Опекунство и попечительство понятие общая характеристика рк

Порядок назначения опекуна (попечителя)

Куда нужно обращаться и какие документы предоставить для назначения несовершеннолетнему или недееспособному опекуна или попечителя? Чем отличаются опека от попечительства?

Для чего устанавливаются опека и попечительство?

В соответствии со статьей 119 Кодекса Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье опека и попечительство устанавливаются:

  • в целях устройства, защиты прав и интересов детей, которые вследствие смерти родителей, лишения, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;
  • для защиты имущественных и личных неимущественных прав и интересов недееспособных или ограниченно дееспособных совершеннолетних лиц.

Когда устанавливаются опека?

Согласно подпункту 21) пункта 1 статьи 1 Кодекса о браке (супружестве) и семье опека устанавливается:

  • над детьми, не достигшими возраста 14 лет;
  • над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического заболевания или слабоумия.

Когда устанавливается попечительство?

В соответствии с подпунктом 19) пункта 1 статьи 1 и пунктом 1 статьи 127 Кодекса о браке (супружестве) и семье попечительство устанавливается:

  • над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет;
  • над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими веществами.
  • над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, только по их просьбе и с их согласия.

Какие органы относятся к органам опеки и попечительства?

Функции по опеке и попечительству местные исполнительные органы (акиматы) выполняют:

  • в отношении несовершеннолетних через местные уполномоченные органы образования и здравоохранения;
  • в отношении совершеннолетних через местные уполномоченные органы социальной защиты населения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 121 Кодекса о браке (супружестве) и семье опека и попечительство устанавливаются органами опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, либо по месту нахождения имущества нуждающегося в опеке. В отдельных случаях они могут быть установлены по месту жительства опекуна (попечителя).

Какие документы требуется представить в орган опеки и попечительства?

Для решения вопроса о назначении опекуна (попечителя) в орган опеки и попечительства необходимо представить следующие документы:

  • заявление лица о своем желании стать опекуном (попечителем);
  • согласие супруга, если лицо, желающее быть опекуном (попечителем) несовершеннолетнего, состоит в браке;
  • справка о состоянии здоровья лица, желающего стать опекуном (попечителем);
  • справка о состоянии здоровья супруга, если лицо, желающее быть опекуном (попечителем) несовершеннолетнего, состоит в браке;
  • акт обследования условий жизни лица, претендующего на воспитание ребенка;
  • акт обследования условий жизни ребенка, над которым устанавливается опека (попечительство).

Какой документ подтверждает полномочия опекуна (попечителя)?

Опекун (попечитель) получает свой статус по решению местного исполнительного органа (акимата), на основании которого ему выдается удостоверение опекуна (попечителя).

Срок полномочий опекуна (попечителя)

По смыслу закона опекун (попечитель) назначается на срок, ограниченный наступлением обстоятельств, при которых опека и попечительство прекращаются.

Обстоятельства, прекращающие опеку и попечительство установлены статьей 130 Кодекса о браке (супружестве) и семье». Это:

  • вынесение судом решения о признании подопечного дееспособным;
  • отмена ограничения дееспособности подопечного;
  • достижение малолетним подопечным 14 лет означает прекращение опеки и назначение попечительства до совершеннолетия подопечного без дополнительного решения;
  • достижение подопечным совершеннолетия (18 лет) без особого разрешения.

Нельзя стать опекуном (попечителем) на определенный срок.

37. Понятие опеки и попечительства, порядок их установления, права и обязанности опекунов(попечителей) и подопечных, прекращение опеки(попечительства).

Опека и попечительство — форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над малолетними (т.е.

Органами опеки и попечительства являются у органы местного самоуправления. Орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка путем вынесения соответствующего решения назначает опекуна или попечителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над ним: При наличии заслуживающих внимания обстоятельств (если ребенок уже проживает в семье кандидата в опекуны, попечители) опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства также и по месту жительства опекуна (попечителя). Если ребенку, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде.

Опекун или попечитель назначается только с его согласия. Согласие гражданина быть опекуном (попечителем) выражается в соответствующем заявлении в орган опеки и попечительства. Права и обязанности опекуна(попечителя)возникают с момента вынесения органом опеки и попечительства решения о его назначении.

Опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение, ему разъясняются его права и обязанности, передаются необходимые документы подопечного. В дальнейшем орган опеки и попечительства обязан осуществлять постоянный контроль за деятельностью опекунов (попечителей) и оказывать им необходимую помощь в воспитании подопечных, защите их прав и решении других вопросов.

