Орган судебной власти который решает вопросы

Орган судебной власти который решает вопросы

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Орган судебной власти который решает вопросы

Судебная власть и механизм ее реализации в современной России

Судебная власть является третьей ветвью государственной власти в современной России. Согласно Конституции она осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118, п. 2). Механизмом её реализации является сис тема судебных органов различной ком петенции, сложившаяся и функционирующая в стране на основе конституционного и текущего (обычного) законодательства.

Правовую основу судебной власти и механизма её реализации составляют Конституция РФ (гл. 7– «Судебная власть», ст. 118–128 и др.), федеральные конституционные законы о Конституционном суде (1994), о судебной системе (1996), об арбитражном суде (1995), федеральные законы о статусе судей (1992, с последующими изменениями), о мировых судьях (1999), о народных заседателях (2000) и другие правовые акты. Основной задачей судебной власти и механизма её реализации является обеспечение правосудия. «Правосудие в Российской Федерации,– гласит ст. 118 Конституции,– осуществляется только судом» (ст. 118, п. 1).

В настоящее время на территории РФ существует и функционирует единая система судебных органов. Это: а) Конституционный суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов Федерации; б) суды общей юрисдикции, включая мировые суды и военные суды и в) арбитражные суды. Каждый из этих видов судов занимает своё определённое место в судебной системе постсоветской России и играет в ней обусловленную его юрисдик цией, строго определённую роль. Един ство судебной системы России обусловлено такими факторами, как наличие общих целей и задач, которые решают различные судебные органы страны– осуществление правосудия; общие принципы организации и деятельности различных судебных органов; единые конституционные основы их образования и функционирования; единый конституционно-правовой ста тус судей на всей территории РФ и др.

Важное место в судебной системе современной России занимают Кон ституционный суд РФ, а также конституционные и уставные суды субъектов Федерации. В научной литературе их называют судами конституционной юстиции. Конституционный суд РФ действует на федеральном уровне, а конституционные и уставные суды– только на уровне субъектов Федерации. Соответственно, Конституционный Суд РФ действует на основе Конституции России и федерального конституционного закона (1994), а конституционные и уставные суды– на основе основных законов– конститу ций и уставов субъектов Федерации. В отличие от других видов судов суды конституционной юстиции работают автономно друг от друга и единой системы судов конституционной юстиции не образуют.

На федеральном уровне Конституционный суд России является одним из важнейших органов, осуществляю щих судебную власть. Это сравнитель но новый для России судебный орган. Впервые он был образован в 1991. Конституционный суд РФ состоит из 19 судей. Формируется Президентом РФ и Советом Федерации. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей, а Совет Федерации пос ле их обсуждения утверждает. Судьёй Конституционного суда может быть гражданин России, достигший 40 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Естественно, требуется безупречная репутация кандидата.

Конституционный суд России наделён весьма широкими полномочиями. В соответствии с Конституцией и законом о Конституционном суде РФ он разрешает дела о соответствии Конституции России: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы и Правительства; б) конституций республик, уставов, а также любых нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к исключительному ведению органов власти РФ и их совместному ведению с органами государственной власти субъектов Федерации; в) договоров между органами власти Федерации и субъектов Федерации, а также договоров между различными субъектами Федерации и г) международных договоров России, не вступивших в силу.

Конституционный суд разрешает также споры о компетенции, которые возникают между различными федеральными органами государственной власти; между федеральными органами власти и органами власти субъек тов Федерации; а также между высши ми органами государственной власти субъектов Федерации.

Наряду с этим Конституционный суд России наделён полномочиями проверять конституционность закона, «применённого или подлежащего при менению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом» (ст. 125, п. 4). Проверка конституционности законов проводится по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод или по запросам судов, применяющих тот или иной конкретный закон.

Кроме того, Конституционный суд обладает исключительным правом тол кования Конституции РФ. Толкование проводится по запросам Президента России, каждой из палат Федерального собрания, Правительства РФ и органов законодательной власти субъектов Федерации.

