Основные права гражданина рф кратко

Права, вободы граждан РФ. Гарантия прав и свобод

Главная > Реферат >Государство и право

2. Понятие прав и свобод человека и гражданина……………………………7

3. Права человека и права гражданина………………………………………. 9

4. Классификация прав и свобод……………………………………………. 11

5. Гарантии прав и свобод человека и гражданина………………………….21

Библиографический список…………………………………………………. 24

Данную тему для этой контрольной работы я выбрала, руководствуясь проблемой прав и свобод граждан, лиц не обладающих гражданством, а также лиц, обладающих двойным гражданством в России. В ст.1 ч.1 Конституции РФ зафиксировано, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, на самом деле, по моему мнению, это не так. Наша страна находится сейчас на переходном этапе, этот факт отмечают и многие профессиональные юристы, но я уверенна, что наступит такой момент, когда уровень жизни поднимется до такой степени, когда Россию можно будет по праву назвать демократическим правовым государством, и где проблема гарантии и реализации прав и свобод людей будет стоять на первом месте.

При рассмотрении вопроса о правах и свободах, нельзя не отметить, что реализация всех прав и свобод в полной мере возможна лишь при наличии настоящего демократического правового государства. Это и является главной причиной переплетения этих двух важных проблем. Поэтому я и позволила себе небольшое отступление в начале по поводу реальной оценке государственного строя в России.

Возвращаясь к проблеме демократии, важно отметить, что сам термин м «демократия» произошел от слияния двух слов — «демос» — народ и «кратос»- власть и изначально означал, власть в государстве должна

осуществляться народом, путем голосования и референдума. Наделение же

граждан таким правом должно быть зафиксировано и гарантировано. А это

порождает, как следствие, еще одну не менее важную проблему, как реализация и охрана прав и свобод граждан и людей, проживающих на

территории Российской Федерации. И если учитывать, что вопрос, проблема прав и свобод возник наравне с возникновением проблемы демократии, как одного из видов государственного устройства, то возраст этой проблемы насчитывает не одно столетие. Это доказывается тем, что если первым демократическим государством явилась Афинская республика, возникшая в V в. до н.э. (Пугачев В.П., Соловьев А.И. «Введение в политологию» М., Аспект Пресс, 1996 г., стр.209), то нетрудно посчитать сколько времени ушло на разрешение данного вопроса, и еще неизвестно сколько уйдет.

При выборе данной темы для контрольной работы моим пожеланием было, чтобы развитие России было быстрым и прогрессирующим, а уровень правовой культуры был настолько высок, что все решения принимаемые компетентными органами были основаны на законе и гуманном отношении к людям, тоже относится и к последним. И хотя это звучит фантастично, но уже сама попытка была бы уже большим плюсом.

Далее я постараюсь перечислить основные права и свободы граждан, а также выявить и проанализировать механизмы их реализации и гарантии.

1. Правовой статус

Под правовым статусом человека и гражданина понимается совокупность его прав и обязанностей. Это главное содержание правового положения человека и гражданина, но на него влияют и другие правовые факторы: гражданство, принципы, гарантии прав и свобод. Права и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение в закреплении положения человека в обществе имеет государственное право, прежде всего, Конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина. Они включают: гражданство, конституционные принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы, их гарантии, обязанности. Это важнейшие элементы правового положения человека. Основы правового статуса играют решающую роль в определении положения человека в обществе, имеют жизненно важное значение, их содержание составляют положения главы 2 Конституции РФ.

