Строительство Каневской ГАЭС::

23 мая во время выездного заседания Общественного совета при Минэнергоугля, Президиума и НТР ВНО «Ассоциация «Укргидроэнерго» , отделение.

«>Строительство Каневской ГАЭС — 27/05/2014 19:51
Россия вводит режим предоплаты за поставленный Украине газ::

7 мая истек срок, до которого украинская сторона должна была оплатить поставленный газ. Начиная с марта текущего года от НАК «Нафтогаз Украины» не поступило ни.

Следующие:

  • Закон Украины об охране труда СТАТЬЯ 21::

Применение взрывчатых материалов при проведении горных работ Проведение на горных предприятиях взрывных работ или работ с взрывчатыми материалами осуществляется в.

Горношахтное оборудование и материалы Горношахтное оборудование и материалы допускаются органами горного и санитарно — эпидемиологического надзора к.

Финансирование охраны труда Финансирование охраны труда осуществляется работодателем. Финансирование профилактических мероприятий по охране труда , выполнение.

Обучение по вопросам охраны труда Работники при приеме на работу и в процессе работы должны проходить за счет работодателя инструктаж , обучение по вопросам охраны.

Обязательные медицинские осмотры работников определенных категорий Работодатель обязан за свои средства обеспечить финансирование и организовать проведение.

Предыдущие:

  • Закон Украины об охране труда СТАТЬЯ 15::

Служба охраны труда на предприятии На предприятии с количеством работающих 50 и более человек работодатель создает службу охраны труда в.

Обязанности работника по соблюдению требований нормативно — правовых актов по охране труда Работник обязан: заботиться о личной безопасности и здоровье , а также о.

Управление охраной труда и обязанности работодателя Работодатель обязан создать на рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда в.

Охрана труда инвалидов Предприятия, использующие труд инвалидов , обязаны создавать для них условия труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертной комиссии и.

Охрана труда несовершеннолетних Не допускается привлечение несовершеннолетних к труду на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными.

СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ

Статьи, обзоры, комментарии, разъяснения специалистов и должностных лиц по вопросам охраны труда и практике применения государственных нормативных требований охраны труда.

Концепция «Нулевого травматизма»: руководство для работодателей и менеджеров

Разработанная Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) концепция Vision Zero или «Нулевой травматизм» – это качественно новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства.

Каждое рабочее место должно пройти специальную оценку

До конца 2018 года отечественные работодатели, согласно законодательству, должны оценить условия, в которых трудятся их сотрудники. Несмотря на то, что до конца срока, установленного законодательством, осталось не так уж много времени, вопросов, связанных с этой процедурой, у руководителей и сотрудников предприятий еще предостаточно.

Целевой инструктаж по охране труда при проведении субботника

Требуется ли проведение целевого инструктажа по охране труда для работников при проведении субботника в рабочее время и во внерабочее время? На каком основании и в каком порядке проводится целевой инструктаж по охране труда при проведении субботника и кто его проводит?

Книга Международной организации труда (МОТ): «Равная оплата труда. Вводное руководство»

Обеспечение справедливой оценки труда женщин и мужчин и ликвидация дискриминации в оплате труда имеют существенное значение для достижения гендерного равенства и являются одной из основных составляющих достойного труда.

Как организовать медицинские осмотры водителей

Работодатель должен организовать проведение обязательных медицинских осмотров водителей служебных легковых автомобилей. Такие медосмотры обязаны проходить:

Документация и отчетность по охране труда

Документация по охране труда такая же обширная и разнообразная, как и сама деятельность по охране труда в организации. Ведение документации по охране труда является обязательным и настолько важным, что все современные системы управления охраной труда специально оговаривают и регламентируют этот вопрос, описывая, что и как должен делать работодатель в его же собственных интересах. Из всего разнообразия документов, можно выделить несколько основных типов документации по охране труда, которая должна вестись в организации.