Наконец, Конституционный суд правомочен по запросу Совета Федерации давать заключение о соблюде нии установленного порядка выдвиже ния обвинения Президента России в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Традиционной формой конституци онного производства в Конституционном суде являются пленарные заседания. На них могут быть рассмотрены практически любые вопросы, относящиеся к компетенции Конституционного суда. Однако многие из них, кроме тех, которые должны рассматриваться согласно закону о Конституционном суде (ст. 21) только на его пленарных заседаниях, рассматриваются также на заседаниях палат Конституционного суда. По каждому из рассматриваемых вопросов Конституционный суд принимает решение. Оно может быть оформлено в виде постановления (при разрешении дела о соответствии рассматриваемых актов Конституции РФ); заключения (при рассмотрении вопросов о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступле ния) или определения, которое принимается по всем иным вопросам, относящимся к компетенции Конституционного суда.

Рис. Москва. Здание Конституционного суда Российской Федерации

Все решения Конституционного суда действительны на всей территории Российской Федерации для всех органов государственной власти, мест ного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан, должностных лиц, общественных объе динений.

Нормативные и иные акты или их положения, признанные неконституционными, немедленно утрачивают юридическую силу, а международные договоры РФ, не соответствующие её Конституции, не подлежат введению в действие и применению.

Значительную роль в реализации судебной власти в постсоветской России играют суды общей юрисдикции, или, как их нередко называют, общие суды. К ним относятся: Верховный суд РФ, верховные суды республик, крае вые и областные суды, суд автономной области и суды автономных округов, го родские суды Москвы и С.-Петербурга, федеральные межмуниципальные суды в крупных городах, районные (го родские) суды. Разновидностью судов общей юрисдикции являются военные суды. Особое положение в системе судов общей юрисдикции занимают мировые судьи.

По общему, конституционно установленному правилу судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. В Конституции содержится оговорка о том, что кроме названных требований кандидатам на судейскую должность федеральным законом могут быть предъявлены также дополнительные требования. Судьи Верховного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента, а судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом. Порядок занятия должности и деятельности мировых судей определяется федеральным законом «О мировых судьях» от 17.12.1998 и соответствующими законами субъектов Федерации. В соответствии с последними они могут назначаться или избираться.

Суды общей юрисдикции, в отличие от других судов, рассматривают уголовные и гражданские дела, а также дела, возникающие в сфере трудовых и административных отношений.

Во главе всех судов общей юрисдикции находится Верховный суд РФ. По своему статусу он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, которые подсудны су дам общей юрисдикции. В качестве та кового. Верховный суд РФ осуществ ляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судеб ный надзор за деятельностью всех судов общей юрисдикции и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный суд РФ осуществляет свои полномочия в различных формах, в частности в форме заседаний пле нума Верховного суда, в которых уча ствует весь состав Верховного суда; в форме обсуждения и решения вопросов на президиуме Верховного суда, в состав которого входят Председатель, его заместители и ряд судей, утверждаемых Советом Федерации по представлению Президента России; и в форме работы трёх судебных коллегий– по уголовным делам, граждан ским делам и военной коллегии. Состав коллегий утверждается пленумом Вер ховного суда.

Рис. Москва. Здание Верховного суда Российской Федерации (на Ильинке)

В системе судов общей юрисдик ции особое внимание в настоящее вре мя уделяется деятельности судов с участием присяжных заседателей. Это сравнительно новый для постсоветской России судебный институт, со становлением и развитием которого в ближайшие годы связываются официальные надежды на дальнейшее развитие демократических принципов в механизме реализации судебной власти. В соответствии с действующим законодательством суд присяжных заседателей образуется при городском, районном или ином суде общей юрисдикции в составе одного судьи и двенадцати присяжных заседателей. Суды присяжных заседателей рассмат ривают только уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях: терроризм, бандитизм, умышленное убий ство при отягчающих обстоятельствах, государственная измена и др. Присяжные заседатели при рассмотрении уголовного дела решают вопрос о виновности или невиновности подсудимого, а также о том, заслуживает ли он снис хождения или не заслуживает. Мера наказания осуждённому определяется единолично судьёй. Им же решается, без участия присяжных заседателей, и ряд других возникающих в ходе рассмотрения уголовного дела вопросов, требующих для своего разрешения профессиональной подготовки.