Однако этими элементами не исчерпывается правовое положение человека. Многие другие права и обязанности граждан, закрепляемые разными отраслями права, базируются на основных правах, свободах и обязанностях, развивают и конкретизируют их. Конституция прямо указывает, что перечисление ею основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. При характеристике правового положения человека и гражданина важное значение имеют его принципы и основные черты, зафиксированные в Конституции РФ. Для положения человека в обществе важен принцип равенства перед законом и судом , закрепленный в ст. 19:

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места

жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3.Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

В Основном Законе появилась новая, весьма значимая конституционная характеристика прав и свобод человека и гражданина — они признаются непосредственно действующими, а также определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

В основах конституционного строя закреплен такой принцип, как полнота прав и свобод граждан РФ. Каждый гражданин на территории России обладает всеми правами и свободами. Иностранные граждане и лица без гражданства также пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, но есть исключения, установленные федеральным законом или международным договором. Неотчуждаемость основных прав и свобод и запрет на их незаконное ограничение — еще один важнейший принцип, в тоже время осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц, общественные и государственные интересы, которые также защищаются государством (ст. 17).

Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в государственных и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Отдельные ограничения могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Это делается опять — таки в соответствии с федеральным конституционном законом, который устанавливает порядок и основания введения чрезвычайного положения. Оно может вводиться на всей территории страны или в отдельных местностях, при этом обозначаются пределы отдельных ограничений прав и свобод и срок их действия. В условиях чрезвычайного положения обычно ограничиваются или запрещаются на время его действия массовые мероприятия: митинги, демонстрации, шествия, может также вводиться цензура, ограничивается свобода передвижения. Все это делается для предотвращения массовых беспорядков, столкновений, паники.

Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения этих прав и свобод. Однако если гражданин совершает преступление, попирающее существующие устои и правила общества и его жизни, то государство просто вынуждено идти в этих случаях на ограничение (Не лишение. ) его основных прав и свобод. Иногда это даже приводит и к ограничению права на жизнь (ст.20 ч.1 Конституции РФ), если закон предусматривает за такое преступление эту крайнюю меру.

Существующая классификация правовых статусов проводится по сфере их

действия и структуре правовых систем. Различают следующие виды правовых статусов личности:

-общий (международный) правовой статус. Включает в себя помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах;

-конституционный (базовый). Объединяет главные права, свободы,

обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны;

-отраслевой статус. Состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы;

-родовой (специальный). Отражает специфику правового положения

отдельных категорий людей;

-индивидуальный. Характеризует особенности положения конкретного

2. Понятие прав и свобод человека и гражданина

Возникновение понятия «права человека», т.е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Уже в V–IV вв. до н. э. древнегреческие философы (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, дарованные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие етественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей.С развитием имущественных отношений права человека постепенно переходили в реальную действительность, закрепляясь в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступая критерием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства. Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Верджинская декларация (1776 г.), положенная в основу Билля о правах Конституции США (1791 г.). Не маловажное значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Основополагающие права человека, закрепленные в

этом правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во

Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.). Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций.

Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции Российской Федерации (1993 г.).

Права человека суть неотъемлемые свойства каждого человека и

существенные признаки его бытия. Государство не «дарует» права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для

определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как

антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т. п.).

Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Наряду с категорией «права» употребляется термин «свободы»: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. В литературе и законодательстве используются также категории «права

гражданина», «права личности». Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они не ограничиваются территориальными или национальными рамками, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах, и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания.

Под «личностью» подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

В настоящее время в международно-правовых актах, литературе и

законодательстве развитых государств категории «права человека», «права гражданина», «права личности» употребляются обычно в одном и том же

значении. Использование отдельных категорий обусловлено чаще всего

логическими и стилистическими правилами или необходимостью выделения того или иного аспекта проблемы прав человека.

Основные права, свободы и обязанности граждан РФ

Главная > Реферат >Государство и право

Основные права человека и гражданина в Конституции РФ. (понятие и признаки.).

Классификации прав и свобод.

Личные (гражданские) основные права и свободы

Политические права и свободы человека и гражданина

Экономические, социальные и культурные права и свободы

Правовой статус человека и гражданина

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В зависимости от социальной позиции властвующих субъектов, проблема прав человека в различные эпохи могла носить некую своеобразную окраску, будь то: религиозную, философскую, этическую. При этом политико-правовой характер её был неизменен.