Незаконные действия по передаче несовершеннолетних под опеку (попечительство) влекут привлечение к административной ответственности.

К лицам, которые назначаются опекунами или

попечителями, установлены определенные требования. Опекунами (попечителями) могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные лица. Запрещено быть опекунами (попечителями):

— несовершеннолетним лицам независимо от приобретения ими полной дееспособности до достижения возраста совершеннолетия;

— лицам, лишенным родительских прав;

— лицам, страдающим хроническим алкоголизмом или» наркоманией;

— лицам, ранее отстраненным от выполнения обязанностей опекунов или попечителей;

— лицам, у которых дети были отобраны без лишения родительских прав, т.е. ограниченным в родитель-ских правах;

— бывшим усыновителям, если усыновление было отменено по их вине;

— лицам, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять воспитание ребенка.

Орган опеки и попечительства не вправе назначить опекуном (попечителем) лицо, которое по состоянию здоровья не может осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку (попечительство), определен в постановлении Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 и включает: туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; наркоманию, токсикоманию, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета и др. При решении органом опеки и попечительства вопроса о назначении лица.опеку-ном (попечителем) ребенка должны учитываться также следующие обстоятельства: а) способность лица к выполнению обязанностей опекуна (попечителя);

б)его личные и нравственные качества; в)отношения между ним и ребенком, нуждающимся

в опеке или попечительстве; г) отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя);

д)если это возможно — желание самого ребенка с учетом обстоятельств различного характера (возраст опекуна, попечителя, образование, род занятий и т.п.).

Основания прекращения опеки и попечительства предусмотрены ГК РФ. К ним относятся следующие обстоятельства:

— достижение малолетним возраста 14 лет. Опека автоматически прекращается, а опекун становится попечителем;

— достижение несовершеннолетним возраста 18 лет. Попечительство прекращается автоматически;

— вступление несовершеннолетнего в брак или его эмансипация (объявление несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью);

— освобождение опекунов (попечителей) от исполнения своих обязанностей (при возвращении несовершеннолетнего подопечного к родителям или передаче его на усыновление, в случае помещения подопечного в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты или другие аналогичные учреждения);

— отстранение опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей в случае ненадлежащего их исполнения.

Опека и попечительство по гражданскому праву

1. Органы опеки и попечительства

1.1 Общая характеристика опеки и попечительства

1.2 Опека и попечительство

2. Осуществление опеки (попечительства)

2.1 Порядок осуществления опеки (попечительства)

2.2 Распоряжение и доверительное управление имуществом подопечного

2.3 Прекращение опеки и попечительства

В настоящее время, учитывая социально-экономическое положение в нашей стране актуальной является проблема опеки и попечительства над несовершеннолетними.

На фоне общего социально-экономического неблагополучия особую тревогу вызывает положение детей-сирот, выпускников школ-интернатов. Сложившаяся практика социальной работы с семьей, когда процессы распада деградации в ней носят необратимый характер, не снижает уровня процесса социального сиротства. Губительный для судьбы ребенка разрыв семейных отношений не компенсируется временным решением проблемы питания и воспитания в государственном учреждении, а наоборот порождает проблему постинтернатной жизни, которая приводит многих сирот к социальной депрессии, ставит их на путь асоциального поведения и даже суицида.

Семья – главное, что есть у ребенка. Дети, лишенные любви родителей и их заботы, не могут стать полноценными членами общества. Семья традиционно рассматривалась как оплот всего необходимого для ребенка – воспитания, содержания, заботы и защиты его самого и его прав. Забота о семье и воспитании детей всегда являлась одной из основных задач нашего государства. Опека (попечительство) представляет собою одну из форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения.

Данная работа состоит из введения, 2-х глав, 5 параграфов, заключения. Глава первая «Органы опеки и попечительства» состоит из 2-х параграфов «Общая характеристика опеки (попечительства)», «Опека и попечительство»; глава вторая «Осуществление опеки (попечительства)» состоит из 3-х параграфов «Порядок осуществления опеки (попечительства)», «Распоряжение и доверительное управление имуществом подопечного», «Прекращение опеки и попечительства».

Целью данной курсовой работы является изучение порядка осуществления опеки и попечительства. Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:

изучение теоретических аспектов осуществления опеки и попечительства;

анализ норм гражданского и семейного права в сфере опеки и попечительства.

Объектом исследований будут являться отношения опеки и попечительства.

Предметом настоящей работы является современное законодательство, регулирующее нормы опеки и попечительства.