Сравнительно новым для современной российской судебной системы является и институт мировых судей. Он образуется и действует на основе федерального закона о мировых судьях от 17.12.1998, а также аналогичных законов, принятых в субъектах РФ. Участки, в пределах которых действует мировой судья, определяются законодательством субъектов Федерации. Численность населения на каждом из них не должна превышать 30 тыс. чел. Минимальная численность населения в них составляет 15 тыс. чел. Процедуры и порядок назначения или избрания на должность мировых судей определяется законодательством субъекта Федерации. Круг вопро сов, рассматриваемых мировыми судь ями, довольно ограничен по сравне нию с другими судами общей юрисдик ции. Это, в частности, ограниченная категория уголовных дел, за которые предусматривается наказание до 2 лет лишения свободы; трудовые и имущественные споры, цена иска которых составляет не более 500 минимальных размеров оплаты труда; бракоразводные дела при отсутствии спора о детях и др. Все решения по рассматри ваемым вопросам принимаются миро выми судьями единолично.

Наряду с Конституционным судом и судами общей юрисдикции значительную роль в осуществлении судебной власти играют арбитражные суды. В механизме реализации судебной власти они образуют самостоятельную систему судебных органов, тесно связанную с национально-государствен ным и административно-территориаль ным устройством современной России. В эту систему входят: Высший арбитражный суд РФ; высшие арбит ражные суды республик; арбитражные суды округов; краевые, областные и городские арбитражные суды; арбитражный суд автономной области; арбитражные суды автономных округов. На районном уровне законодательством создание арбитражных судов не предусматривается.

Высший арбитражный суд РФ выступает по отношению к остальным арбитражным судам как высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых этими судами. Он также осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их дея тельностью и даёт разъяснения по воп росам судебной практики. В состав Высшего арбитражного суда РФ входят Председатель суда, его заместители, председатели коллегий и члены Высшего арбитражного суда. Судьями Высшего арбитражного суда могут стать граждане РФ, достигшие 35-летнего возраста, которые имеют высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Для судей других арбитражных судов минимальный стаж работы по юридической специальности устанавливается в 5 лет. Судьи Высше го арбитражного суда, согласно Конституции РФ, назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Судьи арбитражных судов округов в различных субъектах Федерации назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего арбитражного суда с учётом мнения субъектов Федерации.

В соответствии с действующим законодательством арбитражные суды участвуют в осуществлении судебной власти путём рассмотрения дел по экономическим спорам между органи зациями, гражданами, предпринимате лями, работающими на территории России, которые возникают в связи с признанием права собственности, с из менением условий при расторжении договоров, с истребованием собственником или законным владельцем имущества из чужого незаконного владе ния и иными основаниями. Кроме того, судебная власть осуществляется арбитражными судами путём рассмотрения дел по спорам, возникающим из правоотношений в сфере управления. Это, в частности, дела по спорам о взыскании с организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, штрафов и других финансовых средств государственными органами; о признании недействитель ными актов государственных органов, которые противоречат законодатель ству и ущемляют законные права и ин тересы граждан и организаций, и др. Наряду с этим арбитражные суды рассматривают споры, возникающие из экономических соглашений между органами исполнительной власти субъ ектов Федерации; аналогичные споры между государственными органами России и других государств, если это предусматривается их соглашением, и др. Вступившие в законную силу реше ния, определения и постановления арбитражных судов подлежат исполнению на всей территории России. Они обязательны для всех государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления и граждан.

Все суды РФ, независимо от их юрисдикции, осуществляют правосудие в стране, руководствуясь одними и теми же конституционно-правовыми принципами судопроизводства, а судьи– члены этих судов имеют одинаковый конституционно-правовой статус.