И только в связи с явлением буржуазно-демократических революций 17-18 в.в., выдвинувших принцип формального равенства, и разделения властей, появилась основа, обеспечивающая развитие и универсальность прав и свобод. Понятие «основные права и свободы человека и гражданина» возникло, когда впервые прозвучало во французской «Декларации прав и свобод человека и гражданина» 1783 года. Просветительские идеи, провозглашенные в данном документе, были поддержаны впоследствии конституциями многих государств – начиная с первой американской демократической конституции 1787 года и до наших дней.

Дальнейшим этапом их углублений, стала вторая часть прошлого века, когда вследствие катастрофической мировой войны, сопровождавшейся массовыми нарушениями прав человека, вопрос привлёк внимание международного сообщества. Принятие Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. «Всеобщей декларации прав человека», явилось неоценимым вкладом в развитие всей цивилизации и культуры.

Под влияние основополагающих международных законов, попали государственные конституции, расширив и закрепив ряд положений, социально значимых как для отдельного человека, так и для общества в целом. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социально — экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных материальных и духовных потребностей. Поэтому основные, фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

Хочется отметить, что раздел о правах человека и гражданина не всегда занимал значимое место в предыдущих Конституциях нашей страны – появился он лишь в Конституции СССР 1936 года, да и то, в числе последних глав (гл.10 ст. ст. 118 – 133). «Впервые в истории советского государства в конституционном тексте говорилось о политических и личных правах и свободах, социально-экономических правах. К сожалению, эти нормы конституции не находили должного отражения в жизни страны. Более того, вступление в силу конституции СССР 1936 года и принятой вслед за ней 21 января 1937 года конституции РСФСР совпало с новой жесткой волной сталинских репрессий». 1

В Конституции 1977 года раздел, касающийся прав человека был поставлен уже на второе место (часть 2 Государство и личность) В этой конституции был расширен перечень прав и свобод советских граждан, в частности, появились права на жилище и охрану здоровья. Однако само развитие гражданских прав и свобод шло в отрыве от международных стандартов. Все они подчинялись целям «коммунистического строительства» под контролем тоталитарного государства во главе с КПСС.

В 1991 году начался новый период в правовой системе Российской Федерации, ознаменованный признанием гарантированных прав человека и гражданина.

В 1991 году была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, полностью соответствующая международным актам, принятым демократическим мировым сообществом.

Приведу заглавие документа.

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР

от 22 ноября 1991 г. N 1920-1

О ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Рассмотрев представленный Президентом РСФСР проект Декларации прав и свобод человека и гражданина, Верховный Совет РСФСР постановляет:

1. Принять Декларацию прав и свобод человека и гражданина.

2. Комитету Верховного Совета РСФСР по законодательству, Комитету Верховного Совета РСФСР по правам человека, Комитету Верховного Совета РСФСР по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью подготовить предложения по приведению законодательства РСФСР в соответствие с положениями настоящей Декларации и внести их на рассмотрение Верховного Совета РСФСР.

3. Президиуму Верховного Совета РСФСР:

включить намеченные к разработке законы в план законопроектных работ;

поручить соответствующим комиссиям палат и комитетам Верховного Совета РСФСР подготовку указанных законопроектов.

Верховного Совета РСФСР

Так была воспринята общая концепция прав человека, принятая в международных документах:

Всеобщей декларации прав человека, принятой 1948 г.;

Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, 1950 г.;

Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, 1966 г.;

Международном пакте о гражданских и политических правах, 1966г

А подписав 10 июля 1992 года в Хельсинки декларацию «Надежды и проблемы времени перемен», Российская Федерация окончательно подтвердила свои обязательства соблюдать заключительный акт СБСЕ 1975 года в области прав человека.

Во исполнение этих обязательств 21 апреля 1992 года были внесены изменения в действующую в то время Конституцию 1977 года. Тем не менее, этого было недостаточно, так как изменённый раздел не был органично связан с остальным текстом документа. И только акт, принятый Референдумом от 12 декабря 1993 года и действующий по сей день, можно считать наиболее соответствующим по части реализации прав и свобод человека в нашей стране.

1.Основные права человека и гражданина в Конституции РФ.