В основу исследования данной работы положены такие методы как общенаучный, сравнительный, исторический, системный, формально-логический. Теоретической базой послужили работы наиболее видных авторов в области семейного и гражданского права, исследовавших указанную проблему. Изучению данной темы посвящены работы следующих авторов: А.Н. Гуева, Аксенова Г.К., Кузнецовой И.М., В.И. Ларионова, Дзугаевой А.З., Б.Г. Рыбчинской, Т.Я. Сафоновой, Е.И. Цымбалом, Н.Д. Ярославцевой, Л.Я. Олиференко.

Положения, выносимые на защиту:

Необходимость органов опеки и попечительства.

Осуществляя выбор опекуна необходимо учитывать качества предъявляемые к кандидатам.

Опекун ребенка обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, осуществлять контроль по распоряжению имуществом подопечных, что предусмотрено порядком осуществления опеки и попечительства.

1. Органы опеки и попечительства

1.1 Общая характеристика опеки (попечительства)

Опека и попечительство – это, во-первых, правовой институт, т.е. совокупность норм, регулирующих соответствующие отношения, во-вторых, деятельность соответствующих органов, опекунов и попечителей по защите прав и законных интересов подопечных (т.е. лиц, над которыми установлена опека или попечительство).

Институт опеки и попечительства впервые введен в гражданское законодательство. Ранее эти нормы содержались в Кодексе о Браке и Семье 1969 г. Однако данный институт всегда считался комплексным, содержащим нормы гражданского, семейного и административного права.

Гражданский кодекс РФ регулирует общие вопросы: цели опеки и попечительства, права и обязанности опекунов (попечителей) (ст. 31–33), органы опеки и попечительства (ст. 34), назначение опекунов и попечителей, а также освобождение или отстранение их от своих обязанностей (ст. 35, 39), исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей (ст. 35–37), доверительное управление имуществом подопечных (ст. 38), прекращение опеки и попечительства (ст. 40).

Ст. 31 ГК определяет основные цели института опеки и попечительства – защита прав и интересов граждан, которые по возрасту или по состоянию здоровья не могут самостоятельно участвовать в гражданских отношениях и нуждаются в специальных мерах правовой помощи и содействия, а также специальные цели применительно к несовершеннолетним (гражданам, не достигшим 18 лет), которые остались без попечения родителей.

К таким несовершеннолетним закон относит детей-сирот, у которых умерли оба или единственный родитель; детей, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением либо ограничением их в родительских правах; признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными); нахождением их в лечебных учреждениях; объявлением умершими; пребыванием в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. На опеку могут быть переданы как здоровые, так и больные дети. Но если ребенок болен, опекун должен быть осведомлен о состоянии здоровья ребенка и возможных трудностях его воспитания, вызванных имеющимся недугом. Причем в заявлении будущего опекуна указывается, что он предупрежден о болезни ребенка и ее последствиях.

Опека (попечительство) представляет собой одну из форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Опека (попечительство) устанавливается:

– для воспитания детей, лишившихся родительского попечения;

– для защиты личных и имущественных прав этих детей1.

Эти цели взаимосвязаны, так как благоприятные условия семейного воспитания свидетельствуют о бережном отношении к праву каждого несовершеннолетнего на надлежащее семейное воспитание. А там, где это право соблюдается, обычно не нарушаются имущественные интересы детей. Отсутствие родительского попечения следует понимать широко. Главный его критерий: ребенок, подросток остался без помощи родителей, интересы его страдают. Когда несовершеннолетний имеет обоих родителей, возможно сочетание нескольких причин утраты родительского попечения, тяжелая болезнь матери и алкоголизм отца, длительная командировка отца и пребывание матери в местах лишения свободы, проживание матери в другом городе в новой семье и психическое заболевание отца и т.п. Довольно часто несовершеннолетнего следует считать лишимся родительского попечения потому, что один из родителей действительно отсутствует, а другой уклоняется от выполнения своего долга по отношению к своим детям. Но, как бы то ни было, нужно учитывать, что в нашей стране действует принцип: ни один несовершеннолетний не должен оставаться без лиц, несущих ответственность за его воспитание, осуществляющих защиту личных и имущественных интересов ребенка, подростка. А таким лицом является, если не родитель или усыновитель, то опекун (попечитель).

Если родители у детей есть и, по мнению органов опеки и попечительства, именно они должны осуществить свои права и обязанности, опека (попечительство) не устанавливается.