Организация работы службы охраны труда

Хотя руководитель несет персональную ответственность за обеспечение охраны и безопасных условий труда в организации, но при этом он не может и не должен выполнять все обязанности работодателя по охране труда лично. Для этого у него есть подчиненные. Поэтому руководителю необходимо правильно организовать эффективную деятельность по охране и безопасности труда в руководимой им организации путем создания службы охраны труда или назначения на должность квалифицированного специалиста по охране труда.

Оценка деятельности по выполнению требований охраны труда

Оценка деятельности организации по обеспечению охраны труда и выполнению требований охраны труда является важнейшим элементом всей работы по охране труда. В настоящее время необычайно распространено мнение, что главным критерием успеха в работе по охране труда является отсутствие в организации несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. С формальной точки зрения цель охраны труда достигнута, но о качестве работы по охране труда в организации это ничего не говорит.

Организация контроля за состоянием охраны труда

Периодическая оценка соответствия работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда производится для повышения эффективности управления охраной труда на предприятиях, в организациях, филиалах и подразделениях. Постоянный контроль состояния условий и охраны труда на рабочих местах является одним из основных управленческих принципов обеспечения безопасности труда и действенным средством предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Трудоустройство и охрана труда несовершеннолетних

18 ноября 2016 года в Российской Федерации пройдет Всероссийский День правовой помощи детям. Эта дата установлена решением Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Акция приурочена к Всемирному дню ребенка. Присоединяясь к акции публикуем статью об особенностях трудоустройства и гарантиях охраны труда несовершеннолетних.

Федеральный закон об охране труда

Статьи по теме

Закон об основах охраны труда в Российской Федерации: основные положения, анализ, текст на скачивание.

Из этой статьи вы узнаете:

ФЗ-181 об основах охраны труда в Российской Федерации – статус на 2018 год

Скачайте документы из статьи:

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в самой полной библиотеке шаблонов Справочной системы «Охрана труда». Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!

181-ФЗ более 7 лет устанавливал государственные требования в сфере охраны труда. Если проанализировать его положения, бросается в глаза их универсальность. В рамках одного нормативного акта устанавливались не только требования по ведению охраны труда в организации. Закон ссылался на конкретные рекомендации, чего нет сейчас в ТК РФ.

В ФЗ об основах охраны труда были размещены статьи о привлечении к ответственности за нарушения требований ОТ. Таким образом, он подменял собой не только целый раздел нынешнего Трудового кодекса РФ, но и Кодекса об административных правонарушениях в части нынешней статьи 5.27.1, а также Закон о защите прав предпринимателей № 294-ФЗ.

К преимуществам федерального закона по охране труда можно отнести требования к работодателю в части взаимодействия с профсоюзными органами. Также жестким было требование по формированию комиссии по охране труда, которая должна была создаваться при наличии лишь 10 человек в организации и участвовать в планировании финансирования и обосновании затрат на ОТ, и т.п.

Сейчас же в ст. 218 ТК РФ указано, что комиссия создается только по инициативе или работников, или администрации, при этом – на паритетной основе. Нынешний Трудовой Кодекс не так категоричен к работодателю. Комиссию можно не создавать вообще, если нет обращений от сторон трудового партнерства.

Федеральный закон 181-ФЗ был принят Госдумой 23 июня 1999 года и утратил силу 5 октября 2006 года.

Перечень действующих законодательных актов, регулирующих сферу охраны труда, смотрите в статье>>>

Сфера применения ФЗ по охране труда

Федеральный закон об охране труда распространялся на все организации, с любой формой собственности – государственной, коммерческой или некоммерческой. Все предприятия, будь то производственный кооператив, бюро по оказанию услуг или магазин, независимо от направления деятельности и численности работающих, обязаны были его соблюдать.

Как и Трудовой Кодекс РФ, закон № 181-ФЗ не разделял своё действие на государственные и негосударственные формы собственности, но при этом в нем не были отражены особенности работы медиков, спортсменов и госслужащих.