К основным конституционно-пра вовым принципам правосудия относят ся: а) принцип законности в осуществ лении правосудия, означающий строгое следование судами Конституции РФ и законам; б) осуществление правосудия только теми судами, которые установлены Конституцией России и федеральным конституционным законом. «Создание чрезвычайных судов не допускается» (ст. 118, п. 3); в) осуществление правосудия на основе ра венства всех участников судебного про цесса перед законом и судом; г) свобод ный доступ граждан к суду и обеспечение их права на судебную защиту. Действует конституционно закреплённое правило, согласно которому «никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом» (ст. 47, п. 1); д) открытое разбирательство дел во всех российских судах. Слушание любых дел в закрытых заседаниях, а также заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме слу чаев, предусмотренных федеральным законом.

Кроме названных принципов правосудие осуществляется также на ос нове целого ряда других дополняющих их принципов (принцип состязательно сти сторон– участников судебного процесса; обеспечения компетентности и беспристрастности в ходе судебного разбирательства; принцип невиновности лица в совершении преступления, пока, в соответствии с Конституцией, «его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступив шим в законную силу законом» (ст. 49, п. 1); принцип пользования родным языком в процессе судопроизводства; принцип участия граждан в отправлении правосудия; и др.

Наличие у всех судов РФ единых принципов их организации и деятельности является важным фактором существования и функционирования единой системы России. Другим не ме нее важным фактором, свидетельствующим о существовании и функционировании единой судебной системы как механизма реализации судебной власти в России, является наличие оди накового у всех российских судей конституционно-правового статуса. Глав ными его составляющими выступают конституционные положения о незави симости судей и подчинении их только Конституции и федеральным зако нам; о несменяемости судей; о прекра щении или приостановлении их полно мочий «не иначе, как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом» (ст. 121); о неприкосно венности судей и привлечении их к уго ловной ответственности только в по рядке, предусмотренном в отношении них федеральным законом и др.

3.2 Суд как орган судебной власти

Поэтому здесь еще раз обратим внимание лишь на то, что суд, как орган судебной власти, это не здание суда и не одноименное учреждение, которое в нем расположилось. Под судом как органом судебной власти понимается определенный состав суда, рассматривающий уголовное, гражданское дело, дело об административном правонарушении, либо дело, подсудное Конституционному Суду РФ.

В предусмотренных законом случаях от имени суда выступает судья, рассматривающий дело единолично. При рассмотрении уголовного дела судом присяжных судья не решает вопросы о том, имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; совершил ли это деяние подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого преступления. Данные вопросы ставятся для обсуждения присяжным заседателям. В свою очередь присяжные заседатели не разрешают те вопросы, на которые ответ дает судья. Однако органом судебной власти является и судья, рассматривающий дело единолично, и состоящий из судьи и присяжных заседателей суд присяжных.

Органом судебной власти состав суда признается вне зависимости от того, по какой инстанции (по первой, в кассационном или надзорном порядке и т.п.) дело было рассмотрено, разрешено дело по существу или нет, определена ли виновность и назначено ли наказание. Судебная власть может быть реализована и тогда, когда правосудия как такового не было.