Когда родителей действительно нет (умерли, лишены родительских прав и т.п.), опека устанавливается безотносительно к продолжительности их отсутствия. То же самое можно сказать, если потому, что мать попала в больницу, отец в местах лишения свободы, в другом городе. И в данном случае опека устанавливается тотчас же после установления факта утраты родительского попечения. Если несовершеннолетний оставлен родителями на попечение родственников или других близких лиц, назначение опекуна не обязательно. Оно необходимо, если этого требуют интересы несовершеннолетнего и лишь при отсутствии родителей в течение длительного времени.

Условия назначения опеки и попечительства:

негативные условия (отсутствие решения суда о лишении опекуна (попечителя) родительских прав).

– обязательные условия (достижение совершеннолетия, нравственные и иные личные качества опекуна, способность к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), полная дееспособность, согласие опекуна и попечителя, отношения, существующие между опекуном и подопечным)

Цели установления опеки и попечительства исключают выплату опекуну (попечителю) вознаграждения за исполнение своих обязанностей. Тем самым практически исключается использование этого института в корыстных целях. Оплата такой деятельности может быть установлена только законом. На содержание ребенка опекуну ежемесячно выплачиваются специальные средства в соответствии с Положением о выплате денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденные приказом Мин. образования РФ от 16 февраля 1993 г. №50. При этом размеры выплачиваемых на детей алиментов, пенсий, пособий не учитываются. Выплата производится до достижения подопечным 16 лет (учащимся – 18 лет). Опекун должен организовать разумное расходование этих средств в интересах ребенка.

В настоящем законодательстве закреплен новый правовой институт особой формы попечительства – патронаж над дееспособными гражданами. Ранее по нормам действующего брачно-семейного законодательства над дееспособными совершеннолетними гражданами устанавливалось попечительство (с определенными ограничениями). Такой подход не в полной мере соответствовал правовой природе попечительства и защите имущественных прав полностью дееспособных граждан, хотя и нуждающихся в помощи.

Под патронажем следует понимать регулярное (постоянное) оказание помощи в осуществлении прав, их защите и исполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному гражданину, нуждающемуся в такой помощи по состоянию своего здоровья: тяжелая болезнь, физические недостатки, преклонный возраст. Наличие у гражданина, нуждающегося в помощи, детей или других родственников, обязанных по закону оказывать ему поддержку и материальную помощь, не является препятствием для установления патронажа.

Попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражданина может быть назначен органом опеки и попечительства только с согласия такого гражданина по личному заявлению дееспособных лиц, нуждающихся в помощи. Кроме того, попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного должен назначаться, как правило, по месту жительства подопечного. Назначение попечителя (помощника) может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. Надзор за деятельностью попечителя (помощника) осуществляют органы опеки и попечительства по месту жительства подопечного. С жалобой на его действия в эти органы могут обратиться как сам подопечный, так и (в его интересах) любые другие лица (родственники, соседи, медицинские и социальные работники и др.).

Назначенный гражданам попечитель выступает лишь в качестве их помощника, советчика, человека, оказывающего практическую помощь в быту. Подопечный, являясь полностью дееспособным, имеет право сам совершать любые сделки и иные юридически значимые действия. При этом он в согласии или разрешении попечителя (как это было ранее) не нуждается. Свою помощь попечитель может осуществлять не в силу решения органа опеки и попечительства, а на основании договора поручения или договора о доверительном управлении имуществом, который заключается с самим подопечным – собственником имущества.

Распоряжение имуществом, принадлежащим совершеннолетнему дееспособному подопечному, осуществляется попечителем (помощником) на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным. Совершение бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного (покупка продуктов, одежды, лекарственных препаратов, предметов домашнего обихода и т.п.), осуществляется его попечителем (помощником) с согласия подопечного или по его фактическому поручению. На эти цели используются, как правило, текущие доходы подопечного (пенсии, пособия, алименты и дополнительные средства, выплачиваемые по суду их совершеннолетними детьми и др.).

Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином прекращается: по требованию самого гражданина, находящегося под патронажем (независимо от мотивов этого требования); при помещении подопечного в лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения; по просьбе попечителя (помощника) при наличии уважительных причин, делающих невозможным дальнейшее осуществление его обязанностей; при отстранении попечителя (помощника) от его обязанностей при ненадлежащем их выполнении, в том числе использование патронажа в корыстных целях, оставление подопечного без надзора и необходимой помощи.

Для прекращения патронажа необходимо решение соответствующего органа опеки и попечительства (принятие акта главой местной администрации). Патронаж прекращается также со смертью подопечного (без вынесения соответствующего решения).