Конституционно закреплённые права и свободы составляют лишь небольшую часть от всех прав и свобод, определяющих правовой статус личности. Ведь он зависит от норм разных отраслей действующего права. Но главным, базисным элементом всё же являются права, закреплённые в Конституции. Выбор их не произволен и обусловлен следующими факторами:

Значимость данного права и свободы для человека и общества.

Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально необходимы людям и государству. То есть основные права и свободы. Для человека они служат необходимыми источниками обеспечения условий достойного существования личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства общества, членом которого он является; экономических и социальных условий, необходимых для удовлетворения насущных материальных и духовных потребностей.

Для государства и общества значимость конституционного закрепления прав и свобод выражается в том, что именно их реализация необходима для воплощения в жизнь тех свойств государства, что определяют его сущность как правового и демократического.

Кроме того, само существование государства, общества обеспечиваются совокупной деятельностью людей во всех сферах жизнедеятельности — экономической, политической, духовной. Так без реализации права на свободу массовой информации (ст.29 ч.5) не могла быть создана независимая информационная среда, без реализации избирательных прав граждан — формирование структур управления обществом и.т.д.

Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им как необходимое условие его существования.

Изначальный, неотчуждаемый характер принадлежности человеку данного права и данной свободы.

Ст. 17 Конституции РФ устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и свободы закрепляются конституционно. К ним можно отнести право на жизнь, неприкосновенность личности, на собственность и мн.др. Это так называемые естественные права. Их следует отличать от прав и свобод человека и гражданина, которые предоставляются государством, будучи гораздо шире. Можно обратить внимание, что «ни одно из провозглашенных Конституцией Российской Федерации прав человека и гражданина не может быть изъято государством или ограничено без указания оснований ограничения. Российская Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод в государственных и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». 3

Присущие основным правам и свободам особые юридические свойства, специфика их реализации. Эти свойства проявляются в следующем:

а) конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными отраслями права. Так, все права, вытекающие из норм ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 30.11.2001 г. базируются на конституционных положениях о социальном обеспечении ( ст. 39); права, закрепленные в нормах ФЗ «О гражданстве РФ» от 19.04.2002 г., — на соответствующем конституционно закрепленном праве. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод, поэтому последние являются главными в характеристике правового положения личности.

б) основные права и свободы неперсонифицированны, т.е. адресованы самому широкому кругу субъектов. Они закрепляются за каждым человеком и гражданином либо за каждым гражданином. Все другие (не основные) права и свободы, устанавливаемые нормами других отраслей права, увязываются с обладанием лицом различными статусами – участников дорожного движения, собственников имущества, арендаторов, покупателей, истцов, ответчиков и т.д.

в) характерной чертой основных прав и свобод является их всеобщность. Они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека, для каждого гражданина. «Только конституционные права и свободы имеют такой всеобъемлющий адрес – как каждый человек и гражданин, или каждый гражданин Российской Федерации» 4 Признавая то или иное право основным, государство исходит из возможности осуществления его всеми. Этим обуславливается процесс расширения основных прав и свобод по мере создания соответствующих социально-экономических предпосылок.

г) основные права и свободы граждан Российской Федерации отличаются от других прав и свобод основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству РФ. Они не связаны с осуществлением гражданином своей правосубъектности и присущи всякому гражданину РФ как субъекту права. Это свидетельствует о том, что основные права и свободы выражают главные связи человека с государством, его статус как гражданина.

д) основные права и свободы гражданина РФ не приобретаются и не отчуждаются по его волеизъявлению. Они принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от его правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства.

е) основные права и свободы характеризуются особым механизмом реализации. Все другие права и свободы могут стать достоянием человека и гражданина в процессе реализации его правоспособности через участие в конкретном правоотношении. Основные же права и свободы выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения.

ж) специфической чертой основных прав и свобод являются особая юридическая форма их закрепления. Они фиксируются в правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, т.е. в Конституции.

Основные права граждан России

Конституция РФ определяет основные права граждан России. Эти права названы основными, так как составляют основу всех прав и свобод, предоставляемых гражданам законами РФ.