При проверке ГИТ норм трудового права по приобретению, выдаче и применению СИЗ вам понадобятся документы:

Основные положения закона по охране труда и технике безопасности и ТК РФ

В ст. 15 закона были установлены требования к работнику по обеспечению охраны труда. 214 статья Трудового кодекса, на первый взгляд, полностью идентична 15 статье 181-ФЗ, но при внимательном просмотре обнаруживается, что в ТК расширено понятие обязательного медосмотра, предоставлено право на внеочередное обследование, а также регламентировано проведение предрейсового, предсменного, послерейсового, послесменного обследований и обязательного психиатрического освидетельствования.

В 12 ст. 181-ФЗ указано, что в организациях со штатом 100 и менее работников решение о том, нужен или нет специалист по ОТ, принимается администрацией с учетом условий труда и специфики деятельности работодателя. Если же такого специалиста нет, то работодатель должен заключить договор «со специалистами, или организациями, оказывающими услуги в области ОТ». Следовательно, не исключался и договор с физлицом на оказание услуг по ОТ гражданско-правового характера.

В 1999 году не было аккредитации в реестре организаций, оказывающих услуги по ОТ, поэтому предоставлять их могли те организации, которые вписывали в свой ОКВЭД код 74.14 – консультационные услуги в сфере бизнеса.

На сегодняшний день в ТК РФ четко прописаны требования к организации работы по охране труда. В соответствии со статьей 217 на предприятии должен быть назначен специалист или создана служба по ОТ, а не группа или отдел. При этом, по статье 195.3 ТК РФ, наименование служб и должностей должны соответствовать указаниям ст. 217 и профстандарта.

Профессиональным стандартом «Специалист в области охраны труда», утвержденным приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н, допускаются наименования должности – «Специалист по охране труда» или «Специалист в области охраны труда». Никакие другие вариации не допускаются.

В справочной Системе «Охрана труда» читайте рекомендации директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерия Коржа

В ст. 1 федерального закона об основах охраны труда упоминается незнакомый ныне термин «сертификат безопасности». Очевидно, что имеется в виду не сертификация оборудования или машин. Видимо, в 1999 году шла речь о сертификации производственного процесса. Некоторые инспекторы гострудинспекции запрашивают у работодателя данный сертификат, однако это требование незаконно.

В 215 статье ТК РФ, как и в статье 16 181-ФЗ указано, что «на технологические процессы должны быть получены сертификаты соответствия или декларации о соответствии». Такая формулировка некорректна. В законе «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ установлено следующее: «Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ». Технологические процессы продукцией не являются. Поэтому сертификата безопасности по ОТ в организации нет, но должен иметься сертификат пожарной безопасности. Это указано в ст. 146 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности от 22.07.2008 № 123-ФЗ.

Многие организации имеют сертификат по OHSAS 18001:2007 (ГОСТ Р 54934-2012), и это относится к добровольной сертификации. В соответствии с законом РФ «О техническом регулировании», обязательными являются технические регламенты, а стандарты носят характер добровольного применения (ст.11 Закона РФ «О техническом регулировании от 27.12.2002 г. № 184).

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда

Статью 20 федерального закона по охране труда заменил нынешний Закон о защите прав предпринимателей № 294-ФЗ. В этой статье были установлены требования к проведению проверок, права и обязанности инспектора ГИТ. В частности, инспектор имел право подать ходатайство в следственные органы о привлечении работодателя к уголовной ответственности. Теперь такое право имеет только суд, и то только при наличии тяжких последствий.

В статье 21 ФЗ указано, что задачами госэкспертизы УТ является подготовка предложений по отнесению предприятия к классу профриска. Как известно, даже сейчас, в феврале 2018 года, организации не знают, к какому классу они отнесены, и где могут получить информацию об этом. Методика оценки профессионального риска все еще находится в стадии разработки.