Важным нововведением может стать совместная с органами управления образованием работа по организации системы социального патроната над детьми (семьей), находящимися в трудной жизненной ситуации. Правовым основанием для введения системы социального патроната над детьми является часть вторая ст. 64 СК РФ, в соответствии с которой «родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя по защите прав и интересов детей»3. Таким представителем может стать социальный работник, общественный инспектор, утвержденный в установленном порядке и полномочный оказать необходимую помощь.

Введение в регионах такой формы устройства детей, как патронатное воспитание, активизация работы по созданию приемных семей позволит значительно уменьшить число детей, направляемых в учреждения, даст возможность поместить в семью любого ребенка и на любой срок; перепрофилировать детские дома (дома ребенка) в уполномоченные службы органов опеки и ввести в действие планирование попечения над ребенком. Система патронатного воспитания позволяет распределить обязанности по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем.

1.2 Опека и попечительство

Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

Опекун является представителем недееспособных в силу закона (так называемое законное представительство. Согласно ст. 48 ГПК права и охраняемые законом интересы недееспособных граждан, граждан, не обладающих полной дееспособностью, и граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищают в суде их родители, усыновители (естественные опекуны (попечители) несовершеннолетних), опекуны или попечители, которые, представляют суду документы, удостоверяющие их полномочия. Восполняя отсутствующую общую гражданскую дееспособность своего подопечного, совершает от его имени и в его интересах все необходимые сделки и другие юридически значимые действия. Исключение представляет ограниченный круг сделок, которые по закону вправе совершать малолетние (в возрасте от 6 до 14 лет). Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе совершенным самостоятельно, несет опекун. Опекуны могут быть освобождены от ответственности, если докажут отсутствие их вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств. Опекун также отвечает по сделкам, заключенным им от имени гражданина, признанного судом недееспособным.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности следствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

Попечитель оказывает подопечному содействие (помощь – фактическую и правовую) при осуществлении им своих прав и выполнении обязанностей, а также охраняет его от злоупотреблений третьих лиц (эта обязанность в большей степени относится к попечителям несовершеннолетних). Попечитель дает согласие на совершение частично или ограниченно дееспособным лицом тех сделок, которые это лицо не вправе совершать самостоятельно. Имущественную ответственность по всем сделкам, в том числе совершенным с согласия попечителя, несовершеннолетние, достигшие 14 лет, и граждане, ограниченные в дееспособности, несут сами.

Опекуны не могут совершать сделки, предусмотренные п. 2 ст. 37 ГК, а попечители – разрешать их совершение без предварительного письменного согласия органов опеки и попечительства (по отчуждению, по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его в наем, в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также иных сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного).

Основное различие понятий опека и попечительство состоит в объеме прав и обязанностей опекунов и попечителей, который определяется степенью дееспособности их подопечных.

В настоящее время усиливается роль органов опеки и попечительства в процессе своевременного выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и защите их прав. Это связано с тем, что сложные социально-экономические условия, криминализация общества, отсутствие мероприятий, популяризирующих роль семьи и семейного воспитания в обществе, приводят к постоянному росту численности всех категорий граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. Среди них особое место занимают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию или оставшиеся без родительского попечения.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, устанавливающие опеку и попечительство:

органы здравоохранения (над недееспособными и ограниченно дееспособными).

органы образования (над несовершеннолетними).

органы социального обеспечения (над дееспособными лицами с физическими отклонениями)4.

Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

До назначения опекуна или попечителя (или помещения лица, нуждающегося в опеке (попечительстве) в соответствующее учреждение), а в отношении несовершеннолетних – до устройства на воспитание в иных формах (усыновление, приемная семья) обязанности опекунов (попечителей) выполняют органы опеки и попечительства. Назначить опекуна (попечителя) возможно и после помещения лиц, нуждающихся в опеке (попечительстве), в лечебные, воспитательные учреждения, учреждения социальной защиты населения.

Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность на основании устава муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ. В уставе муниципального образования, других документов, регламентирующих работу органов опеки и попечительства, обязательно отражены основные задачи и функции органа опеки и попечительства, круг вопросов, решение которых относится к его компетенции, закреплены полномочия, права и обязанности главы муниципального образования или его заместителя как руководителя органов опеки и попечительства, сотрудников соответствующего отдела, на которых возложено выполнение работы по опеке и попечительству над детьми.