Особенности организации и функционирование судебной власти

Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки.
Подобно тому, как представительные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств. Например, в ст. 117 Конституции Испании (1978 г.) говорится, что «судебная власть исходит из народа и осуществляется от имени короля судьями и магистратами, которые являются независимыми, ответственными и подчинены исключительно закону». В ст. 92 Конституции ФРГ (1949 г.) прокламируется, что «судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами, указанными в настоящем Основном законе и судами земель».
Органы, осуществляющие правосудие — третья власть государственной власти, которая играет особую роль и в механизме государственной власти, и в системе сдержек и противовесов. Особая роль органов судебной власти определяется тем, что он — арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за ветвями власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и других юрисдикций.
Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они также по-разному. В КНР — это Верховный народный суд, местные народные суды, «военные суды и другие специальные народные суды». В США национальная судебная система состоит из Верховного суда США, Верховных судов штатов, окружных судов, апелляционных судов, военных трибуналов и других судов. Конституция США в связи с этим устанавливает, что «судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом» (ст. 3, разд. 1).
Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся. Например, в конституционных актах подавляющего большинства современных государств в той или иной форме провозглашается принцип независимости судей, самостоятельности судов в решении любых, в пределах юрисдикции, вопросов. В ст. 126 Конституции КНР, в частности, отмечается: «Народные суды в пределах, установленных законом, осуществляют правосудие самостоятельно, без вмешательства со стороны административных органов, общественных организаций, и отдельных лиц».
В большинстве конституций закрепляется принцип гласности судопроизводства, открытости судебного разбирательства. Например, Конституция Испании, запрещая деятельность каких бы то ни было чрезвычайных трибуналов, имеющих, как правило, закрытый характер, одновременно устанавливает, что «судебное разбирательство является открытым», «преимущественно устным, особенно по уголовным делам» (ст. 120) Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, что отражено в ч. 2, ст. 118 Конституции РФ.
» Конституцией Российской Федерации предусмотрены:
» Конституционный Суд РФ;
» Верховный Суд РФ;
» Высший Арбитражный Суд РФ;
» соответствующие суды субъектов федерации.
Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126 Конституции РФ). Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ). Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ и давать заключение о соответствии издаваемых нормативных актов, заключаемых международных договоров Конституции. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ).
В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Теперь это высший судебный орган для России и ее граждан.
В настоящее время в России проводится судебная реформа, главными направлениями которой являются:
» создание федеральной судебной системы;
» признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, предусмотренных законом;
» дифференциации форм судопроизводства;
» совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону.
Кроме того, значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. В ст. 124 Конституции Испании, например, говорится: «Прокуратура без ущерба для функций, осуществляемых другими органами, имеет своей задачей способствовать отправлению правосудия в целях защиты законности, прав граждан и общественных интересов, охраняемых законов, в силу своих обязанностей или по ходатайству заинтересованных сторон».
Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера.
Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных законах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры.
В России сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назначаются им самостоятельно. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.

Основу судебной власти в Украине составляют суды, которые явл. разными по своей компетенции и юрисдикции . Система судов общей юрисдикции обеспечивает защиту прав и свобод граждан через рассмотрение гражданских, уголовных, административных и др. дел.

Наивысшим органом в системе судов общей юрисдикции явл. Верховный суд Украины. Ст. 125 Конституции Украины предусматривает создание в Украине судов специальной юрисдикции. К судам специальной юрисдикции принадлежат военные, хозяйственные суды.

В судебную ветвь власти , как ее самостоятельный субъект, входит Конституционный Суд Украины. Он явл. единым органом конституционной юрисдикции , который решает вопросы о соответствие законов и др. правовых актов Конституции Украины. Судебную власть, единую ветвь власти Украины, государство наделило правом использовать принудительные полномочия государственной власти.

В Украине после принятия Конституции судебная власть действует как самостоятельная ветвь власти, Конституция Украины определяет лишь базовые положения судебной системы и закрепляет конституциональные подходы дальнейшего развития судов и законодательства об организации и деятельности системы судов общей юрисдикции.

Правосудие в Укр. осуществляет Конституционный Суд Укр. и суды общей юрисдикции. Не допускается делегирование функций судов, а так же присвоение этих функций др. органам или должностным лицам. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, которые возникают в Украине . Как вид государственной деятельности правосудие связанно с решением различных социальных конфликтов, в основе которых лежит спор о праве. Реализуется правосудие путем рассмотрения на судебных заседаниях уголовных, административных, гражданских и хозяйственных дел с соблюдением установленной законодательством процессуальной форме.