Конституция РФ устанавливает, что важнейшие нрава, определяющие само существование гражданина как человеческого существа (права и свободы человека, такие как право на жизнь, достоинство, свобода и личная неприкосновенность, недопущение пыток и жестокого обращения и др.) неотъемлемы и принадлежат каждому от рождения. В то же время гражданин Российской Федерации может самостоятельно и в полном объеме осуществлять свои права с 18 лет.

Например, только с 18 лет граждане получают право участвовать в выборах своих представителей как в местные, так и в высшие законодательные органы, избирать губернатора, главу администрации, Президента России.

Осуществление гражданином предоставленных ему прав возможно только в рамках закона и в соответствии с его предписаниями. Например, граждане имеют право заниматься предпринимательской деятельностью. Однако эта деятельность не должна носить противоправный характер: нельзя заниматься такими запрещенными видами деятельности, как, например, изготовление и сбыт наркотических средств. В то же время даже разрешенные законом виды предпринимательства должны осуществляться в соответствии с нормами гражданского права, регулирующими товарно-денежные отношения.

Пользуясь всей полнотой прав и свобод, гражданин должен признавать полноправие других граждан независимо от пола, национальности, материального и социального положения и других обстоятельств. Обладая на территории России всеми правами и свободами, гражданин должен честно выполнять обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. От того, насколько добросовестно выполняют граждане свои обязанности, зависит возможность государства обеспечить гражданам полноценную реализацию их прав.

Сопоставим для примера тексты двух статей Конституции РФ:

Из Конституции РФ

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Реально ли обеспечить право граждан на благоприятную окружающую среду, если сами граждане не будут беречь природу, подчас нанося ей невосполнимый ущерб?

Другой пример: граждане России обязаны платить установленные налоги. Уклонение граждан от выполнения этой обязанности, трудности, испытываемые государством при сборе налогов, порождают несвоевременное поступление в бюджет денежных средств, необходимых государству для финансирования образования (обеспечения права на образование), своевременной выплаты пенсий (социальное обеспечение) и т.д.

В соответствии с действующими законами государство имеет возможность применить к гражданам, злостно не выполняющим свои обязанности, систему санкций (наказаний), привлечь их к административной либо уголовной ответственности, следствием чего может явиться не только ограничение прав, по даже их временное лишение (например, в случае применения уголовного наказания в виде лишения свободы).

Все конституционные права граждан России можно разделить на три большие группы: гражданские права, политические права и социально-экономические нрава (включая права в области культуры).

В ст. 20–33 Конституции РФ закреплены гражданские и политические права. В группу гражданских прав включаются, в первую очередь, свободы, т.е. права, обеспечивающие свободу личности, защиту личности от вмешательства государства в частную жизнь, от произвола властей, обеспечивающие человеку возможности сохранять, проявлять и развивать свою индивидуальность, иметь «свое лицо», даже если оно существенно отличается от общепринятых представлений. В основе гражданских прав лежат идеи естественных прав человека, главные из них – права человека на жизнь, честь и достоинство, свободу распоряжения собой и собственной жизнью, свободу выбора жизненного пути.

В Конституции РФ перечень гражданских прав и свобод начинается с важнейшего естественного права – права на жизнь.

Из Конституции РФ

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Наряду с гражданскими правами в первую группу входят также политические права граждан. Политика – слово греческого происхождения, politike – искусство управлять государством. Политические права предоставляют гражданам возможность управлять государством, участвовать в обсуждении и решении вопросов государственной важности, оказывать влияние на политику государства в целях защиты своих интересов.

Политические права граждан России основаны на сформулированных в главе 1 Конституции РФ принципах народовластия и идеологического и политического многообразия.

Из Конституции РФ

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Важными политическими правами гражданина России являются права избирать и быть избранным. Эти права закреплены в Конституции РФ.