Положительно зарекомендовала себя практика создания при органах опеки и попечительства комиссий по защите прав детей, в состав которых рекомендуется включать заместителя главы муниципального образования по социальным вопросам для рассмотрения таких сложных или спорных вопросов по опеке и попечительству над детьми, как дача разрешений на сделки с жилыми помещениями и иным имуществом, споры о воспитании детей, осуществление родителем своих прав при раздельном проживании родителей и т.д.

В настоящее время действует Федеральный закон от 24.07.98 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в соответствии с которым органы местного самоуправления имеют возможность принимать превентивные меры в отношении детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что, в свою очередь, сможет оказать влияние на снижение числа детей, оставшихся без родительского попечения.

Сложностью в работе органов опеки и попечительства является отсутствие в городах структуры, которая не только координировала бы, но и контролировала работу районных органов, решала бы вопросы опеки и попечительства на уровне субъекта Федерации. Необходимо определить какие полномочия опеки и попечительства решаются на уровне районной, а какие – на уровне городской администрации и какой именно структурой. Это будет способствовать единообразному пониманию и применения действующего законодательства в области опеки и попечительства несовершеннолетних.

В соответствии со статьями ГК РФ, статьями СК РФ необходимо тщательно проводить работу по сбору и обработке информации о детях, оставшихся без родительского попечения, учитывать нормы Семейного кодекса РФ и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

При решении вопроса, о форме устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, необходимо, прежде всего, принимать меры к его передаче на воспитание не в учреждение, а в семью. Семья играет важную роль в укреплении здоровья и воспитания подрастающего поколения, обеспечении экономического и социального прогресса общества, в улучшении демографических процессов. Здесь формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям.

Целесообразно рекомендовать органам опеки и попечительства в наиболее сложных случаях составлять план по защите прав ребенка, в котором органами опеки и попечительства устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей, сроки их исполнения, четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка, а также организовать переписку между опекунскими семьями по обмену опытом, накопление и проводить анализ опыта воспитания приемного ребенка; обеспечивать необходимой педагогической, психологической, социальной и юридической информацией; для активизации деятельности по семейному устройству детей целесообразно предоставлять гражданам информацию о детях, подлежащих семейному устройству.

Необходимость органов опеки и попечительства подтверждена жизненным опытом и практикой.

2. Осуществление опеки и попечительства

2.1 Порядок осуществления опеки (попечительства)

Законодательство о браке и семье допускает установление опеки при наличии определенных условий. Все они имеют прямое отношение прежде всего к способности гражданина обеспечить надлежащее семейное воспитание подопечного. Само собой разумеется, что воспитатель должен достичь той степени социальной зрелости, когда он может сам формировать необходимые качества своего воспитанника. Такая зрелость связывается с совершеннолетним, т.е. с восемнадцатью годами. Лишенным родительских прав лицам, какими бы ни были основания утраты ими этих прав, доверить воспитание несовершеннолетнего нельзя. Передача им на воспитание подопечного возможна лишь после восстановления родительских прав судом. Мало того, каждый раз требуется самая тщательная оценка намерения заменить детям, лишившимся родительского попечения, собственных родителей.

Отстранение от обязанностей по воспитанию подопечного связано с ненадлежащим выполнением опекунских прав и обязанностей, иначе говоря, с недобросовестностью воспитателя, его нежеланием выполнять взятые на себя обязанности. Поэтому ему не следует доверять воспитание других детей. Когда же опека прекращается по другим причинам (из-за возвращения родителей, их выздоровления, по просьбе опекуна и. т. п.), заявление об опеке рассматривается на общих основаниях.

Причины отмены усыновления могут быть разными. Одни из них никак не компрометируют усыновителя как воспитателя, другие характеризуют его с отрицательной стороны, свидетельствуют о его педагогической несостоятельности, таких свойствах личности, которые исключают возможность надлежащего семейного воспитания детей. Вот почему, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей, вторично доверить ему воспитание несовершеннолетнего в форме опеки нельзя.

Таким образом, всякий раз в качестве основания для безусловного отказа в удовлетворении просьбы о назначении опекуном фигурируют обстоятельства, говорящие о неспособности должным образом воспитывать ребенка, подростка, недобросовестности, проявленной при защите личных и имущественных интересов детей. Другими словами, не могут быть опекунами граждане, чьи интересы заведомо противоположны интересам несовершеннолетнего.