Правосудие осуществляют профессиональные судьи. Народу Украины обеспечивается возможность принимать участие в осуществлении правосудия через введение институтов народных заседателей и присяжных. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются лишь закону. Они осуществляют судоводство единолично, коллегией судей или судом присяжных на принципах: а) законности б) равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом в) обеспечение доказательства вины г) состязательности сторон и свободы в предоставлении ими суду своих доводов и в доведении перед судом их доказательности д) поддержание государственного обвинения в суде прокурором е) обеспечение обвиняемому права на защиту ж) гласность судебного процесса и его полное фиксирование техническими средствами з) обеспечение апелляционного и кассационного опротестование решения суда, кроме случаев, установленных законом и) обязательность решений суда.

Система судов общей юрисдикции базируется на принципах территориальности и специализации и подразделяется на: 1) местные суды 2) апелляционные суды 3) военные суды 4) хозяйственный суды 5) высшие суды . Возглавляет эту систему Верховный Суд Укр.

Надзор за соблюдением законности в Украине осуществляет Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуратуры . Органы прокуратуры составляют единую централизованную систему, которая осуществляет свои полномочия гласно и независимо от каких-либо государственных органов и органов местного самоуправления.

Орган судебной власти который решает вопросы

Здравствуйте помогите пожалуйста решить тест, завтра экзамен! 42. Кто является Верховным Главнокомандующим Воору¬женными Силами РФ?
а) министр обороны;
б) Президент;
в) начальник Генерального штаба.

43. Как называется парламент (представительный и законо¬дательный орган) Российской Федерации?
а) Национальное Собрание;
б) Верховный Совет;
в) Федеральное Собрание.

44. Из каких двух палат состоит российский парламент?
а) Совет Союза;
б) Совет Федерации;
в) Совет Национальностей;
г) Государственная Дума;
д) Палата представителей;
е) Сенат.

45. Как называется высший орган исполнительной власти в РФ?
а) Совет Министров РФ;
б) Кабинет Министров РФ;
в) Правительство РФ.

46. Как именуется глава высшего органа исполнительной власти?
а) премьер-министр;
б) председатель;
в) первый министр.

47. Правосудие в России осуществляется.
а) Президентом РФ;
б) администрацией на местах;
в) только судами.

48. Какой орган судебной власти решает вопросы соответствия Конституции РФ тех или иных действий, документов?
а) основной суд;
б) Конституционный Суд;
в) государственный суд.

49. Какой орган поддерживает законность и правопорядок от имени государства?
а) магистратура;
б) прокуратура;
в) квестура.

50. Как называется глава системы прокуратуры в РФ?
а) главный прокурор РФ;
б) ведущий прокурор РФ;
в) Генеральный прокурор РФ.

51. Органы местного самоуправления.
а) не входят в систему органов государственной власти;
б) входят в систему органов государственной власти;
в) это зависит от конституции или устава субъекта федерации.

52. Положения каких глав Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием?
а) 3, 4 и 8;
б) 1, 2 и 9;
в) 5, 6 и 7.

53. Какой орган призван либо подтверждать неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывать про¬ект новой Конституции Российской Федерации (в оговоренном статьей 135 случае)?
а) Конституционное Собрание;
б) конституционный совет;
в) конституционный конвент.
6 лет

§ 4. Органы судебной власти

В соответствии с положениями Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» федеральные суды, а также конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ составляют единую судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам, действующим на территории субъектов РФ, относятся верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; районные суды, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ. 742

Раздел VI. Органы государственной власти в РФ

К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Пока еще формально не устранено положение, согласно которому конституционный статус судебных органов в республиках порой расходится с тем статусом, который установлен Федеральным конституционным законом. Если одни из них (Бурятия, Адыгея, Марий Эл, Мордовия, Кабардино-Балкария, Коми, Северная Осетия — Алания, Удмуртия) признают, что судебная система республики входит в судебную систему Российской Федерации или устанавливается в соответствии с Конституцией РФ, Конституцией республики, с федеральным конституционным законом, то в других

(Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия)) они закрепляются вне какой-либо связи с

судебной системой Российской Федерации. В Башкортостане, например, Конституцией

установлено, что суды республики подчиняются только закону и Конституции

Республики Башкортостан. В ряде республик (Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Тыва)

конституции ограничиваются закреплением системы судебных органов, хотя порой

указывается подчинение судов Конституции РФ. В Карелии и Тыве конституционно

закреплено создание мировых судов.