Задайте свой вопрос экспертам Системы «Охрана Труда»

Ответственность за нарушение требований охраны труда

181-ФЗ предусматривал такую меру ответственности работодателя, как прекращение деятельности. В нынешнем законодательстве такая мера отсутствует, самое большое, чем рискует сегодня организация – это приостановление ее деятельности на 90 суток. По 181-ФЗ решение о ликвидации организации или ее структурного подразделения принимал суд по требованию руководителя ГИТ. Для этого ему нужно было заручиться результатами госэкспертизы условий труда.

Федеральный закон №181-ФЗ от 17 июля 1999 г.

((в ред. Федеральных законов от 20.05.2002 N 53-ФЗ от 10.01.2003 N 15-ФЗ))

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

  • охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально — экономические, организационно — технические, санитарно — гигиенические, лечебно — профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;
  • условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
  • вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
  • опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
  • безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;
  • рабочее место — место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
  • средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
  • сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) — документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • производственная деятельность — совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его применения

1. Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на:

  • работодателей;
  • работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
  • членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;
  • студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;
  • военнослужащих, направляемых на работу в организации;
  • граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

3. На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда

  1. Государственными нормативными требованиями охраны труда (далее — требования охраны труда), содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
  2. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, указанными в пункте 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
  3. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 4. Основные направления государственной политики в области охраны труда

1. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • государственное управление охраной труда;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
  • координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
  • распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
  • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  • подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
  • организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
  • обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
  • международное сотрудничество в области охраны труда;
  • проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно — бытовыми помещениями и устройствами, лечебно — профилактическими средствами за счет средств работодателей.

2. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда относятся:

  • определение основных направлений и проведение единой государственной политики в области охраны труда на территории Российской Федерации;
  • разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об охране труда;
  • определение основ государственного управления охраной труда;
  • разработка и реализация федеральных целевых и отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда и контроль за их выполнением;
  • определение расходов на охрану труда за счет средств федерального бюджета;
  • определение структуры, задач, функций и полномочий органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;
  • установление единого порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • определение системы и порядка осуществления государственной экспертизы условий труда;
  • (в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 53-ФЗ)
  • организация и проведение сертификации работ по охране труда в организациях;
  • организация обучения специалистов по охране труда, установление единых требований к проверке знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда;
  • обеспечение взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда;
  • координация научно — исследовательской работы и распространение передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
  • организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
  • международное сотрудничество в области охраны труда;
  • другие полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда относятся:

  • реализация государственной политики в области охраны труда на территории субъекта Российской Федерации;
  • принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда;
  • государственное управление охраной труда на территории субъекта Российской Федерации;
  • участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • разработка и утверждение территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроль за их выполнением;
  • определение расходов на охрану труда за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
  • организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;
  • организация и осуществление государственной экспертизы условий труда, сертификации работ по охране труда в организациях;
  • (в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 53-ФЗ)
  • передача в случае необходимости органам местного самоуправления отдельных полномочий на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных образований;
  • другие полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда

Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

Глава II. ПРАВО И ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ТРУД В УСЛОВИЯХ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 8. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

Каждый работник имеет право на:

  • рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
  • обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
  • отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
  • обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
  • обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
  • профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
  • запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;
  • обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
  • личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;
  • внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;
  • компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

Статья 9. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

  1. Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
  2. Условия труда, предусмотренные трудовым договором (контрактом), должны соответствовать требованиям охраны труда.
  3. На время приостановления работ органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.
  4. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся оплаты времени простоя, см. статью 157 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ.

  • В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности.
  • В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.
  • Статья 10. Ограничение выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда

    1. На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, а также лиц, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья.
    2. Перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом консультаций с общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профессиональных союзов.

    Глава III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

    Статья 11. Государственное управление охраной труда

    1. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.
    2. Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда осуществляется Правительством Российской Федерации.
    3. Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда.
    4. Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

    Статья 12. Служба охраны труда в организации

    1. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
    2. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.

    При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

  • Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда.
  • Статья 13. Комитеты (комиссии) по охране труда

    1. В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.
    2. Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) об охране труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок.