Опекунами (попечителями) могут быть назначены только граждане, которые обладают для этого необходимыми способностями и качествами. К лицам, которые не могут быть опекунами (попечителями), закон относит: несовершеннолетних, т.е. лиц, не достигших 18 лет (в том числе и эмансипированных несовершеннолетних); лиц, признанных судом недееспособными, т.е. душевнобольных и слабоумных (ст. 29 ГК); лиц, ограниченных в дееспособности (ст. 30 ГК); лиц, лишенных родительских прав (ст. 69 – 70 СК)5.

Ряд дополнительных ограничений предусмотрен Семейным кодексом (ст. 146). Опекунами (попечителями) несовершеннолетнего не могут быть назначены лица, ограниченные судом в родительских правах (ст. 73 СК), опекуны (попечители), отстраненные от выполнения своих обязанностей (п. 2 ст. 39 ГК), бывшие усыновители при отмене усыновления по их вине (п. 1 ст. 141 СК), а также лица, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или другими хроническими заболеваниями, которые не позволяют им осуществлять воспитание ребенка или являются опасными для самого ребенка. Перечень таких заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №542 (СЗ РФ, 1996, №19, ст. 2304). К их числу отнесены: туберкулез (активный и хронический), заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации, злокачественные онкологические заболевания, инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета, все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.

О личных качествах будущего опекуна приходится судить, беседуя с ним, знакомясь с его характеристикой, вникая в суть возникшей ситуации. Доброта, бескорыстие, заботливость по отношению к попавшим в беду детям еще до оформления опеки помогают увидеть того, кто претендует на роль опекуна прежде всего ради защиты интересов несовершеннолетнего. Полное отсутствие заботы о нем, когда он остался один, всякого рода эгоистические, а подчас и плохо скрытые корыстные побуждения требуют более строгой оценки качеств претендента на роль опекуна. Чтобы выявить его истинные намерения, полезно разъяснить ему опекунские права и обязанности как личного, так и имущественного порядка. Характеристика с места работы, а для неработающего – с места жительства может быть представлена самим гражданином. Когда же ее выдают по запросу органов опеки и попечительства, следует обратить внимание на необходимость включения в нее не только данных о производственной деятельности.

Тщательный медицинский осмотр будущеого опекуна особенно необходим там, где несовершеннолетнему предстоит войти в новую для него семью. Если же он с рождения находится с ним вместе, надобности в особо тщательном и широком медицинском обследовании претендента на опеку нет.

Если проживающий вместе с детьми кандидат в опекуны страдает тяжким душевным заболеванием, алкоголизмом, наркоманией, его просьба удовлетворена быть не может по понятным причинам – имеющий заболевания подобного рода воспитателем быть не может.

Более высокие требования к состоянию здоровью будущего воспитателя предъявляются и тогда, когда имеется несколько претендентов на роль опекуна.

Поскольку после установления опеки подопечному предстоит жить в семье опекуна, необходимо заручиться согласием супруга последнего. При его нежелании находится вместе с подопечным трудно рассчитывать на благоприятные условия семейного воспитания. В сложных ситуациях, когда налицо недобрые чувства к детям, лишившимся родительского попечения, вызваны несерьезными причинами, инспектору следует убедить супруга опекуна в его неправоте. При отсутствии серьезных доводов против несовершеннолетнего опекун назначается вопреки желанию супруга будущего опекуна, других взрослых членов его семьи, если того требуют интересы ребенка или подростка.

Согласие самого подопечного на установление опеки (попечительства) и на назначение конкретного лица опекуном (попечителем) не требуется, однако в случаях, если это возможно (исходя из возраста и состояния здоровья), его желание выявляется и учитывается, хотя и не является обязательным условием для назначения опекуна (попечителя).

Чаще всего с просьбой о назначении опекуном обращаются близкие родственники детей, которые либо уже заменили родителей, либо готовы их заменить, так как родителей не стало. Тогда подбирать кандидатуру опекуна не приходится. Так же бывает и в том случае, когда восполнить ребенку отсутствие родителей хотят посторонние ему лица (сослуживцы родителей, соседи по дому и т.п.).

Сложнее обстоит дело, если рядом с детьми никого нет, тогда опекуна надо искать. В подобных случаях предпринимаются меры поиска человека, который мог бы принять на себя опекунские права и обязанности, путем обращения в общественные организации по месту работы родителей, их места жительства. Когда эти поиски безуспешны, несовершеннолетнего направляют в одно из детских учреждений на полное государственное обеспечение.