Принципиально новым для судебной системы республик является создание

конституционных судов. Такие суды созданы в Башкортостане, Бурятии, Дагестане,

Кабардино-Балкарии, Карелии, Коми, Саха (Якутии), Татарстане, Марий Эл. В

Северной Осетии — Алании действует комитет конституционного надзора, в Адыгее —

Конституционная палата. В Мордовии Конституционный Суд был создан, а затем в

1994 г. упразднен.

Конституционные суды в республиках создаются в качестве высшего органа судебной

власти по защите конституционного строя республики. Они проверяют

конституционность законов и нормативных правовых актов республики, решают

вопросы о конституционности политических партий, дают заключения о действиях

главы государства, разрешают споры о компетенции, дают толкования

республиканских конституций, рассматривают жалобы граждан на нарушение

конституционных прав и др. Хотя в различных республиках объем полномочий

конституционных судов неодинаков, в целом их компетенция напоминает компетенцию

Конституционного Суда РФ. В отличие от судов комитеты конституционного надзора

(до недавнего времени в Татарстане) не выно-

Глава 26. Органы государственной власти субъектов РФ

сят окончательных решений о неконституционности законов, считая, что это

позволяет парламенту самому решить соответствующий вопрос.

Состав конституционных судов и комитетов колеблется от 3 (Бурятия) до 7 человек

(Кабардино-Балкария), их назначают или избирают законодательные органы

Конституции устанавливают порядок назначения судей, возрастные критерии и т.

причем часто закрепляемые условия отличаются от тех, которые закреплены в

В других субъектах РФ (края, области и др.) судебные органы и требования к

судьям закрепляются в соответствии с федеральным конституционным регулированием.

Эти субъекты РФ, как и республики, стали проявлять интерес к созданию судов,

имеющих функции конституционного контроля. Такие суды, проверяющие соответствие

законов уставу данного субъекта РФ, называют уставными. Для примера приведем ст.

59 и 60 Устава Свердловской области, устанавливающие состав, формирование и

компетенцию Уставного суда.

Состав и формирование Уставного суда:

Уставный суд состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов Уставного суда;

судьи Уставного суда избираются областной Думой по представлению губернатора Свердловской области из граждан Российской Федерации, достигших 30-летного возраста, обладающих избирательным правом и постоянно проживающих на территории области. Кандидаты в судьи Уставного суда должны обладать моральными качествами, необходимыми для исполнения обязанностей судьи Уставного суда, иметь ученую степень в области права либо высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;

председатель, заместитель председателя и секретарь Уставного суда избираются членами Уставного суда;

судьи Уставного суда подчиняются Конституции РФ и Уставу Свердловской области.

Компетенция Уставного суда:

Уставный суд осуществляет официальное толкование Устава Свердловской области;

Уставный суд рассматривает дела о соответствии Уставу Свердловской области:

законов Свердловской области и постановлений палат Законодательного собрания;

нормативных актов губернатора и правительства Свердловской области; 744

Раздел VI. Органы государственной власти в РФ

• нормативных актов органов местного самоуправления;

Уставный суд рассматривает споры о компетенции между органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления;

Уставный суд по запросу областной Думы дает заключение на соответствие Уставу действий и решений губернатора Свердловской области;

нормативные акты либо отдельные их части, признанные Уставным судом противоречащими Уставу, утрачивают силу со дня опубликования постановления. Постановления Уставного суда окончательные, опротестованию и обжалованию не

В конституциях и уставах субъектов РФ закрепляется правовой статус органов

прокуратуры, адвокатуры и нотариата. При этом нередко проявляется тенденция

вывести прокуроров из единой централизованной системы Российской Федерации

(Башкортостан, Татарстан, Тыва), что противоречит Конституции РФ.