Из Конституции РФ

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Данное конституционное положение конкретизируется комплексом законов о выборах. Все совершеннолетние граждане с 18 лет имеют право участвовать в выборах. Выборы всеобщие, прямые, равные, при тайном голосовании – это то, за что боролись сторонники демократического развития в разных странах на протяжении многих лет.

Основные социально-экономические права граждан, включая и права в области культуры, закреплены в ст. 34–44 Конституции РФ. Эти нрава определяют предоставляемые каждому гражданину возможности для хозяйственной (экономической) деятельности, для обеспечения материального благосостояния его и его семьи, для создания необходимых бытовых условий, для духовного и физического развития личности, сохранения здоровья, воспитания детей. Реализация социально-экономических прав обеспечивается социальной политикой государства и требует от государства значительных денежных вложений.

Социально-экономические права граждан России органически связаны с содержащимся в первой главе Конституции РФ определением Российской Федерации как социального государства, т.е. государства, призванного обеспечить своим гражданам достойную жизнь. Возможности экономической деятельности граждан определяются провозглашенной в ст. 8 Конституцией РФ свободой экономической деятельности, признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной форм собственности.

В главе 2 Конституции РФ определен ряд юридических гарантий прав и свобод граждан. Это предусмотренные законом правовые меры, создающие условия для реализации прав граждан и их защиты, а также нормы, регламентирующие деятельность государственных органов с тем, чтобы оградить граждан от нарушения их прав.

4. Право на образование является важнейшим правом гражданина в области культуры. Основы политики государства в области образования определены в ст. 43 Конституции РФ.

Из Конституции РФ

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Документом, определяющим отношения между субъектами права в области образования, является Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». На текущую деятельность образовательных учреждений оказывают влияние правовые акты Министерства образования и науки РФ – решения коллегии Министерства, приказы Министра, подготовленные в Министерстве образования и науки РФ инструкции и положения, методические письма и др.

Провозгласив в Конституции РФ право граждан на образование, государство тем самым взяло на себя обязательства обеспечить осуществление на практике этого права.

Из Закона РФ «Об образовании»

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.

6. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее – с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

7. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Важное условие осуществления гражданами права на образование – получение основного общего образования на родном языке обеспечивается путем открытия соответствующих школ, классов и групп (ч. 2 ст. 6). Учитывая, что русский язык является государственным языком в Российской Федерации, его изучение обязательно во всех школах страны (ч. 5 ст. 6).

Особое значение имеет качество образования. На Министерство образования и науки РФ возлагается обязанность разработки федеральных образовательных стандартов. В них указываются максимальное количество учебных часов для каждой ступени обучения, перечень обязательных предметов, необходимый минимум знаний и умений, которые должна дать школа по каждому из этих предметов. Обязанностью государственных органов является также контроль за качеством работы образовательных учреждений, проведение периодической аттестации (оценки) их деятельности.

Одним из принципов политики государства в области образования является плюрализм (от лат. pluralis – множественный). Применительно к общему образованию этот принцип проявляется:

– в создании государственных, муниципальных и частных школ;

– в наличии школ с разными образовательными программами: наряду с традиционными, обычными школами имеются гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением тех или иных предметов, школы для особенно одаренных детей, школы для детей, страдающих физическими недугами (например, школы для детей с болезнями позвоночника, для слепых, глухих, с отклонениями в психическом развитии), вечерние и заочные школы для работающей молодежи, школы в местах лишения свободы;

– в возможности получения образования в различных формах: очной, вечерней, заочной, в форме семейного образования, экстерната.

В то же время принцип единого федерального образовательного пространства предполагает наличие общих черт в содержании образования независимо от типа школы и формы его получения. Выпускники средних общеобразовательных учреждений по итогам аттестации получают документ о среднем (полном) общем образовании, а также могут быть награждены золотой или серебряной медалью, похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов».

Законом РФ «Об образовании» определены важнейшие нрава обучающихся, воспитанников, включая учащихся школ, а также их родителей.

Из Закона РФ «Об образовании»

Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников

4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения. на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

14. Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Рядом правовых документов регулируются отношения в сфере высшего профессионального образования. Это, в первую очередь, Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».