    Статья 14. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

    1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.
    2. Работодатель обязан обеспечить:
    • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;
    • применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
    • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
    • режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
    • приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
    • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
    • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
    • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
    • проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;
    • недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;
    • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
    • предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
    • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
    • расследование в установленном Правительством Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • санитарно — бытовое и лечебно — профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
    • беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;
    • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • ознакомление работников с требованиями охраны труда.

    Статья 15. Обязанности работника в области охраны труда

    • соблюдать требования охраны труда;
    • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
    • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
    • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
    • проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

    Статья 16. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда

    1. Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать требованиям охраны труда.
    2. Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных в пункте 1 настоящей статьи проектов требованиям охраны труда, а также без разрешений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
    3. Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
    4. Запрещаются применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и токсикологическая (санитарно — гигиеническая, медико — биологическая) оценка которых не проводилась.
    5. В случае использования новых, не применяемых в организации ранее, вредных или опасных веществ работодатель обязан до использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников.
    6. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия.

    Статья 17. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

    1. На работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
    2. Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя.

    Статья 18. Обучение по охране труда и профессиональная подготовка по охране труда

    1. Все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
    2. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
    3. Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
    4. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
    5. Государство обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

    Статья 19. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

    1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
    2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет:

    средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

    добровольных взносов организаций и физических лиц.

  • Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно — правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.
  • В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
  • Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
  • Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

    Статья 20. Государственный надзор и контроль

    1. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда — единой федеральной централизованной системой государственных органов.

    2. Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством Российской Федерации.

    3. Государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

    • беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно — правовых форм;
    • запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
    • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
    • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
    • предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
    • приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
    • отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
    • запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
    • привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;

    По вопросу, касающемуся полномочий Федеральной инспекции труда по рассмотрению дел об административных правонарушениях, см. статью 23.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Приказом Минтруда РФ от 13.09.2002 N 184 утвержден Перечень должностных лиц федеральной инспекции труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьей 5.42, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

    4. Государственные инспектора труда являются федеральными государственными служащими.

    5. Государственные инспектора труда несут ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    6. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда наряду с федеральной инспекцией труда осуществляются федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий.

    Статья 21. Государственная экспертиза условий труда

    1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда.

    (п. 1 в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 53-ФЗ)

    2. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

    (п. 2 в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 53-ФЗ)

    3. Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.

    Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.

    4. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

    (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

    5. Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать организации всех организационно — правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию.

    Статья 22. Общественный контроль за охраной труда

    1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

    2. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

    • осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;
    • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
    • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;
    • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
    • предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;
    • осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
    • осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
    • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
    • принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке;
    • обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
    • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

    По вопросу, касающемуся прав профсоюзов в области охраны труда см. также статью 20 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ.

    3. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

    Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

    Статья 23. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда

    Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

    Статья 24. Ответственность за нарушение требований охраны труда

    Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    По вопросу, касающемуся ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда, см. статью 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Статья 25. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда

    1. В случаях, если деятельность организаций или их структурных подразделений, эксплуатация оборудования осуществляются с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены в соответствии с предписаниями руководителей государственных инспекций труда и государственных инспекторов труда до устранения указанных нарушений.

    2. Решения, принятые руководителями государственных инспекций труда и государственными инспекторами труда, могут быть обжалованы в административном порядке или в суд.

    Обжалование не приостанавливает выполнение предписаний до принятия решения в административном или судебном порядке.

    Статья 26. Ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда

    Решение о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения принимается судом по требованию руководителя органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда, или руководителей федеральной инспекции труда и ее территориальных органов при наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда.

    Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 27. О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов в связи с принятием настоящего Федерального закона

    Признать утратившими силу:

    Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 35, ст. 1412);

    Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране труда» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 35, ст. 1413);

    Федеральный закон «О внесении изменений в пункт 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 28, ст. 3346);

    статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2865);

    пункт 2 статьи 30 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803).

    Статья 28. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

    Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.

    Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.