Несовершеннолетним, воспитание и содержание которых полностью осуществляется государственными воспитательными учреждениями различных типов (домами ребенка, детскими домами, специальными (коррекционными) учреждениями для детей с отклонением в развитии, домами инвалидов и др.), опекуны (попечители) не назначаются. Не назначаются они и гражданам, помещенным в соответствующие лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и т.п. Выполнение обязанностей опекунов (попечителей) возлагается в этих случаях на администрацию указанного учреждения (директора, главного врача и т.п.) без специального назначения. Конкретные обязанности учреждений как опекунов или попечителей установлены в положениях (уставах) о таких учреждениях.

Особую сложность представляет обеспечение интересов подростков, которые, например, по достижении 16 летнего возраста выбывают из детского дома, а семьи у них нет. Нет и тех, кто хотел бы стать их попечителями. К тому же некоторые подростки, стремясь к полной самостоятельности, свободе от воздействия взрослых, сами не хотят иметь воспитателя, хотя без лица, несущего ответственность за воспитание, т.е. попечителя, нельзя получить алименты, различного рода пособия, защитить жилищные и другие права несовершеннолетнего, о чем тот и не подозревает. Поэтому полезно ему все разъяснить. Тогда отделу по охране детства особенное важно:

поддерживать тесный контакт с находящимся на его территории школьным детским домом, чтобы располагать сведениями, кто из его выпускников не имеет дома, семьи. Тогда легче будет с помощью общественности организовать, например, индивидуальное шефство над несовершеннолетними;

обеспечить вместе с руководством детского учреждения, комиссией по делам несовершеннолетних администрации трудоустройство несовершеннолетнего с одновременным назначением ему попечителя из числа лучших рабочих и служащих производства, учреждения6.

Отсутствие попечителя не освобождает инспектора от обязанности вести специальный учет подростков, не имеющих семьи, принимать все меры для охраны их личных, жилищных, имущественных интересов.

Право выбора наиболее подходящей кандидатуры в опекуны принадлежит органам опеки и попечительства. По общему правилу согласие либо несогласие на этот счет родителя, который почему-либо не может сам заниматься воспитанием, правового значения не имеет, хотя прислушаться к его соображениям стоит.

Осуществляя выбор опекуна при наличии нескольких претендентов на воспитание, следует учитывать, что преимущественное право имеют прежде всего близкие родственники детей, за исключением случаев, когда они, по мнению органов опеки и попечительства, не могут обеспечить надлежащее воспитание ребенка7. Существование такого преимущества понятно: оно позволяет сохранить пусть даже неполную семью.

Когда возникают разногласия между несколькими претендентами на опеку, очень важно отличить добрые побуждения от корыстных. Для этого необходимо получить представление, как складывались отношения с детьми до того, как встал вопрос о назначении опекуна. Чаще всего о добром отношении к детям свидетельствует забота о них задолго до оформления отношений по опеке.

Опекун или попечитель назначается соответствующим административным актом (постановление, решение и т.п.) главы местной администрации с соблюдением условий, предусмотренных законом.

Акт (постановление, решение) главы местной администрации об установлении опеки и попечительства и назначении конкретного лица опекуном, или попечителем может быть обжалован в суд на основании Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (Ведомости РФ, 1993, №19, Ст. 685). Обратиться с жалобой в суд или в вышестоящий орган исполнительной власти могут близкие родственники лица, над которым установлена опека или попечительство, и другие заинтересованные лица. Принесение жалобы не приостанавливает вынесенного решения, опекун (попечитель) вправе и обязан немедленно приступить к выполнению своих обязанностей.

Полномочия опекуна (попечителя) подтверждаются удостоверением, выданным органом опеки и попечительства. Одному лицу может быть назначен только один опекун (попечитель). В то же время одно лицо может быть опекуном (попечителем) двух и более подопечных (например, в

отношении нескольких несовершеннолетних детей – родных братьев и сестер).

Для максимального учета интересов подопечных опекун (попечитель) обычно назначается по месту жительства подопечного. В исключительных случаях, при наличии заслуживающих внимание обстоятельств (например, в случае, если подопечный уже проживает в семье лица, желающего стать его опекуном) опекун (попечитель) может быть назначен по его месту жительства. В случае проживания лица, подлежащего опеке (попечительству) и будущего опекуна (попечителя) на территории разных государств СНГ действует Конвенция (СНГ) о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (СЗ РФ, 1995, №17, ст. 1472), ратифицированная Федеральным законом от 4 августа 1994 г. Согласно п. 4 ст. 33 Конвенции «опекуном или попечителем лица, являющегося гражданином одной Договаривающейся Стороны, может быть назначен гражданин другой Договаривающейся Стороны, если он проживает на территории Стороны, где будет осуществляться опека